Как развить вестибулярный аппарат при дцп


Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по статистическим данным, весьма впечатляет.

В основе ДЦП лежит гипоксия, которая мешает нормальному развитию головного мозга ребенка, особенно тех участков, которые отвечают за рефлекторные механизмы и равновесие тела, что приводит к возникновению патологий двигательных реакций и неправильному распределению мышечного тонуса, а также развитию интеллектуальных и речевых нарушений.

Основой клинической картины при ДЦП являются разной степени двигательные нарушения — гемипарезы, тетрапарезы, парапарезы (спастическая диплегия), гиперкинезы, атаксия. Практически во всех случаях нарушение двигательной функции сопровождается различными речевыми нарушениями — моторная афазия, алалия, дизартрия, а также, в большей или меньшей степени , задержкой психического развития.

У детей, страдающих различными формами ДЦП, как правило, имеются несколько симптомов :

— ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребёнок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу;

— нарушение мышечного тонуса. Мышечный тонус условно называют ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус.

— появление насильственных движений (гиперкинезов), что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными;

— нарушений равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.

— нарушение ощущения движений тела или его частей (кинестезий).

Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, степени сокращения мышц.


Таким образом, двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

Лечение ДЦП — многоэтапный и длительный процесс, так как нужно стереть все, что выработано в неправильном стереотипе движений и сформировать правильное. Если патологическое не разрушить, то новое так построить невозможно.

ЛФК и лечебный массаж занимают одно из главных мест в лечении детей с ДЦП. Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса.

Эффект действия ЛФК проходит несколько стадий:

Рекомпенсации (уровень компенсации и ее устойчивость)

Реадаптации (к физическим нагрузкам бытового характера)

Реабилитации (возможность трудовой деятельности).

При выполнении физических упражнений в ЦНС поступают сигналы от мышц, сухожилий, связок, суставов и других органов и систем, обеспечивающих двигательный акт, что приводит к созданию новых очагов возбуждения, вытесняющих патологические (болезненные)рефлексы, а также способствует выработке новых компенсаторных движений и механизмов. Физические упражнения в ЛФК активируют деятельность всех функций организма, улучшая все уровни регуляции и саморегуляции органов, оказывая общетонизирующее, компенсаторное действие и ускоряя восстановление тонуса сосудов.

Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее. Не существует определенного способа лечения, который способен восстановить поврежденный мозг. Но, если работать по программе, правильно подобранным методикам, индивидуально подходя к каждому ребенку, то можно корригируя улучшить физическое состояние подопечного.

I.ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЛФК.

1.Укрепление общего здоровья ребенка

2.Улучшение эмоционального состояния ребенка.

3.Нормализация основных нервных процессов в организме.

4.Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5.Укрепление дыхательной мускулатуры.

6.Улучшение физического развития.

7.Активизация общих и местных обменных процессов.

II.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЛФК.

1.Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.); преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп.

2.Улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур);

3.Нормализация тонуса мышц (коррекция позо-тонических реакций);

4.Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных ощущений;

5.Формирований компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);

6.Развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук);

7.Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций; равновесия и ориентировки в пространстве;

8.Формирование различных опорных реакций рук и ног; общая релаксация организма и отдельных его конечностей и др.

9.Формирование правильной осанки.

10.Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

11.Предупреждение формирования порочного вторичного двигательного стереотипа.

разработанную программу коррекционной работы направили на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, Специалистами МЦ CORTEX были подобраны специально-корригирующие упражнения для детей группы ДЦП:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся нагрузка на сопротивление для развития мышечной силы.

Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности, которые есть или возникают у пациента после или во время основного патогенетического лечения. Специально-разработанная в МЦ CORTEX программа лечебной физкультуры для детей с церебральным параличом обеспечит возможность развития физической силы и моторики ребёнка.


Одним из препятствий нормального физического развития у детей, страдающих ДЦП, является ограничение или отсутствие совершения самостоятельных движений в вертикальном положении в результате наличия двигательного дефицита. Если ребенок самостоятельно не сидит, не стоит и не передвигается, то весьма вероятно, что костно-мышечная, вегетативная, сосудистая системы, участвующие в обеспечении вертикальной позы, т.е. всего комплекса антигравитационной группы мышц у него сформируется неправильно. Если ребенок в вертикальном положении не способен самостоятельно развивать свои движения или они сопровождаются множеством ошибок, то развитие двигательных навыков у него происходит неправильно либо не происходит вообще.

Для пациентов с ДЦП акцент в тренировках делается на умение ходить, совершать повороты, начинать и останавливать движение, уменьшить неустойчивость при ходьбе, формирование физиологического двигательного стереотипа.

Костюм выполнен в виде плотно облегающего комбинезона, в котором имеются натяжные устройства — надуваемые насосом трубчатые камеры, расположенные вдоль конечностей и туловища по ходу мышц-антагонистов. Наполненные воздухом, камеры натягивают оболочку костюма, создают посегментарное обжатие мышц туловища и конечностей, что активизирует проприорецепторы, усиливается афферентация, мощный поток импульсов активизирует ЦНС, что обеспечивает нейрофизиологические условия для удержания позы, с последующей перестройкой систем супраспинального двигательного контроля на более близкое к норме физиологическое состояние. Достигнутый таким способом корсет обеспечивает удержание вертикальной позы, корригируется правильная осанка, формируется физиологический изгиб позвоночника, осуществляется физиологическое ортезирование конечностей. У больного появляются способности к передвижению, удержанию позы, улучшаются дифференцированные движения, опосредованно восстанавливается иннервация артикуляционного аппарата, и речь при дизартрии, оральной апраксии, дислалии, дисфонии.

Приветствую вас. Совсем недавно я уже писала о важности и необходимости использования ЛФК в лечении детей с ДЦП, где привела основной комплекс физических упражнений, как ко мне на почту пришло письмо от одной женщины, которая воспитывает дочку с таким тяжелым диагнозом, как детский церебральный паралич.

Так вот она, предложила написать для читателей этого блога свой метод лечения ДЦП с помощью применения ЛФК. Ее история меня очень потрясла, поэтому я с удовольствием решила поделиться ею с вами, чтобы все родители, которые столкнулись с такой же проблемой не теряли надежду в выздоровление своих чад. Передаю слово нашей гостье.

Наша история


Здравствуйте, уважаемые читатели этой статьи! Зовут меня Елена, я хочу поделиться с вами своим личным опытом. В нашей семье уже почти 25 лет растет доченька Танечка, как сейчас принято называть – особенная. Буквально с самого рождения ей поставили диагноз – микроцефалия, ДЦП, ЗПР.

Сразу обозначу то, что мы имеем на сегодняшний день. Танюша самостоятельно ползает, встает у опоры, может ходить с поддержкой, сама себя не обслуживает, не говорит, интеллект очень низкий.

Все прошедшие годы – годы упорной борьбы за здоровье ребенка. Не буду вдаваться в подробности медикаментозного лечения и особенностей диагноза. Остановлюсь на том, какую лечебную гимнастику мы делали в течение долгих лет, и которая, как я считаю, принесла большие положительные результаты в физическом развитии дочери.

Но хочу сразу оговориться, что заболевание ДЦП и другие сопутствующие ему, настолько сложны, что нельзя одни и те же методики применять к разным пациентам. Еще раз подчеркну, что это только наш с Танюшей опыт.

В возрасте 1 года мы были на санаторно-курортном лечении в Евпатории, где лечащий врач посоветовал нам как можно чаще делать ей ванны (для расслабления мышц). Приехав оттуда, я в течение многих лет каждый день (!) по 2 раза в сутки купала Танюшу в разных отварах – с травами, с морской солью, со специальными составами, которые вычитывала в каких-то журналах.

Я сама в течение 10 лет занималась активно спортом, поэтому в силу физических упражнений верила всегда. Именно на физическую сторону развития ребенка я была нацелена. Постоянные упражнения делала сама с ней, и вместе со старшим сыном.

Изготовления щита и дальнейшие упражнения

У нас много было различных приспособлений, которые мы использовали. Опишу некоторые из них. В детской комнате стояла шведская стенка, к которой я ставила Танюшу, приучая ее к вертикальному положению. К этой стенке крепили специально сделанный щит. К этому щиту в буквальном смысле привязывали Танечку, фиксируя стопу при помощи брусков-ограничителей.

Щит можно было ставить под определенным углом к стенке (30, 45, 60 градусов), также можно было менять и угол наклона подставки для ног. В это время (когда ребенок был зафиксирован к щиту), я предлагала Танюше разные игрушки, за которыми ей приходилось наклоняться вниз. С моей помощью, а потом самостоятельно она делала это.


Не стоит ждать сиюминутных результатов, это все очень длительный период, поэтому нужно набраться терпения.

Обычные упражнения – подъем из положения лежа на спине за ручки в положение сидя, делала в любом месте и в любое время.

Сразу скажу, что у дочки не было никогда такой сильной спастики, чтобы нельзя было согнуть или разогнуть конечности.


Когда Танюша научилась самостоятельно сидеть, мы стали использовать обычный велосипедик трехколесный, в котором педали крутятся самостоятельно, без усилий. При помощи проволоки прикрутили ботиночки к педалям велосипеда. Танюшу сажали на велосипед, ноги вставляли в ботиночки и катали по квартире, тем самым тренируя мышцы ног.

Танечка научилась сама вставать у опоры, но делала она это неправильно, сразу как-то с носков (минуя этап вставания на колени). Для того чтобы закрепить в ее подсознании правильные движения, продумали вот что. На деревянных перилах старого дивана просверлили отверстия и вставляли туда длинную толстую деревянную рейку – для того, чтобы держаться руками.

У шведской стенки это упражнение делать неудобно, т.к. нет свободного пространства (головой ударяется в стенку). Танечку я ставила к этой рейке, прикрепляя ручки (можно прибинтовывать), и при помощи своих рук поочередно сгибала (по одной) ноги, приучая ее правильно опускаться на колени, а потом подниматься с них: сгибаем правую ножку в колене, ставим на колено, потом левую ножку сгибаем своими руками и тоже ставим на колено, обе ноги фиксируются на коленях, потом в обратном порядке поднимаем с колен, помогая разгибать ноги в коленях.

Делала это каждый день по несколько раз, у меня была целая методика последовательно выполняемых упражнений. К сожалению, за давностью лет, я сейчас не смогу точно дать дозировку и время.

Нам очень повезло в том плане, что у нас был свой личный столяр и плотник (дедушка Танюши), который и воплощал все мои идеи в жизнь. Когда Танечка начала немного передвигаться на ножках, мы сделали свои ходунки, в которых несколько раз водили ее из комнаты в комнату. Потом дедушка смастерил нам небольшую лесенку с перилами (как в детских садах), которую мы также фиксировали (при помощи крючков) к шведской стенке, и я учила дочку подниматься и опускаться на 3-4 ступеньки, также приучая ее к этим движениям.


Очень хороший эффект дали упражнения с использованием фитбол-мяча. Купили специально для дочки этот тренажер, и я делала те упражнения, которые были нам по силам:

  1. Ребенок сидит на мяче, я придерживаю ее за разведенные колени. Делала легкие покачивающие движения вправо-влево, вверх-вниз. Ей приходилось удерживать равновесие, в это время очень хорошо работают мышцы спины, пресса. Тренируется вестибулярный аппарат.
  2. Укладывала Танечку на мяч на спину и, удерживая ее колени, помогала за одну ручку подниматься и опускаться. Очень хорошо для мышц живота. С течение времени моя помощь стала не нужна, Танюшка очень хорошо садится и встает.
  3. В положении лежа на мяче на животе, покачивала мяч вправо-влево и делал пружинящие движения мяча, обязательно поддерживая ее за спину.
  4. Ребенок в положении лежа на животе. Удерживала за ножки, направляя руками вперед к полу. На полу на расстоянии от мяча укладывала ярку игрушку, она шла на ручках к ней. Сначала можно это упражнение делать еще с одним помощником, потом самостоятельно. Тренируются мышцы рук, формируются навыки для ползания
  5. Ребенок сидит на мяче. Спускаться с мяча ножками на пол, фиксируя при этом правильное положение стоп на полу.
  6. Танюшку ставила ножками на мяч, удерживала за ручки и пружинящими движениями качала на мячике. Ей очень нравилось.

Вот те упражнения, которые я вспомнила сейчас. Очень прошу делать все это с большой осторожностью, соблюдая все меры безопасности, чтобы не травмировать ребенка.

Эти упражнения очень полезны не только для развития определенных групп мышц, но и для вестибулярного аппарата, что тоже очень важно для таких деток. И они очень положительно влияют на эмоции ребенка, им нравится.

Мой многолетний опыт говорит о том, что каждый случай очень индивидуален, но не нужно опускать руки, главное – методично и систематически (!) заниматься с ребенком! Тогда результат (пусть даже самый минимальный!) обязательно будет.

С уважением, Елена.

Елене и ее дочке от всей души хочется пожелать терпения, мудрости в преодолении всех трудностей возникающих на их жизненном пути. И выразить огромную благодарность за такой подробный, душевный рассказ и опыт лечения ДЦП с применением занятий ЛФК.

На этом я пока с вами прощаюсь, но не надолго, и буду всем благодарна если поделитесь статьей со своими друзьями, кликнув на кнопочки социальных сетей, чтобы и они прочитали этот рассказ.


Это первая статья из цикла материалов по развитию таких функций детского организма, как координация и вестибулярный аппарат. От поздних сроков беременности и до поступления в 1 класс школы. В ней мы рассмотрим ключевые аспекты развития чувства координации, развитие мозжечка, расскажем об упражнениях, помогающих развивать координацию и вестибулярный аппарат, а также порекомендуем игрушки, которые помогут Вашему малышу правильно развиваться.

Становление физиологического механизма координации ребёнка начинается еще в утробе матери и продолжается вплоть до того возраста, пока скелет человека не перестаёт расти, а это примерно до 18-20 лет. В этом процессе важнейшую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно расти примерно с 6 месяцев от рождения. В возрасте 1 год и 3 месяца активное развитие мозжечка начинает постепенно ослабевать. Полное развитие мозжечка ребенка заканчивается примерно к 5-ти годам.

Процесс развития мозжечка после рождения прямо отражается в физических умениях малыша. Период активного развития можно условно разделить по внешним признакам на пять стадий:

  • возраст 5-6 месяцев - ребенок начинает садиться;
  • возраст 8-9 месяцев - ребёнок ползает;
  • возраст 9-10 месяцев – ребёнок уже встает на ножки;
  • возраст 11-12 месяцев – ребёнок делает свои первые шаги;
  • к возрасту полутора лет ребёнок уже уверенно ходит, а иногда даже бегает.

Важно помнить, что бывают случаи индивидуального графика развития мозжечка – в таких случаях ребёнок может немного задерживаться или наоборот опережать обычные сроки. Кроме того, бывают случаи, когда ребенок пропускает стадию ползания. В целом, к полутора-двум годам мозжечок ребенка успешно справляется со всеми базовыми функциями.

Развитие мозжечка в возрасте от 3 до 6 лет переходит на качественно новый этап, ребенок уже владеет всеми основными моторными функциями и начинает их качественно совершенствовать. Именно с этого возраста ребёнку становятся доступными выполнение принципиально новых задач и ускоряется процесс обучения.

Все виды упражнений и игр на развитие координации у ребенка являются активными физическими. Игры можно условно разделить на два вида – статичные и динамичные. Статичные игры направлены на развитие умения сохранять четко зафиксированное положение тела, а динамичные наоборот – на умение быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве.

В первую очередь рассмотрим самые простые упражнения на развитие координации. Это очень простые, но в то же время очень результативные упражнения:

Вы можете приобрести качели, горки, а также полноценные игровые комплексы в интернет-магазине Пилсан, установить у себя на лужайке, на даче или даже в игровой комнате в городской квартире и будьте уверены в правильном развитии координации и вестибулярного аппарата Ваших детей.

После базовых упражнений мы бы хотели вкратце рассказать о развивающих координацию и вестибулярный аппарат физических играх. Такие игры можно разделить на два типа – статичные и динамичные.

Большое количество игр для физического развития мы подробно рассмотрим в отдельной статье.

Для полноценного развития координации необходимо обеспечить ребенка игрушками, способствующими его развитию. Минимальный набор игрушек для развития координации включает в себя качалку и толокар или любую другую каталку. Рекомендованный набор состоит целого набора игрушек и принадлежностей для разного возраста:

  • Ходунки и прыгунки – подходят для малышей возрастом от 6 месяцев до года. Ходунки помогают быстрее ставить ножки на пол, ускоряют переход от ползания к стоянию и хождению. Прыгунки ускоряют развитие вестибулярного аппарата. Ритмичные плавные вертикальные движения способствуют правильному развитию мозжечка.
  • Качалки и качалки-каталки – необходимы для детей от 1-го года. Как только Ваш малыш научился держать спинку ровно и сидеть, смело сажайте его на качалку-лошадку. Ежедневные ритмичные покачивания ускорят развитие древней части мозжечка и вестибулярного аппарата.
  • Спортивный инвентарь – для детей от 2-х лет. Как только малыш начал бегать – смело закупайтесь разнообразным спортивным инвентарём. Принадлежности для футбола, баскетбола, боулинга, игра в кольца и любые другие спортивные принадлежности.
  • Сухой бассейн – для детей от 2-х лет. Игры в сухом бассейне значительно ускоряют развитие ориентации в пространстве.
  • Толокары (каталки) – необходимы для детей от 2-х лет. Первый собственный транспорт для Вашего малыша. Помогает развивать координацию и опорно-двигательный аппарат.
  • Веломобили – для детей от 3-х лет. Универсальный педальный детский транспорт, способствующий комплексному физическому развитию ребенка.
  • Качели и игровые комплексы – для детей от 3-х лет. Способствуют не только физическому, но и психологическому развитию, так как идеально подходят для сюжетно-ролевых игр.

Основные методы лечения ДЦП — лечебная физкультура, медикаменты и массаж. Желательно, чтобы массаж делал специалист. Самим родителям его делать не следует. Схема процедуры подбирается индивидуально. При этом стараются восстановить баланс между мышцами — сгибателями и разгибателями, несогласованность в работе которых приводит к задержке развития, неправильным позам.

Начинать массаж желательно не раньше, чем в 1,5 месяца, так как в более раннем возрасте причина патологии не совсем ясна.

Существует много видов массажа: классический, сегментарный, точечный, по Манакову, криомассаж.

В комплекс лечения входят также пробежки по беговой дорожке, перед которой висит зеркало, что позволяет ребенку видеть себя и корректировать свои движения. Малыши катаются на специальном велосипеде, с фиксацией рук, ног и спины. Для тех, кто плохо передвигается, существуют специальные ходилки. А развивать вестибулярный аппарат помогают батуты.

Такие дети с удовольствием плескаются в бассейне. Эта процедура называется бальнеотерапией. В воде у них изменяется масса тела, и они не боятся сделать шаг. Парадоксально, но некоторые малыши сначала учатся плавать, а потом уже ходить. Те, кто еще не умеет ходить, попадают в бассейн с помощью подъемника. Купание дополняется очень эффективным и приятным гидромассажем.

Многим малышам, страдающим ДЦП, назначают грязелечение. Грязь оказывает общерефлекторное химическое воздействие, стимулирует нервные окончания. Теплая грязь — хорошее средство при гипертонусе. Снять спастику (напряжение) мышц при ДЦП помогают электрофорезы, а для улучшения сосудистой регуляции используется магнитотерапия. Неотъемлемая часть лечения — физиотерапия и парафинотерапия.

А теперь — очень важная деталь, о которой обязательно должны знать родители. Ребенка с ДЦП нужно показать логопеду. Задержка двигательного развития часто сопровождается замедлением развития психического и речевого. При гипертонусе даже язык малыша бывает в тонусе. Это мешает ребенку разговаривать, поэтому может потребоваться логопедический массаж и курс медикаментозной терапии.

Курс лечения проводится раз в полгода и длится в среднем 35—40 занятий.

Поскольку ДЦП — неврологическая патология, он лечится также с помощью ноотропных препаратов (пирацетама, глицина, церебрализина), стимулирующих психическую активность.

Один из синдромов ДЦП — повышенное внутричерепное давление, уменьшить которое помогает массаж, магнитотерапия и электрофорез. Для улучшения кровотока назначаются сосудистые препараты, например, диакарб.

Если ДЦП вовремя не лечить, помимо мышечной, может появиться и ортопедическая деформация — кифозы и кифосколиозы позвоночника, дисплазия тазобедренного сустава, плоскостопие. При лечении таких заболеваний приходится накладывать ортопедические шины и распорки, надевать ортопедические лангеты и тутора, обязательно ношение ортопедической обуви. Для распрямления позвоночника применяется реклинатор. При дисплазии часто возникают вывихи и подвывихи, что требует оперативного вмешательства. Операция необходима и при стойких ортопедических деформациях.


Для компенсации последствий различных патологий, связанных с органами равновесия, применяется вестибулярная гимнастика. Специальные упражнения для глаз и тела помогают восстановиться после не воспалительных заболеваний внутреннего уха, доброкачественного позиционного пароксизмального головокружения.

Обратите внимание, что вестибулярная гимнастика при ДППГ, например, приносит больше пользы, чем таблетки от головокружения. В ряде случаев комплекс вестибулярной гимнастики осуществляет реабилитационный маневр (вестибулярная реабилитация).

Чаще всего именно данный немедикаментозный способ лечения оказывается наиболее эффективным. Основное условие успешной терапии — строгое соблюдение врачебных назначений и регулярность занятий. Самостоятельные занятия гимнастикой возможны, но только после достоверно установленного диагноза.

Считается, что для самостоятельного выполнения наиболее адаптированы гимнастика Брандта Дароффа и Эпли-Симона .

Для чего нужна вестибулярная гимнастика при головокружении

Специальные разнообразные движения для глаз, головы, тела тренируют орган равновесия. Они показаны как здоровым людям, так и перенесшим заболевания внутреннего уха. В первом случае упражнения помогают улучшить координацию, избавляют от тошноты при поездках в транспорте, улучшают зрение и скорость реакции.

Справочно. Пациентам с нейронитом гимнастика назначается с целью вестибулярной реабилитации, а при доброкачественном позиционном пароксизмальном головокружении она показана для избавления от свободно плавающих отолитов.

Регулярные занятия способствуют устранению патологических симптомов — тошноты, вертиго, а также нормализуют общее состояние.

Показания

Классическая симптоматика вестибулярных нарушений является поводом для обращения к врачу. После всестороннего обследования назначается соответствующее лечение.


Обычно терапия носит комплексный характер, а вестибулярная гимнастика туда включается при:

  • доброкачественном позиционном пароксизмальном головокружении;
  • реабилитации после инсульта, черепно-мозговых травм;
  • восстановлении после перенесенных воспалительных заболеваний (вестибулярный нейронит);
  • остеохондрозе позвоночного столба в шейном отделе.

Набор упражнений, частота занятий подбираются в индивидуальном порядке на основании состояния пациента, вида и степени тяжести патологии.

Противопоказания

Тренировки вестибулярного аппарата при нарушениях различного типа являются оптимальным способом восстановления и лечения.

Справочно. Гимнастика применяется при головокружении и у пожилых людей, поскольку безопасна и не дает побочных эффектов.

Однако есть несколько состояний, при которых она противопоказана:

  • прогрессирование заболевания на фоне занятий;
  • острая фаза патологического процесса – воспалительного или ДППГ;
  • патологии сердца и легких, затрудняющие дыхание.

В остальных случаях тренировки не запрещены, могут проводиться дома самостоятельно или под контролем лечащего врача.

Комплекс упражнений

Заниматься нужно ежедневно, один раз с утра или 2-3 с восьмичасовым интервалом (по показаниям). При обострении воспалений или плохом самочувствии тренироваться нельзя, как и при ухудшении состояния в процессе занятия.

Все упражнения выполняются сначала медленно, по мере адаптации к нагрузкам темп необходимо наращивать. Включать в комплекс какие-либо движения, не рекомендованные врачом, нежелательно. Ниже представлен приблизительный перечень.

Справочно. С этих упражнений для вестибулярного аппарата при головокружении начинается реабилитация после некоторых перенесенных заболеваний. Они являются наиболее легкими, рекомендуются к выполнению сразу после обострения, в начале ремиссии.

Заниматься можно сидя на кровати или стуле, общая продолжительность данного этапа составляет не более 10 минут:

  • Не двигая головой, 20 раз поочередно посмотреть вверх-вниз, затем столько же – вправо-влево.
  • Разместить указательный палец, как показано на картинках, на расстоянии 30 см от глаз. Сфокусировать на нем взгляд, а затем перемещать палец, приближая к лицу и удаляя. Повторить 20 раз.
  • Выбрать какой-либо предмет, удаленный приблизительно на 2 метра, и, не отводя от него глаз, голову наклонять вправо-влево. Аналогичным образом выполняются наклоны вперед-назад, каждое движение повторить не менее 20 раз.



Рекомендуется также из руки в руку перекидывать небольшой мячик, следя за ним взглядом. Полезны также вращения и наклоны головы с закрытыми глазами.

Вестибулярная гимнастика при головокружении включает набор упражнений для всего тела. В первое время, особенно в период восстановления после инсульта, травм или воспаления, их нужно выполнять с помощью опоры.

Если не указано иное, делать следует около 20 повторов:

  • Из позиции сидя наклоняться вперед и подбирать с пола различные предметы. В том же исходном положении выполняются повороты корпуса в разные стороны, подъем плечей.
  • Стоя прямо, медленно переносить вес тела с правой ноги на левую и наоборот.
  • С закрытыми глазами постоять на носочках не менее 30 секунд.
  • Не сгибая ног, не спеша наклонять туловище вперед (взгляд при этом можно зафиксировать в определенной точке).
  • Ходить по комнате, огибая окружающие предметы. Если позволяет состояние, делать это не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
  • Полезна ходьба спиной вперед, приставным или обычным шагом. На начальном этапе тренировок обязательна страховка со стороны врача или родственников.

Выраженное положительное действие оказывают танцы. Предпочтение следует отдавать плавным движениям под ритмичную, но не слишком быструю музыку.

Общие рекомендации

Если вестибулярная гимнастика при головокружении и тошноте назначена с целью восстановления после заболеваний, тренировки всегда начинаются с упражнений для глаз и головы. После недели занятий в комплекс включаются элементы для туловища, а общая продолжительность курса занятий обычно составляет около месяца или двух.

Обязательным условием лечения является постепенное наращивание интенсивности тренировок. Ориентиром при этом служит самочувствие пациента: допустимы незначительные тошнота и головокружение, если же состояние в процессе занятия резко ухудшается, нагрузку повышать нельзя.

Кроме целенаправленных ежедневных тренировок дома, рекомендуется укреплять вестибулярный аппарат в любых условиях. Например, полезна ходьба по бордюру во время прогулок. Если самостоятельно сохранить равновесие не удается, можно выполнять это упражнение с опорой.


Еще один вариант улучшения координации и избавления от симптомов вестибулярных нарушений — качели. Качаясь ежедневно по 15 минут, уже через месяц можно заметить существенные улучшения.

Когда нет противопоказаний, можно дополнительно заниматься дыхательной гимнастикой от головокружения. Обычно практикуются занятия по методике Стрельниковой, включающей 13 базовых элементов. Комплекс сочетает физические упражнения с особыми способами дыхания (напряженный вдох и расслабленный выдох).

Продолжительность каждого занятия составляет около часа, а частота — раз в сутки. Положительный эффект достигается приблизительно через месяц, лечебный курс можно повторять с перерывами.

Справочно. Терапевтическое действие дыхательной гимнастики — результат насыщения кислородом тканей, активизации кровотока, а также физической активности.

Движение как таковое необходимо для нормального функционирования всего организма. Поэтому быстрее восстановиться после заболеваний вестибулярного аппарата или травм поможет любая физкультура. Кроме того, тренированные люди, уделяющие спорту достаточно внимания, гораздо реже страдают от тошноты, головокружений, расстройств координации и слуха.

Особенно полезна для вестибулярного аппарата йога, сочетающая дыхательные практики с физическими упражнениями. Заниматься ею можно как в профилактических целях, так и в лечебных. В последнем случае требуются консультация и разрешение лечащего врача.

Особенности занятий для пожилых

Гимнастика для вестибулярного аппарата имеет определенные ограничения, если назначается пациентам старшей возрастной категории.

Пожилые люди в силу физиологических особенностей стареющего организма менее приспособлены к нагрузкам и дольше восстанавливаются. Соответственно, общая продолжительность курса тренировок может быть увеличена, а их интенсивность — снижена.

Справочно. При подборе упражнений обязательно учитываются общее состояние, наличие хронических заболеваний, степень физической подготовки.

Занятия рекомендуется проводить под присмотром врача, а в домашних условиях обязательно прибегать к помощи родственников для страховки. Необходимо также выполнять движения, используя опору, избегать элементов, которые нужно делать с закрытыми глазами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.