Леонардо да винчи болел дцп

В селении Анкиано, близ маленького городка Винчи, расположенного между Эмоли и Пестойей, 15 апреля 1452 года родился Леонардо ди сер Пьеро д'Антонио. Его отец, нотариус Пьеро да Винчи, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, отец признал маленького Леонардо, воспитал его и дал образование. Леонардо с детства страдал правосторонним спастическим гемипарезом, одной из разновидностей ДЦП, нетяжелая форма. Он хромал на правую ногу и не мог полноценно пользоваться правой рукой, потому и писал, и рисовал левой. В 1469 году, через год после смерти деда Антонио, вся отцовская семья переехала во Флоренцию.

Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу, одному из самых разносторонних и известных во Флоренции мастеров — скульптору, ювелиру и живописцу, Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи.

В 1466 году Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо да Винчи. Очень скоро ему суждено было превзойти прославленного учителя. Верроккьо часто выполнял работу для Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции. После сотен лет рабства и религиозных предрассудков, наконец настало время возрождения для изучения наук. Европа оставила Средние века и годы феодализма и много людей переезжало из деревень в города. Благодаря этим изменениям Флоренция, этот замечательный город, заполнился художниками и купцами. Ренессанс достиг и мастерской Верроккьо, в которой рука об руку трудились художники, скульптуры и кузнецы, производившие великолепные механические поделки и музыкальные инструменты, и даже ремонтировавшие всевозможные предметы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника.

Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким набором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико — скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что более-менее не пострадало — это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.

Он хочет познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные. Через полное познание природы хочет стать ее властителем. В своих поисках он преодолевает отвращение и страх.

Страсть к фантастическому характерна для Леонардо да Винчи — от отроческих лет и до самой смерти. И когда эта мощь наполняла все его существо, он творил великие дела.

В этот период Леонардо, вероятно, некоторое время находился под влиянием Боттичелли.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина.


Учёные поставили необычный диагноз титану Возрождения Леонарду да Винчи.
Фото Global Look Press.

Прошло 500 лет со дня смерти титана Возрождения Леонардо да Винчи, но учёные до сих пор изучают его работы и собирают данные о знаменитом итальянском эрудите. Некоторые и вовсе пытаются провести "медицинское обследование", и не без успеха. Несколько лет назад исследователи выяснили, что знаменитый художник был амбидекстром, то есть он одинаково хорошо владел правой и левой рукой.

Учёные из Королевского колледжа Лондона изучили исторические записи о жизни да Винчи и пришли к выводу, что он страдал от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Речь идёт о сложном неврологическо-поведенческом расстройстве развития, которое встречается примерно у одного из 20 детей. При СДВГ ребёнок проявляет гиперактивность, импульсивность и небрежность, ему сложно сконцентрировать внимание и завершить начатое.

Леонардо да Винчи был художником, скульптором, зодчим, инженером, математиком, мыслителем и естествоиспытателем. Он создал одни из самых знаковых произведений искусства в мире, при этом он не смог завершить многие работы. Как предполагают учёные, СДВГ может объяснить неспособность художника закончить задуманные проекты.

В статье, опубликованной в научном издании Brain, профессор Марко Катани (Marco Catani), изучающий аутизм и СДВГ, и Паоло Маццарелло (Paolo Mazzarello), специализирующийся на истории медицины, излагают доказательства, подтверждающие их гипотезу. Они опираются на исторические отчёты о практике работы и поведении да Винчи.

Согласно изученным данным, Леонардо с детства испытывал трудности с выполнением заданий. Рассказы биографов и современников показывают, что художник находился в постоянном поиске, часто перепрыгивал с одного задания на другое.

Так, когда художнику было 26 лет, он получил важный заказ на роспись алтаря в часовне, но Леонардо так и не смог завершить работу. Со временем он приобрёл репутацию ненадёжного человека, из-за чего папа римский Лев X заявил: "Увы! Этот человек никогда ничего не сделает, потому что он начинает с мысли о конце работы до её начала".

Как и многие из тех, кто страдал СДВГ, итальянский художник спал очень мало и работал непрерывно день и ночь, чередуя периоды короткого сна и бодрствования.

"Хотя невозможно поставить посмертный диагноз человеку, жившему 500 лет назад, я уверен, что СДВГ является наиболее убедительной и научно правдоподобной гипотезой, объясняющей трудности Леонардо в завершении его работ", – говорит Катани.

Исторические записи показывают, продолжает учёный, что Леонардо тратил слишком много времени на планирование проектов.

"Но ему не хватало усидчивости. СДВГ может объяснить некоторые аспекты темперамента Леонардо и его странную переменчивость", – считает Катани.

Пожалуй, самой характерной и в то же время разрушительной чертой Леонардо являлось его ненасытное любопытство, которое одновременно стимулировало его творчество и отвлекало от задуманных проектов, считают авторы работы.

Как отмечает Катани, СДВГ может порождать и положительные эффекты, например, витание в облаках может подпитывать творческий потенциал человека. Однако такая черта может оказаться полезной лишь на начальных стадиях творческого процесса. В процессе работы над проектом она из-за переключения интересов становится для человека помехой.

"Существует распространённое заблуждение, что СДВГ типичен для непослушных детей с низким интеллектом, обречённых на жизнь, полную трудностей. Напротив, большинство взрослых, которых я вижу в своей клинике, были умными детьми, но позже у них развились симптомы тревожности и депрессии из-за того, что они не смогли реализовать свой потенциал", – добавляет Катани, специализирующийся на лечении состояний, связанных с неврологическим развитием, например, аутизма.

"Невероятно, но Леонардо считал, что он ничего не добился в жизни. Я надеюсь, что жизнь Леонардо показывает, что СДВГ связан не с низким IQ или отсутствием креативности, а скорее с трудностью применения собственных талантов. Я рассчитываю на то, что наследие Леонардо может помочь нам изменить некоторые представления о СДВГ", – заключает профессор.

ДЦП расшифровывается как детский церебральный паралич. Этот термин включает в себя группу непрогрессирующих заболеваний, возникающих, как правило, в околородовой период. Простыми словами, это поражение мозга, вызывающее нарушение опорно-двигательных функций организма, полный или частичный паралич.

Для некоторых людей слово “ДЦП” звучит как приговор, но есть знаменитости, которых не остановил этот диагноз. Подборка звезд с ДЦП — в материале 24СМИ.

Леонардо Да Винчи

Леонардо Да Винчи — известнейший в мире художник, автор знаменитой “Моны Лизы”. Мало кто знает, что писал он свои произведения левой рукой. Маэстро с детства страдал спастическим гемипарезом, “облегченной” формой ДЦП. Да Винчи хромал на правую ногу и не мог полноценно пользоваться правой рукой.

Кристофер Нолан


Список известных людей с диагнозом ДЦП пополняет Кристофер Нолан, ирландский писатель, который не только был полностью парализован, но и не произнес за свою жизнь ни слова. ДЦП он получил в результате двухчасового кислородного голодания после рождения. Ребенок казался “отреченным”, но мать не сомневалась, что мальчик все понимает, и продолжала его учить.

Позже обнаружилось лекарство, благодаря которому Нолан научился шевелить некоторыми мышцами и, как следствие, печатать. Несмотря на все нюансы, его поэзию сравнивают с величайшими мировыми классиками.

Кристи Браун

Аналогичная ситуация произошла и в жизни ирландского писателя и художника Кристи Брауна. Он не мог самостоятельно передвигаться и говорить, врачи уверяли родителей, что их малыш умственно неполноценный. Тем не менее, мать мальчика не отступала и продолжала заниматься с ним.

Так, в один прекрасный день Кристи взял у сестры кусок мела левой ногой, единственной рабочей конечностью, и принялся рисовать на полу. С тех пор именно таким образом он писал и рисовал. На основании его биографии сняли фильм “Моя левая нога”.

Ар-Джей Митт


Ар-Джей Митт получил ДЦП в результате осложнений при родах, и родители отказались от него. Приемная семья буквально “поставила его на ноги”, однако на семью обрушилось несчастье — мать попала в ДТП и стала инвалидом.

Болезнь звезды не помешала ему ухаживать за больной родительницей и зарабатывать деньги. Одним из источников дохода были малозаметные роли в кино. Все изменилось в тот момент, когда Митт прошел кастинг в сериал “Во все тяжкие”.

Джерри Джевелл

Американка Джерри Джевелл относится к знаменитым людям с ДЦП. Она с детства мечтала стать актрисой, и эта мечта не дала ей поставить на себе крест, даже несмотря на диагноз. В 22 года Джерри стала актрисой труппы Театра Комедии, а позже добралась и до телевидения. Девушка прошла кастинг сериала "Факты из жизни". Так началась ее карьера в кино.



Леонардо да Винчи не смог дорисовать свое самое известное творение, картину "Мона Лиза", потому что серьезно повредил руку во время обморока. О новом исследовании двух итальянских медиков сообщила британская The Daily Telegraph.

Причины инвалидности художника эпохи Возрождения обсуждались искусствоведами на протяжении веков, а в последние годы частичный паралич в результате инсульта стал доминирующей теорией. Сторонники этой версии считают, что высокомолочная диета, которой он придерживался, действительно могла спровоцировать нарушение мозгового кровообращения, (при этом известно, что художник не ел мясо). Однако пластический хирург Давиде Лаззери и невролог Карло Росси из Италии провели исследование и пришли к выводу, что эта теория неверна.



На кроваво-красном меловом портрете Джованна Амброджо Финио изображен пожилой да Винчи, правая рука которого под прямым углом к телу, свернутая в складки одежды, словно в слинге. Его большой, указательный и средний палец вытянуты, а безымянный и мизинец сжаты. Если бы да Винчи действительно перенес инсульт, что скорее всего весь его кулак был бы сжат, пишут они в журнале Королевского медицинского общества. Кроме того, нет никаких доказательств, что у старого мастера были какие-либо лицевые или неврологические нарушения, которые почти неизбежны после инсульта.

Зато такое положение пальцев типично при параличе локтевой кости и травматическом повреждении нерва. Это часто случается с пожилыми людьми после падения во время обморока или головокружения, пишут исследователи.

- Теперь мы понимаем, почему мастер оставил множество незаконченных картин, в том числе портрет Моны Лизы, - говорит доктор Лаззери.



Рисунки, приписываемые Да Винчи, заштрихованы от левого верхнего угла, что типично для левшей. Однако широко распространено мнение, что рисовал он правой. Авторы исследования цитируют запись в дневнике Антонио де Беатиса, помощника кардинала Луиджи д'Арагона, после посещения да Винчи в 1517 году, в которой говорится: "Нельзя ожидать от него более хорошей работы, так как паралич разбил его правую руку. И хотя Леонардо больше не может рисовать с присущей ему сладостью, он все же может изобретать и обучать других".

"Мона Лиза", как полагают, была написана в 1503 или 1504 году во Флоренции. Исследователи считают, что он писал ее в течение многих лет и оставил незаконченной.

К слову, до травмы, предположительно имевшей место в 1505 году, Да Винчи считался невероятно сильным. В отрывке из книги его коллеги-живописца Джорджо Вазари говорится: "Да Винчи был физически настолько силен, что мог противостоять насилию. Он правой рукой мог согнуть кольцо молотка железной двери или подковы, как будто они были свинцовые".

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519 гг.) – один из титанов Эпохи Возрождения, итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в истории символом эпохи, которая "нуждалась в титанах и. породила таковых по силе мысли, страсти, характеру и многогранности".

Еще одной из особенностей Леонардо да Винчи был его почерк:

Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала. В наши дни столкнувшись с таким явлением, специалисты, понимают , что речь идет об одном из проявлений дислексии, так называемой дисграфии

Когда отцу Лонардо перевалило за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. Чтобы найти работу для сына, отец привез его с собой. Времена были жестокие: "незаконнорожденный, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. В те времена художники, считавшиеся ремесленниками не принадлежали к элите, по рангу стояли чуть выше портных, но во Флоренции к живописцам испытывали больше почтения, чем в других городах государства. В 1467-1472 Леонардо обучался у Андреа дель Верроккио - одного из ведущих художников того периода - скульптора, ювелира, устроителя праздненств и одного из представителей Тосканской школы живописи. Талант Леонардо, как художника был признан учителем и публикой, когда юному мастеру едва исполнилось 20 лет: Верроккио получил заказ написать картину "Крещение Христа" (Галерея Уффици), второстепенные фигуры на картине, должны были писать ученики художника. В живописи в то время использовались темперные краски - яичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент - и картины, обычно получались тусклыми. Леонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масляными красками. Исторические факты утверждают,что увидев работу своего ученика, Верроккио сказал, что "его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо". Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио.

По свидетельствам современников, Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой и недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть,(что вновь напоминает нам о типичном для дислексии, визиуальном восприятии мира). Для Леонардо математика , прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием. К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились: акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов.

В миланский период своего творчества, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие, Леонардо выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (1495-1497 гг.). Из-за применённой им техники - масло с темперой - это произведение считают вершиной европейского искусства, но сохранилось оно в сильно повреждённом виде. До 1506 г. Леонардо да Винчи работал во Флоренции. В портрете Монны Лизы ("Джоконда", примерно в 1503 г.) он воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния. Важным компонентом картины является пейзаж, как бы тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (1500-1507 гг.), "Иоан Креститель" ( 1513-1517 гг.) и другие. В 1516 г. по приглашению Франциска I он уехал во Францию, где и скончался.

Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 г., в замке Клу поблизости от Амбуаза (Франция). Многие из его произведений остались незаконченными, тем не менее, они оказали огромное влияние, как на современников, так и на последующие поколения художников. Леонардо да Винчи оставил огромное количество рисунков, большинство из которых хранятся в Королевской коллекции в Виндзорском замке. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи дошедшие до наших дней.


О трудностях с пониманием письменного текста у Леонардо да Винчи впервые сообщал Сартори еще в 1987 году. Его предположение было основано на своеобразной орфографии у Леонардо, где присутствовала странная и ошибочная манера письма – зеркальность. Почти половина орфографических ошибок была связана со смешиванием/расщеплением слов, буквенными заменами/добавлениями или удалениями определенных букв.

Плохое письмо Леонардо традиционно объяснялось его ограниченным образованием вследствие незаконнорождения. Возможно, плохая успеваемость Леонардо в школе убедила его отца отдать сына на обучение к художнику, а не продолжать формальное образование. Уже в зрелом возрасте Леонардо да Винчи пытался выучить латынь, но у него ничего не получилось.

Текст: Мария Богданова

Was Leonardo Da Vinci Dyslexic? Mangione S. and Maestro R. in The American Journal of Medicine.

Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте, Яндекс-Дзен, Одноклассниках и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.


В статье американских ученых, опубликованной в журнале Cognitive and Behavioral Neurology, кажется, удалось выявить (правда, на очень небольшой выборке) область, которая отвечает за обработку услышанных…


Второго мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека феноменально талантливого как в искусстве, так и в науке. В…

Один из наших недавних текстов был посвящен нейропластичности – там психоделики увеличивали количество потенциальных синапсов у нейронов. Но что значит нейропластичность в макромире, на что она способна?…



Исследователи из Университета штата Северная Каролина выяснили, что бактерия Bartonella henselae способна маскироваться за симптомами шизофрении. Отчёт о лечении юноши, у которого бактерия вызвала бред и…

Как вы думаете, бывает ли так, что для лечения насморка требуется вмешательство нейрохирурга? А так, что на нейрохирургической операции ассистирует оториоларинголог? Тем не менее, бывает…


Об этой истории стало известно благодаря публикации в журнале Frontiers in Aging Neuroscience. В статье от 10 января 2017 года южноамериканские неврологи (коллектив авторов представляет…

В 2016 году в журнале Clinical Neurology and Neurosurgery появилась публикация, описывающая необычный тип эпилепсии. В статье приводится клинический случай 31-летнего мужчины, который в течение пяти лет…


Сто семьдесят лет назад в США разыгралась трагедия, результат которой стал классическим в истории нейронаук. Тогда жизнь и смерть рядового человека позволили впервые по-новому взглянуть…


18-летний молодой человек поступил в отделение скорой помощи с генерализованным тонико-клоническим эпиприпадком. При физическом осмотре пациент был в состоянии угнетенного сознания. У него выявили отек…



Нет, в этой статье речь пойдет не о самом Алоисе Альцгеймере, о котором мы написали уже достаточно много, а о заболевании, названном в его честь –…



18 ноября 2015 года было совершено дерзкое ограбление. Из музея Кастельвеккьо (Castelvecchio) в Вероне украли 17 старинных полотен на общую сумму почти в 18 миллионов…

Способности Леонардо да Винчи потрясают по сей день. Ходят легенды, что он был посланником внеземных цивилизаций и мог перемещаться по параллельным мирам. А чем еще можно объяснить его невероятные способности?


1) Леонардо был одновременно художником, скульптором, инженером, изобретателем, филологом, химиком, провидцем, ученым, одним из лучших певцов своего времени, композитором, создателем музыкальных инструментов, архитектором, модельером, фехтовальщиком и наездником.


3) Леонардо да Винчи спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая тем самым свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

4) В его дневниках сохранились наброски птиц в полете, для выполнения которых требовались, по крайней мере, возможности замедленной фото-видео-съемки.


5) Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы ученые бьются уже много лет. Кому-то выражение ее лица кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается!


Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.

Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Один ученый даже обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Есть и версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо да Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Говорят… …что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и закричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? — удивился Леонардо. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

7) Леонардо обладал даром предвидения. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

8) Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, которые ставят исследователей в тупик. Может, вам удастся их разгадать?

"Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни".

"Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники".

Леонардо да Винчи

Живописец, скульптор, архитектор, инженер, учёный - всё это Леонардо да Винчи. Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретённое человеческим искусством.

Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, притягивающий. Такой далёкий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нём написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно.

Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рождённым сыном женщины, о которой почти ничего не известно.

Мы не знаем ни её фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой.
Пусть это так и будет. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии. Воспитывался Леонардо в доме отца. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевёрнуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полётом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Всё это свидетельствует о его любознательности и ещё о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные в Италии. Отец заметил и приняв во внимание высокий полёт дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнёс их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Поражённый теми огромнейшими
задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Ранний период творчества. Первая датированная работа Леонардо (1473 г. Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображённый с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приёмом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика; в нём искусно сочетаются слабые, вялые и напряжённые, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным учёным, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования.

В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолёта, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.

К 1480 г. Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 г. он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведённые в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску "Тайная вечеря", которая дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие.
Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвёл неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало её быстрое повреждение.
А затем довершили дело грубые реставрации и. солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796 г. Трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.

Недатированная картина "Благовещение" (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в.; возможно, более правильно было бы рассматривать её как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. В ней есть несколько слабых моментов, например, слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра. Однако в остальном, особенно в тонкой и мягкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с неясно вырисовывающейся на заднем плане горой, картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остаётся открытым.

В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 г. он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, в которых намечены распределение масс и конфигурация внутреннего пространства. Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Заметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех, и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства. Помимо всего этого он не щадил своего времени вплоть до того, что рисовал вязи из верёвок с таким расчетом, чтобы можно было проследить от одного конца до другого всё их переплетение, заполнявшее в завершение всего целый круг. Один из этих рисунков, сложнейший и очень красивый, можно видеть на гравюре, а в середине его - следующие слова: Leonardus Vinci Academia.

Он был не только гением в искусстве, но и очень приятным в общении, что привлекал к себе души людей. Не имея, можно сказать, ничего и мало работая, он всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил предпочтительно перед всеми другими животными, доказывая это тем, что часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу.
За что природа и решила облагодетельствовать его тем, что, куда бы он ни обращал свои помыслы, свой ум и своё дерзание, он в творениях своих проявлял столько божественности, что никогда никто не смог с ним сравняться в умении доводить до совершенства свойственные ему непосредственность, живость, доброту, привлекательность и обаяние.

Зрелый период творчества. Принёс ему первый заказ в 1483 г., это было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – Мадонна в гроте (Лувр; атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). Коленопреклонённая Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя лёгкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечёткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подёрнутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись – это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определённым видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу.

Деятельность Леонардо в первое десятилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. В это время была создана картина "Мадонна с Младенцем и св. Анной", и около 1504 г. Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной "Мона Лиза", портретом жены флорентийского купца. Этот портрет является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в лёгком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу и так же прекрасны, как лёгкая улыбка на её лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали.
Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины – результат его исследований в области геологии. Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо был до такой степени поглощён изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Леда на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами. Леонардо изобрёл принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют чётких границ: всё, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живёт, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков её улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят всё больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех. Он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений незавершено. Многие были испорчены водой, огнём, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью которого он на готовой картине, будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении ещё несколько веков.

Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принёс бы столько чести искусству живописи. Это мастер, который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь.

Да всё его творчество - сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь, да и последующим поколениям останется.


Потревожить прах великого Леонардо Да Винчи задумали итальянские учёные из Национального комитета по культурному наследию. Могила художника находится во французском замке Амбуа, и предварительное согласие на эксгумацию уже получено.

У исследователей - множество вопросов. Правда ли это останки самого Леонардо? Есть идея провести сравнительный анализ образцов из французской усыпальницы с ДНК родных да Винчи, похороненных в Италии.

Учёные хотят узнать, от чего умер живописец. В костях поищут следы туберкулёза, сифилиса и отравления свинцом.

Наконец, самое интересное: по черепу собираются реконструировать лицо да Винчи. Тогда и станет понятно, не писал ли художник свою знаменитую Джоконду с самого себя, на чём настаивают некоторые искусствоведы.

Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил своё время на несколько веков. Окружённый легендами ещё при жизни, великий Леонардо — символ безграничных устремлений человеческого разума.

За свою жизнь он создал более 500 научных трудов во всех областях науки и творчества, хотя написал всего двенадцать картин.
Впервые труды Леонардо да Винчи стали доступны для широкой публики только в начале XX века. Многое из его наследия считается утерянным безвозвратно. Но искусствоведы и учёные, которые занимаются исследованием его творчества, уверены, что в мире существует по крайне мере еще 150 трудов да Винчи, предположительно находящиеся в полной сохранности. Некоторые из его изобретений до сих пор не расшифрованы или их значение не понято современными учёными.

ModernLib.Ru / Кассе Этьен / Леонардо да винчи: второе пришествие.

feldgrau.info›Главная Форум Фото Каталоги›…genij-leonardo-da-vinchi


Чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо да Винчи практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и -- представьте себе! -- современной нейролингвистике. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

Лихорадка центрального происхождения обусловлена непосредственным раздражением теплового центра гипоталамуса в результате острого нарушения мозгового кровообращения.

В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше самих себя, чем других.

Леонардо да Винчи


Задача данной статьи - пусть даже и условно выяснить, что расскажет нам код ПОЛНОГО ИМЕНИ уникального человека ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ о его уходе из жизни.

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.


12 18 33 47 48 65 70 85 90 100 118 124 141 157 186 192 209 224 229 230 233 243 257 281 291
Л Е О Н А Р Д О д и с е р П Ь Е Р О д а В И Н Ч И
291 279 273 258 244 243 226 221 206 201 191 173 167 150 134 105 99 82 67 62 61 58 48 34 10


5 6 9 19 33 57 67 79 85 100 114 115 132 137 152 157 167 185 191 208 224 253 259 276 291
д а В И Н Ч И Л Е О Н А Р Д О д и с е р П Ь Е Р О
291 286 285 282 272 258 234 224 212 206 191 177 176 159 154 139 134 124 106 100 83 67 38 32 15


ЛЕОНАРДО ди сер ПЬЕРО да ВИНЧИ = 291 = 139-ОТРАВЛЕННЫЙ + 152-ТОКСИНАМИ МОЗГ.


Проведём дешифровку отдельных столбцов:

243 = 104-КИСЛОРОДА + 139-ОТРАВЛЕННЫЙ
____________________________________________
58 = МОЗГ БЕЗ.


243 = 105-ГИБЕЛЬ МОЗГА + 138-УМИРАЮЩИЙ
_____________________________________________
58 = ФИНАЛ

243 - 58 = 185 = КОНЦЕНТРАЦИЯ \ яда в крови \.


19 = Т\ оксины \
_______________________________________
282 = КОНЦЕНТРАЦИЯ ЯДА В КРОВИ

282 - 19 = 263 = 139-ОТРАВЛЕННЫЙ + 124-ТОКСИНАМИ М\ озг \.


Код ДАТЫ СМЕРТИ: 2.05.1519. Это = 2 + 05 + 15 + 19 = 41 = МОЗГ = НЕЖИВ.

291 = 41-МОЗГ + 250-ОТРАВЛЕННЫЙ ТОКСИНАМИ.


Код ДНЯ СМЕРТИ = 75-ВТОРОЕ + 46-МАЯ = 121 = АСФИКСИЯ = БЕЗ КИСЛОРОДА \ мозг \ = УГАСАЮЩИЙ.


Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 121-ВТОРОЕ МАЯ + 34-\ 15 + 19 \-\ код ГОДА СМЕРТИ \-ГИБЕЛ\ ь \ = 155 = КОНЧЕНА ЖИЗНЬ.

291 = 155-КОНЧЕНА ЖИЗНЬ, СМЕРТЕЛЬНОЕ + 136-ОТ ТОКСЕМИИ.

Токсемия возникает тогда, когда при работе органов человека в организме полноценно не выводятся естественные продукты распада.


Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 177-ШЕСТЬДЕСЯТ + 66-СЕМЬ = 243 = 105-ГИБЕЛЬ МОЗГА + 138-УМИРАЮЩИЙ.

Таким образом мы вернулись к началу дешифровки столбцов.

291 = 243-ШЕСТЬДЕСЯТ СЕМЬ + 48-. ЕМЬ. ( т.е. мы видим конец предложения, идущего справа налево ).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.