Компьютерные развивающие программы для детей с дцп


Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_kompyuternykh_programm.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”

Работа логопеда в школе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей. Ведь к основному симптому ДЦП – двигательным расстройствам, как правило присоединяются нарушения психики, зрения, слуха, интеллекта, различные эмоционально – волевые расстройства и, конечно, речевые. Логопедическое обучение является неотъемлемой частью педагогического процесса в школе и позволяет в той или иной мере нормализовать, компенсировать, формировать речевые возможности детей.

Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, способствует росту требований к уровню его профессиональной компетентности. Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда школы является коррекция дефектов речи и коррекция нарушений письма и чтения, особую значимость приобретает овладение методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять. При этом логопед так варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они во-первых наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей, а во-вторых могли быть использованы другими специалистами. Это один из критериев педагогического мастерства учителя-логопеда.

Разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, в том числе использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций, создавая большую мотивацию и психологический комфорт для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, содействуя гармонизации развития.

Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной, так как:

  1. позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций
  2. помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным
  3. позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка
  4. расширяет возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.

что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

• звукопроизношение,
• просодические компоненты устной речи,
• фонематический слух и восприятие,
• лексические и грамматические средства языка,
• коммуникативные навыки,
• артикуляционная моторика,
• обратные речевые кинестезии,
• мелкая моторика пальцев рук

- коррекция речевого дыхания;

- коррекция силы голоса;

- работа над устранением назального оттенка голоса;

- коррекция произношения гласных и согласных звуков;

- отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;

- отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;

- работа над звукобуквенным составом слова;

- работа над слоговой структурой слова;

- формирование обобщенного лексического значения слова;

- формирование лексико-грамматической стороны речи и расширение словарного запаса;

- работа над морфологическим значением слова;

- формирование и коррекция навыка чтения.

И хотя их и не назовешь самыми современными средствами, поскольку в быстро меняющемся компьютерном мире даже год - это очень много, тем не менее, на мой взгляд, они остаются наиболее эффективными при коррекции речевых нарушений у детей с дизартрией на фоне церебрального паралича. А такие нарушения затрагивают всю речевую систему от двигательного звена и кинестетического восприятия до самой лингвистической системы. Однако, учитывая значительные затраты на создание специализированных компьютерных программ, их стоимость до сих пор остается довольно высокой . В ситуации, когда специализированные компьютерные программы недоступны большей части логопедов, а среди массовых игр трудно выбрать те, которые отвечали бы требованиям коррекционной педагогики, альтернативой может быть создание собственных компьютерных презентаций, фильмов, слайд-шоу, разработанных педагогом с учетом уровня дефекта и индивидуальных особенностей каждого ребенка..

- индивидуализация коррекционного процесса

- тесное взаимодействие учителя и логопеда

- раскрытие творческого потенциала специалиста

- открытие новых, еще не исследованных вариантов обучения

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся позволяет более эффективно устранять различные недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника, а также сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывая закономерности и особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Компьютер – это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные, дидактические задачи, но только совместно с традиционными формами обучения.

Дети и компьютеры

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции
  • мелкую моторику рук
  • визуальное восприятие объектов
  • память и внимание
  • логическое мышление
  • зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации
  • добиваться своей цели
  • совершенствовать интеллектуальные навыки

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

А что же тогда плохо?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий: в 3-4 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет – 35 минут, в 7-8 – 40 минут.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и тяжелыми хроническими инвалидизирующими заболеваниями.

Чем своевременней и качественнее будет оказываться ребенку-инвалиду комплексная реабилитационная помощь, тем большее количество детей-инвалидов смогут органично войти (адаптироваться) в социум, а следовательно, и показатель качества их жизни будет неуклонно повышаться.

Очевидно, что добиться решения в современных условиях поставленной задачи без использования высоких технологий в реабилитационном процессе, невозможно.

Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу и в коррекционно-развивающей работе может быть весьма многогранным и обширным.

Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.

Основной целью применения образовательных компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, форми-рования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику).

Логопедические и дефектологические занятия современного уровня также немыслимы без компьютерных игр.

Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитологии

Прежде, чем говорить о применении компьютерных или, как сейчас говорят, новых информационных технологий (НИТ) в реабилитации детей с различными отклонениями в развитии необходимо знать некоторые фундаментальные положения детской психологии и психологии игр.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессий. Новые информационные технологии в детской реабилитологии, прежде всего, комплекс методических и учебных материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники объединенных в систему научных знаний об их роли и месте в комплексном реабилитационном процессе.

Ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном возрасте. Но успех этого приобщения возможен в том случае, если компьютерные средства НИТ станут подлинными средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов продуктивной творческой деятельности. Это, в свою очередь, требует создания наукоемких компьютерных программ, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка.

Компьютерная развивающая программа становится необходимым звеном развивающей предметной среды детского учреждения любого типа.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра – яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность – является для ребенка ведущей. Компьютер – в первую очередь средство деятельности ребенка.

Важнейшая задача — не замена средствами НИТ традиционных средств дидактики игры, а включение их в общую систему на основе идеи взаимного обогащения.

Для полноценного использования компьютера как средства деятельности (средства познавательного анализа информации о действительности) от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами (т.е. ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий). Все это формируется в многообразной предметно-практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр принадлежит ведущей деятельности ребенка – игре.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера как игрового средства.

Как правило, все детские игровые компьютерные программы, игры - носят обучающий и развивающий характер.

Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных коллекций, подсистем, пакетов, серий – в зависимости от степени их "общности".

Существует много различных подходов к классификации компьютерных игровых программ, которая нужна не только для удобства потребителя: педагогам легче ориентироваться во всем богатстве программ, если рубрики сразу дают ответы на вопросы типа "Какие программы есть для детей 3 – 4 лет?", "Какие программы способствуют развитию речи?", "В каких программах есть изображения животных?", "Есть ли программы, в которых управление осуществляется только 3 – 4 клавишами?" и т.д. Она облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.

Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев: возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик.

Но в первую очередь все образовательные программы для малышей можно сгруппировать в следующие большие классы:

а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-экспериментирования;
г) игры-забавы;
д) компьютерные диагностические игры.

Работа с родителями

Очень важное, направление в деятельности педагога – работа с родителями. Прежде, чем педагог начнет заниматься с ребенком за компьютером, он должен, прежде всего, выяснить у родителей, стиль его поведения, и подхода к нему с целью выработки стиля (направления) своей работы с ним за компьютером, сопоставив эти данные с заключениями невропатолога и психолога. Далее, согласно плану работы учреждения, родителей детей, организовываются собрания. В непринужденной беседе педагог показывает те или иные компьютерные игры, демонстрирует, как они влияют на развитие мышления, речи, воображения и др. Как они помогают готовить ребенка к детскому саду, школе или более самостоятельной жизни. При этом подчеркивается, что родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации помощи.

Коррекционная работа с детьми, страдающими ДЦП, с применением компьютерных технологий ведется по следующим основным направлениям:

I. Психолого-педагогическая диагностика.
II. Отбор коррекционно - развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей.
III. Коррекционно-восстановительный процесс.

I. Психолого-педагогическая диагностика:

Отбор коррекционно-развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей:

  1. Развитие познавательных процессов.
  2. Развитие двигательных способностей (использование СКИКа).
  3. Изучение специализированной литературы для расширения кругозора и активизации словаря учащихся.

III. Коррекционно-восстановительный процесс на основе выявления уровня знаний, умений и навыков каждого ребёнка; его психических, физических, интеллектуальных и речевых возможностей, состояния эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, заводится журнал индивидуально-коррекционного обучения, где учитываются рекомендации психолога, учителей, инструктора ЛФК, логопеда, дефектолога.

Результатами работы по использованию компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими ДЦП, являются:

  • умение учащихся пользоваться спортивными тренажерами;
  • специальными учебными программами;
  • специализированной компьютерной литературой.

Непосредственная работа с детьми включает четыре части:

  1. Содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере. В подготовке участвуют педагог-дефектолог (логопед), воспитатели, родители, все заинтересованные специалисты.
  2. Обучающая игра на компьютере.
  3. Проблемное общение с каждым ребенком по ходу игры.
  4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений детей в условиях детского реабилитационного учреждения семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжета ролевых, режиссерских, дидактических, подвижных и т. д.; в разных видах деятельности детей – в общении со взрослыми и сверстника изобразительной, конструктивной, трудовой.

Важно, прежде чем приступить непосредственно к занятиям за компьютером, сформировать у ребенка эмоционально положительное отношение к компьютеру (создать мотивационную готовность к овладению компьютером), поэтому необходимо подобрать первые компьютерные игры для детей. Они должны быть одень простыми по техническим правилам и интересными по содержанию.

При предъявлении последующих программ операциональная сторона как бы уходит на второй план, уступая место игровому и познавательному содержанию программы.

Для развертывания самодеятельной игры после окончания компьютерной игры хорошо поддержать заданную в ней воображаемую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях.

К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные и с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей. Занятия с каждым ребенком должны проводится не чаще 2-х раз в неделю.

Вспомогательные технологии для детей с особыми образовательными потребностями.

Специализированные устройства для детей с последствиями ДЦП

Специальные клавиатуры предназначены для содействия в использовании компьютера людям с ограниченными моторными функциями. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным разновидностям ограничений.

Клавиатуры для людей с серьезными нарушениями моторных функций большие клавиатуры

Люди с моторными нарушениями высокой степени (спастическая кисть, не координированные движения) нуждаются в клавиатурах с клавишами увеличенного размера (Ø 20 – 27мм), расположенными далеко друг от друга, во избежание нажима нескольких клавиш одновременно.

Подобные клавиатуры могут быть использованы для управления компьютером с помощью пальцев ног.

Клавиатуры такого типа снабжены, как правило, регулируемой задержкой нажатия клавиши, функцией исключения двойного нажатия (т.е. ошибочное двойное или долгое нажатие игнорируются), регулирования скорости повторного нажатия и блокирования модифицирующей клавиши (SHIFT. Ctrl и т.п.).

Клавиатуры для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.)

Это маленькие клавиатуры, клавиши на которых могут быть расположены радикально и компактно для пользователей с ограниченным радиусом движения.

В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами, которые работают от импульса оставшегося возможного движения.

  • Грубые движения рукой или движение ноги
  • Движения головы
  • Удар языка
  • Дыхательные движения (вдувание воздуха)
  • Моргание глаз (удар веком)
  • Звуковые сигналы
  • Другие импульсы тела, способные вызывать импульс

Ввод информации производится однократными импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру.

Обоснование необходимости применения компьютерно-игрового комплекса для реабилитации и восстановительного лечения детей-инвалидов
(коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов)

Функциональный комфорт, проявляется в виде положительных эмоциональных реакций и как критерий адекватности предлагаемого ребенку предметного окружения его функциональным, психическим, индивидуальным возможностям.

Феномен творчества неразрывно связан с ориентировочно-исследовательской деятельностью человека:
интенсивность, новизна, сложность, необычность, изменчивость, вариативность. Они являются теми стимулами, которые вызывают ориентировочно-исследовательское поведение, лежащее в основе познавательной деятельности, способствующей развитию ребенка.

Новизна должна стимулировать познавательный интерес у ребенка, выражающийся в эмоционально окрашенной игровой деятельности. Феномен эмоций в деятельности ребенка играет весьма значительную роль и выступает не только как необходимое условие возникновения творческой деятельности, но и как важнейший регулятор любых психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности.

Общеизвестен факт влияния эмоций (положительных) на оздоровительный эффект, который, в свою очередь, позитивно сказывается на творческих процессах в игровой деятельности детей.

  1. Дети и компьютер: что такое хорошо и что такое плохо? Материал из Интернета, 2008
  2. Лильин Е.Т., Кулишов Н.Н., Горвиц Ю.М. Компьютерные технологии реабилитации в педиатрии. М., 2004
  3. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, страдающими ДЦП (из опыта работы). Материал из Интернета, 2008

Использование информационных и коммуникационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель использования компьютера в специальном образовании – активизация механизмов компенсации и оптимизация процесса коррекции.

Область применения информационных технологий в специальном образовании достаточно широка и разнообразна, можно выделить три основные сферы их использования:

компенсаторная сфера. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний учащимися;

дидактическая сфера. Способствуют оптимизации учебно-воспитательного процесса, стимулируют появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития;

коммуникативная сфера. Облегчают процесс коммуникации, позволяют реализовать свои способности, содействуют расширению социальных связей.

Компьютер позволяет в сфере диагностики:

• Упростить процедуру обследования.

• Повысить объективность обследования.

• Точно определять динамику развития ребенка.

• Увеличить скорость обследования.

• Снизить материальные затраты на обследование.

• Повышать надежность поставленного диагноза.

• Фиксировать процесс выполнения ребенком задания.

• Налаживать полноценный контакт с ребенком.

в сфере коррекции:

• Повышать внутреннюю мотивацию, заинтересованность ребенка.

• Определять пути коррекции по результатам обследования.

• Максимально индивидуализировать процесс коррекции.

• Четко разбивать коррекционный процесс на этапы. Соблюдать этапность коррекционно-педагогической деятельности.

• Осуществлять постоянный внешний контроль, переходящий в самоконтроль.

• Не переходить к новому материалу без прочного усвоения старого материала.

• Вносить элементы случайности в материал, предусмотреть вариативность материала.

в сфере обучения:

• Подготавливать и хранить учебный материал .

• Осуществлять быстрый поиск информации.

• Обучать дистанционно детей на дому (например, это дети с тяжелыми (множественными) нарушениями, не имеющие возможности посещать образовательное учреждение).

• Устранять индивидуальные пробелы в знаниях.

• Формировать умение приобретать новые знания, возможность опытного приобретения знаний. Компьютер ставит ребенка в ситуацию экспериментирования, ребенок самостоятельно добывает знания, а не получает их в готовом виде.

• Контролировать процесс усвоения ребенком знаний.

Т. о. обучение с использованием компьютера становится развивающим, а коррекция – направленной.

Компьютер как средство обучения детей с ОВЗ изменяет роль учителя в педагогическом процессе. Он организует и отслеживает процесс взаимодействия ребенка с ОВЗ с компьютером, оказывает помощь при затруднениях, анализирует характер ошибок, фиксирует конечный результат и корректирует план дальнейшей работы с ребенком.

Перечисленные ранее особенности психологического развития детей с ОВЗ приводят к выделению следующих общих требований к компьютерному материалу:

• обширный ориентировочный этап (материал для детей с ОВЗ разбивается на небольшие части, предъявляется только постепенно, по мере проработки основных понятий и положений темы);

• низкая скорость предъявления стимулов (поскольку дети с ОВЗ медленно обрабатывают информацию);

• возможность вернуться к пройденному материалу необходимое для ребенка количество раз и с любого этапа;

• легко узнаваемая разноцветная и динамичная графика, важно не перегружать программу компьютерными эффектами, чтобы не допустить перевозбуждение нервной системы ребенка;

• компактность и простота в обращении (с учетом возможностей конкретного нарушения).

Использование специальных компьютерных коррекционно-развивающих программ в специальном образовании открывает широкие возможности для ранней диагностики и коррекции первичных и вторичных нарушений, развития мотивационной сферы, мелкой моторики, зрительно-моторной координации и познавательных способностей детей. Компьютер учит детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, сообразительность, сосредоточенность, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Сложности применения компьютера в педагогическом процессе специальной (коррекционной) школы связаны с определенными функциональными ограничениями учащихся. Так, к основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений; недостаточность контроля и координации произвольных движений; недостаточность вспомогательных функций рук; синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук; ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений, быстрая утомляемость. У лиц с нарушениями слуха – сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков. У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей и т.д. У лиц с нарушениями зрения - сложность или невозможность восприятия световых ощущений, формы, размера, очертаний и цвета визуального раздражителя. Данные особенности детей с ОВЗ должны учитываться разработчиками коррекционных компьютерных программ.

коррекционные и обучающие компьютерные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Для части детей с отклонениями (сложные нарушения, аутизм) компьютер является уникальным средством не только обучения, но и общения, взаимодействия с окружающим миром.

Применение и использование современных компьютерных программ сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с ограниченностью информации о них, отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональными ограничениями учащихся.

2. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3.

4. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учеб.- метод. пособие / сост. Н.В.Савенок Мн.: АПО, 2006.

Марина Мачехина
Современные компьютерные программы для логопедического обследования и обучения лиц с ОВЗ

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).

Необходимо отметить, что у дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба.В настоящее время специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

- повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

- обеспечение психологического комфорта на занятиях;-

- развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;

- совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

-развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

- совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;

- формирование личности ребёнка в целом;

- повышение качества обучения и работоспособности детей.

1. Обзор компьютерных программ для диагностики лиц с ОВЗ

Варианты программ:

1. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5,6 – 10,5 лет)

2. Для детей младшего школьного возраста (7,6 – 10,5 лет)

3. Для детей дошкольного возраста (5,6 – 7,5лет)

Новизна программы

1. Первая компьютерная, профессиональная логопедическая Программа, предназначенная для специалистов

2. Впервые как в логопедической, так и в психологической практике Программа является одновременно диагностической и коррекционной

3. В основе Программы лежит тестовый принцип проведения логопедической диагностики и коррекции

4. Программа предоставляет специалисту готовые разработанные анкеты и текстовые выводы и осуществляет автоматический выбор вариантов диагностических текстовых выводов в зависимости от балла, полученного ребенком за выполненные задания

5. Программа содержит блок статистической обработки, который позволяет получить шесть типов отчетов, включая индивидуальные и групповые, по результатам коррекционно-диагностических сеансов.

Компьютерная программа "Диагностика речевого развития ребенка дошкольного возраста" (DiagLite)

Мельникова Олеся Александровна, к. п. н., учитель-логопед;

Кирюшкин Максим Александрович, программист.

Год выпуска: 2014

Предназначена программа для диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Адресована логопедам-практикам дошкольных учреждений, развивающих детских центров.

Программноеобеспечение включает в себя три основных блока:

- база данных, в которой хранятся общие сведения о детях и их родителях, анамнестические данные;

- электронные речевые карты с последующим автоматическим формированием индивидуального коррекционного образовательного маршрута; Согласно современной научной точки зрения, речевая патология является одной из форм сложного когнитивного эффект, которое включает в себя не только избирательное нарушение речевой функции, но и отклонение других высших психических функций и процессов, поэтому речевя карта содержит материал для комплексной психоречевой диагностики.

Методика "Логопедическое обследование детей" (В. М. Акименко)

Уровневый подход, реализованный методикой, существенно упрощает процедуру обследования и постановки логопедического заключения. В ходе анализа полученных результатов специалист имеет возможность обосновать заключение в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР (I - IV уровни) и составить схему индивидуальной коррекционной работы.

-состояние лексикона (объем словарного запаса и его системная организация);

-грамматическая компетенция (словоизменительные, словообразовательные и синтаксические навыки и умения);

-фонетико-фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза).

В соответствии с этими показателями диагностический материал для детей каждой возрастной группы распределен по блокам.

2. Обзор компьютерных программ для обучения и развития лиц с ОВЗ

Среди развивающих и обучающих компьютерных программ используются:

Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи "Игры для Тигры"

Технология "Игры для Тигры" построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу "Игры для Тигры" и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.

Программа "Игры для Тигры" предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Специализированная компьютерная логопедическая программа "Солнечный замок"

Специализированная компьютерная логопедическая программа "Солнечный замок" представляет собой серию упражнений направленных на коррекцию фонетико - фонематической стороны речи. Программа позволяет эффективно работать с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Программа "Солнечный замок" предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет, среднего дошкольного возраста (4 - 5, старшего дошкольного возраста (5 -6 лет, может применяться при работе с младшими школьниками.

Специализированная логопедическая программа "Солнечный замок" адресована прежде всего специалистам - логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования.

Компьютерная программа "Солнечный замок" предназначена для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работа с данной программой происходит при первостепенной роли учителя - логопедапо принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.

Логопедический тренажер "Дэльфа-141"

В 1995-96 гг. в серию был выпущен Логопедический тренажер "Дэльфа-141" Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных. В условиях дефицита специализированных программ для специального образования упражнения Логопедического тренажера часто использовались практиками не только по прямому назначению, но и для решения сходных педагогических задач.

Методика работы с тренажером Дэльфа-142 (О. Е. Грибова)

Обновленный компьютерный тренажер вобрал в себя все лучшее от своих предшественников и включает упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи дошкольника. Кроме того, авторами предлагается ряд принципиально новых заданий, направленных на формирование связной речи. Тренажер успешно используется в системе работы по формированию устной и письменной речи, а также в других типах учреждений, где обучаются дети с недоразвитием речи различного генеза. Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению.

Направления работы с тренажером

- Коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса

- Формирование фонематического восприятия

- Обучение грамоте

- Формирование и коррекция навыка чтения

- Формирование лексико-грамматической стороны речи

- Формирование связного высказывания

Программасодержит четыре раздела:

- Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др.,знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).

- Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).

- Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).

-Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Особенности программы:

- Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.

- Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.

- Несколько уровней сложности в каждом задании.

- Программа разработана совместно с учителями-логопедами.

-Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

- Понятие буквы как графического символа звука,

- Понятие слова как упорядоченного множества букв,

- Смыслообразующая роль буквы в слове,

- Символ как обозначение объекта (пиктограмма)

В заключение хочется отметить, что необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Использование компьютерных технологий позволит нам сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для ребенка. но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно- коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

4. Королевская Т. К. Компьютерныеинтерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.

5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.

6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. //М. : Педагогика. 1988.

7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

9. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.

10. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.


Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения. 1 Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним.

Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов. I. Сбор анамнестических.

Параметры логопедического обследования и мониторинг коррекционной логопедической работы, проводимый по результатам Успешность и эффективность коррекционной работы напрямую зависят от проводимого в начале обучения логопедического обследования, которое.

Протокол логопедического обследования Протокол обследования речевого развития (6-7 ЛЕТ) Ф. И. О. ребенка Дата рождения Устная речь: Общее звучание речи Выразительность: невыразительная,.

Воспитание самостоятельности у лиц с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающего пространства интерната Формирование самостоятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является одной из актуальных задач, стоящей перед.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.