Досуг для ребенка при дцп

– Польза занятий в группе
– Плавание
– Верховая езда
– Другие виды спорта


Рис. 24.1. Я независим!


Рис. 24.2. Плавательный пояс Симдина".

Многие мои маленькие пациенты получили большую пользу от занятий верховой ездой, и я сама нередко присутствовала на подобных занятиях, однако ни в одной программе обучения верховой езде я лично не участвовала. Поэтому рассказать о значении верховой езды для детей с церебральным параличом я попросила свою коллегу Пиппу Ходж – владелицу центра верховой езды в Британской Колумбии (Канада), который я посещала. Полученные сведения я и предлагаю вашему вниманию.

Цель иппотерапии заключается вовсе не в обучении верховой езде, а в использовании лошади и ее движений с лечебной целью. Ребенку на лошади, благодаря ее движениям, легче научиться сохранять симметричную позу, контролировать положение головы и туловища, сохранять равновесие в положении сидя. Иппотерапия способствует развитию подвижности и координированной работе мышц, в том числе координации глаз—рука, улучшает мышечный тонус, увеличивает объем движений в суставах и корректирует походку.
Лошадь и все снаряжение выбирают в соответствии с потребностями конкретного ребенка. Очень важно знать, что неправильный выбор лошади и седла приводит к осложнениям, например к чрезмерному растяжению мышц или повышению мышечного тонуса. Каждый ребенок занимается индивидуально, занятия должен проводить дипломированный инструктор верховой езды, кроме того, малышу помогает физический терапевт или специалист по трудотерапии (эрготерапевт). Положение ребенка на лошади может быть разным, например:
– лежа на спине лошади—ребенок расслабляет руки и ноги и тренирует контроль за положением головы и туловища;
– сидя на лошади задом наперед – ребенок опирается ладонями на круп лошади и тренируется переносить вес тела;
– лежа на спине на крупе лошади – ребенок развивает движения в позвоночнике и в плечевом поясе.

Для лечебной верховой езды детей включают в маленькую группу, как правило, не более четырех человек.
В такой группе дети старшего возраста, которые не хотят больше общаться со взрослым один на один, да и не нуждаются в этом, чувствуют себя более свободно и ответственно. Программа занятий включает развитие достаточно сложных сенсомоторных навыков и обучение. Например, во время занятия ребенок:
– определяет предметы, животных, цветы и т. д., которые встречаются во время прогулки верхом;
– стремится голосом давать команды лошади, общается с помощниками, инструктором и другими наездниками;
– следует указаниям, выполняет поставленные задачи;
– узнаёт части своего тела и части тела лошади;
– получает всевозможные ощущения – тактильные от прикосновений к лошади, седлу и к разным поверхностям;
– учится различать право и лево.
Занятия лечебной верховой ездой проводит дипломированный инструктор, прошедший специальное обучение. В них может принимать участие и физический терапевт, который рекомендует упражнения для разминки, для завершения занятий или какие-то специальные упражнения и игры с участием всех членов группы.

Прогулки верхом должны быть безопасны для ребенка и приносить ему радость. Лошадь надо выбирать спокойную, но не дрессированную специально, экипировка тоже может быть разной. Самостоятельные прогулки верхом не преследуют никаких лечебных целей, это просто один из видов досуга.
Со временем малыш подружится с лошадью. Этому способствуют не только прогулки. Ребенок будет ухаживать за лошадью, он научится ее чистить, кормить, поить и седлать. Все эти навыки еще более повысят его уверенность в себе и самооценку.
Как и в случае с плаванием, когда ребенок достигнет определенного мастерства в верховой езде, он сможет вступить в конный клуб и участвовать в соревнованиях, а может быть, даже выезжать на прогулки верхом с семьей и друзьями.

В этой книге не идет речь о детях старшего возраста, но я все же немного расскажу об активном отдыхе, который подходит именно для них. Очень благотворны лыжные прогулки и походы – с семьей или с туристическим клубом.
Возможно, вам повезло, и вы живете рядом с рекой или озером. Заниматься рыбалкой и парусным спортом ребенок старшего возраста, как правило, вполне способен. Это особенно полезно, когда кто-то из родных увлечен этими видами спорта. Но есть два условия: ребенок должен уметь плавать и ему обязательно нужно одеть спасательный жилет. Естественно, надо уделить особое внимание безопасности и принять все необходимые меры предосторожности.
Большинство из нас увлекаются каким-либо видом спорта или активного отдыха. Если ваш ребенок проявляет к ним интерес, обязательно дайте ему возможность и помогите принять в них участие.


Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_k_master-klassu.docx 26.5 КБ
doklad_k_master-klassu.docx 26.5 КБ
doklad_k_master-klassu.docx 26.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ)

Заместитель директора по дошкольному воспитанию

Приводя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школьному обучению, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, творческие способности, формировали познавательную активность и т.д.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому существует необходимость вовлекать родителей в образовательное пространство ГОУ.

Вовлекая семью ребенка с комплексными нарушениями развития в педагогический процесс, мы решаем следующие задачи:

- оказание психологической поддержки родителям;

-повышение уровня педагогической культуры родителей;

-активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада;

-создание преемственности между семьей ребенка со сложными нарушениями в развитии и педагогического коллектива в методах воспитания, обучения и развития;

В большинстве случаев бывает нелегко добиться поддержки, понимания и участия родителей в педагогическом процессе. Как показывает опыт, семьи детей с особенностями развития “бросают” все свои силы, в первую очередь, на лечение, некоторые родители и вовсе отстраняются от своих детей, забывая, что и психолого - педагогическая коррекция не менее важная часть помощи таким детям. Причем чем раньше она будет начата, тем эффективней будет ее воздействие.

Чаще всего у родителей, приводящих своего ребенка в наше образовательное учреждение, это последняя надежда, что ситуацию еще можно изменить. Они ждут скорых результатов, иногда не понимая, что это невозможно и может быть, даже не зная, как в домашних условиях заниматься со своими детьми.

В нашем Центре в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексное нарушение развития, участвуют помимо воспитателей группы, так же педагог - психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, медработники, инструктор по физическому развитию, а также музыкальный руководитель и социальный педагог, осуществляется полная преемственность в работе специалистов и учитывается междисциплинарный подход.

В свою очередь все специалисты непосредственно взаимодействуют с родителями воспитанников Центра. Нами используются разнообразные формы привлечения родителей к коррекционной работе и участия в жизни образовательного учреждения.

Основная задача педагогов дошкольного отделения провести разъяснительную работу, показать на практике, как проходит обучение таких детей, используя наиболее разнообразные методические приемы по работе с родителями.

- собеседования с родителями по результатам консилиумов;

- лектории по темам волнующим родителей;

- обучение родителей приемам и методам воспитания и обучения в соответствии с задачами развития ребенка, участие в реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Такая форма работы была выбрана 3 года назад и до сих пор остается самой актуальной. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества и инициативы. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с дошкольным отделением именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес нам удается развить в совместном проведении детско-родительского досуга. Именно здесь родители могут другими глазами посмотреть на своего ребенка и подчеркнуть его индивидуальность.

Представьте себе, что ребенок изображает тот персонаж, роль которого он на себя берет. Именно в театрализованной игре ребенок имеет возможность быть самостоятельным, преодолевать те или иные трудности, соглашаться с правилами и т.д.

- формированию уверенности в эмоциональной поддержке взрослых;

- позитивных представлений о себе и своих возможностях, избавляют от чувства, одиночества и неуверенности, не успешности и социальной изоляции детей с ДЦП;

- дети учатся распознавать приятные и неприятные эмоциональные переживания у себя и партнеров по общению, пытаются сдерживать негативные эмоции.

Вся работа нацелена, прежде всего, на формирование потребности в сотрудничестве родитель-ребенок-педагог . А также на решение общеразвивающих задач:

- обучение детей адекватному эмоциональному реагированию;

- развитие коммуникативной сферы;

- формирование у детей познавательной активности и развитие творческих способностей;

- развитие у детей таких социальных чувств, как эмпатия, сочувствие и сопереживание;

- формирование потребности активного включения детей и взрослых в совместную деятельность и многое другое.

В нашей работе педагоги могут решить и коррекционно-развивающие задачи: овладение ребенком естественностью речи, правильной интонацией, выразительностью; нужными позами, жестами, мимикой; творческим воображением и т.д.

Для того чтобы театрализованная игра имела место в нашей работе, к этому должны быть готовы и сами взрослые. Взрослый для детей является образцом для подражания, т.к. его желание играть и его отношение к театрализованной игре имеют большое значение. Умение выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жеста, побуждает ребенка воспроизвести услышанное, дает ему пример для подражания.

Изучается текст литературного произведения (сказки, рассказы) для последующего его обсуждения. Педагогу необходимо оценить, не только как ребенок запомнил прочитанное, но и насколько он разбирается в нем, насколько полученные знания обогатили его опыт. Нравственному развитию ребенка способствуют рассуждения о характере героев сказок (рассказов). Затем, вместе с детьми и родителями разыгрываются сценки-диалоги, в которых мы помогаем продумать детям и родителям каждую реплику, понять суть роли.

Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представили образы героев сказки выразительными, эмоционально окрашенными) и вести себя непринужденно на сцене нужна специальная подготовка. Именно на этом этапе необходима совместная работа педагогов-специалистов, воспитателей и родителей.

В подготовительной работе к детско-родительскому досугу с детьми проводятся игры - занятия. Их цель – помочь детям овладеть следующими средствами образной выразительности:

1. Овладение интонацией – детям предлагается произнести отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть и т.д.) самостоятельно, без подсказки взрослого. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи;

3. Овладение жестами – начинали с простых сценических заданий: как жестом показать состояния или ощущения человека (очень горячо, я замерз, мне больно); следующие упражнения включают в себя уже несколько действий (мою посуду, рисую красками, еду на машине, пришиваю пуговицу…);

После того как дети достаточно поупражняются в элементах актерской техники, можно работать над театрализованными представлениями – подготовить драматизацию известной сказки или рассказа.

Тематика детско-родительских досугов достаточно разнообразна. В нашем отделении акцент здоровьесбережения отражается и в этой форме взаимодействия с родителями. Именно в такой игровой форме дети наиболее успешно осваивают правила безопасного поведения, вопросы охраны собственного здоровья и т.д.

Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. Ход этой работы опирается на такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, право на самоопределение и пр.

И в заключении хочется сказать, что дети с церебральным параличом в силу комплексности психомоторного нарушения, включающего своеобразие двигательного, психического, речевого и личностного развития, испытывают значительные трудности вхождения в мир социальных взаимоотношений. Они больше, чем дети с другими проблемами в развитии, оказываются зависимыми от взрослого, имеющего решающую роль в организации их социальной жизни. Позиция взрослого имеет большое значение в формировании личностных новообразований, обеспечивающих социальную адаптацию дошкольника с церебральным параличом.

Предложенная технология коррекционно-развивающей работы для детей с детским церебральным параличом, создает благоприятные условия для их общего психического развития и раскрытия потенциальных возможностей. Как показывает опыт, такой подход в значительной степени позволяет сгладить и преодолеть трудности социальной адаптации.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Моргун Екатерина Павловна

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при организации досуга детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Приведены результаты опроса респондентов, с целью выявления отношения к детям и подросткам, страдающим ДЦП и определения необходимости развития культурно-досуговой деятельности для этой категории населения. Предлагаются направления решения проблемы путем развития волонтерского движения среди студентов.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Моргун Екатерина Павловна

• Комфортабельный кондиционированный транспорт, с профессиональным водителем по всему маршруту;

• Входные билеты на указанные монументы;

• Все указанные экскурсии. За дополнительную плату:

• Авиабилет Москва - Ереван - Москва;

• Стоимость визы (если не граждане РФ).

В Армении туристы могут постичь истинную ценность армянского коньяка, пронаблюдать процесс выращивания винограда и создания напитка. Настоящий знаток способен научить туриста как правильно пить коньяк и разбираться в оригинальности напитка. Например, специалисты утверждают, что возраст коньяка можно проверить, немного взболтнув рукой, так, чтобы коньяк попал на стенки сухого бокала. Чем старше коньяк, тем дольше будут стекать его следы по стенкам, одна секунда соответствует одному году выдержки. Для того, чтобы определить, настоящий коньяк или нет, нужно капнуть его на ладони, растереть, дождаться пока капли подсохнут и похлопать. Если ладони липнут друг к дружке, то в коньяк добавлен сахар, что недопустимо.7 В вышеуказанный тур включены те достопримечательности Армении, которые способны рассказать и отразить историю создания напитка, природу позволяющую задуматься и разгадать для себя волнующий вопрос, возможность просто расслабиться в ресторанах столицы под инструментальную музыку и национальной едой.

Список использованной литературы:

2. Петросян, И., 2006. Armenian Food: Fact, Fiction & Folklore. Еркир, pp: 160 - 161.

3. Авагян, Р., 2010. The Legendary Armenian cognac. Asbarez, From Greetings London. Date Views 08.04.2016 asbarez.com/89769/the-legendary-armenian-cognac.

4. Армянский коньяк. Date Views 25.04.2016 peygivo.blogspot.ru/2012/06/blog-post_49.html.

6. Terrako - Мир твоими глазами. Date Views 01.05.2016 terraoko.com/?p=48000.

Моргун Екатерина Павловна

г. Новосибирск, РФ E-mail: Katya-fngarsk@mail.ru

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при организации досуга детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Приведены результаты опроса респондентов, с целью выявления отношения к детям и подросткам, страдающим ДЦП и определения необходимости развития

7Terrako - Мир твоими глазами. Date Views 01.05.2016 terraoko.com/?p=48000.

культурно-досуговой деятельности для этой категории населения. Предлагаются направления решения проблемы путем развития волонтерского движения среди студентов.

Ключевые слова Культурно-досуговые технологии, досуг, реабилитация, сервис.

Во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств.

Социальные качества, как известно, ребёнок приобретает, находясь в обществе, во время своего досуга. Но у детей и подростков с диагнозом ДЦП досуг не столь разнообразен, что снижает их возможность к социализации.

Под досугом понимается не только свободное время, которые многие предпочитают провести лёжа на диване за просмотром телевизора, а посещение общественных мест, активные физические и умственные занятия, во время которых происходит саморазвитие. Это могут быть художественные и музыкальные школы, спортивные секции, театральные студии и т.д. К сожалению, большинство досуговых центров не оборудованы для занятий детей с диагнозом ДЦП, более того, не каждый педагог сможет работать с таким ребёнком.

Дети и подростки с диагнозом ДЦП остро нуждаются в четко спланированной работе, направленной на формирование у них самостоятельности суждений и действий, навыков труда и культуры поведения, достойного духовно - нравственного облика, умения жить в обществе [2].

С целью определения отношения людей к детям и подросткам, страдающим детским церебральным параличом, был проведен онлайн опрос 78 человек, проживающих в Новосибирской области. Результаты следующие.

Целью следующего вопроса анкеты было выяснить, какие чувства будут испытывать респонденты, если они будут проводить досуг совместно с подростками, страдающими ДЦП. Результаты следующие: у 56% возникнет чувство сострадания, у 34% это не вызовет никаких неудобств, 5% - постараются скорее покинуть данное место, 5% - не будут обращать внимание.

По мнению той трети респондентов, у которой есть друг или знакомый с диагнозом ДЦП, досуг детей и подростков с заболеванием ДЦП крайне не разнообразен. В основном они занимаются просмотром фильмов, настольными играми, рисованием. Также, опрошенные считают, что их досуг прямо зависим от финансов родителей или опекунов.

Каждый опрошенный считает, что Новосибирская область нуждается в специальных досуговых центрах для детей и подростков с диагнозом ДЦП. По мнению респондентов, очень важно учитывать следующее: степень заболевания и психологическое состояние, а самое главное-желание самого ребёнка. Такие центры должны быть доступны для каждого.

В большинстве центров, которые, предназначены для детей с заболеванием детский церебральный паралич, используются только реабилитационные технологии. Возникает острая необходимость разработки и использования культурно-досуговых технологий, отвечающих за психоэмоциональное и умственное развитие такого ребенка. Возможна интеграция реабилитационных и культурно-творческих технологий, позволяющая одновременно снимать физическое и психоэмоциональное напряжение, и обеспечивать полноценный досуг детей.

Если обратиться к опыту использования реабилитационных и культурно-досуговых технологий в организации досуга для детей и подростков, страдающих ДЦП за рубежом, то можно отметить, что

достаточно широко используются музыкальная и арт-терапия в Израиле и США, дельфинотерапия и иппотерапия - в Турции и на Украине, а в Чехии созданы специальные площадки для игры в мини-гольф и функционируют кружки декоративно-прикладного творчества.

В России также существуют программы, позволяющие детям с таким серьезным заболеванием снимать физические болевые ощущения и чувствовать себя полноценными членами общества.

Так, в Казани детям с ДЦП восстанавливаться помогают собаки. Специалисты признают, что этот метод далек от официальной медицины, но результаты дает весомые. Они получают эмоциональное и умственное развитие, тренируют двигательные функции. Эта терапия носит название канистерапия.

В г. Салехард дети и подростки могут реабилитироваться с помощью интерактивной системы виртуальной реальности. В воссозданной виртуальной реальности ребенок может устроить на небе грозу, поднять волны в океане или просто убежать от щенка.

В г. Новосибирск широко представлены технологии иппотерапии. Для ребенка с болезнью ДЦП, положение верхом на лошади выгодно: с одной стороны, он выше всех и управляет ситуацией, с другой -находятся родители и тренер, которые помогут и поддержат. Занятия уменьшают чувство тревоги, способствуют достижению самостоятельности. Животное требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности.

В Новосибирской области существует десять центров для больных ДЦП, однако, все, как правило, используют в своей деятельности только реабилитационные технологии. К сожалению, нет центров, где ребенок-инвалид может полноценно провести досуг. А это, с нашей точки зрения очень важно, потому что, именно там, он может раскрыть в себе способности, подружиться с другими детьми и взрослыми, что в итоге будет способствовать более эффективной адаптации и социализации в обществе.

Огромное количество культурно-творческих технологий и современных терапий так и не опробованы в нашем регионе, хотя они, по нашему мнению, дали бы огромный толчок к продвижению социализации детей и подростков с диагнозом ДЦП. А в будущем, мы могли бы с радостью наблюдать за их успехами в жизни. За культурно-творческими технологиями большое будущее, они способны помочь социализации и разнообразить досуг детей и подростков, страдающих ДЦП.

При разработке и использовании различных видов культурно-досуговых технологий важно учитывать степень заболевания. И только желание самого подростка может положительно отреагировать на его состояние. К примеру, многие даже и не подозревают, что у них отличный слух или замечательная способность к изучению языков, или, к примеру, способности в сфере информатики. Следует выявить расположенность подростка к какому-либо виду досуга, потому что, если досуг не будет приносить ему радость и чувство самосовершенствования, то это, наверное, будет бессмысленно.

Таким образом, к досугу, который направлен на психо-эмоциональное и умственное развитие можно отнести: цветотерапию, различные виды искусства, занятие музыкой, написание книг, изучение иностранных языков, участие в театральных постановках. При организации данных видов досуга используются культурно-творческие технологии.

Одной из проблем, не позволяющей наиболее полно использовать культурно-творческие технологии при организации досуга детей и подростков с заболеванием ДЦП является отсутствие квалифицированных

кадров. В систему работы с особенными детьми и подростками нередко приходят педагоги, которые оказываются не готовыми объединить реабилитационные и культурно -досуговые технологии к работе с инвалидами.

Путём решения части последней проблемы может выступить создание волонтёрских групп студентов в вузах. Естественно то, что студенты должны быть обучены работе с такими подростками. У современного общества, в том числе и у молодых людей в корне должны отсутствовать проблемы и недопонимая по данной теме. Посещение студентами данного направления реабилитационных центров, школ, колледжей, где учатся и проходят реабилитацию дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, позволит серьезно повлиять на их психоэмоциональное развитие, укрепить процессы адаптации и социализации. Список использованной литературы:

1. Загорская Л. М. Проектные технологии в подготовке специалистов по сервису и туризму // Сервисные технологии: теория и практика. Сб. науч. трудов. Новосибирск, 2009. № 7. С. 33-37.

3. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие / В. А. Назаркина, Л. М. Загорская, Б. И. Штейнгольц - Новосибирск : НГТУ, 2009 - 84 с.

4. Назаркина В. А. Сервисная деятельность: учебное пособие / В. А. Назаркина, Ю. О. Владыкина, Н. А. Огородникова и др. - Новосибирск, НГТУ, 2013.

Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.