Как заполнить речевую карту на ребенка с дцп


Речевая карта для детей с ДЦП (старший возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
rechevaya_karta_dtsp.doc 223.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА (для детей с ДЦП)

( составлена с учетом рекомендаций Н.М. Трубниковой, И.А.Смирновой, И. Ю. Левченко, О.Г. Приходько)

I. Общие сведения

1. Дата обследования _______________________________________________________________

2. Фамилия, имя, отчество.___________________________________________________________

3. Дата рождения.___________________________________________________________________

4. Домашний адрес _________________________________________________________________

5. Заключение психиатра (психоневролога)._____________________________________________

6. Диагноз невропатолога.____________________________________________________________

7 Состояние органов слуха и носоглотки________________________________________________

8. Данные окулиста._________________________________________________________________

9. Заключение медико-педагогической комиссии._________________________________________

10. Посещает (посещал) ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет).____________

11. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания отношения ребенка к своему речевому дефекту)___________________________

12. Данные о родителях ребенка (возраст, здоровье, профессия, социальные условия, вредные привычки)

13. Общий анамнез

а) от какой беременности ребёнок_______________________________________________________

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы место работы употребление алкоголя, курение)_____________________________________________________________________________

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)

г) вес и рост при рождении ____________________________________________________________

д) на какие сутки был выписан из роддома ________________________________________________

е) вскармливание (грудное, искусственное)________________________________________________

ё) особенности питания (сосал активно вяло, поперхивался при сосании и глотании, при каком положении головы кормление протекало свободно при каком затрудненно, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое, как жевал и глотал твердую и жидкую пищу)______________________________________________________________

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы интоксикации______________________________

до года ______________________________________________________________________________

после года ___________________________________________________________________________

14. Раннее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками _____________________________________________________________________________________

б) когда стал держать голову ___________________________________________________________

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить_____________________________________________

г) когда появились зубы_______________________________________________________________

д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал)____________________________

е) появление навыков самообслуживания_________________________________________________

15. Речевой анамнез:

а) гуление (время появления, характеристика):_____________________________________________

б) лепет (время появления и его характер): ________________________________________________

в)первые слова, фразы (время их появления и характеристика)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно причины и время отклонения в развитии)____________________________________________________________________________

д) с какого времени замечено нарушение речи_____________________________________________

е) речевая среда, в которой рос ребенок _________________________________________________

е) занимался ли с логопедом (С какого возраста и сколько времени, результаты занятий)________

____________________________________________________________________________________ж) характеристика речи в настоящее время _______________________________________________

ВЫВОДЫ: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ, ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ ПРОТЕКАЛИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.

II. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата

II. I. СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.

20___/20___ уч. г

20___/20___ уч. г

НИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГУБ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПРОВОДИТСЯ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗА-

ДАНИЯ ПО ПОКАЗУ

а) сомкнуть губы;

НЫХ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА (ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА) ПО ПОКАЗУ И СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5;

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5;

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;

д) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку;

е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет и опустить к нижним зубам;

ё) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость;

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ МЯГКОГО НЕБА

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс)

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И СИЛЫ ВЫДОХА

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.)

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

2. движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, медленно неточно; имеются отклонения языка в сторону (девиация), тремор, гиперкинезы; истощаемость движений, саливация; удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается, гипотония, дистония, спастичность.

3. выполнение правильное; объем движения ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески, гиперкинезов, саливации, движение не удается

4. сила и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; ПРИСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ, ОТСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ К ДРУГОМУ, ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ, РАСТОРМОЖЕННОСТЬ.

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: ТОНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ТИПА РИГИДНОСТИ, СПАСТИЧЕСКИЙ ПАРЕЗ, ГИПЕРКИНЕЗЫ, СИНКИНЕЗИИ, АТАКСИЯ, АПРАКСИЯ, САЛИВАЦИЯ, ТРЕМОР.

ТОНУС ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ: НОРМА, СПАСТИЧНОСТЬ, ГИПОТОНИЯ, ДИСТОНИЯ

III. Обследование мимической мускулатуры

Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.


Разные речевые карты =) Иногда список будет пополняться. При этом в алфавитном списке (http://vkontakte.ru/topic-22963785_23914351) ссылка на эту тему есть.

******************************************************************************
ДРУЗЬЯ. Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе, да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер

■ 8-909-852-75-52 (БИЛАЙН!) или 8-914-198-17-66 (МТС) - для Анастасии.
СПИСОК БЛАГОДАРНЫХ в заметке
vkontakte.ru/topic-22963785_24478083








Стандартизированная карта О.В. Безруковой.

Форма 1 - для раннего и младшего дошкольного возраста
Форма 2 - для среднего и старшего дошкольного возраста
Методические разъяснения по заполнению карт

Приложение к стандартизированной карте О.В. Безруковой

Протокол обследования речи ребенка (описание)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7 лет)


Приложение к стандартизированной карте О.В. Безруковой

Протокол обследования речи ребенка (возраст от 3 до 4 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 5 до 6 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7 лет)

Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 3 до 4 лет
Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 4 до 5 лет
Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 5 до 6 лет
Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 6 до 7 лет


Логопедическая работа начинается с обследования ребенка и постановка его на логопедический учет. Разнообразие речевых карт как в электроном так и в печатном варианте очень много. Но они не подходили для детей с ДЦП, так как особенности детей с церебральном параличом, что они находятся на логопедическом учете на протяжении всего обучения в школе. Нарушения таких детей тяжелые и требуют длительной и постоянной коррекции. И речевые карты которые предлагаются не подходили для наших детей, т.к они заводились только на один учебный год. Мы с коллегами создали свою карту. Особенности карты в том, что она заводится в первом классе и ведется на протяжении всего обучения. Это стало удобно и позволило нам наблюдать за динамикой развития ребенка. Также она стала более доступна и понятна родителям детей, где они могли сами наблюдать за положительными результатами своих детей. Также мы внесли в обследование и особенности детей с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Речевая карта 55.92 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта для детей с ДЦП.

На базе нашей школы ГБСКОУ школа-интернат № 113 г.о. Самара функционирует логопедический пункт, который посещают учащиеся с 1 по 7 классы.

Наша работа направлена на коррекцию недостатков психического и физического развития обучающихся с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70—80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов. При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:

фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;

При формировании лексической системы языка у детей с церебральным параличом необходимо широкое опосредование всех занятий практическими задачами с опорой на игровые приемы, активизирующие познавательную деятельность ребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов;

нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс;специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с церебральным параличом; все формы дисграфии и дислексии.

Логопедическая работа начинается с обследования ребенка и постановка его на логопедический учет. Разнообразие речевых карт как в электроном так и в печатном варианте очень много. Но они не подходили для детей с ДЦП, так как особенности детей с церебральном параличом, что они находятся на логопедическом учете на протяжении всего обучения в школе. Нарушения таких детей тяжелые и требуют длительной и постоянной коррекции. И речевые карты которые предлагаются не подходили для наших детей, т.к они заводились только на один учебный год. Мы с коллегами создали свою карту. Особенности карты в том, что она заводится в первом классе и ведется на протяжении всего обучения. Это стало удобно и позволило нам наблюдать за динамикой развития ребенка. Также она стала более доступна и понятна родителям детей, где они могли сами наблюдать за положительными результатами своих детей. Также мы внесли в обследование и особенности детей с ДЦП.

Работали над картой учителя- логопеды ГБСКОУ школа-интернат № 113 г.о. Самара . Саранцева Нина Юрьевна, Резяпкина Наталья Александровна, Максимова Татьяна Валерьевна.

РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.

1.Фамилия, Имя _______________________________________________________________________________________________

2. Дата рождения ______________________________________________________________________________________________

3. Ф.И.О. родителей: мать _______________________________________________________________________________________

4. Форма ДЦП _________________________________________________________________________________________________

5. Заключение психоневролога: __________________________________________________________________________________

  • Характер беременности (токсикоз, падения, хронические и инфекционные заболевания, др.) _____________________________________________________________________________________________________
  • Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, др. осложнения) ___________________________________
  • Вес при рождении _________________, рост _____________________

7. Раннее психомоторное развитие:

  • Заболевания, перенесенные до года ______________________________________________________________________
  • Заболевания, перенесенные после года ___________________________________________________________________
  • Ушибы, травмы головы ________________________________________________________________________________
  • Судороги при высокой температуре (да, нет)

1. Анкетные данные.

3. Общая моторика.

Для обследования общей моторики можно предложить следующие задания:

• одеться, раздеться, обуться;
• пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, стать на носки, присесть;
• попрыгать на двух ногах, правой, левой;
• руки вперед, назад, вверх, вниз (по показу и по инструкции).
При этом необходимо отметить объем движений (полный, неполный), точность выполнения (полная, неполная), самостоятельность (полная, неполная, выполнение с помощью логопеда), координация движений (правильная, неправильная, отсутствует), чувство равновесия (имеется, отсутствует), осанка (правильная, неправильная). Указать на наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем). Анализируется качественное состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.

4. Мелкая моторика рук:
• сжать и разжать пальцы в кулак (5—7 раз под счет);
• кончиком большого пальца поочередно касаться со всеми пальцами левой и правой руки;
• указательный и средний пальцы бегают по столу;
• вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой рук;
• поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы;
• собрать пирамидку, мозаику, спички, горошины.
При выполнении движений отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда), невыполнение, наличие леворукости.

5. Строение артикуляционного аппарата.

6. Моторика артикуляционного аппарата.

У детей с дизартрией особенно расстроенной является подвижность органов артикуляции, которая находится в прямой зависимости от глубины поражения и формы дизартрии. Обычно диагностика выраженых форм псевдобульбарной дизартрии не вызывает трудностей. Определение стертых форм дизартрии сопряжено со значительными трудностями. Поэтому необходимо провести дополнительное обследование по выявлению паретичности мышц:

• вытягивание губ "хоботком" (вместо этого у ребенка с дизартрией наблюдаются хаотичные движения губами);
• ассиметричность "улыбки" (паретичная сторона рта остается почти неподвижной);
• невозможность сделать язык широким (склонность к его сужению);
• отклонение языка в одну сторону (здоровую) при высовывании изо рта;
• невозможность удержать кончик языка на верхней губе без помощи нижней;
• посинение кончика языка;
• невозможность удержать язык, высунутный изо рта, в спокойном положении (наблюдается дрожание мышц языка, его хаотичное подергивание).

7. Состояние мимики.

Наиболее нарушена мимика у детей с дизартрией: их лицо амимично, они не могут надуть щеки, наморщить лоб и т.д. Особенно ярко проявляются двигательные расстройства при активном сокращении мышц лица.

Проверяется изолированное произнесение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные (губные, губно-зубные, задненебные, передненебные взрывные, шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры). Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях "стертой" дизартрии.

Работаю 20 лет с неговорящими детьми (1 уровень ОНР, алалия, дизартрия при тяжёлых формах ДЦП). Когда возникла необходимость в речевой карте для обследования детей данной патологии, обратилась за помощью к методической литературе и Интернету.Речевую карту, которая бы устраивала меня на 100% я не нашла. Сейчас я предлагаю вашему вниманию мою разработку речевой карты обследования неговорящих детей, которая прошла проверку временем.

Речевая карта обследования

неговорящего ребенка

1.Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _

4. Домашний адрес ________________________________________________________________________

5. Откуда поступил ________________________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу _______________

7. Заключение ПМПК от ______________

8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________

9. Состояние слуха _________________________________________________________________________

10. Состояние зрения _______________________________________________________________________

11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________

I. Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________

Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________

Проявление способности к подражанию:

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________

II. Изучение слухового восприятия

Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) ________________________ Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов ___________________________________

Определение количества неречевых звуков ___________________________________________________

Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________

Определение направления неречевого звука __________________________________________________

Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________

III. Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

точность движений _______________________________________________________________________

2. Состояние тонкой моторики:

точность движений _______________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубная складка) ___________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу

не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

IV. Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________

твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

нижняя челюсть __________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

V. Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

Соотнесение предметов с их названием

- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

Понимание слов обобщающего характера

- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)

- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________

- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________

- покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

VI. Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________

Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) _______________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,

радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков

I . АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ:

Фамилия, имя _______________________________________________________________

Число, месяц, год рождения ____________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________

Откуда поступил ребенок ______________________________________________________

Данные о родителях

II. АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:

Перинатальный период развития

От какой беременности _______________________________________________________

Как протекала беременность _____________________________________________________

Натальный период развития

Как протекали роды _________________________________________________________

( в срок или нет, наличие патологии родовой деятельности, использование каких-либо родовспоможений)

Постнатальный период развития

Раннее физическое развитие

Когда ребенок начал держать голову _____________________________________________

стоять с помощью опоры ______________________________________________________

( N к 7 - 8 месяцам)

Раннее эмоциональное развитие

Комплекс оживления ______________________________________________________________

У знавание близких _______________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Первые слова _______________________________________________________________

Первая фраза ________________________________________________________________

( N к 2 годам - простая фраза, к 3 годам - фразовая речь)

Темп речевого развития _______________________________________________________

( замедленный, нормальный, бурный)

Стимуляция речевого развития _________________________________________________

( чтение детской литературы, подбор и объем в соответствии с возрастом, с какого возраста разучиваются стихи, песни, как запоминает)

Условия воспитания ребенка

Социальная среда ____________________________________________________________

( где ребенок воспитывался - в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с мамой, бабушкой и т.д.)

Особенности речевой среды ___________________________________________________

( контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией, при наличии двуязычия - какой язык преобладает в общении, диалект).

Культурно-бытовые условия в семье ____________________________________________

( контакты с лицами, страдающими нарушением слуха и зрения, расстройствами психики; социально неблагополучные семьи)

Адаптация ребенка в коллективе ________________________________________________

( как общается, играет, настроение)

Какие меры принимались для устранения патологии развития _______________________

( проводилось ли лечение, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения (санаториях, больнице, яслях) или системы образования (детские сады)

Продолжительность и результативность лечения и обучения ________________________

Психологический климат в с емье, особенности взаимоотношений ____________________

( имеют ли место частые конфликты в семье; реакция на них ребенка)

Отношение к ребенку в семье __________________________________________________

( чрезмерное заласкивание или излишняя строгость)

Отношение членов семьи к речевому дефекту ребенка ______________________________

( безразличное, переживают, постоянно фиксируют внимание ребенка на нарушение речи, поправляют, предъявляют непомерные требования или оставляют дефект незамеченным)

Перенесенные заболевания ________________________________________________________

III . ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ:

Неврологический статус ______________________________________________________

Состояние интеллекта ________________________________________________________

Состояние слуха _____________________________________________________________

Состояние зрения _____________________________________________________________

Общее развитие ребенка, особенности деятельности

( речевой, жестовой, мимический, в контакт не вступает; проявляет речевой негативизм; контакт формальный; в контакт вступает не сразу, с большим трудом; не проявляет заинтересованности в контакте; контакт избирательный; легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность)

Особенности общей моторики

Пройти по ровной линии ______________________________________________________

Постоять, попрыгать на левой ноге, ________________на правой ноге ________________

Попрыгать на двух ногах

на месте _____________________ с продвижением вперед __________________________

Подбросить и поймать мяч обеими руками _______________________________________

Бросить мяч: левой рукой _______________правой рукой ___________________________

Перекатить мяч из руки в руку __________________________________________________

Особенности мелкой моторики

Собрать мозаику _____________________________________________________________

Нанизывать колечки, бусы _____________________________________________________

Левая рука ________________________________________________________________________________

Правая рука _____________________________________________________________________________

Умение держать карандаш ________________ кисточку ____________________________

Умение проводить линии

Вертикальные _____________________ горизонтальные ____________________________

( при переплетении пальцев рук у правшей большой палец ляжет сверху)

Ведущая рука _______________________________________________________________

( левша, амбидекстр (хорошо владеет обеими руками))

Выводы: нарушение силы движений, их точности, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому _____________________________________

IV . НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ:

Застегивать пальто ______________________расстегивать _________________________

Завязывать шнурки, шарф ________________ развязывать ________________________

Выполнение гигиенических правил

Пользование полотенцем ______________________________________________________

Умение самостоятельно есть ___________________________________________________

V . ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И

ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ:

Настроение ребенка _________________________________________________________

( устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин, конфликтность)

Преобладание настроения ____________________________________________________

( подавленного, хорошего, радостного)

Волевые особенности ________________________________________________________

( целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, активность / пассивность, деятельность / инертность, бодрость / вялость, слабость волевого напряжения, неадекватное поведение, двигательная расторможенность, агрессивность, избалованность)

(крайне низкая, снижена, достаточная, высокая)

Характер деятельности _______________________________________________________

( отсутствие мотивации к деятельности, работает формально, деятельность неустойчивая, деятельность устойчивая, работает с интересом)

Реакция на замечания ________________________________________________________

( адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечаниями), обижается, нет реакции на замечание, негативная реакция (делает назло))

Реакция на одобрение ________________________________________________________

( адекватная (радуется, ждет), неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему))

VI . ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА:

Спокойный ______________________ беспокойный _________________________________

( легко вступает в контакт со всеми / в незнакомой обстановке смущается)

( задиристый, нападает на товарищей, отнимает игрушки)

Добрый, ласковый / жестокий, резкий, грубый _____________________________________

Аккуратный, бережливый / неряшливый __________________________________________

VII . СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:

Обследование процесса внимания

- Ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания)

- Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное

- Быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельность

- Плохое переключение внимания

- Внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения внимания удовлетворительная

Обследование процесса восприятия

Зрительное восприятие (зрительно-предметное восприятие)

Узнавание предметов в условиях наложения ______________________________________

Узнавание предметов в неполном изображении ___________________________________

Условия реального изображения _______________________________________________

Условия силуэтного изображения _________________________________________________

Условия контурного изображения ______________________________________________

Условия пунктирного изображения _____________________________________________

Восприятие цвета

Представление о цвете (есть / отсутствует) _______________________________________

Знает и называет основные цвета

Восприятие формы

Представление о форме (есть / отсутствует)

Называет геометрические формы

Восприятие пространственных представлений

Ориентировка в сторонах собственного тела _______________________________________

Дифференцирование пространственных понятий

Складывание разрезных картинок из 2 - 3 - 4-частей ________________________________

Складывание пирамидки (до 4-х лет - 4 кольца; с 4-х лет - 5 - 6 колец)

Действия неадекватные ______________________ адекватные ________________________

Способ выполнения задания

без учета величины колец _______________________________________________________

целенаправленные пробы _______________________________________________________

С учетом величины колец

зрительное соотнесение ________________________________________________________

Временные представления

- Когда, в какое время суток дети идут в детский сад? _______________________________

- Когда ребята идут гулять? _____________________________________________________

- Когда дети ложатся спать? ____________________________________________________

Восприятие величины

Представление о величине (есть / отсутствует)

Называет величину ___________________________________________________________

( выделяет по слову)

VIII . ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА:

Зубы: редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы: верхние, нижние ___________________________________________

Прикус: открытый передний/боковой: двусторонний/односторонний, глубокий, мелкий, нормальный _________________________________________________________________

Челюсти: норма, прогения, прогнатия _________________________________________

Подвижность нижней челюсти _______________________________________________

Язык (форма и размер) : обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка _____________________________________________________________________________

Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный ______________________________

Подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области ______________________________________________________________________

Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении _________________________________

Тонус: норма, повышен, понижен ______________________________________________

Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор, отклонения в сторону (вправо, влево) _______________________________________________________________________

Движения: вперед ______________ назад ______________ вверх ____________________

вниз _______________ вправо _________________ влево ___________________________

Кинестетическая апраксия (невозможность произвести произвольно артикуляционное движение) ____________________________________________________________________

Переключаемость: достаточная, недостаточная __________________________________

Саливация: норма, повышенная _______________________________________________

Щеки: тонус __________________ надуть ______________ втянуть _________________

надуть попеременно щеки ______________________________________________________

Дыхание: ключичное, ключично-грудное, косто-абдоминальное ____________________

Носовое дыхание: норма, затруднено, отсутствует ________________________________

Ротовой выдох: сформирован, не сформирован __________________________________

При фонации выдох: ротовой, смешанный ______________________________________

Голос: тихий, слабый, глухой, сдавленный, сиплый; неполетный, нормальный ________

Речь: назализованная, с незначительной назализацией, смазанная, разборчивая, неразборчивая, разборчивость снижена, выразительная ______________________________

Темп речи: норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степень заикания, форма)

Ритм речи: норма, растянутый, скандированный _________________________________

Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры: не наблюдается, синкинезии при артикуляции звуков _______________________________________________

IX . ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Выполнение инструкций:

из одного задания

из двух заданий

- достань ручку и положи её на тетрадь

- положи линейку за тетрадь

Понимание предлогов:

кот идет к дому __________________ кот перед домом ________________________

кот на крыше ____________________ кот под крыльцом _______________________

кот в доме _______________________ кот за домом ___________________________

кот вылезает из трубы ______________

Понимание приставочных глаголов:

Покажи, где мальчик наливает (выливает, переливает) воду.

Покажи, где мальчик:

Понимание предложений с причинно-следственной связью:

Петя ударил Васю. Кому было больно? __________________________________________

Понимание короткого рассказа.

Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка убежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок.

X . ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.