Диссертация адаптивная физическая культура дцп

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Речкалов Александр Викторович, Пшеничникова Ольга Леонидовна, Кузнецов С. В., Медведева С. В.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

А.В. Речкалов, О.Л. Пшеничникова, С.В. Кузнецов, С. В. Медведева

Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения [1]. Тяжесть нарушений у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются не обучаемыми 1. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.

Наблюдения последних лет показали, что комплексное, систематическое лечение может значительно снизить степень инвалидизации ребенка или даже вовсе устранить ее [2, 4,5].

Целью настоящей работы явилась оценка эффективности использования различных средств адаптивной физической культуры для лечения детей, страдающих детским церебральным параличом, в условиях семейного воспитания.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 5 - 6 лет. Из них 7 девочек (46,6 %), 8 мальчиков (53,4 %). Все обследуемые состояли на учете в центре реабилитации МУ "Городская детская поликлиника №1" с диагнозом "детский церебральный паралич", клиническая форма - "спастическая диплегия".

Пациентам предлагалось пройти комплекс реабилитационных мероприятий, включавший физиотерапию, массаж, лечебную гимнастику, лечение положением, лечебное плавание, иппотерапию, водолечение, прогулки и занятия на свежем воздухе. Лечение и дополнительные мероприятия, применяемые в этом комплексе, обсуждались с врачом неврологом.

Исследование состояния опорно-двигательного аппарата у детей проводилось при помощи оценки моторики и чувствительности (Lucas Y.T., Ducker Т.В., 1979); тестирования моторики рук детей (НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера, Санкт-Петербург); оценки функционального контроля при детских церебральных параличах (К.А. Семенова, 1999) и оценки способности к самообслуживанию (S. Katz et al, 1963) [7, 8].

Полученные результаты были подвергнуты математической обработке с использованием параметрических методов статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование индекса моторики и чувствительности (Lucas Y.T., Ducker Т.В., 1979) [8] у детей со спастической диплегией показало, что под влиянием комплекса

реабилитационных мероприятий отмечалась тенденция к увеличению мышечно-суставной чувствительности, особенно в пальцах правой стопы - с 0,37 ± 0,11 балла до 0,73 ± 0,11 балла.

До проведения реабилитационных мероприятий показатель индекса моторики и чувствительности для правой руки составил 63,8 ± 4,35 %, для левой руки 61,9 ± 4,26 %. После курса реабилитации наблюдалась тенденция к увеличению показателя для правой руки до 72,9 ± 4,63 %, левой руки - до 72,4 ± 4,46 %. Таким образом, после предложенного нами курса лечения показатели двигательной сферы и чувствительности выросли на 9 и 10,5 %, соответственно для правой и левой руки.

Расстройство двигательной сферы (индекс моторики) оценивалось в баллах (от 0 до 5, аналогично шкале МсРеак, 1996) по наличию движений в 10 суставах справа и слева. Суммарный балл выражался в процентах от максимально возможного для данного уровня.

В тесте "Отведение плеча" средний показатель для левой руки составил 3,2 ± 0,36 балла, для правой руки 3,2 ± 0,33 балла. После курса реабилитации в правом плечевом суставе тенденция к увеличению подвижности увеличилась на 0,7 балла, также тенденция к увеличению была видна и в левом плечевом суставе на 0,7 балла. Наиболее значимо увеличился процент детей, имеющих самый высокий уровень (5 баллов), который составил для правой руки 33,3 %, для левой - 46,7 %. Количество детей, имеющих 4 балла, сократилось для правой руки на 13,3 %, для левой руки на 40 %. Показатель в 3 балла для правой руки понизился на 50 %, а для левой остался без изменения.

При выполнении разгибания кисти средний показатель для правой руки был равен 3,47 ± 0,38, для левой руки 3,47 ± 0,38 балла. После курса реабилитации наблюдалась тенденция к увеличению подвижности в плечевом суставе правой руки до 4 ± 0,38, левой - до 3,93 ± 0,33 балла. Пятибалльный уровень до реабилитационных мероприятий составил 20 %, по окончании реабилитации таких детей было выявлено на 33,3 % больше, третий и четвертый уровни остались практически без изменения.

Показатели в тесте "Разгибание в локтевом суставе" составили: для правой руки - 3,33 ± 0,45; левой руки - 3,13 ± 0,42. После курса предложенных мероприятий видимое улучшение по пятому уровню наблюдалось в подвижности плечевого сустава левой руки - на 40 %, подвижность правой руки осталась без изменения.

Результат в сгибании кисти для правой руки составил 3 ± 0,41 балла, для левой руки - 3,87 ± 0,28 балла. После курса реабилитации подвижность в лучезапястном суставе правой руки улучшилась на 29 %, левой - на 6,7 %.

Таким образом, подвижность в лучезапястном суставе, ранее оцененная на 4 балла, после курса реабилитации соответствовала 5-балльному уровню.

В тесте "Разведение пальцев" средний показатель для правой руки составил до курса проведенной реабилитации 3,1 ± 0,38 для правой руки, 3 ± 0,41 для левой руки, после курса наблюдалось незначительное увеличение подвижности пальцев обеих рук.

При сгибании в тазобедренном суставе средний показатель справа составил 3,3 ± 0,27, слева 3,3 ±0,28 балла. После курса реабилитации наблюдалась тенденция к увеличению подвижности в правом тазобедренном суставе до 3,5 ± 0,24, левом - до 3,7 ± 0,25 балла.

При выполнении разгибания в коленном суставе средний показатель для правой ноги составил 3,1 ± 0,34; для левой ноги 2,8 ± 0,34 балла. Выявлена устойчивая тенденция к увеличению подвижности в коленном суставе правой ноги - 33,3 %, левой ноги - 40 %.

В тесте "Тыльное сгибание стопы" средний показатель для правой ноги составил 2,9 ± 0,21, левой ноги 2,7 ± 0,18 балла. После реабилитации показатель для правой ноги увеличился на 13,3 %, для левой ноги на 33,3 % (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Показатели тыльного и подошвенного сгибания стопы у детей со спастической диплегией до (1) и после (2) реабилитационных мероприятий (п=15)

Примечание: *- различия достоверны по отношению к исходным показателям, р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом проведенных реабилитационных мероприятий стало увеличение числа детей со сформированными навыками одевания на 20 %, что говорит о том, что решились некоторые проблемы, связанные с бытовой адаптацией детей-инвалидов.

Уровень полной зависимости при посещении туалета до реабилитационных мероприятий составлял 13,4 %, функциональная независимость наблюдалась у 86,7 % детей.

По окончании реабилитации данный вид самообслуживания существенно не изменился и функционально зависимыми по-прежнему оставались 13,3 % детей.

Одним из основных показателей функциональной независимости детей с двигательными дефектами является самостоятельное перемещение. Количество детей, полностью зависимых по данному показателю, в результате проведенной работы снизилось на 6,6 %, что можно расценивать как положительную тенденцию. Большинство детей характеризовались дефектной ходьбой на короткие расстояния без дополнительной опоры.

До реабилитации полная зависимость по осуществлению произвольного мочеиспускания и дефекации наблюдалась у 6,7 % обследованных, после курса реабилитации функционально независимыми были 100 % обследованных детей (рис. 4).

□ зависимы ■ не зависимы

90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -

полная зависимость - 0 баллов независимость - 1-2 балла □1П2ИЗН4П5П6

Рис. 3. Показатели способности к самообслуживанию у детей со спастической диплегией (п=15) по методике в. Кагг а/ (1963). 1- купание, 2 - одевание, 3 - туалет, 4 - перемещение, 5 - контроль мочеиспускания и дефекации, 6 - питание

Рис. 4. Показатели индекса функциональной независимости у детей со спастической диплегией (п=15) по методике в. КаГг еГ а/ (1963)

В начале исследования самостоятельно осуществляли прием пищи 73,3 % наблюдавшихся детей. После курса реабилитации показатели функциональной независимости по данному виду деятельности увеличились на 13,4 % и составили 86,7 %. Таким образом, предложенная программа позволила в значительной мере облегчить бытовую реабилитацию детей со спастической диплегией.

Исследование индекса функциональной независимости показало, что процент функционально зависимых детей уменьшился с 46,6 % до 26,6 %, а процент функционально независимых детей увеличился с 53,4 % до 73,4 %. Таким образом, можно говорить о том, что после курса реабилитации, большее количество детей владеют навыками самообслуживания, а, следовательно, они ста-

новятся более социально адаптированными.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о необходимости раннего и комплексного начала реабилитационных мероприятий. Изучение двигательных способностей и определяющих их факторов имеет большое значение для поиска наиболее оптимальных путей и методов повышения эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий при нарушении опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП.

1. Оценка уровня двигательной сферы и мышечно-суставной чувствительности у детей со спастической дип-легией позволяет говорить о положительном влиянии предложенного комплекса реабилитационных мероприятий. Значительно возросли показатели тыльного и подошвенного сгибания стопы. Выявлена тенденция к улучшению показателей моторики в среднем на 16,5 %.

2. Исследование моторики рук у детей со спастической диплегией показало, что в результате реабилитационных мероприятий наблюдалась устойчивая тенденция к повышению показателей "сгибания - разгибания" в лу-чезапястном суставе на 20,6 % и "супинация - пронация" предплечий на 7,1 %.

3. В работе выявлена положительная динамика функционального контроля у детей со спастической дипле-гией. К концу исследования на 7 % снизилось количество детей, имеющих низкий (нулевой) уровень функционального контроля. Аналогичным образом увеличилось количество детей с высшим, третьим уровнем развития моторики, эмоционально-волевой сферы. Процент детей с первым и вторым уровнем остался без изменений.

4. Изучение способности к самообслуживанию у детей со спастической диплегией выявило более значительные изменения по овладению такими навыками, как самостоятельное купание, одевание, перемещение, питание. Наиболее высокий процент функциональной независимости выявлен по таким разделам самостоятельной деятельности как посещение туалета (86,7 %), контроль мочеиспускания и дефекации (100 %), питание (86,7 %). Количество функционально независимых детей после курса реабилитации увеличилось на 23 %.

1.Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Калуга, 1996. - С 5-7.

2.Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. - М.: Антидор, 1999. -214 с.

3.Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП. - М., 2001. -116 с.

4.Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. - Л.: Медицина, 1986. - 176 с.

5.Борисова О.И. Физическое воспитание детей в семье. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

6.Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. - К.: Здоровья, 1988. -328 с.

7. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное

пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. -464 с.

8.Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Под ред. С.Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2003. - 184 с.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ МЕТОДОМ ИППОТЕРАПИИ

О.Н. Ловыгина, В.Л. Рахманский, Е.Н. Величко, А.А. Новоявчев

С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека общения с лошадьми и езды на них . Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

В наше время существует такое понятие, как иппо-терапия (от греческого "hippos" - лошадь). Это форма реабилитации, при которой используются гимнастические упражнения на лошади (вольтижировка).

Иппотерапия взята на вооружение как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, связанных с нарушением кинетики, последствий полиомиелита и детского церебрального паралича, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении и многих других заболеваний [1].

Лечебный эффект достигается за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды, а также благодаря колебаниям, передающимся со спины лошади при ее движении на позвоночник, суставы и окружающие их ткани наездника. В настоящее время создана даже специальная шкала колебаний спины лошади, зависящая от темперамента и характера животного, что позволяет подобрать лошадь для лечения конкретного больного с учетом особенностей его заболеваний.

Наблюдая за пациентами, проходящими курс иппо-терапии, специалисты обнаружили, что при оптимальной нагрузке вокруг позвоночника создается сильный мышечный корсет, улучшается кровообращение, нормализуется обмен веществ в межпозвонковых дисках [2].

Подмечено, что особенно сильный оздоравливаю-щий эффект верховая езда оказывает на детей в возрасте от 5 до 12 лет. Кроме того, верховая езда всесторонне развивает ребенка, делает его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым.

На Западе иппотерапия как один из методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями применяется на протяжении многих лет, в России же этому вопросу, по существу, уделяется мало внимания. Можно сказать, что лечебная верховая езда (ЛВЕ) в РФ стоит на начальном этапе своего развития [3].

В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на положительном влиянии лечебной верховой езды на психофизическое развитие детей с умственной отсталостью.

В наше исследование было включено 60 детей с нарушением умственного развития в возрасте от 9 до 12 лет. Критерии включения пациентов в исследование: согласие больных детей и их родителей на участие в программе физической реабилитации с использованием метода иппотерапии; все дети имели диагноз "умственная отсталость" легкой либо умеренной степени; испытуемые дети ранее не занимались спортом.

Дети были разделены на 2 группы. В экспериментальной группе - 30 человек (16 девочек, 14 мальчиков) в качестве оздоровительных мероприятий дополнитель-

Номер работы: 261448

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Просмотр 1 страницы = 3 руб

Оглавление диссертации:

Реабилитация детей с ограниченными возмолшостями преднолагает оказание помощи детям, которая позволяла бы осуществлять их интеграцию в общество здоровых детей. Детский церебральный паралич (ДЦ1Т)значительно раснространен заболеваний среди других заболеваний нервной системы, ведущих инвалидности, так как мультифакториальность этиологии к и сложность натогенеза болезни затрудняют эффективность его лечения. Инвалидность но детскому церебральному параличу занимает первое место в структуре детск

ГЛАВА 1. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Характеристика детского церебрального паралича Врожденные заболевания, сопровождающиеся параличами, были известны еще во времена Гиппократа и Галена. Однако используемый в настоящее время термин - детские церебральные параличи - появился впервые в обиходе врачей в первой половине XIX века. В 1893 году Зигмунд Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. [79] Вопросами лечения ДЦП

Эпидемиология детского церебрального паралича в России и Анголе В последние годы в Российской Федерации отмечается неуклонный рост числа инвалидов, среди причин детской инвалидности первое место принадлелшт болезням нервной системы, в эту же группу входит детский церебральный паралич [23,174]. По данным К.А. Семеновой (1999), детский церебральный паралич составлял в России в 1962г - 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 - 1,72; в 1982 - 5,6; в 1992 - 7 на 1000 детей, в 2002г- 9 на 1000 детей

Этиопатогенез детского церебрального паралича. Причины развития детского церебрального паралича многообразны. В отнощении происхождения ДЦП исторически сложилось два противоположных взгляда. W. L. Little, а позже А.Ю. Ратнер считали, что ДЦП является следствием родовой травмы. 3. Фрейд предполагал, что в происхождении ДЦП основную роль играют внутриутробные факторы. Принято выделять: пренатальные, перинатальные и постнатальные неблагоприятпые факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП. П

Клинические формы церебрального наралича. 1. Двойная гемиплеггш Это самая тяжелая форма детского церебрального паралича. Из-за тяжелого поражения мозга еще в период внутриутробной жизни нарушаются двигательные, нсихические и речевые функции. Двигательные нарушения выявляются уже в период новорожденности: как правило отсутствует защитный рефлекс, резко выражены все тонические рефлексы: лабиринтный, шейные, рефлекс с головы на туловище и с таза на туловище. Следовательно не развиваются цепны

Двигательные расстройства на ноздней стадии резидуальной стадии. Двигательные обусловлены нарушения при детских церебральных тонус, параличах с тем, что повышенный рефлексами мышечный сочетаясь и патологическими (тонический лабиринтный шейные рефлексы), препятствует нормальному развитию возрастных двигательных навыков. Тонические рефлексы являются физиологическими рефлексами у детей в возрасте до 2-3 месяцев. Однако, при детских церебральных параличах их обратное развитие задерживаетс

По мнению Е. М. Мастюковой , детский церебральный паралич является резидуальным состоянием, а, значит, не имеет прогрессирующего течения. Однако по мере развития ребенка различные проявления недостаточности двигательных, речевых и других психических функций могут видоизменяться, что связано с возрастной динамикой морфо-функциональных взаимоотношений патологически развивающегося мозга. Таким… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Адаптивная физическая культура как средство развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

  • ГЛАВА 1. " РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Основные понятия, связанные с рассмотрением проблем обучения, воспитания и коррекции детей с церебральным параличом
    • 1. 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом
    • 1. 3. Основные педагогические подходы в коррекции двигательных нарушений детей с церебральным параличом
    • 1. 4. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с церебральным параличом
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ И ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ИХ РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Организация и методика исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Оценка развития двигательной сферы и навыков самообслуживания у детей с различными формами церебральной патологии

    ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ АЛГОРИТМА И ЕЕ АПРОБАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА 3.1.Модель педагогической технологии развития двигательной сферы и навыков самообслуживания детей с церебральной патологией.

    3.2. Результаты опытно-поисковой работы и их обсуждение.

    Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время продолжается рост числа детей с отклонениями в развитии, которые испытывают затруднения в социализации (Б.Н. Алмазов, Е. М. Мастюкова , Л. М. Шипицына и др.).

    Одной израспространенных причин инвалидности являются детские церебральные параличи (далее ДЦП), возникающие как следствие органического повреждения головного мозга (Л.О. Бадалян, В. А. Бронников , И. Н. Иваницкая , Е. М. Мастюкова , К. А. Семенова , и др.). Особенностью детских церебральных параличей является органическое поражение преимущественно двигательной сферы с рождения, что нарушает развитие и формирование моторных функций ребенка.

    По мнению Е. М. Мастюковой , детский церебральный паралич является резидуальным состоянием, а, значит, не имеет прогрессирующего течения. Однако по мере развития ребенка различные проявления недостаточности двигательных, речевых и других психических функций могут видоизменяться, что связано с возрастной динамикой морфо-функциональных взаимоотношений патологически развивающегося мозга. Таким образом, решение сложных задач обучения и воспитания детей с психосоматической патологией резидуального характера должно основываться на специальных принципах и будет характеризоваться разнонаправленным коррекционным воздействием на личностное развитие ребенка с ДЦП (JI.C. Выготский, В. И. Лубовский , А. Р. Лурия , М. С. Певзнер и др.).

    Вопросы организации системы оказания педагогической помощи детямс церебральной патологией в различных условиях обучения неоднократно рассматривались в исследованиях Т. А. Власовой , A.A. Дмитриева, В. В. Коркунова , H.H. Малофеева, Л. М. Шипицыной и др., в которых одним из условий их успешной адаптации является учет состояния физического и психического здоровья.

    На социально — педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена возникающим противоречием между потребностью детей с ДЦП в поздней резидуальной стадии в общениисовместной деятельности, необходимости использовать социально-бытовые навыки и невозможностью реализовать эту потребность в полной мере в связи с ограниченными двигательными возможностями, низким уровнем самостоятельности, домашним обучением, препятствующим формированию коммуникативных и организационных связей со своими сверстниками.

    на научно-теоретическом уровне связана с необходимостью разработки и теоретического обоснования комплекса средств адаптивной физической культуры, направленных на коррекцию двигательной сферы и формирование навыков самообслуживания у детей с ДЦП в поздней резидуальной стадии с учетом их индивидуальных возможностей.

    На научно-методическом уровне актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью объединения искусственно разделяемых процессов коррекции имеющихся нарушений у детей с ДЦП на две составляющие:

    — формированием двигательных навыков занимаются инструкторы по физической культуре,

    — нервно-психическим развитием занимаются логопеды, психологи, невропатологи, хотя двигательная активность во многом определяет психологическое состояние ребенка (H.A. Бернштейн).

    Дети с ДЦП в поздней резидуальной стадии нередко находятся на домашнем обучении, что, в свою очередь, лишает их возможности получать полноценную коррекционную помощь, а кратковременноепребывание в стационарах (2−3 раза в год) не может быть решением проблемы.

    Проблема исследования заключается в разработке коррекционных мероприятий, способствующих эффективному развитию двигательной! сферы и формированию навыков самообслуживания у детей с церебральными параличами с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и особых условий построения педагогического процесса.

    Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка, апробация и определение эффективности системы коррекционных мероприятий, направленных на развитие двигательной сферы и формирование навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом на занятиях по адаптивной физической культуре.

    Объект исследования — сформированность двигательной сферы и навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом в поздней резидуальной стадии.

    Предмет исследования — педагогические условия, способствующие развитию двигательной сферы и формированию навыков самообслуживания у детей с ДЦП в поздней резидуальной стадии.

    Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу:

    1. принимая во внимание резидуальный характер нарушений у детей с ДЦП и разнообразие индивидуальных проявлений дефекта, в коррекционной работе, направленной на формирование навыков самообслуживания, необходимо использовать средства адаптивной физической культуры, оказывающие комплексное воздействие на развитие двигательных, психических и речевых функций детей- 2. предполагается, что эффективность формирования двигательной сферы и навыков самообслуживания может обеспечиваться в процессе разработки и реализации индивидуально ориентированной технологии, построенной на основе принципа цикличности и включающей в себя следующие этапы:

    — оценку и прогнозирование процесса развития ребенка;

    — разработку программ комплексного коррекционно-развивающего обучения, направленного на формирование навыков самообслуживания;

    — практическую. реализацию разработанных программ в условиях интеграции усилий педагогов-дефектологов, психологов, медицинских работников, специалистов-реабилитологов и родителей;

    — контроль эффективности реализации программ, их корректировка и начало нового цикла.

    В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

    1. Теоретический анализ литературы, освещающей особенности психического и физического развития детей с церебральными параличами и сочетанными дефектами и содержание коррекционной работы с ними в различных условиях;

    2. Оценка двигательной сферы и навыков самообслуживания у детей с ДЦП и определение прогноза их развития;

    3. Разработка содержания коррекционно-развивающих программ и их внедрение в реабилитационный процесс детей с различными формами ДЦП;

    4. Определение с помощью психолого-педагогических методов эффективности коррекционных мероприятий, направленных на развитие двигательной сферы и формирование навыков самообслуживания у детей с различными формами ДЦП.

    Методологической и теоретической основой исследования являются: положения современной специальной педагогики и психологии, представленные в трудах Т. А. Власовой , Л. С. Выготского , A.A. Дмитриева, В. И. Лубовского , Т. Г. Щедрина , Л. М. Шипицыной и др.- научные работы о структуре двигательного дефекта, изложенные Л. О. Бадалян , Е. И. Гусевым , М. В. Ипполитовой , С. С. Ляпидевским , Е. М. Мастюковой , Е. Д. Хомской и др.- положения о теории управления движениями H.A. Бернштейнапринципы коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса Л. С. Выготского , В. И. Лубовского и др.- теории педагогических технологий обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Е. В. Клочковой , И. Ю. Левченко , Е. М. Мастюковой , A.A. Потапчук и др.

    Совокупность теоретического исследования с решением практических задач обусловила выбор методов работы, включающих теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, анализ документальных материалов, синтез эмпирического и теоретического материала, обобщение, методы статистической обработки результатов экспериментального исследованияэмпирические методы: непосредственные, непрерывные и открытые педагогические наблюдения, включающие изучение особенностей двигательных и интеллектуальных нарушений детей с различными формами ДЦП, изучение медицинской документации на детей, педагогический эксперимент, включающий этапы: констатации, обучения и контроля эффективности проводимой педагогической работы, направленной на формирование навыков самообслуживания и развитие двигательной сферырелятивный метод, при котором исходные показатели уровня физического развития, двигательной подготовленности и сформированности навыков самообслуживания сравнивались с конечными результатами.

    База исследования: Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра Верх-Исетского района г.

    Екатеринбурга. В исследовании участвовали 46 • детей в возрасте 7−10 лет, страдающих детскими церебральными параличами в поздней резидуальной стадии. Дети распределены в 3 группы: в первую группу вошли 12 детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича, во вторую группу — 10 детей с атонически-астатической" формой и третью группу составили 24 ребенка, страдающих спастической диплегией ("https://r.bookap.info", 21).

    Исследование проведено в три этапа с 2002 по 2007 годы.

    Первый этап — (2002 — 2004) — подготовительный был посвящен изучению и анализу педагогической, психологической, медицинской и специальной литературы, раскрывающей состояние проблемы исследования, определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, осуществлен подбор контингента исследуемых, разработана методика проведения констатирующего эксперимента.

    Второй этап — (2004 — 2006) — основной — предусматривал уточнение методических положений лежащих в основе исследования, уточнение рабочей гипотезы, проведение констатирующего эксперимента, определение содержания этапов опытно-поисковой работы, осуществление разработки комплекса коррекционных мероприятий, проведение формирующего эксперимента и проверка его эффективности. Кроме этого, проводились регулярные контрольные тесты физического развития, двигательной подготовленности и сформированности навыков самообслуживания у детей с различными формами церебрального паралича, анкетирование родителей.

    Третий этап — (2006;2007) — обобщающий. На этом этапе проводилось теоретическое осмысление полученных результатов экспериментальной работы, их обобщение и описание, формулирование выводов, оформление диссертационной работы.

    — получены новые данные об особенностях процесса коррекции, двигательных, психических и социальных навыков у детей с ДЦП в соответствии с формами паралича, которые существенно расширяют педагогические возможности детского учреждения и семьи, направленные на социализацию данной детской популяции.

    Теоретическая значимость исследования заключается в" дальнейшем развитии’научных основ теории коррекционной направленности в обучении детей с ДЦП в поздней резидуальной стадии, которое заключается:

    — уточнены представления и определены направления физического и психического развития детей с церебральными параличами в поздней, резидуальной стадии, связанные с формированием двигательной сферы и, навыков самообслуживания у данной категории детей;

    — выявленыусловия эффективного формирования двигательной сферы и навыков самообслуживания у детей с ДЦП.

    Практическая значимость исследования,

    — создано и внедрено учебно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, разработанное с учетом форм ДЦП;

    — разработана, апробирована и рекомендована для практического использования педагогическая технология, включающая в себя оценку двигательной сферы и сформированности навыков самообслуживания у детей с ДЦП в поздней резидуальной стадии и система коррекционных мероприятий на основе проведенной оценки с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;

    — предложены практические рекомендации для родителей по физическому развитию детей с ДЦП в поздней резидуальной стадии и формированию у них навыков самообслуживания в условиях семьи.

    Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается методологической разработанностью теоретических позиций, основанных на использовании современных данных медицины, психологии и педагогикиадекватностью методов теоретического и эмпирического исследования целям и задачам работыподтверждением выдвинутой гипотезы исследования результатом проведенной работыличным участием автора на всех этапах работы, а также статистической обработкой экспериментальных данных с использованием I — критерия Стьюдента.

    — интернатов VI вида Уральского региона. Результаты исследования внедрены в практику физического воспитания детей специальных (коррекционных) школ — интернатов VI вида г. Екатеринбурга.

    На защиту выносится следующие положения:

    1. Педагогическая технология формирования у детей с ДЦП в поздней резидуальнои стадии двигательной сферы и навыков самообслуживания, разработанная на основе принципа цикличности и включающая в себя следующие этапы:

    — оценку и прогнозирование процесса развития ребенка;

    — разработку программ комплексного коррекционно-развивающего обучения, направленного на развитие двигательной сферы и формирование навыков самообслуживания;

    — практическую реализацию разработанных программ в условиях интеграции усилий педагогов-дефектологов, психологов, медицинских работников, специалистов-реабилитологов и родителей;

    — контроль эффективности реализации программ, их корректировку и начало нового цикла.

    2. Педагогические условия реализации предложенной технологии, способствующие развитию двигательной сферы и формированию навыков самообслуживания у детей с ДЦП в поздней резидуальной стадии.

    Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка, включающего 184 источника и приложения. Работа содержит 13 таблиц и 19 рисунков.

    В заключение дано теоретическое обобщение результатов исследования:

    1. В результате анализа специальной медицинскойи психолого-педагогической литературы выявлена необходимость разработкипедагогической технологии адаптивной физической культуры, включающей: в себя оценку развития двигательных функций и формирование: навыков самообслуживания у детей с ДЦГТ в поздней резидуальной стадиипрограмму разработанной коррекционной работы с учетом индивидуальныхвозможностей каждого ребенка и психологическое сопровождение родителей.

    2. Индивидуально ориентированная? педагогическаятехнология была построена на основе принципа цикличности и включала в себя следующие: этапы:

    — оценку и прогнозирование. процесса развития-ребенка-:

    — разработку программ комплексного коррекционно-развивающего обучения, направленного на формирование навыков самообслуживания- -практическую реализацию разработанных программ в условиях интеграции усилий педагогов-дефектологов, психологов, медицинских работников, специалистов-реабилитологов и родителей- -контроль эффективности реализациипрограмм, их корректировку и начало нового цикла.

    3. При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать характер первичного дефекта и обусловленных им вторичных нарушений:.

    4. Педагогическая технологияобучения должна быть максимально индивидуализирована в зависимости от двигательных возможностей ребенка.

    5. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками.

    6. Внедрение педагогической технологии по развитию двигательной сферы и формированию навыков самообслуживания позволило достоверно повысить двигательную активность детей с церебральными параличами. Для детей данной нозологической группы важно не только количественно увеличить двигательную активность, но и качественно разнообразить их двигательную сферу, за счет приобретения новых умений и навыков.

    7. Расширенный двигательный режим для детей с церебральными параличами в резидуальной стадии увеличивает показатели физического развития, оказывает положительное воздействие на комплекс морфо-функциональных признаков, способствует повышению уровня физических способностей и формированию навыков самообслуживания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.