Костюм лечебный гравистат для дцп



МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЦП:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Костюмы Гравистат – современный способ восстановления двигательных функций больных с диагнозом ДЦП. Он подходит для применения инструкторами, специалистами-реабилитологами, родителями и врачами. Все они занимаются выполнением курсов, которые направлены на восстановительные процедуры, а также рядом других нарушений нервной системы или опорно-двигательного аппарат.

Что такое костюм Гравистат?

Сам костюм Гравистат – это совокупность элементов. При этом многих из них нет в костюме Адели, что и становится основным отличием Гравистата. Лечебный костюм или ЛК включает в своем составе бандаж, используемый для опорно-постановочных функций для плечевого пояса и грудины. Имеются следующие компоненты – бандажи стоп, стельки супинаторы, фиксаторы для голеностопнго сустава, коленей и поясницы.

Дополнительно конструкция имеет эластичные пластины, представляющие собой постановочные элементы, которые крепятся к деталям костюма. Также может использовать головодержатель, позволяющий зафиксировать правильное положение головы. Другими словами, лечебный костюм – это специальный фиксирующий эластичный каркас, позволяющий сохранять функции движения. При этом дополнительно удается уменьшить разболтанность суставов, добиться активизации мышечной деятельности стопы и ее корректную постановку.

Главным достоинством лечебного костюма Гравистат становится возможность создавать невролого-ортопедический рецепт аппарата в индивидуальном порядке для каждого ребенка больного ДЦП. Дополнительно может использоваться и костюм Адели. Он имеет некоторые отличия, поэтому удается добиться наиболее благотворного оказания на организм ребенка и эффективности процесса лечения.

Особенности методики

Методика восстановления опорно-двигательных функций детей больных ДЦП была предложена в 1993-1996-м году профессором К. А. Семеновой. Метод подразумевает под собой динамическую проприоцептивную коррекцию. Отличительной чертой становится возможность восстановить нарушенные функции мозга посредством оказания воздействия на антигравитационную систему. Для этого используются специальные тяги лечебного костюма. С их помощью направляется афферентный поток импульсов от мышц, связок и суставов. Он и гарантирует оказание эффекта нормализации функционирования центральной нервной системы.

Кому можно использовать ЛК Гравистат?

Лечебные костюмы Гравистат отличаются по своему типоразмеру. Они могут использоваться для детей в возрасте 3-18 лет. При этом допускается применение костюма в условиях реабилитационного центра, стационара или дома. Методика считается наиболее востребованной для применения в условиях поздней резидуальной стадии заболевания:
1. Атонически-астатическая форма.
2. Спастическая диплегия.
3. Гиперкинетическая форма.
4. Гемипаретическая форма.

Также имеются ряд противопоказаний, при которых от использования костюма следует отказаться в пользу других методов лечения. К ним можно отнести судорожные приступы, которые обычно наблюдаются 3-4 раза в месяц, двойную гемиплегию, вывихи или подвывихи тазобедренных суставов, грыжа Шморля, тяжелые соматические заболевания сердца, проблемы с эмоционально-волевыми реакциями, различные виды грыж, инфекционные заболевания в острой форме.

В любом случае прежде чем использовать лечебный костюм Гравистат следует отправиться на консультацию к опытному специалисту. Это позволит определить возможность использования костюму, частоту применения.

Методические рекомендации разработаны коллективом государственного научно-практического учреждения Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Авторы: врач ЛФК высшей категории Куркова Л.Б., кандидат медицинских наук Самойлова С.В., доктор медицинских наук, профессор Коровкин С.А.
Предназначены для специалистов-реабилитологов, врачей и инструкторов ЛФК, родителей при проведении курсов реабилитации и восстановительного лечения больных ДЦП и другими поражениями центральной нервной системы, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Издание осуществлено в рамках проекта Инновационная модель социальной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитывающимися в семьях и интернатных учреждениях за счет средств грантового фонда конкурса Социальное партнерство Окружной ярмарки социальных и культурных проектов Саратов-2001.

1. Определение

Лечебный костюм (ЛК) Адели представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела, и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.
Лечебный костюм (ЛК) Гравистат имеет ряд элементов, отсутствующих в ЛК Адели. ЛК Гравистат содержит опорно-постановочный бандаж для грудной части туловища и плечевого пояса – реклинатор, а также фиксаторы поясницы, колена и голеностопного сустава, бандаж стопы и стельки супинаторы. ЛК содержит постановочные элементы, выполненные в виде эластичных пластин, способных фиксироваться к различным деталям костюма. При необходимости удерживать голову в правильном положении, надевается головодержатель.
ЛК Гравистат позволяет создать эластичный фиксирующий каркас (с сохранением функции движения) для тела или отдельных его частей, уменьшив при этом разболтанность суставов (голеностопного и коленного), обеспечить активную деятельность мышц стопы и более правильную ее постановку.
Модульный принцип построения ЛК Гравистат позволяет создать индивидуальный невролого-ортопедический рецепт аппарата, соответствующий определенному больному.
Метод динамической проприоцептивной коррекции (ДИПРОКОР) с использованием ЛК "Адели" и Гравистат предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году с 1996 года успешно используется в Саратовском областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями.

2. Механизм действия

Новизна метода заключается в принципиально новом подходе к восстановлению нарушенных функций мозга, путем воздействия на антигравитационную систему с помощью специальных тяг ЛК, направляя при этом афферентный поток импульсации, поступающий от мышц, суставов, связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения и речь.

3. Показания и противопоказания

Лечебные костюмы имеют несколько типоразмеров и применяется у детей и подростков от 3 до 18 лет в условиях стационара, реабилитационного центра и в домашних условиях.
Методика рекомендуется к применению в поздней резидуальной стадии ДЦП при:

  • спастической диплегии;
  • атонически-астатической форме;
  • гемипаретической форме;
  • гиперкинетической форме.

Противопоказания:

  • двойная гемиплегия;
  • судорожные приступы 3-4 раза в месяц, стойкое снижение порога судорожной активности на ЭЭГ;
  • патология поведения и эмоционально-волевых реакций;
  • подвывих и вывих тазобедренных суставов;
  • дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, грыжа Шморля;
  • грыжи (паховые, пахово-мошоночные, пупочные и др.);
  • тяжелые соматические заболевания (пороки сердца, хронические заболевания почек, поджелудочной железы, обострение язвы желудка);
  • выраженный гипертензионно-гидроцефальный синдром (повышение АД более 140 и 90 мм.рт.ст), а также гипотония;
  • ОРВИ и другие острые инфекционные заболевания.

4. Курсы лечения

Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение года в зависимости от показаний. Первоначально больной находится в костюме до 20-30 минут. Постепенно время увеличивают до 1,5-2 часов в день с перерывами по 5-10 минут (в зависимости от индивидуальной переносимости).

5. Подготовка к занятиям лечебной гимнастикой

  • При применении ЛК необходимо использовать ортопедические приспособления для исправления порочных положений частей тела (обувь, головодержатель и пр.).
  • Перед надеванием ЛК необходимо одеть ребенка в спортивную хлопчатобумажную форму (футболка и трико).
  • Перед занятием опорожнить мочевой пузырь и кишечник (использовать памперсы для детей с энурезом, применять маску при слюнотечении).
  • При выполнении упражнений не задерживать дыхание, выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
  • Следить за появлением признаков утомления.
  • Занятия начинать не ранее, чем через час после еды.

6. Массаж

Перестройка патологического двигательного стереотипа крайне сложна, и для ускорения этого процесса необходимо как можно более интенсивное первоначальное расслабление спазмированных мышц, и лишь затем - применение устройства, влияющего на их деятельность.
В свою очередь гипотоничные мышцы должны быть стимулированы к деятельности с помощью массажа. Поэтому перед применением ЛК "Адели" и Гравистат проводят подготовительный дифференцированный массаж по методике К. А. Семеновой. Кроме того, возможно применение:

  • сухой гидромассажной ванны;
  • массажа с применением рефлекторно-сегментарных методов;
  • вибромассажа;
  • магнитного одеяла;
  • укладок;
  • массажа с помощью массажных мячей и валиков.


Рис. 1.

1. Применяется для растягивания мышц задней поверхности ног, сгибателей бедра, при спазме приводящих мышц ног и сгибателей голени.


Рис. 2.

2. Применяется при укорочении больших грудных мышц, сгибательно-приводящих контрактур в тазобедренных и сгибательных в коленных суставах.


Рис. 3.

3. Применяется при тенденции к сгибательным и приводящим контрактурам в тазобедренных суставах, при наличии непроизвольных движений.


Рис. 4.

4. Применяется при повышенном тонусе сгибателей локтевого сустава и ограничении супинации, повышенном тонусе приводящих мышц бедра и тенденции к внутренней ротации ног.


Рис. 5.

5. Применяется при повышенном тонусе и наличии непроизвольных сокращений сгибателей и приводящих мышц ног.

Для выполнения укладок применяются ватные подушки разных размеров и плотности, валики, перекидные грузы, утяжелители, мешочки с солью.

8. Принципы обучения движениям в лечебных костюмах

Занятия лечебной гимнастикой в лечебном костюме проводятся по общим принципам (вводная, основная и заключительная часть). Занятие состоит из дыхательных и специальных упражнений. Занятия проводят по 1, 2 и 3 режимам. Продолжительность - от 10 до 40 минут.

  • Формирование правильной схемы тела, навыков прямостояния, сохранения равновесия.
  • Выработка естественной схемы движения конечностей при обучении ходьбе.
  • Обучение синхронным движениям рук и ног при ходьбе.
  • Обучение методам безопасного падения.
  • Обучение правильному перемещению стоп при ходьбе в лечебном костюме
  • (перекат с пятки на носок).
  • Дыхательные упражнения.

9. Лечебная гимнастика на мячах и других надувных предметах в лечебных костюмах

Лечебная гимнастика с применением надувных предметов (мячей, подушек, наклонных плоскостей, цилиндров, мячей-роллов, батутов, сухого бассейна и т. п.) - перспективное направление, успешно используемое в кинезиотерапии (терапия движением) детей. Упражнения можно проводить в любое время дня, спустя 40-60 минут после еды. Необходимо позаботиться о надежной страховке ребенка. Каждое упражнение повторяют 3-4 раза.


Рис. 6

1. Покачивание на мяче в положении на животе, бедра разведены в стороны. Покачиваем мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны по диагонали, по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Похлопать раскрытой кистью по мячу.


Рис. 7

2. Покачивание на мяче в положении на животе с отталкиванием стопами от поверхности пола. Следить, чтобы ребенок наступал на пятку.


Рис. 8

3. Покачивание на 2-х мячах. При покачивании на мяче старайтесь, чтобы ребенок выставлял перед собой руки, раскрывая кисти.


Рис. 9

4. Прокатывание на мяче с лишением опоры верхней части туловища, в руках – гимнастическая палочка. Осторожно потягиваем за палочку вперед и вверх.


Рис. 10

5. Прокатывание на физиоролле в положении на животе по коврику со следочками для кистей рук.


Рис. 11

6. Покачивание на мяче в положении на боку.


Рис. 12

7. Покачивание в положении на спине в различных направлениях, постепенно увеличивая размах движения.


Рис. 13

8. Покачивание на мяче в положении на четвереньках (с лишением равновесия).


Рис. 14

9. Ползание по наклонной плоскости на животе, на спине, перекат "бревнышком".


Рис. 15

10. Упражнение на сопротивление - отталкивание от мяча. Ребенок отталкивает мяч ногами, тренируя опорность стоп.


Рис. 16

11. Покачивание на надувном бревне в положении сидя верхом (следить за тем, чтобы ребенок полностью нагружал стопу).


Рис. 17

12. Прыжки и ходьба по батуту.


Рис. 18

13. Прокатывание в надувном цилиндре.


Рис. 19

14. Упражнения в сухом бассейне (имитация плавания на животе, на спине, повороты туловища, кувырки, прокатывание и вращение на спине и животе).


Рис. 20

15. Упражнения на Чудо-лестнице.


Рис. 21

16. Упражнение на надувном бревне в тренажере Гросса.

10. Формирование навыков самостоятельного стояния и обучение ходьбе

Контроль за положением головы, вертикальным, симметричным положением туловища с опорой на полную ступню (у шведской стенки на горизонтальных брусьях). Стоять, сохраняя равновесие.

Исходное положение - стоя с поддержкой (со страховкой) у шведской стенки, держась руками за перекладину на уровне талии.

1. Опора на полную ступню.
2. Перенос тяжести тела с ноги на ногу (фиксируя пятку).
3. Приставные шаги вправо и влево.
4. Поочередно стоять на одной ноге.
5. Поочередное выставление правой и левой ступни на нижнюю планку шведской стенки с постепенным подъемом на следующую планку.
6. Сохранение равновесия у шведской стенки с открытыми и закрытыми глазами поочередно.

Исходное положение - стоя со страховкой:

1. Ходьба на месте.
2. Ходьба по ребристой доске.
3. Ходьба по массажной дорожке.
4. Ходьба с препятствиями, перешагивая через палочки.
5. Ходьба по черте.
6. Ходьба по следочкам (на коврике).
7. Ходьба по зыбкой, мягкой поверхности (по мату, батуту).
8. Шаговые движения за управляемой движущейся тележкой, тележкой с подвесным мячом (стремясь наступить на мяч).
9. Отработка более быстрого темпа движений в ходьбе.
10. Самостоятельная ходьба с минимальной страховкой.

Упражнения на тренажерах:

1. Тренажер, имитирующий ходьбу. Следить за осанкой. Страховка.
2. Отработка фаз шага на беговой дорожке. Следить за вертикальной и симметричной позой туловища, положением головы. Перекат с пятки на носок.
3. Велотренажер.

В мягком манеже:

  • легкие толчки за плечи с целью сохранения равновесия.
  • обучение безопасному и безболезненному падению.

При условии устойчивого передвижения в правильной позе - переходят к обучению самостоятельной ходьбе.

11. Обучение ходьбе в лечебном костюме

1. Начинают с исправления осанки.
2. Шаг на месте (перекат с пятки на носок).
3. Ходьба по массажной дорожке (массажному коврику).
4. Работа на тренажерах, имитирующих ходьбу (беговая дорожка механическая и электрическая).
5. Ходьба и прыжки на батуте.
6. Дыхательные упражнения.
7. Ходьба по лестнице.
8. Варианты ходьбы с увеличением скорости и уменьшением страховки, игра "Кто вперед?", "Догони мяч".
9. Ходьба по следочкам, перешагивать через палочки, ходьба с палочками с расширенной опорой (с двумя, с одной).
10. Ходьба в сочетании с движениями рук (вращение кистями, противопоставление большого пальца остальным, разведение пальцев, соединение лопаток, хлопки в ладоши, передача мяча, броски мяча в цель, игра с воздушными шарами).

12. Особенности лечебной гимнастики в зависимости от формы ДЦП

1) При спастической диплегии применяются специальные упражнения для расслабления мышц нижних конечностей, упражнения на мяче.

2) При гемипарезе обучение движениям начинают со здоровой конечности. Применяются специальные упражнения для коррекции движений, увеличения объема движений в пораженных конечностях, упражнения, направленные на стимуляцию роста укороченных конечностей. Особое внимание уделяется нормализации и развитию движений кисти и стопы.

3) При гиперкинетической форме применяется диагональная гимнастика, а также упражнения на расслабление с использованием надувных предметов, батута.

4) При атонически-астатической форме применяются упражнения для укрепления мышц туловища и конечностей, упражнения, корригирующие осанку и походку, упражнения на сопротивление, на равновесие с применением тренажеров и снарядов.

При назначении лечебной гимнастики учитывается степень функциональной готовности к выполнению упражнений, физическое развитие ребенка.

13. Оценка эффективности

Эффективность методики по мнению авторов - около 70%. Степень выраженности положительного эффекта лечебной гимнастики в ЛК "Адели" и Гравистат зависит от степени тяжести заболевания, мотивации к становлению движений, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), патологических синергий.

Оценка эффективности производится по объективным и субъективным критериям:

Фототоп - альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.

В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.

  • Разместить статью
  • Топ блогов
  • Неделя
  • Месяц
  • Рейтинги
  • Архив
  • Фототоп
  • Видеотоп
  • Избранное
  • Выйти
  • Войти


liya_fa — 15.04.2016 Не правда, в этом костюме так похож на космонавта? Он это знает:

Цель методики: (методика предложена профессором К.О. Семеновой): коррекция двигательных нарушений у детей с церебральными параличами.

В системе реабилитации больных ДЦП в остаточной стадии хороший эффект дает применение метода динамической коррекции с помощью лечебного костюма, который позволяет: улучшить мышечный тонус, скоррегировать позу и положение частей тела относительно друг друга, увеличить объем активных движений в пораженных суставах, улучшить равновесие и ориентировку в пространстве и даже речь и психику больного.

Описание костюма "Гравистат'" в центре" Огонек"

Нарушение функций опорно-двигательного аппарата у детей является серьезным заболеванием, которое встречается довольно часто. Диапазон степени двигательных нарушений очень широкий. Подавляющее большинство таких больных становятся инвалидами уже с детства. Реабилитация детей с ДЦП - это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е адаптировать к окружающей среде.

Метод динамической проприоцептивной коррекции с использованием рну "Гравистат" предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году. С 2000 года успешно используется в школе-центр "Динамика" для детей с синдромом ДЦП и нарушением ОДА, накоплен большой положительный опыт.

Сущность метода заключается в воздействии на мозговые структуры функциональной системы антигравитации (ФСА) потока скорригированной проприоцептивной импульсации, возникающей при выполнении ребёнком произвольных движений в устройстве "Гравистат". [Семенова. К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича].

Рефлекторно-нагрузочное устройство " Гравистат" представляет собой систему установочно-базовых элементов и эластичных тяг, выполненных из различных вариантов ткани. Тяги задают регулируемую компрессионную нагрузку, направленную вдоль длинной оси тела, и корригируют положение отдельных двигательных сегментов туловища и нижних конечностей.

Правильно подобранная осевая нагрузка и функциональная коррекция положения двигательных сегментов тела ротационными ("вращающими") тягами приводят к возникновению потока нормализованной импульсации, направленного от рецепторов суставно - мышечно-связочного аппарата в центральную нервную систему. Под воздействием этого потока происходят преобразования деятельности функциональной системы антигравитации и других анализаторных систем мозга, что является основой для развития физиологических движений, эмоций и воли, в определенной степени - интеллекта и речи детей.

"Гравистат" это костюм-тренажер для тренировки мышц в циклическом режиме, который обеспечивает:

- дозированную компрессионную нагрузку, направленную вдоль длинной оси тела;
- коррекцию положения отдельных сегментов локомоторного аппарата;

- снижение тонуса грудных мышц и устранения их рефлекторного влияния на мышцы тазового и плечевого пояса;

- тренировку ослабленных мышц в оптимальном режиме. Это отсюда Скопировала, потому как сайты пропадают,взламывают и прочее.

Там много буков и не моих, открывайте только кому реально интересно про костюм.

А я пока покажу, как надевали конструкцию на сына. Про инструктора Колбасову Гулию Рафаиловну и по занятия в кабинете ЛФК я уже рассказывала Именно этот инструктор и начинает цеплять ремни:

Шутит, что со вчерашнего дня он похудел. Сын доволен:

Все эти ремни столь сложны, что на помощь пришла другая медсестра:

Конструкция та ещё:


Наконец, нарядили сына в костюм космонавта и отправили круги нарезать по коридору и по обоим этажам:

Чем мне особенно Гулия Рафаиловна понравилась, так тем,что она не обращая внимания на капризы пациентов, зная, что они просто жалеют себя и потакать - означает эффективность лечения уменьшать в разы, требовала и от сына заниматься, не лениться. Просто чётко контролируя, чтобы и правой рукой хорошенько цеплялся за шведскую стенку:

Мало ли, что ему не хочется. надо:

Впрочем, сын особо не протестует мама же рядом и выполняет все указания инструктора. А потом довольный качается на на специальных качелях. Тут и видео, 40-секундное можете посмотреть:

Теперь на моём ютуб-канале периодически будут и ролики с различных лечений сына, не только котики-цветочки-птички. Так что, кто желает подписаться - это тут.

Этот костюм нужно носить по несколько часов в день. Увидела на стене прейскурант цен на услуги:

Сказала Гулие Рафаиловне, что готовы дополнительное время оплатить - лишь бы полноценно прошёл весь курс лечения в центре. Она сходила к врачу, проконсультировалась и сказала, что нам это бесплатно, потому как, по программе реабилитации проходим, как татарстанские. Лечение оформляется через соц.защиту. Из других регионов могут и за плату оформиться,если их отделы соц.защиты не оформят договоры. А так - государственное учреждение, о чём я уже рассказывала.

И снова про костюм. его и в домашних условиях бы хорошо использовать. цена вопроса - 27 тысяч, если не больше(в инете информации толком не нашла,но понимаю, что от размера и прочего ещё зависит). Да и центру они явно ещё нужны - изнашиваются и липучки,и сам костюм.

Сейчас сын по полтора-два часа в нём ходит. Снимает абсолютно мокрую футболку. Нагрузка существенная. Как он говорит:*Сначала тянет вниз, трудно ходить,потом привыкаешь. Снимаешь - и так хорошо,легко становится*(с).

Посмотрим - как дальше будет,пока 4 сеанса было у него.

Для того, чтобы восстановить утраченные функции опорно-двигательного аппарата больного, в центре активно используется ортезирование – применение специальных медико-технических средств реабилитации.

Ортезы принято подразделять на фиксирующе-корригирующие и функциональные. Большинство ортезов выполняют сразу несколько задач: функциональную коррекцию и фиксацию пораженного двигательного сегмента.

Многие фиксирующе-корригирующие средства ортезирования используются в основном для удержания позвоночника или пораженной конечности в заданном положении, а также для коррекции патологических установок.

К ортезам подобного типа относят туторы, головодержатели, шины, корсеты и т.п.

Все эти средства ортезирования широко применяются при комплексном лечении травм опорно-двигательного аппарата, а также при разных типах заболеваний нервной системы.

Такие ортезы обеспечивают не только частичную или полную разгрузку пораженного сочленения или сегмента, но и функциональную коррекцию и стабилизацию движений.

Применение функциональных средств ортезирования, таких как ортопедические аппараты и т.д. дает, в первую очередь, надежду на улучшение качества жизни многим больным людям, страдающим поражением костно-мышечной системы.

Применять ортезы можно в разных режимах:

  • Лечебные укладки – от 30 мин. до 2 ч.
  • Функциональное нагружение от 4 до 12 ч.
  • Постоянное пребывание – порядка 20 ч. в сутки.

Производство осуществляется на собственной производственной базе, расположенной в Алтуфьево (Москва). Врачи совместно с инженерами и техниками-протезистами НПЦ занимаются разработкой, а затем и внедрением в клиническую практику ортопедических изделий. В основу производственной деятельности положен принцип серийного производства изделий максимальной готовности. Это позволяет в большинстве случаев при обращении к нам пациентов исключить дорогостоящую и длительную технологию индивидуального ортезирования, сохранив при этом индивидуальные параметры ортезов и тем самым значительно снизив стоимость этих изделий, что очень актуально в наше время.

Установкой отдельных тяг РНУ модулируют положение таких сегментов опорно-двигательного аппарата, как бедро, голень и стопа. Различные способы установки эластичных тяг реализуют тот или иной способ перевоспитания двигательного стереотипа ребенка. Традиционная настройка РНУ предполагает коррекцию позиции сегментов нижних конечностей. Такая настройка оптимальна, если основной реабилитационной задачей является обучение ребенка с ДЦП самостоятельному передвижению, то есть ребенок-инвалид имеет III-й и IV-й уровень развития так называемых больших моторных функций по международной шкале Gross Motor Function Classification System (GMFCS) и может выполнять шаговые движения только с различными видами поддержки или с дополнительной опорой. Альтернативный способ настройки РНУ – усиление выраженности патологической позиции нижних конечностей с целью тренировки мышц-антагонистов, дефицит функции которых определяет характер двигательных нарушений – является способом выбора при обучении самостоятельно передвигающихся детей с ДЦП (GMFCS-I, GMFCS-II). Такая настройка РНУ согласуется с описанным в классических трудах выдающегося физиолога Ch. S. Sherrington принципом воздействия на антагонистов, с целью тренировки мышц-антагонистов.

Конструктивный элемент РНУ – реклинатор – обеспечивает снижение тонуса больших грудных мышц и уменьшение рефлекторного влияния их спастичности на мышцы плечевого и тазового пояса ребенка с ДЦП.

Ролик о том, как правильно надевать костюм (методический материал) - смотрите здесь.

Динамическая проприоцептивная коррекция является интегративной реабилитационной технологией и предполагает использование классических и современных методик лечебной гимнастики, таких как Bobath, Бортфельд, PNF, прикладная кинезиология и другие. Отдельные приемы и принципы этих методик применимы в процессе тренировки детей-инвалидов в РНУ.

Оптимальный режим тренировок в РНУ – пять дней в неделю, занятия проводятся индивидуально, под контролем инструктора лечебной гимнастики, прошедшего специальное обучение. Средняя длительность одной тренировки в РНУ – 45-60 минут, в зависимости от толерантности ребенка к физической и осевой нагрузке. Длительность курса – 20 тренировок. Важным фактором является присутствие родителей ребенка на занятиях с целью их обучения правилам применения РНУ в домашних условиях, между курсами реабилитации.

Абдукционный аппарат представляет собой модульную регулируемую конструкцию, типоразмеры элементов которой имеют антропометрическое соответствие. Вокруг тазового пояса пользователя фиксируется тазовый бандаж аппарата, имеющий сзади пластину-основание, на которой закреплены два шарнира. Каждый шарнир соединен со штангой. Манжета бедра закреплена на штанге хомутом с возможностью его линейного перемещения вдоль штанги и вращения относительно оси штанги. Непосредственно с манжетой хомут соединен одноосным шарниром. Манжета устанавливается на нижнюю треть бедра пользователя. Абдукционный аппарат настраивается индивидуально. Необходимое отведение левого и правого бедра обеспечивается выбором и фиксацией позиции шарниров, установленных на пластине-основании. В отличие от отводящих шин типа шины Виленского, отведение каждого бедра в аппарате осуществляется в определенных пределах практически без взаимовлияния, что позволяет добиваться различной степени отведения бедер при одностороннем подвывихе или при неодинаковой степени децентрации головок бедренных костей с 2-х сторон.

Оптимальный режим применения абдукционного аппарата при сублюксации бедра – постоянное ношение при бодрствовании. Длительное применение аппарата (как правило, более года) с этапной коррекцией его настройки в случае исходной спастичности способствует относительной сбалансированности тонуса отводящих и приводящих мышц. Контроль настройки аппарата осуществляется врачом-ортопедом не реже 4 раз в год, рентгенологическая оценка динамики состояния тазобедренных суставов производится 1 раз в год.

Преимущество динамического ортезирования – сохранение подвижности в тазобедренных суставах при корригированной позиции бедер в пределах задаваемых объемов в трех плоскостях. В отличие от альтернативного способа консервативной коррекции подвывиха бедра – этапного гипсования, в абдукционном аппарате ребенок может полноценно двигаться, сидеть, ползать, стоять, ходить, а значит, активно участвовать в процессе реабилитации.

Абдукционный аппарат является также базовым конструктивным элементом другой нашей инновации – аппарата на всю ногу с модулем для отведения бедра ® , с помощью которого, помимо регулируемого отведения бедра, можно добиться коррекции таких патологических установок, как рекурвация или торсионные установки голени, вальгус/варус и/или эквинус стопы, приведение/отведение стопы. При необходимости в конструкцию аппарата на всю ногу с модулем для отведения бедра ® может быть включен дополнительный модуль – грудопоясничный корсет для частичной коррекции кифотических, сколиотических или лордотических деформаций позвоночного столба.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.