Психические нарушения при детских церебральных параличах

В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)

Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

· активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

· вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

· препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

· лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича. В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)

Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

· активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

· вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

· препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

· лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича.В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)

Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

· активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

· вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

· препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

· лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича.В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)

Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

· активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

· вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

· препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

· лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича.

ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Определение, этиология, основные формы

Церебральный паралич входит в более широкую категорию на­рушений развития, которая включает в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями характери­зуются наличием недостатков мышечной, скелетной систем и оп­ределенным состоянием центральной нервной системы.

Детский церебральный паралич является резидуальным состо­янием, т. е. не имеет прогрессирующего течения. Однако по мере развития ребенка различные проявления недостаточности дви­гательных, речевых и других психических функций могут видоиз­меняться, что связано с возрастной динамикой морфо-функциональных взаимоотношений патологически развивающегося мозга. Кроме того, более выраженные проявления декомпенсации могут определяться нарастающим несоответствием между возможностями поврежденной центральной нервной системы и требованиями, предъявляемыми окружающей средой по мере роста ребенка.

Явления декомпенсации также могут усиливаться при ослож­нении двигательных расстройств различными патологическими не­врологическими и психопатологическими синдромами. Среди них наибольшее значение имеют: гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, синдром вегетативно-висцераль­ных дисфункций, стойкий церебрастенический синдром.

В основе детского церебрального паралича лежит внутриутроб­ное или перинатальное повреждение головного мозга ребенка под влиянием различных неблагоприятных факторов, действовавших во время внутриутробного периода развития и (или) в момент родов. К таким факторам риска относятся в первую очередь ас­фиксия в родах и родовая травма. В более редких случаях (около 2 — 3%) в возникновении ДЦП может играть роль генетический фактор.

Тяжесть и распространенность поражения при ДЦП могут быть различными. В одних случаях наблюдается тяжелое поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в такой же степе­ни, как и ноги, а иногда и сильнее. Эта форма церебрального паралича носит название двойной гемиплегии. Развитие двигатель­ных и психических функций у этих детей крайне затруднено.

При более легкой степени заболевания — спастической диплегии — поражаются преимущественно ноги. Руки поражаются в мень­шей степени. Большинство детей с этой формой заболевания при своевременном комплексном лечении и психолого-педагогической работе осваивают ходьбу, у них развиваются речь, познаватель­ные функции, многие из них способны к обучению по программе общеобразовательной школы.

У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения — гвмипарезы. При этом отмечается более тяжелое по­ражение руки.

У части детей с гиперкинетической формой ДЦП осуществле­ние произвольных движений затруднено в первую очередь за счет насильственных движений. Наличие насильственных движений и тонических спазмов в мышцах верхних конечностей резко затруд­няет развитие у них манипулятивной деятельности и навыков са­мообслуживания. Кроме того, у этих детей обычно имеют место наиболее тяжелые недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые нередко сочетаются с нарушениями слуха.

При атонически-астатической форме ДЦП двигательные на­рушения определяются в первую очередь недостаточностью ко­ординации движений, несформированностью реакций равнове­сия, наличием низкого мышечного тонуса во всех группах мышц, недоразвитием выпрямительных рефлексов. У этих детей также имеют место стойкие дефекты звукопроизносительной стороны речи, а также различные по структуре нарушения психического развития.

У многих детей наблюдается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных и речедвигательных рас­стройств.

Психическое развитие при детском церебральном параличе

Ранний органический дефект центральной нервной системы, составляющий основу детского церебрального паралича, обуслав­ливает сложное сочетание двигательных и психических недостатков, что и составляет специфическую структуру психического дизонтогенеза при этом заболевании.

В структуре и двигательных, и психических нарушений на­блюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплексов, обус­ловленных как задержкой созревания тех или иных психомотор­ных функций, в первую очередь наиболее поздно формирую­щихся в нормальном онтогенезе, так и проявлениями поврежде­ния центральной нервной системы. Это обуславливает формиро­вание сложного дизонтогенетически-энцефалопатического симпто-мокомплекса, обуславливающего своеобразие психомоторного раз­вития при ДЦП.

Особенностью формирования моторных и психических функ­ций при ДЦП является не только их более замедленный темп, но и своеобразная диспропорциональность, асинхронность созрева­ния с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенса­торных, часто патологических симптомокомплексов.

Так, например, структура двигательного и речедвигательного дефекта при многих формах детского церебрального паралича ха­рактеризуется неравномерностью с наличием вторичной как адек­ватной, так и патологической компенсации, что приводит к фор­мированию стойких порочных поз и положений конечностей, нарушенной осанки и патологических речедвигательных стерео­типов.

При гиперкинетической форме церебрального паралича свое­образная структура интеллектуальной недостаточности в извест­ной степени определяется диссоциацией между относительно со­хранными возможностями интеллектуального развития и нару­шениями эмоциональной сферы, произвольной регуляции дея­тельности, внимания, памяти, умственной работоспособности.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений соб­ственных движений. Двигательные нарушения при детском цереб­ральном параличе представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей ранней кор­рекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход форми­рования нервно-психических функций и личности ребенка. При ДЦП имеют место недостатки зрения и слуха, эмоционально-во­левой сферы, поведения, умственной деятельности, речи, свя­занные с ранним органическим поражением головного мозга и определяющие сложную структуру нарушенного психического развития.

Таким образом, у детей с церебральным параличом имеет ме­сто не только замедленный, но и часто неравномерный темп пси­хического развития с диспропорциональностью в формировании отдельных психических функций, что дает основание говорить о своеобразной дизонтогении психического развития церебрально-органического генеза, которая включает следующие основные варианты:

- локальный дизонтогенез отдельных высших психических функ­ций (речи, пространственных представлений, различных видов гнозиса, праксиса, внимания, памяти и др.);

- нарушения умственной работоспособности;

- нарушения произвольной регуляции психической деятель­ности;

- специфическую задержку психического развития, при кото­рой имеет место сочетание представленных выше нарушений со стойко ограниченным запасом знаний и представлений об окружа­ющем и специфическими особенностями мыслительной деятель­ности, обуславливающими замедленное усвоение нового материала.

Среди синдромов у детей с церебральным параличом преобладают следующие: церебрастенический с выраженными нарушениями умственной работоспособности, синдромы локальных на­рушений отдельных высших психических функций, отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, что проявляется прежде всего в отсутствии у большинства детей личностной готовности к обучению. Задержка в развитии личностной саморегуляции и неравномерность развития различных высших психических функций, а также крайне ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, недостаточность ручной моторики и зрительно-мо­торной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинестетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике определяют специфику и стойкость психического дизонтогенеза при детском церебральном параличе.

Астеноадинамический синдром наиболее типичен для детей со спастической диплегией и атонически-астатической формой це­ребрального паралича.

При гиперкинетической форме более часто наблюдается астено-гипердинамический синдром с проявлениями двигательного беспокойства, повышенной раздражительности, суетливости.

В предпубертатном и пубертатном возрасте может отмечаться чередование указанных синдромов.

Церебрастенические синдромы наиболее отчетливо проявля­ются в школьном возрасте при различных интеллектуальных на­грузках. В этот же период более четкими становятся и особенности мыслительной деятельности.

Дефекты мыслительной деятельности проявляются в недоста­точной сформированности понятийного, абстрактного мышления.

У этих детей отмечается не только ограниченный запас знаний и представлений об окружающей действительности за счет бедно­сти их практического опыта, но и имеют место специфические трудности переработки информации, получаемой как в процессе коммуникативной, так и предметно-практической деятельности.

Характерной особенностью мышления является также нару­шенная динамика мыслительных процессов. Наиболее часто на­блюдается замедленность мышления, а в ряде случаев и более выраженная инертность. Причем это далеко не всегда сочетается с интеллектуальным недоразвитием олигофренической структуры, чаще это имеет место при задержке психического развития, а иногда и при относительно сохранных возможностях интеллекту­альной деятельности. Частым нарушением является также недо­статочная последовательность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям, что особенно характер­но для детей, у которых детский церебральный паралич осложнен гидроцефалией.

Таким образом, в структуре интеллектуальной недостаточности у детей с церебральным параличом большое место занимает несформированность организационно-операционной стороны мыслительной деятельности, которая, как правило, сочетается с замедлен­ностью мышления и низкой умственной работоспособностью.

Характерной особенностью психического развития детей с це­ребральным параличом является задержанное формирование регуляторной функции психических процессов, что в значительной степени связано с замедленным созреванием переднелобных от­делов коры головного мозга.

Кроме того, недостаточная сформированность наглядно-дей­ственного и образного мышления у детей в сочетании со стойки­ми речевыми расстройствами обуславливает отставание в разви­тии словесно-логического мышления.

Недостатки операциональной стороны мыслительной деятельно­сти обычно более выражены на начальных этапах обучения. Обраща­ло на себя внимание отставание в формировании понятийного аб­страктного мышления. Специфика этого отставания в значительной степени определялась недоразвитием семантической стороны речи.

Низкий уровень наглядно-действенного мышления особенно ча­сто наблюдался у детей с недостаточно сформированными про­странственными представлениями.

У детей с церебральным параличом наиболее задержанными в развитии являются те высшие корковые функ­ции, которые в своем формировании наиболее тесно связаны с двигательно-кинестетическим анализатором.

Особенностью недостаточности высших корковых функций у детей с церебральным параличом является сочетание различных нарушений развития, чаще всего несформированности праксиса и гнозиса, к началу школьного обучения. Отмечены выраженное неблагоприятное влияние этих недостаточно сформированных выс­ших корковых функций на процесс обучения.

Для многих детей с церебральным параличом характерны спе­цифические трудности в усвоении счетных операций и оценке отдельных цифр при их зрительном восприятии в процессе опо­знания и написания. Это часто сочетается со смешением арифме­тических знаков и специфическими трудностями формирования представлений о числе.

Обучение чтению в ряде случаев затруднено из-за оптико-гно­стических расстройств.

Отставание в психическом развитии у детей с церебральным па­раличом обычно сочетается с низкой познавательной активностью, недостатками памяти и внимания.

Для детей с церебральным параличом характерны также нару­шения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения, которые особенно выражены при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего прояв­ляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в соче­тании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперэстезией, повышенной истощаемостью нервной систе­мы.

В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатли­тельностью, склонностью к страхам, причем у одних преоблада­ют повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — робость, застенчи­вость, заторможенность.

Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. Повышенная впечатли­тельность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффек­тивной инертностью создает благоприятный фон для возникно­вения невроза страха.

Среди вариантов аномального развития личности при церебраль­ных параличах наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В основе психического инфанти­лизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоцио­нально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма — недоразвитие произвольной ре­гуляции поведения и других форм произвольной деятельности (выс­ших психических функций).

Инфантилизм сохраняется нередко и в старшем школьном воз­расте, проявляясь в виде повышенного интереса к детским иг­рам, слабости волевых усилий, недостаточной целенаправленно­сти интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости.

Кроме того, для детей с церебральным параличом характерен так называемый невропатический вариант психического инфан­тилизма. Основные характеристики этих детей включают: несамо­стоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, неуверен­ность в своих силах, чрезмерную зависимость от матери, трудно­сти адаптации к новым условиям.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1635 ;

Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения разви­тия психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Картина психических на­рушений на фоне раннего внутриутробного поражения характе­ризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральными параличами резко задерживается и на этом фоне выявляются различные формы нарушения психики, и прежде всего познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений:

например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с

легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием психических функций. Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим по­ражением головного мозга и различными двигательными, рече­выми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психиче­ских нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

Аномалии развития психики приДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-воле­вой сферы и личности.

Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризу­ется рядом специфических особенностей.

1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими причинами: а) вынуж­денная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстника­ми и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; б) затруднение познания окру­жающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств; в) нарушение сенсорных функций.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятель­ности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на воспри­ятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интел­лектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены.

Дети с церебральным параличом не знают многих явлений ок­ружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно стра­дает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии сло-весно-логического.

3. Выраженность психоорганических проявлении - замедлен­ность, истощаемость психических процессов, трудности переклю­чения на другие виды деятельности, недостаточность концентра­ции внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредото­ченности, медлительности и пониженной переключаемости пси­хических процессов. Низкая умственная работоспособность от­части связана с церебрастеническим синдромом, характеризую­щимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интел­лектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормаль­ный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олиго-френия. Дети без отклонений в психическом (в частности, интел­лектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основ­ным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).

Для детей с церебральным параличом характерны расстрой­ства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявля­ются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздра­жительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колеба­ниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может ос­тановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка об­становке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, припод­нятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).

Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.

У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочета­ется с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с по­вышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в

наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к само­стоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.