Кожевникова в т дцп

Статья посвящена проблемам ранней диагностики и восстановительного лечения детского церебрального паралича (ДЦП). Приведены результаты исследований, свидетельствующие о высокой эффективности полипептидного стимулятора в комплексной реабилитации ДЦП, ввиду

The article describes the issues of early diagnostics and medical rehabilitation of infantile cerebral palsy (ICP). The study results which indicate high efficiency of polypeptide stimulator in ICP complex rehabilitation were presented. For it combines nootropic, neurotrophic, neuroprotective, reparative and anti-convulsion effects.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции [1–3].

Распространенность ДЦП в России составляет 1,6–6 на 1000 доношенных детей, 9–40 на 1000 недоношенных [3].

Неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП: осложненный соматический и гинекологический анамнез у матери, патология беременности, перинатальные поражения нервной системы — гипоксическое, инфекционное, токсико-метаболическое, асфиксия в родах, родовая травма, дисгенезии мозга [2–4].

Согласно Международной статистической классификации МКБ-10 выделяются:

  • G80.0 — Спастический церебральный паралич.
  • G80.1 — Cпастическая диплегия.
  • G80.2 — Детская гемиплегия.
  • G80.3 — Дискинетический церебральный паралич.
  • G80.4 — Атаксический церебральный паралич.
  • G80.8 — Другой вид детского церебрального паралича.
  • G80.9 — Детский церебральный паралич неуточненный.

Клиническая классификация профессора К. А. Семеновой (1972) включает следующие формы ДЦП: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, смешанные формы [2].

Европейская клиническая классификация ДЦП (SCPE, 2000) выделяет [3]:

  1. Спастический паралич: односторонний (гемиплегия), двусторонний (диплегия, квадриплегия).
  2. Дискинетический: дистонический, хореоатетозный.
  3. Атаксический.

Частота форм ДЦП: спастическая диплегия — 69,3%, гемипаретическая форма — 16,3%, атонически-астатическая форма — 9,2%, гиперкинетическая форма — 3,3%, двойная гемиплегия — 1,9% [2].

Ранними проявлениями ДЦП являются: задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также задержка формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий [5].

Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка первого года [1]: 1 месяц — ребенок пытается удерживать голову, фиксировать взгляд, выражены врожденные рефлексы; 2 месяца — кратко­временно удерживает голову на животе и в вертикальном положении, фиксирует взор, гулит, физиологическая астазия-абазия; 3 месяца — держит голову, прослеживает за предметом, ослабевает хватательный рефлекс, и пытается произвольно удерживать вложенную игрушку, на животе опирается на предплечья; 4 месяца — поворачивает голову в направлении звука, тянется и берет игрушку, поворачивается на бок, присаживается и сидит с поддержкой за руки, произносит гласные звуки; 5 и 6 месяцев — сидит с поддержкой за одну руку или кратковременно самостоятельно, поворачивается со спины на бок и живот, различает знакомые лица, появляются первые слоги; 7 и 8 месяцев — сидит самостоятельно, встает на четвереньки, пытается кратковременно стоять у опоры; 9 и 10 месяцев — встает на колени с поддержкой, стоит и пытается передвигаться у опоры, кратковременно стоит самостоятельно, говорит первые слова; 11 и 12 месяцев — ходит с поддержкой за одну ручку и пытается ходить самостоятельно, выполняет простые инструкции, говорит несколько слов, пытается самостоятельно есть ложкой. Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития: до 3 месяцев — легкая, 3–6 месяцев — среднетяжелая, более 6 месяцев — тяжелая. Корректирующие коэффициенты при недоношенности: до 1 года — добавляется срок недоношенности в месяцах, с 1 года до 2 лет — половина срока недоношенности в месяцах [5].

Для двигательного развития здорового ребенка характерна определенная последовательность, которая проявляется угасанием безусловных рефлексов, формированием установочных (выпрямляющих) рефлексов, совершенствованием реакций равновесия [5, 6].

Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции (в 2 месяца у доношенных детей, в 3–4 месяца — у недоношенных) безусловных рефлексов — ладонно-ротового, хоботкового, Моро, рефлекса опоры и автоматической походки, позотонических реакций (лабиринтного, а также шейных тонических — асимметричного и симметричного — рефлексов). По мере угасания безусловных рефлексов, уже с первого месяца жизни, формируются установочные рефлексы (лабиринтный установочный, цепные шейные установочные и др.), которые обеспечивают повороты и выпрямление туловища, и совершенствуются до 10–15 месяцев [1, 2, 6]. У больных ДЦП тонические рефлексы могут сохраняться пожизненно, что тормозит формирование установочных рефлексов, произвольной двигательной активности, реакций равновесия и приводит к развитию патологического позного стереотипа [5, 6].

Таким образом, ранняя диагностика ДЦП может и должна проводиться уже на первом году жизни ребенка, что позволяет существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степень инвалидизации больного.

Наиболее значимые осложнения ДЦП: ортопедо-хирургические нарушения (дисплазия тазобедренных суставов, деформации стоп — эквинусная, вальгусная, варусная, контрактуры суставов конечностей), речевые и когнитивные расстройства в виде задержки психоречевого развития или умственной отсталости (более чем у 60%), эписиндром (у 35%), нарушения поведения, невротические расстройства (у 65% пациентов), синдром вегетативной дисфункции (более чем у 70%), астенический синдром (более чем у 85%) [1, 2, 7, 8].

Ведущими принципами реабилитации ДЦП являются: раннее начало, комплексный мультидисциплинарный подход, дифференцированный характер, непрерывность, длительность, этапность, преемственность. Восстановительное лечение больного ДЦП должно проводиться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и включать следующие направления [2, 4–8]:

Медикаментозная терапия при ДЦП включает [4, 5, 7]:

  • препараты, оказывающие нейротрофическое и ноотропное действие (Кортексин, Церебролизин, Ноотропил, Фенибут, Пантогам, Энцефабол);
  • препараты, улучшающие общую церебральную гемодинамику и микроциркуляцию (Кортексин, Циннаризин, Актовегин, Трентал, Инстенон и др.);
  • препараты, улучшающие метаболизм в нервной системе, репаративное и рассасывающее действие (АТФ, Элькар, Лидаза, Стекловидное тело, Деринат);
  • антиконвульсанты при сочетании ДЦП с судорожным синдромом (вальпроаты — Конвулекс, Депакин и др.);
  • препараты, нормализующие мышечный тонус (при гипертонусе — Мидокалм, Баклофен, препараты ботулотоксина; при гипотонии — Прозерин, Галантамин);
  • препараты, уменьшающие гиперкинезы (Пантогам, Фенибут, Наком, Тиапридал);
  • витамины (В1, В6, В12, С, Нейро­мультивит, Мильгамма, Аевит и др.).

Накоплен значительный положительный опыт применения Кортексина в остром периоде перинатальной церебральной патологии, при этом выявлено, что использование его в комплексной терапии критических состояний у детей сокращает длительность интенсивной терапии и сроки пребывания больных в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии, средний срок стационарного лечения и этап первичной неврологической реабилитации, что существенно улучшает прогноз восстановления двигательных и когнитивных функций, а также неврологического статуса пациента в целом [9–11]. Анализ результатов применения Кортексина в реабилитации детей первых лет жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС свидетельствует о значительном улучшении двигательных и когнитивных функций, а также предречевого и речевого развития [11–13].

При изучении эффективности восстановительного лечения с использованием Кортексина у 67 детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет с нарушениями развития психоневрологических функций перинатального генеза отмечалось достоверно более интенсивное формирование функций зрительного, слухового восприятия, импрессивной речи, коммуникативных функций, чем при лечении без Кортексина [11].

При обследовании 135 детей (в возрасте от 1 месяца до 5 лет) с последствиями перинатального поражения ЦНС наблюдалась выраженная положительная нейрофизиологическая динамика на фоне использования Кортексина, при этом в результате 5-летнего лечения с его применением полная компенсация двигательных и когнитивных нарушений отмечалась у 74%, а без него — всего у 9,6% пациентов [13].

Проведение сравнительного изучения влияния Кортексина в сочетании с кинезотерапией на нарушенные двигательные и когнитивные функции у 118 пациентов с ДЦП в возрасте от 1 года до 18 лет (при этом 73 больным основной группы была проведена реабилитация методом кинезотерапии в комплексе с лечением Кортексином, 45 больным контрольной группы — только кинезотерапия) выявило существенное положительное влияние Кортексина к концу двухмесячного курса лечения, проявлявшееся как в улучшении двигательных возможностей, так и показателей когнитивной деятельности (слухоречевая память, внимание, предметная деятельность) [14].

При обследовании 22 больных ДЦП в возрасте 11–18 лет в процессе комплексной реабилитации с 20-дневным применением Кортексина (курсовая доза 200 мг) было отмечено значительное улучшение самочувствия, поведения, коммуникабельности и интегративных функций у 62,1% пациентов, умеренное улучшение в виде снижения выраженности субъективных проявлений — у 33,3% обследованных [16].

Показан высокий результат лечения речевых расстройств при ДЦП Кортексином в сочетании с рефлексотерапией [17]. В амбулаторных условиях лечение получили 78 детей с ДЦП в возрасте от 2 до 7 лет с атонически-астатической и спастической формами заболевания. Для лечения применили курсы микротоковой рефлексотерапии (МТРТ) по авторской методике в сочетании с курсом Кортексина. Анализ результатов комплексного лечения с сочетанием МТРТ и Кортексина показал его высокую эффективность в восстановлении речевых функций у детей с ДЦП по отношению к пациентам группы сравнения [17].

Одной из актуальных проблем лечения ДЦП, особенно гемипаретической формы, является наличие сопутствующей эпилепсии, которая нередко протекает на фоне нарушения когнитивных функций, когда наряду с базовой антиконвульсантной терапией присутствует необходимость назначения препарата, обладающего церебропротективным и нейротропным действием, а также не вызывающего повышения судорожной активности [18–20]. Исследование эффективности применения Кортексина у детей с эпилепсией показало, что после курса лечения препаратом ни у одного пациента не произошло рецидива эпилептических приступов, у 40–50% детей улучшились показатели памяти, внимания, отмечена положительная динамика психомоторного и речевого развития [18].

При изучении эффективности Кортексина у детей, страдающих генерализованной эпилепсией (обследован 21 ребенок в возрасте 10–11 лет), было выявлено, что ни у одного пациента не произошло рецидива эпиприступов, при этом улучшение памяти и положительная динамика в психоречевом развитии отмечались у 70% пациентов [19]. Отмечены особые условия назначения Кортексина в качестве средства ноотропной терапии у больных с эпилепсией: стойкая ремиссия, а также у пациентов с сохраняющимися приступами, но в период после второго месяца с момента последней смены противоэпилептической терапии [20].

Таким образом, комплексный эффект и широкий спектр клинического применения Кортексина при перинатальных поражениях нервной системы и ДЦП обусловлен сочетанием ноотропного, нейротрофического, нейропротекторного, репаративного и антиконвульсивного эффектов, а также его антиоксидантного, метаболического и антистрессорного действия. Представленные результаты подтверждают высокую терапевтическую эффективность препарата Кортексин в комплексной реабилитации при различных заболеваниях центральной нервной системы у детей.

Ранняя диагностика и комплексное восстановительное лечение способствуют повышению эффективности реабилитационных мероприятий, снижению инвалидизации и повышению социальной адаптации детей с церебральным параличом.

Литература

  1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. Киев, Здоровье, 1988. 327 с.
  2. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Кодекс, 2007.
  3. Заболевания нервной системы у детей. Под ред. Ж. Айкарди. М., Бином, 2013. Т. 1, с. 221–259.
  4. Детская неврология. Клинические рекомендации. Под ред. Гузевой В. И. М., 2014.
  5. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Медведев М. И. Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича. Методическое пособие. М., 2013. 76 с.
  6. Кожевникова В. Т. Современные технологии физической реабилитации больных с последствиями перинатального поражения нервной системы и детским церебральным параличом. М., 2013. 567 с.
  7. Немкова С. А. Детский церебральный паралич: Современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. М.: Медпрактика-М, 2013. 442 с.
  8. Детский церебральный паралич: эффективные способы борьбы с двигательными нарушениями / Под ред. Умнова В. В. СПб, 2013. 235 с.
  9. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А., Курбатов Ю. Н., Подкорытова И. В. Использование полипептидного стимулятора в комплексном лечении когнитивных нарушений у детей с заболеваниями центральной нервной системы // Педиатрическая фармакология, 2012. № 5.
  10. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Применение кортексина в комплексной нейрореабилитации у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015, 2: 37–44.
  11. Клейменова И. С. Эффективное лечение нарушений развития психо-неврологичес­ких функций у детей раннего возраста. В кн.: Нейропротекция при острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. СПб: Наука, 2007. С. 159–165.
  12. Платонова Т. Н. Использование кортексина в комплексном лечении заболеваний нервной системы у детей // Тerra medica. 2000; 4: 50–53.
  13. Громада Н. Е. К лечению отдаленных последствий перинатального поражения ЦНС. В кн.: Нейропротекция при острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. СПб: Наука, 2007. С. 149–151.
  14. Исанова В. А., Исмагилов М. Ф. Кортексин в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом // Неврологический вестник. 2008; 15 (4): 125–127.
  15. Студеникин В. М., Пак Л. А., Шелковский В. И. и др. Применение кортексина в детской неврологии: опыт и перспективы // Фарматека. 2008; 14: 23–29.
  16. Иванникова Н. В., Эсаулова И. В., Авдонина В. Ю. и др. Кортексин в комплексной абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями // Terra Medica. Спецвыпуск. 2004: 7–8.
  17. Уханова Т. А., Горбунов Ф. Е., Иванова В. В. Лечение речевых расстройств при детском церебральном параличе сочетанием рефлексотерапии с кортексином // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011; 8: 19–22.
  18. Гузева В. И., Трубачева А. Н. Применение кортексина в комплексном лечении эпилепсии у детей // Terra Medica. 2003; 2: 19–21.
  19. Федунова Г. В., Сысоева Е. Н. Опыт применения кортексина при симптоматической эпилепсии у детей // Главный врач. 2008; 4 (16): 32.
  20. Королева Н. Ю., Воронкова К. В., Тарабрин П. П. Нарушение когнитивных функций у больных с эпилепсией, влияние антиэпилептической терапии и коррекция нарушений // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2010; 4: 41–46.

С. А. Немкова, доктор медицинских наук, профессор

ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ, Москва

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кожевникова В.Т., Яворский А.Б.

местности, в большей степени ей подвержены подростки, причем девочки чаще, чем мальчики. Следует иметь в виду, что при однократном назначении йодистого калия концентрация йода в моче значительно возрастает в первые 4 ч, а через 8 ч снижается практически до исходных

показателей. После отмены препарата уже на 2-е сутки содержание йода в моче у леченых детей такое же, как и у детей группы сравнения. Поэтому едва ли целесообразно при проведении групповой йодной профилактики использовать антиструмин.

1. Health for all in the 21st century. — Health 21. — Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1999. — European Health for All Series. — 1999. — № 6. — 28 p.

2. Liquidation of iodine insufficiency disorders. The comparative analysis of a works course. — Health 21: Task 11. — Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2000. — European Health for All Series. — 2000. — № 7. — 34 p.

3. J.T. Dunn, H.E. Crutchfield, R. Gutekunst, A.N. Dunn // International Council for control of Iodine deficiency Disorders. — Netherlands, 1993. — P. 18—29.

4. Базисная и клиническая фармакология / Под ред. Б.Г. Катцунга: Пер. с англ. — М.; СПб., 1998. — Т. 1—2.

5. Аринич А.Н., Гембицкий М., Петренко С.В. и др. // Здравоохр. — 2000. — №11. — С. 25—30.

В.Т. Кожевникова, А.Б. Яворский

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У БОЛЬНЫХ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФАЗОВОЙ ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИИ МЫШЦ

ГУ Детская психоневрологическая больница №18 департамента здравоохранения, Москва

Способность сохранять равновесие является сложной регуляторной задачей. У здорового человека при стоянии присутствуют постоянные небольшие колебания центра тяжести тела (ЦТТ), основной причиной которых является функциональное состояние ЦНС и рецепторного аппарата, контролирующих двигательную мускулатуру [1—3], а устойчивость позы определяется способностью нервно-мышечного аппарата минимизировать колебания в зоне равновесия.

Система управления балансом построена на сигналах, поступающих от мышечных и суставных проприоцепто-ров (мышечные веретена и аппарат Гольджи). Значительное влияние на вертикальную позу оказывает визуальная информация (в норме). Так, центральное зрение имеет большое влияние в контроле движений во фронтальной плоскости, в условиях, когда соматосенсорная информация недостаточна, а периферическое зрение — на контроль колебаний в сагиттальной плоскости [4].

При удобном стоянии проекция ЦТТ проходит сзади от тазобедренных и спереди от коленных суставов, что способствует их пассивному замыканию за счет массы тела и не требует расхода энергии. Голеностопный сустав замыкается активно, напряжением трехглавой мышцы голени, что свидетельствует о ее важной роли в контроле баланса тела [2, 5]. Основную же роль в поддержании устойчивости баланса во фронтальной плоскости выполняют мышцы бедра [2].

Исследованиями установлено, что в норме сгибатель-ное положение во всех суставах туловища и конечностей является эквитонометрическим положением, то есть положением, при котором тяга мышц-антагонистов, действующих на сустав, равна. Таким образом, при поддер-

жании вертикальной позы в норме имеет место растяжение мышц-сгибателей туловища и конечностей [2].

Нарушения реципрокных отношений мышц в голеностопных суставах и формирование в них патологических установок и контрактур, которые относятся к наиболее часто встречающейся патологии при ДЦП [6, 10], затрудняют осуществление балансировочных движений ЦТТ.

Повышение тонуса приводящих мышц бедер и нарушения функции отводящих мышц, характерные для этих больных, сопровождаются приведением бедер, уменьшением базы опоры и стабильности баланса тела во фронтальной плоскости.

Отрицательное влияние на стабильность баланса в основной стойке у больных ДЦП оказывают нарушения чувствительности, в том числе глубокого мышечного сустав-

ного чувства (проприоцепции), вестибулярные расстройства и другие факторы.

Таким образом, по нашему мнению, оценка вертикальной устойчивости больных ДЦП является одной из ведущих методик в контроле эффективности лечебных мероприятий и количественной оценки результатов лечения [11].

Под нашим наблюдением находилось 17 детей и подростков (средний возраст 12,7 лет) с ДЦП в форме спастической диплегии. Большинство наблюдаемых больных передвигались самостоятельно, кроме 2 детей, которые в качестве дополнительной опоры использовали трости. 4 из наблюдаемых больных получали восстановительное лечение после хирургической коррекции контрактур суставов нижних конечностей.

Комплекс лечения больных спастической диплегией включал применение метода искусственной коррекции движений (ИКД) с помощью корректора-миостимулятора движений многоканального (КДМ-01) производства ЦНИИПП (г. Москва). Суть метода заключается в проведении электрической стимуляции мышц (ЭС) в процессе ходьбы, что определяет ее отличия от общепринятой электростимуляции мышц в покое, когда отсутствует связь с реальным движением [12]. Указанный метод позволяет органически связать тренировку мышц с координацией двигательного акта посредством наложения амплитудно-временных программ ЭС мышц на соответствующие естественные программы их возбуждения в течение цикла ходьбы.

Процедура выполнялась ежедневно, продолжительность ее постепенно увеличивалась по мере адаптации пациента и составляла от 10 мин в начале курса до 20 мин у младших школьников и до 25—30 мин у детей старшего школьного возраста. Ходьба осуществлялась под контролем деятельности сердечно-сосудистой системы. Курс лечения составлял от 14 до 22 процедур (в среднем 17,4 процедуры).

Сравнительные стабилографические данные, полученные у больных со спастической формой ДЦП до и после проведения комплексного лечения

УО, мм/с У, мм/с БО, мм2 Б, мм2 ОхО, мм Ох, мм ОуО, мм Оу, мм

12,87±3,88 21,09±7,23 591,49±334,32 1306,44±854,34 3,44±1,27 4,85±1,92 4,62±1,66 6,28±1,89

Больные со спастической формой ДЦП до лечения

17,17±6,67 24,30±16,28 1958,29±1543,12 3105,24±2515,26 2,37±1,34 4,22±3,58 2,40± 1,22 3,93±3,47

Больные со спастической формой ДЦП после лечения

14,07±6,36 20,58±11,03 1209,78±1108,28 2276,57±2129,69 1,80±1,16 3,20±2,93 2,24±1,58 4,06±3,07

УО — скорость перемещения ЦТТ с открытыми глазами, БО — площадь статокинезиограммы с открытыми глазами, ОхО — среднеквадратичное отклонение в сагиттальной плоскости с открытыми глазами, ОуО — среднеквадратичное отклонение во фронтальной плоскости с открытыми глазами, У — скорость перемещения ЦТТ с закрытыми глазами, Б — площадь статокинезиограммы с закрытыми глазами, Ох — среднеквадратичное отклонение в сагиттальной плоскости с закрытыми глазами, Оу — среднеквадратичное отклонение во фронтальной плоскости с закрытыми глазами.

Г - _Ь -г - -ь-1- - -ч--ч- -1 - 133 г- - г -

Г -- _Ь -г - -ч- -ч--1-1- -1 -_ J _ - Г -. 1.








Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору

Кожевникова Валентина Титовна. Новые технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом в поздней резидуальной стадии : диссертация . доктора медицинских наук : 14.00.09 / Кожевникова Валентина Титовна; [Место защиты: ГУ "Научный центр здоровья детей РАМН"].- Москва, 2005.- 262 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. В последние годы в Российской Федерации отмечается неуклонный рост числа инвалидов, причем пик распространенности инвалидности приходится на детей и подростков 10-14 лет. Среди причин детской инвалидности по обусловившему ее заболеванию первое ранговое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, в эту же группу входит детский церебральный паралич (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10.000 детей. Это определяет масштабность проблемы в медицинском и социальном плане и актуальность исследований в этой области (Д.И.Зелинская, Л.СБалева, 2001).

Недостаточная эффективность традиционных средств физической реабилитации больных в поздней резидуальной стадии ДЦП, замедление темпов формирования позитивного ответа на лечение (С. А. Бортфельд, 1986, S.Levitt, 1995, КА.Семенова, 1999) определяют необходимость создания новых и оптимизации существующих методик лечебной физкультуры (ЛФК), использования современных достижений в области искусственного управления движениями для ограничения проявлений заболевания, расширения возможностей жизнедеятельности больных и улучшения условий их профессиональной и социальной адаптации (А.С.Витензон с соавт., 1999).

Разнообразие клинических проявлений и разная степень тяжести

двигательных нарушений у больных с различными формами ДЦП требуют

сугубо индивидуального подхода при разработке программы их физической

реабилитации. Это определяет необходимость создания унифицированной

системы оценки состояния опорно-двигательного аппарата больного и

современного перечня основных и вспомогательных средств ЛФК для

повышения эффективности реабилитационных і

**ь национальная!

СИвЛИОТЕКА

Одной из важных задач в процессе коррекции патологического стереотипа ходьбы больных ДЦП является воспитание физиологических синкинезий верхних конечностей. Однако, до настоящего времени по существу не разработано этапное воспитание оптимального стереотипа ходьбы с координированным участием верхних конечностей у больных ДЦП, что может строиться на основе биомеханических закономерностей цикла шага в норме и патологии (Н.А. Бернштейн, 1947, А.С. Витензон, 1998,D.Winter, 1991, J.Perry, 1992, D.Sutherland etal., 1996).

Актуальность исследований определяется также тем, что минимизация проявлений дефектов позы и ходьбы у детей и подростков одновременно устраняет их негативное влияние как психотравмирующего фактора, который существенно воздействует на формирование личности, становясь предметом острых переживаний больных, причиной аномалий их поведения и обучения (Э.С.Калижнюк, 1987, К.А.Семенова, 1999).

Цель работы: повышение эффективности физической реабилитации больных детским церебральным параличом в поздней резидуальной стадии для улучшения качества их жизни и социальной адаптации.

Задачи исследования:

Разработать методику динамических растяжений мышц у больных со спастическими формами детского церебрального паралича и оценить эффективность ее использования.

Создать методику обучения координированным движениям верхних конечностей и обосновать целесообразность ее применения у больных детским церебральным параличом в поздней резидуальной стадии.

Разработать патогенетически обоснованный комплекс физической реабилитации больных с тибиальным синдромом при спастической диплегии.

Разработать алгоритм сочетанного комплексного применения методик динамического растяжения мышц, обучения координированным движениям верхних конечностей и функциональной электростимуляции мышц у больных со спастическими формами детского церебрального паралича.

Определить эффективность современных средств физической реабилитации больных с атактическим синдромом при спастической диплегии.

6. Оценить влияние комплексной физической реабилитации,
направленной на совершенствование механизмов поддержания вертикальной
позы и структуру ходьбы больных с гемипаретической формой детского
церебрального паралича.

Научная новизна

Разработана система комплексной физической реабилитации больных со спастическими формами детского церебрального паралича с использованием современных средств и методик восстановительного лечения.

Показана более высокая эффективность комплексной физической реабилитации детей со спастическими формами детского церебрального паралича по сравнению с традиционными методиками лечебной физкультуры.

Впервые доказана эффективность использования искусственной коррекции ходьбы в комплексной реабилитации больных в поздней резидуальной стадии детского церебрального паралича

Впервые разработаны и внедрены оригинальные методики лечебной физкультуры - создание стереотипа координированных движений верхних конечностей при ходьбе и динамических растяжений мышц, обеспечивающие комплексную коррекцию нарушений позы и ходьбы при

спастических формах детского церебрального паралича в поздней резидуальной стадии.

Разработан эффективный патогенетически обоснованный комплекс упражнений и тренажерных устройств для физической реабилитации больных с легкими и средними проявлениями тибиального синдрома при спастической диллегии.

Доказано, что применение разработанных нами методик в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом способствует оптимизации стереотипа поддержания вертикальной позы и улучшению временных и пространственных характеристик ходьбы.

Впервые показано, что использование фазовой электростимуляции мышц в комплексной физической реабилитации обеспечивает эффективную коррекцию нарушений позы и ходьбы у больных с терапевтически резистентной гемипаретической формой детского церебрального паралича.

Доказано, что комплексное использование оригинальных методик лечебной физкультуры и искусственной коррекции ходьбы улучшает локомоторную функцию больных со спастической диплегией и атактическим синдромом.

Практическая значимость

Установлено, что эффективность комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом в поздней резидуальной стадии существенно повышается при использовании оригинальных методик лечебной физкультуры и искусственной коррекции ходьбы.

Предложена и внедрена современная система оценки состояния опорно-двигательного аппарата больных детским церебральным параличом и рекомендованы эффективные средства физической коррекции

7 двигательных нарушений у этих больных, обеспечивающие индивидуальный подход в разработке программ их физической реабилитации.

Созданы и внедрены методики динамического растяжения мышц при спастических формах детского церебрального паралича и обучения координированным движениям верхних конечностей при ходьбе, что повышает эффективность восстановительных мероприятий по улучшению позы и ходьбы больных ДЦП в поздней резидуальной стадии.

Разработан алгоритм комплексной физической реабилитации с применением современных средств и собственных методик лечебной физкультуры для оптимизации двигательных возможностей больных детским церебральным параличом, что улучшает качество жизни и социальную адаптацию детей и подростков.

Показана эффективность комплексной физической реабилитации больных с гемипаретической формой детского церебрального паралича посредством нормализации осанки и оптимизации стереотипа ходьбы.

Эффективность восстановительной терапии больных с атактическим синдромом при спастической диплегии в поздней резидуальной стадии свидетельствует о необходимости сочетанного применения методик ЛФК и метода искусственной коррекции ходьбы у этих больных.

Нормализация объема движений в суставах, устранение патологических установок и спастических контрактур с помощью методики динамических растяжений обеспечивает оптимизацию стереотипа поддержания вертикальной позы и улучшение биомеханической структуры ходьбы больных детским церебральным параличом в поздней резидуальной стадии.

Комплексная физическая реабилитация больных ДЦП с применением разработанной методики этапного воспитания оптимального стереотипа движений верхних конечностей при ходьбе способствует разрушению патологического рисунка ходьбы, выработке нормализованного стереотипа походки с нивелированием неэстетичных поз и движений, которые являются

8 психотравмирующими моментами для больных, особенно в подростковом возрасте.

Реализация мероприятий разработанной системы комплексной физической реабилитации у больных со спастическими формами детского церебрального паралича обеспечивает нормализацию патологических стереотипов поддержания позы и ходьбы, уменьшает тяжесть инвалидизации больных, повышает качество жизни и возможности их социальной адаптации.

Внедрение полученных результатов в практику. Результаты проведенных комплексных исследований и разработанная система медико-социальной реабилитации детей и подростков внедрены в работу Детской психоневрологической больницы № 18 Департамента здравоохранения г.Москвы, Научном Центре здоровья детей РАМН (НИИ педиатрии), г.Москва, а также в специализированных детских отделениях и Центрах реабилитации детей с ограниченными возможностями Тюменской области, г.г. Магнитогорска и Сыктывкара.

Материалы диссертации используются в педагогическом процессе Российской медицинской академии последипломного образования МЗ РФ и на кафедре восстановительного лечения и экспертизы трудоспособности ФУВ РГМУ и рекомендуются для внедрения в профильных отделениях научно-исследовательских институтов, городских, областных и республиканских психоневрологических центров.

Апробация работы

Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 305 страницах и состоит из введения, 7 глав собственных исследований, заключения, выводов и практических рекомендаций. Список литературы включает 145 отечественных и 130 зарубежных источников. Работа иллюстрирована 28 таблицами и 62 рисунками.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.