Клинико-психологические характеристики детей с дцп

Выберите книгу со скидкой:


Книга: "Ускоряйся! Наука DevOps. Как создавать и масштабировать высокопроизводительные цифровые организации"

350 руб. 874.00 руб.


Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд

350 руб. 712.00 руб.


Python для сложных задач: наука о данных и машинное обучение

350 руб. 1578.00 руб.


Магия психотерапии: Как наука помогает изменить жизнь к лучшему

350 руб. 650.00 руб.


Наука раскрытия преступлений: Опыт израильского криминалиста

350 руб. 750.00 руб.


Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания + Покет-серия

350 руб. 290.00 руб.


Наука успеха: Как фокусироваться на важном и найти свой уникальный путь

350 руб. 650.00 руб.


Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную

350 руб. 860.00 руб.


Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме

350 руб. 790.00 руб.


Разоблаченная Изида. Т. 1. Наука

350 руб. 282.00 руб.


Наука в поисках Бога

350 руб. 750.00 руб.


Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы

350 руб. 750.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Мешавкина Ольга ЕвгеньевнаНаписать 3830 23.04.2017

Номер материала: ДБ-407653

  • Школьному психологу
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    23.04.2017 712
    23.04.2017 1078
    23.04.2017 1306
    23.04.2017 2152
    23.04.2017 2100
    23.04.2017 1215
    23.04.2017 1995

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.

По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходится 34-42 ребенка, страдающих церебральным параличом. За последнее десятилетие в России количество детей с детским церебральным параличом увеличилось.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом-хирургом В. Литтлем в 1861 году. Он доложил об этом на заседании английского Королевского медицинского общества, а затем опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при родах травмы головы развились параличи конечностей (Little, 1862).

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период новорожденности как одна из форм резидуальной нервно-психической патологии центральной нервной системы сложного генезиса. Мозговой органический дефект, составляющий основу ДЦП, возникает рано, в период незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств (К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, Л. О. Бадалян, Э. С. Калижнюк и др.). В полиморфной картине психических нарушений при ДЦП наблюдается не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций (Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Калижнюк, 1987; Ковалев, 1985 и др.).

Важным звеном в патогенезе психических нарушений у детей с церебральным параличом является недоразвитие или аномальное развитие фило- и онтогенетически наиболее молодых мозговых структур, формирующихся уже в постнатальный период. У ребенка с ДЦП прежде всего в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей с ДЦП.

Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять пренатальные, натальные и постнатальные вредные факторы, которые могут иметь отношение к происхождению ДЦП. На практике чаще всего встречаются комбинации вредных влияний, действующих на разных этапах развития. К вредным факторам, оказывающим негативное влияние на развитие мозга ребенка на разных этапах его онтогенеза, относятся инфекционные заболевания матери в период беременности, психические и физические травмы, механические травмы во время родов, асфиксии, черепно-мозговые травмы и пр.

В мировой литературе предложено более двадцати классификаций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патогенетических особенностях.

В отечественной клинической практике используется классификация К. А. Семеновой (1968), в которую включены собственные данные и элементы классификации Д. С. Футера (1967) и М. Б. Цукер (1947). В этой классификации выделяется пять основных форм ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая форма ДЦП, гиперкинетическая форма ДЦП, двойная гемиплегия и атоническиастатическая форма. На практике выделяется еще и смешанная форма ДЦП. Остановимся на кратком описании этих клинических форм ДЦП.

Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, известная под названием болезни, или синдрома, Литтля. При данной форме в значительной степени поражены ноги, однако ребенок может научиться частично обслуживать себя. Часто наблюдается задержка психического развития. 30—35% детей со спастической диплегиеи страдают умственной отсталостью в степени нерезко выраженной дебильности. У 70% наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии.

Гемипаретическая форма ДЦП в 80% случаев развивается у ребенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, инфекций и пр. поражаются формирующиеся пирамидные пути. При этой форме поражена одна сторона тела: левая — при правостороннем поражении мозга и правая — при поражении преимущественно левого полушария. При данной форме обычно тяжелее поражаются верхние конечности. У 25-30% детей с гемипаретической формой ДЦП наблюдается дебильность, у 40-50% — вторичная задержка умственного развития.

Гиперкинетическая форма ДЦП развивается у ребенка вследствие билирубиновой энцефалопатии, что является результатом гемолитической болезни новорожденных. В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный дефект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. В 10% случаев наблюдается тугоухость.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Кроме тяжелых двигательных нарушений (поражение нижних и верхних конечностей) при данной форме ДЦП, как правило, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта.

Атонически-астатическая форма встречается значительно реже других форм, характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, равновесия. Наблюдается недоразвитие речи и интеллекта.

Повреждение еще незрелых мозговых структур существенно влияет на последующее развитие познавательных процессов и личности детей с ДЦП. Известно, что погибшие нервные клетки не способны к восстановлению, но необычная функциональная пластичность нервной ткани ребенка способствует развитию компенсации дефекта. Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития. Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Особые трудности представляет прогностическая оценка психомоторного развития детей с ДЦП. Благоприятный прогноз наиболее вероятен при спастической диплегии и гемипаретической формах ДЦП. По данным К. А. Семеновой (1972) 70 % детей с гемипаретической формой ДЦП учится в массовых школах, и только 29,2% имеют сниженный интеллект. По нашим данным у 65% детей со спастической диплегией интеллект первично сохранен, и они способны к обучению по массовой программе, у 38% отмечается умственная отсталость в степени дебильности, и только у 7% детей наблюдаются глубокие нарушения интеллекта (Мамайчук 1992, 2000).

Серьезные проблемы в процессе социальной адаптации испытывают дети с гиперкинетической формой ДЦП. Несмотря на первично сохранный интеллект они не могут посещать массовые школы и в дальнейшем работать из-за тяжелого двигательного дефекта. Наиболее неблагоприятен социальный прогноз у детей с двойной гемиплегией и с атонически-астатической формой ДЦН из-за грубого недоразвития интеллекта.

Медицинская реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с церебральным параличом на различных этапах развития общества решалась по-разному. В конце XVIII и в начале XIX века в Европе появлялись не только дома призрения, но и лечебные учреждения для детей с двигательными нарушениями. Они возникли в столицах и крупных городах, например, в Лондоне, Копенгагене, Стокгольме, Мюнхене и пр. Приблизительно в тот же период такие учреждения стали появляться и на других континентах — в США, в Японии, Австралии.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболе­вание, которое возникает у ребенка в результате поражения голо­вного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (вну­триутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является наруше­ние двигательных функций, кроме этого, у детей с ДЦП имеют ме­сто нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых де­тей наблюдаются судорожные синдромы.

По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходит­ся 34-42 ребенка, страдающих церебральным параличом. За по­следнее десятилетие в России количество детей с детским цереб­ральным параличом увеличилось.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом-хирургом В. Литтлем в 1861 году. Он доложил об этом на заседании английского Королевского медицинского общества, а затем опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при родах травмы головы развились параличи ко­нечностей (Little, 1862).

Прошло много лет со дня выступления В. Литтля, и за этот период опубликовано много исследований по проблеме этого заболевания. В основном это были работы по вопросам невроло­гического, ортопедического, восстановительного лечения детей с ДЦП. Однако еще в работах начала века подчеркивалось сниже­ние интеллекта и недоразвитие речи у многих детей с ДЦП. На­пример, М. Я. Брейтман (1902) первым описал патолого-анатоми-ческую и клиническую картину ДЦП и отметил, что при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интел­лект и речь.

Начиная с шестидесятых годов прошлого века появилось мно­го работ, посвященных изучению познавательных процессов и ре­чи у детей с церебральным параличом (Kastein, Hendin, 1951; Bot-ta N., Botta P., 1958; Эйдинова и Правдина-Винарская, 1959; Henderson, 1961; Абрамович-Лехтман, 1962; 1965; Хейсерман, 1964; Oswin, 1967; Ипполитова, 1967; Данилова, 1969; 1977; Поп-

пандова, 1971; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мамайчук, 1976; Симонова, 1981; Saran, 1986; Калижнюк, 1987 и др.).

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, воз­никшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренаталь-ный период или период новорожденности как одна из форм рези-дуальной нервно-психической патологии центральной нервной системы сложного генезиса. Мозговой органический дефект, со­ставляющий основу ДЦП, возникает рано, в период незавершен­ного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру невро­логических и психических расстройств (К. А. Семенова, Е. М. Ма­стюкова, Л. О. Бадалян, Э. С. Калижнюк и др.). В полиморфной картине психических нарушений при ДЦП наблюдается не толь­ко замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психи­ческих функций (Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Калиж­нюк, 1987; Ковалев, 1985 и др.).

Важным звеном в патогенезе психических нарушений у детей с церебральным параличом является недоразвитие или аномаль­ное развитие фило- и онтогенетически наиболее молодых мозго­вых структур, формирующихся уже в постнатальный период. У ре­бенка с ДЦП прежде всего в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигатель­ная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, может быть одной из причин недо­развития познавательной деятельности и интеллекта у детей с ДЦП.

Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять пренатальные, натальные и постнатальные вредные факторы, кото­рые могут иметь отношение к происхождению ДЦП. На практике чаще всего встречаются комбинации вредных влияний, действую­щих на разных этапах развития. К вредным факторам, оказываю­щим негативное влияние на развитие мозга ребенка на разных эта­пах его онтогенеза, относятся инфекционные заболевания матери в период беременности, психические и физические травмы, меха­нические травмы во время родов, асфиксии, черепно-мозговые травмы и пр.

В мировой литературе предложено более двадцати классифи­каций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, харак­тере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической практике используется классифика­ция К. А. Семеновой (1968), в которую включены собственные дан­ные и элементы классификации Д. С. Футера (1967) и М. Б. Цукер (1947). В этой классификации выделяется пять основных форм ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая форма ДЦП, ги­перкинетическая форма ДЦП, двойная гемиплегия и атонически-астатическая форма. На практике выделяется еще и смешанная форма ДЦП. Остановимся на кратком описании этих клинических форм ДЦП.

Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся фор­ма ДЦП, известная под названием болезни, или 1 синдрома, Литтля. При данной форме в значительной степени поражены ноги, одна­ко ребенок может научиться частично обслуживать себя. Часто на­блюдается задержка психического развития. 30-35% детей со спа­стической диплегией страдают умственной отсталостью в степени нерезко выраженной дебильности. У 70% наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии.

Гемипаретическая форма ДЦП в 80% случаев развивается у ре­бенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, ин­фекций и пр. поражаются формирующиеся пирамидные пути. При этой форме поражена одна сторона тела: левая — при право­стороннем поражении мозга и правая — при поражении преиму­щественно левого полушария. При данной форме обычно тяжелее поражаются верхние конечности. У 25-30% детей с гемипаретиче­ской формой ДЦП наблюдается дебильность, у 40-50% — вторич­ная задержка умственного развития.

Гиперкинетическая форма ДЦП развивается у ребенка вслед­ствие билирубиновой энцефалопатии, что является результатом гемолитической болезни новорожденных. В неврологическом ста­тусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригид­ность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный де­фект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. В 10% случаев наблюдается тугоухость.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Кроме тя­желых двигательных нарушений (поражение нижних и верхних конечностей) при данной форме ДЦП, как правило, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта.

Атонически-астатическая форма встречается значительно ре­же других форм, характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, равновесия. Наблюдается недоразвитие речи и интеллекта.

Повреждение еще незрелых мозговых структур существенно влияет на последующее развитие познавательных процессов и лич­ности детей с ДЦП. Известно, что погибшие нервные клетки не способны к восстановлению, но необычная функциональная пла­стичность нервной ткани ребенка способствует развитию компен­сации дефекта. Поэтому своевременно начатая коррекционная ра­бота с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностно­го развития. Многолетний опыт отечественных и зарубежных спе­циалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, по­казал, что чем раньше начата медико-нсихолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее резуль­таты.

Особые трудности представляет прогностическая оценка пси­хомоторного развития детей с ДЦП. Благоприятный прогноз наи­более вероятен при спастической диплегии и гемипаретической формах ДЦП. По данным К. А. Семеновой (1972) 70 % детей с ге­мипаретической формой ДЦП учится в массовых школах, и толь­ко 29,2% имеют сниженный интеллект. По нашим данным у 65% детей со спастической диплегией интеллект первично сохранен, и они способны к обучению по массовой программе, у 38% отме­чается умственная отсталость в степени дебильности, и только у 7% детей наблюдаются глубокие нарушения интеллекта (Ма-майчук 1992, 2000).

Серьезные проблемы в процессе социальной адаптации испы­тывают дети с гиперкинетической формой ДЦП. Несмотря на пер­вично сохранный интеллект они не могут посещать массовые шко­лы и в дальнейшем работать из-за тяжелого двигательного дефекта. Наиболее неблагоприятен социальный прогноз у детей с двойной

гемиплегией и с атонически-астатической формой ДЦП из-за гру­бого недоразвития интеллекта.

Медицинская реабилитация и социально-педагогическая адап­тация детей с церебральным параличом на различных этапах раз­вития общества решалась по-разному. В конце XVIII и в начале XIX века в Европе появлялись не только дома призрения, но и ле­чебные учреждения для детей с двигательными нарушениями. Они возникли в столицах и крупных городах, например, в Лондоне, Ко­пенгагене, Стокгольме, Мюнхене и пр. Приблизительно в тот же период такие учреждения стали появляться и на других континен­тах — в США, в Японии, Австралии.

Основные вопросы темы:

1.Нарушения интеллектуальных функций при ДЦП

2.Особенности познавательного и речевого развития

3.Факторы, влияющие на формирование личности и поведения при ДЦП

Нарушения интеллектуальных функций у детей с ДЦП

Современный этап изучения этой проблемы характеризует­ся прогрессивной тенденцией к выявлению и анализу качествен­ных особенностей нарушений психических функций детей и под­ростков с детским церебральным параличом, с учетом которых организуются коррекционные медицинские и психолого-педагогические мероприятия.

Авторы выделяют два варианта интеллектуальной недоста­точности при ДЦП (В.В. Ковалев 1979; Е.М. Мастюкова 1976; ЕЛ. Кириченко 1978; Э.С. Калижнюк 1979).

1. Умственную отсталость, при которой на фоне тотального недоразвития интеллекта выявляются симптомы, свидетельст­вующие о недоразвитии лобных отделов мозга: отсутствие ини­циативы, недостаточность целенаправленности, грубое недораз­витие активного внимания и т.д.

2. Пограничные состояния интеллектуальной недостаточ­ности, характеризующиеся более легкими и в значительной сте­пени обратимыми нарушениями познавательной деятельности.

Эта последняя группа неоднородна как в отношении пато­генетических механизмов, лежащих в основе интеллектуальной недостаточности, так и в отношении проявлений интеллектуаль­ных нарушений и прогноза.

Е.И. Кириченко (1978) на основании общей классификации состояний пограничной интеллектуальной недостаточности детей и подростков (В.В. Ковалев, 1973) выделила две группы погра­ничной интеллектуальной недостаточности у детей с церебраль­ными параличами:

1) дизонтогенетические формы, обусловленные механизмами задержанного или дисгармонического развития;

2) энцефалопатические формы, в основе которых лежит ор­ганическое повреждение мозговых структур на ранних этапах
онтогенеза.

В группе детей с патологией, обусловленной механизмами задержанного развития, эволюционная динамика, связанная с процессами возрастного созревания, более выражена, вплоть до достижения нормального уровня развития. Интеллектуальная не­достаточность у детей во второй группе выражена больше, но интеллектуальные нарушения носят функционально-динамический, более или менее обратимый характер.

Особенности познавательного развития детей с ДЦП

Дети с церебральным параличами с потенциально сохран­ным интеллектом характеризуются сниженным в сравнении со здоровыми сверстниками запасом знаний и представлений. Ряд нарушений характерен для определенных форм ДЦП (Э.С. Калижнюк, 1979;И.Ю. Левченко,1991). У больных спастической диплегией наблюдается дисгармоническое развитие психики с нарушением пространственного гнозиса и праксиса и достаточно сохранным вербальным мышлением. При гемипаретической форме - оптико-пространственная аграфия, иногда нарушение счета и другие элементы синдрома Герстмана. При гиперкинетической форме в связи с дефектами слуха и речи нередко отмечается недостаточ­ность вербального мышления при сохранности конструктивного праксиса. Наиболее ярко прослеживается тесная связь в развитии познавательных процессов ребенка и его способностей осуществлять разнообразные движения, в том числе и движения пальцами рук.

В возрасте 6-7 лет ребенок учится совершать действия с различными предметами и инструментами, овладевая такими видами деятельности, как изобразительная, конструктивная и трудовая. Благодаря этому, с одной стороны, осуществляется совершенствование и развитие моторных навыков, с другой стороны, включение ребенка и его участие в перечисленных видах деятельности способствует формированию его высших психических функций.

Восприятие пространственных отношений служит основой для различения предметов по наиболее существенным признакам – форме, размеру, расположению в пространстве и т. д.

1. 10-15% с трудом передвигаются самостоятельно при помощи костылей и т.д.

2. 50-60% владеют навыками самообслуживания, но эти навыки недостаточно автоматизированы, затруднены тонкие дифференцированные движения рук

3. 25-40% имеют легкую степень поражения конечностей, однако многие движения они выполняют неправильно.

Удержание головы у здоровых детей наблюдается к трем месяцам, у детей с ДЦП – к 2-3 годам и позже, сидение – также к 2-3 годам, ползание и прямостояние – от трех и позже. Рассогласованность в работе зрительных, глазодвигательных и моторных систем приводит к нарушению процесса формирования механизмов активного устойчивого внимания. Захват предметов у здоровых детей наблюдается в 6 месяцев, у детей с ДЦП к году у 17%, к 2-м годам у 46,1%. При активизации ручных действий может ухудшаться речь.

При всех формах ДЦП ведущим является двигательный дефект – нарушение статики, локомоции и произвольных движений туловища и конечностей. Моторика рук – основа для выработки навыков самообслуживания, манипулятивной деятельности, конструирования, рисования, для формирования учебных навыков (чтения, письма). Способность к захвату предметов, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. У больных ДЦП при всех формах развитие движений рук нарушено, у 75% - 90% они дефектны, а у 30 – 45% резко ограничены в течение жизни.

Возможности функциональной активности рук различны в зависимости от выраженности двигательного дефекта. Даже при относительно сохранной моторике рук отмечаются дискинезии, затрудняющие тонкие движения пальцев, изолированные движения одной руки от другой, попеременные движения ладонями вверх, вниз, сжимание и разжимание пальцев и т.д.

В лечебно – педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти, пальцев – формирование опорной функции на открытые пальцы, осуществление произвольного захвата, пальцевой захват, дифференцированные движения пальцев рук. Важно максимальное расширение предметно- практической деятельности. Навыки, приобретенные во время занятий, нужно использовать в области самообслуживания (И.Ю. Левченко).

Особенности личности и поведения у детей с церебральным параличом

В литературе широко обсуждается вопрос о нарушениях поведения с ДЦП детей (О.А.Трифонов, Е.И.Кириченко, 1967; Э.С.Калижнюк, 1989; Е.М.Мастюкова 1997). Исследования показали, что нарушения поведения в этой группе больных встречаются в 10 раз чаще, чем в нормальной популяции.

На­рушения поведения бывают не у всех больных ДЦП. При этом у детей с сохранным интеллектом они реже, чем у умственно отсталых, и у спастиков реже, чем у больных с атетоидным гиперкинезом (гиперкинетическая форма ДЦП).

Авторы отмечают эмоциональную лабильность, раздражи­тельность, беспокойство больных детей, особенно ярко прояв­ляющееся в раннем возрасте. В более позднем возрасте у детей с церебральными параличами обнаруживается неспособность к управлению аффектами, а иногда и агрессивность. У них также наблюдается эгоцентризм, неспособность к планомерной систе­матической деятельности, повышенная возбудимость. Е.И.Кириченко (1971), Э.С.Калижнюк (1982) и др. подчеркивали социальную незрелость этих больных.

A.Strauss, L.Lechtinen (1947), а также H.Nielsen (1967, 1979) считают, что для больных ДЦП характерны все те нарушения поведения, которые отличают группу больных с органическим поражением мозга ("minimal brain damage").

В противоположность этой точке зрения F.Shonell (1956) и M.Oswin (1967) считают некоторые особенности поведения: ро­бость, склонность к страхам и др., свойственными именно боль­ным ДЦП, и связывают их с наличием двигательного дефекта.

Большинство авторов указывают на то, что с возрастом эмоциональная устойчивость и социальная незрелость выражены меньше, но по данным K.Dunsdon (1955) 27% больных ДЦП ос­таются эмоционально неустойчивыми и во взрослом возрасте.

В зарубежной и отечественной литературе высказывается мнение о наличии некоторой корреляции между характером нев­рологических расстройств (формой ДЦП), эмоциональными ха­рактерологическими особенностями больных. В частности, Э.С.Калижнюк (1983, 1989) указывает на то, что дети со спасти­ческими параличами склонны к страхам, робки, пассивны, с тру­дом устанавливают контакты с окружающими, плохо переносят шум, глубоко переживают дефект, а больные с гиперкинетиче­ской формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, имеют много друзей, меньше переживают дефект, в отличие от спастиков легко переходят к гневу и ярости.

Итак, в литературе отражены данные клиницистов, педаго­гов, психологов о нарушениях поведения у больных детским це­ребральным параличом. Эти данные, безусловно, должны учиты­ваться при организации коррекционно-педагогической работы с данным контингентом. Однако, для обеспечения полноценной социальной адаптации детей с этим тяжелым инвалидизирующим заболеванием необходимо учитывать особенности не только по­знавательной деятельности и поведения, но и личности. Совре­менный реабилитационный подход предусматривает обязатель­ную апелляцию к личности больного, учет личностных особенно­стей при составлении любой реабилитационной программы (М.М.Кабанов, В.Н.Мясищев, 1980-1982). Организация системы медицинских и социальных мероприятий, направленных на адап­тацию больного ДЦП в обществе, невозможна без учета таких факторов, как индивидуально-личностные особенности больного, его представление о болезни, механизмы психологической защи­ты, положение больного в семье, возможность получения той или иной профессии.

При заболевании детским церебральным параличом только благоприятные соци­альные условия могут дать удовлетворительную социальную адаптацию. W.Cruickshank (1950), L.Levandovsky, K.PoIak (1975) выдвинули гипотезу, что чем заметнее дефект окружающим, тем сильнее затруднена социальная адаптация. При этом акцентиро­валось внимание на том, что существует связь между внешним обликом и принятием или отвержением обществом. L.Levandovsky, K.Polak (1975) особенно подчеркивали негатив­ное влияние деформаций лица, которые часто встречаются при детском церебральном параличе. что патологические особенности лич­ности у больных с двигательными нарушениями (в том числе у больных ДЦП) имеют в своей основе нарушения представления о своем теле ("body-image").

Ряд зарубежных авторов (Bender, 1944; L.Bender, K.Sielver, 1948; Centers, 1963; R.Widossky, 1965) придавали боль­шое значение нарушению представлений о своем теле ("body-image") в развитии психики больных с физическими недостатка­ми, в частности, становлению школьных навыков (чтения письма и счета). Некоторые авторы (J.Nachover, 1949; Centers, 1963) считали, что именно нарушения представления о своем те­ле лежит в основе нарушений формирования личности. В под­тверждение своего тезиса они широко использовали тест "нарисуй человека" - "DAP-test", который как составная часть входит в ряд современных нейропсихологических методик.

Предложена сле­дующая типология психогенного патологического формирования личности дефицитарного типа у детей и подростков, стра­дающих церебральным параличом:

- невротическое развитие (встречающееся наиболее час-
то) особенно при спастической диплегии);

псевдоаутистическое развитие (формируется в условиях
изоляции). Чаще можно говорить об акцентуирован­ных чертах характера, развивающихся под влиянием психогении (пролонгированной психотравмирующей ситуации). У подрост­ков с церебральными параличами трудно провести четкую грань между органической психопатией и психогенным патологиче­ским формированием личности, но существующие диагностиче­ские критерии - психогенный стержень в психопатологическом синдроме, этапы развития, отсутствие продолжительной дезадап­тации говорят в пользу патологического формирования личности (Э.С.Калижнюк, 1982).

Описаны также некоторые формы "психологической защи­ты" личности больных ДЦП, возникающие из-за переживания неполноценности, связанной с осознанием физического дефекта. Э.С.Калижнюк (1982) описывает компенсаторные фантазии за­мещающего характера детей с церебральными параличами, реже, по-видимому, наблюдается увеличение интеллектуальных инте­ресов. О.Л.Романова (1980, 1983) в своих работах показала еще один механизм психологической защиты больных ДЦП - форми­рование компенсаторной неадекватно завышенной самооценки, обуславливающей иллюзию внутреннего эмоционального ком­форта.

Двигательные и сенсорные нарушения с первых дней жиз­ни больного ребенка создают неблагоприятные условия его раз­вития. Вынужденное положение ребенка в кровати, ограничен­ность или невозможность произвольных движений, нарушения хватательной и манипулятивной функции рук, дефицит общения, госпитализм приводят к недостаточности и искажению процесса психического развития. В более старшем возрасте эти больные в силу имеющихся двигательных нарушений: невозможности или затруднения в ходьбе, ограничения манипулятивной функции рук, нередко лишены возможности играть, полноценно общаться со сверстниками.

Важное значение имеет и то, что больной детским цереб­ральным параличом с раннего детства нуждается в стационарном лечении. Следствием этого является эмоциональная депривация, выражающаяся в нарушении специфического общения ребенка с матерью из-за того, что ребенок длительное время находится без матери в медицинском учреждении. У детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом, описан дезадаптационный синдром, основу которого составляет синдром страха при посту­плении ребенка в больницу, при разлучении его с матерью (К.А. Семенова, Е.И. Мастюкова, М.Я. Смуглин, 1972).

Эмоциональная депривация может возникнуть и тогда, ко­гда ребенок не получает должного внимания и воспитания при отрицательной реакции матери на больного ребенка (В.В. Антонов, 1975).

В настоящее время как в зарубежной (I.V. Memichall, 1971), так и в отечественной (В.А. Вишневский, 1984; В.В. Ткачева, 1993) литературе представлены данные о том, что у матерей, имеющих детей с церебральными параличами, отмеча­ются тяжелые реактивные состояния и формируются специфиче­ские особенности личности, следствием которых может стать не­возможность ухода за больным ребенком или его эмоциональное отвержение (Б.А. Воскресенский, 1975; В.В. Ткачева, 1999)

При ДЦП резко нарушено развитие взаимосвязей между двигательными и сенсорными системами, между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений. Видимое прогрессирование двигательного дефекта при ДЦП часто связано не с наличием текущего патологического процесса, а с нарастанием декомпенсации в связи со все большим несоответствием между двигательными возможностями и требованиями, предъявляемыми к растущему организму (Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С.). С годами патологические компенсаторные стереотипы закрепляются, это приводит к усилению порочных поз, контрактур, деформации.

Таким образом, основные первичные симптомы при ДЦП связаны с нарушенным нейроонтогенезом двигательных структур мозга. Они включают позитивные, среди которых ведущее значение имеют позотонические рефлексы, и негативные, отражающие задержку созревания двигательных функций. Чем сильнее выражена позитивная симптоматика, тем более проявляются и негативные симптомы, то есть тем сильнее блокировано развитие произвольных движений.

Речевые нарушения при ДЦП.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.

Нарушение дыхания - из-за недостаточной центральной регуляции дыхания.

Нарушение голоса из-за изменений мышечного тонуса и ограничения подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.

Нарушения просодики – мелодико-интонационные расстройства.

Наличие насильственных движений – гиперкинезы и тремор кончика языка.

Анартрия – полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

Таким образом, при ДЦП резко нарушено развитие взаимосвязей между двигательными и сенсорными системами, между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений. Видимое прогрессирование двигательного дефекта при ДЦП часто связано не с наличием текущего патологического процесса, а с нарастанием декомпенсации в связи со все большим несоответствием между двигательными возможностями и требованиями, предъявляемыми к растущему организму (Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С.). С годами патологические компенсаторные стереотипы закрепляются, это приводит к усилению порочных поз, контрактур, деформации.

Основные первичные симптомы при ДЦП связаны с нарушенным нейроонтогенезом двигательных структур мозга. Они включают позитивные, среди которых ведущее значение имеют позотонические рефлексы, и негативные, отражающие задержку созревания двигательных функций. Чем сильнее выражена позитивная симптоматика, тем более проявляются и негативные симптомы, то есть тем сильнее блокировано развитие произвольных движений.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 815 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.