Какие упражнения надо делать чтобы убрать спастику ног при дцп


ИНФОРМАЦИЯ ПРО ПЛАВАНИЕ:
Плавать раньше, чем ходить.

Учить ребенка плавать можно с самого рождения. Вода – естественная среда для новорожденного. Девять месяцев до появления на свет ребенок, можно сказать, плавает в животе у мамы. Поэтому не теряйте времени – учите малыша плавать уже в первые недели жизни. В воде он чувствует себя легко, ведь он становится в водной среде легче в 7-8 раз. Он может свободно, как хочет, двигать ручками и ножками, т.е. более активно знакомиться с окружающем миром. Абсолютно точно, что малыши, с которыми занимаются с рождения, опережают своих сверстников в развитии. Дети в раннем возрасте достаточно легко переносят все водные процедуры. К этому приспособлена их дыхательная система и движения. Для всех детей вода – это положительный фактор, который действует всесторонне. В первую очередь она успокаивает. Так же действует как, своего рода, массаж. На тело малыша вода оказывает некоторое давление, которое улучшает кровообращение. Способствует развитию легких, так как находясь в воде ребенок дышит всеми легкими, а значит все уголки легких обогащаются кислородом, а значит в них не будут размножаться различные болезнетворные микроорганизмы. Плавание способно корректировать работу практически всех органов и систем детского организма. Это идеальное средство закаливания и физического развития. Плавание улучшает обмен веществ, благотворно влияет на дыхательную, нервную, сердечнососудистую системы, укрепляет мышцы и связки, формирует правильную осанку. Особенно раннее плавание полезно для недоношенных, ослабленных, незрелых детей, так как оно позволяет таким детям быстро догонять и перегонять своих сверстников в развитии.
Получив разрешение от педиатра на занятия плаванием, можно приступать к обучению малыша (с 2-3 недельного возраста). Условия занятия меняются последовательно, нагрузки для малыша увеличиваются постепенно. Не думайте, что ваш кроха поплывет с третьего занятия самостоятельно. Как бы вы не желали увидеть плоды своих трудов, вам следует набраться терпения. Запомните, что плавание и закаливание способствует хорошему психическому и физическому развитию. Удачи вам!

Занятия для детей с диагнозом ДЦП.

Два варианта занятий:
Групповые (по 4-5 человек) с родителями и инструктором в воде,
Персональные только с инструктором в воде.
Занятия направлены на обучение плаванию детей с двигательными ограничениями, приобретению навыков ныряния на задержке дыхания, умению расслабляться в воде, укрепление мышечного корсета, закаливание, а главное на повышении самооценки.
В воде ребенок может использовать свои физические возможности в полной мере, т.к. способность к сохранению равновесия наименее важна. Движения в воде замедленны и дают ребенку запас времени для расчета действий. В результате чего ребенок может заставить свое тело выполнять необходимые движения в нужном темпе. Конечно все зависит от степени поражения мозга и возраста, но плавание помогает в комплексной реабилитации сформировать возможность выполнения последовательных двигательных актов, т.к. укрепляет мышечный корсет, повышает эластичность связок и уменьшает ограничения в суставах.


КОМУ ИНТЕРЕСНО ПО ЧИТАЙТЕ! ГИДРОТЕРАПИЯ ПРИ ДЦП,ароматические ванны,ванны с настоями:


ВЕРХОВАЯ ЕЗДА – совершенно особенный вид физической нагрузки, при котором задействованы все группы мышц. При этом нагрузка на мышечный аппарат статическая, то есть сердечно-сосудистая и дыхательные системы не перегружаются. Немаловажно и то, что к верховой езде практически нет медицинских противопоказаний.

Адаптивная верховая езда, реабилитационная верховая езда, иппотерапия, райттерапия – все эти слова синонимы и обозначают физиотерапевтическое воздействие, основанное на нейрофизиологии, использующей лошадь и верховую езду. Данный метод был признан Немецкой физиотерапевтической ассоциацией (Deutsche Verband fur Physiotherapie — Zentriverband der Krankengymnasten), а также французской и великобританской ассоциациями. Это одно из направлений адаптивной физической культуры.
Адаптивная верховая езда, реабилитационная верховая езда, иппотерапия, райттерапия – все эти слова синонимы и обозначают физиотерапевтическое воздействие, основанное на нейрофизиологии, использующей лошадь и верховую езду.

Иппотерапия и лечебная верховая езда

Лошадь передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает физиотерапевту физиологично корректировать двигательную активность больного. Лечебный эффект достигается за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды, а также благодаря трехмерным колебаниям спины лошади, передающимся при ее движении на позвоночник, суставы и окружающие их ткани наездника.

Он позволяет задействовать все группы мышц, увеличивая их силу и работоспособность, погасить патологическую рефлекторную активность и нормализовать тонус мышц.

Температура тела лошади на 1,5 градуса выше температуры тела человека. При движении происходит естественный разогрев и массаж тела ребенка, усиливая кровоток в целом улучшает кровоснабжение мозга. Поэтому специфические, тщательно подобранные иппотерапевтом упражнения, оказываются наиболее эффективными и действенными. Таким образом, иппотерапия создает базу для формирования правильного двигательного акта.

Координация туловища в положении сидя верхом на лошади при ее движении вперед оказывает реабилитационное воздействие на походку пациента.

На копчике и промежности находятся важные энергетические центры. При езде верхом мышечное и механическое раздражение в этой области достигается за счет особого ритма движения.

Занятия проводится по специально разработанной, четко структурированной программе, под наблюдением инструкторов и врачей.

Верховая езда всесторонне развивает ребенка, делая его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым. Особенно хорошо влияет на детей в возрасте до 12 лет.

Наблюдаются следующие результаты:

— поведение детей стало более спокойным, уравновешенным;
— на занятии в большей степени преобладает радостное настроение;
— увеличивается активный, пассивный словарный запас;
— нормализуется темп, ритм речи;
— улучшилась ориентация в пространстве;
— повысилась способность к контакту;
— проявилась желания проявлять инициативу в ходе занятия;
— происходит нормализация положения головы, корпуса, таза;
— во время занятия и в периоде после него снижается патологический тонус мышц;
— нормализация мышечного тонуса;
— координация движений;
— укрепления мышц;
— достижение двигательной симметрии.

(Начало публикации о ДЦП читайте здесь и здесь.)

В одном из предыдущих материалов я уже писала о высоком мышечном тонусе, массовой гипердиагностике и случаях, когда действительно требуется его коррекция.

Основная мысль там следующая: повышение мышечного тонуса — это компенсация отсутствия движений. Если мозг не может управлять конечностью, то он делает из нее костыль. В таком случае возникает вопрос: а нужно ли вообще бороться с высоким мышечным тонусом, если его повышение изначально призвано помогать конечностям выполнять свою опорную функцию?

Как выяснилось, действительно не всегда есть резон бороться с повышением тонуса. Бывает так, что при снижении мышечного тонуса на первый план выходит мышечная слабость, и тогда конечность вообще теряет свою опорную функцию.

Прежде чем заняться коррекцией мышечного тонуса, нужно оценить его максимально точно и объективно. Просто написать, что тонус высокий или низкий — это не написать ничего. Существуют специальные шкалы, которые позволяют выражать в баллах мышечный тонус.

Модифицированная шкала Эшоурта

Модифицированная шкала оценки мышечного тонуса Тардье

Измерение амплитуды движений в суставе проводится трижды с разной скоростью:

  1. В самом медленном темпе (скорость V1) оценивается пассивная амплитуда движения (R2).
  2. Со скоростью V2 оценивается амплитуда движения в суставе под действием сил тяжести.
  3. Движение выполняется в быстром темпе (V3), оценивается амплитуда движения R1.

Чем больше разница между R1 и R2, тем выше спастичность в мышце, которая растягивается при выполнении данного движения. Разница амплитуд движения в 30 градусов (измеряется гониометром) является прямым показанием к проведению ботулинотерапии тестируемой мышцы.

Эти шкалы очень важны, т.к. дают возможность принять решение о целесообразности изменения тонуса, наблюдать за изменением тонуса в динамике (до/после лечения), возможна преемственность между специалистами.

Заниматься коррекцией мышечного тонуса мы будем в таких случаях:

  1. Оценка по модифицированным шкалам Эшуорта и Тардье — от 3 баллов и выше.
  2. Спастика нарушает походку.
  3. Спастика вызывает мышечную боль.
  4. Высок риск формирования контрактур, подвывихов/вывихов в тазобедренных суставах.
  5. Спастика усугубляет нарушение жизнедеятельности пациента (затрудняет уход за пациентом или его самообслуживание).

Коррекция спастики может осуществляться такими методами:

  1. Пероральные препараты.

Пероральные препараты, обычно используемые у детей, это баклофен, диазепам, клоназепам, дантролен и тизанидин.

Эти препараты обладают центральным действием, а значит, они неселективны. Их действие распространяется на все группы мышц: и с высоким тонусом, и с нормальным. То есть снижение тонуса будет сопровождаться слабостью даже в здоровых конечностях. Также за счет центрального действия миорелаксанты приводят к седации и снижению познавательных процессов. Поэтому есть рекомендации относительно комбинации данных препаратов для усиления эффекта и уменьшения побочного действия.

Большинство исследований эффективности этих препаратов старые и проводились не по принципам доказательной медицины. Поэтому на сегодняшний день миорелаксанты не входят в современные рекомендации по управлению спастикой.

  1. Ботулинотерапия.

Ботулинотерапия — это эффективный и безопасный метод управления спастикой с уровнем доказательности А.

Надо помнить, что само по себе снижение мышечного тонуса никак не влияет на приобретение ребенком новых навыков, но чисто технически дает возможность провести качественно физическую реабилитацию.

  1. Интратекальное введение баклофена.

Введение баклофена в спинномозговой канал было одобрено для лечения спастичности в 1996 году. Баклофеновая помпа представляет собой хирургическую имплантированную систему, используемую для контроля спастичности путем введения баклофена непосредственно в спинной канал и вокруг спинного мозга. Так как баклофен распространяется на всем протяжении позвоночного канала, то и тонус снижается во всех конечностях, их опорная функция на фоне высокой слабости пропадает, поэтому этот вид снижения тонуса подходит только для детей, которые самостоятельно не передвигаются, — для облегчения родителям ухода за ними, предотвращения ортопедических осложнений и болевого синдрома.

  1. Селективная дорзальная ризотомия.

Данная нейрохирургическая операция выполняется при выраженной спастике.

Пересечение определенной порции дорзальных (чувствительных) корешков чаще всего выполняется на пояснично-крестцовом уровне при спастическом параличе нижних конечностей с частичным сохранением произвольных движений и существенной ограничивающей ролью спастики в реализации этих движений.

Есть мнение, что это идеальный метод управления спастикой детей с 4–5 уровнем крупной моторики по GMFCS.

Всем хорошего тонуса!

С уважением, невролог Островерхова А. М.

Источник, в котором вы найдете больше ссылок на исследования

Этот комплекс упражнений дала Лена (Экснезарегистрированная) в конфе "Другие Дети" на 7ya, она поставила в прямом смысле этого слова, свою дочь на ноги.
возможно многие уже делают такие упражнения, а для кого-то это будет что-то новенькое, итак, цитирую Лену дословно:
Действительно, наверное будет проще разместить эти упражнения здесь, а не посылать персонально каждому. Хочу написать немного подробнее о лечении. Нам диагноз поставили рано, уже в месяц. В поликлинике невропатолог ничего не увидела. Но у нас была из роддома двойная кишечная инфекция - стафилококк и кишечная палочка. Нас в месяц отправили на консультацию в Институт детских инфекций, а там мы попали к замечательному врачу. Он буквально 5 минут повертел ребенка в руках и сказал, что прежде всего мы пойдем к их главному невропатологу. И через пол часа я вышла с волосами, стоящими дыбом. Так что заниматься мы начали сразу. Лечились в 25-й больнице на Гаврской. Конечно, страшно было ложиться с такой маленькой, но страх перед диагнозом пересиливал. Я считаю, что у нас в Питере в этой больнице специалисты очень квалифицированные. ВЧД лечили в Рауфхуса на нейрохирургии, поскольку был страшный рецидив в 2 года, поначалу нам сказали, что пошел "объемный процесс" - это так деликатно назвали опухоль мозга. Логопедические методики нам тоже давала логопед в 25-й больнице, между курсами занимались дома все время. Когда девочка в 2 года заговорила, стало ясно, что очень плохая память. Стихи учили каждый день. Еще я перечитала кучу книг по дефектологии и мне понравилась мысль о том, что при ЗПМР нужно заниматься "на опережение". Наопережали так, что она пошла в школу в 6 лет сразу во 2 класс. Правда, потом в этом оказалось много минусов и мы об этом жалели. Диагноз нам сняли в 4,5 года, остаточный диагноз - МЦД в форме левостороннего гемисиндрома. С этим тоже справились массажем. Да, массаж я делала сама с 2-х лет, закончила специальные курсы с упором на эту патологию, а до 2 лет у нас была очень хорошая массажистка. Она мне показала точечный массаж, и я во время занятий ЛФК сама снимала спастику - у нас спастика была на фоне атоническо-астатической формы в отдельных мышцах. Как я поняла из множества перечитанной литературы, самое главное (и трудное) при ДЦП - добиться правильного развития и смены рефлексов. Можно нормализовать тонус, но если не пойдет угасание тонических рефлексов и развитие установочных, моторика все равно развиваться не будет. Упражнения посылаю в той форме, в которой я их уже отправляла другим родителям, перенабирать слишком долго. Всем мужества и успехов. А к знахарям не ходите, это только трата денег и времени. И, между прочим, православная церковь это осуждает. Все сразу не проходит, посылаю кусками.
Комплекс на погашение тонических рефлексов.
Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) проявляется в двух положениях - на спине и на животе. На спине ЛТР проявляется повышением тонуса во всех мышцах разгибателях (экстензорах) тела. Это приводит к тому, что
позвоночник и ноги выпрямлены, рефлекторно повышается тонус в приводящих и ротирующих внутрь мышцах бедер. Руки могут быть отведены или полусогнуты и приведены к туловищу. Ребенок не может приподнять голову, вывести плечи вперед, а впоследствии он не может переворачиваться и садиться. Для устранения этого рефлекса хороший результат дает "поза эмбриона".
1. Конечности больного с помощью постоянного легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают на груди, а ноги либо приводят к животу, либо, при высоком тонусе приводящих мышц, слегка разводят. Такое положение способствует растягиванию ранее укороченных мышц, а дополнительные постоянные покачивания в этом положении способствуют расслаблению и нормализации мышечного тонуса.
2. На большом мяче. Ребенок лежит животом на мяче, руки вытянуты вдоль мяча, ноги вытянуты вдоль мяча и разведены. Качание на мяче взад-вперед, с боку на бок.

Продолжение:
На животе ЛТР проявляется напряжением мышц-сгибателей (флексоров) тела. Голова и руки сгибаются к груди, а ноги приводятся к животу. Ребенок не может поднять голову, разогнуть руки, туловище. Это лишает его возможности опереться, приподняться, а в дальнейшем сесть, встать.
3. На мяче. Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты вдоль мяча (придерживать рукой). Голова откинута назад, руки расслаблены и откинуты за голову. Прокатывание на мяче взад-вперед.
Тонический шейный симметричный (ТШР) - при наклоне головы вперед-вниз
повышается тонус мышц - сгибателей верхних и разгибателей нижних
конечностей. Ребенок не может попеременно сгибать и разгибать ноги, не может изолированно двигать головой, на вызывая содружественные движения конечностей.
4. Для торможения ТШР в исходном положении на животе, с подложенной под грудь подушечкой, ребенку удерживают голову в среднем положении и проводят пассивные выпрямления рук с опорой на ладонь.
5. В исходном положении лежа на спине. Ноги максимально разведены и
развернуты кнаружи и упираются в бедра занимающегося, проводят пассивные присаживания.
6. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью. Если у ребенка резко выражено подошвенное сгибание стоп, их следует опустить за край опоры. Пассивно проводится сгибание головы, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.
7. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью с разогнутыми ногами и согнутыми в локтевых суставах руками, проводится пассивное разгибание головы и удержание согнутых рук и разогнутых ног.
Тонический шейный асимметричный рефлекс зависит от ротационных движений в шейном отделе позвоночника. Ротация головы в сторону усиливает тонус разгтбателей конечностей на стороне, куда повернуто лицо и тонус сгибателей со стороны, куда повернут затылок. Гасится путем развития асимметричного установочного рефлекса.
8. Ребенок стоит на столе спиной к инструктору так, чтобы пятка свешивалась. Одна нога сгибается в колене и удерживается в этом положении инструктором. Затем ребенка наклоняют вниз с резким поворотом туловища за одноименную с ногой руку. Ребенок рефлекторно делает обратный поворот туловища и, выпрямляя ногу, поднимается.
9. Ребенок лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом головы ребенка медленно поворачивают в ту же сторону его плечи и туловище.
10. Лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом нижних конечностей и таза медленно поворачивают в ту же сторону плечи.
11. Ребенок свисает со стола лицом вниз на уровне талии. Удерживая за таз, сначала придают телу следующее положение: голова приподнята, ребенок смотрит вперед и вверх, тело дугой изогнуто вверх ("рыбка"). Руки сначала могут быть приведены к телу, по мере освоения этой позы добивать того, чтобы они были вытянуты вперед или раскинуты в стороны. Поднимания головы добиваются, стимулирую шейные мышцы и прямые мышцы спины (вдоль позвоночника).
12. Ребенок свисает со стола нижней частью тела. Голова приподнята (как в предыдущем упражнении), кисти рук упираются в стол на уровне плеч. Перед выполением упражнения ноги расслабить. Стимулируют брюшные мышцы и мышцы спины, придают задней половине тела изогнутое вверх положение ("рыбка ногами"). Сначала эти движения выполняет за ребенка инструктор, постепенно нужно добиваться самостоятельного удерживания позы при придании ребенку исходного положения.
Продолжение:
13. "Рыбка на боку". Ребенок свисает с края стола боком. Руки вытянуты вперед, добиваться (сначала пассивно, потом активно) поднимания головы вверх, верхняя нога при этом тоже должна приподниматься вверх.
14. То же на мяче при покачивании взад вперед и с боку на бок.
15. То же при парении (ребенка удерживают в воздухе за талию). К этому упражнению переходят, освоив предыдущие.,
Рефлекс Моро, рефлекс Бабинского и рефлекс Переса-Галанта гасятся
упражнениями того комплекса, который направлен на развитие моторики, еще хорошо помогают тепловые процедуры. Мы делали азокерит (лечебная грязь) на дому. Оральный рефлекс постепенно проходит сам, у одного ребенка я его наблюдала до 6 лет.
Комплекс на развитие моторики.
При спастической тетраплегии очень важно снимать тонус постоянно,
хорошо бы Вам найти массажиста, знающего точечный массаж, чтобы он показал основные точки для снятия тонуса. Тогда в процессе занятий с
ребенком Вы сами могли бы снимать спастику. Точки можно
попросить массажиста пометить, например, зеленкой, пока Вы сами не
научитесь их находить. Еще хорошо снимает тонус мягкое потряхивание,
как бы вибрация, ручками и ножками. Во время занятий нужно следить,
чтобы конечности, особенно кисти рук, были не зажаты, а раскрыты.
Можно ручки потряхивать, поглаживать, добиваясь их расслабления и
раскрытости. Для занятий нужно приобрести несколько надувных мячей
соответствующего размера(будет ясно из описания упражнений).
Упражнения на мяче очень важны - они позволяют развивать опорность в
конечностях и тренируют способность держать равновесие, без этого
ребенок не сядет, и позу на четвереньках не освоит, а это основа
развития дальнейшей моторики. Ходить Вам пока не нужно, раз есть
переступание. У нас переступания не было до года.
Для занятий нужен большой стол, его хорошо бы прикрывать на время
занятий чем-нибудь колючим, чтобы при выработке опорности раздражалась
кожа на ладошках и стопах. Занятия начинаются и заканчиваются
тренировкой в позе эмбриона (знаете?).
Итак, упражнения на обучение движениям.
1. Тренировка поворотов из положения лежа на спине. Согнуть левую ногу ребенка в колене, стопу прижать одной рукой к столу, чтобы ребенок почувствовал опору на эту ногу. Прижимая стопу локтем руки, кистью
взять за левую ручку, заставить ребенка согнуть ручку в локте, прижать
его кисть к столу на уровне талии. Таким образом формируется опора для
движения. При этом у Вас задействована одна рука. Второй рукой взять
правую ручку ребенка и заставить его потянуться этой ручкой к локтю
левой руки. Перехватив правую кисть другой рукой, быстро беретесь за
правую стопу и тянетесь ею к столу рядом с левой стопой, упертой в
стол. Таким образом, правая ручка и ножка делают почти одновременно
перекрестное движение, и ребенок переворачивается на живот. В описании кажется, что это сложно, но Вы быстро натренируетесь. Таким же образом тренируете поворот направо, с опорой на правые ручку и ножку. Если во время упражнения ребенок "зажался", нужно добиться расслабления, стопы и кисти должны быть раскрыты с полноценной опорой.
2. Тренировка поворотов из положения на животе. Опираясь на согнутую в локте ручку, ножкой той же стороны тянетесь назад, одновременно
противоположная ручка тянется вперед, дальше за голову на
противоположную сторону перекрестным движением, а ножка той же стороны сгибается в колене и делает стопой отталкивающееся движение от стола. После нескольких повторений этих упражнений полезно несколько раз проделать цикл поворотов со спины на живот и наоборот.
Продолжение:
3. Тренировка присаживаний. Лежа на спине обе ручки согнуть в локтях и прижать к столу на уровне талии, чтобы ребенок почувствовал опору на руки. Прижимая одну кисть к столу, потянуться другой рукой к колену с противоположной стороны, при этом ребенок должен присесть, и сразу же ту руку, которой тянулись к колену, кистью упереть в стол на уровне этого колена. То есть ребенок делает перекрестное движение рукой и присаживается с поворотом. Все то же повторить с онечностями другой стороны. Моя девочка нормальное присаживание освоила уже после всех движений, а садилась по собственному способу из положения на четвереньках. Тем не менее, это очень важное упражнение. Оно позволяет ребенку освоить переход к положению на четвереньках.
4. Тренировка опорности на кисти рук. Ребенок лежит животом на мяче
так, чтобы его руки и ноги свободно свисали позади и впереди мяча.
Придерживаете ребенка на мяче левой рукой за спинку. Подводите свою
правую руку под ручки ребенка. Левой рукой качните мяч вперед,
одновременно правой рукой как бы выбиваете руки ребенка вперед, так,
чтобы, когда голова ребенка идет вниз, она выбросила руки вперед и
оперлась на кисти рук. Это очень важное упражнение для тренировки
опорности. Нормальные дети, если их взять и наклонить вниз головой,
рефлекторно выбрасывают руки вперед перед головой. У ДЦПшек это
движение отсутствует.
5. Развитие опорности на стопу. Также лежа на мяче, правой рукой
качаете мяч назад (то есть наклон идет к ногам), а левой рукой
добиваетесь того, чтобы ребенок оперся на ноги (прижать стопы,
зафиксировать их, поерзать ножкой по столу, чтобы у ребенка
формировался стереотип опоры).
6. На том же мяче. Упражнение направлено на тренировку умения держать
равновесие. Без этого ребенок не сядет. Мы его делали не на столе, а
на полу. Посадить ребенка на мяч сверху так, чтобы в любой момент при
потере равновесия она могла прислониться к вашим коленям. Кистью
одной руки берете ее кисть, тянетесь вниз и опираетесь на мяч. Мяч при этом наклоняется в ту же сторону. Одновременно другой рукой берете голову ребенка и наклоняете ее к плечику противоположной стороны. То есть рука идет вниз с опорой на мяч, а голова наклоняется в противоположную сторону. Делаете то же самое в противоположную сторону.
7. Тренировка этого же движения на столе. Ребенок сидит, свесив ноги
вниз. Одной рукой придерживаете за плечи и наклоняете тело в сторону,
другой рукой выдвигаете ее ручку и добиваетесь, чтобы она оперлась ею
на стол.
8. На мяче поменьше - тренировка равновесия с помощью опоры на ноги.
Ребенок сидит на мяче, ноги широко расставлены вдоль мяча. Одной рукой придерживаете ребенка на мяче за плечи, одновременно наклоняете мяч вперед, при этом другой рукой берете ножку и фиксируете стопу на столе, чтобы ребенок оперся на эту ногу. Повторить с другой ногой.
9. Тренировка перехода в положение на четвереньках. Ребенок лежит на
столе на животе. Одну руку подводите под ее выпрямленные ручки,
заставляете согнуться их в локтях и добиваетесь опоры на кисти. Второй рукой поочередно сгибаете ножки в коленях, так, чтобы она встала на коленки.
10. Тренировка ползания. На небольшом мяче. Ребенок лежит на мяче
животом, кисти рук и колени должны упереться в стол (зафиксировать
ручки, поерзать по столу, убедиться, что ребенок упирается руками).
Ваша правая рука протянута между мячем и руками ребенка. Двигая
поочередно своим локтем и ладонью, заставить ребенка переступать по
столу руками. В это же время левой рукой двигаете мяч по столу вперед. Таким образом, ребенок как бы ползет на руках.
Продолжение:
11. То же с движением ногами. Правой рукой придерживаете ребенка на
мяче, одновременно двигая мяч вперед (ловкость рук!), а левой рукой
передвигаете ее согнутые в коленях ноги. Нужно почувствовать, что
ребенок упирается о стол коленями.
12. Еще одно упражнение на опорность рук. Ребенок лежит на вашей
согнутой в локте левой руке над столом так, чтобы ее руки свешивались
вперед. Подводите свою правую руку под ее руки, опирающиеся на стол
(раскрытые ладошки!) и, как в упр.10, поочередно двигая своим локтем и кистью, заставляете ее перебирать по столу руками. Левая Ваша рука в это время движется над столом. Т.е. ребенок как бы идет на руках по
столу. Это очень тяжелое для методиста упражнение, его хорошо делают
папы.
13. Тренировка движений ногами при ползании. Ребенок стоит на столе на коленях. Ваша правая рука подведена под ее подмышки, она как бы висит на Вашей руке. Левой рукой поочередно передвигаете колени ребенка по столу, одновременно передвигая правую руку с ребенком вперед.
14. Полная тренировка опорности на руки и ноги на мяче. Ребенок лежит
на мяче животом. Качая мяч одной рукой вперед и назад, второй рукой
одновременно поочередно заставляете ее опираться то на кисти рук, то
на стопы ног.
15.Формирование разгибательной установки для нижних конечностей.
Ребенок лежит на столе, ноги максимально разведены и развернуты
кнаружи и упираются стопами в Ваши бедра. Берете ребенка за ручки и
присаживаете с переводом кистей рук в положение опоры на стол.
16. Формирование разгибательной установки рук. В положении на мяче
на животе пригибаете головку вниз, удерживая руки в выпрямленном
положении, а ноги согнутыми в коленях.
17. Развитие переступания - наше собственное изобретение. Ставим ребенка на собственные ступни и, придерживая за подмышки, ходим по комнате.
Из нашего опыта я поняла, что, когда вы 10000 раз выполняете за ребенка какое-то движение, у него в мозгу возникает нужная цепь сигналов и вдруг он начинает это делать сам. Заниматься лучше перед едой. Еще нас в больнице научили, что даже неподвижному ребенку нужен простор, когда он видит вокруг себя не кровать, а целую комнату, легче возникает мотивация к движению. Поэтому ребенка вне сна мы держали прямо на полу, а сами в эту комнату входили, сняв тапки на пороге. Знаю из литературы (и мы это использовали), что заставить сосредоточить взгляд легче всего на предметах желтого цвета. Желаем всем удачи в лечении и много-много терпения.


Спастичностью или спастикой называют двигательные нарушения, причиной которых является повышенный тонус мышц.

При нормальном состоянии мышечная ткань эластична и сгибание или разгибание конечностей происходит без всякого труда. Когда при сгибании и разгибании чувствуется сопротивление мышц, это говорит о повышении их тонуса.

Что происходит?

Внутренний механизм спастичности не изучен до конца, по мнению специалистов, это нарушение возникает в результате различных нарушений в структурах головного и спинного мозга.

Внешне спастика проявляется как повышение тонуса в мышечных тканях, который значительно увеличивается в процессе растяжения мышц.

Иными словами, спастика провоцирует мышечное сопротивление при пассивных движениях. Именно в начале движения сопротивление мышц сильнее всего, а когда скорость пассивных движений увеличивается, соответственно растет и сила сопротивления.

Мышечная спастика является причиной таких изменений мышц, сухожилий и суставов, как фиброз, атрофия или контрактура. Это приводит к усилению двигательных расстройств.

Комплекс причин

Основная причина возникновения спастичности заключается в дисбалансе сигналов, проходящих от головного и спинного мозга к мышцам.

Помимо этого, причинами могут быть:

  • травмы спинного и головного мозга;
  • перенесенные инсульты;
  • инфекционные заболевания, сопровождаемые воспалительными процессами мозга (энцефалит, менингит);
  • гипоксия (поражение, связанное с нехваткой кислорода);
  • наличие амиотрофического бокового склероза.

При наличии у больного спастики усугубить ситуацию могут следующие факторы:

  • запор и кишечная инфекция;
  • кожные инфекционные заболевания, которые сопровождаются воспалениями;
  • инфекционные заболевания мочеполовой системы;
  • одежда, стесняющая движения.

Независимо от того, какая степень тяжести заболевания, эти факторы могут привести к ухудшению состояния.

Спастичность и спазмы

Спастичности часто сопутствует наличие спазмов, которые проявляются в непроизвольном сокращении одной или группы мышц. В некоторых случаях спазмы сопровождаются болью, различной по интенсивности.

Возникновение спазмов может происходить как в результате воздействия какого-либо раздражителя, так и самостоятельно.

Спастичность может проявляться как в легкой, так и в тяжелой степени. В первом случае это состояние не является серьезной помехой для больного, и он в состоянии вести обычный образ жизни, тогда как при тяжелой форме человек вынужден передвигаться в коляске.

Следует отметить, что степени тяжести такого состояния, как спастика мышц, могут изменяться со временем.

Но бывают случаи положительного воздействия спастичности. Например, у больных с парезами (слабостью) в ногах есть возможность стоять самостоятельно именно за счет мышечного спазма.

Типы и виды нарушения

По квалификации можно выделить три основных вида спастики:

  1. Флексорным типом называют повышенный тонус мышц-сгибателей при сгибании конечностей в суставах и их поднятии.
  2. Эскстенозный тип — это повышение тонуса мышц-разгибателей в процессе разгибания конечностей в суставах.
  3. К аддукторному типу относят повышение тонуса при перекресте в области голеней и смыкании колен.

Часто спастика возникает у больных, перенесших инсульт. В таких случаях физиотерапевтическое воздействие малоэффективно, а наличие спазмов затрудняет восстановление пациента.

Мышцы пребывают в тонусе постоянно, в них начинают происходить патологические изменения, также страдают суставы и сухожилия. Помимо этого возникают контрактуры (деформации), значительно усугубляющие проблему.

Развитие спастики происходит не сразу, как правило, это происходит через 2-3 месяца после инсульта, однако первые признаки могут быть заметны специалисту значительно раньше.

Обычно поражаются плечи, локти, запястья и пальцы, а в нижней части тела страдают бедра, колени, лодыжки и пальцы ног. При этом в верхних конечностях спастика задевает мышцы-сгибатели, а в нижних—разгибатели.

При отсутствии необходимого лечения в течение нескольких лет появляются контрактуры в суставах и костях.

Спастичность является сопутствующим явлением рассеянного склероза в большинстве случаев. Проявляется она как неожиданное сокращение группы мышц, возникающее самопроизвольно или в качестве реакции на раздражитель.

Степень тяжести мышечных спазмов у больных с рассеянным склерозом может быть разной, как легкая, так и тяжелая, проявляющаяся в виде сильных и продолжительных спазмов. Форма тяжести со временем может меняться.

При рассеянном склерозе спастичность возникает в мышцах конечностей, в редких случаях затрагивает мышцы спины.

Оценочные критерии

Тяжесть спастичности оценивается по баллам, наиболее распространена шкала Эшуорта. В соответствии с ней выделяют следующие степени нарушения:

  • 0 — мышечный тонус в норме;
  • 1 — тонус мышц повышен незначительно и проявляется в начальных стадиях напряжения с быстрым облегчением;
  • 1а — незначительное повышение тонуса в мышцах, которое проявляется в меньшей части от общего количества пассивных движений;
  • 2 — тонус повышен умеренно на протяжении всего пассивного движения, при этом оно осуществляется без затруднений;
  • 3 — тонус повышен значительно, есть затруднения в процессе пассивных движений;
  • 4 — часть конечности, пораженная парезом, полностью не сгибается и не разгибается.


Симптоматика

К основным симптомам спастичности мышц можно отнести:

  • повышенный тонус в мышцах;
  • судороги и непроизвольные сокращения мышц;
  • процесс деформации в костях и суставах;
  • болевые ощущения;
  • нарушения осанки;
  • повышенная активность рефлексов;
  • появление контрактур и спазмов.

Кроме перечисленного, у больных при резких движениях возникает острая боль в конечностях.

Диагностические мероприятия


В процессе диагностики специалистом прежде всего изучается история болезни, а также и то, какие лекарственные препараты принимает пациент и страдает кто-либо из близких родственников больного неврологическими расстройствами.

Спастичность диагностируется при помощи тестов, суть которых в оценке движений конечностей и мышечной активности при активных и пассивных движениях.

При осмотре пациента специалист определяет, есть ли сопротивление конечностей при пассивном сгибании и разгибании. Если сопротивление присутствует, это является признаком спастики, а повышенная легкость при движениях может быть признаком парезов.

Методы лечения в зависимости от причин

При правильном и своевременном лечении убрать спастику можно полностью. Цель лечения заключается в том, чтобы улучшить функциональные возможности конечностей и купировать болевые ощущения.

Методы лечения и препараты подбираются в зависимости от того, какова тяжесть заболевания, какими нарушениями оно было вызвано и как долго болеет пациент.

Лечение проводится по нескольким направлениям, а именно:

  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • хирургическое вмешательство.

Рассмотрим каждый метод в подробностях.

Как правило, назначается несколько препаратов, действие которых направлено на снятие болей и расслабление мышц. Лекарственная терапия проводится с использованием:

  • Дантролена;
  • Габалептина;
  • Баклофена;
  • Имидазолина;
  • препаратов-бензодиазепинов.

Также используются анестетические препараты краткосрочного действия, например, Лидокаин или Новокаин.

Кроме этого могут быть назначены мышечные инъекции ботулинического токсина. Суть лечения заключается в том, чтобы прервать процесс нервной передачи, тем самым способствуя расслаблению мышц. Действие препарата долгосрочно и длиться несколько месяцев.

К методам физиотерапии относятся:

  • лечебная гимнастика;
  • массажи;
  • иглорефлексотерапия;
  • электрофорез.


Комплекс упражнений для каждого больного подбирается индивидуально, в зависимости от состояния. Следует отметить, что ЛФК эффективна при борьбе о спастичностью после инсульта.

Методы массажа также могут быть разными, в одних случаях необходим массаж в виде легких поглаживающих движений, другие случаи требуют активного разминания.

Иглотерапия при спастике оказывает по большей части общий эффект, воздействие этого метода на проблему не столь велико.

Электрофорез назначается с целью стимулирования мышц тепловым и электрическим воздействием.

Этот метод применяется в тяжелых случаях, например, если спастика препятствует ходьбе. Суть хирургического метода во введении Баклофена в спинномозговую жидкость или пресечении чувствительных нервных корешков.

При отсутствии своевременного лечения спастика пагубно влияет на состояние суставов и сухожилий, провоцируя атрофию и прочие патологические изменения, например, появление контрактур.

Вывод прост и сложен одновременно

Что касается прогноза, то он в каждом случае индивидуален. Исход зависит от того, насколько повышен мышечный тонус, какова степень
тяжести заболевания и прочих факторов.

Спастика приводит к появлению контрактур, способных существенно осложнить процесс ухода за больным.

В качестве мер профилактики следует следить за правильным положением головы, рук и ног больного. Для этого могут применяться специальные приспособления, например, лангеты и ортезы.

Также рекомендуется чаще менять положение тела, а при выполнении различных движений следить за изменениями мышечного тонуса. В случае ухудшения необходимо незамедлительно обращаться за помощью к специалистам.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.