Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом


Авторы: Икоева Г.А., Кивоенко О.И., Мошонкина Т.Р., Виссарионов С.В., Баиндурашвили А.Г., Герасименко Ю.П.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое инвалидизирующее заболевание, которое объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в пренатальном, интранатальном и раннем постнатальном периодах. Поражение мозга проявляется нарушением мышечного тонуса и координации движений, что проявляется неспособностью пациента сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [1]. Причиной этого являются не только спастические параличи и парезы, но и множественные контрактуры, приводящие к формированию деформаций костных сегментов конечностей, которые прогрессируют и в процессе роста и развития ребенка [7]. Попытки борьбы со спастичностью и контрактурами медикаментозными средствами не всегда приводят к достижению желаемого результата и успеха. Комплексное консервативное восстановительное лечение таких пациентов также является сложной и трудоемкой задачей и не всегда обеспечивает улучшение двигательных функций [5, 6]. В последнее время многочисленные исследования в этой области показывают, что только сочетание различных высокотех¬нологичных видов реабилитации пациентов с детским церебральным параличом, может принести к положительным результатам в ле-чение данной категории больных. Наиболее эффективным на сегодняшний день для таких пациентов является комплекс мероприятий, включающих ортопедическое, неврологиче-ское и нейрохирургическое лечение с после-дующим проведением функциональной вос-становительной терапии [3,4,6,8].
Комплексная нейрореабилитация боль¬ных с ДЦП на современном этапе включа¬ет в себя не только традиционные средства физического восстановительного лечения, но и активно использует роботизированные технологии и новые достижения в области нейрофизиологии.

Объектом исследования явились 26 пациентов в возрасте от 6 до 12 лет (средний возраст 8,6 ± 3,4) с детским церебральным параличом, спастической диплегией. Степень нарушения интеллектуального развития оценивалась как легкая или средняя, все дети были контактны и могли четко выполнять задания инструктора. Всем пациентам проводили хирургическое лечение, направленное на устранение спастичности мышц и контрактур нижних конечностей. После этого дети получали курсы реабилитации с целью улучшения двигательной активности. В зависимости от вариантов проводимой восстановительной терапии пациенты были разделены на 2 группы: основная и контрольная.

В контрольную группу были включены 15 детей, которые получили 15 процедур роботизированной ходьбы длительностью 40 минут без применения ЧЭССМ.

Для сравнительной оценки результатов, проведенного лечения, использовали следующие методы:

Оценка спастичности по шкале Ашворт и результаты оценки моторных функций нижних конечностей по шкале GMFM-88 у детей с ДЦП представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1
Основная группа пациентов (механотерапия в сочетании с ЧЭССМ)

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Змановская В.А., Кашуба Е.В., Левитина Е.В., Бунькова С.А.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

связанных с приемом пищи обследовано 31,3% детей, органических заболеваний желудочно-кишечного тракта не выявлено. Все больные с жалобами на боли в ногах осмотрены хирургом и ревматологом, патологии не выявлено.

Заключение. Особенностью синдрома беспокойных ног у детей является полиморфизм жалоб и симптомов при отсутствии органических заболеваний внутренних органов, что позволяет квалифицировать данное состояние как проявление вегетативной дисфункции, требующей коррекции с использованием ноотропных средств и препаратов, улучшающих мозговое кровообращение.

ПРЕВЕНТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ЭПИЛЕПСИЯ ПРИ ТУБЕРОЗНОМ СКЛЕРОЗЕ

Григорьева А.В., Дорофеева М.Ю., Горчханова З.К., Белоусова Е.Д.

ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

Эпилепсия при туберозном склерозе (ТС) отмечается у 90% пациентов и ее развитие в раннем детском возрасте приводит к формированию интеллектуальных нарушений. Несмотря на отсутствие четкого стандарта превентивной терапии судорожных пароксизмах при TC, многие клиницисты пишут и говорят о целесообразности профилактического лечения приступов.

Цель исследования: Определить эффективность превентивной терапии эпилепсии, ассоциированной с туберозным склерозом и оптимальный препарат для ее проведения.

Материалы и методы. В НИКИ педиатрии проведена превентивная терапия эпилепсии у 29 пациентов (12 девочек и 17 мальчиков) с ТС в возрасте от 1 месяца до 2-х лет. Поводом к постановке диагноза служили рабдомиомы сердца. У 21 ребенка рабдомиомы выявлены внутриутробно, у 8 сразу после рождения. Назначение противосудорожной терапии проводилось, как только обнаруживалась эпилептиформная активность на электроэнцефалограмме (ЭЭГ). С этой целью рекомендовалось проведение рутинной ЭЭГ каждый месяц. К моменту начала терапии у части пациентов выявлялись не только фокальные, но и мультифокальные изменения на ЭЭГ Наиболее часто эпилептиформная активность выявлялась в возрасте 3-5 месяцев. Превентивная терапия проводилась разными противосудорожными препаратами: вига-батрином (VGB), вальпроевой кислотой (VPA), ле-ветирацетамом (LTV) и карбамазепином (CBZ). Доза корректировалась в соответствии от повторно проведенных ЭЭГ и нежелательных эффектов.

Результаты и обсуждения: Превентивная терапия VPA, LTV и CBZ оказалась неэффективной — эпилепсия развилась у 7/11, у 1/2 и у 1/1 детей соответственно, все они в дальнейшем дали задержку пси-

хоречевого развития. Из 15 детей, профилактически получавших VGB, только у двоих развилась эпилепсия, по приступам была достигнута ремиссия и в последующем без задержки в психоречевом развитии.

Заключение. Несмотря на то, что вигабатрин в РФ не зарегистрирован, именно он должен применяться в профилактике развития эпилепсии при туберозном склерозе. Такой профилактический подход приведет к более благоприятным долгосрочным когнитивным, психиатрическим результатам и значительно улучает общее качество жизни.

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-8 ЛЕТ, РОДИВШИХСЯ НЕДОНОШЕННЫМИ С НИЗКОЙ И ЭКСТРЕМАЛЬНО НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Давыдова Л.А., Заваденко Н.Н.

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва

Введение. Среди факторов риска нарушений нервно-психического развития особое значение имеют недоношенность и низкая масса тела при рождении. Частота преждевременных родов растет почти во всех странах мира, но прогресс в неонатологии способствует увеличению выживаемости детей, родившихся глубоко недоношенными с очень низкой массой тела (ОНМТ) — 1000-1499 г и экстремально низкой массой тела (ЭНМТ) — 500-999 г.

Цель исследования — оценка показателей нервно-психического развития детей 5-8 лет, родившихся глубоко недоношенными с ЭНМТ и ОНМТ с помощью шкал Гриффитс.

Материалы и методы. Обследованы три группы детей 5-8 лет: 36 родившихся с ЭНМТ — группа I, 36 с ОНМТ — группа II, а также 30 их здоровых ровесников, родившихся в срок. Критериями исключения были наличие признаков задержки внутриутробного развития, генетической патологии, тяжелых повреждений ЦНС (внутрижелудочкового кровоизлияния IV степени, постгеморрагической гидроцефалии), сенсорной тугоухости ПЫУ степени, ретинопатии недоношенных V стадии.

Шкалы Гриффитс (GMDS-ER 2-8) для детей 2-8 лет определяют уровень развития по шести сферам: двигательная активность, социальная адаптация, речь, зрительно-моторная координация, способность к игре, практическое мышление ф. Luiz е! а1., 2006). Для характеристики каждой из этих сфер рассчитывался оценочный балл, затем определялся показатель общего уровня нервно-психического развития.

Результаты. Значения общих баллов оказались более низкими (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы и методы. Физиологический кост-индекс рассчитывался у 23 детей со спастическими формами ДЦП (GMFCS ЬП). Детей просили пройти по 24 метровой дорожке и регистрировали частоту сердечных сокращений (ЧСС) до и после ходьбы. Подсчет физиологического кост-индекса проводили по формуле Hw-Hr/S, где Hw — ЧСС после ходьбы, Нг — ЧСС до ходьбы, S — скорость ходьбы в метрах/ минуту. Нормальные показатели индекса энергозатрат 0,4-0,6. Уменьшение этого показателя предполагало увеличение эффективности ходьбы.

Результаты. У детей в группе исследования этот показатель колебался от 0,3 до 1,04. Только 9 (38%) детей имели исходный кост-индекс, не превышающий 0,6. У 14 (62%) детей выявлены повышенные показатели кост-индекса, что свидетельствовало о высоком расходе энергии во время самостоятельной ходьбы. Исходный средний кост-индекс в группе исследования составил 0,63±0,29. Через 2 недели

после инъекции БТА этот показатель увеличивался до 0,78±0,26, к 10-16 неделе снижался до 0,42±0,19 (р=0,006) и к 24 неделе достигал 0,53±0,24, что было ниже доинъекционного показателя (р=0,209). Спустя 24 недели после инъекции 49% детей имели нормальные показатели кост-индекса (по сравнению с 38% до инъекции). Снижение показателя кост-индекса у детей с ДЦП в период с 10 по 16 недели, а, следовательно, увеличение энергоэффективности ходьбы, совпадало с периодом появления новых навыков движения, когда действие препарата сводилось к минимуму и явления постинъекционной слабости мышц нивелировались.

Заключение. Проведение комплексной реабилитации с препаратами ботулинического нейротоксина типа А приводит к увеличению энергоэффективности ходьбы, что положительно сказывается на двигательной активности детей со спастическими формами ДЦП.

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ С НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Левитина Е.В., Змановская В.А., Рахманина О.А., Мокина А.В., Буторина М.Н., Селиванов О.К. ГАУЗ ТО Детский центр Надежда, ОКБ №1, ГБОУ ВО ТюмГМУ, Тюмень

Цель — проанализировать роль мультидисципли-нарного подхода в диагностике функциональных возможностей пациентов с нервно-мышечными заболеваниями (НМЗ) города Тюмени.

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2018; 63:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2018; 63:(4)

КГ ЭГ

После первичного тестирования дети с детским церебральным параличом, которые входили в контрольную группу продолжали заниматься тем же комплексом упражнений лечебной физической культуры, а дети, входившие в экспериментальную группу стали заниматься по специально подобранному комплексу лечебной физической культуры с применением игровых форм.

В конце педагогического исследования нами провелось повторное тестирование двигательных способностей детей с ДЦП, которое показало, что рост показателей произошел в обеих группах, но показатели экспериментальной группы превысили показатели контрольной. Это говорит о положительном характере изменений вследствие применения игровых форм ЛФК.

Таблица 2.

Результаты тестирования двигательных навыков детей с ДЦП в конце педагогического исследования

КГ ЭГ

Согласно результатам проведенного педагогического эксперимента можно сделать выводы по всем показателям тестирований (приседание, поднимание туловища, координация, ловкость, меткость). Результаты сравнительно улучшились в двух группах, но в экспериментальной группе они значительно выше, чем в контрольной, что явилось следствием целенаправленной работы на развитие двигательных навыков детей с ДЦП средствами игровых форм ЛФК.

ИзТаблицы 2 видно, что результаты всех тестов выросли на достоверно значимые величины(р.


Рис.2 Поднимание туловища

Согласно результатам теста №2 (поднимание туловища из положения лежа на спине), проведенного в конце эксперимента, средние показатели обеих групп, также увеличились (табл.2; рис.2) по сравнению с началом исследования. Следует отметить, что показатели экспериментальной группы оказались выше, чем у контрольной. В конце эксперимента у КГ средний показатель врос на 39% и составил (8,88), а у экспериментальной на 71%, и составил (10,5). Следовательно, можно сказать о положительном влиянии подобранного комплекса ЛФК на развитие двигательных навыков детей с ДЦП.


Рис. 3 Координация

Согласно результатам теста № 3 (координация), проведенного в конце эксперимента, средние показатели обеих групп, увеличились (табл.2; рис.3) по сравнению с началом исследования. Но показатели экспериментальной группы оказались выше, чем у контрольной. В конце эксперимента у КГ средний показатель врос на 26% и составил (8,08), а у экспериментальной на 72%, и составил (10,16). Следовательно, можно сказать о положительном влиянии подобранного комплекса ЛФК на развитие координации движений у детей с ДЦП.


Согласно результатам теста № 4 (ловкость), проведенного в конце эксперимента, средние показатели обеих групп достоверно увеличились (табл.2; рис.4) по сравнению с началом исследования. Но стоит отметить, что показатели экспериментальной группы увеличились больше, чем у контрольной. В конце эксперимента у КГ средний показатель врос на 29% и составил (5,5), а у экспериментальной на 39%, и составил (7,75). Следовательно, наблюдается положительное влияние занятий ЛФК с применением игр на детей с ДЦП.


Согласно результатам теста № 5 (меткость), проведенного в конце эксперимента, средние показатели обеих групп достоверно увеличились (табл.2; рис.5) по сравнению с началом исследования. Но стоит отметить, что показатели экспериментальной группы увеличились больше, чем у контрольной. В конце эксперимента у КГ средний показатель врос 22% и составил (6,25), а у экспериментальной на 64%, и составил (8). Следовательно, наблюдается положительное влияние занятий ЛФК с применением игр на детей с ДЦП.

По итогам всех вышеперечисленных данных, можно говорить о том, что прирост показателей произошел в обеих группах, но по отношению к контрольной группе, показатели экспериментальной оказались выше.

Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что использование игрового метода лечебной физической культуры оказывают благоприятное влияние на улучшение двигательных навыков детей с детским церебральным параличом, в частности таких, как выносливость, координация, ловкость, меткость.

Заключение

Игровые формы занятий - это эффективный способ увеличения как двигательной, так и эмоциональной сферы детей. Игры занимают важное место в исправлении двигательных нарушений детей с ДЦП и с помощью высоко эмоционального уровня помогают решать важные коррекционные задачи.

2. После подбора тестов для выявления двигательных навыков детей с ДЦП, было проведено первичное тестирование. После чего детей разделили на две группы, контрольную и экспериментальную. Тестировались выносливость, координация, ловкость и меткость. Средние результаты обоих групп до педагогического эксперимента практически не отличались.

3. В конце исследования проводилось повторное тестирование. Данные показали, что у обеих групп произошел рост результатов, но у экспериментальной группы они значительно выше, чем у контрольной.

Достоверное улучшение таких двигательных навыков как, выносливость, координация, ловкость, меткость, у детей экспериментальной группы свидетельствует о правильном использовании комплексов ЛФК с применением игровых форм на улучшение и развитие двигательных навыков детей с ДЦП.

Таким образом, можно сделать вывод, что специально подобранный комплекс упражнений лечебной физической культуры положительно влияет на развитие двигательных навыков детей с ДЦП 5-6 лет.

Список используемой литературы

1. Айкарди Ж. Заболевания нервной системы у детей. Под ред.М., Бином, 2013. Т. 1, с. 221–259.

2. Антонюк С.Д. Влияние направленной игротерапии на формирование сенсомоторного интеллекта у детей с проблемами в развитии / АнтонюкС.Д., ХватоваМ.В., МакароваЛ.Н. // Адаптивная физическая культура. – 2004. - № 4. - С. 11-12.

3. Бадалян Л.О. Детская неврология: учеб. Пособие / БадалянЛ.О.– 4-е изд. – М.: МЕДпрессинформ, 2016. – 608 с.

4. БадалянЛ. О.Детские церебральные параличи: ДЦП, ЛФK, неврология/. БадалянЛ. О, ЖурбаЛ. Т, ТимонинаО. В. – М.: Книга по Требованию, 2013 – 325 с.

5. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Куренков А.Л., Клочкова О.А., Каримова Х.М., Мамедъяров А.М., Жердев К.В., Кузенкова Л.М., Бурсагова Б.И. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом: учеб. - Метод. Пособие/ Баранов А.А. [и др.]; Федеральное госбюджетное науч. учреждение Науч. центр здоровья детей. – М.: ПедиатрЪ, 2014 – 84 с.

6. Баранов А.А., Куренков А.Л Намазова-Баранова Л.С., Клочкова О.А., Каримова Х.М., Мамедъяров А.М., Жердев К.В., Кузенкова Л.М., Бурсагова Б.И. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом: учеб.-метод. пособие / Баранов А.А. [и др.].Федеральное госбюджетное науч. учреждение Науч. центр здоровья детей. – М.: ПедиатрЪ, 2014. – 84 с.

7. Бруйков / Алла Ивановна, Алексей Александрович // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 1. - С. 68-70. - Библиогр.: с. 70.

8. Батышева Т.Т. [и др.]. Роль физических факторов в реабилитации детей с церебральным параличом [[Текст]] / Татьяна Тимофеевна [и др.];//Детская и подростковая реабилитация. - 2014. - № 2 (23). - С. 5-14. - Библиогр.: с. 13.

9. Ганзина, Н.В. Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП / Ганзина Н.В, Губарева Т.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 2014. - Вып. 8. - С. 175-186.

10. Грецов, А. Г. Подвижные игры в психологических тренингах / А.Г. Грецов // Адаптивная физическая культура. – 2014. - № 1. - С. 32-33.

11. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. Для студ. высш. учеб, заведений. —— 2-е изд., стер. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 608 с.

12. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. Для студ. высш. Учеб.Заведений. — 2-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2013.—512с.

13. Дорофеева, И.Е. Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста / ДорофееваИ.Е. // Проблемы педагогики. 2015. - №1 (2) С. 47–49.

14. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. Справочник. – М.: Авторская академия, 2016. – 448 с.

15. Клочкова, Е. В. Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы / КлочковаЕ.В. - М.: Теревинф, 2014. - 288 c.

16. Клочкова О.А., Куренков А.Л., Намазова-Баранова Л.С., Мамедъяров А.М., Жердев К.В. Общее моторное развитие и формирование функции рук у пациентов со спастическими формами детского церебрального паралича на фоне ботулинотерапии и комплексной реабилитации// Вестник РАМН. 2013. – Т. 11. – С. 38-48.

17. Куренков А.Л, Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С. Клочкова О.А., Каримова Х.М., Мамедъяров А.М., Жердев К.В., Кузенкова Л.М., Бурсагова Б.И. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом: учеб. - Метод. Пособие / Баранов А.А. [и др.]. Федеральное госбюджетное науч. учреждение Науч. центр здоровья детей. – М.: ПедиатрЪ, 2014. – 84 с. 3.

18. Ладина О.А. Развитие мелкой моторики у младших школьников с ДЦП на уроках технологии [Текст] / О.А. Ладина // статья. – Москва, 2012 С. 10-12.

19. Лильин Е. Т. и др. Особый ребенок. Знайте и умейте. В помощь специалистам и родителям детей, страдающих ДЦП // Детская и подростковая реабилитация. – 2013 - № 1 – С. 3-49.

20. Малашина, Н. А. Использование игр и упражнений в развитии ручных умений дошкольников с детским церебральным параличом (спастическая диплегия) // Коррекц. педагогика. – 2007 - № 5 –С. 55-62.

21. Мамедова Л.В., Мингазова М.В. Психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015 – № 12-1. – С. 76-78; 28.

22. Наперстак, М.А. Методические подходы к диагностике и реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом / НаперстакМ.А.. - М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2012. - 46с.

23. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Медведев М. И. Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича. Методическое пособие. М., 2013. 76 с.

24. Немкова, С.А. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений // НемковаС.А.. М.: Союз педиатров России, 2012. - 60с.

25. Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Аргунова Г.В. Особенности регуляции

вертикальной устойчивости у детей и подростков с последствиями черепно-мозговой травмы. // Вопросы практической педиатрии. 2014, № 1 С.70-75.

26. Смирнова, А. В. (учитель-дефектолог; заведующий отделением раннего вмешательства; КГБУСО "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Журавлики", г. Барнаул Алтайского края). Мотивация собственной двигательной активности детей раннего возраста с церебральным параличом / Анастасия Викторовна; СмирноваА. В. // Логопед. - 2013. - № 4. - С. 53-61. - Библиогр.: с. 61

27. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе/ К.А.Семенова: М.:Медицина, 1976.-185с.

28. Трунов А. Лечение ДЦП [Текст]: революционный метод реабилитации Гленна Домана /, Москва: Амрита-Русь, 2015

29. Третьякова, Н. В. Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие / Н. В. Третьякова. Екатеринбург: Изд-во. Рос. Гос. проф. - пед. ун-та, 2013, 357 с.

30. Умнова В. В Детский церебральный паралич: эффективные способы борьбы с двигательными нарушениями / Под ред. СПб, 2013. 235 с.

31. Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. Под ред. КлочковойЕ.В.. // М.: Теревинф, 2015 – 336 с.

Приложения

иСостав контрольной и экспериментальной группы

ФИО ребенка Возраст Диагноз
1 Соколов Максим 6 лет Атаксическая форма
2 Трусов Семен 6 лет Дискинетическая форма
3 Максимов Ярослав 5 лет Атаксическая форма
4 Горюнова Мария 5 лет Дискинетическая форма
5 Баринов Антон 5 лет Атаксическая форма
6 Кацирко Дмитрий 6 лет Дискинетическая форма
7 Иванова Ксения 5 лет Дискинетическая форма
8 Галкина Елизавета 5 лет Дискинетическая форма

ФИО ребенка Возраст Диагноз
1 Говорухина Ксения 6 лет Атаксическая форма
2 Карпов Данил 6 лет Дискинетическая форма
3 Павлова Алена 5 лет Атаксическая форма
4 Пешков Илья 5 лет Дискинетическая форма
5 Васильев Павел 5 лет Атаксическая форма
6 Носова Виктория 6 лет Дискинетическая форма
7 Краснова Юлия 5 лет Дискинетическая форма
8 Щеглов Валерий 5 лет Дискинетическая форма

Подвижные игры для детей с ДЦП 5-6 лет

Дети садятся по кругу. Рядом с каждым ребенком лежит мягкий кубик.

Инструктор находится в центре круга и старается забрать кубик у одного из детей. Как только инструктор оказывается рядом с кубиком, ребенку необходимо взять игрушку в руки и поднять вверх. Если кто то из детей не успевает это схватить кубик, он временно выходит из игры.

Инвентарь: большая яркая корзина, резиновые мячи.

Дети находятся на расстоянии двух 1,5-2-х метров от корзины, в руках у каждого мяч. Необходимо бросить мяч так, чтобы он попал в корзину. У кого больше мячей попало в корзину, тот и выиграл.

Инвентарь: кубики разного цвета.

Инвентарь: резиновые мячи, кегли.

Кегли находятся на расстоянии 1,5-2х метров от детей. Ребенку одним броском необходимо сбить как можно больше кеглей.

Дети садятся на фитболы лицом друг к другу. По сигналу инструктора, играющие должны дотянуться и коснуться руками плеч партнера, при этом держать равновесие и не упасть.

Стулья стоят по кругу, на один меньше чем игроков. Под музыку дети начинают двигаться вокруг стульев, как только музыка заканчивается, каждый старается занять место на стуле. Тот, кто не успел сесть, на время выбывает из игры.

Дети садятся на стул или на пол. Инструктор встает перед ними, показывая разные упражнения и движения (например, круговые движения руками, или головой и т.д.) Перед началом игры, выбирается одно движение, которое дети не должны повторять, вместо него необходимо хлопать в ладоши. Ребенку, который ошибся, дается один штрафной балл. После пяти баллов, игрок выходит из игры, но может выполнять упражнения дальше.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 943 ;

ДЦП по степени двигательных нарушений делится на пять уровней. От этого будет зависеть реабилитационный прогноз.


Дети передвигаются самостоятельно без ограничений, но, как правило, имеют затруднения с более сложными двигательными навыками.

Дети передвигаются самостоятельно с ограничениями.

Предполагает передвижение с использованием дополнительных приспособлений (трости, ходунки и т. п.) по ровной поверхности.

Дети могут самостоятельно сидеть, но не могут ходить. По улице они передвигаются либо в кресле активного типа, либо пассивно транспортируются.

Возможно использование кресла с электроприводом для передвижения на большие расстояния.

V уровень нарушений двигательной функции – самый тяжелый: дети не способны передвигаться без посторонней помощи, редко – при использовании адаптированного кресла с электроприводом.

Примечательно, что у каждого ребенка с церебральным параличом уровень моторики по GMFCS не меняется, он один и тот же с двух лет в течение всей жизни. Его можно указывать в диагнозе вслед за указанием формы ДЦП. По этой причине уровень по GMFCS невозможно использовать для оценки динамики двигательного развития. Однако, с возрастом в пределах одного и то же уровня происходят естественные изменения.


До 2 лет: начало самостоятельной ходьбы.
2-4 года: самостоятельная ходьба без прыжков и бега.
4-6 лет: самостоятельная ходьба, подъем по лестнице, бег и прыжки.
6-12, 12-18 лет – самостоятельная ходьба с препятствиями, бег и прыжки, участие в спортивных мероприятиях.

До 2 лет: ребенок ползает на животе и четвереньках, ходит вдоль опоры.
2-4 года: ползает на четвереньках, ходит вдоль опоры, к 4 годам самостоятельно ходит.
4-6 лет: самостоятельно ходит на короткие расстояния, поднимается по лестнице с перилами, не умеет бегать и прыгать.
6-12, 12-18 – самостоятельно ходит на большие расстояния, но в привычной обстановке, на улице использует приспособления, бегает и прыгает плохо.

До 2 лет: ребенок переворачивается и ползает на животе.
2–4 года: ползает по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), ходит на короткие расстояния с ручными приспособлениями.
4–6 лет: может встать со стула без опоры, но ходит только с приспособлениями.
6–12, 12–18: ходит только с приспособлениями, может подниматься и спускаться по лестнице с перилами, по улице передвигается только на коляске.

До 2 лет: переворачивается, но не удерживает позу сидя.
2–4 года: сидит в приспособлениях, ползает по-пластунски.
4–6 лет: может сесть и встать с кресла с помощью взрослого, в лучшем случае может передвигаться на короткие расстояния с помощью приспособлений.
6–12, 12–18: по комнате может передвигаться перекатами или ползая на животе, а также в ходунках, поддерживающих тазовый корпус и туловище.

До 2 лет: нуждается в помощи взрослого, чтобы перевернуться.
2–4 года: некоторые дети достигают мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.
4–6, 6–12, 12–18 лет – некоторые дети достигают мобильности с использованием высокотехнологичного инвалидного кресла.

  • Вас пригласили на лечение
  • Оформление визы
  • Как добраться до больницы
  • Медицинское сопровождение
  • Деньги, мобильная связь, продукты питания
  • Часто задаваемые вопросы
  • Цены
  • Расходы на лечение в Китае
  • Погода у нас
  • Программное обечпечение для Китая
  • Особенности использования интернета в Китае
  • Лекарства для поездки в Китай
  • Лекарства для покупки в Китае
  • Где и как искать помощь
  • Список фондов
  • Статьи и публикации на различные темы, касающиеся диагностики и лечения детских неврологических заболеваний.




GMFCS - система классификации больших моторных функций при ДЦП

Уровень 1 – ходьба без ограничений
Уровень 2 – ходьба с ограничениями
Уровень 3 – ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения
Уровень 4 – самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения
Уровень 5 – перевозка в ручном инвалидном кресле

ВОЗРАСТ ДО 2-Х ЛЕТ

Уровень1: Младенцы могут самостоятельно садиться и вставать из положения сидя, сидя на полу, их руки свободны для манипуляций с предметами. Младенцы ползают, используя руки и колени, могут подтянуться, чтобы встать, сделать несколько шагов, держась за мебель. Младенцы в возрасте от 18 месяцев до 2 лет ходят самостоятельно, не нуждаясь в использовании вспомогательных устройств для передвижения.

Уровень 2: Младенцы удерживаются, сидя на полу, но могут нуждаться в использовании рук для балансировки. Младенцы ползают на животе или ползают с использованием рук и колен. Младенцы могут подтянуться, чтобы встать и шагать, держась за мебель.

Уровень 3: Младенцы удерживаются, сидя на полу, когда их нижняя часть спины поддерживается. Они переворачиваются и ползут на животе.

Уровень 4: Младенцы удерживают голову, но нуждаются в поддержке туловища в положении сидя на полу. Они могут переворачиваться на спину и на живот.

Уровень 5: Физические нарушения ограничивают произвольный контроль движений. Младенцы не удерживают голову и туловище против градиента тяжести в положении на животе и сидя. Они нуждаются в помощи взрослого, чтобы перевернуться.

ВОЗРАСТ ОТ 2-Х ДО 4-Х ЛЕТ

Уровень 1: Дети сидят на полу, не опираясь на руки и не держась руками за опору. Руки остаются свободными для манипуляций предметами. Садятся на пол, встают с пола и стоят без помощи взрослых. Дети предпочитают ходьбу как основной способ передвижения, не нуждаясь при этом в каких-либо вспомогательных устройствах.

Уровень 2: Дети могут сидеть на полу, но у них могут возникнуть трудности с балансировкой, когда обе их руки заняты манипуляциями предметами. Садятся и встают с пола без помощи взрослых. Дети, подтягиваясь, могут встать на твердой поверхности. Дети ползают на четвереньках реципрокным (возвратно-поступательным) способом, передвигаются, держась за мебель. При ходьбе используют вспомогательные приспособления для передвижения. Ползание, передвижение вдоль опоры и ходьба являются преимущественными способами передвижения.

Уровень 4: Дети, посаженные на пол, могут сидеть, но не в состоянии удерживать равновесие без помощи своих рук. Они часто нуждаются в специальных приспособлениях для сидения и стояния. Самостоятельно передвигаются на короткие дистанции (в пределах комнаты) с помощью перекатывания, ползания на животе или на четвереньках, не используя возвратно-поступательный способ.

Уровень 5: Физические нарушения ограничивают самостоятельный контроль движений и возможность удерживать голову и туловище против градиента тяжести. Все области моторных функций ограничены. Функциональные ограничения сидения и стояния не могут полностью компенсироваться использованием вспомогательных устройств и поддерживающих технологий. На 5-м уровне дети не могут самостоятельно двигаться и в основном перевозятся другим лицом. Некоторые дети достигают самостоятельной мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.

ВОЗРАСТ ОТ 4-Х ДО 6-ТИ ЛЕТ

Уровень 1: дети легко садятся и встают с кресла без помощи рук. Могут сами вставать из положения сидя на полу и из кресла без использования поддержки окружающих предметов. Дети ходят внутри и вне помещений, поднимаются по лестнице. Способны прыгать и бегать.

Уровень 2: Дети сидят в кресле с обеими свободными для манипулирования предметами руками. Дети встают из положения сидя с пола и кресла, но часто нуждаются в устойчивой поверхности, чтобы опереться или оттолкнуться руками. Дети ходят сами, не нуждаясь в ручных приспособлениях для передвижения в помещении и на короткие расстояния по горизонтальной поверхности вне дома. Дети поднимаются по лестнице, держась за перила, но не в состоянии бегать и прыгать.

Уровень 3: Дети сидят на обычном стуле, но могут нуждаться в поддержке таза и туловища для максимального высвобождения рук для манипуляций. Дети могут садиться и вставать со стула, используя устойчивую поверхность для подтягивания или упора руками. Дети ходят с помощью ручных приспособлений для передвижения по ровной поверхности и поднимаются по лестнице с помощью взрослого. Детей перевозят, когда необходимо преодолеть большие расстояния вне помещений или по неровной поверхности.

Уровень 4: Дети сидят на стуле, но нуждаются в специальных приспособлениях для удержания туловища и максимального высвобождения рук. Дети могут сесть и встать с кресла с помощью взрослого, либо подтянувшись или опершись на устойчивую поверхность. Дети могут в лучшем случае ходить на короткие расстояния при помощи ходунков и под наблюдением взрослого, но часто испытывают трудности с балансировкой на неровных поверхностях и при поворотах. В общественных местах их перевозят. Дети могут научиться передвигаться в моторизированном кресле.

Уровень 5: Физические нарушения ограничивают самостоятельный контроль движений и удержание головы и туловища против градиента тяжести. Все моторные функции ограничены. Функциональные ограничения в положении сидя и стоя полностью не компенсируются использованием специальных адаптивных устройств вспомогательных технологий. На 5-м уровне дети не могут передвигаться независимо, их всегда перевозят. Некоторые дети могут достигнуть самостоятельной мобильности, используя высокотехнологичные электрические инвалидные кресла.

ВОЗРАСТ ОТ 6-ТИ ДО 12 –ТИ ЛЕТ

Уровень 1: Дети ходят дома, в школе, вне помещений и в общественных местах. Дети способны переступать через бордюры, не пользуясь физической помощью другого человека; могут подниматься по лестнице, не используя перила. Дети способны выполнять бег и прыжки, но скорость, балансировка и координация движений у них ограничены. Дети могут участвовать в физической активности и спортивных играх по их персональному выбору и в зависимости от факторов окружающей среды.

Уровень 2: Дети ходят в любой окружающей обстановке. Они могут испытывать трудности при ходьбе на большие расстояния и в балансировке на неровных поверхностях, склонах, в людных местах, закрытых пространствах и во время переноски предметов. Дети поднимаются и спускаются по лестнице, держась за перила или с помощью взрослых, если перила отсутствуют. На открытых пространствах и в общественных местах дети могут ходить с помощью взрослого, используя ручные приспособления для передвижения или пользуясь колесными средствами передвижения на большие дистанции. Дети в лучшем случае имеют минимальные возможности выполнять бег и прыжки. Физические ограничения в больших моторных функциях могут требовать адаптированного (упрощенного) участия детей в физической активности и спортивных играх.

Уровень 3: Дети ходят, как правило, используя ручные приспособления для передвижения в помещениях. В положении сидя дети могут нуждаться в ремне для удерживания таза и поддержания равновесия. Для подъема из положения сидя на стуле или на полу требуется физическая помощь или опорная поверхность. При перемещении на большие расстояния дети используют колесные средства передвижения. Дети могут подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила под наблюдением взрослого или с физической помощью другого человека. Ограничения в ходьбе могут потребовать специальной адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая колесные средства передвижения (ручные или моторизированные).

Уровень 4: В большинстве случаев дети передвигаются с физической помощью другого человека или с помощью моторизированного средства передвижения. Они нуждаются в адаптации сидения с фиксацией таза и туловища, а также в физической помощи другого человека для большинства перемещений. Дома дети передвигаются на полу перекатыванием или ползанием, ходят на короткие расстояния, используя физическую помощь, или используют моторизированные средства передвижения. Дети могут передвигаться в ходунках, поддерживающих туловище, дома и в школе. В школе, на открытых пространствах и в общественных местах детей перевозят в ручном инвалидном кресле или используют моторизированные коляски. Ограничения в передвижении требуют адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, а именно физической помощи или использования моторизированных колясок.

Уровень 5: В большинстве случаев ребенка перевозят в ручном инвалидном кресле. Дети ограничены в способности удерживать голову и туловище против градиента тяжести, не могут контролировать движения рук и ног. Вспомогательные технологии используются для лучшего удержания головы, сидения, стояния и обеспечения мобильности. Однако полная компенсация ограничений приспособлениями невозможна. Перемещение ребенка требует физической помощи взрослого. Дома дети могут перемещаться на короткие расстояния по полу или переноситься взрослыми. Дети могут достигать мобильности, используя высокотехнологичные электрические инвалидные кресла с контролем посадки. Ограничения подвижности требуют адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая физическую помощь другого человека или использования моторизированного средства передвижения.

ВОЗРАСТ ОТ 12-ТИ ДО 18-ТИ ЛЕТ

Уровень 1: Подростки ходят по дому, в школе, на улице и в общественных местах. Они могут переступать через бордюры без физической помощи, пользоваться лестницей, не держась за перила. Подростки способны выполнять бег и прыжки, но скорость, балансировка и координация движений могут быть ограничены. Подростки могут принимать участие в физической активности и спортивных играх по собственному выбору и в зависимости от действия факторов окружающей среды.

Уровень 2: Подростки ходят в большинстве ситуаций. Факторы окружающей среды (такие как неровные поверхности, склоны, большие расстояния, временные требования, погода, восприятие сверстников) и персональный выбор влияют на выбор метода передвижения. В школе или на работе подросток может ходить, используя ручные вспомогательные приспособления для безопасного передвижения. На открытых пространствах и в общественных местах подростки могут использовать колесные средства передвижения, когда путешествуют на большие расстояния. Молодые люди поднимаются и спускаются по лестнице, держась за перила или с физической помощью другого человека, если перила отсутствуют. Ограничения в выполнении больших моторных функций могут потребовать адаптации для участия в физической активности и спортивных играх.

Уровень 3: Подростки способны ходить, используя ручные приспособления для передвижения. Подростки на 3-м уровне в сравнении с другими демонстрируют большую вариабельность в способах передвижения в зависимости от физических возможностей, факторов окружающей среды и личностных факторов. В положении сидя подростку может потребоваться ремень для удержания таза и балансировки. Вставание из положения сидя и с пола требует физической помощи другого человека или опорной поверхности. В школе подростки могут самостоятельно передвигаться в ручном инвалидном кресле или использовать моторизированную коляску. На улице и в общественных местах подростка перевозят в инвалидном кресле или используют моторизированную коляску. Подростки могут подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила под наблюдением или с физической помощью другого человека. Ограничения в ходьбе могут потребовать адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая самостоятельное передвижение в ручном инвалидном кресле или моторизированной коляске.

Уровень 4: В большинстве ситуаций подростки используют колесные средства передвижения. Они нуждаются в специальных приспособлениях для сидения с фиксацией таза и туловища. Для передвижения требуется физическая помощь одного или двух человек. Подросток может удерживаться на своих ногах при перемещении в вертикальное положение. В помещениях подростки могут проходить короткие расстояния с физической помощью другого человека, используя колесные средства передвижения или используя ходунки, поддерживающие тело во время ходьбы. Подросток физически способен управлять моторизированным инвалидным креслом. Если моторизированное кресло недоступно, подростка перевозят в ручном инвалидном кресле. Ограничения в передвижении могут потребовать адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая физическую помощь другого человека и/или моторизированные средства передвижения.

Уровень 5: В большинстве ситуаций подростка перевозят в ручном инвалидном кресле. Подросток ограничен в возможности удерживать голову и туловище против градиента тяжести, а также в контроле ног и рук. Вспомогательные технологии используются для улучшения удержания головы, сидения, стояния и передвижения, но ограничения не компенсируются приспособлениями полностью. Механический подъемник или физическая помощь одного или двух человек необходимы для транспортировки. Подростки могут вести самостоятельное передвижение, используя высокотехнологичные моторизированные кресла с адапторами для сидения и контроля положения тела. Ограничения в передвижении требуют адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая физическую помощь и использование моторизированных средств передвижения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.