Конспект урока для детей с дцп по математике

1. Упражнять в счете и сравнении количества предметов.

2. Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).

3. Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине и обозначать результаты сравнения словами (елочка высокая, куст низкий).

4. Совершенствовать умение определять положение предмета используя предлоги на, в, за, перед, под.

5. Учить детей рисовать ватными палочками.

6. Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук.

1. Вводная часть.

- Ребята, сегодня занятие у нас необычное. К нам гости пожаловали. А что это за гости,отгадайте сами:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

(Матрешка)

- Правильно, ребята! К нам в гости пришла матрешка. А чем отличается эта кукла от других? Правильно! У нее внутри сидят ее младшие подружки. Давайте откроем и посчитаем, сколько же подружек пришло сегодня в гости?

(Открываем матрешку. Пересчитываем.)

- Сколько же всего матрешек? (5)

- Бывают матрешки по 20 подружек друг в дружке – двадцатиместные, по 10 подружек – десятиместные. А в нашей матрешке 5 подружек. Сколько мест в нашей матрешке? Как ее можно назвать? (Пятиместная).

-Любят матрешки хороводы водить. Постройте матрешек в ряд друг за другом. А теперь постройте матрешек парами. Пара – это сколько? Пара – значит два. В нашем случае – две матрешки. Все матрешки стали парами? А сколько осталось без пары? Одна. А сколько пар получилось? Две.

2. Основная часть.

Задания на закрепление знаний о геометрических фигурах

Положите перед собой круг и расставьте матрешек по краям круга.

А теперь возьмите в руки квадрат. Положите его перед собой и расставьте матрешек по углам квадрата. По одной матрешке в каждый угол. Сколько матрешек заняли места в углах квадрата? Сколько углов у квадрата? Уберите квадрат и положите перед собой треугольник. Расставьте матрешек по углам треугольника. В одном углу – одна матрешка. Сколько всего матрешек вместили углы треугольника? Сколько углов у треугольника?

Были у наших матрешек фотографии их подружек, да порвались. Помогите собрать целую картинку из частей.

(счет, сравнение, ориентирование в пространстве)

Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? Река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами. Вот сюда то и отправятся наши матрешки. Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть все как следует.

- Где стоит первая матрешка? (перед мостом) Дальше матрешка решила перейти на другой берег реки. Поставьте матрешку на мост. Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним.

- А где теперь стоит? (За мостом).

Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени.

- Где прилегла матрешка? (Под елочкой).

- А рядом с елочкой что растет? Куст с ягодами. Посмотрела матрешка на елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик? Елочка высокая, а кустик низкий.

А вокруг – красота! Сколько елочек? Одна. А сколько цветочков? Много. Сколько кустиков? Один. А сколько ягод на кустике? Много.

- Ну что же, пора звать подружек. Матрешки-сестрички, идите все сюда.

Решили матрешки сесть в лодочку и поплыть по реке.

-Где сидят матрешки? (В лодочке).

Вот и закончилось путешествие матрешек. Вернулись все они домой. Выходите на коврик, будем играть, петь и танцевать.

Мы, матрешки, вот такие крошки.

(Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево.)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.

Мы, матрешки, вот такие крошки.

(Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево.)

Посмотрите, вот у нас розовые щечки.

(Растирание руками щек.)

Мы, матрешки, вот такие крошки.

(Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево.)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.

- Ребята! Гостям на прощание принято дарить подарки. И мы с вами в подарок для наших матрешек сделаем платочки-косыночки. Но у нас есть только квадраты. Как вы думаете, как можно превратить их в косынки? (Разрезать квадрат по диагонали. Для этого сложить уголок с уголком, а затем разрезать по сгибу).

Разрезание квадратов на треугольники.

- Как можно украсить наши платочки? (Нарисовать что-нибудь на них).

- Правильно. Мы будем рисовать узор на платочках. Но использовать мы будем не кисти и карандаши, а ватные палочки и гуашь.

-Чем мы с вами сегодня занимались?

- Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что было самое трудное на занятии?

Жукова Наталья Владимировна

Особенности обучения математике детей с ДЦП .

(из опыта работы)

Аннотация: Как помочь ребенку-инвалиду с ДЦП? Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформированность двигательных навыков и умений. У некоторых детей нарушения моторики осложняются насильственными движениями (гиперкинезами) головы, рук, плеч, гримасами лица и т.д., которые особенно усиливаются при волнении, испуге, неожиданном обращении к ребенку, а также при попытках выполнять те или иные целенаправленные действия. Часто у таких детей наблюдается и тремор — дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). Снижение числа контактов с окружающими приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных, волевых. Такие дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение.

Дети с ДЦП нуждаются в адаптированных учебных программах по математике, необходимо создать оптимальные условия для занятий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями .

Ключевые слова: Обучение детей с ДЦП, адаптированные программы.

Очень часто нарушения опорно—двигательного аппарата являются следствием детского церебрального паралича (ДЦП). Прежде чем начинать обучение детей с таким диагнозом, учителю нужно узнать, что же такое ДЦП.

ДЦП — заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движением.

Примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые. Однако нельзя торопиться с выводами. Дети с последствиями ДЦП двигаются неуклюже — либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются из — за слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым.[1]

При обучении такого ребенка, необходимо продумать программу преподавания и методы обучения. Каждый урок должен включать в себя не только программный материал, но и элементы психотерапии.

В своей статье я подробнее хочу остановиться на преподавании математики детям с ДЦП.

Проблемы организации педагогического процесса обучения математике детей с ДЦП связаны, прежде всего, с отсутствием адаптированных программ для обучения таких детей, недостаточной методической базой.

Вторая трудность данного процесса - это физиологические особенности ребенка. При ДЦП может быть нарушена координация, речь, зрение, слух, пространственные представления. Эти особенности развития влияют на темп учебной деятельности и заставляют преподавателя тщательно продумывать каждый этап урока, осуществлять индивидуальный подход, учитывая уровень подготовленности учащегося и его психологические особенности. На уроках математики учащиеся с ДЦП испытывают особенные трудности при выполнении рисунков, чертежей, графиков, так как им трудно одновременно держать карандаш и линейку. Их деятельность характеризуется зависимостью от учителя, медленным темпом работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью.

Многие из учащихся не могут решать задачи, много писать, быстро устают. Для них необходимо выработать индивидуальный темп работы, выделить больше времени на обдумывание ответов, на осмысление нового материала. Обучающиеся с ДЦП более охотно работают устно, способны воспроизводить теоретический материал. Многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.

Для формирования математических умений и навыков лучше использовать устные вычисления, обсуждать готовые решения, использовать правила и формулы по опорным конспектам, в виде схем, рисунков и таблиц, многократно повторять правила и свойства. Одной из особенностей работы с учащимися с ДЦП является то, что им необходимо больше времени для выполнения заданий, чем здоровым детям, поэтому для контроля знаний лучше использовать задачи на готовых чертежах, задачи, в которых уже напечатано условие и начало решения, а ученики остаётся его только закончить, тестовые задания.

Однако особую трудность для учеников с ДЦП представляет процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии. Учет особенностей развития диктует необходимость применения разнообразного наглядного материала, чертежей, схем, рисунков. Очень облегчает занятия использование мультимедийных средств. Во время занятий можно использовать презентации, видеоуроки, готовые программы для построения графиков и их транспонирования. Обучающиеся могут самостоятельно составить презентацию, построить с помощью готовых шаблонов фигуры и описать их свойства. Ребёнку с ДЦП проще нажатием клавиш выполнить чертёж на компьютере, чем это сделать с помощью карандаша и линейки.

Ребенку – инвалиду очень важно создавать на уроках ситуацию успеха, наладить контакт учителя и ученика, Чтобы учитель передал знания и опыт ребенку. Следует помнить, что больной ребенок очень остро реагирует на критические замечания, очень тяжело переживает неудачи. На занятиях надо давать ребенку больше самостоятельности в выборе методов решения и ответов — это способствует развитию самостоятельности.

Итак, я считаю, что в основном математический материал ребенку-инвалиду вполне доступен, но некоторые темы приходится адаптировать к особенностям его здоровья и возможностям. Необходимо составить адаптированную программу по математике, соответствующую содержанию обучения математики общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей конкретного ребёнка, имеющего нарушения развития вследствие ДЦП.

Список литературы:

Конспект занятия по математике в подготовительной группе коррекционного вида (ДЦП)

Подготовила : Пучкина В.И.

Воспитатель: МДОАУ № 60 г.Орска 2019г.

Цель: формирование элементарных математических представлений.

1. Образовательные:

- закрепить счет порядковый и обратный в пределах 10;

- закрепить знание геометрических фигур;

- закрепить знание названий дней недели, весенних месяцев и их последовательность;

- закрепить навыки сравнения чисел.

2. Развивающие:

- развивать социальные навыки умения работать в группе; - развивать речь, включая в активный словарь термины (слева, справа, меньше, больше) . - развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение ориентироваться в тетради в клетку;

- развивать мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы.

3. Воспитательные:

- воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности;

- воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий;

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Планируемые результаты: дети имеют представление о геометрических фигурах; владеют прямым и количественным счетом до 10.

Планируемые результаты: считать предметы в пределах 10; имеет элементарное представление о составе числа 10; умеет уменьшать и увеличивать число на единицу; ориентируется на листе бумаги, понимает смысл пространственных отношений (верхний левый и правый углы и т.д.) ; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; развивает мышление; при выполнении математических действий.

Материалы и оборудование:

демонстрационный материал: схема-карта с геометрическими фигурами, “домик” состава числа 10, числовые карточки, плоскостное изображение “замка”, картонные цифры – камни;

раздаточный материал: цифры, листки бумаги, цветные карандаши, “домики” состава числа 10, ключ, разрезанный на три части.

1. Организационный момент.

Дети находятся в группе.

Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)

Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку?

Воспитатель: Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова

“ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза.

(Воспитатель на доску вывешивает картинку дворца, затем по ходу рассказа на доску вывешиваются герои.)

Воспитатель; Сказка начинается. Жил-был царь. (выставляется на доске)

И была у него дочь — красавица. (….)Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Поехал ее искать Иван Царевич. Едет день, едет два. Подъезжает к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга выслушала его, и совет дала, чтоб Царевну спасти, надо ему испытания пройти.

Воспитатель: Ребята, один Иван Царевич не справится! В сказках, всегда главному герою кто- то помогает. А вы сможете ему помочь?

Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:

( Воспитатель, бросая каждому ребенку мяч задаёт вопросы)

Какой сегодня день недели?

Какой был вчера день недели?

Какой будет завтра день недели?

Какие времена года знаете?

Назовите весенние месяцы.

Назовите третий тень недели.

Назовите пятый день недели. Назовите выходные дни.

Воспитатель: Справились мы с заданием Бабы Яги?

Воспитатель: Слушаем дальше сказку! Идёт, идёт Царевич и оказался у болота, а там живёт сестра Бабы Яги – Кикимора. Она выслушала Ивана и дала следующее задание.

Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:

(Слуховой диктант) Ориентировка на листе бумаги.

в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;

в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;

в центре нарисуйте черный овал;

в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;

в правом верхнем углу нарисуйте желтый квадрат.

Воспитатель: А сейчас проверим. Какую геометрическую фигуру нарисовал Святослав в правом нижнем углу. Где нарисовала Эльза желтый круг? В каком углу Тимур нарисовал овал?

Воспитатель:- Молодца, ребята, вы справились с заданием, и Кикимора указала дальше дорогу Ивану царевичу.

Воспитатель: Сказка продолжается. Идёт Царевич дальше и попадает в сказочный лес. В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание.

На столе, лицом вниз лежат картинки, дети по одной берут себе и смотрят задание.

Д/И (Состав числа: 5, 7, 9)

(Помочь Мышке заполнить окошки недостающими цифрами)

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Лесные жители, посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.

Физкультминутка

Иван Царевич раз — нагнулся, разогнулся,

Два — нагнулся, разогнулся, руки в сторону, развел,

и пошел, пошел, пошел за царевной в глушь лесную,

вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.

Воспитатель: Дети, откройте глаза, видите, перед нами стоит замок. Вот вход в замок. Дверь в замок, за которой спрятана царевна, завален камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Разберет у доски Эльза, а остальные выкладывают за столами. Откройте коробки и выложите числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать.

покажите число больше 5 на 1 (6) ;

маленькое число (1) :

число, которое меньше 7 на 1 (6) ;

число, обозначающее день недели — вторник (2) ;

число, последующее числа 4 (5) .

Воспитатель: Молодцы, дверь в замок, мы очистили от камней. Но войти не можем, нужно выполнить еще одно задание, если правильно все сделать, то дверь откроется. Иван Царевич уронил хрустальный ключ на землю, и он сломался на кусочки. Ребята, чтобы ключик нам собрать, нужно все кусочки отыскать.

(Собирают ключ) ПАЗЛЫ

(Пока дети собирают пазл, воспитатель на доске выставляет Царевну!)

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, Вы справились со всеми испытаниями вместе с Царевичем и освободили Царевну! За помощь Ивану Царевичу в поиске и освобождении Царевны, Царь дарит вам подарок, - игру.

Воспитатель:

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет. (Дети считают хором)

“ 1, 2, 3 обернись, в детском садике окажись”. Открываем глаза.

Выберите книгу со скидкой:


Математика. Сложение и вычитание. Уровень 3 Kumon

350 руб. 472.00 руб.


Математика. Готовлюсь к школе с наклейками

350 руб. 130.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


СПЛОШНОЕ УЧЕНИЕ. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

350 руб. 204.00 руб.


Смешная математика (математика с наклейками)

350 руб. 56.00 руб.


Посчитаем, поиграем (математика с наклейками)

350 руб. 56.00 руб.


Математика до школы (математика с наклейками)

350 руб. 56.00 руб.


МОЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ. ПЕРВАЯ МАТЕМАТИКА

350 руб. 35.00 руб.


Все формулы мира: Как математика объясняет законы природы

350 руб. 980.00 руб.


Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную

350 руб. 860.00 руб.


350 руб. 116.00 руб.


Игра случая: математика и мифология совпадения

350 руб. 600.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Гринина Алла НиколаевнаНаписать 3369 10.05.2016

Номер материала: ДБ-073786

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    10.05.2016 507
    10.05.2016 838
    10.05.2016 1110
    10.05.2016 651
    10.05.2016 313
    10.05.2016 342
    10.05.2016 610

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике. Это является не только следствием изменений, внесенных в новую программу, но и качественным изменением контингента учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
matem_znaniya.docx 488.93 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности усвоения математических знаний детьми с ДЦП

Практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата , где обучение осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы , выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике . Это является не только следствием изменений , внесенных в новую программу ( включены новые элементы теории , и многие вопросы рассматриваются на достаточно высоком уровне обобщения ), но и качественным изменением контингента учащихся .

Дети с церебральными параличами , двигательные расстройства которых нередко сочетаются с нарушениями психических функций , составляют основную группу учащихся специальных школ .

Дефектность развития двигательного анализатора , ограничивающая предметно - практическую деятельность ребенка с церебральным параличом , в сочетании с нарушениями речи и других высших корковых функций ( особенно пространственного восприятия ) создает своеобразную картину психического развития этих детей и определяет трудности формирования математических представлений в дошкольном возрасте .

Важнейшим условием формирования счетных навыков у здорового ребенка является развитие практических навыков манипулирования совокупностями предметов , в процессе которого ребенок приходит к открытию операции взаимно - однозначного соответствия , являющейся первичной в процессе построения числа . Овладение этой операцией дает возможность ребенку производить количественную оценку предметов и явлений , устанавливать равенство или неравенство совокупностей без использования названий числового ряда , путем прикладывания ( накладывания ) каждого элемента одной группы к каждому из элементов другой .

Сравнение двух величин способом установления элементов во взаимно - однозначное соответствие рассматривается в настоящее время как составная часть определения самого целого числа , так как такое сравнение дает простейшее и непосредственное измерение эквивалентности множеств . Формирование полноценного счета предполагает наличие у учащихся пропедевтики числа . Основой для формирования понятия о натуральном числе и арифметических действиях служит опыт предметно - практической деятельности учащихся . Знакомство с различными способами сравнения чисел , нахождение их суммы и разности непременно предполагает выполнение операций с соответствующими множествами предметов путем их сопоставления , объединения и т . д .

Таким образом , сформированность практических навыков манипулирования множествами в процессе первоначального ознакомления с понятием числа выдвигается в начальном обучении математике на первый план . У детей , страдающих церебральными параличами , отмечается некоторое своеобразие первоначальных понятий о числе , что является , как можно полагать , следствием ограниченности движений , сужения опыта предметно - практической деятельности и замедленного психического развития .

В специальной литературе имеются указания на то , что детям с церебральными параличами нередко свойственны нарушения счетной деятельности ( Р . Я . Абрамович - Лехтман , 1965; Г . С . Гуменная , 1978; Е . М . Мастюкова , К . А . Семенова , 1965; М . Б . Эйдинова , 1959). Об этом свидетельствуют также педагогические наблюдения различных авторов , которые , характеризуя особенности формирования числовых представлений у детей с церебральными параличами , обращают внимание на необходимость длительной отработки понятий в процессе выполнения различного рода упражнений .

У детей , страдающих церебральными параличами , ввиду двигательной недостаточности и своеобразия предметных действий , к началу обучения в школе не заканчивается пропедевтика числа . Это выражается в задержке формирования самого простейшего и непосредственного измерения эквивалентности множеств : сравнения двух величин способом установления элементов во взаимно - однозначное соответствие .

Наличие дефекта и особенности дошкольной подготовки этих детей ( неправомерно скорое введение счета как основного способа количественной оценки ) приводят к сокращению этапа практических действий , необходимого в освоении понятия о числе . Это главным образом выражается в оторванности количественных представлений от реальных предметов , в трудностях оперирования наглядно представленными множествами .

Большое место в уроке должно отводиться предметно - практической деятельности учащихся , что обеспечивает наглядную оценку формирования математических понятий и создает предпосылки для применения полученных знаний на практике .

Выполнение упражнений с группами предметов способствует усвоению способа количественной оценки нескольких множеств путем установления поэлементного соответствия между их составляющими . Уравнивание различных количеств путем добавления недостающего , убавления лишнего , перекладывания части от одного количества к другому ( при уравнивании групп одинаковых предметов ) — задания такого рода могут быть предложены в качестве практических упражнений .

Аналогично строится пропедевтическая работа по усвоению состава числа , т . е . знакомство со структурой того или иного числа проходит как манипуляция предметами внутри совокупности : разложение ее на составные элементы и объединение нескольких групп в единое целое .

Завершением подготовительного периода является знакомство учащихся со счетом в пределах пяти на конкретном материале .

Работу по развитию у учащихся с церебральными параличами навыка пересчитывания элементов множеств целесообразно строить с учетом следующих моментов :

1. Опора на ручное действие . Выделение каждого элемента множества , показ его и соотнесение с числительным одновременно с дотрагиванием рукой до каждого предмета .

2. Активизация зрительной функции : применение целенаправленного усилия удерживать взор на каждом элементе множества .

3. Замедленный темп пересчитывания с использованием речи , акцентирование внимания учащегося на каждом элементе множества .

Большинство детей с церебральным параличом с трудом усваивают разрядное строение числа , затрудняются в осмыслении задач , путают цифры , близкие по своему графическому образу , строят цифровой ряд справа налево .

У детей наблюдается особая структура интеллектуальной недостаточности — диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза , праксиса , счетных способностей и других высших корковых функций , имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков ( Е . И . Кириченко , 1965; Е . М . Мастюкова , 1974; С . С . Калижнюк и др ., 1975).

Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий , определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве , неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры , складывать из частей целое .

В тесной связи с нарушениями зрительно- пространственного синтеза находится слабость функций счета . Эти расстройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения , замедленной автоматизации механического счета , неузнавании или смешении арифметических знаков и цифр при письме и чтении .

Важно дать детям представление , что число не зависит от величины предметов , расстояния между ними , их пространственного расположения и направления счета . В коррекционную работу необходимо вводить также двигательный и звуковой варианты счета : пересчитать количество хлопков , ударов в бубен , шагов , взмахов руки и т . п .

Большое значение придается формированию временных и пространственных представлений . На начальном этапе обучения дети овладевают умениями ориентироваться на странице тетради , учебника , в окружающей обстановке . Например , сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел в натуральной последовательности . Особо выделяются отношения порядка : перед—после —между и т . д .

При ознакомлении с образом цифры пользуются специальными трафаретами для раскрашивания вырезанных цифр . Эффективным приемом является обведение пальцем цифры , вырезанной из бархатной и наждачной бумаги , а также прописывание изучаемой цифры пальцем на шероховатой поверхности ( наждачная бумага , бархатная бумага наклеенные на картон ). У детей с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций или с гиперкинезами необходимо использовать следующий способ обучения : сначала цифра несколько раз прописывается с помощью взрослого , который с усилием воздействует на руку ребенка , обучая соответствующему движению ; затем ребенок прописывает цифру пальцем самостоятельно . Дети также могут вылепить изучаемые цифры из пластилина , теста или глины .

Необходимым элементом обучения счету является понятие цифрового ряда . Следует учить детей строить цифровой ряд слева направо , дать понятие увеличения цифрового ряда слева направо и уменьшения справа налево .

Особенности развития мышления большинства учащихся делают необходимым применение чертежей , схем , рисунков . Недостаточная сформированное пространственных представлений предполагает введение дополнительных упражнений при обучении к записи примеров в столбик : размещение одних предметов под другими , рисование фигур в клетках и т . д .

Важное место в обучении занимает формирование геометрических представлений . В ходе выполнения практических упражнений дети учатся распознавать геометрические фигуры в окружающих предметах , на рисунках , моделях ; овладевают графическими умениями , приобретают практические умения в решении задач вычислительного и измерительного характера .

Таким образом , практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата , где обучение осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы , выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике . У детей наблюдается замедленное усвоение числа и его разрядного строения , замедленная автоматизация механического счета , неузнавание или смешение арифметических знаков и цифр при письме и чтении . Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий , определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве , неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры , складывать из частей целое .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.