Когда заговорит ребенок с дцп

По официальным сведениям, в России живут около 87,5 тыс. детей до 17 лет с ДЦП, однако многие эксперты считают, что эти данные занижены, учитывая частотность появления детей с таким диагнозом (четыре — шесть случаев на 1 тыс. новорождённых). Это второе по распространённости неврологическое нарушение в детстве и одна из главных причин детской инвалидности.

На самом деле, ДЦП может возникать из-за внутриутробных нарушений, во время родов (например, из-за акушерских ошибок) или в первые несколько лет жизни малыша.

Неврологическое нарушение может также возникнуть, если младенец перенёс энцефалит или менингит.

За последние 20 лет детей с ДЦП в России стало в несколько раз больше. Это связано с несколькими факторами: при родах стали чаще применять стимуляторы, недоношенных детей начали лучше выхаживать, кроме того, приобрела большую популярность процедура ЭКО, что повышает вероятность многоплодной беременности, являющейся одним из факторов риска.

Болезнь одна, симптомы разные

Из-за неврологических патологий у ребёнка возникают все сопутствующие симптомы ДЦП, начиная от проблем с двигательной активностью и заканчивая интеллектуальным отставанием. Нередко ДЦП сопровождается эпилепсией. При этом один подвид болезни может проявляться по-разному у каждого ребёнка. Например, если ДЦП затронул артикуляционный аппарат и мышцы конечностей, то один ребёнок может всего лишь нечётко произносить слова и плохо манипулировать пальцами, а другой по той же самой причине — не уметь глотать и не двигать рукой. Мышцы также могут быть слишком напряжёнными (гипертонус) или чересчур ослабленными (парез).

ДЦП отличается от других параличей тем, что младенческие рефлексы, которые должны естественным образом уходить, уступая место новым, остаются или исчезают гораздо медленнее нормы.

По её словам, развитие каждого ребёнка может проходить немного быстрее или медленнее, чем развитие его сверстников. Поэтому родителям не стоит бить тревогу, если идёт отставание на пару недель.

Специалисты подчёркивают, что ни в коем случае нельзя пытаться искусственно ускорить процесс развития ребёнка, если его организм ещё не готов, например сажать или ставить на ноги раньше времени.

В то же время за границей родители детей с ДЦП максимально социализированы. Независимо от категории инвалидности дети с раннего возраста посещают детские сады и школы, где с ними занимаются в течение дня педагоги и реабилитологи. В России же родители вынуждены находиться 24 часа в сутки с ребёнком, не имея возможности не только выйти на работу, но и элементарно сделать передышку.

Перечень процедур и упражнений составляется для каждого пациента индивидуально, в зависимости от конкретных нарушений и их интенсивности. Но, как правило, для большинства программа реабилитации включает физическую терапию (ЛФК, массаж), занятия с логопедом и, при необходимости, — одну из специфических методик. Если есть сопутствующие заболевания, например эпилепсия, то необходимо лечить и их.

Массаж и ЛФК преследуют несколько целей: помочь ребёнку осознать границы тела, получить больше контроля над мышцами и начать ими правильно пользоваться.

Перенапряжённые мышцы надо растянуть и расслабить, чтобы снять спазмы или судороги, а недостаточно задействованные — напротив, укрепить. Ребёнок через игру, упражнения с инструктором или на тренажёрах учится соблюдать равновесие, держать голову, сидеть, стоять и ходить.

Многие процедуры можно и нужно делать с ребёнком дома, родителей специально учат соответствующим упражнениям. Постоянная реабилитация дома, пусть и без использования дорогостоящего оборудования, более эффективна, чем интенсивные, но периодические курсы в клинике.

Возможность заниматься с ребёнком дома напрямую зависит от уровня благосостояния семьи. Кроме того, ребёнок взаимодействует с другим человеком совсем по-другому, чем с мамой или папой, поэтому у него может быть меньше мотивации заниматься с семьёй, а родители далеко не всегда могут настоять на том, чтобы тот выходил из зоны комфорта.

Некоторые занятия кажутся бесполезными на конкретном этапе развития ребёнка. Так, может возникнуть вопрос: зачем ходить к логопеду, если малыш даже звуки толком не произносит?

Но специалисты говорят, что занятия с логопедом улучшают дыхание, учат жевать и глотать, а это в любом случае сделает жизнь малыша и его родителей проще. К тому же таким образом развиваются высшие психические функции: память, внимание, мышление, а на этом фундаменте выстроить речь уже проще.

Поскольку многие виды терапии не требуют лицензирования в России, а информации о ДЦП на русском языке по-прежнему немного, в данной сфере хватает и методик с недоказанным эффектом, и откровенных шарлатанов.

Даже если ребёнок нормально пошёл и заговорил после реабилитации, физкультура для него остаётся пожизненной.

Постоянная реабилитация нужна и в случаях, которые кажутся безнадёжными. Во-первых, есть немало случаев, когда эффект проявлялся спустя несколько лет, а во-вторых, это упрощает уход за лежачим ребёнком: мышцы становятся эластичнее, его физически легче переворачивать и переносить.

Реабилитация за государственный счёт проходит по направлению врача в соответствующих отделениях при многопрофильных детских больницах и центрах. По данным на конец 2018 года, в РФ было развёрнуто 4608 реабилитационных коек для детей, в том числе с ДЦП, добавили в Минздраве.

У реабилитации в государственных и муниципальных клиниках есть одно преимущество — она проводится бесплатно.

Однако при этом ждать места в центре можно до полугода. Также нет гарантий, что в центре окажутся нужные специалисты. Кроме того, ребёнку могут потребоваться три-четыре курса реабилитации в год, в то время как государство обеспечивает один-два курса.

Многие родители жалуются на формальный подход в государственных учреждениях. Например, Ильяс из Самары попал в областную клинику вскоре после выписки из роддома. Младенец, поступивший с низким гемоглобином, в больнице подхватил инфекцию, у него произошла остановка дыхания, вызвавшая необратимые неврологические изменения.

В девять месяцев врачи предположили, что у Ильяса ДЦП, а в полтора года диагноз подтвердился официально. Начались бесконечные госпитализации.

Большинство родителей понимают, что пока до них дойдёт очередь в государственных реабилитационных центрах, драгоценное время будет упущено. Поэтому они решают обращаться сразу в коммерческие центры: для них это не блажь, а единственный шанс на здоровое будущее ребёнка.

Стоимость курса в таких центрах колеблется от 80 тыс. до 600 тыс. рублей, а учитывая, что вся реабилитация может занять не один год, средства у семьи рано или поздно заканчиваются.

Официальные аккаунты проекта ДДБМ:


Тамара Николаевна Тищенко - такая же "особенная мама", как и мы с вами. Много лет назад, когда ее сын потерял слух в результате осложнения после перенесенного гриппа, она нашла в себе силы стать для него не только мамой, но и главным врачом и педагогом. Она смогла сохранить и развить его речь, несмотря на то, что мир звуков для мальчика навсегда потерян. Теперь Тамара Николаевна, получив дополнительное образование дефектолога–сурдопедагога, успешно обучает "особенных деток" с различными диагнозами (ДЦП, синдром Дауна, аутизм и т.п.), а также объясняет их родителям, как заниматься с ребенком и развивать его понимание и речь.

Любой малыш ОБУЧАЕМ!

Мамины уроки

После завтрака можно посвятить несколько минут занятиям. Мама удобно устраивается перед зеркалом (лучше большое зеркало до пола), малыша сажает к себе на колени, чтобы он мог видеть свое и мамино отражение. Для начала следует провести легкий массаж его лица и шеи, позже вы можете попытаться массировать ротовую полость ребенка, но делать это нужно очень осторожно, особенно если у него бывают эпилептические припадки.

Далее разомните ладошки, а потом сделайте легкую гимнастику для пальчиков, которая развивает также и мелкую моторику. По очереди прижимаем к подушечке большого пальчика другие пальчики (как при пинцетном захвате) и читаем ритмичные стишки:

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим (указательный) пальцем в лес ходил,

С этим (средний) пальцем суп варил,

С этим (безымянный) пальцем кашку ел,

С этим (мизинчик) пальцем песни пел.

И так с каждой ладошкой. Потом разминаем каждый пальчик и приговариваем:

- Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, а этот пальчик - я (имя ребенка).

Попадаем в ритм

Любой ребенок любит ритмичные звучные стихотворения, и этим надо пользоваться. Занятия фонетической ритмикой могут превратиться для вас в сплошное удовольствие. Продолжая сидеть в той же позе, читайте любой детский стишок, который вам нравится, например "Аты–Баты" (я читала и "Муху–Цокотуху", любое произведение Агнии Барто - они все достаточно ритмичны), при этом нужно хлопать ладошками по коленкам ребенка или же по всему телу.

Соединение звука и движения

Как показать вашему малышу все разнообразие фонетических звуков? Легко и просто - можно использовать алфавит. Чтобы он легче воспринимал и запоминал звуки, соединяйте их с различными движениями. Согласные звуки произносите в сочетании с гласными (ба, ра, да и т.д.), а гласные нараспев (а–а–а, о–о–о). Каждый звук нужно сопровождать каким–либо ритмичным движением рук. Вы можете прочитать об этом в книге Тамары Николаевны или же придумать эти движения сами. Главное - не путать, чтобы у ребенка сложились четкие представления о каждом звуке, связанном с определенным движением.

Также вы можете показывать и даже давать потрогать ваш язык, когда он занимает какое–либо положение для произнесения звука, прикладывайте ладони ребенка к своему горлу и произносите звуки, чтобы он чувствовал вибрацию ваших голосовых связок.

Мама - лучший педагог

Часто родители тратят массу времени на лечение "особенных деток", но при этом совершенно не уделяя его обучению малышей. Занятия, которые были описаны ранее, проводить нетрудно. Нужно выделить время в ваших повседневных делах и проводить эти минуты с маленьким учеником.

Кроме того что уже было рассказано, также вы можете ввести в занятия различные стишки, которые побуждают к совершению действий. Например, "Мишка косолапый" Агнии Барто: читая стихотворение, можно повторять движения за мишкой.

Есть и другие стишки, которые привлекут внимание ребенка:

Мы ногами ТОП–ТОП,

А руками ХЛОП–ХЛОП,

Постучали В ГРУДЬ, В ГРУДЬ.

Мы конфетку НЯМ–НЯМ

И погладим по бокам,

А потом животики.

А на улице мороз

Заморозил деткам НОС,

ЩЕЧКИ словно плюшки (можно указательными пальчиками трогать носик, ушки и щечки).

Эти веселые стишки можно повторять по нескольку раз в день. Память малыша будет развиваться, так как слова, связанные с действиями и образами, запоминаются гораздо легче!

Учить нужно все одновременно

Чтобы научить ребенка произносить слова, нужно четко связать между собой слова со звуками, которые мы произносим, с теми предметами или образами, которые они обозначают, и с написанием этих слов. Например: после логоритмики (соединение звука, движения и ритма) вы показываете ребенку большие буквы, обозначающие звук, повторяете несколько раз, предлагаете на выбор малышу. Называете звук - а он пусть покажет на букву, соответствующую этому звуку. Далее вы показываете слово, начинающееся с этого звука ("К" - корова), а затем картинку с изображением предмета или образа (изображение коровы), также можно добавить и сам предмет (можно игрушечный - пластмассовую корову).

Первые музыкальные клипы

Вашему ребенку будет интересно заучивать звуки и слова с помощью веселых музыкальных клипов с субтитрами. Включив клипы на компьютере или DVD, можно дать малышу немного самостоятельности, пусть он смотрит и напевает сам.

Клипы с субтитрами можно бесплатно скачать по ссылке:


Передача в очередной раз подняла очень серьезные вопросы о проблемах семей, в которых воспитываются дети, с рождения проявлявшие признаки отклонения от норм развития. Не так важно, что стало причиной тяжелой болезни: врожденная патология или редкая генетическая аномалия, тяжелая травма в родах или инфекционное заболевание. Родители должны сделать выбор и всю жизнь нести ответственность за свое решение. Оставить ли ребенка, который заведомо будет отставать от своих сверстников в развитии, и, быть может, даже никогда не улыбнется в ответ? Это решение должна принять семья – врач здесь не поможет.

Не дело врача – решать человеческие судьбы, его дело дать как можно более полную информацию о состоянии ребенка. Самое главное, определить прогноз – насколько возможно точно – каковы, хотя бы, примерные перспективы у малыша – позволят ли его особенности ему в будущем научиться узнавать родителей, а значит любить. Сможет ли он ходить и говорить. Именно от прогноза зависит решение родителей – оставить ребенка в семье или передать на попечение государству. Это очень трудный выбор. Врач должен дать родителям как можно более точный прогноз и с сочувствием принять любое решение. Ибо при любом раскладе жизнь семьи может превратиться в ад.

Эти двое мужчин двое мужчин держались обособленно и не общались с веселой тусовкой экспертов, пивших чай в ожидании эфира. Их лица показались мне очень знакомыми – это были известный российский певец и актер Данко и телеведущий Сергей Белоголовцев.

Серге́й Генна́дьевич Белоголо́вцев — российский телеведущий, актёр, юморист, телережиссёр, шоумен, радиоведущий откровенно поделился трудностями воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Его сын Евгений – один из двойни – вскоре после рождения перенес тяжелую операцию на сердце, и после полугода у него был установлен диагноз ДЦП. Жизнь семьи, в которой воспитывается такой малыш, Сергей сравнил с ежедневной каторгой. И действительно, огромна цена, которую приходится заплатить, чтобы адаптировать к полноценной жизни ребенка, который до 6-ти лет не мог даже ходить, и помочь ему достичь успеха. Сейчас Евгений живет полноценной жизнью и работает ведущим программ на центральном телевидении.


Другой мужчина… Александр Фадеев — Данко. Говорящий псевдоним – Данко готов вырвать из своей груди сердце, чтобы осветить путь другим. Он рассказал о том, как после рождения дочери с тяжелыми повреждениями мозга, семья приняла решение не отдавать малышку в дом малютки, а воспитывать самим. Прогноз врачей с самого начала звучал неутешительно – девочка не только не сможет узнавать родителей, но даже самостоятельно глотать. Несмотря на страшный прогноз, ребенок остался в семье. Данко рассказывал о титанических усилиях, приложенных к реабилитации ребенка — несколько месяцев почти без сна, жизнь в постоянном напряжении, новейшие реабилитационные разработки, в том числе и космические. Родители приложили огромные усилия и вложили значительные материальные средства, что дало свои результаты. Спустя два года Агата смогла даже самостоятельно держать бутылочку в руках.

Этот путь длиною в жизнь… Дай бог сил и средств!

Что же это за болезнь, которая определяет и ограничивает не только жизнь маленького человека, но и всего его окружения – мать, отца, сестер, братьев, близких и друзей семьи. Что же такое ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это не отдельное заболевание, а комплекс проявлений (синдром), который возникает при гибели клеток головного мозга вследствие кислородного голодания и других причин. Среди них родовые травмы, врожденные аномалии развития головного мозга, хронические инфекционные заболевания матери или инфекция в перинатальном периоде, токсическое влияние на плод, ядерная желтуха, возникающая при высоком уровне билирубина у новорожденного, имеет значение эндокринная патология. Особое место среди причин развития ДЦП занимает недоношенность.

Сколь многообразны причины, ведущие к поражению головного мозга, столь многообразны и клинические проявления. Детский церебральный паралич проявляется в нарушении мышечного тонуса ребенка, двигательных функций и функций удержания равновесия, расстройствами со стороны органов зрения, слуха, а также нарушениями речи и снижением эмоционального интеллекта. У многих детей развиваются судороги.

Клинические проявления детского церебрального паралича зависят от локализации и степени повреждения головного мозга. Они могут быть от самых незначительных, до крайне тяжелых.

  1. Спастическая диплегия– эта форма встречается достаточно часто, примерно в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный спастический паралич рук и ног.
  2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются оба большие полушария мозга. Это приводит к ригидности (сильному спазму) мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  3. Гемипаретическаяформа, при которой поражается одно из полушарий мозга, приводит к развитию парезов и параличей конечностей на противоположной стороне тела.
  4. Гиперкинетическаяформа проявляется непроизвольными движениями – гиперкинезами. При ней страдают подкорковые структуры головного мозга. Гиперкинезы часто сопровождают другие формы ДЦП.
  5. Атонически-астатическая формаявляется следствием поражения мозжечка. При этом наблюдается атония мышц и нарушение баланса и координации движений.

Классификация описывает клинические проявления поражений головного мозга, но не учитывают причины повреждения. И, как правило, все силы врачей направлены именно на лечение последствий. В то же время, знание причины намного улучшает прогноз. Так, к примеру, родовая травма мобилизует на борьбу с последствиями с первых минут и часов жизни ребенка.

Вместе с тем, у большинства детей ДЦП развивается не сразу. Симптомы поражения мозга нарастают постепенно и проявляются более отчетливо к 5-7 месяцу жизни. Поэтому, очень многое зависит от квалифицированного наблюдения в первом полугодии жизни, когда микросимптомы на уровне интуиции позволяют опытному педиатру заподозрить неладное, проследить развитие в динамике, провести дополнительное обследование, выявить причину и направить все силы на то, чтобы остановить развитие заболевания и предотвратить настоящую трагедию. Во многих случаях, когда появляются первые признаки нарушения психомоторного развития, причина еще продолжает действовать – часто это внутриутробная или приобретенная инфекция. Справиться с этим можно только совместными усилиями педиатров и неврологов. И если усилия невролога работают в основном на устранение последствий, то усилия педиатра направлены на устранение причины, и тем самым останавливают прогрессирование болезни. Вот почему так важно квалифицированное наблюдение за ребенком в первом полугодии жизни, когда еще можно остановить повреждение мозга и не допустить развития детского церебрального паралича.

На что ориентируется педиатр? В первую очередь, врач собирает анамнез и составляет общее впечатление. Как протекала беременность, есть ли желтуха, какова поза младенца, видимые деформации головы, стигмы дисэмбриогенеза и множество других маленьких знаков.

Огромное значение имеет взаимодействие с малышом. Здоровый ребенок способен со второй недели жизни пусть на недлительный, но отчетливый глазной контакт. Он должен проявлять адекватные эмоции при осмотре: крик от прикосновения холодной трубочки, улыбка в ответ на улыбку, адекватная реакция на громкий звук. А затем идет сопоставление объективных показателей психо-моторного развития.


Одним из ранних признаков формирующегося ДЦП является нарушение мышечного тонуса. Мышцы у детей с повреждением головного мозга могут быть чрезмерно напряженными, или наоборот слишком расслабленными. В результате конечности принимают неестественное положение.

У здоровых новорожденных преобладает тонус мышц сгибателей конечностей, который обеспечивает характерную позу ребенка первых месяцев жизни. Это физиологический гипертонус, и он сохраняется примерно до 4-х месяцев, затем малыш постепенно расслабляется, конечности его постепенно распрямляются. Если гипертонус мышц сохраняется дольше четырех месяцев, или поза ассиметрична, то это может быть ранним признаком поражения ЦНС.

РЕФЛЕКСЫ

Несмотря на очевидную беспомощность, новорожденный ребенок обладает целым арсеналом средств, помогающих ему выжить. Кроме основных рефлексов, таких как дыхательный, сосательный и глотательный, у новорожденного ребенка имеются некоторые автоматизмы, которые позволяют ему искать и получать пищу. К примеру, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, – при надавливании на ладошки ребенок новорожденный открывает рот, или поисковый – при касании щеки ребенок поворачивает голову в сторону прикосновения — ищет сосок. Рефлекс Моро – при резком звуке широко раскидывает руки – опасность! – и сводит их, как бы стараясь за что-нибудь схватится.

Для этого же служит хватательный рефлекс – ребенок захватывает пальцы, вложенные ему в ладошки так сильно, что некоторых можно приподнять – рефлекс Робинсона. В доисторические времена этот рефлекс позволял человекообразному детенышу крепко схватиться за шерсть матери и ускакать вместе со стадом – спастись от опасности.

Эти рефлексы постепенно угасают в течение второго-третьего-четвертого месяца жизни. Параллельно формируются так называемые, установочные или выпрямляющие рефлексы, которые обеспечивают равновесие. Благодаря слаженной работе мышц ребенок сначала учится удерживать головку, затем сидеть, затем ползать, затем стоять и ходить. Угасание одних рефлексов и формирование других имеет строгую последовательность, которую отслеживает наблюдающий врач. Нарушение этой последовательности – тревожный сигнал, который может говорить о повреждении головного мозга

И на этом этапе уже что-то кардинально изменить нельзя. Только уменьшить степень выраженности проявлений.

У недоношенных особенно часто страдает зрение. Это может быть патология сетчатки и/или зрительного нерва. Больше половины случаев косоглазия отмечается у детей, родившихся преждевременно. У многих развиваются речевые расстройства. Эти дети с первых дней жизни особенно нуждаются в квалифицированном наблюдении, так как причины, приведшие к преждевременным родам, могут впоследствии привести к развитию ДЦП.


ДЦП не поддается полному излечению, и методы специальной реабилитации позволяют лишь улучшить качество жизни детей с повреждением головного мозга. Лечение ДЦП направлено на восстановление функций, пострадавших в результате повреждения. Одними из самых доступных и эффективных методов являются массаж, лечебная гимнастика и физиотерапия. Большое значение имеет также медикаментозная терапия, улучшающая деятельность головного мозга. Эти методы не являются панацеей и применяются на протяжении всей жизни.

К повреждению клеток головного мозга вследствие кислородного голодания могут привести самые разные причины, и некоторые из них поддаются коррекции. Поэтому важно обратить внимание педиатра на минимальные проявления, если Вас что-то обеспокоило или насторожило в поведении ребенка. В течение первого года жизни можно добиться максимального эффекта. Иногда можно остановить развитие процесса. Мозг ребёнка пластичен и поддается реабилитации – важно не упустить время.

Наверняка каждому россиянину доводилось видеть людей, которые передвигаются с большим трудом: их тело странно подергивается, а ноги, словно не слушаясь, цепляются друг за друга. Как правило, причиной такой странной походки является болезнь — детский церебральный паралич (ДЦП).

Проблема ДЦП сегодня весьма актуальна для нашей страны. Как отмечают российские специалисты, в последние 15 лет у нас наблюдается тенденция к увеличению количества пациентов с этим недугом. Так, если в 1992 г. показатель заболеваемости был равен 0,17 случая на 1000 человек, то сегодня в разных регионах он составляет от 2,5 до 8 случаев. Надо сказать, большинство родителей, чьим детям поставлен диагноз "ДЦП", воспринимают это как катастрофу. Они начинают думать, что их ребенок никогда не сможет стать полноценным членом общества. Однако, как утверждают эксперты, при грамотном лечении детского церебрального паралича вполне возможно достигнуть значительного улучшения состояния ребенка.

Еще не родился, но уже заболел

Сначала определимся с тем, что такое детский церебральный паралич. Как рассказала нам заведующая детским психоневрологическим отделением клиники нервных болезней Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, кандидат медицинских наук Елизавета Роговина, в России под термином ДЦП подразумевают "группы непрогрессирующих двигательных расстройств. Эти расстройства возникают в результате недоразвития мозга и его повреждения на различных этапах онтогенеза (развития) и характеризуются неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения". (Двигательные нарушения могут сочетаться с изменениями психики, речи, слуха, зрения, судорожными припадками, нарушениями чувствительности.)

Иными словами, детский церебральный паралич — это заболевание, связанное с повреждением головного мозга (в основном тех его участков, которые контролируют мышечный тонус и движения). Оно формируется у ребенка нередко еще тогда, когда он находится в самом, казалось бы, надежном месте — материнской утробе. Кроме того, малыш может получить его во время родов, а также в течение первых трех месяцев.

Существует немало факторов риска развития ДЦП, основные из них можно условно разделить на три группы: дородовые, родовые и послеродовые.

Итак, в дородовый период мозг ребенка может пострадать, если будущая мать имеет хронические заболевания, такие, например, как ожирение, анемию, сахарный диабет. Также велика вероятность возникновения патологических процессов, если женщина в период беременности употребляет алкоголь, наркотики, принимает сильнодействующие лекарства, трудится на вредном производстве.

Кроме того, болезнь может быть обусловлена критическим в плане репродуктивности возрастом женщины (в группе риска — представительницы слабого пола младше 18 и старше 40 лет), внутриутробными инфекциями, несовместимостью матери и плода по группе крови.

В момент появления маленького человека на свет факторами риска заболевания являются трудные роды — преждевременные, затяжные либо, наоборот, слишком быстрые. А уже после рождения, в течение первых месяцев, детский церебральный паралич может возникнуть как следствие травм и тяжелых болезней, например менингита и сепсиса.

Стоит отметить, что специалисты, перечисляя причины ДЦП, нередко употребляют термин "полиэтиологичность". Это означает, что болезнь, как правило, обусловлена воздействием не одного, а нескольких факторов, при этом зачастую сложно определить, каких именно. Однако считается, что главенствующую роль играют те, что могут действовать в дородовый период.

Таким образом, чем благоприятнее фон внутриутробного развития, тем больше шансов, что ребенок родится здоровым, даже если его движение по родовым путям будет не вполне благополучным. Его организм сможет справиться с временными трудностями. В случае, когда мозг младенца пострадал уже в материнском чреве, тяжелые роды только усугубят его состояние. Тогда велика вероятность, что позже в его медицинской карте появится запись о том, что он болен детским церебральным параличом.

Как проявляется ДЦП

Как отмечают специалисты, до настоящего времени отсутствует общепринятая единая классификация детского церебрального паралича. В России принята классификация, предложенная доктором К.Семеновой.

Согласно ей, выделяются следующие формы этого заболевания:

  • Двойная (или спастическая) гемиплегия. При данной форме либо в одинаковой степени нарушены функции верхних и нижних конечностей, либо в основном поражены верхние.
  • Спастическая диплегия. В этом случае поражаются ноги. При попытке больного встать они перекрещиваются в виде ножниц, человек при этом стремится перенести тяжесть тела на носки.
  • Гиперкинетическая форма. Характеризуется наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, которые подразделяются на виды: хорей (быстрые, похожие на танцевальные), атетоз (медленные, червеобразные), хореатетоз (комбинация хорея и атетоза).
  • Атонически-астатическая форма. Ее отличают размашистые движения конечностей, при которых нарушается равновесие. При этом может наблюдаться тремор — дрожание рук.
  • Гемипаретическая форма. Отличается тяжелым нарушением основных функций одной верхней и одной нижней конечности с правой или левой стороны.

История вопроса

Детский церебральный паралич, как и многие другие сложные недуги, — болезнь с почтенным возрастом. Ее описание, как утверждают историки, встречается еще в трудах Гиппократа.

Основоположником глубокого изучения проблемы ДЦП принято считать британского хирурга-ортопеда XIX века Джона Литтля, определившего ряд факторов этого заболевания (поэтому в клинической практике до сих пор наряду с официальным названием иногда используют термин "болезнь Литтля").

Известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд в самом начале своей карьеры занимался вопросами детского церебрального паралича. Он описал целый ряд форм заболевания, выделил типы церебральных параличей, которые легли в основу всех последующих классификаций.

ДЦП можно пресечь в самом начале

Необходимо заметить, что младенцу с явными признаками поражения центральной нервной системы (некоторыми отклонениями, заторможенностью в развитии) диагноз "ДЦП" не ставят в течение года после рождения. По словам Елизаветы Роговиной, в таких случаях состояние ребенка рассматривается в рамках перинатальной энцефалопатии — внутриутробного поражения нервной системы. При условии, что на раннем этапе будет назначено адекватное лечение и родители малыша станут выполнять все предписания врачей, после нескольких месяцев возможно значительное улучшение состояния, в ряде случаев — нормализация работы двигательной системы. Естественно, после этого диагноз "ДЦП" становится неактуальным, поскольку это заболевание характеризуется в первую очередь нарушениями движения.

Как утверждают эксперты, такой прогресс реален, поскольку поражение мозга носит не прогрессирующий характер. К тому же мозг ребенка обладает большими резервами и способностью к адаптации, и не исключено, что его другие, непострадавшие участки возьмут на себя функции поврежденных. Если же по истечении года у малыша остается стойкий, осложненный судорогами двигательный дефект и другие нарушения (при том, что он проходил полный курс лечения), тогда специалисты констатируют факт ДЦП.

Родителям важно знать, что перинатальная энцефалопатия не проходит сама. Так что если при наличии отклонений никаких реабилитационных мероприятий не проводилось, то вероятность формирования паралича может быть равна почти 100 процентам. До достижения ребенком трех лет врачи обычно определяют форму заболевания.

Клинические проявления ДЦП могут быть и очень незначительными, и весьма выраженными (это зависит от масштабов повреждения мозга).

В первую очередь у больных наблюдается патологический мышечный тонус: мышцы могут быть либо очень тугими (спастичными), либо чрезмерно расслабленными (гипотоническими). Из-за повышения мышечного тонуса конечности могут находиться в непривычном, неудобном положении. Так, напряженность мышц ног может привести к их перекрещиванию, при котором они станут похожими на ножницы.

Естественно, патологический тонус отражается на характере движения человека. У больных ДЦП движения обычно резкие, внезапные, могут быть неконтролируемыми или бесцельными.

Людям, страдающим этим заболеванием, как правило, сложно управлять также мышцами языка, губ, горла. Поэтому у них возникают проблемы с речью — она очень заторможенная, невнятная.

При ДЦП у ребенка с самого начала жизни могут наблюдаться частичная потеря слуха (может не откликаться на некоторые звуки), а также проблемы со зрением (три четверти больных детей имеют косоглазие, при этом страдают близорукостью), эпилептические припадки.

Некоторые дети, страдающие детским церебральным параличом, отстают от сверстников в умственном развитии. Это обусловлено не только локальным поражением мозга, но и нарушением формирования и взаимодействия двигательной, вестибулярной и других систем организма, а также зрения и слуха.

Профилактика и лечение ДЦП у детей

Детский церебральный паралич — действительно тяжелое заболевание, и поэтому каждая женщина, решившая стать матерью, обязана, по мнению специалистов, принять все меры для того, чтобы уберечь своего ребенка от этой беды.

В период беременности следует соблюдать все предписания врача, правильно питаться, позабыть обо всех вредных привычках. Если вынашивание ребенка проходило нелегко, с тяжелыми токсикозами, а роды были непростыми (преждевременными, затяжными и т.д.), то женщине следует особенно тщательно наблюдать за ребенком, выявляя, нет ли признаков формирования детского церебрального паралича. Есть ряд симптомов, которые являются веским поводом для обращения к врачу: слишком высокий или, напротив, чересчур низкий мышечный тонус, специфический перекрест ног, чрезмерная (в виде резких вздрагиваний и хаотичных движений) реакция на световые и звуковые раздражители, неустойчивость эмоциональной сферы (частый плач, беспокойство), плохая восприимчивость посторонних людей.

Очень важно проконсультироваться с хорошим специалистом — детским неврологом. Если доктор в ответ на ваше беспокойство отреагировал лишь словами, что все это пройдет у ребенка с возрастом, то он, скорее всего, не тот, кто вам нужен. Стоит обратиться в специализированное медицинское учреждение, к высококвалифицированному добросовестному врачу. Он проведет необходимое обследование, по результатам которого назначит лечение, включающее в себя медикаментозную терапию, сеансы массажа и лечебной физкультуры. Не забывайте, что на первом году жизни ребенку не ставится неутешительный диагноз, поскольку указанные меры способны решить проблему отклонений.

Если же ваши труды не увенчались успехом и после 12-15 месяцев врачи говорят о том, что у вашего ребенка детский церебральный паралич, то и это не повод для отчаяния. Конечно, добиться значительного улучшения состояния непросто: нужно, чтобы ребенок постоянно был под наблюдением врачей, лечился по возможности в специализированных центрах, но все это, как правило, бывает не напрасно. Как заявляют многие специалисты, родители, которые не жалеют в борьбе за здоровье своего ребенка ни сил, ни времени, ни средств, способны добиться потрясающих результатов. В клинической практике нередки случаи, когда дети, которым скептики предрекали инвалидность, становились полноценными членами общества: получали образование, создавали семьи и рожали здоровых детей.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.