Как научить ребенка дцп самообслуживанию



Особенные дети испытывают сложности в усвоении навыков самообслуживания. В этой статье мы поговорим о том, что включают в себя навыки самообслуживания у детей с дцп.

Здравствуйте дорогие читатели нашего блога! Проблемы двигательного аппарата и психические расстройства при дцп, трудности, которые ребенок испытывает в обществе и в домашних условиях, вынужденная чрезмерная опека взрослых – все эти факторы способствуют снижению мотивации к приобретению навыков самообслуживания.

Особенности обучения

Отсутствие мотивации к самостоятельному обслуживанию может послужить серьезной причиной пассивности, из-за чего существенно страдает трудовая и профессиональная деятельность.

В процессе развития навыков самообслуживания следует брать во внимание наличие у деток целого списка проблем.


Процесс обучения должен быть индивидуальным и зависеть от двигательных способностей малыша.

Эти навыки должны быть вовлечены в повседневность и быт, регулярно развивались и постепенно становились приобретенными.

Весь опыт и знания должны быть отрегулированы в пассивно-активной среде. Со временем гиперопека родителей должна уменьшаться и человек должен стремиться к самостоятельному выполнению разных задач.

Специалисты должны относиться к больному с пониманием и ответственностью. Обязательно необходимо поощрять ребенка за его небольшие достижения и первые шаги к успеху.

Не стоит акцентировать внимание малыша на его ошибках и неправильных действиях. Когда взрослый человек начинает агрессивно разговаривать и нервничать, ребенок тут же теряет энтузиазм к любой деятельности, которая сопровождается сложностями в выполнении.

Особенную роль в формировании навыков самообслуживания играет обучение самостоятельному употреблению пищи.

Одной из важных причин, доставляющих сложности, служит недостаточное развитие у деток зрительно-моторных способностей. Еще с первых дней жизни важно развивать зрительно-моторную координацию.

Чтобы у ученика возникали важные предпосылки самостоятельности, уже на первых порах, в период грудного вскармливания, важно тянуть руки ребенка к груди.

Кушаем самостоятельно

Когда вы поите малыша из чашки, необходимо класть его ручки под свои. При кормлении ребенку важно одевать фартук с большим карманом.


Если у малыша недоразвито равновесие, его следует обучать приемам самостоятельного кормления. Садите его на стул таким образом, чтобы ручки были свободными.

С целью большей устойчивости положения его следует фиксировать специальным поясом.

Если у малыша ярко выражены двигательные способности непроизвольного характера, нужно зафиксировать ему стопы.

Все это применяется в качестве временного оборудования в процессе обучения.

Приступать к обучению следует с приема тяжелых блюд. После этого важно кушать пищу жидкой консистенции.

Изначально малышу преподносят ручку ко рту. После этого учат брать хлеб, сухарик, яблоко. Для удобства запаситесь небьющимися чашками, тарелками.

Для обучения поглощения пищи ребенку сначала дают десертную ложку. Чтобы малышу было удобно, ручку можно согнуть.

Ребенок должен научиться самостоятельно держать в руках чашку и пить. Изначально используется резиновая трубка, специальные кружки, соломинка.


Особенные детки должны сидеть за столом вместе со всеми остальными членами семьи. Важно приучить его мыть руки перед едой, а также после нее, вытирать рот салфеткой.

В ходе обучения умыванию, вы должны указывать ребенку на последовательные действия. Изначально следует показать ему элементарные действия.

Когда у ребенка будет все получаться, требования можно усложнять. Научите его вытираться полотенцем, использовать мыло и т.д.

Учимся одеваться

Начинать учить снимать одежду лучше с маек, трусов. В дальнейшем малыша учат таким действиям, как шнуровка, застегивание.

Подобным навыкам можно обучиться при взаимодействии с куклами. После практики действий на куклах, это будет легко сделать на человеке, то есть на самом себе.


Навыки самообслуживания

В формировании навыков самообслуживания важную роль играют графомоторные навыки. Ребенку с ранних месяцев жизни стоит развивать мелкую моторику, учить рисовать, писать, проводить с ними занятия зрительного анализа.

Так ребенку будет проще использовать предметы каждодневного пользования: расческу, зубную щетку, радио, светильники, телефон.

Необходимо обязательно восхвалять и мотивировать ребенка. Если он стремится все делать самостоятельно, педагоги и родители ни в коем случае не должны препятствовать этому.

В будущем потребность поддержки взрослых будет уменьшаться. Стоит брать во внимание способности конкретного ребенка и осознавать, что именно от него потребовать и в каких количествах.

Все занятия должны быть интересными для ученика. Лучше проводить их в игровой форме и благодарить малыша за правильное выполнение задач.


Ребенок с диагнозом дцп при поступлении в школу, должен самостоятельно одеваться, кушать, держать столовые приборы, пользоваться зубной щеткой и расческой, умывать и вытирать и лицо и т.д.

Очень важны коммуникативные навыки. Ребенок должен уметь поздороваться со сверстниками за руку, знать, где проявить вежливость, сказать спасибо, попрощаться. Чем больше у него будет навыков, тем проще ему будет адаптироваться в обществе.

Самообслуживание делает малыша более самостоятельным и свободным, снижается его степень инвалидности. Благодаря этому в будущем он сможет овладеть определенным видом деятельности.

На этом мы с вами прощаемся, успехов вам в развитие детей!

Читайте наш блог, делитесь с друзьями, подписывайтесь на новые статьи.

Роль родителей в успешной реабилитации ребенка с ДЦП исключительно велика. Каждодневные усилия мам и пап помогают правильному формированию суставно-связочного аппарата ребенка, развивают моторику, укрепляют мышцы.

Главное условие эффективности родительской помощи – постоянство, периодичность и дозированность усилий. Занятия с ребенком, больным ДЦП, должны быть каждодневными. Рекомендации касательно интенсивности и продолжительности упражнений можно получить у лечащего врача. Публикуемые ниже советы носят общий характер и не должны восприниматься как детальная инструкция по реабилитации всех детей с церебральным параличом.

Как научить ребенка с ДЦП держать голову поднятой?

1. Положите ребенка на горизонтальную поверхность на живот, лицом вниз. Малыш постарается приподнять голову и плечи – это естественная реакция. Слегка прижмите плечи и грудь ребенка к опорной поверхности, и он постарается поднять голову.

Повторите упражнение несколько раз, понемногу увеличивая время самостоятельного удержания ребенком головы. Так тренируются мышцы спины и шеи.

2. Уложите ребенка на спину на плоскую поверхность. Аккуратно и осторожно возьмите его за руки и немного приподнимите, подтягивая к себе – до положения полусидя. Так же медленно верните ребенка в исходное положение. Это упражнение тренирует мышцы, сгибающие шею вперед и обеспечивающие свободу движений головой.


Научите ребенка с ДЦП опираться на руки

Умение ребенка, страдающего церебральным параличом, опираться на руки и держаться руками, относится к важнейшим. Комплекс опорных навыков необходим для выполнения сложных моторных задач: усаживания, вставания, ходьбы, перемещений ползком и т.д.

Для выработки умения опираться на локти подберите нетолстую подушку и валик, подложите ребенку под грудь и плечи. Высота подушки должна быть такой, чтобы малыш мог без труда опереться на согнутые в локтях – но не выпрямленные полностью! – руки.

По мере наработки навыка сделайте подкладку достаточно высокой – чтобы ребенок мог опереться на распрямленные руки. Следите за положением кистей рук встающего! Больным детям свойственно сжимать кисть в кулак. Научите малыша опираться на развернутую ладонь с расставленными пальцами. Придерживайте его корпус, чтобы нагрузка на руки были симметричной.

Когда руки ребенка окрепнут, а навык удержания тела с опорой на руки выработается, переходите к обучению вставанию с опорой на стул.


Учим ребенка с ДЦП поворачиваться и переворачиваться

1. Положите ребенка на спину. Мягко и плотно охватите ногу малыша ниже колена (ближе к голеностопному суставу), согните конечность в коленном и тазобедренном суставах. Держа ножку согнутой и подведя свободную руку под ягодицу, осторожно перекатывайте ребенка в сторону распрямленной ноги.

Ответной реакцией на воздействие должно стать приподнимание ребенком головы и самостоятельный поворот верхней части туловища вслед за перемещениями таза и ног. При необходимости можно помочь ребенку, взяв его за руку. Однако ощутимо тянуть малыша за руку не нужно: цель упражнения – выработка навыка самостоятельного переворачивания.

Чередуйте направления движений в упражнении.


Обучение ребенка с ДЦП садиться и устойчиво сидеть

Садиться на скамью ребенку с церебральным параличом проще, чем усаживаться на пол. Однако при наличии мышечных спазмов у детей с ДЦП усаживание и сидение на стуле оказывается проблематичным и требует отработки.

В качестве тренировочного предмета можно использовать одну или несколько плотных диванных подушек.

2. Встаньте на колени и опустите тело на пятки. Ребенка поставьте спиной к себе так, чтобы его стопы находились слева и справа от одного из ваших колен. Усадите малыша к себе на бедро так, чтобы его спина прижималась к вашему туловищу. Теперь собственно упражнение: придержите ребенка за бедра обеими руками и подайте свой корпус вперед, наклоняя ребенка и одновременно помогая ему встать.

Упражнение это трудно дается ослабленным детям, поэтому повторяйте его сериями по нескольку подходов, с достаточным отдыхом между сериями.

3. Сядьте на одеяло, расставьте ноги, усадите ребенка перед собой спиной к себе. Поддерживайте его с двух сторон коленями, не давая завалиться набок. Помогите ему опираться на ваши ноги руками. Привлекая его внимание, заставьте малыша самостоятельно поворачиваться вслед за движениями интересующего его объекта.

4. Сидя в прежнем положении, положите перед ребенком большой мяч (либо надувную или мягкую игрушку). Когда ребенок возьмется за мяч руками, приподнимите его так, чтобы малыш оказался в устойчивом сидячем положении.

Приучая ребенка сидеть на стуле, выбирайте модель с подлокотниками. Высота стула должна быть такой, чтобы каждого из суставов (голеностопного, коленного и тазобедренного) составлял 90 градусов.



Учим ребенка с ДЦП двигаться и ходить

Движение человека осуществляется ритмично при помощи различных моторных функций. Если у ребенка с ДЦП не развить способностей к поддержанию равновесию и умения слаженно и последовательно двигать конечностями и туловищем, ходить он будет с трудом. Вот почему так важно дать малышу:

- навыки постуральной адаптации, то есть умение держать осанку, принимать устойчивое положение и использовать руки для защиты от падения;

- способность к самостоятельному перемещению своего тела и ношению предметов;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, то есть осмысливать информацию, получаемую от сенсорных органов.

Если ваш малыш научился ходить, опираясь на ваши руки, можно начинать обучение самостоятельному хождению. Для этого встаньте на колени позади ребенка (можно сесть на низкую скамью на колесиках), охватите бедра (не поясницу!) малыша руками и придайте ему легкий вращательный импульс в одну и в другую сторону, побуждая сделать шаг левой или правой ногой.

Ползать – раньше, чем ходить

Желание ползать у ребенка, больного детским церебральным параличом, нужно стимулировать. Отнесите игрушку, привлекающую внимание ребенка на полметра или метр от малыша – и он постарается дотянуться до нее самостоятельно. Чтобы облегчить выполнение задачи, можно сделать игровую площадку наклонной, а игрушку класть ниже по склону.

Помогая ребенку ползти, вы можете приподнять ему движущуюся вперед ногу, чтобы облегчить ее сгибание. Однако не делайте упора для стоп! Рефлекторное выпрямление конечности вряд ли поможет малышу слаженно двигаться.

Если ползание не дается ребенку, помогите ему дополнительными занятиями. Сядьте на пол, протяните ноги вперед. Малыша уложите поперек ваших ног так, чтобы голову он держал на весу, а руками упирался в пол. Положите перед ним игрушку – он потянется к ней рукой. Передвиньте игрушку чуть дальше – и он постарается дотянуться до нее.

Для тренировки мышц плечевого пояса, задействованных в ползании, положите ребенка грудью на валик или мяч. Размер валика или мяча следует подобрать так, чтобы малыш уверенно опирался руками о твердую поверхность и мог прилагать усилия к передвижению.

Научите ребенка с ДЦП удерживаться стоя на коленях

Неумение держать равновесие и спазм мышц-сгибателей заставляют ребенка с ДЦП принимать неестественное положение при необходимости встать на колени. Тренировочные упражнения, проводимые родителями, позволяют выправить осанку и научить ребенка устойчиво стоять на коленях.

Упражнение удобно проводить, сидя на полу с согнутой в колене ногой. Вам будет легче, если вы обопретесь поясницей и спиной на боковину кресла. Ваша согнутая нога послужит опорой для ребенка.

Поставьте малыша на колени лицом к вашей согнутой ноге, причем как можно ближе. Дайте ему взяться руками за ваше колено. Одной рукой придерживайте ребенка в области талии, чтобы он стоял вертикально. В другую руку возьмите игрушку и привлеките внимание малыша.

По мере наработки навыка проводите тренировку возле низкого столика, пуфика, стула. Контролируйте положение ребенка: его коленные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра и спина – выпрямлены.

Первое время малыш будет удерживать себя усилием рук. В дальнейшем постарайтесь отодвигать опору для рук от малыша, воспитывая в нем умение стоять на коленях без дополнительной поддержки.


Учим ребенка с ДЦП самостоятельно вставать

Чтобы уверенно вставать из любого положения, ребенок, страдающий ДЦП, должен научиться использовать мышцы ног, особенно ягодицы и разгибатели коленей. Он должен уметь удерживать центр тяжести в проекции между двумя ногами.

Удобней всего учить ребенка вставать с ваших колен. Встаньте на колени, опуститесь ягодицами на пятки. Посадите себе на колени ребенка – так, чтобы его стопы стояли на полу, а коленные суставы сгибались под прямым углом. Перед ребенком поставьте стульчик с какой-нибудь игрушкой на сиденье. Обратите внимание малыша на игрушку, и когда он потянется к ней, помогите ему встать. Для этого обхватите таз ребенка руками и перемещайте его вперед и вверх. В конце упражнения ноги малыша должны быть полностью выпрямлены.

Вскоре ребенок научится вставать самостоятельно с опорой рук на стул. Отодвиньте стульчик с игрушкой подальше и продолжайте тренировки. Ваш ученик научится вставать без опоры на руки, и одновременно с подъемом будет делать шаг вперед.

Учим ребенка с ДЦП вставать, нагружая ноги поочередно

Таким образом, ребенку с церебральным параличом нужно иметь достаточно развитую мускулатуру туловища для освоения сложного алгоритма вставания. Для выработки умения переносить вес тела на одну ногу, выполняйте упражнения:

2. Положите ребенка на правый бок. Одной рукой подхватите его левую ногу ниже колена, другой рукой придержите его за талию. Движением руки согните его левую ногу в тазобедренном суставе так, чтобы согнутое колено сместилось вперед. Рукой, лежащей на талии, осторожно подтолкните ребенка вперед, чтобы колено левой ноги уперлось в пол. Зафиксировав положение, вернитесь в исходную позицию. После нескольких повторений проделайте то же упражнение с другой ногой.

Ребенок с ДЦП уверенно стоит, но не ходит. Что делать?

Стойкие спазмы мышц при детском церебральном параличе могут затруднить или даже сделать невозможным самостоятельное пешее передвижение больного ребенка. В подобных случаях родителям следует практиковать лечебный массаж и гимнастику. Постоянно и методично выполняемые упражнения на сгибание ног в суставах, а также растягивание мышц и связок не могут не дать результата.

Если ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, позвольте ему управлять трехколесным велосипедом или педальным автомобилем. Чтобы ноги держались на педалях, используйте специальные крепления (стремена), либо нетуго привязывайте стопы ребенка к педалям.

Используйте тренажеры с ременными подвесами для больного. Охватывая ноги и корпус, ремни не стесняют движений и позволяют имитировать шаги. Подойдут для тренировок и педальные швейные машины. Удобны и педальные автомобили, имеющие сзади рукоятку и руль. Такой игрушкой управляет взрослый, в то время как ноги ребенка движутся вместе с маятниковыми педалями.

Что делать, если ребенок с ДЦП не ходит самостоятельно?

Продолжайте тренировки с поддержкой ребенка. Полуобняв малыша сзади, позвольте ему опереться на вас спиной. Удерживая рукой то одно, то другое колено, поочередно делайте шагательные движения его ногами. Тренируйте его чувство равновесия и способность стоять. Научите ребенка переносить тяжесть с ноги на ногу и уверенно стоять, ослабив нагрузку на одну ногу. Показывайте малышу шаги не только вперед, но и назад, и в сторону.

Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с детским церебральным параличом.

При поступлении ребёнка, имеющего сложные дефекты, в младшие классы специальной (коррекционной) школы ведущей проблемой является отсутствие навыков самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы. Перед педагогом встаёт сложная задача: как сочетать преподавание учебных предметов и формирование навыков самообслуживания? Тем не менее, опыт работы с детьми, имеющими сложные дефекты, а именно ДЦП, позволяет сделать выводы и представить вам обобщение опыта работы по данному направлению.

Самообслуживание – это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей у детей. Он связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдения элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.п.). Каждый педагог знает, что эти навыки жизненно необходимы ребенку. Следует помнить о том, что ребенок не просто механически осваивает определенные действия - в процессе труда обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем, развивается речь, координация движений, формируются самостоятельность, настойчивость, аккуратность, опрятность.

Всем известно, что при обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы учителей и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.

Направления обучения самообслуживанию:

· достижение максимально более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми с особенностями развития;

· обучение родителей работе по программе формирования навыков самообслуживания.

У всех детей с церебральным параличом нарушены движения рук. Развитие ручных навыков необходимо проводить как в учебной и игровой деятельности, так и в повседневной жизни. Развитие ручных навыков надо вести постепенно, рекомендуется в этот момент привлекать специалиста по массажу.

На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия.

При работе с детьми с выраженной (тяжелой) умственной отсталостью необходимо учитывать инертность психических процессов, период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка, часто выраженные двигательные проблемы. В связи с этим формирование навыков самообслуживания должно проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов одних и тех же действий. Важно правильно подобрать позу, например, для одевания, приема пищи.

Важно обучить ребенка различным действиям во время одевания. Эти занятия лучше проводить в игровой форме на специальной раме. Вначале надо научить ребенка расстегивать большие пуговицы, затем маленькие. Затем научить его расшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Потом все эти навыки закрепляют в играх на кукле и после этого переносят их на самого ребенка.

Большое внимание уделяется подбору адекватных технических средств реабилитации (коляски, вертикализаторы, специальные приспособления, и т.д.), организации пространства, подбору позы, в которой двигательные возможности ребенка будут реализованы наилучшим образом. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Учитывая особенности детей (непроизвольное внимание, не умеют быстро реагировать на просьбы, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, быстро устают, отвлекаются), необходимо применять такие приемы, которые позволят сделать работу с обучающимися эмоциональной, интересной и результативной.

Веселое стихотворение или потешка, коротенькая сценка, разыгранная с помощью любимых игрушек, песенка, - все это вызывает у детей положительное эмоциональное отношение к действиям самообслуживания. Следует избегать длительных объяснений и уточнений. Ребенку более понятны краткие и четкие высказывания взрослого. При формировании навыков самообслуживания необходимо продумывать и соблюдать строгую последовательность действий, это поможет детям быстрее и легче запомнить их. Большое внимание следует уделять показу и подробному неторопливому объяснению каждого элемента действия.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача — помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Результаты работы отслеживаются 2 раза в год по следующим разделам: гигиена тела (уход за собой); питание, пользование посудой; одежда и обувь, одевание, раздевание; труд в помещении и фиксируются в психолого педагогическом сопровождении обучающегося.

Цель: дать родителям информацию о том, как сформировать навыки самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здравствуйте, уважаемые родители. Очень много вопросов от вас уже поступило. В рамках работы нашего родительского клуба мы постараемся дать ответы на некоторые из них. Многие родители в частности задали вопросы о том, как же сформировать навыки самообслуживания у детей с ДЦП. Ведь самостоятельно, по их мнению, дети не могут ни умываться, ни одеваться… а может быть мы взрослые просто слишком многое делаем за наших детей и не даём им возможности самим научиться чему-либо. В ходе сегодняшней встрече мы хотели бы немного рассказать вам о том, как же сформировать навыки самообслуживания у детей с ДЦП. Надеемся, что наши простые советы будут вам полезны.

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально – бытовой ориентировки.

Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками. При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений. Задачи, которые решаются в процессе обучения и воспитания детей с ДЦП при формировании навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации следующие:

Младший возраст.

• Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

• Умение пользоваться носовым платком, расческой.

• При кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

• Умение аккуратно принимать пищу; пищу брать немного, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).

• Полоскать рот после еды.

• Раздеваться и одеваться с небольшой помощью взрослых.

Старший возраст.

• Быстро и правильно умываться, насухо вытираться, чистить зубы, полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть перед сном ноги.

• Пользоваться носовым платком и расческой.

• Следить за своим внешним видом.

• Быстро раздеваться и одеваться вешать одежду в определенном порядке.

• Следить за чистотой одежды и обуви.

• Умение аккуратно и правильно пользоваться столовыми приборами.

• Обращаться с просьбой, благодарить.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно - активной форме (с помощью педагога и родителей, постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.

Следующий шаг - определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные - позже, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.

Обучая навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадить ребенка на стул так, чтобы обе руки были свободными. Если ребенок плохо сохраняет равновесие, его можно зафиксировать ремнем. Начинать обучение следует с приема твердой пищи, затем попробовать дать густую пищу. Следует использовать небьющиеся чашки и тарелки. Ложку и вилку иметь с пластмассовыми рукоятками, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить. Если ребенок не может держать ложку в руке пальчиками, научить держать ее в кулаке. Ложку родитель или педагог держит с ребенком вместе и направляет ему в рот. Затем просто взрослый набирает пищу в ложку и просит ее подносить себе в рот. Можно немного направить ложку, держа ребенка за локоть.

Нужно обращать внимание детей на то, как правильно держат ложку и подносят ее ко рту его товарищи за столом. При обучении приему пищи следует использовать такие приемы: показ, игровые упражнения с куклой, чтение потешек и художественного слова, рассматривание книг и иллюстраций, организация сюжетно – ролевых игр и др.

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживая ее в одной руке или двумя руками и пить из нее. При обучении питью можно сначала пользоваться резиновой трубочкой, кружкой с двумя ручками. Сначала ребенок пытается сам пить, но если у него не получается, взрослый помогает придерживать чашку рукой, а ребенок пьет. Можно поднести чашку ко рту ребенка, а он делает глотательное движение.

Но есть дети, которые не умеют глотать жидкость. Следует научить их глотать. Дать глоток жидкости и прижать щеки руками и тогда он вынужден проглотить жидкость. Родители при поступлении в дошкольное учреждение обязаны предупредить педагога, что ребенок не умеет глотать. Встречаются такие дети потому, что очень долго сосут соску и не умеют самостоятельно есть и пить. Ребенка с церебральным параличом надо обязательно приучать есть за общим столом. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без, вытирание рта и рук салфеткой. При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Напоминать ребенку о важности чистого и аккуратного приема пищи, умение всегда поддерживать порядок и чистоту на столе, умение вовремя пользоваться салфеткой. Если ребенок не умеет жевать с закрытым ртом и пища падает, надо пользоваться тканевой салфеткой и нагрудником. Постепенно затем убирать их и учить ребенка есть аккуратно.

Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает их намылить. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью взрослого вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается. Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования – учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться. Дети с желанием играют с водой, быстро усваивают навыки умывания. Свои навыки они закрепляют в игровой деятельности с куклами и игрушками.

Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать; отрабатывать навыки, связанные с умением самостоятельно одеваться и раздеваться, удобно во время игры.

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки тонких движений пальцев, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких, расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для развития движений мелкой моторики руки следует изготовить такие пособия и игры, которые будут способствовать развитию руки и пальцев.

Это: пальчиковые игры, массаж и самомассаж пальцев и рук, заводные игрушки, волчок и палочки для прокатывания по ладони, грецкие орехи и мелкие семена для захватывания пальцами и многое другое.

Виды помощи при формировании навыков самообслуживания:

(Помощь или содействие) ребенку может быть разной.

•Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

•Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

•Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

•Физическая - физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.

Какое же оборудование необходимо?

• Все процессы, в которых участвует ребенок, должны быть тщательно продуманы и обязательно должны сопровождаться положительными эмоциями.

•Вода должна быть теплой.

•Раковина - на уровне ребенка.

•Мыло должно быть маленьким.

•Крючок для полотенца - на уровне груди ребенка.

•Для того чтобы отличить кран с холодной водой от крана с горячей они должны быть синим и красным соответственно.

•Чашка должна быть пластмассовой со слегка отогнутыми краями или пластиковая чашка может быть обрезана с одного края.

•Мисочка должна быть с высокими краями, ее лучше поставить на мокрое полотенце, чтобы не скользила

•Одежда ребенка должна быть удобной (штаны, колготки на резинке, без ремешков, обувь на липучке).

Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.

При развитии навыков социально - бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

Ребенок с церебральным параличом (но в зависимости от степени тяжести заболевания, поступающий в школу, должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки; самостоятельно есть, пить из чашки, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой; уметь мыть руки, умываться, вытираться.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией.

Задачи, которые стоят перед родителями, трудны, но видеть продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появиться что-то новое – и родители должны чувствовать, что их усилия не пропали даром.

Мы верим, что у вас и ваших детей всё обязательно получится. И в помощь вам мы хотели бы предложить потешки для детей младшего возраста по формированию у детей КГН.

Для вас, уважаемые родители!

Стихи и потешки для формирования у детей КГН.

Для достижения положительных результатов в формировании КГН применяем художественный показ, используем художественное слово: стишки, потешки, поговорки.

1. Волшебная водичка

На розовое личико,

Ручеек из сказки

На носик и на глазки,

Брызги из кадушки

На щечки и на ушки,

Дождичек из лейки

На лобик и на шейку.

Ливень с теплой тучки

На маленькие ручки.

Вот какой чистюля!

2.Под утренним небом

- Умыться мне где бы?

Он плач услыхал

И ромашке помог.

Нашел он травинку,

Согнул: с нее градом

На нежный цветочек,

Стало так чисто!

3. Снует зубная щетка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход

По зубам она идет,

Вверх и вниз, туда-обратно.

Счистим мы налет и пятна.

Чтобы зубки не болели,

Чтоб как зимний снег белели.

4. Птичка зернышки клюет,

Колет белочка орешки,

Травку козочка жует,

Ест улитка сыроежки,

Молоко котенок пьет,

У мышат - головка сыра,

Косточку щенок грызет,

У пчелы – кусок зефира.

Сено ест смешной теленок,

Кролик скушал лист капустный,

Что же любит наш ребенок?

Кашку? Ах, как это вкусно!

Слово "кашку" в зависимости от меню малыша можно заменить на "йогурт", "супчик", "мяско", "творог" и т. д.

5. Ложечку за папу, ложечку за маму,

Кушай, детка, кашку, будешь умный самый! (Будешь умной самой! – для девочек)

Ложечку за бабу, ложечку за деду,

Ложечку за юркую мышку-непоседу!

Ложечку за слоника, ложечку за мишку,

Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!

Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,

Ложечку за рыжую хитренькую лиску!

Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,

Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!

Ложечку за зебру, ложечку за львенка,

Ложечку за самого умного ребенка!

6. Под диван заброшен мишка,

Россыпь кубиков в углу.

Барабан, конструктор, книжка

В пестрой куче на полу.

Молоточек и отвертка

Из набора - на диване,

А конфетные обертки

Слиплись в Митином кармане! В коридоре грустный гномик,

Под столом – альбом и краски,

У окна – совок и домик,

Там же пистолет и каска! Это что же тут случилось?

Что же здесь произошло?

Может, в детской приземлилось

Неземное НЛО? Может, небо обвалилось?

Смерч, тайфун все раскидал?

Ничего здесь не случилось:

Просто Митя поиграл! Надо спать, закончен день:

Он все бросил и ушел,

Убирать игрушки лень.

Разве это хорошо? Разворчался фикус в кадке,

Он на Митю начал злиться:

- В этом страшном беспорядке

Невозможно находиться! Фыркнул трактор под кроватью:

- Надо срочно уезжать!

Из-под шкафа гномы-братья

Соглашаются: - Бежать! На машине, на пожарной

Едет домовой в ушанке,

А солдатики попарно

Маршируют вслед за танком. Самолет везет конструктор,

В поезд влез гиппопотам:

Там слоненок, как кондуктор,

Рассадил всех по местам. Ведра, формочки и книжки

Прочь увозит грузовик,

За рулем водитель-мишка,

Рядом кубики и бык. Просыпается неряха:

- Что такое – чистота!

Да как начал охать-ахать,

На полу-то – пустота! Он сидит – глазам не верит:

Нет игрушек, все пропали! Где конструктор, трактор, звери?

Неужели убежали? Разревелся горько Митя:

- И во что же мне играть?

Вы, пожалуйста, вернитесь!

Я все буду убирать!

Проживают в доме нашем

Две веселые сестренки.

Ты их знаешь – Галя с Машей,

Просит бабушка напрасно

Их чуть-чуть убрать в квартире.

Да, таких нерях ужасных

Не найдешь ты в целом мире!

Мама ойкнула сердито,

Наступив на кубик острый:

- Не девчонки, а бандиты!

Ведь убрать так было просто!

Ищет дедушка газету,

Спотыкается об книжку!

В кресло сел, а там – конфета:

Ах, девчонки, шалунишки!

Папа вазу нес с цветами,

В грузовик ногой попал:

Закричал, взмахнул руками

И, конечно же, упал! Не заметила бабуля

Скользкой лужи на полу

И упала на папулю.

Кто теперь стоит в углу?

Угадали: Маша с Галей!

Грустно сестрам и обидно.

Что же вы не убирали?

Как вам, барышни, не стыдно?

8. Уберем игрушки,

Приляжем на подушку,

Закроем на минутку.

У моего цветочка.

Засыпай, мой сладкий!

9. Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть-чуть поспать.

Ты закроешь глазки,

И приснится сказка:

Про кота мурлыку,

Спи, моя малышка! (для девочек)

Засыпай, мой милый,

Набирайся силы! (для мальчиков)

10. Мы на пухлые ручонки,

Повторяй за мной слова:

Ручка - раз, ручка - два! Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки. На мою малышку

Оденем мы штанишки:

Повторяй за мной слова:

Ножка - раз, ножка - два! А теперь на ножки -

носочки и сапожки!

(Если дело происходит летом, то вариант такой:

Бегать по дорожке)

Повторяй за мной слова:

Ножка - раз, ножка - два! Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось - голова?

Вот и шапочка - раз, два!

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой адаптации Современное общество развивается в стремительном темпе, когда необходимо изучать и перерабатывать огромное количество информации. Все более.

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке Презентация - обобщение опыта работы. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста. Современное.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.