Как проверить зрение у ребенка с дцп


Детский церебральный паралич (ДЦП) — общий термин, отражающий двигательные нарушения, возникающие вследствие не прогрессирующего поражения еще не сформировавшегося мозга.

ДЦП может развиться в пренатальном, перинатальном и постнатальном периодах развития вследствие поражения головного мозга в связи с недоношенностью, внутриутробной гипоксией, асфиксией в родах, с механической родовой травмой и кровоизлияниями в головной мозг. Причинами развития заболевания могут стать: интоксикации плода, нарушения питания матери во время беременности и перенесенные ею заболевания, особенно внутриутробная нейроинфекция. Чаще ДЦП связан с перенесенными внутриутробно энцефалитом или менингоэнцефалитом листериозной, колибациллярной, стафилококковой, стрептококковой и гриппозной этиологии.
Клинические признаки и симптомы. Для ДЦП наиболее характерны различные пороки развития головного мозга, агирия и микрогирия, дисплазия или аплазия участков головного мозга, агенезия коры, недоразвитие пирамидных путей и др. В зависимости от превалирования в клинике ДЦП той или иной неврологической симптоматики различают 5 форм ДЦП (спастическую диплегию, двойную гемиплегию, атонически-астатическую, гемипаретическую и гиперкинетическую) и 3 стадии развития.
В первой ранней стадии развития болезни отмечается тяжелое общее состояние с бради- или тахикардией, учащенным или замедленным дыханием и появлением размашистого горизонтального нистагма. Обычно у этих детей отсутствуют установочные рефлексы, отмечается выраженное влияние лабиринтно-тонических рефлексов на мышцы туловища и двигательное беспокойство, нередко сочетающиеся с различной патологией в развитии скелетной мускулатуры, что связано с дефектами закладки органов и формировании функциональных систем организма. В связи с повышением внутричерепного давления у этих детей заметно расхождение костей черепа и напряжение большого родничка. В дальнейшем происходит раннее склерозирование краев костей черепа и швов. Сразу после рождения или в первые недели/месяцы жизни появляется судорожный синдром с полиморфными судорогами, резко задерживается психическое и речевое развитие, почти все рефлексы у этих больных угнетены. Чем тяжелее форма ДЦП, тем больше выражено недоразвитие ягодичных, икроножных и других групп мышц, а затем и костей — недоразвитие пяточных костей, кифоз или кифосколиоз в нижнем грудном и поясничном отделах позвоночника и др. При положении лежа на спине у детей, больных ДЦП, запрокидываются назад голова и плечевой пояс с перекрестом в ту или иную сторону (обычно эти явления сопровождаются болями); при положении на животе возникают спазмы мышц, сгибающих туловище, с вращением его в ту или иную сторону. У таких детей формируются высокое небо, небольшая полость рта и большой малоподвижный язык. Значительно задерживается развитие первичных зрительных и слуховых ориентировочных реакций (иногда они полностью отсутствуют), нет эмоциональных реакций и др.


Евгения Васильевна Голубева,
зам.главного врача ОПТИК СИТИ,
детский офтальмолог

Дети до 3-х летнего возраста еще не могут ответить по таблице для проверки зрения, поэтому большое внимание в диагностике врач уделяет беседе с родителями для того, чтобы выяснить, есть ли предрасполагающие факторы для снижения зрения у ребенка. Это могут быть перенесенные матерью заболевания, особенности родов, раннего развития ребенка, болезни новорожденных. При наблюдении за ребенком выявляются косвенные признаки снижения зрения, например, косоглазие, нистагм, вынужденный поворот головы. Для определения остроты зрения используются специальные решетки для демонстрации ребенку.



Насколько точны эти методы?

Наиболее информативным и точным считается метод ретиноскопии или скиаскопии, позволяющий выявить аномалии рефракции (миопию, гиперметропию, астигматизм). Ребенок в процессе обследования не должен давать ответы, поэтому оценку проводит врач по полученным данным. Для осмотра врач использует специальные лекарственные средства - мидриатики, капли для расширения зрачка - и проводит осмотр в условиях циклоплегии (расширенного зрачка). Далее врач осматривает внутренние структуры глаза ребенка и глазное дно для выявления заболеваний.

Если выявляется близорукость или дальнозоркость, каким методам коррекции отдается предпочтение?

У детей до 3-х летнего возраста при обнаружении миопии, гиперметропии, астигматизма, косоглазия предпочтение отдают очковой коррекции. В некоторых случаях, когда выявляют анизометропию (разницу в рефракции обоих глаз), высокую миопию или гиперметропию, после операции по удалению врожденной катаракты назначаются контактные линзы. Адаптация к манипуляциям с линзами требует большого терпения и выдержки у родителей и позитивного отношения у ребенка.



Насколько высока вероятность того, что зрение можно будет скорректировать?

Раннее выявление нарушений рефракции в большинстве случаев поддается корректировке. Родителей информируют о степени нарушений, перспективах ношения средств коррекции, необходимости использовать дополнительные методики для повышения зрения, а также о вероятных осложнениях.

Насколько проблема со зрение распространена среди детей до 3 лет? С чем это связано?

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Передний отрезок- норма. Глазное дно – ничего примечательного. Зрительная фиксация центральная (но ей тяжело долго фиксировать объект из-за гиперкинезов). Движения глаз проверял во всех позициях взора, а также пытался определить функцию каждой мышцы из исходного положения глазных яблок в абдукции и аддукции. Каких-то ограничений не отметил. Данных за какие-либо синдромы, ассоциирующихся с эзотропией, также не достаточно.
Фото после окончания атропинизации, после которой косоглазие стало не заметно..
(см. прикреплённые файлы)
Диагноз: Содружественное сходящееся монолатеральное косоглазие левого глаза. Смешанный астигматизм обоих глаз. Амблиопия слабой степени левого глаза.
Рек-но:
Думаю, что хирургия не нужна вообще в этом случае.
Очки для постоянного ношения (носит).
Прошу совета по дальнейшей тактике, по режиму окклюзии. Действие атропина проходит и косоглазие снова начинает появляться.
Думал поначалу ещё о методе оптической пенализации, но как-то пока не срослось.
Я очень буду ждать Вашего ответа. Спасибо.
__________________

Если будете в Москве , пожалуйста сообщите. Я буду рад встретиться попить кофе:)

По поводу девочки:

Мне кажется, что в таких ситуациях все неоднозначно и учитывая возраст - задача сложная.

Я выскажу свое мнение, которое конечно не может быть истиной в последней инстанции.

Я думаю, что успех консервативного лечения в таком случае сомнителен. Хотя пытаться, конечно же стоит.

Сейчас, мне кажется , самое важное- попытка формирования бинокулярного рефлекса. Бинокулярный рефлекс возможен когда зрительные функции у ребенка разные на обоих глазах. Здесь конечно нужно лечить это очками и заклейкой. Я не думаю, что хорошо делать заклейку на все время ( от сна до сна) т.к. при такой заклейке даже если глаза на короткое время могли бы стать в ортофории, то бинокулярной их работы нет. Учитывая, что согласно исследованиям, результат заклейки на более короткое время тоже дает сходный результат, я редко использую заклейку на все время. Хотя допускаю ее в таком возрасте и при постоянном косоглазии ( когда нет ни момента ортофории). Я не допускаю заклейки на все время при непостоянном косоглазии ибо полностью исключается возможность формирования бинокулярного рефлекса.
В общем я за то, что надо добиваться лучшей остроты зрения на хуже видящем глазу.

Не думаю, что это легко и не уверен, что обязательно получится, но добиваться надо.

Часто, причиной ДЦП, могут быть интравентрикулярные кровоизлияния, особенно у недоношенных детей. В такой ситуации, возможно поражение зрительной лучистости, что ведет к гибели нейронов и выпадению части поля зрения. Это может сопровождаться экскавацией на глазном дне ( а может и не сопровождаться). Эту ситуацию почти невозможно доказать у ребенка у которого нельзя проверить поля зрения, но это может быть тоже причиной неудач в консервативном лечении косоглазия.

В целом, я думаю, что здесь хорошо бы заклейку на 4 часа в день. С максимальной нагрузкой на амблиопичный глаз, если возможно -компьютерные игры. С обязательным перерывом , хотя бы раз в неделю и благоприятным эмоциональным фоном для ребенка.

Нарушение зрения является существенным недостатком, создающим проблемы для обучения, которые могут быть решены только с помощью специальных знаний. Большинство слепых и частично зрячих детей рождаются уже с нарушением зрения. Примерно две трети детей с нарушением зрения обучаются в обычных школах. Около трети из них посещают специальные школы для учащихся с нарушениями в обучении или физическими недостатками. Два процента учащихся посещают специальные школы для слепых и частично зрячих учащихся.

Чем раньше будет обнаружена какая-либо проблема со зрением, тем скорее вы и ваш ребенок сможете получить необходимое лечение и поддержку.

Дети могут не осознавать, что у них есть проблемы со зрением, поэтому без обычных тестов есть риск, что проблема не будет замечена.

Если у вас есть какие-либо опасения по поводу зрения вашего ребенка, обратитесь к врачу-терапевту или обратитесь к оптику.

Зрение новорожденного ребенка проверяют несколько раз в течение первых часов, недель и лет его жизни.

Это последующий осмотр, чтобы проверить наличие каких-либо очевидных проблем, которые не были подобраны вскоре после рождения.

Вас могут спросить, есть ли у вас какие-либо опасения по поводу зрения вашего ребенка. При необходимости могут назначить визит к окулисту.

Зрение ребенка проверяют после того, как он начинает ходить в школу. Цель состоит в том, чтобы выявить любые проблемы на раннем этапе.

Скрининг зрения обычно проводится в школе.

Какие тесты могут быть проведены ребенку для проверки зрения?

Ряд тестов может быть проведен для проверки зрения или проблем со зрением у детей и младенцев.

Красный рефлекторный тест обычно проводится наряду с общим осмотром глаз вашего ребенка, как часть новорожденных проверок.

Он включает в себя использование инструмента под названием офтальмоскоп, который увеличивает глаза и использует свет, чтобы их можно было ясно рассмотреть.

Когда свет будет направлен в глаза ребенка, красное отражение должно быть видно, как оно отражается. Если видно белое отражение, это может быть признаком проблемы с глазами.

Тест рефлекса зрачка - это проверка светом. Проверяют как зрачки реагируют на свет.

Зрачки ребенка должны автоматически уменьшаться в ответ на свет. Если они этого не сделают, это может быть признаком проблемы.

Это простой тест, чтобы проверить, обращает ли новорожденный ребенок внимание на визуальные объекты.

Акушерка или врач постараются привлечь внимание вашего малыша с помощью интересного предмета. Затем они перемещают его, чтобы посмотреть, следят ли глаза ребенка.

Эти виды тестов также могут быть использованы для проверки зрения детей старшего возраста и маленьких детей, которые еще не могут говорить.

Когда ребенок может распознавать или сопоставлять буквы, его зрение проверяется с помощью диаграмм, которые имеют строки букв и чисел уменьшающихся размеров.

Вашему ребенку будет предложено прочитать или сопоставить буквы, которые они могут видеть с определенного расстояния. Эти диаграммы называются диаграммами Snellen или LogMAR.

Для детей младшего возраста вместо этого может быть проведен аналогичный тест с использованием картинок или символов.

Чтобы проверить диапазон движения каждого глаза, внимание ребенка будет обращено на интересный объект, который затем перемещается в 8 различных положениях: вверх, вниз, влево, вправо и на полпути между каждой из этих точек.

Это проверяет, насколько хорошо работают мышцы глаз.

Рефракционный тест проводится окулистом в высококлассных оптиках и используется для проверки, нужны ли ребенку очки и, если да, то какой рецепт им нужен.

Перед тестом вашему ребенку могут дать специальные глазные капли, которые расширяют их зрачки, чтобы задняя часть их глаз могла быть рассмотрена более четко.

Ребенок будет предложено посмотреть на свет, или читать буквы на диаграмме, если они достаточно взрослые, в то время как различные линзы размещены перед их глазами.

Тесты на дефицит цветового зрения, также известные как тесты на цветовую слепоту, обычно проводятся у детей старшего возраста, если есть подозрение на проблему.

Одним из тестов, используемых для проверки дальтонизма является тест Исихара. Это включает в себя просмотр изображений, состоящих из точек в 2 разных цветах. Если цветовое зрение ребенка нормально, он сможет распознать букву или цифру на изображении.

Ребенок, который не может сказать разницу между 2 цветами, не сможет увидеть число или букву, что означает, что у них может быть проблема с цветовым зрением.

Причины возникновения проблем со зрением у младенцев и детей

Существует целый ряд различных проблем со зрением, которые могут быть обнаружены во время тестов глаз, в том числе:

  • детские катаракты -мутные пятна в хрусталике глаза, которые присутствуют с самого рождения
  • ленивый глаз (амблиопия) - там, где зрение в одном глазу не развивается должным образом
  • косоглазие- когда глаза смотрят в разные стороны
  • близорукость - когда отдаленные объекты кажутся размытыми, в то время как близкие объекты видны четко
  • дальнозоркость - когда вы можете ясно видеть удаленные объекты, но близкие объекты находятся вне фокуса
  • астигматизм-там, где прозрачный слой в передней части глаза (роговица) не идеально изогнут
  • дефицит цветового зрения (дальтонизм) - трудности в видении цветов или различении различных цветов; это чаще встречается у мальчиков, чем у девочек

Признаки проблем со зрением

Ребенок должен иметь регулярные проверки зрения.

У детей старшего возраста признаки возможной проблемы со зрением могут включать:

  • глаза, не смотрят в одном направлении
  • жалобы на головные боли или напряжение глаз
  • проблемы с чтением – например, ребенок может держать книгу близко к лицу, или регулярно терять место чтения
  • необычная неуклюжесть
  • регулярно протирать глаза
  • расположение слишком близко к телевизору

Дети могут пройти тест на зрение в любом возрасте. Им не нужно уметь читать или даже говорить. Тест на зрение особенно важен, если в семье есть история детских проблем со зрением, таких как косоглазие или ленивый глаз.

  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Голосов: 3 5 0

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их.

К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения.

Помимо двигательных нарушений, у детей с ДЦП встречаются: нарушение зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте 1 месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте 4 месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте 4 месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте 7 месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

Так что же может вызвать ДЦП? Наиболее частыми причинами являются:

  • нарушение развития структур головного мозга (в результате передающихся из поколения в поколение генетических нарушений, спонтанных мутаций генов);
  • нехватка кислорода (гипоксия головного мозга): острая (асфиксия в родах, преждевременная отслойка плаценты, стремительные роды, обвитие пуповиной) или хроническая (недостаточный кровоток в сосудах плаценты из-за фетоплацентарной недостаточности);
  • перенесенные внутриутробно и в первые месяцы жизни инфекционные заболевания (внутриутробные инфекции, особенно группа ТОРЧ (TORCH), менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты, арахноидиты);
  • механические травмы (внутричерепная травма в родах);
  • несовместимость матери и плода по различным причинам (резус-конфликт, конфликт по группе крови с развитием гемолитической болезни);
  • хронические заболевания матери (сахарный диабет, бронхиальная астма, пороки сердца).

Особый риск имеют дети, родившиеся недоношенными. Среди них распространенность ДЦП значительно выше по сравнению с доношенными детьми. Также риск выше у детей с массой тела при рождении меньше 2000 г., у детей от многоплодной беременности (двойни, тройни).

Ни одна из выше перечисленных причин не является ею как таковой на 100%. Это означает, что, к примеру, наличие сахарного диабета у беременной или перенесенный грипп не обязательно приведут к развитию у ребенка ДЦП. Риск рождения ребенка с ДЦП в таком случае выше, чем у здоровой женщины, но не более того. Конечно, комбинация из нескольких факторов значительно увеличивает риск патологии. В каждом индивидуальном случае с ДЦП редко можно уловить наличие лишь одной весомой причины, чаще в анамнезе обнаруживается несколько факторов.

Исходя из изложенных основных причин ДЦП, рекомендуется следующая профилактика этого состояния:

  • планирование беременности с санацией хронических очагов инфекции,
  • грамотное ведение беременности с тщательным и своевременным обследованием, а при необходимости и лечением, индивидуальная тактика проведения родов.

Зрение у детей разного возраста имеет свои особенности. У них могут развиваться заболевания, которые родителям трудно заметить. Поэтому необходимо регулярно проводить проверку, как самостоятельно, так и в кабинете офтальмолога.

Особенности детского зрения в разном возрасте

Большую часть информации о своем окружении человек получает через зрение. В детском возрасте она усваивается наиболее интенсивно, но при нарушениях зрения у ребенка могут возникнуть проблемы.

Согласно статистике, у одного из пяти школьника выявляют нарушения зрения. У дошкольников этот показатель несколько ниже: один из десяти видит недостаточно хорошо.

Следует помнить, что в детском возрасте органы зрения восстанавливаются быстрее при своевременно начатом лечении. Но также у детей есть свои особенности:

  • новорожденные и малыши до года не могут иметь 100% зрение;
  • зрительный аппарат устает быстрее, чем у взрослых, поэтому следует избегать чрезмерных нагрузок (компьютерные игры, просмотр мультфильмов и т. д.);
  • ребенок не может самостоятельно указать на проблему, поэтому следует внимательно присмотреться к его поведению, привычкам.

Какое зрение у детей считается нормальным?


Новорожденные практически ничего не видят, но постепенно зрение начинает улучшаться, но при условии, что они правильно развиваются и не имеют никаких патологий.

Нормальные показатели для разного возраста:

  • первые дни после появления на свет — младенец воспринимает все объекты в виде нечетких пятен и на расстоянии не больше одного метра, зрачки при воздействии на них источником света должны сужаться;
  • 1 месяц после рождения — грудничок лучше различает предметы, но пока в черно-белых тонах, сетчатка еще не до конца адаптировалась к окружающему миру;
  • 2-3 месяца — ребенок уже различает лица близких людей, следит за яркими игрушками взглядом, понимает, когда вокруг меняется обстановка (комната/улица);
  • 4 месяца-полгода — малыш уже различает цвета, формы предметов;
  • 12 месяцев — ребенок уже полноценно видит окружающие его предметы, но острота зрения пока составляет 50%;
  • 6 лет — зрительный аппарат к этому времени еще полностью не сформирован, но видит первоклассник, как обычный взрослый человек.

Перед школой обычно обнаруживаются первые нарушения зрительной функции, поэтому важно дозировать нагрузки в учебное время и обратиться за помощью к офтальмологу.

Причины нарушения зрения у детей


К основным причинам нарушений относятся:

  1. Наследственные. Унаследовать само заболевание невозможно, только лишь предрасположенность к нему. Но если оба родителя имели нарушения зрения, то шанс заполучить их повышается до 80%. К наследственным патологиям относятся: катаракта, глаукома, миопия, дальнозоркость, астигматизм, некоторые поражения сетчатки, зрительного нерва.
  2. Врожденные. Нарушения появляются еще во время внутриутробного развития. Они становятся следствием хронических заболеваний, вредных привычек матери, перенесенных в период беременности инфекций.
  3. Приобретенные. Приобретаются в течение жизни по разным причинам: травмы, глазные болезни, несбалансированное питание, нарушение режима, большие зрительные нагрузки, онкологические заболевания, поражения ЦНС.

Утрата способности видеть может произойти в любом возрасте, поэтому надо принять меры по ее предупреждению. Можно регулярно проводить проверку зрения у детей в домашних условиях, но она не даст такого результата, как осмотр у детского офтальмолога.

Симптомы и признаки нарушений


Наиболее часто встречающиеся симптомы и признаки нарушений:

  • грудничок, которому больше 2-ух месяцев, не фокусирует взгляд на предметах при их перемещении, не реагирует на появление мамы в поле видимости;
  • наблюдается непроизвольное подрагивание глазных яблок (медицинский термин — нистагм);
  • было замечено косоглазие на одном или обоих глазах;
  • глазные яблоки кажутся набухшими, это может свидетельствовать об онкологических заболеваниях, высоком внутричерепном давлении, поражении щитовидной железы;
  • зрачок изменил темную окраску на более светлую и кажется что он подсвечен, это говорить об онкологическом поражении зрительного аппарата;
  • ребенок прищуривается, трет глаза, жалуется на дискомфорт, раздваивание предметов, болевые ощущения;
  • школьник или детсадовец быстро устает, жалуется на головную боль или головокружение, постоянно хочет спать;
  • замечено, что ребенок моргает чаще, чем следует.

Если у ребенка наблюдается два или более симптомов на постоянной основе, то обследование у врача обязательно.

Особенности развития детей с нарушениями


За ребенком с нарушениями необходим особый уход, чтобы он мог полноценно развиваться и контактировать со сверстниками. Не стоит ругать сына или дочь, если у них что-то не получается в силу их особенностей, но за каждый, даже маленький успех, необходимо хвалить.

При необходимости ребенка отводят к психологу, который поможет ему социально адаптироваться.

При нарушениях зрительной функции зачастую страдает память, поскольку в мозгу практически не формируются визуальные образы. Из-за этого возникает частичная дезориентация, которая может прогрессировать по мере развития заболевания.

Ребенку нужно обеспечить развитие в комфортных условиях: окружить его яркими крупными игрушками, помогать развивать воображение чтением, играми.

Как проверить зрение у ребенка в домашних условиях


Дошкольники и ученики школ должны проходить регулярные осмотры у офтальмолога, но при желании можно провести проверку зрения у детей дома.

До года самостоятельно определить остроту зрения практически невозможно, поскольку дети в этом возрасте не разговаривают. Они должны следить глазами за игрушками (в 1-3 месяца), тянуться за ярким предметом (старше 3-х месяцев). После уже можно использовать примитивные тесты, а после трех лет — таблицы Сивцева, Орловой.

Для проверки детей старше года применяют специальный тест: лист белой бумаги с распечатанными или нарисованными горизонтальными линиями. Малышу закрывают по очереди то один, то второй глаз и показывают рисунок. При этом он должен рукой потянутся к той части листа, где изображены полосы.

Перед началом теста желательно максимально доступно объяснить сыну или дочери, что от него требуется.

Если ничего не получилось, не стоит отчаиваться, это не значит, что малыш плохо видит. Возможно, он просто не понимает задания или ему не интересно.


Таблицы Сивцева чаще используются для проведения проверки у школьников. На ней изображены буквы. Разработана она была практически сто лет назад, но до сих пор успешно применяется, обнаружить ее можно в кабинете у каждого офтальмолога.

В домашних условиях таблицу распечатывают на принтере на стандартном листе А4. Ребенка нужно усадить от нее на расстоянии 2,5 м, поскольку буквы имеют меньший размер, чем на стандартном плакате. Он должен назвать все символы, которые изображены на десятой строке. Возможно допускать при проверке не более 1-2 ошибок.

Когда проверяется зрение, комната должна быть хорошо освещена. Глаза по очереди прикрывают ладошкой, не надавливая на них.


Таблицы офтальмолога Орловой применяется для детей 3-7 лет, иногда и для более младшего возраста. Вместо букв на ней изображены примитивные легко узнаваемые фигурки: грибы, самолеты, силуэты животных, машины, деревья.

Проверка проходит тем же способом, что и при использовании таблиц Сивцева. Следует учитывать, что дошкольники быстро устают и теряют интерес к происходящему, поэтому нужно просить их назвать по одному символу из каждой строчки, а не заставлять назвать все фигуры в строке. Только если ребенок не может назвать фигуру, нужно указать на следующую, расположенную в той же строчке.

Иногда вместо таблиц Орловой используется изобретение Головина. Оно тоже представляет собой строки с изображениями определенных размеров. Но на таблицах изображаются окружности, не до конца замкнутые с одной из сторон.


Дуохромный тест поможет узнать об имеющихся заболеваниях: дальнозоркости и близорукости. Он представляет собой изображение букв на красном и зеленом фоне. Человек с нормальным зрением видит одинаково четко на обоих полях. Если символы четче на красном фоне — это признак миопии, на зеленом — симптом дальнозоркости.

Проводить дуохромный тест надо с расстояния одного метра.

Когда срочно необходимо обратиться к врачу?


Незамедлительно следует записаться на прием к офтальмологу в следующих случаях:

  • ребенок постоянно путает цвета, хотя ему больше 3-5 лет;
  • краснеют, болят, слезятся, отекают глаза, из них появляются непонятные выделения;
  • при просмотре мультфильмов малыш очень близко садится к экрану, а если отодвигается, то начинает прищуриваться, тереть глаза или растягивать уголки век;
  • сын или дочь постоянно жалуется на усталость и головные боли после зрительных нагрузок, в конце дня;
  • при чтении ребенок не может следить только глазами за строкой, он поворачивает голову из стороны в сторону.

Специализированный осмотр офтальмологом

Осмотры в клинике нужно проводить регулярно. Рассмотрим, когда проходит проверка зрения у детей разных возрастов.

Первый раз органы зрения осматривает врач-неонатолог при рождении. У младенца можно обнаружить аномалии строения зрительного аппарата, врожденные заболевания (глаукома, катаракта, опухоли и т. д.).

В следующий раз проверка проводится в один месяц. Для здоровых детей она не обязательна. Обычно ее назначают недоношенным, рожденным с родовыми травмами, асфиксией, заболеваниями глаз.

В три месяца зрительная система проверяется обязательно. В основном обследование зрения проводятся бесконтактным способом, в этом возрасте изучается состояние глазного дна после закапывания капель для расширения зрачка.

Следующий обязательный осмотр проводится в 12 месяцев. С помощью специальных аппаратов врач определяет остроту зрения, общее состояние зрительного аппарата.


В этом возрасте не все малыши внятно говорят и понимают, поэтому медосмотр проводится следующим образом:

  • изучается состояние сетчатой, роговой оболочки, хрусталика, глазного дна;
  • доктор проводит перед глазами яркой игрушкой и определяет, как происходит фокусировка на предмете, аккомодация, нет ли косоглазия;
  • возможна проверка с помощью таблиц и диагностика на офтальмологическом оборудовании.

Дошкольникам в возрасте 3-6 лет остроту зрения определяют по таблицам с рисунками или незамкнутыми окружностями. Но сначала ребенку показывают и называют предметы, а потом просят это сделать самостоятельно.

Проверять зрение можно при условии, что малыш спокоен, не нервничает и не плачет, иначе результаты будут неточными.

Осмотры проводятся с периодичностью один раз в году.

Школьникам ежегодно проводят медосмотр по таблице Сивцева. Им дают прикрыть глаз пластиковой лопаточкой, просят назвать буквы. Проверку нужно проводить с верхнего ряда и постепенно спускаться в низ таблицы, но чтобы было быстрее доктор просит назвать буквы в строке, которая соответствует 100% зрению. Расстояние при этом должно составлять не более 5-6 метров.

В каких случаях выписывают очки для детей


Офтальмолог может выписывать очки при следующих заболеваниях:

  • миопия;
  • дальнозоркость;
  • косоглазие;
  • астигматизм;
  • амблиопия (“ленивый глаз”).

Противиться ношению корректирующей оптики не стоит, поскольку она не вызывает атрофию зрительных нервов, делает изображения более четкими.

Методы лечения

Лазерную коррекцию в детском возрасте делают крайне редко, она возможна после 10-12 лет только по строгим показаниям врача. У детей зрение легко поддается коррекции, поскольку зрительный аппарат пока не до конца сформирован. Для лечения назначается:

Положительный эффект достигается только при использовании всех вышеперечисленных методов одновременно. Но назначаться терапия должна только окулистом.

Приглашаем получить консультацию бесплатно в нашей клинике Элит Плюс. У нас есть все необходимое оборудование для диагностики и лечения. Записаться можно по телефону: ☎ +7 (495) 960-00-33 или отправив онлайн заявку.

Рекомендации родителям

Для профилактики глазных заболеваний родители должны соблюдать следующие правила:

  • обеспечить хорошее освещение, свет должен падать, слева или сзади, не бить прямо в глаза;
  • подобрать мебель по возрасту, чтобы ребенок доставал до письменного стола;
  • дозировать зрительную нагрузку, ограничить просмотр ТВ, компьютерные игры;
  • обеспечить отдых в свободное время (прогулки по парку, езда на велосипеде, роликах);
  • обучить правилам гигиены (не трогать глаза грязными руками, умываться, не смотреть на яркий свет);
  • обеспечить полноценное питание, давать больше овощей, фруктов, включить в рацион рыбу, орехи, нежирное мясо.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.