Брязгунов и детский церебральный паралич

Проведенные лечебные и реабилитационные мероприятия позволили купировать боль, расширить возможности пациента к самообслуживанию. Полученные пациентом рекомендации в случае их выполнения позволят значительно улучшить качество жизни пациента за счет расширения его двигательных возможностей.

В формате сестринского ухода пациент мотивирован к выполнению назначений врача, пациент получил информацию о методах реабилитации при своем заболевании в полном объеме.

Заключение

Реабилитационный процесс большинства хронических заболеваний крайне длителен и предполагает большие затраты как по ресурсам так и по времени. Предоставляемый в большинстве ЛПУ в рамках системы ОМС объем реабилитационной помощи, по мнению как персонала ответственного за осуществления необходимых мероприятий, так и самих пациентов не является достаточным для достижения необходимого уровня жизненного комфорта.

Выходом из данной ситуации применительно к ДЦП является обучение пациента необходимым навыкам оздоровления в рамках ЛФК. Необходимо отметить, что обучение пациента не отменяет реабилитационного процесса осуществляемого в рамках ЛПУ, а дополняет его, позволяя сделать процесс более насыщенным. Кроме того возможность самостоятельно влиять на свое здоровье делает пациента более уверенным в себе что с психологической точки зрения более эффективно.

Для эффективного обучения пациента необходимым навыкам персоналу, работающему в тесном контакте с пациентом необходимо быть не только достаточно информированными о методах реабилитации конкретного заболевания, но и владеть этими методами.

Так же необходимо отметить, что доверие пациента к даваемым рекомендациям особенно в области здорового образа жизни и ЛФК выше по отношению к тем специалистам, которые сами следуют собственным рекомендациям и являются как бы живым доказательством эффективности метода.

ЛФК как метод зависит во многом от инициативы самого пациента, поэтому важен психологический комфорт пациента, который во многом обеспечивается этикой и тактичностью. Следует помнить, что главное в работе медицинской сестры это пациент, который человек во первых и пациент во вторых, и он является не объектом лечения, а субъектом, то есть полноправным уникальным и неповторимым участником.

Список литературы

1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. с ил.

2. Акош Кароли, Акош Магда, 1994 год Москва "Улисс" Помощь детям с церебральным параличом - Кондуктивная педагогика [Текст]: пер. с англ. / К. Акош, М. Акош. - Москва: Институт социальной работы, 1997. - 194 с.: ил

3. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. — Киев, Здоровье, 2008. – 327 с.

5. Бикбаева, Ж. П. Конспект занятия лепкой с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 5. – С. 55-56.

6. Брязгунов, И. Детский церебральный паралич // Здоровье детей. – 2007. - № 1. – С. 8-9.

7. Верхлин, В. Н. Комплекс упражнений для детей с ДЦП // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 4. – С. 68-71.

8. Гросс Н.А. Современные комплексные методики физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М.: Советсткий спорт, 2005. – 235 с.

9. Глозман, Ж. М. Нейропсихологический подход к двигательным нарушениям у детей / Ж. М. Глозман, А. А. Цыганок // Дефектология. – 2007. - № 4. – С. 90-93.

10. Грибовская, В. А. Комплексная нейро-ортопедическая реабилитация детей с церебральными параличами в амбулаторных условиях с применением нагрузочных методик / В. А. Грибовская, С. М. Пиотровский, В. И. Доценко // Дет. и подростковая реабилитация. – 2007. - № 2. – С. 11-15.

11. ДЦП – диагноз. Но не приговор!: Причина болезни и ее лечение // Вестник ЗОЖ. – 2005. - № 17. – С. 22-24.

12. Ефименко Н. Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. — М.: Советский спорт, 1991. 55 с

16. Иванова, Н. Шаг, еще шаг…: [лечение ДЦП в НИИ им. Бурденко] // Семья. – 2007. - № 10. – С. 10.

17. Ипполшпова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей
с церебральным параличом в семье. — М.: Академия, 2003. – 320 с.

18. Использование Бобат-терапии при детском церебральном параличе // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск, 2007. – С. 95-106.

19. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. ЭЛБИ-СПб, С. Петербург, 2005. – 112 с.

20. Ковалева, Т. Э. Взрослые для детей: [ДОУ для детей с нарушениями ОДА] // Воспитатель ДОУ. – 2007. - № 4. – С. 19-22.

21. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). — СПб.: Питер, 2005. – 285 с.

22. Копырина, Е. В. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата на занятиях плаванием // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 2. – С. 26-28.

23. Кулеш, Н. С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 1. – С. 6-11.

24. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая реабилитация больных детским церебральным параличом в условиях стационара / Левченко И. Ю., Павловская Н. Т. // Коррекц. педагогика. – 2006. - № 2. – С. 5-12.

25. Максимова, Н. А. Формирование положительных жизненных перспектив детей [с нарушением двигат. и речевого развития] в системе специального образования // Шк. логопед. – 2007. - № 5. –С. 54-69.

26. Малашина, Н. А. Использование игр и упражнений в развитии ручных умений дошкольников с детским церебральным параличом (спастическая диплегия) // Коррекц. педагогика. – 2007. - № 5. –С. 55-62.

27. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Младенческий, ранний и дошкольный возраст. — М.: Просвещение, 2006. – 2215 с.

28. Мисюк Н.С., Гурленя А.М. Нервные болезни. Ч.2. Клиника, диагностика, лечение. – Мн.: Высш. шк., 1995. – 318 с.

29. Новиков В. И. ДЦП не приговор, если рядом ОРТЕЗ // Страна и мы. – 2006. - № 1. – С. 44-45.

30. Организация помощи при детском церебральном параличе // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск, 2007. – С. 107-116.

31. Особый ребенок. Знайте и умейте. В помощь специалистам и родителям детей, страдающих ДЦП / Е. Т. Лильин и др. // Детская и подростковая реабилитация. – 2006. - № 1. – С. 3-49

32. Отдельнова, В. Плавание и дети с опорно-двигательными проблемами // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 9. – С. 66-67.

33. Павлов, Ю. И. Анализ основных причин, способствующих развитию детского церебрального паралича по данным специализированного детского учреждения / Павлов Ю. И., Грицань И. И. // Дет. и подростковая реабилитация. – 2007. - № 1. – С. 27-29.

34. Попова, Т. ДЦП: надежда в подарок // Веч. Барнаул. – 2007. – 7 дек. – С. 34.

35. Приходько, О. Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом и пути коррекционного воздействия // Практическая психология и логопедия. – 2007. - № 4. –С. 20-24.

36. Приходько, О. Г. Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с двигательной патологией / Приходько О. Г., Белякова Ю. Ю. // Логопед в дет. саду. – 2007. - № 7. – С. 36-39.

38. Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры. // Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Под ред. Н.А.Гросс. — М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.

39. Ривина, Е. К. Не красна изба углами, а красна – пирогами: [коррекц. группы для детей с нарушениями ОДА] / Ривина Е. К., Онохова И. В. // Воспитатель ДОУ. – 2008. - № 1. – С. 28-33.

40. Симонова, Т. Н. Особенности формирования начальных двигательных навыков у детей с ДЦП и методы их стимуляции // Логопед в дет. саду. – 2007. - № 2. – С. 22-27.

41. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 2005. – 320 с..

42. Смирнова, И. А. Создание предпосылок к социальной адаптации и интеграции у детей с церебральным параличом в дошкольном возрасте // Логопед в детскрм саду. – 2007. - № 8. – С. 22-25.

43. Солодова Е.Л. Работа отделения ЛФК в центре восстановительного лечения детей с психоневрологической патологией. /Юрьева Р.Г., Солодова Е.Л.// Информационное письмо: Опыт работы СПб психоневрологического центра восстановительного лечения детей с двигательными нарушениями, СПб, - 1995 С.10-17.

44. Солодова Е.Л. Эрготерапия - новый метод восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями. / Солодова Е.Л. // Материалы научно-практической конференции ГУЗ детского психоневрологического санатория “Комарово”, СПб, - 2002, С.7-8.

45. Солодова Е. Л. Эрготерапия – современная технология этапной реабилитации детей с тяжелыми двигательными нарушениями. /Юрьева Р.Г., Солодова Е.Л.// Физическая активность детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Тезисы научно-практической конференции. СПб,24.09.2004, - С.40-43.

48. Солодова Е.Л. Современные технологии ЛФК в реабилитации детей на базе ГЦВЛДПН. /Солодова Е.Л.// Актуальные вопросы реабилитации. Материалы юбилейной научно-практической конференции в Педиатрической медицинской Академии. СПб,2006, - С.188-191.

49. Сорокина, В. Т. Особенности коррекционной работы по формированию чувства ритма у дошкольников с церебральным параличом // Коррекц. педагогика. – 2006. - № 3. – С. 60-65.

50. Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск, 2007. – С. 15-21.

51. Филатова, О. Профессиональная компетентность : [медико-психол.-соц. реабилитация детей с нарушениями ОДА] // Соц. защита. – 2006. - № 11. – С. 13-16 (Социономия).

ЛФК

Дыхание:

1. Диафрагмальное дыхание - и. п. Лежа на спине одна рука пациента на груди другая на животе дыхание естественное пациент отслеживает движение мышц живота;

2. Обратное дыхание - и.п. Лежа на спине руки пациента в позиции для диафрагмального дыхания при этом пациент на выдохе надувает живот усилием мышц. Что повышает управляемость мышцами брюшного пресса и улучшает работу внутренних органов. Усилие не должно быть чрезмерным.

Общее время упражнений 2-3 минуты.

Верхние конечности:

Следует помнить что детальность проработки и точность исполнения имеют приоритет над количеством упражнений дитализация зависит от тяжести поражения.

1. Бокс - и.п. лежа на спине можно сидя зависит от индивидуальных особенностей. Руки у плеч собраны в правильные кулаки при имитации удара движение медленное в конце траектории кулак расправляется пальцы веером. На возвратном движении пальцы в кулак. Амплитуда малая начиная с комфортной для пациента;

3. Толчок в стороны - и.п. лежа на спине или сидя из положения рук приведенных к плечам синхронный толчок в стороны кисть в конечной фазе так же под углом к предплечью.

4. Вращение в плечевом суставе - и.п. Сидя или лежа вращение плечь в одном направлении либо в различных

На каждое упражнение 1,5- 2,5 минуты темп по состоянию пациента

Нижние конечности:

1. Велосипед - и.п лежа на спине руки за головой движения вращения педалей на велосипеде в обе стороны;

2. Вертикальные ножницы - и.п лежа на спине руки за головой ноги прямые делают движение в вертикальной плоскости

3. Горизонтальные ножницы - и.п лежа на спине ножницы в скрещщивание ног в горизонтальной плоскости

Велосипед 3 минуты ножницы по 1 минуте на каждый вариант так как упражнение повышает тонус мышц и артериальное давление. Общее время 4 -5 минут.

Торс:

1. Перекат на бок - и.п положение лежа на спине руки вытянуты перед собой на уровне груди кисти ладони к ладони как у ныряльщика колени подогнуты перекат набок без скрутки позвоночника возврат на исходную и переход на другой бок.

2. Кошка - и.п. Стоя на четвереньках сгибаем руки в локтях проводим грудью по полу выгибая выполняя прогиб за счет опоры рук. Глубена прогиба должна быть минимальна. После упражнения отдых 10 секунд.

3. Лодочка - и.п. Лежа на животе руки перед головой в замок прогиб спины с отрывом ног и тела от поверхности пола делать 3-5 раз фиксация по 1-2 секунды. Отдых 10 секунд.

4. Перекаты с боку на бок - см 1.

Общее время не более двух минут.

Задачей данного комплекса является сочетание корректирующего воздействия и повышения общефизической готовности. Итоговой задачей данной части комплекса является подготовка пациента к отработке естественных действий.

Кисть:

1. Поворот кисти сжатой в кулак - и.п. сидя кисть поворачивается вокруг центральной оси сустава(супинация пронация);

2. Поворот открытой кисти - и.п сидя супинация пронация;

3. Расправление кисти - и.п. сидя кисть и предплечье лежат на столе подушечки пальцев опираются на стол двигаем руку вперед назад неотрывая подушечек пальцев тем самым реализуя пассивно активное движение;

4. Опора на ладонь - и.п стоя пациент опирается на стол ладонью пораженной поверхности слегка покачиваясь на ней.

Подготовка верхних конечностей позволит создавать более эффективную опору при работе с нижними конечностями и избежать травм.

Стопы:

1. Подъем стопы на носок - и.п сидя добиваемся постановки ноги на полную ступню подъем стопы на носок опускание на полную ступню или с постепенным приведением к необходимой позиции;

2. Постановка на пятку - и.п сидя ноги опираются полностью на поверхность пола отрываем поочередно носки обеих стоп сохраняя опору на пятках. Добиться полной постановки стопы обязательно!

3. Подъем со стула - и.п сидя на стуле спина прямая руки в руках инструктора подъем со стула с сохранением полной опоры на стопы;

Упражнения на стопы и кисть являются коррегирующими и строгой продолжительности по времени не имеют.

Как правило при ДЦП получить правильное статическое положение затруднительно поэтому во всех положениях движение есть малоий или большой амплитуды. Эффективно при работе в положении стоя использование дополнительной опоры чем и обусловлено столь значительное внимание к работе плечевого пояса и верхних конечностей.

Ходьба и подготовительные упражнения к ней:

Если используется опора для рук то она должна быть горизонтальной быть в пределах роста пациента(как пример: лестница для гимнастических упражнений,брусья если они хорошо закреплены).

1. Подъем на носках - и.п. стоя. Пациент стоит носками ног на возвышении так чтоб пятки не касались пола держась за лесенку или перильце или операясь на стену поднимается на носках и опускается каждый раз как можно ниже основной опоры. Устойчивая опора для рук обязательна во избежание травм голеностопного сустава;

2. Переступания на месте - и.п. стоя при необходимости держась за гимнастическую лесенку пациент поочередно переносит вес с одной ноги на другую. Наклона туловища нет;

3. Мелкий шаг - и.п. стоя с опорой на стену пациент выполняет шаг поочередно каждой ногой шаг не дальше длинны стопы при этом вынос ноги без переноса веса затем с переносом веса на выведенную ногу постепенно. Важен контроль положения спины и соблюдения опоры на полную ступню;

4. Ходьба - и.п. стоя при ходьбе длинна шага малая используется дополнительная опора палки, трости так как важно уменьшить нагрузку на ноги сделав акцент на точности движения;

Стояние на одной ноге - и.п. стоя с опорой на руки удерживать равновесие на одной ноге постепенно сводя роль рук к минимуму;

Этиология и патогенез детского церебрального паралича

И.П. Брязгунов дает следующее понятие детскому церебральному параличу - группа заболеваний центральной нервной системы при ведущем непрогрессирующем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга (Брязгунов И.П. Детский церебральный паралич // Здоровье детей. 2007. № 1. С. 8-9.). Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет группу двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга, которые проявляются в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями. Поражение незрелого головного мозга происходит во внутриутробном периоде или в период раннего возраста, в результате чего и наступает детский церебральный паралич (Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицын, И.И. Мамайчук. СПб., Дидактика-Плюс, 2003. 342 с.).

Детский церебральный паралич относят к полиэтиологическим заболеваниям. В большинстве случаев факторы, детерминирующие структурно-функциональные изменения в мозге влияют в процессе внутриутробного развития плода, редко постнатально. Среди причин Л.М. Шипицина выделяет следующие:

- воздействие токсических факторов в пренатальный период (инфекции, типа гриппа, краснухи, токсоплазмоза);

- соматические и эндогенные заболевания матери (такие как врожденные пороки сердца, сахарный диабет и другие);

- иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе ABO и другим антигенам);

Чаще всего наступление детского церебрального паралича наступает из-за следующих причин, выделенных В.И. Дубровским:

- недоношенность (рождение ребенка до тридцать четвертой недели, с весом при рождении 980-1550 грамм);

- неблагополучное течение беременности (инфекционная или соматическая патология);

- отягощенный акушерский анамнез (Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. М: ВЛАДОС, 2002. 426 с.).

Отклонения в психофизическом развитии детей с церебральным параличом связаны в первую очередь с двигательными, сенсорными и речевыми нарушениями. У детей с ДЦП наблюдается задержка формирования всех двигательных функций: удержание головы, навыки сиденья, манипулятивной деятельности развивается с отставанием, иногда очень сильным.

Двигательные нарушения при ДЦП отмечаются с рождения, тесно связаны с перцептивными расстройствами, являются ведущим дефектом, оказывающим неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения, они с трудом осваивают навыки самообслуживания (Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом. С. 336).

Л.М. Шипицина выделяет основные двигательные нарушения при детском церебральном параличе. Так, в значительной степени поражается мышечная структура, проявляется нарушение координационной системы. Из-за поражения головного мозга происходит нарушение двигательной активности. Автор отмечает тот факт, что объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений.

Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является и слабость ощущений собственных движений. У детей с трудом развивается пространственно-временная организация, отмечается астереогноз (трудности узнавания предметов на ощупь), что затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. Двигательные нарушения ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружающих его взрослых, что способствует формированию пассивности, нарушает развитие мотивационной и волевой сферы (Шипицина Л.М. Детский церебральный паралич. С. 272).

Конкретная область поражения мозга и объем поражения у ребенка с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными. И.П. Брязгунов выделяет следующие основные мышечные нарушения при ДЦП:

- спастическое сокращение мышц;

- разнообразные движения непроизвольного характера;

- ограниченная подвижность (Брязгунов И.П. Детский церебральный паралич. № 1. С. 8-9.).

Независимо от степени двигательных расстройств, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речевой деятельности. Очень часто ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития, могут быть расстройства эмоционально-волевой сферы, поведения, снижение интеллекта, судорожный синдром. Также у детей наблюдаются нарушения восприятия и ощущения. Из-за вышеперечисленных сбоев, у детей с ДЦП существуют определенные проблемы во время приема пищи, непроизвольные мочеиспускание и выделение кала, трудности с процессом дыхания из-за неправильного положения тела, формирование пролежней, затруднения в восприятии информации, что в свою очередь ведет к проблемам в обучении. Ребенок начинает суетиться, гримасничать, появляются насильственные движения, слюнотечение. Большинство больных детей реагируют на тон голоса, замечания, изменения в настроении окружающих (Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом. С. 336).

Детский церебральный паралич не прогрессирует. Впечатление прогрессирования детского церебрального паралича определено взрослением ребенка, возникают трудности с обучением, значительнее проявляется симптоматика, которая меньше видна, пока малыш не ходит, не ест самостоятельно.

О.Г. Приходько выделяет степень тяжести при ДЦП, которые определяются по ведущему дефекту:

1. Тяжелые больные, например колясочники - не способны перемещаться без посторонней помощи.

2. Больные средней тяжести - могут перемещаться самостоятельно на незначительное расстояние с вспомогательными средствами передвижения (трости, костыли).

3. Больные в легкой степени тяжести - могут передвигаться без посторонней помощи (Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. 160 с.).

Л.М. Шипицин и И.И. Мамайчук выделяют три стадии течения детского церебрального паралича: начальную, раннюю резидуальную и позднюю резидуальную с двумя степенями по тяжести течения.

Первая стадия заболевания начинается непосредственно после рождения или в период новорожденности.

Вторая стадия обычно проявляется в пятимесячном месячном возрасте, и длится до двух-трех лет.

В тяжелых случаях может перейти в третью - позднюю резидуальную стадию значительно раньше в шесть-восемь месяцев (Детский церебральный паралич С. 342).

Отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточной предметно-практической деятельностью и ограниченными социальными контактами. Ошибки воспитания могут еще более утяжелять отставание в развитии речи. Ребенок с ДЦП в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреждениях, и, если педагогической работе не уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи. Кроме того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые могут наблюдаться у этих детей при отрыве от матери, дезадаптация на новую обстановку создают неблагоприятные предпосылки для развития речи. При воспитании такого ребенка дома взрослые обычно чрезмерно опекают его, стремятся все сделать за него. Это не формирует у ребенка потребности в деятельности и в речевом общении (Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. С. 160).


Передача в очередной раз подняла очень серьезные вопросы о проблемах семей, в которых воспитываются дети, с рождения проявлявшие признаки отклонения от норм развития. Не так важно, что стало причиной тяжелой болезни: врожденная патология или редкая генетическая аномалия, тяжелая травма в родах или инфекционное заболевание. Родители должны сделать выбор и всю жизнь нести ответственность за свое решение. Оставить ли ребенка, который заведомо будет отставать от своих сверстников в развитии, и, быть может, даже никогда не улыбнется в ответ? Это решение должна принять семья – врач здесь не поможет.

Не дело врача – решать человеческие судьбы, его дело дать как можно более полную информацию о состоянии ребенка. Самое главное, определить прогноз – насколько возможно точно – каковы, хотя бы, примерные перспективы у малыша – позволят ли его особенности ему в будущем научиться узнавать родителей, а значит любить. Сможет ли он ходить и говорить. Именно от прогноза зависит решение родителей – оставить ребенка в семье или передать на попечение государству. Это очень трудный выбор. Врач должен дать родителям как можно более точный прогноз и с сочувствием принять любое решение. Ибо при любом раскладе жизнь семьи может превратиться в ад.

Эти двое мужчин двое мужчин держались обособленно и не общались с веселой тусовкой экспертов, пивших чай в ожидании эфира. Их лица показались мне очень знакомыми – это были известный российский певец и актер Данко и телеведущий Сергей Белоголовцев.

Серге́й Генна́дьевич Белоголо́вцев — российский телеведущий, актёр, юморист, телережиссёр, шоумен, радиоведущий откровенно поделился трудностями воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Его сын Евгений – один из двойни – вскоре после рождения перенес тяжелую операцию на сердце, и после полугода у него был установлен диагноз ДЦП. Жизнь семьи, в которой воспитывается такой малыш, Сергей сравнил с ежедневной каторгой. И действительно, огромна цена, которую приходится заплатить, чтобы адаптировать к полноценной жизни ребенка, который до 6-ти лет не мог даже ходить, и помочь ему достичь успеха. Сейчас Евгений живет полноценной жизнью и работает ведущим программ на центральном телевидении.


Другой мужчина… Александр Фадеев — Данко. Говорящий псевдоним – Данко готов вырвать из своей груди сердце, чтобы осветить путь другим. Он рассказал о том, как после рождения дочери с тяжелыми повреждениями мозга, семья приняла решение не отдавать малышку в дом малютки, а воспитывать самим. Прогноз врачей с самого начала звучал неутешительно – девочка не только не сможет узнавать родителей, но даже самостоятельно глотать. Несмотря на страшный прогноз, ребенок остался в семье. Данко рассказывал о титанических усилиях, приложенных к реабилитации ребенка — несколько месяцев почти без сна, жизнь в постоянном напряжении, новейшие реабилитационные разработки, в том числе и космические. Родители приложили огромные усилия и вложили значительные материальные средства, что дало свои результаты. Спустя два года Агата смогла даже самостоятельно держать бутылочку в руках.

Этот путь длиною в жизнь… Дай бог сил и средств!

Что же это за болезнь, которая определяет и ограничивает не только жизнь маленького человека, но и всего его окружения – мать, отца, сестер, братьев, близких и друзей семьи. Что же такое ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это не отдельное заболевание, а комплекс проявлений (синдром), который возникает при гибели клеток головного мозга вследствие кислородного голодания и других причин. Среди них родовые травмы, врожденные аномалии развития головного мозга, хронические инфекционные заболевания матери или инфекция в перинатальном периоде, токсическое влияние на плод, ядерная желтуха, возникающая при высоком уровне билирубина у новорожденного, имеет значение эндокринная патология. Особое место среди причин развития ДЦП занимает недоношенность.

Сколь многообразны причины, ведущие к поражению головного мозга, столь многообразны и клинические проявления. Детский церебральный паралич проявляется в нарушении мышечного тонуса ребенка, двигательных функций и функций удержания равновесия, расстройствами со стороны органов зрения, слуха, а также нарушениями речи и снижением эмоционального интеллекта. У многих детей развиваются судороги.

Клинические проявления детского церебрального паралича зависят от локализации и степени повреждения головного мозга. Они могут быть от самых незначительных, до крайне тяжелых.

  1. Спастическая диплегия– эта форма встречается достаточно часто, примерно в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный спастический паралич рук и ног.
  2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются оба большие полушария мозга. Это приводит к ригидности (сильному спазму) мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  3. Гемипаретическаяформа, при которой поражается одно из полушарий мозга, приводит к развитию парезов и параличей конечностей на противоположной стороне тела.
  4. Гиперкинетическаяформа проявляется непроизвольными движениями – гиперкинезами. При ней страдают подкорковые структуры головного мозга. Гиперкинезы часто сопровождают другие формы ДЦП.
  5. Атонически-астатическая формаявляется следствием поражения мозжечка. При этом наблюдается атония мышц и нарушение баланса и координации движений.

Классификация описывает клинические проявления поражений головного мозга, но не учитывают причины повреждения. И, как правило, все силы врачей направлены именно на лечение последствий. В то же время, знание причины намного улучшает прогноз. Так, к примеру, родовая травма мобилизует на борьбу с последствиями с первых минут и часов жизни ребенка.

Вместе с тем, у большинства детей ДЦП развивается не сразу. Симптомы поражения мозга нарастают постепенно и проявляются более отчетливо к 5-7 месяцу жизни. Поэтому, очень многое зависит от квалифицированного наблюдения в первом полугодии жизни, когда микросимптомы на уровне интуиции позволяют опытному педиатру заподозрить неладное, проследить развитие в динамике, провести дополнительное обследование, выявить причину и направить все силы на то, чтобы остановить развитие заболевания и предотвратить настоящую трагедию. Во многих случаях, когда появляются первые признаки нарушения психомоторного развития, причина еще продолжает действовать – часто это внутриутробная или приобретенная инфекция. Справиться с этим можно только совместными усилиями педиатров и неврологов. И если усилия невролога работают в основном на устранение последствий, то усилия педиатра направлены на устранение причины, и тем самым останавливают прогрессирование болезни. Вот почему так важно квалифицированное наблюдение за ребенком в первом полугодии жизни, когда еще можно остановить повреждение мозга и не допустить развития детского церебрального паралича.

На что ориентируется педиатр? В первую очередь, врач собирает анамнез и составляет общее впечатление. Как протекала беременность, есть ли желтуха, какова поза младенца, видимые деформации головы, стигмы дисэмбриогенеза и множество других маленьких знаков.

Огромное значение имеет взаимодействие с малышом. Здоровый ребенок способен со второй недели жизни пусть на недлительный, но отчетливый глазной контакт. Он должен проявлять адекватные эмоции при осмотре: крик от прикосновения холодной трубочки, улыбка в ответ на улыбку, адекватная реакция на громкий звук. А затем идет сопоставление объективных показателей психо-моторного развития.


Одним из ранних признаков формирующегося ДЦП является нарушение мышечного тонуса. Мышцы у детей с повреждением головного мозга могут быть чрезмерно напряженными, или наоборот слишком расслабленными. В результате конечности принимают неестественное положение.

У здоровых новорожденных преобладает тонус мышц сгибателей конечностей, который обеспечивает характерную позу ребенка первых месяцев жизни. Это физиологический гипертонус, и он сохраняется примерно до 4-х месяцев, затем малыш постепенно расслабляется, конечности его постепенно распрямляются. Если гипертонус мышц сохраняется дольше четырех месяцев, или поза ассиметрична, то это может быть ранним признаком поражения ЦНС.

РЕФЛЕКСЫ

Несмотря на очевидную беспомощность, новорожденный ребенок обладает целым арсеналом средств, помогающих ему выжить. Кроме основных рефлексов, таких как дыхательный, сосательный и глотательный, у новорожденного ребенка имеются некоторые автоматизмы, которые позволяют ему искать и получать пищу. К примеру, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, – при надавливании на ладошки ребенок новорожденный открывает рот, или поисковый – при касании щеки ребенок поворачивает голову в сторону прикосновения — ищет сосок. Рефлекс Моро – при резком звуке широко раскидывает руки – опасность! – и сводит их, как бы стараясь за что-нибудь схватится.

Для этого же служит хватательный рефлекс – ребенок захватывает пальцы, вложенные ему в ладошки так сильно, что некоторых можно приподнять – рефлекс Робинсона. В доисторические времена этот рефлекс позволял человекообразному детенышу крепко схватиться за шерсть матери и ускакать вместе со стадом – спастись от опасности.

Эти рефлексы постепенно угасают в течение второго-третьего-четвертого месяца жизни. Параллельно формируются так называемые, установочные или выпрямляющие рефлексы, которые обеспечивают равновесие. Благодаря слаженной работе мышц ребенок сначала учится удерживать головку, затем сидеть, затем ползать, затем стоять и ходить. Угасание одних рефлексов и формирование других имеет строгую последовательность, которую отслеживает наблюдающий врач. Нарушение этой последовательности – тревожный сигнал, который может говорить о повреждении головного мозга

И на этом этапе уже что-то кардинально изменить нельзя. Только уменьшить степень выраженности проявлений.

У недоношенных особенно часто страдает зрение. Это может быть патология сетчатки и/или зрительного нерва. Больше половины случаев косоглазия отмечается у детей, родившихся преждевременно. У многих развиваются речевые расстройства. Эти дети с первых дней жизни особенно нуждаются в квалифицированном наблюдении, так как причины, приведшие к преждевременным родам, могут впоследствии привести к развитию ДЦП.


ДЦП не поддается полному излечению, и методы специальной реабилитации позволяют лишь улучшить качество жизни детей с повреждением головного мозга. Лечение ДЦП направлено на восстановление функций, пострадавших в результате повреждения. Одними из самых доступных и эффективных методов являются массаж, лечебная гимнастика и физиотерапия. Большое значение имеет также медикаментозная терапия, улучшающая деятельность головного мозга. Эти методы не являются панацеей и применяются на протяжении всей жизни.

К повреждению клеток головного мозга вследствие кислородного голодания могут привести самые разные причины, и некоторые из них поддаются коррекции. Поэтому важно обратить внимание педиатра на минимальные проявления, если Вас что-то обеспокоило или насторожило в поведении ребенка. В течение первого года жизни можно добиться максимального эффекта. Иногда можно остановить развитие процесса. Мозг ребёнка пластичен и поддается реабилитации – важно не упустить время.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.