Как улучшить координацию движений у ребенка при дцп

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.


Координация движений принципиально важно для детей с ДЦП. Так как именно координация движений это первооснова, фундамент любой физической деятельности, связанной не только с физическим воспитанием, но и с жизнедеятельностью человека, особенно ребенка с ДЦП. Координация движений у школьников с ДЦП однозначно должна развиваться, при помощи комплексного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_1_koordinatsiya_dvizheniy.docx 17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие координации движений у обучающихся с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, которое затрагивает многие системы организма. Нарушены нервные и мышечные системы, они приводят не только к двигательным нарушениям, но и к задержке или патологии умственного развития, речевой недостаточности, могут быть нарушения слуха и зрения. Степень тяжести ДЦП зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений и ориентировки в пространстве. Поскольку нарушены двигательный, психоэмоцианальный и социально – педагогический аспект развития личности, все это препятствует социальной адаптации ребенка. ДЦП является причиной тяжелых двигательных нарушений, нарушены формирование реакции, равновесия и координации движений. Все это происходит из- за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. В управление движений принимают участие многие отделы ЦНС, поэтому у детей с ДЦП нарушены координация движений, это проявляется в стояние, ходьбе, асимметрии движений правой и левой стороны, нарушения в точности движений.

Координация движений принципиально важно для детей с ДЦП. Так как именно координация движений это первооснова, фундамент любой физической деятельности, связанной не только с физическим воспитанием, но и с жизнедеятельностью человека, особенно ребенка с ДЦП. Координация движений у школьников с ДЦП однозначно должна развиваться, при помощи комплексного подхода. Это сложный и многоуровневый процесс, который складывается из развития способности к освоению простых и затем более сложных координационных действий, способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями обстановки, из развития точности движений по силе, во времени и пространстве.

Для развития координации движений используются разнообразные методы:

Это основные методы развития координации, но что бы добиться, положительного результата на начальном этапе необходимо использовать метод педагогического наблюдения. Во время занятия учитель наблюдает , как легко и быстро ученик овладевает различными видами упражнений, как точно и быстро координирует свои движения, например когда участвует в эстафете, подвижных и спортивных играх, как своевременно и находчиво перестраивает двигательные действия в ситуации внезапного изменения обстановки, в ситуациях когда высокие требования к координационным способностям. Так же для определения уровня координации движений есть специальные тесты.

  1. Стойка на одной ноге.

2. Ходьба по горизонтальной скамье.

3. Метание теннисного мяча на точность попадания в цель.

4. Движение по схеме.

5. Ведение мяча змейкой.

6-7. Выполнение различных координационных упражнений.

8. Челночный бег 3х10 м.

9. Скорость перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки в игре.

Данные тесты подобраны для школьного среднего возраста. При выборе тестов необходимо, что бы они соответствовали следующим требованиям:

- были естественны и доступны для школьников среднего возраста с ДЦП и в тоже время давали дифференцированные результаты, говорящие об уровне развития конкретных координационных способностей;

- не требовали сложных двигательных умений, специального обучения, сложного оборудования и приспособлений, и были относительно просты по условиям организации и проведения.

Критерии, по которым оцениваются тесты:

- время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;

- координационная сложность выполняемых двигательных заданий. В качестве заданий тестов применяются упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающихся в двигательном опыте человека;

- точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

- сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

- стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Её оценивают по показателям целевой точности – количеству попаданий различных предметов в мишень, например.

В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака по В. И.Лях:

- правильность выполнения движения, т.е. когда движение приводит к требуемой цели (делает то, что нужно);

- рациональность движений и действий (выполняет так, как нужно);

- двигательную находчивость при выполнении действия.

После определения уровня развития координации движений подбираются комплекс упражнений для ее развития, необходимо подобрать такой комплекс, что бы дети с разным уровнем развития могли его выполнять и те дети у кого уровень выше могли усложнять ее и не останавливаться на достигнутом результате.

Хорошее влияние на развитие координации движений являются внедрение в школьный урок фитнес гимнастики. Упражнения на степ платформе легко подобрать для каждого. Комбинации, которые выполняются на степ платформе, развивают динамику и пространственно-временные параметры движений, способность ориентироваться в пространстве, сохранение устойчивости в статике и динамике, чувство ритма, способность к симметричному выполнению упражнений.

Координация не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство. Координация движений поддается тренировке, и можно добиться значительного повышения её уровня.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элемент игры очень важен на занятиях ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения развивают чувство .

Упражнения для двигательно-моторной стимуляции, развития моторики руки.

Занятие для воспитанников с хореографической подготовкой на развитие координации движений, а так же для формирования навыка взаимодействия нескольких центров тела. Данное занятие было проведено .

Интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики содержит элементы развития речи, координации движений, развитие графических навыков дошкольников.

Координация движений означает их согласованность, гармонию между ними. Для выполнения одного движения необходимо поступление к определенной группе мышц точно дозированных нервных импульсов.

Предмет: лечебная физическая культура. Област.

С. А. Бортфельд (1971) полагает, что все эти упражнения рассчитаны в основном на детей, которые могут самостоятельно передвигаться и должны широко применяться при гемипарезах, а также в легких случаях гиперкинетической формы, спастической диплегии. А. Е. Штеренгерд (1972, 1980) наблюдал хороший терапевтический эффект при применении этих упражнений в сочетании с массажем и бальнеогрязелечением у больных с указанными выше формами заболевания, а также при атонически-астатической

Развитию координации способствуют различные упражнения с мячами, попадания в цель, упражнения с гимнастическими палками, использование элементов трудотерапии, выполнение танцевальных шагов. Чем больше неодинаковых Элементов составляют упражнения, тем оно сложнее. В успехе занятий важное значение имеет внимание занимающегося. Поэтому упражнения следует выполнять в виде игры, Соревнований и проводить в первой половине процедуры. Эмоционально, с большим вниманием тренируется координация и точность выполнения задания с помощью тремоскопов, сконструированных в санатории им. Октябрьской революции (А. Е. Штеренгерд, В. Г. Катков). Металлическая пластинка, размером 30X40 см с прорезями различной толщины (1—3 см) и игольчатый электрод с ручкой соединяется с источником электрического питания и лампочкой. Каждое соприкосновение электрода с краем прорези пластинки сигнализируется зажиганием лампочки и считается ошибкой. Дети с большим удовольствием выполняют эти упражнения, стараясь сделать как можно меньше ошибок. Задание усложняется изменением толщины электродов. Учет ошибок ведется автоматически с помощью специального счетчика.

Улучшение координации наступает также при назначении упражнений на точность выполнения тренировки равновесия, совершенствование ритма движений, на сочетание движений разного характера, упражнения с предметами, в лазаньи, на развитие пространственных отношений. Нередко препятствием для выполнения движений является наличие повышенного тонуса мышц. Поэтому очень важно уметь расслабить мышцы, что легче удается после бальнеогрязевой процедуры. Произвольному расслаблению мышц больного начинают обучать со здоровой или менее пораженной конечности. Могут быть использованы также приемы массажа (поглаживание, потряхивание, точечный и сегментарный массаж). Важно привлечь внимание больного к ощущению расслабления. В этой связи представляется целесообразным процедуру лечебной гимнастики проводить после релаксации, связанной с приемом бальнеогрязевых процедур.

При выполнении массажа особое внимание должно быть уделено созданию правильного физиологического положения больного и соблюдению ортопедического режима. Под плечи, коленные суставы следует подложить валики, стопа не должна свисать.

Процедуру массажа следует начинать и заканчивать, приемом поглаживания (легкое, поверхностное). В зависимости от формы заболевания применяют различные приемы массажа, техника выполнения которых подробно описана Н. А. Белой (1979, 1982), А. Е. Штеренгерцем (1983, 1985) и др.

Стойкое нарушение нервно-мышечного тонуса, наблюдаемое у больных ДЦП, также способствует появлению нарушения осанки и различных деформаций позвоночного столба. Зачастую дети с поражением ЦНС даже не представляют себе, что такое правильная осанка. Поэтому в комплекс лечебной гимнастики надо всегда включать корригирующие упражнения, направленные на коррекцию деформаций позвоночного столба. Методики их выполнения подробно описаны в работах В. Н. Мошкова (1949), Е. И. Янкелевич (1960), А. Т. Лихварь, А. А. Путилова и А Е. Штеренгерц (1968) и др.

Осанка, или привычная поза, приобретается в течение всего периода роста ребенка. Она во многом зависит от положения позвоночного столба и развития силы мышц спины и живота. Когда ребенок начинает ходить, у него появляются физиологические изгибы вперед (лордоз) в области шейных и поясничных позвонков и назад (кифоз) — в области грудных и копчиковых позвонков. Вследствие слабого развития мускулатуры, нарушения мышечного баланса эти кривизны могут изменяться и иметь патологический характер.

При нормальной осанке отмечается подтянутость, собранность, равномерная кривизна физиологических искривлений в переднезаднем направлении. Голова держится прямо, плечи расправлены, живот подтянут. У детей с круглой спиной, что часто встречается при ДЦП, голова наклонена несколько вперед, грудная клетка втянута, плечи наклонены вперед, лопатки крылоподобны, живот выпячен. Нередко указанные выше патологические деформации позвоночного столба (И. С. Андрушко, А. Б. Данилова, 1967) сочетаются с искривлением его в сторону (сколиоз). У больных ДЦП сколиоз может образоваться не только в результате паралича и пареза, но и вследствие укорочения одной конечности.

Сколиоз может быть простым — искривление только в одну сторону или сложным — искривления в разные стороны. Профилактикой и лечением сколиоза является соблюдение правильной позы при сидении, стоянии, сон на твердой постели, укрепление мышц, борьба с близорукостью и т. д.

Наиболее выгодным и. п., при котором достигается разгрузка позвоночного столба, является положение на четвереньках. Влияние тяжести тела снимается в и. п. лежа. В зависимости от положения рук и. п. на четвереньках имеет несколько разновидностей: больной стоит, опираясь на колени и ладони, руки и ноги перпендикулярны по отношению к туловищу, голова несколько запрокинута назад,- спина незначительно прогнута, глаза смотрят вперед. Это горизонтальное положение на четвереньках. Если же руки согнуты в локтях под прямым углом с опорой на кисти или предплечья, то это полуглубокое положение. При глубоком положении плечи касаются кистей. Самым легким положением считается горизонтальное, самым тяжелым — глубокое. Наибольшая физическая нагрузка на поясничный и нижнегрудной отделы позвоночного столба достигается в горизонтальном положении, на среднегрудной — в полуглубоком, на верхнегрудной и шейный отделы — в глубоком положении.

Из и. п. на четвереньках назначают прогибание позвоночного столба вниз и выгибание его кверху, ползание, поочередное и одновременное отставление ноги назад и одноименной или разноименной руки вперед, переход из одного положения на четвереньках в другое, предлагают коленом коснуться груди, не отрывая ног от опоры, сесть на колени и др.

При назначении упражнений из облегчающего положения лежа, следят, чтобы голова и ноги находились на одном уровне. Лежа на спине выполняют различные упражнения с выпрямленными или согнутыми конечностями, переходы в сидячее положение. При этом не только тренируются мышцы туловища, увеличивается подвижность позвоночного столба, но и укрепляются мышцы живота. При выполнении упражнений из и. п. лежа на животе (поднимание туловища с опорой и без опоры на руки, движения конечностей) в основном укрепляются разгибатели позвоночного столба.

Все эти упражнения можно выполнять не только в зале ЛФК, но и на песке, после купания в море. Пребывание в море, движения в воде облегчают выполнение любых движений и на суше. Начинать упражнения следует через 15—30 мин после купания. Быть в этот промежуток времени на солнце не рекомендуется.

В положении стоя движения позвоночного столба более свободны, чем сидя. Широко должны быть использованы упражнения с гимнастическими палками, различные наклоны туловища, ходьба и др.

В тех случаях, когда ДЦП осложнен сколиозом или кифосколиозом, необходимы также деторсионные упражнения. Остистые отростки при этом должны поворачиваться в сторону вогнутости позвоночного столба. Сгибание ноги (укорочение рычага) уменьшает напряжение мышц при выполнении деторсионных упражнений. Последние противопоказаны при двойной гемиплегии, тяжелой спастической диплегии и гиперкинетической формах заболевания.

Пассивное противовыгибание достигается с помощью методиста или подкладывания мяча в положении лежа на боку. Подбор соответствующего положения используется как вытяжение позвоночного столба, его назначают за 5—7 мин до начала занятия. Например, при сколиозе с выпуклостью дуг в грудном отделе позвоночного столба влево, а поясничном — вправо больному предлагают лечь на живот с вытянутой вдоль головы правой рукой, отведенной в правую сторону правой ногой.

Для выработки правильной осанки полезны различные виды ходьбы. Целесообразно назначать ходьбу с предметом на голове.

Эти игровые занятия-упражнения целесообразно проводить после купания в море, а некоторые — во время купания, так как в воде целенаправленные произвольные движения детей становятся более свободными.

Наш опыт работы показал нецелесообразность назначения висов и раскачивания (на гимнастической стенке), так как и без того растянутые мышцы не удерживают позвоночного столба. Кроме того, при подобных упражнениях повышается тонус мышц.

Для каждого больного методист подбирает индивидуальный комплекс. Ниже приводятся общие методические указания для проведения корригирующей гимнастики.

  1. Выполняют ее длительно и систематически.
  2. Упражнения делают несколько раз в день (в том числе во время пребывания на море).
  3. Отдельные упражнения комплекса корригирующей гимнастики включают в УГГ.
  4. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка, регулярности занятий, в среднем от 25 до 50 мин.
  5. Темп движений медленный или средний.
  6. Особое внимание должно быть обращено на обучение больного правильному дыханию. В комплекс должны быть включены упражнения для развития как динамического, так и статического дыхания.
  7. Больного нужно научить расслаблять мышцы.
  8. Обязательны упражнения со снарядами и на снарядах.
  9. Рекомендуется все упражнения проводить в виде игр и подражания движениям животных и машин.
  10. Нагрузку увеличивают постепенно.
  11. Следует придерживаться принципа рассеивания нагрузки, т. е. чередовать упражнения для различных мышечных групп.
  12. Увеличивать нагрузку можно как за счет повторения упражнения, так и за счет введения в комплекс новых упражнений, ускорения ритма, использования снарядов, предметов и др. Особое внимание должно быть уделено обучению ребенка расслаблять мышцы.
  13. Полезно проводить ЛГ в сочетании с водными закаливающими процедурами.
  14. Все упражнения проводить симметрично, но по указанию врача или методиста ЛФК разрешается увеличивать количество повторений упражнения в определенную сторону.
  15. Наиболее облегченными исходными положениями для проведения корригирующей гимнастики являются: и. п. на четвереньках, лежа на спине, лежа на животе.

Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.