Как купать ребенка с дцп


Как купать ребенка с ДЦП? С малышами, обычно, проблем не возникает, потому что купание ребенка с ДЦП в возрасте младенчества мало чем отличается от купания здорового малыша.

Проблемы возникают когда вес ребенка переваливает за 20 кг, а самостоятельно передвигаться он все еще не научился. Ребенка с таким весом посадить в ванну, а потом достать из неё задача непростая, мало того небезопасная для вашего позвоночника. Не забывайте заботиться о себе и помнить, что вашему ребенку нужны здоровые родители!

Как решить проблему

Во-первых. Существуют специальные подъемные устройства для ванн, один из вариантов представлен на картинке ниже. Стоит подобное устройство от 5-6 тысяч рублей. Более сложные устройства будут стоить в разы дороже. Подъемник для ванны можно вписать в Индивидуальную программу реабилитации (ИПР) вашего ребенка и получить бесплатно.


Подъемник для ванны.

Упс. для нашей ванны такой подъемник не подошел. Потому что, один бортик ванны углублен в кафель и места для опоры подъемника почти не осталось, в результате он соскальзывает.

Еще один вариант — душевая кабинка с низким поддоном. Купать в ней ребенка легче, но мой опыт показал не очень удобно. Дверцы кабинки узкие, мало места для маневра. Если площадь ванной комнаты позволяет, то ставить нужно большую кабинку с широкими дверями.

Случайно, жизнь подсказала, на мой взгляд, самый удобный вариант. Были в гостях в одной семье, у них ванная комната устроена вот таким образом:


Ванная комната с душем.

Вместо ванны — душ, отделенный от комнаты раздвижной шторкой из прозрачного пластика. Поддона нет вообще, слив вделан в пол с легким уклоном. Места много, проход в душевой отсек широкий. Внутрь ставишь пластиковый стул, на него сажаешь ребенка и купайтесь на здоровье. Не нужно во время купания сгибаться в три погибели, не нужно нагружать позвоночник поднимая ребенка, т.к. ребенок сидит на стуле.

Еще варианты подобного устройства ванной комнаты, ценность представляет не богатство интерьера, а удобство пользования.


Душ в ванной комнате.


Душ в ванной комнате.

Буду признательна если вы поделитесь своим опытом, оставив комментарий к данной статье. Комментарий можно проиллюстрировать добавив фото.

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Акватерапия и ЛФК в бассейне для детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями.


ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи — это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия - одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.
Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.

Сеансы водной терапии начинаются с разминки, которая включает упражнения на растяжение, прежде чем ребенок погрузится в бассейн. В зависимости от потребностей ребенка и курса терапии вода в бассейне может специально подогреваться. Как только разминка будет завершена, ребенок начнет выполнять серию упражнений под контролем инструктора. Упражнения обычно выполняются с плавучими предметами, такими как доски для плавания, спасательные жилеты, плавающие гантели или ремни.


КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?

При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов врач ЛФК индивидуально подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78

МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН

Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:

  • Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз - 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): анализ на яйцеглист - 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога - 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
  • Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Почему важно плавать?

Вода для детей — привычная и родная среда. А плавать — это врожденная способность, обусловленная их внутриутробным развитием в жидкой среде (околоплодных водах).

Доказано, что почти у 96 % младенцев сохраняется плавательный рефлекс до 3 месяцев.

Так, группа ученых, погрузив около 30 новорожденных детей в воду, обнаружили удивительный факт - младенцы не тонули. Наоборот, они улыбались, когда их вытащили из воды. Было установлено, что малыши инстинктивно могли задержать дыхание при погружении в воду.

Именно этот врожденный рефлекс задержки дыхания при погружении в воду используется в обучении грудничков плаванию и ныря­нию.

Более того, когда ученые попросили родителей подержать своих детей на поверхности воды животиками вниз, малыши могли удержаться на воде, перебирать ножками и ручками, имитируя плавательные движения. Данные этого эксперименты доказали, что новорожденные дети обладают инстинктивным умением нырять и плавать.

Эта врожденная способность плавать грудных младенцев была известна в древности. Многие племена и народности, в том числе и славянские, которые жили около воды, учили своих детей плаванию до того, как они впервые вставали на ноги. В Древнем Египте будущих воинов учили плавать в младенческом состоянии. Гиппократ рекомендовал купаться в родниковой воде как способ лечения болезней. А швейцарские монахи использовали термальные воды для лечения больных или инвалидов в своих общинах.


А если у ребенка - сложная родовая травма, поврежденна центральная нервная система, когда фактически теряется управление над своим телом?

Вот тут вода может стать основным ресурсом для развития, ведь память генетическая, что о том, что водная среда - это родная среда, мощная и устойчивая.

Так, ребенок с двигательными нарушениями может с трудом удерживать голову, возможно не стоит, с поддержкой сидит. Но как только попадает в воду, он начинает автоматически перебирать руками и ногами. И в этом случае вода становится пусковым моментом для восстановления и развития всей системы движений у ребенка.


После родовой травмы многие рефлекторные движения сильно ослабленные. Развитие и формирование навыков на суше может нести опасность получить травму. Вода благодаря своим физическим свойствам в разы снижает эту опасность.

Что же такое гидрореабилитация?

Гидрореабилитация - это комплекс упражнений в воде, которые помогают улучшить физические способности и функции человека. Данный вид реабилитации был одобрен медицинским сообществом как метод лечения давно.


Занятия в воде должны проводиться регулярно и последовательно под контролем специально обученных специалистов - аквареабилитологов. Оптимальный температурный режим для лечебного физкультурного комплекса в воде - 32-34 С. Ниже температура воды может усиливать спастичность мышц, выше 35 С - уменьшает двигательную активность ребенка.
Только теплая вода обеспечивает обезболивающий эффект, помогает снять спастичность в мышцах, стабилизирует процессы раздражения и торможения в центральной нервной системе.


Важна систематичность занятий. Это дает больший оздоровительный эффект, чем эпизодические походы в бассейн. Благодаря систематичным занятиям в бассейне простые рефлекторные движения постепенно формируются в более сложные. И процесс нового навыка в воде и перенесенный в последствии на сушу может быть эффективнее и безопаснее, нежели выработанный сразу на суше.


Дозированные физические нагрузки с правильным чередованием “нагрузка-отдых” - обязательный компонент при гидрореабилитации. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления. Когда все же появились даже минимальные признаки переутомления, нагрузку в последующем стоит уменьшить, а комплекс лечебных мероприятий должен быть пересмотрен.
Саму нагрузку на ребенка и сложность упражнений увеличивают постепенно с учетом возможностей самого ребенка.


Необходимо. чтобы была обеспечена профилактика травматизма и контроль аквареабилитолога, пока ребенок находится на занятиях в воде.

Аквареабилитация нужна в комплексном лечении при многих состояниях. Часто это дети с детским церебральным параличем, расстройством аутистического спектра, дети с последствиями перинатального поражения ЦНС, с синдромом Дауна, в качестве постртравматической реабилитации.

1. Антигравитационные силы воды благоприятно влияют как на костно-мышечную систему, так и на внутренние органы. Состояние невесомости снимает нагрузку с опорно-двигательного аппарата, позволяет детям с двигательными нарушениями двигаться менее болезненно, увереннее справляться с теми двигательными задачами, с которыми он не в состоянии справиться на суше.

2. Когда тело или его часть выполняют движения под водой, возникает вихревое сопротивление, при котором образуются вихревые потоки, создающие сопротивление движению, и для сохранения равновесия в воде необходимо дополнительное напряжение мышц и энергичное выполнение упражнений. Таким образом, вихревое сопротивление способствует созданию хорошего мышечного корсета, тренировке равновесия и координации движений.

3. При погружении тела в воду появляется гидростатическое давление, пропорциональное глубине погружения, т.е. чем глубже погружение тела, тем сильнее на него давление воды. Именно это давление помогает мышцам расслабиться, а телу ощутить легкость. Гидростатическое давление улучшает циркуляцию крови, венозный отток, снижает частоту сердечных сокращений, повышает аэробные возможности организма, оказывает стимулирующий эффект на кардио респираторную систему. Кроме того, оно создает эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибулярного аппарата.

4. Важное значение имеет также психотерапевтический эффект лечебного плавания. Облегченные и безболезненные движения в водной среде повышают уверенность в своих силах, улучшают самочувствие, способствуют быстрейшему выздоровлению. Таким образом, лечебное плавание детей с церебральным параличом в комплексе с другими средствами реабилитации оказывает оздоровительный эффект, значительно улучшая функционирование опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, развивая психоэмоциональную сферу ребенка.

Благодаря аквареабилитации у ребенка:


1. Формируются новые двигательные навыки, улучшение опорно-двигательной функции рук и ног;
2.Улучшается равновесия и координация движений;
3.Снимает болезненное напряжение в мышцах и суставах;
4.Улучшается кровообращения в сосудах и тканях организма за счет тренировки сердечно-сосудистой системы.

Как у каждого метода, при занятиях в воде нужно учитывать моменты, которые приведут к ухудшению общего состояния ребенка.


1. Не рекомендуется длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений (гидроцефалия);
2. Упражнения с длительным статическим напряжением эффектом не делают из-за возможного усиления спастики;
3. Убирают из основного комплекса упражнения, развивающие подвижность в суставах при артродезах суставов, при синдроме гипермобильности суставов;
4. При вывихе бедра и после его вправления нельзя упражнения с формированием приведения и наружной ротации бедра.


Таким образом, гидрореабилитация помогает вернуть ребенку с ДЦП способность к свободному движению, достичь более высокого уровня жизни и самообеспечения.


Читайте также:

Как развить математические способности у ребенка с помощью книг?

На портале Vikids вы можете:

За июль
500 руб За 2020 год
14000 руб

Детский центр развития и коррекции

+7 (499) 343-04-81
+7 (499) 343-04-64
SMS +7 (964) 643-04-81
с 10 до 18 пн-пт

  • О центре
  • Цены
  • Услуги
  • Методические материалы
    • Лекции
    • Скринкасты

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.1(Особенности ухода за ребенком с детским церебральным параличом)


Особенности ухода за ребенком с детским церебральным параличом

1.Нормализация сна у детей с церебральным параличом. По мере созревания центральной нервной системы, развития деятельности органов чувств и двигательной сферы у малыша постепенно устанавливается режим сна и бодрствования.

Особенности ухода за ребенком с детским церебральным параличом

1.Нормализация сна у детей с церебральным параличом.

По мере созревания центральной нервной системы, развития деятельности органов чувств и двигательной сферы у малыша постепенно устанавливается режим сна и бодрствования. Чтобы он правильно сформировался, надо уяснить некоторые закономерности.

Ребенка надо укладывать спать спокойно, не торопясь, не возбуждая его резкими движениями и неприятными процедурами. Важно выбрать правильный момент для укладывания, а для этого надо помнить о продолжительности бодрствования здорового ребенка. Длительность одного периода бодрствования на протяжении первого года жизни увеличивается от нескольких минут до 2,5-3 часов, на втором году – до 5, на третьем году — до 6 часов.

Не следует приучать больных детей к укачиванию, укладывать в постель взрослых. Если ребенок спит днем, а бодрствует ночью, взрослые все равно должны ночью класть его в удобную постель, гасить свет и не спешить к нему при малейшем требовании. Днем же его следует держать в специальном стуле около себя, развлекать играми, беседой, создавать условия, препятствующие засыпанию.

Улучшить сон ребенка с ДЦП помогает нормализация его позы.


Рис. 1. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Постарайтесь, чтобы ребенок занимал корректирующие положения или положения, противоположные неестественным позам.


Рис. 2. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Если у грудного ребенка колени прижаты друг к другу, а ноги скрещены наподобие ножниц, его ноги в стороны с помощью нескольких пеленок (подгузников),


Рис. 3. или вот так прикрепив ноги (во время сна).


Рис. 4. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Приспособление для разведения ног.


Рис. 5. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Положите подушку между ног для разведения коленей в стороны. Если ребенок лежит и спит в выпрямленном положении, это поможет предупредить возникновение контрактур.


Рис. 6. Воспользуйтесь подушками для придания ребенку правильного положения, когда он лежит на боку


Рис. 7. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Если ребенок лежит и спит со скрещенными и согнутыми ногами, это приведет к контрактурам.


Рис. 8. Если ребенок будет проводить часть времени лежа на животе, это поможет выпрямить тазобедренные суставы. Если стопы свисают с края кровати, это позволит предупредить возникновение контрактур голеностопного сустава. Подушка в этом месте поможет выпрямить коленные суставы.



Рис. 9. Доска для упора стоп помогает предупредить контрактуры голеностопных суставов.


Рис. 10. Опора для стоп может быть немного наклонена вперед, чтобы ребенок мог растягивать мышцы стоп, нажимая на эту опору. (Не забудьте подложить что-нибудь мягкое).

В положении на спине он часто не удерживает голову по средней линии, откидывает ее назад на подушку. В некоторых случаях голова повернута все время в одну сторону, чаще вправо, что приводит к искривлению спины, неправильному положению бедер. Учитывая это, важно правильно разместить кровать ребенка. Дверь не должна находиться позади ребенка, т.к., чтобы видеть входящих, он будет еще больше откидывать голову назад. Если у ребенка имеется тенденция к повороту головы вправо, то кровать лучше расположить так, чтобы справа находилась стена, а слева дверь, чтобы он вынужден был чаще поворачивать голову в эту сторону.

Полезно, особенно во время короткого (дневного) сна, укладывать ребенка на живот. Из этого положения до того как он заснет, и сразу, как пробудился, ребенку полезно несколько раз самостоятельно или с помощью взрослого поднять голову с опорой на разогнутые руки.

Некоторые дети с церебральным параличом не могут удерживаться в положении на животе, так как у них резко повышен сгибательный мышечный тонус. В таких случаях полезно вытянуть руки вперед над головой. Если под руки и голову ребенка положить небольшой валик или жесткую подушку, ему становиться удобнее. Важно проследить, чтобы валик или подушка были небольшими и не способствовали искривлению позвоночника. Конкретные размеры этих приспособлений для каждого ребенка должны устанавливать врач или методист лечебной физкультуры.

Для некоторых детей со средней и тяжелой степенями ДЦП полезной позой во время сна может быть положение на боку: голова находится на одной линии со спиной, руки вытянуты вперед, бедра разогнуты, колени слегка согнуты. Такая поза препятствует фиксированной сгибательной установке туловища и бедер.

При очень тяжелой степени ДЦП ребенок обычно может спать только в положении на спине: эту позу необходимо исправлять, корригировать, помещая небольшие твердые подушки под голову, под верхнюю часть туловища и под колени.

2. КАК КУПАТЬ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА

Во время купания у детей с церебральным параличом возможно повышение мышечного тонуса, резкое разведение рук в момент погружения в воду, нарушение равновесия. Существуют приспособления, которые удерживают ребенка в полулежащем положении или стабилизируют позу сидя.

Маленьких детей с выраженным рефлексом Моро моют над ванной, держа под живот лицом вниз, или медленно опускают в воду в позе сидя с легким наклоном вперед. Тяжелобольных моют на деревянных щитах. Детей с гиперкинезами фиксируют широкими повязками.


Рис. 11. НЕПРАВИЛЬНО

Чтобы помыть между ног, не пытайтесь раздвинуть ноги, взявшись за голени. Это приведет к тому, что ноги еще плотнее прижмутся друг к другу.


Рис. 12. ПРАВИЛЬНО

Согните ноги и медленно разведите их в сторону. Если вы захватите ноги выше колен, их будет гораздо легче развести.


Рис. 13. ПРАВИЛЬНО

Медленно разведите ноги в стороны на всю возможную ширину, а затем постепенно разогните колени.

Во время купания с ребенком необходимо играть, стимулировать двигательную активность, помогать распознавать части тела — развивать его. Можно создавать различные обучающие ситуации, чтобы ребенок понял разницу между сухим и мокрым, горячим и холодным, большой струей и маленькой и т.д. Ребенку показывают, как стирать полотенце, мыть куклу. Купание должно доставлять радость и ребенку и родителям.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ.

К сожалению, родители часто не обращают внимания на то, что прогулку для детей с ДЦП необходимо правильно организовывать. Она должна стать частью кондуктивной терапии. Используя прогулку для здоровья ребенка, Вы не только должны правильно переносить ребенка, но и следить за его позой во время самостоятельной ходьбы и использовать это время для закрепления кондуктивных упражнений, которыми занимаетесь дома.

Дети со спастичными мышцами не способны передвигаться самостоятельно, и их приходится часто переносить. При этом взрослые совсем не обращают внимания на рефлекторное торможение и выработку правильных движений. Неверное поднимание ребенка, лежащего на спине, может иметь разрушительные последствия. Типичные ошибочные реакции не только возникают, но и закрепляются, т.к. ошибочные действия повторяются вновь и вновь.



Рис. 14. НЕПРАВИЛЬНО

Если ребенок постоянно лежит с согнутыми и выпрямленными ногами, не носите его вот так.


Рис. 15. ПРАВИЛЬНО

Носите его так, чтобы руки были выпрямлены, а ноги согнуты в коленях и бедрах.


Рис. 16. ПРАВИЛЬНО


Рис. 17. ПРАВИЛЬНО

По мере улучшения у ребенка координации движений его можно носить на руках с меньшей поддержкой.


Рис. 18. ПРАВИЛЬНО

Ребенка с мышечной спастичностью, который обычно, сидит, согнувшись, можно носить вот так


Рис. 19. ПРАВИЛЬНО

Ребенка с сильной мышечной спастичностью, который стремиться выпрямиться и выгибается назад, можно носить вот так. Поднятие плеч вверх снимает спастику в ногах. Захват руками внутренней стороны бедер помогает развернуть ноги наружу и развести их в стороны. Вы можете подвешивать ребенка в этом положении для игр.


Рис. 20. НЕПРАВИЛЬНО

Если ребенок постоянно лежит с согнутыми и выпрямленными ногами, не носите его вот так.


Рис. 21. ПРАВИЛЬНО

Во время работы вы можете носить ребенка с разведенными ногами на спине или бедрах, как это принято у многих народов.


Рис. 22. НЕПРАВИЛЬНО


Рис. 23. НЕПРАВИЛЬНО

Не поднимайте ребенка так, как показано на рисунке. В этом положении голова ребенка запрокидывается назад, при этом увеличивается мышечная спастичность во всем теле и ногах.

Если повернуть ребенка немного в одну сторону, будет легче наклонить его голову и спину вперед. Это приведет к расслаблению мышц ног, в результате чего их тоже можно будет согнуть.

Отсюда следует, что при переноске ребенка надо быть предельно внимательным. Необходимо тщательно избегать тонизирующего рефлекса. В первую очередь, уделите внимание положению головы ребенка.Прежде чем поднять больного, лежащего на спине, надо осуществить наклон головы и корпуса вперед и сгибание в бедрах. Делается это так: взрослый садится на колени перед ребенком или за ним и, одновременно контролируя положение плеч и ног ребенка, переводит его в сидячее положение и только затем поднимает.

Можно и так: вы просовываете свои руки под руки ребенка и ладонями обхватываете его туловище. Теперь, если немного поднять свои руки, плечи, то голова ребенка переместятся вперед, только после этого его поднимают полностью.

Наклон и поднятие ребенка можно производить и из положения лежа на боку. Именно так необходимо действовать, если ребенок тяжелый. Класть его необходимо так же, избегая реактивных ложных движений. Легче всего это сделать, если в качестве промежуточной позы ребенок будет садиться на корточки.

Нельзя обращаться с ребенком, вышедшим из младенческого возраста, как с младенцем, излишне часто носить его. Это приносит больше вреда, чем пользы, и не способствует выработке движений корпуса. Затруднено изменение направления взгляда, т.к. дети не видят, что происходит вокруг них.

Задача правильной переноски — совершенствование движений. Делается это следующим образом. Либо ребенок, повернувшись к матери, согнув ноги, опирается на бедро матери так, что его спина максимально расслаблена, либо мать несет ребенка перед собой, прижав спиной к себе, ноги ребенка согнуты. Эти способы переноски стимулируют отработку у ребенка активного сохранения равновесия. Предплечьями можно дополнительно двигать плечи ребенка вперед и вниз. Любимая и вполне подходящая ребенку форма переноски — верхом, на спине матери. Один из вариантов — переноска висящего ребенка.


Рис. 24. Приложите теплые компрессы к спастичным мышцам или посадите ребенка в ванну с теплой водой.


Рис. 25. Медленно поворачивайте тело ребенка из стороны в сторону или помогите ребенку сделать это самому. Такие движения уменьшают спастичность в теле и являются хорошими предварительными упражнениями. Превратите их в игру.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО МАССАЖА

В некоторых странах обычные люди и даже врачи прибегают к массажу или растиранию спастичных мышц с целью их расслабления. Хотя массаж часто помогает снять мышечные спазмы, судороги или напряжение мышц, в случае других заболеваний, при спастичности, массаж лишь усиливает напряжение мышц. Как правило, НЕ МАССИРУЙТЕ СПАСТИЧНЫЕ МЫШЦЫ.

4. ОБУЧАЕМ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ГОРШКОМ.

Сначала недели две понаблюдайте за ребенком следующим образом. Когда он утром просыпается, проверьте, мокрый он или сухой, чистый или грязный. Проверьте его час спустя и продолжайте проверять каждый час, до самого ночного сна. Свои наблюдения записывайте в заведенный вами дневник, где указывайте число, время и результат проверки. За эти две недели добейтесь, упражняясь ежедневно, чтобы ребенок просидел на стуле спокойно 5 минут. Если малыш неспокойный, начните высаживать его на стул с 1 минуты, постепенно, день ото дня, увеличивая это время до 5 мин.

Подготовьте место, где ребенок будет справлять нужды. Желательно в туалете. Это место должно быть постоянным. Ребенок должен крепко сидеть на горшке или унитазе, ноги его должны устойчиво стоять на полу. Целесообразно приобрести горшок-стульчик или, если ребенок будет справлять нужды на унитазе, — специальное сиденье на унитаз для детей-инвалидов.

Одно из лучших приспособлений для обучения маленьких детей справлению естественных нужд — простой горшок. Его можно по-разному приспосабливать для детей-инвалидов. Варианты оборудования санузла и ванной комнаты см. в ПРИЛОЖЕНИИ 5

Согласно вашим дневниковым данным вычислите интервалы между моментами, когда ребенок чаще мокрый или грязный. Начните высаживать его на горшок в вычисленное время. Горшок предварительно сполосните теплой водой. Ребенка высаживайте минут на 5. Если в течение этого времени он сходил в туалет, похвалите его. Если нет — не ругайте его, а разрешите встать с горшка, и высадите его опять минут через 10. Если и на этот раз ребенок не сходил, высадите его на горшок примерно через час.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.