Коррекция голоса у детей с дцп


Скачать:

ВложениеРазмер
dizartriya.odt 35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений речи у детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место реннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений: инфекционные заболевания, интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус — фактору или группе принадлежности.

ДЦП может возникать и после рождения в результате перенесенных инфекций, тяжелых ушибов головы.

У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. Двигательные нарушения являются ведущим дефектом и представляют собой аномалию моторного развития, которая без коррекции оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно — психически функций ребенка.

Особенностью двигательных нарушений у детей является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость и ощущений, у ребенка не формируются правильные представления о движении, с трудом развивается пространственно — временная организация.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогнозиса).Это, в свою очередь, еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии ребенка.

У детей могут быть нарушения эмоционально — волевой сферы, снижение интеллекта, судорожный синдром, нарушения зрения и слуха. Характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости.

Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи . Частота их составляет до 80 %.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависит от локализации и степени поражения мозга.

Отставание в развитии речи связано не только с более медленным созреванием речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно — практической деятельности и социальных контактов.Ошибки воспитания могут утяжелять отставание в развитии речи.

Важное значение в патогенезе речевых нарушений имеет сама двигательная патология.Особенностью нарушений моторики при ДЦП является не только несформированность произвольных движений, но и сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов.

Поражение речедвигательного анализатора приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности.

Отмечается неточность кинестетического восприятия. Ребенок не только с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляцииЭто способствует затруднению выполнения целенаправленных действий и усиливает нарушения звукопроизношения. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения на ощущениях.

Наблюдаются нарушения функции рук. Связь движений руки с речью была отмечена еще В. М, Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений рук на развитие речи.Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

Важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях.Восприятие надо развивать в повседневной жизни, когда ребенка учат смотреть, наблюдать, слушать, т. е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, развивает обощенный способ умственной деятельности.

Психическое развитие детей с дизартрией имеет свою специфику. Необходимо учитывать особенность высших психических функций , последовательность основных этапов формирования психических процессов и этапность развития каждой психической функции в онтогенезе.

Коррекционная работа включает : развитие общей, тонкой и артикуляторной работы, зрительного гнозиса, пространственных представлений, просодической стороны речи, фонематического восприятия. Работа по постановке, автоматизации и введению в речь звуков. У детей со стертой формой дизартрии нарушен функции и процессы, участвующие в становлении письменной речи. Занятия проводятся как с группой детей, имеющих данный речевой диагноз, так и индиидуально.Необходимо закрепление полученных на занятиях навыков в домашних условиях.

1. Двигательная сфера. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

После выполнения самомассажа можно приступать следующим упражнениям.

Движения кистями рук.

Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и двумя руками одновременно.

Движения пальцами рук.

Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Дополнительно можно использовать перебирание круп, пуговиц, бусинок; шнуровку; работу с пластилином, глиной, ножницами.

Упражнения, выполняемые двумя руками вместе.

Динамическая координация движений.

Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

1-3 день — большой палец;

4-6 день — большой и указательный пальцы;

7 день — большой, указательный и средний пальцы;

10-12 день — большой, указательный пальцы;

13 — 15 день — большой палец.

В дни, не указанные в схеме, прищепки приклеплять не надо.

2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания.

Дыхательные фазы содержат равное количество секунд — от 3 до 7.Начинаем работу с 3 секунд, постепенно удлиняя до 7 секунд.

2 фаза — задержка дыхания (пауза).

3 фаза — выдох ртом, живот медленно втягивается, приподнимая диафрагму, межреберные мышцы расслабляются, опуская ребра, грудина и ключицы опускаются.

4 фаза — задержка дыхания (пауза).

  • Вдох и выдох через нос.
  • Вдох и выдох через рот.
  • Вдох через рот — выдох через нос.
  • Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
  • Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
  • Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями.
  1. Затем можно совмещать навыки дыхания с движениями. Упражнения выполняют в положении сидя на коленях либо в позе лотоса (спина выпрямлена).

На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками руками, голова опускается, спина сгибается.

Развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе — вперед.

Следующие упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая.

Развитие речевого дыхания.

Упражнения выполняются в положении сидя или стоя.

“Имитация”. Подражания голосам взрослых животных и птиц и их детенышей. Упражнение можно дополнить имитацией движений животных и птиц.

3. Мимические и артикуляционные упражнения.

Нахмурить лоб, брови, зажмурить оба, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки за другую.

Упражнения для губ.

Нижние зубы касаются верхней губы, легко ее поглаживают, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Упражнение для языка.

Губы улыбаются, кончик языка находится между неплотно сжатыми зубами. С усилием проталкиваем язык сквозь зубы, стараясь продвинуть как можно дальше, и втягиваем его обратно.

  1. Развитие зрительного восприятия, протранственных представлений.

Правильно начинать формирование пространственных представлений с освоения телесного пространства.Ребенок осознает собственное тело, знает части тела и их взаимное расположение.

  1. 4.Восприятие и различение неречевых звуков.

Развитие слухового внимания.

Развитие чувства ритма.

Разделы: Логопедия

Практикой работы с детьми ДЦП доказано, что формирование различных компонентов речи невозможно без хорошего развития голоса и дыхания. Поэтому логопедами в санатории проводится большой объём работы над голосом и дыханием у дошкольников с ДЦП.

У детей с церебральным параличом преобладает больше верхнерёберный тип дыхания, который оказывает влияние на чистоту, глубину и ритм дыхания; отмечается укорочение фонационного дыхания; у большинства детей отмечается отсутствие глубины дыхательных движений и недостаточности их произвольности; нарушен ритм дыхания. Причиной выступают гиперкинезы и дистония мышечного тонуса.

Многим детям не доступны произвольные изменения силы голоса, высоты голоса, отсутствуют произвольные изменения голоса, наблюдаются слабо выраженные голосовые модуляции, охриплость голоса. Работа по развитию голоса и дыхания проводится при положительном эмоциональном настроении детей, их максимальной активности и заинтересованности. Начинается с общего расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики. Для этого логопед совместно с невропатологом находил наиболее адекватные для каждого ребёнка позы и положения, в которых влияние патологических шейно - тонических рефлексов было бы минимальным, оптимальную позу “рефлекс запрещающие позиции” и только потом приступали к работе.

Упражнения по развитию силы голоса.

1. Удлинение произнесение звуков (при средней силе голоса):

У … У И … И
О … О Э … Э
А … А З … З
АУ … АУИ … УЗО …
АИ … ОУИ … УЗА …

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко):

О О О О И И И И
А А А А Э Э Э Э
У У У У

3. Ослабление голоса (громко – тихо шёпот – беззвучная артикуляция).

Проводится как и предыдущее упражнение на материале гласных звуков.

ОООО ОУ ОУ ОУ ОУ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ
О О О О ОУ ОУ ОУ ОУ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ

9. Чтение стихотворений, сказок, потешек с постепенной сменной силы голоса.

Сказка Л.Н. Толстого “Три медведя”

- громко и низко рычит Михаил Иванович.

- рычит Настасья Петровна не так громко.

- тихо пищит Мишутка.

Затем голос повышается и понижается, усиливается и ослабляется при чтении текста сказки

- заревел большой медведь страшным голосом.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, а так же некоторых дыхательных упражнений по методике Н.С. Стрельниковой

Упражнение “ладошки”

В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Норма - 96 вдохов – выдохов. Это так называемая стрельниковская “сотня”.

Упражнение “ладошки” мы выполняли сидя, или лёжа, по 4 вдохов.

- по 4 вдоха – движения – 24 раза,

- или по 8 вдохов-движений -12раз,

- или по 16 вдохов-движений – 6 раз,

- или по 32 вдоха- движения – 3 раза.

Упражнение “погонщики”

Во время проведения дыхательной гимнастики мы следили за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся. Концентрировали внимание ребёнка на ощущениях от движений диафрагмы, межрёберных мышц и мышц нижней части живота. Следили, что бы все дыхательные движения ребёнок выполнял плавно, под счёт.

Вывод: Практическая значимость данной работы состоит в том, что предложенные приёмы логопедической работы обогащают реабилитационный комплекс медико – социальных программ.

Применение системы коррекционного воздействия, по развитию функций голоса и дыхания, позволяет чётко организовать логопедическую работу, добиться устойчивых положительных результатов и, в целом повысить эффективность логопедической работы с дошкольниками с церебральным параличом.

Организация: МБДОУ Детский сад №175 комбинированного вида

Населенный пункт: г. Казань

Детские церебральные параличи - группа заболеваний головного мозга, возникающих вследствие его недоразвития или повреждения в процессе беременности или родов, и проявляющихся двигательными расстройствами, нарушениями речи и психики [7].

В настоящее время классификация церебрального паралича Семеновой К.А. принимается в Российской Федерации (1974-1978) [6].

В соответствии с этой классификацией выделяются 5 форм церебрального паралича:

1. Спастическая диплегия.

При этой форме наблюдается поражение рук и ног, ног - в большей степени. Данная форма наблюдается у 50% детей, страдающих церебральным параличом.

2. Двойная гемиплегия.

При такой форме наблюдается тотальное повреждение головного мозга. В большинстве случаев дети не могут сидеть, стоять, ходить. Около 90% детей имеют умственную отсталость, невозможность социальной адаптации.

3. Гемипаретическая форма.

Она характеризуется повреждением рук и ног на одной стороне тела. Верхняя конечность обычно поражена сильнее, чем нижняя.

4. Гиперкинетическая форма.

Данная форма связана с поражением подкорковых отделов мозга. Наблюдаются непроизвольных насильственные движения - гиперкинезы. Они усиливаются при движении, волнении, концентрации на выполнении задания.

5. Атонически - астатическая форма.

Эта форма встречается реже остальных, характеризуется недостаточной работой мышц (парезом), низким мышечным тонусом (гипотонусом), а также нарушением координации движений, баланса.

Степень выраженности дизартрического нарушения речи у детей с ДЦП зависит от тяжести и характера поражения центральной нервной системы.

Условно выделяют 3 степени выраженности дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

Более легкую степень проявления дизартрии принято называть стертой дизартрией.

Этот термин впервые был предложен Токаревой О.А. и Правдиной О.В. применительно к проявлениям детской псевдобульбарной дизартрии [5].

В этой статье мы рассмотрим проблему голоса как одного из ведущих синдромов в структуре речевого дефекта при детском церебральном параличе.

Нарушения голоса возникают из-за парезов (ограничений в работе мышц) языка, губ, мягкого неба, вокальных складок гортани, изменения их мышечного тонуса и ограничения подвижности. Когда мышцы гортани недостаточно иннервируются , голос становится слабым, немодулированным. Коррекционная работа по восстановлению голоса состоит из следующих этапов:

  • подготовительный, который включает в себя релаксацию и работу над мотивацией к обучению;
  • коррекция физиологического и фонового дыхания;
  • обучение координация голосовой аппаратуры;
  • введение голоса во фразовую речь ребенка [3].

Принимая во внимание особенности нарушений речи и возраста детей, нами было разработано коррекционно-развивающее занятие по развитию голоса и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с различными формами церебрального паралича.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие голоса и связной речи) у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП

• Дайте студентам представление об особенностях весны.

• Продолжить работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.

• Развивать интонационную выразительность речи;

• Развивать наблюдение детей, способность анализировать и делать выводы.

• Развивать согласованную речь.

• Воспитать интерес и любовь к природе.

(Звучит мелодия со звуками весенней природы)

1. Развитие логического мышления

Они растут вверх головой

И плачут только весной (Сосульки).

Я бегу по лестнице

На расстоянии по песенке

Узнаете меня. (Ручей).

Появился из-под снега,

И увидел кусочек неба.

Самый первый, самый нежный,

Чистый маленький . (Подснежник)

Я открываю почки

В зеленые листочки.

Деревья я одеваю,

Посевы поливаю. (Весна).

2. Представление темы

- О каком же времени года говорится в загадках?

Какие еще времена года вы знаете? Почему мы сегодня изучаем весну и ее особенности, ее признаки? Потому что весна на улице.

- Назовем признаки весны: птички поют, насекомые летают, солнышко пригревает, дни стали длиннее и погода теплее.

3. Физминутка с элементами релаксации, психогимнастикой.

- Ребята, мы посмотрим на экран и повторим движения персонажей мультфильмов.

Дети выполняют круговые движения головой, поднимают руки и машут ими, изображая полет птиц).

4. Развитие высоты голоса

- Птицы с юга прилетели, трелью раскатистой запели. Кто же эти птицы? Мы их назовем и по ролям споем ( логопед называет имена детей, кто в роли мамы птицы, кто в роли папы, а кто в роли птенчика. Затем роли меняются.

5. Развитие целенаправленной воздушной струи

Вы слышите холодный ветер? (Звуки музыки) Зима не хочет уходить! Давайте прогоним ее теплым ветром. Она нас испугается и уйдет. (Дети дуют в вертушки).

6. Развитие артикуляционной моторики.

- Давайте посмотрим на картину и подумаем о том, кто еще начинает активную жизнь весной. (На картинке бабочка летит над цветком, кузнечик сидит в траве и т. д. Дети называют насекомых, они делают обобщение, что это насекомые, у них 6 лап , есть усики, головка и брюшко).

7. Развитие связной речи

- Какие признаки есть у весны? Давайте разберем подробнее. Посмотрим на картинки и составим предложения.

(Дети по очереди называют явления природы, характерные признаки весны, которые они видят на слайдах).

Дни становятся длиннее, солнце пригревает.

Снег начинает таять, начинается половодье.

Из-под снега выходит первая трава.

Подснежники - первые весенние цветы.

Появляются первые листочки.

Расцветают первые цветы. Крокусы, подснежники.

В мае часто случаются грозы.

Заяц и белка начинают линять.

8. Развитие логического мышления, зрительного восприятия.

- А теперь давайте подумаем - что же художник нарисовал? Как будет правильно? Исправьте его ошибки, пожал-та.

В болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром – утром мылись рано,

Вправо – влево наклонились и обратно возвратились.

(Логопед произносит стихотворение с одновременными движениями, дети повторяют).

10. Развитие лексико-грамматического строя речи. Обучение составлению сравнительных предложений. Игра с мячом.

- Мы говорили, что природа очень довольна приходом весны! Давайте подарим комплименты Весне! (Логопед начинает предложение, ребенок заканчивает).

- Весна, ты яркая, …. как ясное солнце;

- Весна, ты ароматная, …. как запах лилий;

- Весна, ты звенящая, … как весенняя капель;

- Весна, ты замечательная, … как сказка;

- Весна, ты цветущая, … как сказочный сад;

- Весна, ты свежая, … как легкий ветерок;

- Весна, ты веселая, … как птичьи песни;

- Весна, ты долгожданная, … как день рождения;

- Весна, ты теплая, … как руки мамы.

11. Развитие зрительного восприятия.

(Дети, закрыв глаза, достают насекомых из сумки: стрекоза, жук, муха и т. д.,угадывая и называя их закрытыми глазами)

-Почему они насекомые?. (У них есть голова и брюшко, усики, крылья и 6 лапок).

-Чем Вам понравилось насекомое?

(Все по очереди называют).

12. Развитие мелкой моторики, памяти, внимания.

(Дети смотрят фильм о весне, они катятся вдоль ладони и пальцев су - джок, затем они рассказывают, что они видели).

- Какую тему мы изучали сегодня?

- Что Вам понравилось больше всего?

Важно помнить, чем раньше будет организована и реализована комплексная коррекционная помощь, тем более эффективным будет результат коррекции речевых, познавательных и двигательных нарушений у ребенка с детским церебральным параличом.


Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 06.06.2014

Статья просмотрена: 4261 раз

Голос — уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства. Нарушения голоса, особенно в детском возрасте оказывают неоспоримое влияние на всё дальнейшее развитие личности ребенка и его уровень социализации в структуре общественных институтов.

Изучение нарушений голосовой функции представляет собой чрезвычайно важную и сложную проблему, привлекающую внимание специалистов разного профиля. Исследователи, работающие в области голосовых нарушений, преследуют разные цели, используют различные аппараты и различные системы исходных представлений о речевом процессе в зависимости от стоящих перед ними задач. Таким образом, полное, разностороннее представление о состоянии голосовой функции еще не сформировано, не разрешен до настоящего времени ряд вопросов.

Основной процент распространенности нарушений голоса намного выше среди детей с различными видами речевой патологии (Филимонова В. И., Лаврова Е. В., Чиркина Г. В.). Они варьируют от незначительных изменений отдельных акустических характеристик до сложных голосовых расстройств. В то же время, исследованию особенностей голоса детей в структуре речевых дефектов уделяется крайне мало внимания. Сведения о состоянии, характере, распространенности нарушений голоса при таких сложных речевых нарушениях, как дизартрия, алалия, ринолалия, заикание разрозненны и немногочисленны. В настоящей работе мы коснемся вопроса нарушения голосовой функции при ДЦП.

Для того, чтобы определить общую структуру дефекта при дизартрии, синдромом которой является ДЦП, в настоящей работе были поставлены следующие задачи:

1. Описать общую клиническую картину ДЦП;

2. Описать клиническую картину возможных голосовых нарушений при ДЦП;

3. Соотнести характерные черты голосовых нарушений с отдельными клиническими формами дизартрии;

4. Представить комплекс упражнений при коррекции голоса у детей с ДЦП;

Для решения поставленных задач необходимо использовать различные методы, среди которых:

- анализ литературных источников по проблеме исследования;

- изучение медико-клинической документации;

- комплексное логопедическое обследование;

- статистическая обработка и сравнительный анализ всех полученных данных.

Объект исследования данной работы: нарушение голоса у детей с ДЦП.

Предмет исследования: коррекционно-фонопедическая работа по преодолению нарушений голосовых характеристик у детей с ДЦП

В ходе исследования на базе 8 неврологического отделения Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента Здравоохранения г. Москвы была отобрана экспериментальная группа, состоящая из 14-ти детей обоего пола возрастом от 8-ти до 14-ти лет. Все они имели логопедическое заключение о наличии дизартрии и медицинское заключение о наличии ДЦП (из них шесть девочек и восемь мальчиков).

Нарушения голоса при ДЦП, обусловленные периферическими парезами или параличами гортани, наблюдаются при аномальном развитии возвратного нерва (нижний гортанный нерв подходит к левой и правой половинам гортани.) Иногда их причины выяснить не удается. Это так называемые идиопатические парезы. Более распространены односторонние нарушения, но встречаются и двусторонние. Снижение двигательной функции гортани ведет к нейрогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в таких случаях рассматриваются как органические. Голос отсутствует или становится резко охрипшим, пациенты жалуются на большое утомление при речи, поперхивание, кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Такое сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особенно тяжелым [2].

Центральные парезы или параличи гортани встречаются при заболеваниях коры головного мозга, варолиева моста, продолговатого мозга, проводящих путей, т. е. при ряде тяжелых неврологических заболеваний, в том числе и у детей при детском церебральном параличе.

Нарушение корковой регуляции голосовой функции проявляется в недостаточной модулированности голоса, сужении его диапазона. На характер вокализации влияет также спастичность голосовых складок, приводящая к неполному их смыканию, и вследствие этого — сиплому оттенку голоса. Расстройства управления работой мышц небно-глоточного кольца приводит к назальному оттенку голоса [5].

При этом дизартрия, как основное речевое нарушение при ДЦП, может проявляться в различной степени — от полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики. Общий характер расстройства речи зависит от условий формирования артикуляционного праксиса и фонематической системы. При этом надо иметь в виду, что в формировании праксиса при псевдобульбарной дизартрии на первый план выступают расстройства произвольных движений, требующих коркового контроля. В связи с этим моторные проблемы ярче проявляются при необходимости реализации сложных, иерархически организованных движений. Особенно страдает произношение сложных переднеязычных звуков, требующих более высокого уровня моторного контроля, — ротовых смычно-проходных, вибрантов, свистящих, шипящих [8].

Анартрия — полная неспособность к произношению, обусловленная расстройствами иннервации периферического речевого аппарата. Анартрия встречается значительно реже, чем дизартрия. При анартрии двигательные расстройства в оральной области так велики, что ребенок может долгое время есть лишь с посторонней помощью, а в дальнейшем процесс еды носит специфический характер.

И. И. Панченко разграничила детей с анартрией на три группы:

- дети с полным отсутствием голоса и речи;

- дети с наличием голосовых реакций;

- дети со слабовыраженной звукослоговой активностью.

И. И. Панченко отмечала, что дети с анартрией имеют в основном смешанную неврологическую симптоматику, демонстрировавшую грубую патологию как центральных двигательных отделов, так и стволово-подкорковых отделов мозга. Наблюдалась выраженная асинхронность дыхательной, фонаторной и артикуляционной моторики у детей с анартрией было затруднено не только произношение, но и жевание, глотание, мимика. По анамнестическим данным, у детей в онтогенезе отсутствовал лепет.

При всем при этом органические нарушения голоса у детей при детском церебральном параличе делятся на центральные и периферические. К центральным нарушениям относятся афония и дисфония при различных формах анартрии и дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой и подкорковой).

Картина нарушения как самой гортани, так и голосообразования в случае с дизартрией бывает различной. Как уже было сказано, парезы и параличи одной половины гортани могут сочетаться с парезом другой. Положение парализованной половины, а следовательно, и голосовой складки может быть срединным (медиальным), близким к срединному (парамедиальным), боковым (латеральным), а также средним между медиальным и латерным (интермедиальным). При медиальном положении голосовых складок больше страдает физиологическое дыхание, а чем значительнее складка отведена в сторону, тем больше нарушается голос. Однако следует отметить, что прямая зависимость наблюдается не всегда. Часто наступает атрофия, провисание голосовой складки, и тогда даже при срединном ее положении голос страдает весьма значительно.

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами — нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. В клинической характеристике дизартрии обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, т. е. патология эфферентной и афферентной регуляции процессами рече- и голосообразования. Неоднородность клинической картины дизартрии выявляет своеобразие голосового нарушения при данном речевом расстройстве [7].

Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Нарушения ритмоинтонационной стороны речи в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка-дизартрика, страдающего ДЦП.

Причина нарушения голоса при дизартрии — патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Несмотря на различие клинической картины дизартрии, можно выявить некоторые общие закономерности нарушения голосовой функции у этих детей. Причина эфферентного нарушения в паретичности, ограниченности произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксии, нарушениях тонуса, гиперкинезах. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания, а также голосообразования.

Дифференцированный подход к анализу форм дизартрии на фоне ДЦП дает возможность выявить характерные особенности нарушения голосовой функции при данном речевом расстройстве. Выделяются следующие клинические формы дизартрии на основе ведущего синдрома поражения речевой моторики [1]:

В основу данной классификации положен принцип системного подхода к деятельности центральной нервной системы. Кора головного мозга функционирует в неразрывной связи с экстрапирамидной системой (подкорковыми образованиями), ретикулярной формацией и мозжечком. Поражение пирамидной системы на любом уровне приводит к нарушению произвольных движений, в том числе и артикуляционной моторики. Учитывая тесную функциональную зависимость различных уровней пирамидной системы, выделение смешанных форм дизартрии можно считать оправданным [1].

При спастико-паретической форме дизартрии грубо снижена сила, амплитуда произвольных артикуляционных движений. Причем чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного, голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы, ритма, мелодики и тембра голоса.

Наиболее характерным для данной формы дизартрии является: 1) слабость артикуляционных и дыхательных мышц, особенно диафрагмы, гипокинезия гортанных мышц, 2) паретичность язычной, губной мускулатуры, мягкого нёба.

Характеристика дыхания и голоса при спастико-паретической форме дизартрии [1].

Дыхание: Дыхание в покое

Речевое дыхание

Дыхание поверхностное, ключичное. Возможен дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Губной и глоточный выдох свободные

Преобладает ключичный тип дыхания выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи

Неречевая фонация

Речевая фонация

Крик громкий, звонкий. Голосовые модуляции по высоте и силе недоступны. Фонация быстро истощается

Голос слабый, тихий, иссякающий по силе. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый

При спастико-паретической форме дизартрии наблюдается дискоординация в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, спастичность или паретичность голосовых складок, что, приводит к тяжелому нарушению голоса и речи, а соответственно грубо страдает ритмико-мелодико-интонационная сторона речи, ее разборчивость и внятность, а также — грубое изменение мышечного тонуса наряду с явлениями спастического пареза. При попытках к произвольной речи резко нарастает мышечный тонус в артикуляционном, дыхательном и голосовом аппарате.

Спастико-ригидная форма. Наиболее характерными признаками являются: 1) напряженность дыхательных мышц, 2) гиперкинезия гортани, 3) спастический парез в язычной, губной мускулатуре, мягком нёбе, что приводит к монотонности, назализации голоса [1].

Дыхание в покое

Речевое дыхание

Дыхание поверхностное учащенное. Выдох непродолжительный. Воздушная струя слабая, рассеянная, толчкообазная

Дыхание поверхностное, учащенное. Нет дифференциации носового и ротового дыхания. Выдох короткий, слабый. Быстрое истощение силы выдоха в процессе речи. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе

Hеречевая фонация

Речевая фонация

Голос громкий, звонкий при крике, плаче, смехе. Голосовые модуляции по высоте недоступны, по силе есть, но быстро истощаются

Голос слабый, тихий, иссякающий, по силе голос постоянно меняется. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения недоступны. По тембру голос глухой, назализованный, хриплый, монотонный, немодулированный, сдавленный, зажатый, гортанный, форсированный, прерывистый, напряженный. Наблюдаются явления детонации и тремолирования. Голос быстро утомляется. Темп речи быстрый. Постоянного ритма нет

При спастико-гиперкинетической форме дизартрии явления спастического пареза сочетаются с атетоидными и хореическими гиперкинезами. Артикуляционные движения беспорядочны, хаотичны, нелокализованны, аритмичны, затруднены [1].

1) гиперкинезы в дыхательной мускулатуре, которые вызывают её напряжение или, наоборот, слабость, вялость. Поэтому голос не только слабый, тихий, но постоянно истощающийся;

2) дискинезия гортани, поэтому голос, с одной стороны, сдавленный, а с другой —вибрирующий;

3) спастический парез в язычной, губной мускулатуре в сочетании с гиперкинезами придает голосу монотонный оттенок с выкриками и повышением голоса. Фонетическая сторона речи страдает обычно незначительно.

Дыхание: Дыхание в покое

Речевое дыхание

Дыхание поверхностное, неравномерное. Выдох слабый, воздушная струя рассеянная. Нет координации вдоха и выдоха

Дыхание поверхностное, хаотичное, неравномерное, ключичное. Выдох слабый, короткий. Добор воздуха на каждом слове, часто речь на высоте задержанного вдоха. Нет синхронности вдоха и выдоха

Голос: Неречевая фонация

Речевая фонация

При крике, плаче, смехе голос громкий, звонкий. Голосовые модуляции по высоте и силе доступны в смехе

Голос слабый, быстро истощающийся, отрывистый, толчкообразный. Произвольные голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения недоступны. Звонкость непостоянная — в начале фонации голос звонкий, к концу — глухой. Голос монотонный, назализованный, сдавленный, тремолирующий, вибрирующий, визгливый. Темп речи быстрый, но непостоянный, определенного ритма нет

Дисфония при различных формах дизартрии у детей характеризуется своеобразным и сложным нарушением высоты, силы и тембра голоса со многими нейродинамическими наслоениями [4]. Характеристика дизартрии осложняется клиническими синдромами детского церебрального паралича. Основной причиной расстройства голоса в одних случаях является асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а в других — паретичность движений голосовых складок и артикуляционной моторики. Изучение нарушении голоса при различных формах дизартрии у детей может быть важным диагностическим признаком определения формы дизартрии. К периферическим органическим расстройствам голоса относятся нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха.

Компенсация дефекта у ребенка с ДЦП происходит при условии перехода здоровой голосовой складки за среднюю линию и смыкания ее с парализованной. Это достигается только при включении значительного числа физиологических компонентов, расположенных в разных зонах нервной системы и рабочей периферии.

Комплекс упражнений при коррекции голоса у детей с ДЦП:

Приемы постановки голоса при дизартрии, как правило, используют упражнения, заимствованные из вокальных техник и рекомендуемые для преодоления дисфонии и афонии.

Произносить [м] предлагается следующим образом: губы спокойны сомкнуты, между резцами расстояние приблизительно 1 мм, мягкое нёбо слегка напряжено. Звук произносится кратко, при этом должна возникнуть легкая вибрация костей черепа. Когда постепенно, методом проб и ошибок, достигается оптимально возможное звучание голоса, продолжительность фонации увеличивается.

Далее следует переходить к тренировкам в произнесении слогов — [м] сочетается с гласными, которые добавляются в определенной последовательности [а, о, у, э, и], т. е. по мере увеличения импеданса — ма, мо, му, мэ, ми. Звук [а] считается наиболее простым, при его образовании расширяется объем ротовой полости. Он самый громкий и при фонации не требует очень плотного смыкания голосовых складок, поэтому для людей с патологией голосового аппарата более доступен. Фонация [и] должна вызывать плотное замыкание голосовой щели. В процессе тренировок достигается полноценная фонация всех слогов, однако предпочтение в длительности звучания отдается фонеме [м].

Закрепление голосовых кинестезии достигается упражнениями с использованием всех звонких согласных — сонорных и щелевых:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.