Кинестетика для дцп это

Содержание

  • Развитие дифференцированного и сознательного восприятия собственного движения.
  • Развитие собственной двигательной компетентности, т.е. умения здорового и тонкого применения собственных движений в частной жизни и в профессиональной деятельности.
  • Дифференцированный анализ человеческой деятельности через опирающийся на опыт ракурс кинестетики.
  • Умение двигаться во взаимодействии с другими людьми таким образом, чтобы целенаправленно поддержать их собственную двигательную компетентность и их самоэффективность.

Kinaesthetics старается достичь этих целей двумя путями. С одной стороны, она предоставляет инструменты и методы для упорядочивания и понимания индивидуальных ощущений. Таким образом, она способствует развитию внимательности к качествам движений и их различиям в повседневной деятельности. С другой стороны, Kinaesthetics дает возможность заняться познанием теоретических основ и научных исследований. В сочетании этих двух подходов заключается исключительная неповторимость и инновация Kinaesthetics.

Действие

Движение - это основа жизни. Повышение чувствительности восприятия движения и развитие двигательной компетентности могут внести большой вклад в развитие, укрепление здоровья и обучение людей любого возраста. Kinaesthetics может помочь найти новые варианты и возможности для выполнения движений и, таким образом, бороться с болью в спине, вызванной условиями труда, перенапряжением мышц или другими жалобами. А также поможет сохранить подвижность и самостоятельность в пожилом возрасте или будет способствовать развитию собственной креативности и способности гибко реагировать, например, в стрессовых ситуациях.
При уходе за новорожденными, пожилыми людьми, людьми с ограниченными возможностями, пациентами действие Kinaesthetics проявляется вдвойне: ухаживающий человек и тот, кто нуждается в уходе, в одинаковой мере получают пользу от повышения двигательной компетентности. Взаимодействие на основе Kinaesthetics во время ухода за больными ведет не только к поразительным успехам нуждающихся в уходе людей, но и поддерживает здоровье ухаживающего человека.
С помощью Kinaesthetics, учреждение может целенаправленно поддержать своих сотрудников в развитии их профессиональной компетентности и моральной ответственности, и использовать ее как главный фактор для развития организационной структуры предприятия и улучшения качества.
Kinaesthetics стремится поддержать учебные процессы и процессы развития уважением к самостоятельности человека и этим способствовать улучшению качества жизни всех участников.

Применение

История

Ф.Хэтч и Л. Майетта начали развивать Kinaesthetics в 80-х годах 20 века, основываясь на своем научном контакте с кибернетиком К. У. Смитом и интересе к движению, танцу и процессу обучения. Их семинары вызвали большой интерес особенно среди специалистов из области ухода за больными. В 90-х годах первые Kinaesthetics-тренеры начали регулярно проводить курсы в различных учреждениях немецкоязычных стран. Постоянный рост Kinaesthetics, как образовательного института, стал причиной многократных изменений в организационной структуре. Последнее изменение привело в 2006-2007 г. к формированию современной структуры организации Kinaesthetics.

Теоретические основы

Научные исследования кибернетика К. У. Смита и опирающийся на них кинестетический процесс полевого исследования образуют научную основу Kinaesthetics. Благодаря таким ученым, как Г. Бейтсон или Х. ф. Фёрстер, теоретические размышления кибернетики способствуют формированию теории Kinaesthetics. Описания живых систем нейробиологами Х. Матураной и Ф. Фарелой представляют собой третью основу.
В дальнейшем развитии теоретических основ, Kinaesthetics опирается на собственные научно-исследовательские проекты и на актуальные научные исследования из смежных областей.

Понятие обучения

Организация

  • Kinaesthetics-тренеры имеют постоянное рабочее место в учреждении или являются лицами свободной профессии. Они самостоятельно организуют и проводят базовые курсы (начальные курсы, курсы усовершенствования, курсы наставничества (Peer Tutoring)) Они тесно сотрудничают с организациями своих стран.
  • Организации стран экономически и юридически независимы и защищают интересы Kinaesthetics в своей стране. Дополнительно они несут ответственность за образование и повышение квалификации тренеров, руководство и объединение в сеть.
  • Европейская Kinaesthetics-Ассоциация (ЕКА) является объединением всех организаций отдельных стран. Она координирует общие задачи и отвечает, в том числе, за научные исследования и разработки.

Организации стран

Есть ли у Вас другие вопросы, связанные с Kinaesthetics, на которые Вы не нашли ответа на этом информационном листе? Обратитесь в Kinaesthetics-организацию Вашей страны.

Анна Еремеева
Развитие кинестетического и кинетического восприятия положения и движения тела для детей с нарушением ОДА

Развитие кинестетического и кинетического восприятия

положения и движения тела для детей с нарушением ОДА.

Аннотация: в статье рассматривается роль кинестетического и кинетического восприятия

положения и движения тела для детей с нарушением ОДА.

Ключевые слова: кинетика, кинестетика, опорно-двигательный аппарат, коррекционное занятие, восприятие.

Нарушение функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врождённый, так и приобретённый характер. Нарушения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

1. Заболевание нервной системы – детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит.

2. Врождённая патология опорно-двигательного аппарата – врождённый вывих бедра; косолапость и др. деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей.

3. Приобретённые заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата – травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (хондрострофия, рахит).

Для детей с нарушением развития ОДА характерно нарушение и высших кинестетических функций, (нарушение мышечно-суставного чувства, определяющих в значительной степени не только тонус мышц, но и развитие произвольных движений.

У детей при сохранности правильного восприятия отдельных движений нет возможности синтезировать эти движения в единое целое.

Кинестетические ощущения (от греч. kineo — двигаюсь и aesthesis — ощущение) — ощущения движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий.

Кинестетические ощущения тесно связаны с работой вкусовых, болевых, температурных, зрительных рецепторов, расположенных на поверхности тела и воспринимающих раздражения из внешней среды. Особенно отчетливо это выступает в осязании, являющемся комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой важную роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы и др.

Кинестетическаячувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухомоторных и зрительно-моторных при выполнении физических упражнений; речедвигательных - при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.

Как показывают исследования, кинестетический контроль становится устойчивым лишь к 7 годам, к тому же он преимущественно направлен не на процесс движения, а на его результат. В дошкольный период происходит наиболее существенное совершенствование способностей к дифференцированию мышечных напряжений, благодаря чему ребенок успешно овладевает некоторыми координированными симметричными движениями (в частности, движениями верхних конечностей, но перекрестные движения у него еще продолжают вызывать значительные затруднения.

А. В. Запорожец подчеркивал важность осознанного формирования двигательного действия. К 5—8 годам в норме дети могут выполнять достаточно сложные моторные действия на основе предварительной речевой инструкции. Значит, процесс обучения осознанному выполнению движений должен предусматривать четкую, доступную, поэлементную словесную инструкцию и демонстрацию действия.

Совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и самоконтроля осуществляются в процессе более длительной тренировки и включения в нее высших познавательных процессов, развития навыков анализа своих проприоцептивных (внутренних) ощущений. Для этого необходимо проведение специальных упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, физических упражнений на развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию движений верхних и нижних конечностей, других частей тела. Это способствует улучшению адаптации в пространстве и его более уверенному освоению, повышению работоспособности ребенка, статической и динамической выносливости.

Двигательное действие — понятие психологическое, по механизму возникновения всегда произвольно, преднамеренно (т. е. сознательно управляется, а следовательно, мотивированно — формируется исходя из определенного смысла. Выделяются предметные двигательные действия, действия по перемещению тела, действия по установке и поддержанию позы, коммуникативные действия.

Двигательная реакция человека на разнообразные ситуации является врожденной и имеет приспособительный характер. В процессе воспитания эта способность приобретает способы реагирования, характерные для человека, принятые в данном обществе. По движениям можно определить состояние внутреннего мира человека, его настроение, эмоциональный фон.

В целостной структуре развития человека с давних пор двигательному анализатору отводится особая роль.Познание мира ребенком начинается именно с двигательных действий: малыш берет предметы, сосет их, грызет, манипулирует ими, зрительно обследует с помощью движения глаз. Позже добавляется речедвигательный компонент моторики, т. е. называние предмета.

Движение служит в качестве рабочего инструмента при восприятии предметов, их свойств, явлений окружающего мира. Гибкое управление телом позволяет ребенку более быстро и точно реагировать на все воздействия и более правильно воспринимать их. Поэтому можно сказать, что совершенные движения лежат в основе интеллектуального раз-вития.

Изначально формирование двигательных умений происходит с опорой на ощущения с внешних (слуховых, зрительных и др.) и внутренних (проприоцептивных) рецепторов. Мышечно-суставные ощущения возникают при многократном выполнении движения. Значит, разучивание двигательных действий должно носить характер сознательных попыток воспроизвести его программу. Автоматизация движений достигается путем выполнения разнообразных упражнений, направленных на снятие напряжения, придание действию плавности, точности, нужной скорости.

Коррекционные занятия по развитию кинестетического и кинетического восприятия нацелены на осмысленное выполнение детьми упражнений, их словесное опосредование и анализ, на осуществление самостоятельной регуляции темпа, ритма, координации движений и др., т. е. на формирование у них способов контроля и самоконтроля за движениями.

Дети с нарушением ОДА не в состоянии длительно контролировать свои движения ни со стороны внешнего результата, которого нужно достичь, ни со стороны самого двигательного процесса.

Отметим,что способность ребенка к произвольным действиям проявляется в следующем:

-оценке партнера и организации адекватных ответных действий;

-программе своей деятельности и осуществлении ее регуляции;

-корректировке своей деятельности по ходу выполнения.

Развитие сложных двигательных умений первоначально формируется как двигательный образ каждого отдельного движения. В свободном поведении эти образы выстраиваются в определенный алгоритм, который руководит движениями.

Все позы и движениязакрепляются у ребенка на трех уровнях:

-зрительном — восприятие выполнения движений другими людьми;

-словесном (понятийном) — называние (вербализация) этих движений (команда себе или другим) или понимание команды других людей;

-двигательном — самостоятельное выполнение движений.

Целостный образ поз и движений формируется на основе взаимосвязи всех уровней, тогда они обеспечивают быструю реакцию ребенка при восприятии на любом уровне. Успешность восприятия движений способствует двигательной активности ребенка, более легкому освоению разнообразных движений и координации в пространстве. Решающее значение при этом имеют регулярность повторений и закреплений движения и положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и результативности деятельности ребенка.

Обучение детей овладению различными движениямии позами предусматривает проведение работы по разным направлениям:

- формирование представлений о схеме собственного тела;

- знакомство с разным качеством движений (быстрые — медленные, мягкие — жест-кие, тяжелые — легкие, сильные — слабые и др.);

-обучение технике движения (отрывистое, мягкое, плавное, четкое, фиксированное, замедленное и др.);

-овладение выразительными движениями и формирование положительного образа своего тела в движении;

-овладение разными способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика и др.);

-работа с ритмом;

-работа с воображаемыми предметами;

-овладение элементами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения, эмоционального раскрепощения.

Использование всех возможных форм организации детей (индивидуальные, парные, групповые упражнения и игры, связанные с двигательной активностью) способствует коррекции психомоторной сферы ребенка.

Приведем примеры игр на движение: игры-подражания (имитации, игры с ограничениями движений, игры — движения по звуковому сигналу, игры с мнимыми предметами и др., которые позволяют сформировать у детей связь между движениями и смыслом ситуации, учат понимать язык движений, говорить на нем и управлять своими движениями в соответствии с ситуацией.

Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д.

Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.

Игры на восприятие предметов в движении: игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.); передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др., рисование орнамента рукой в воздухе и др.

Двигательные упражнения: различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки.

Использование музыкального сопровождения при выполнении подобных упражнений усиливает коррекционный эффект, создает положительный эмоциональный настрой.

Игры на восприятие команды в движении:

Сохранение позы требует от детей с нарушением ОДА специальной внутренней активности.Решению этой задачи способствуют следующие простые упражнения: присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т. д. ; более сложные движения: прыжки, действия с предметами — переносить, переставлять, перекладывать кубики, кегли и т. д.

Ребенку показывают карточки со схематичным изображением движения или позы. Ребенок должен принять такую же позу.

-показ поз другим ребенком, взрослым.

Очень полезны игровые упражнения, помогающие расслабиться, снять мышечное напряжение, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

Упражнения на смену положения туловища (например, вытягивание вверх туловища и рук, затем полное расслабление и опускание в полуприсяд) и на смену движения (например, резкие движения в напряженной ходьбе на мягкие плавные движения в мягкой ходьбе и др.) помогают ребенку сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений, что в дальнейшем приводит к свободному управлению своим телом.

Преодолению скованности, двигательной пассивности способствуют упражнения на развитие выразительности движений.

Дети изображают людей разного возраста с разными походками: старушка ведет собачку на поводке, ученик опаздывает в школу, старичок идет с палочкой, мама ведет за руку малыша, шагают военные и др.

Каждый ребенок изображает какого-либо животного, сидя за стулом (как будто в клетке).

Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения.Овладению невербальными способами коммуникации детям помогут следующие упражнения:

-дыхательные: задувание свечи, выдувание мыльных пузырей и др. ;

-на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);

-мимические и пантомимические упражнения.

Детям предлагается сообщить что-либо через стекло мимикой и жестами на определенную тему: вернись домой; надень шапку, а то холодно; купи бананы и др.

Игры на восприятие роли в движении:

Ситуации в движении:

Такие задания и упражнения способствуют развитию внимания, наблюдательности, чувственного восприятия, помогают преодолению замкнутости, двигательному раскрепощению.

Коррекционно-образовательный процесс, построенный на взаимосвязи двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей, более всего отвечает естественному развитию.

Таким образом, кинестетическое развитие имеет положительное воздействие на восстановление детского организма с нарушением ОДА.


Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента и реципрокной формы движения мелкой моторики В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо.

Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения. Носорева М. В. - воспитатель МБДОУ детский.

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — требования современного.

Развитие зрительного восприятия в процессе рисования у детей с нарушением зрения Подготовила педагог МБДОУ – детский сад №196 компенсирующего вида города Саратова Литвинова Ирина Николаевна Развитие зрительного восприятия.

Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения Развитие зрительного восприятия у детей.


Кинезитерапия (или кинезиотерапия, по английски kinesiotherapy, от греческого kinesis — движение) — это в прямом смысле лечение движением, одно из направлений лечебной физкультуры, которое уже давно и успешно применяется для профилактики и лечения различных заболеваний опорно-двигательного аппарата (и не только). Кинезитерапия ориентирована на восстановление двигательной активности и оздоровление организма при помощи специальных активных и пассивных движений, выполняемых пациентом, а также дыхательной гимнастики.

Кинезитерапия для детей с ДЦП

Одно из проявлений детского церебрального паралича — поражение двигательных функций организма. И для восстановления этих функций у детей (и взрослых) с ДЦП кинезитерапия подходит очень хорошо. К тому же, упражнения подходят и детям с задержками при перинатальном развитии, с перинатальной энцефалопатией.

Методик лечения ДЦП кинезитерапией очень много. Например, воздействие на спазмированные мышцы, их растяжка и расслабление очень положительно влияют на двигательную активность детей. К тому же у детей улучшается настроение, потому как спазмы в мышцах неразрывно связаны с эмоциональным состоянием ребенка.

Главной задачей кинезитерапии — приобретение детьми двигательных навыков, которые были затруднены или даже невозможны вследствие церебрального паралича. При этом для каждого пациента требуется индивидуальный подход. Далеко не всегда методы в кинезитерапии, подходящие одному ребенку, подойдут другому. Поэтому всегда консультируйтесь с терапевтом и именно терапевт составляет индивидуальную программу лечения и реабилитации.

Виды кинезитерапии

Считается, что есть два основных вида кинезитерапии: активная и пассивная. При активной кинезитерапии ребенок самостоятельно выполняет те или иные упражнения на тренажерах, гимнастических мячах и иных приспособлениях. К активным видам кинезитерапии относятся лечебная физкультура, различные упражнения с животными (дельфинотерапия, иппотерапия), различные подвижные игры для детей.

При пассивной кинезитерапии ребенок самостоятельно никаких действий не выполняет, а за него это делает какой-либо прибор или сторонний человек. К пассивным видам кинезитерапии относят массаж, физические упражнения с помощью различных приборов и аппаратов.

Показания к кинезитерапии:

Кроме лечения последствий ДЦП кинезитерапия рекомендована при таких заболеваниях, как:

  • сколиоз, кифоз, лардоз;
  • коксартроз, гонартроз;
  • остеохондроз;
  • дорсалгия (боли в спине);
  • грыжи и протрузии межпозвоночных дисков;
  • нестабильность сегментов позвоночника;
  • плоскостопие;
  • последствия компрессионных переломов позвоночника;
  • профилактика заболеваний сердечно — сосудистой системы и многих других.

Противопоказания кинезитерапии:

Есть у кинезитерапии и определенные противопоказания, такие как:

  • онкологические заболевания;
  • кpoвoизлияния и нарушения свертываемости крови
  • острый инфаркт или инсульт;
  • переломы костей;
  • разрывы и надрывы связок;
  • послеоперационный период.

Кинезитерапия в домашних условиях

Лечить ДЦП (и другие заболевания) с помощью кинезитерапии можно и в домашних условиях. При этом необходимо, чтобы не было противопоказаний, а также предварительно проконсультироваться с терапевтом и тренером, чтобы они составили программу тренировок. Также настоятельно рекомендуется некоторое время (полгода минимум) заниматься под руководством тренера.

Упражнения кинезитерапии просты: бег, ходьба, сгибание и разгибание конечностей, движения (махи) в стороны и т.д. Со временем организм привыкает к нагрузкам и упражнения даются очень легко. И вполне возможно постепенное увеличение нагрузки, как за счет увеличения количества упражнений (количества подходов или повторений этих упражнений), так и посредством дополнительной физической нагрузки через отягощения.

Для занятий могут потребоваться дополнительный инвентарь, например, гимнастические шары, утяжелители, скакалки, различные гантели (разборные для регулировки весов). Список подобного инвентаря очень большой и приобрести его можно в магазинах спортивных товаров.

Довольно часто желание победить ДЦП настолько велико, что люди переходят от более простых упражнений и кинезитерапии к полноценным тренировкам. Например, Андрея Крылкова часто называют бодибилдером с ДЦП. Некогда инвалид 1 группы, сейчас Андрей является неоднократным чемпионом по бодибилдингу, женат и воспитывает детей.

Лечится ли детский церебральный паралич? Да! И кинезитерапия — один из эффективных способов лечения и реабилитации. Всегда помните: ДЦП — не приговор.

Реабилитация ребенка, больного детским церебральным параличом (ДЦП) - тяжелый и сложный процесс, поскольку его психика и моторика находятся в постоянном динамическом развитии.

При всех формах ДЦП двигательные нарушения имеют рефлекторный характер.

Движение возможно, но не управляемо больным.

Поскольку это заболевание является врожденным или начинается в период новорожденности, происходит задержка развития ЦНС и долгое время может сохраняться усиленное влияние стволовых механизмов с присущими им стойкими автоматизированными формами движений.

Таким образом, у больного ребенка отсутствуют условия для приобретения опыта нормальных движений и поз. Поэтому требуется длительная система лечения и обучения больного владению своими произвольными движениями и статикой.

В восстановительном лечении больных ДЦП выделяют четыре периода: а) острый - до 14 дней; б) ранний - до 2-х месяцев; в) поздний - до 2-х лет; г) остаточных явлений (резидуальный) - после 2-х лет.

Лечение

В остром периоде преобладает медикаментозное лечение. Из средств кинезотерапии используются только специальные укладки.

В раннем восстановительном периоде добавляются другие средства:

  • массаж;
  • пассивные и рефлекторные физические упражнения;
  • лечение положением.

В позднем и резидуальном периодах применяют большой арсенал средств кинезотерапии, рефлексотерапии, физио-, психотрудотерапии, а также ортопедическую помощь.

  • улучшение подвижности в суставах;
  • уменьшение гипертонуса;
  • стабилизация опороспособности;
  • повышение работоспособности организма;
  • обучение правильному дыханию;
  • восстановление двигательной активности;
  • воспитание схемы тела (позы) и осанки;
  • обучение жизненно-необходимым и прикладным навыкам;
  • тренировка системы равновесия;
  • улучшение координации движений.

Характеристика средств кинезотерапии при ДЦП

1. Лечение положением имеет большое значение для формирования нормальной схемы тела и стереотипа движений. С этой целью используют: укладки, фиксации, позы.

Сохранение в течение определенного времени позы позволяет: нормализовать обратную связь и ее воздействие на центральные механизмы; предупредить или корригировать порочное положение; снять гипертонус; выключить действие патологических синергий и содружественных движений.

Виды укладок:

а) “облегчающие” - это такие положения, которые обеспечивают сближение точек прикрепления мышц для их релаксации и торможения гиперкинезов (например, лежа на более пораженном боку с круглой спиной со слегка согнутыми ногами; лежа на спине с согнутыми ногами и приподнятой головой);

б) укладки в среднем положении используются для постепенного растяжения мышц (лежа на спине с прямыми ногами или лежа на животе с прямыми ногами);

в) укладки корригирующие - для исправления порочных поз, торможения гиперкинезов, лечения контрактур (лежа на животе, ноги разведены, руки - “крылышки”; лежа на спине, под головой подушка, ноги разведены).

Фиксации осуществляются с помощью мешков с песком, эластичными бинтами к специальной стойке на стуле, гипсовыми лангетами, шинами, ремнями; с этой целью применяют также головодержатели, корсеты и другие фиксирующие приспособления.

Позы применяются для подавления тонических рефлексов.

Известна схема специальных поз, предназначенных для тяжелобольных детей раннего возраста. Её разработали английские физиотерапевты, супруги Карл и Берта Бобаты в 1967 году. Хорошие результаты данной методики позволили ей приобрести известность не только в Лондоне, но и во всем мире. Методика включает около 15 поз, начинают с исходной позы “эмбриона” и далее все последующие направлены на постепенное разгибание туловища.

2. Физические упражнения занимают ведущее место в лечебной гимнастике, т. к. их используют целенаправленно с индивидуальным подходом и дозировкой.

При детском церебральном параличе используют:

а) пассивные упражнения (выполняются плавно);

б) упражнения с помощью (при ограничении объема движения);

в) рефлекторные упражнения (воздействие на рефлексогенные зоны);

г) активные упражнения (формируют мышечное чувство, точность, координацию, равновесие, адаптивный двигательный стереотип):

д) упражнения на расслабление;

е) упражнения на растягивание;

ж) дыхательные упражнения;

з) силовые и скоростно-силовые упражнения (опора, приседание, отжимание);

и) корригирующие упражнения (формирование осанки, походки, борьба с синкинезиями и синергиями);

к) упражнения на координацию движений;

л) упражнения на равновесие (тренировка опороспособности).

  • Прикладные упражнения(ползанье, ходьба, бег, лазанье, метание).
  • Спортивные упражнения: катание на санках, лыжах, лошади, велосипеде, плавание и т. д.
  • Игровые упражнения (настольные игры, малоподвижные, подвижные, спортивные игры).
  • Имитационные упражнения (“паровозик”, “кошечка”, “бабочка”, “лягушка”).
  • Гидрокинезотерапия(упражнения в воде, в ванне, бассейне).
  • Занятия на тренажерах

Трудотерапия включает освоение бытовых навыков (одевание, уборка, самообслуживание и т. д.).

3. Массаж. Его целью является снижение рефлекторной возбудимости мышц с повышенным тонусом и укрепление ослабленных мышц. Используют различные виды массажа.

Классический массаж

Классический массаж, включающий четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию.

Сегментарно-рефлекторный - воздействие на паравертебральные сегменты спинного мозга, соответственно поражению конечностей.

Точечный: используется преимущественно тормозной метод.

Эффективность массажа заметно повышают бальнеофизиотерапевтические процедуры.

Кинезотерапия, массаж и лечение положением в реабилитации больных ДЦП подбираются в зависимости от периода болезни, возраста, формы и степени тяжести заболевания.

Следует отметить, что кинезотерапия - это поддерживающая терапия, которая проводится постоянно, без перерывов, которые делаются при медикаментозной, физио-, рефлексотерапии и т. д.

  • острый период сопутствующих заболеваний;
  • высокая температура тела (более 38°);
  • выраженная интоксикация;
  • тяжелое состояние ребенка.

Занятия с больными детьми надо проводить 2 раза в день по 30 минут. С маленькими детьми следует заниматься на кушетке, а с детьми начиная с 1,5-2 лет, - на матах.

Ведущим методом проведения лечебной гимнастики является индивидуальный, однако детей 3-4 лет с аналогичными двигательными дисфункциями можно объединить в группы.

Таким образом, в медицинской реабилитации детей с ДЦП главная роль принадлежит целенаправленной стимуляции активных движений ребенка, которые при многократном повторении оставляют в памяти более значительный след, чем пассивные движения и массаж. Занятия с больными детьми ДЦП должны строиться по принципу непрерывной тренировки в течение дня. Процесс занятий должен представлять “образ жизни ” ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.