Кого выбрать для дцп

Часто диагноз ДЦП очень пугает родителей малыша. Это серьезное заболевание, которое связано с многими физическими и психическими изменениями. Во многих случаях интеллект ребенка сохранен или снижен незначительно. У детей наблюдаются различные особенности психического развития, которые нужно учитывать. Для того чтобы
нормализовать ситуацию, нужно выработать план воспитания и обучения.

Сегодня существует несколько вариантов: общеобразовательные школы, надомное обучение, специальные учебные заведения. Выбирать нужно, основываясь на возможностях ребенка. Существует несколько простых правил для родителей, которые помогут правильно воспитывать малыша. Главное – точно понять, что ребенок может, а в чем ограничен. Для правильного развития психики и интеллекта необходимо создать условия для общения с другими детьми и взрослыми. Так ребенка с ДЦП можно адаптировать для нормальной жизни, обучения и работы.

Что означает диагноз ДЦП

Проблема берет
свое начало еще в период внутриутробного развития, когда что-то идет не так при закладке мозга, нервной системы. Иногда это результат употребления матерью алкоголя и наркотиков, иногда — последствие инфекций. Или же никто не виноват – просто произошел сбой внутриутробного развития.

Заболевание само по себе не прогрессирует. Активнее всего затрагивается область движений, координации, речи. Часто ДЦП сопряжен с серьезными психическими и интеллектуальными изменениями. Снижение интеллекта может быть очень сильным, а может — минимальным. Часты случаи, когда тело не функционирует нормально, а мозг работает хорошо. Тогда с ребенком гораздо проще. Отклонения психического развития могут быть как напрямую связаны с диагнозом, так и косвенно. Речь идет о последствиях болезни, особого отношения к малышу и его самоощущения. Воспитание таких детей — дело непростое. Родителям понадобится много терпения и усилий, чтобы помочь, научить, развить малыша.

Можно выделить самые распространенные особенности
психического развития малышей, страдающих от разных форм ДЦП.

Развитие психики и личности начинается позже, чем у здорового малыша. Дело в том, что болезнь затрагивает мышцы, делая их или слишком напряженными, или, наоборот, расслабленными. Развитие малыша связано с физическими усилиями. Нормальный интерес к познанию, изучению окружающего мира толкает его на то, чтобы быстрее научиться поднимать головку, садиться, вставать. Если же такой возможности нет, то ограничиваются его возможности для самостоятельного изучения мира.

Меньше поле обзора — меньше новой информации он получает об окружающем мире. Его пространство ограниченно кроваткой, комнатой. У многих малышей быстро начинаются болевые ощущения в суставах, мышцах. Снижается способность двигаться, а значит,
теряется еще одна возможность к обучению – тактильная. Нет новых впечатлений — не накапливается опыт. Дети выглядят отрешенными, подавленными.

Возможность ребенка видеть мир, трогать предметы, пробовать всегда связана с возможностями взрослых. Малышу нужно много внимания, общения. Родители и другие взрослые должны стимулировать у ребенка с ДЦП исследовательский интерес: показывать ему что-то новое, выносить из комнаты, возить на прогулки. В таком случае при сохраненном или частично сниженном интеллекте можно добиться хороших результатов.

Психологические особенности

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе.

У детей
с ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, нянечки, учителя – конечно, все они жалеют малыша, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка. Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен.

Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у малышей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти. Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, малыша вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития.

Существует несколько правил, которые помогут родителям.

Родители
чаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае. Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания.

Особенности поведения зависит от перемен настроения. Практически в каждом случае такой диагноз приводит к личностным изменениям. Дети требуют внимания, не могут выносить отказов, становятся неуправляемыми. Это частый исход неправильного воспитания. Да, малыш болен, у вас куча проблем и трудностей с ним. Но, как и любого другого малыша и подростка, его нужно воспитывать. Обратите особое внимание на следующие аспекты:

  • волевое развитие;
  • эмпатия;
  • учите малыша терпению;
  • обращайте его внимание на то, что не только ему одному может быть плохо, больного, грустно;
  • его положение не является темой для манипуляций.

Это бывает очень трудно, но родителям нужно выработать жесткую тактику. Особенно если у ребенка есть возможность пойти в садик, спецшколу или интернат. Там будет много других детей, которые не будут уступать ему и потакать его желаниям.

Особенности психического развития малышей, страдающих от ДЦП, таковы, что им необходимо учиться. Нужно точно представлять себе интеллектуальные возможности ребенка перед тем, как планировать занятия. Если интеллект сохранен или снижен незначительно, ребенка обязательно нужно учить.
К сожалению, многие родители детей с ДЦП неправильно оценивают их состояние или просто не имеют возможности обучать их. Ставя крест на ребенке, они лишь усугубляют его психологическое состояние.

А ведь он может учиться, получить образование и работать. Конечно, речь идет о детях с нормальным или почти нормальным психическим и умственным развитием. Для детишек со сниженным интеллектом тоже проводятся занятия. Они подразумевают обучение бытовым навыкам, основам личной гигиены, уходу за собой. Обучение в любой форме станет залогом позитивного психического развития.

Обучение в обычной школе возможно, но это всегда проблема. До школы нужно добираться, а если малыш не может сам ходить, нужен всегда рядом взрослый. Сверстники, к сожалению, могут быть жестоки. Хотя в легких случаях проявления болезни можно посещать школу практически без проблем. Существует разные варианты образования:

  • надомное
    образование
    (на дом приходят учителя);
  • домашнее обучение (занятия с родителями, а затем контроль в школе);
  • специальные учебные заведения для детей с ограниченными возможностями;
  • школа по типу интерната (здесь дети находятся 24 часа, 5-7 дней в неделю).

Обучение, общение, логическое мышление способствуют психическому развитию детей. Без этих составляющих психика начинает деградировать. Учеба в школе или занятия дома — это всегда ответственность, необходимость самоорганизации. Такие стимулы благотворно влияют на личностное развитие.

Заниматься дома, с одной стороны, очень удобно. Родители и учителя могут спланировать учебное время так, чтобы всем было удобно. Не нужно никуда идти
или ехать, а когда нужно, делается перерыв. С точки зрения психологического комфорта это хороший вариант, особенно для детей, у которых ДЦП проявляется в виде частых судорог, болей. С другой стороны, у домашнего образования много минусов.

  1. Общение только со взрослыми не дает необходимого стимула для развития. Ребенку, даже больному, нужны сверстники, детские игры, разговоры. В такой среде проще социализироваться. Со взрослым проще договориться, настоять на своем, чем в случае со сверстниками. В итоге меньше работает логика, не развиваются навыки социального общения.
  2. Снижение уровня ответственности. В школе жизнь любого ребенка
    подчинена определенному жесткому распорядку. Приходится преодолевать себя – так развивается воля. Дома же всегда можно делать перерывы, откладывать неинтересные занятия. Это только усугубляет ситуацию, если малыш капризный. Никакой ответственности дети не чувствуют, отвечая перед родителями или приходящими учителями. Тут родителям нужно проявлять твердость, если из-за диагноза нет возможности посещать обычную или специальную школу.

Выбирать, конечно же, нужно то, что лучше для конкретного ребенка в конкретный момент.

Существует два возможных варианта организации обучения в спецшколах.

  1. Школа для детей с ограниченными возможностями. Принимает детей с ДЦП и другими заболеваниями и отклонениями. Группы маленькие, тут в классе по 5-7 человек, практически все время с малышом занимается учитель, так что всем удается оказать поддержку и внимание. А дети в этом нуждаются. Кроме уроков, есть возможности для поддерживающей терапии.
  2. Интернат. Не всегда родители могут себе позволить уход за малышом: часто приходится работать, а оставить его не с кем. В этом случае подходит школа закрытого типа. Дети тут живут, учатся, проходят лечение. Для организации психического развития этот вариант хороший: тут ребенку приходится учиться быть самостоятельным, ответственным. Он находится среди других детей – социальная составляющая развивается хорошо. Проблема в том, что качество ухода и заботы в таких учреждениях не всегда на высоком уровне. Нужно внимательно выбирать интернат, читать отзывы, слушать советы. Иначе атмосфера может быть просто травмирующей для испуганного ребенка.

Обучение в школе — хороший стимул для психического развития. Здесь можно общаться, заводить друзей, играть вместе с другими. Дети начинают понимать разницу между общением с родителями, учителями и дружеским общением. Так будет проще адаптироваться к окружающему миру. Сегодня у детей с ограниченными возможностями появляются перспективы для получения профессии, работы. Для этого психическое развитие должно проходить без задержек.

Детский церебральный паралич — одна из тех болезней, которые в нашем обществе часто звучат как приговор. Так ли это на самом деле? Накануне Международного дня защиты прав инвалидов, который отмечается ежегодно 5 мая, sobor.by поговорил про это с Инной Алексеевной Максименко, врачом-неврологом Минского городского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями.

— Я работаю в психоневрологическом отделении, занимаюсь реабилитацией детей с задержками моторного (двигательного — прим.ред.) развития, с проблемами центральной нервной системы. Также работаю с детьми с детским церебральным параличом, в дальнейшем мы будем заниматься и детьми с редкой генетической патологией. Дети приходят к нам с разного возраста — от 3 месяцев и до 18 лет.

Пережить болезнь

— Как такой диагноз воспринимают родители детей и сами дети?

— Отношение родителей к болезни разное. Конечно, они очень переживают, ведь ребёнок — это самое дорогое, что у нас есть. Когда есть только задержка моторного развития, то всё может закончиться хорошо, и тогда родители счастливы. Но иногда болезнь усугубляется, и ребёнок не развивается так, как здоровый. До 2 лет мы не ставим конкретный диагноз, если ребёнок не очень тяжёлый. Но приходит время, когда надо выставлять конкретный диагноз. Всё зависит от того, что это за диагноз — детский церебральный паралич или какое-то генетическое заболевание, и в каком плане ребёнок больше отстаёт. И мы начинаем готовить родителей — разговаривать с ними, рассказывать им про их возможности, про нашу реабилитацию и про их дальнейшее развитие. Мы сами не решаем вопрос об инвалидности, но рекомендуем для этого, для решения так называемых экспертных проблем. Вопрос о том, дать ребёнку инвалидность или нет, решается комиссионно. Инвалидность тоже бывает как с пособием, так и без него.

В целом, инвалидность не уменьшает возможности детей в этом мире. Наоборот, мы сейчас стали более открыты, и наше общество привыкает к детям-инвалидам и людям с ограниченными возможностями. Если у них всё хорошо в психоречевом плане, эти дети обучаются в обычных школах. Есть дети, возможности которых несколько ограничены, но всё равно они приспосабливаются — посещают школу с тьюторами, ходят в интегрированные классы, есть интегрированные группы в детском саду. У них также есть возможность дальнейшего образования, создания семьи. То есть я считаю, что их возможности не ограничены.

Некоторые родители соглашаются на инвалидность, оформляют её и с удовольствием пользуются данными преимуществами, а некоторые категорически отказываются и не хотят этим пользоваться. Хотя, в моём понимании, это надо делать.

— Появляется ли при работе с такими болезнями вопрос про их духовный смысл, вопрос, за что это даётся?

— Часто появляется — и у родителей, и порой у меня самой. Хотя это совершенно неправильно, так нельзя говорить. Наверное, такой вопрос не должен появляться.

Мама умрёт, и я умру

— Влияет ли то, как родители и дети воспринимают болезнь и инвалидность, на их прогноз?

— Основное заболевание, которым мы занимаемся — это детский церебральный паралич. Отношение к данному заболеванию у каждого разное. Есть люди — и дети, и родители — которые с головой уходят в эту болезнь, у них развивается так называемая ипохондрия. Причём родители порой формируют в своих детях отношение, что ты — инвалид и тебе все обязаны, все родственники носят этого ребёнка на руках и его жалеют. Тогда страдают и все остальные члены семьи.

Когда в семье растёт ребенок-инвалид, это отражается на состоянии всей семьи, вся семья имеет психологические особенности. Мы всегда просим, чтобы родители не впадали в болезнь и не напоминали ребёнку, что он инвалид. Нужно наоборот постоянно говорить ребёнку, что он такой же, как все. Надо стимулировать его желание ходить, заниматься своим психоречевым развитием, образованием, чтобы он был полноценным членом нашего общества. И есть у меня примеры таких детей, которые меня саму удивляют своей жизненной силой, смелостью и духом. Есть дети, которым я говорила — как можно так себя жалеть? Мамы не станет, и что ты будешь делать? А ребёнок отвечает — мама умрёт, и я умру.

Была у нас девочка, которая может ходить сама, но с приспособлением, с канадскими палочками. Сейчас она уже выросла, она взрослая женщина, и она стремится ко всему — и учится, и общается, занимает активную жизненную позицию. В принципе, так и должно быть. Эти дети, да и не только дети, не должны страдать.

У меня есть и другие примеры. Есть дети, которые получили высшее образование. Некоторые дети рисуют, занимаются творчеством. У одной девочки очень серьёзно поражены руки, и она рисует, держа карандаш в зубах. Её картины довольно успешно выставляются. Недавно приходили несколько бывших пациентов, у которых уже родились свои детки. То есть их определённые физические ограничения не помешали им вести нормальную жизнь, завести семью, получить образование и растить своих детей. Ведь это заболевание, детский церебральный паралич, не передаётся по наследству.

Как меняется общество

— По вашим наблюдениям, как общество принимает таких детей?

— На сегодняшний день уже лучше. Я считаю, что наше общество в этом плане было довольно закрыто. Поэтому многие родители не оформляли детям инвалидность и старались скрывать, что растят в семье таких детей. Общество довольно агрессивно относилось к этим людям.

Сегодня я вижу, что они социализированы, они вживаются в наше общество и их принимают. Создаются рабочие места, создаётся открытая среда, делаются пандусы. Для детей с ограниченными возможностями становится доступной общественная жизнь, культурные мероприятия. Например, в Музыкальном театре я часто встречаю людей в коляске, видела их и в других театрах.

То есть люди их принимают, они и сами выходят и не стесняются своего состояния. Они являются полноценными гражданами, полноценными людьми. Очень важно, чтобы их любили и принимали такими, какие они есть, их родные. У меня есть очень хороший пример. Есть мальчик, который ещё проходит реабилитацию, но он уже подросток. У него есть и физические ограничения, и когнитивные нарушения. Но его настолько любят и хорошо принимают его родители, что он чувствует себя абсолютно счастливым. Приезжая сюда, он всегда рассказывает, как долго он ждал встречи с нами, уходит всегда с хорошим настроением. Когда мама любит своего ребёнка таким, какой он есть, она делает всё, чтобы помочь ему стать лучше и адаптироваться к этой среде, несмотря на то, что наши возможности тоже ведь ограничены. Такое восприятие своего несчастья помогает повысить его качество жизни.

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально? Пиши в наш Телеграм

Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.