Лфк при дцп атонически астатическая форма дцп

Детский паралич ЦНС или ДЦП формируется на фоне повреждения различных отделов мозга и вызывает расстройство двигательных функций у ребенка. Атоническо астатическую форму ДЦП относят к самым тяжелым разновидностям заболевания. Сегодня у медиков нет эффективных средств для лечения серьезных нарушений в функционировании детской вегетативной нервной системы, но некоторые методики позволяют уменьшить негативные проявления. В их число входит и лечебная физкультура.


Значимость ЛФК при ДЦП

Ценность лечебной физкультуры при ДЦП в том, что она помогает маленьким пациентам развивать и поддерживать в здоровом состоянии не затронутые болезнью участки нервной системы. Благодаря регулярным занятиям ЛФК, у больных детей при разных формах ДЦП происходят следующие положительные изменения:

  1. Нормализуются обмен веществ и кровообращение в поврежденных участках, что приводит к полному или частичному восстановлению нервно-сосудистых и обменных нарушений.
  2. Купируется формирование спаек между нервными оболочками и тканями, к ним прилежащими.
  3. Предотвращается образования новых спаек.
  4. Укрепляется мышечный корсет ребенка.
  5. Улучшаются двигательные координации.
  6. Снижается риск возникновения искривлений позвоночника. Организм укрепляется, повышается степень работоспособности.
  7. Развиваются способности к эмоциональному и психологическому восприятию, улучшаются зрительные и тактильные ощущения, исправляются задержки речевого развития.

Основы методик

В основные принципы ЛФК при ДЦП, способствующие формированию начальных двигательных навыков, которыми руководствуются врачи, входят:

  • Непрерывность занятий на протяжении всей жизни ребенка;
  • Ступенчатое, без резких скачков, увеличение нагрузок;
  • Индивидуальная работа с каждым пациентом;
  • Применение методик с учетом возраста и состояния ребенка.

Общие направления программы

В программу ЛФК, разработанную для детей, страдающих церебральным параличом, специалисты включили и физические упражнения, и тренировки дыхания, и работу с мимикой и эмоциями. С помощью особых движений разрабатываются различные группы мышц: живота, туловища, шеи. Проводится работа с конечностями, направленная на улучшение двигательных способностей ребенка и дающая возможность на восстановление их природных функций. Параллельно с ней даются упражнения на укрепление суставов.

В комплекс упражнений при детском параличе включены и такие подвиды лечебной физкультуры, как ходьба, растягивание и лечение положением.

Физическая коррекция, как метод лечения при атоническо астатической форме ДЦП невозможна без демонстрационных и словесных пояснений, помогающих выстроить занятия по индивидуальному плану.


Будучи инвалидом, ребенок не может сам выполнять упражнения, поэтому все занятия с малышами по ЛФК ведутся с поддержкой врача или родителей. При выполнении упражнений с инвалидами помощник должен соблюдать особую осторожность и следить за плавным и медленным темпом. Для повышения двигательных навыков малышу при тяжелых заболеваниях нервной системы необходима гимнастика, состоящая из следующих упражнений:

  1. Малыша сажают на пятки, врач кладет его руки себе на плечи и помогает маленькому пациенту встать на колени.
  2. Встав сзади ребенка, надо взять его подмышки и помочь ему перенести вес с одной ноги на другую. При выполнении упражнения руки пациента разводят в стороны и следят, чтобы вторая нога оторвалась от пола.
  3. Усадив ребенка на корточки, помощник заходит сзади, располагает свои руки на коленях малыша, и начинает медленно наклонять его туловище. Разгиб коленей должен произойти самопроизвольно.
  4. Освоение вставания со стула. Малыша сажают на стул, врач подходит к нему спереди, осторожно прижимает его ступни ногами, и тянет за руки вверх так, чтобы ребенок сам попытался встать.
  5. Тренировка равновесия. Для того чтобы ребенок выполнил это упражнения, у него должно быть два помощника. Малыша надо поставить так, чтобы одну ногу он выдвинул вперед. Мама и папа занимают положение сзади и спереди ребенка и выполняют прямые толчки в грудь и спину.
  6. Освоение шагов. Врач или родитель подтягивают маленького пациента за руку, немного подталкивая его в стороны, тем самым помогая малышу шагнуть.
  7. Упражнение на развитие опороспособности. Ребенка укладывают на спину, ноги должны быть согнуты в коленях, врач плотно прижимает его стопы к полу.

Принцип выполнения упражнений на развитие мышц живота при различных видах нарушений мозговой деятельности у детей тот же, что и для обычных тренировок брюшного пресса. Единственное отличие – это наличие помощника. Описание основных позиций:

  1. Взрослый сажает ребенка к себе на колени, и вместе с ним наклоняется вперед, придерживая малыша за таз и колени. В исходное положение маленький пациент должен вернуться сам.
  2. Перевороты. Уложив малыша на спину, надо помочь ему сделать мах любой ногой так, чтобы получился переворот. Если пациент капризничает, верните его в состояние покоя ласковыми словами, и затем продолжите занятие.
  3. Выполнение наклонов вперед сидя на полу. Малыша сажают на пол, ноги должны быть немного раздвинуты. Придерживая его за спину, надо добиться, чтобы ребенок наклонился и достал вытянутыми руками пол.
  4. Прогиб позвоночника лежа на полу. Малыш лежит на спине, ноги и руки вытянуты, помощник подкладывает руку под поясницу и помогает ребенку прогнуться так, чтобы ноги и руки не оторвались от пола.
  5. Полу кувырок или запрокидывание ног. В связи с неполадками в нервной системе и непредсказуемости ее реакции на сильное физическое напряжение, упражнение выполняется под строгим контролем. Пациента укладывают на спину, ноги поднимают вверх и запрокидывают за голову. Задача малыша достать пальцами ног поверхности пола за головой.


Проработка суставов необходима для закрепления двигательных способностей конечностей больного. В нее входят:

  1. Сгибание ног помощником при лежании ребенка на спине, ноги должны быть выпрямлены в начале упражнения. Амплитуда движения зависит от степени подготовленности пациента.
  2. Перевернув малыша на бок, надо согнуть ногу, размещенную сверху, и отвести ее в сторону.
  3. Уложив больного на стол так, чтобы его ноги свисали с края стола, врач добивается произвольного разгибания конечностей самим ребенком. Самостоятельные движения приводят к повышению тонуса мышц и усиливают психическую деятельность мозга.
  4. Пружина. Малыша кладут на живот, под тазом располагают валик. Помощник берется за руки пациента и делает несильные рывки.
  5. Сгибание рук. Малыша укладывают на спину, голову его поворачивают вправо или влево. Затем начинают сгибать ту руку, на которую он смотрит, помогая малышу не только разрабатывать мышцы, но и визуально запоминать технику движения.

Работа с верхними отделами мышечного корсета способствует развитию осанки и улучшает кровоток в мозгу и шейном отделе. Для помощи больным детям в тренировку включены следующие движения:

  1. Положив больного на спину, надо удерживать его руками за плечи и слегка раскачивать. Затем раскачивания делают с головой, одновременно добиваясь поворотов шеи.
  2. Больной находится на боку, одна рука располагается под головой, вторая вытянута вдоль туловища. Врач легонько толкает малыша в спину или грудь, а тот не должен упасть, сохраняя равновесие.
  3. Голова на шарнире. Малыша сажают на стул, голова опускается вниз. Врач крутит ее в разные стороны. Фиксируя в определенном положении, он отпускает голову так, чтобы она свободно упала на грудь.

Полезное видео — ДЦП. Обучение родителей

Упражнения на дыхание

Упражнения на тренировку дыхания легко осваиваются в домашних условиях. Основные исходные положения – стойка и лежание на спине:

  1. Работая с дыханием ребенка, надо облечь тренировки в игровую форму. Возьмите перо или тонкий лист бумаги, попросите малыша дунуть на них. Хорошо помогает и выдувание мыльных пузырей.
  2. Дыхание по счету. На счет 1, 2, 3 малыш глубоко вдыхает, на 4, 5, 6 выдыхает. В качестве игрового элемента можно выдыхать в тазик с водой.
  3. Произношение звуков на выдохе направлено на всестороннее развитие речевых способностей. Дайте ребенку поиграть со свистком или губной гармошкой, пусть он дует в них, сколько может. Разучивайте с ним песенки.

Гимнастика для бассейна

Плавание очень полезно для малышей с ДЦП, оно помогает им расслабиться и заряжает энергией. Упражнения для бассейна:

Дополнительные тренажеры

Для гармонизации интеллектуального и физического развития деток с ДЦП необходимо использовать специальные тренажеры, которые можно купить или сделать своими руками. Бугристый коврик отлично подойдет для лечебного массажа и физкультуры, улучшит кровообращение в конечностях. В специализированных аптеках продаются коврики разных размеров: отдельно для ступни, для всего туловища. Коврик можно положить возле кроватки малыша, чтобы с утра он мог походить по нему.

Для устранения спастики пальцев рук, которая часто наблюдается у больных ДЦП, сшейте мешочек и наполните его крупой (рис, гречка). Такой самодельный эспандер подготовит руки к хватанию и манипулированию предметами. Так вы получите прекрасный эспандер для тренировки кистей. Полезны для конечностей малыша и занятия с прыгунками и ходунками.

Не стоит покупать больному ДЦП пластмассовые ходунки, они неустойчивы и могут навредить ребенку.

Заболевания мозга, развивающиеся у малышей, требует т родителей долготерпения и упорства, чтобы жизнь ребенка была счастливой и насыщенной. Конечно же, о полном излечении не может быть и речи, но комплексы ЛФК, которые созданы для таких детишек, позволяют достичь многого. Они повышают физические способности детей и облегчают жизнь родителям. Программы занятий составляются индивидуально но при регулярном их исполнении они обеспечивают общий для всех успех.

Видео — Необычное упражнение для детей с ДЦП

  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Гл авная
  • О центре
  • Наш персонал
  • Филиалы
  • Фонд
  • Контакты
  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Методики лечения
  • Социальные услуги
  • Статьи
  • Истории пациентов
  • Медиагалерея
  • Наши партнеры

Все наши центры снова открыты и ждут пациентов!

Обязательно ознакомьтесь с подробностями изменений в этой новости!

Люди ещё не нашли способ лечения, дарующий возможность восстановить поврежденный мозг. Однако если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции, а также взять на себя часть функций поврежденных областей. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Одним из основных элементов практически любой программы лечения является лечебная физическая культура (ЛФК), и другие виды терапии, основанные на движении – кинезотерапия, Бобат-терапия, Войта-терапия и другие.

Как термин, ЛФК обозначает раздел медицины, который изучает лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Кроме того, ЛФК является самостоятельной научной дисциплиной, официально признанной во многих странах мира, в том числе и в России.

С другой стороны, это медицинская процедура, которая используется для восстановительной реабилитации и лечения больных и инвалидов, а также профилактики различных заболеваний. Главным средством ЛФК является физическая нагрузка в разных формах.

Основным терапевтическим методом ЛФК является лечебная гимнастика – физические упражнения, индивидуально подобранные для каждого конкретного случая. Для детей чаще всего используют игровые формы упражениний, например, с использованием мяча. Это помогает стимулировать интерес ребенка, и направить его стремление к двигательной активности в нужное русло.



​История лечебной физической культуры​​​​

В древнем Китае ещё в глубокой древности - за несколько тысячелетий до нашей эры, физические упражнения использовались для укрепления здоровья. В те времена существовали врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.




ЛФК при ДЦП

Лечебная физическая культура является одним из самых эффективных и популярных средств реабилитации детей с церебральным параличом различных форм. Главными целями ЛФК при ДЦП являются: снижение гипертонуса мышц, улучшение координации, увеличение амплитуды движений в суставах, тренировка ослабленных мышц, закреплению правильных двигательных стереотипов.

При занятиях ЛФК необходимо учитывать важное обстоятельство – дети с ДЦП, как правило, устают значительно быстрее, чем их здоровые сверстники. Поэтому важно чередовать упражнения с высокой и низкой нагрузкой, и давать небольшой отдых после процедуры. Не возбраняется после ЛФК отправить ребенка на массаж, или сделать его самостоятельно. Вообще, сочетание нескольких процедур (читайте – видов терапевтического воздействия) позволяет значительно повысить общую эффективность реабилитации.


Физическая нагрузка при занятиях ЛФК рассчитывается с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Со временем, по мере развития костно-мышечной системы, она должна увеличиваться.

В этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам.

Рекомендуется выполнять упражнения, способствующие улучшению координации, вырабатывающие умение сохранять равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мимической мускулатуры.

Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть - это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.

При этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.

Если ребенку поставлен неврологический диагноз по типу ДЦП, крайне важно начинать коррекционно-воспитательную работу как можно раньше. Это обусловлено особенностями физического развития - высокой пластичностью детского мозга, и его способностью к компенсации нарушенных и утраченных функций. Важно понимать, что неврологические проблемы и отставание в физическом развитии организма, влекут за собой также существенную задержку психомоторного развития ребенка.Необходимо помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Реабилитационная работа с детьми с ДЦП должна быть комплексной, ограничиваться одной процедурой или одним курсом лечения в год будет неэффективно. Каждый родитель особенного ребенка обязан осознавать необходимость постоянного комплексного лечения.

Дети и подростки около школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки и навыки самообслуживания. Многие родители не осознают важность того, что в первую очередь необходимо учить ребенка обслуживать себя.

Вход в систему

Меню сайта

  • Форум
  • Проект центр абилитации для детей инвалидов
  • Лечение ДЦП в Китае
  • Узнай Китай

Фотоальбом

  • Сенсорный парк
  • Упражнения
  • Фото Китай, Лечение в Китае
    • Фото Пекин
  • Фото Россия - Montessori

Опрос

  • Старые опросы

Tags in Облако тегов

Поделиться ссылкой

ЛФК для детей ДЦП

ЛФК для детей ДЦП

Дети с ДЦП нуждаются в постоянной и интенсивной физической реабилитации.

Детский церебральный паралич ДЦП чаще встречается в спастической форме.

При которой наблюдается повышенный тонус отдельных групп мышц тела ребенка,что приводит к нарушению нормального функционирования конечностей.
Пораженные мышцы постоянно напряжены и сокращены, их рост замедляется.
Таким образом, кости растут быстрее соответствующих групп мышц, что со временем приводит к существенной разнице в длине между костью и мышцей с сухожилием. Это не соответствие приводит к укорочению пораженной конечности,тугоподвижности в суставах, переломам, контрактурам, порочной установки.
Поэтому необходимо заниматься с ребенком с того момента, как был поставлен диагноз для достижения наилучших прогнозов.
Иодной из основ физической реабилитации составляет лечебная физическая культура, которая включает: 1) Стрейчинг,т.е. растяжение мышц, позволяющее добиться снижения тонуса мышц, что приведет к соответствию кости и мышц с сухожилием.
2) Обучение двигательным умениям до приобретения навыка, путем многократного повторения для того, чтобы добиться у ребенка полного понимания того, что он делает и предоставлять объяснения каждого движения.
Дополнительно необходимо использовать ортопедические средства: лангеты, тутора, обувь, корсеты, реклинаторы.Также применение лечебных костюмов: "Адели", "Гравистат", "Космонавт",аппарат "Гросса".

Атоническая форма ДЦП характеризуется нарушением баланса, координации движения, снижением мышечного тонуса, поэтому особенно важно проводить занятия, направленные на постепенное укрепление мышц, начиная с мышечного корсета (туловища). На мой взгляд туловище является стержнем, основой для дальнейшего двигательного развития периферии. Эффект можно достичь благодаря использованию элементарных упражнении, таких как: и.п. лежа на спине,поднимание и опускание туловища, прямых ног,эти же движения можно выполнить из и.п. лежа на животе и дополнить их наклонами (вправо,влево, вперед), круговыми движениями и скручиванием, и осуществить их из и.п. сидя, ноги врозь. Одновременно можно сочетать с упражнениями на опору рук из и.п. сидя, ноги врозь с покачиванием.
Так как при данном заболевании повреждается головной мозг и соответственно нарушаются его функции. Значит наша задача состоит в том, чтобы научить мозг выполнять те двигательные функции за которые он отвечает,а именно движение руками и ногами, ползание, передвижение на четвереньках, ходьба, бег,посредством тандотерапии, которая основана на принудительном, пассивном, многократном выполнении простого движения (сгибание и разгибание, поднимание и опускание,круговые, сидение, удерживание и т.д.) до наступления эффекта прочувствования.
По достижению этого эффекта проводим пассивно-активное выполнение, например:
1 . исходное положение сед на пятках, зафиксировать стопы и удерживать ребенка за руки. Необходимо, чтобы ребенок принял стойку на коленях и осуществляется помощь в сохранении равновесия, и правельного принятия положения.
2. исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы фиксируются. Ребенку необходимо отталкиваться двумя ногами, помогая ему выпрямить полностью и зафиксировать.
3. исходное положение присед, стопы зафиксировать ногами и удерживать ребенка за руки. Вы находитесь со спины ребенка, он должен встать, но ему должны помочь полностью выпрямить ноги и удерживать.
Но и активное выполнение осуществляется самим ребенком. Тренировка ходьбы в различных условиях (вначале облегченных - без препятствий, затем усложненных - с препятствиями ).
Все упражнения изначально выполняются в простых условиях, затем применяются оттягощения - утяжелители, начиная от 300 гр. и до максимального веса, который позволит стабилизировать ребенка в двигательной сфере.
Число повторений, интенсивность, темп, время, устанавливается в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и степени поражения

Формы ДЦП :

Двойная гемиплегия
Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Атонически-астатическая форма
Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечка или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

Гемиплегическая форма
(Cпастическая гемиплегия, гемипарез) — характеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

Смешанные формы
Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного.

Причины детского церебрального паралича
Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние как во время беременности, так и во время родов.

Преждевременные роды — это серьезный фактор риска развития детского церебрального паралича, так как во время таких родов существует высокий риск кровоизлияния в мозг, которое может привести к развитию церебрального паралича. Недостаточное поступление кислорода в мозг также может стать причиной развития церебрального паралича.

Несмотря на разнообразие причин церебрального паралича, во многих случаях невозможно определить точную причину нарушения.

Лечение
Лечение в острый период должно быть патогенетическим; в последующие периоды — патогенетическим и сиптоматическим:

  • ванны, массаж, лечебная гимнастика, побуждение ребёнка к активным движениям
  • препараты, снижающие тонус мышц
  • препараты, направленные на улучшение деятельности мозга и всей центральной нервной системы: глутаминовая кислота, Церебролизин и подобные, гаммалон
  • ортопедические мероприятия: гипсование, оперативное вмешательство, протезирование, ношение ортопедической обуви
  • функциональная нейрохирургия: селективная ризотомия, селективная невротомия, хроническая нейростимуляция спинного мозга, имплантация баклофеновой помпы, операции на подкорковых структурах головного мозга

Задачи лечебно-педагогической работы

  • В возрасте 1-3 лет — основная задача: развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими, начальных форм социального поведения и самостоятельности.
  • Развитие ощущений артикуляционных поз и движений.

Особенности работы

  • Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе.
  • Основные направления работы: развитие моторики речи, развитие коммуникативного поведения.
  • Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно с учетом формы заболевания и возраста ребенка.
  • На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. Используют методы торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременно облегчают произвольную сенсо-моторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.
  • Использование методики кондуктивного воспитания, которая позволяет осуществлять неразрывную взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.
  • Ранняя логопедическая работа.

Методика ЛФК при ДЦП

  1. Регулярность, систематичность, непрерывность
  2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.
  3. Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими ДЦП

  1. Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений
  2. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц
  3. Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов
  4. Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышщ, устранения судорог
  5. Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе
  6. Упражнение на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы
  7. Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы

Детский церебральный паралич (ДЦП) относится к сложнейшему заболеванию центральной нервной системы, возникающему во внутриутробном периоде, во время родов или в первое время после рождения. В комплексное лечение входит массаж при детском церебральном параличе.


Массаж при ДЦП

Цель массажа заключена в понижении рефлекторной возбудимости мышц, предупреждении развития контрактур, уменьшении синкинезии, стимулировании функции паретичных мышц, улучшении лимфо- и кровообращения, уменьшении трофических расстройств.

До проведения массажа максимально расслабляют мышцы, подбирая исходное положение и расслабляющие упражнения. Массаж при ДЦП проводят дифференцированно. Поглаживающие, растирающие и разминающие движения, пощипывания, катание, вибрация, пунктуация и потряхивание на сокращенных мышцах с повышенным тонусом проводят медленно, нежно и плавно для того, чтобы расслабить эти мышцы.

На растянутых и ослабленных мышцах проводят лечебный массаж более глубоко, применяя приемы вибрации: поколачивание и стегание, а также штрихование, пунктуацию, пощипывания и поглаживание. В обязательном порядке массируют паравертебральные спинно-мозговые сегменты. Выполняют ЛФК, точечный массаж и логопедический, рефлексотерапию, ортопедическую коррекцию, иппотерапию. При массаже определенных мышечных групп выполняется одновременно дыхательная техника движений.

  1. В чем терапевтическая польза массажа при ДЦП?
  2. О технике и методиках массажа при ДЦП
  3. Какими приемами массажа расслабляют мышцы?
  4. Элементы классического массажа
  5. Массаж для улучшения дыхания при ДЦП
  6. Массаж для стимуляции роста костей при ДЦП
  7. Проведение сегментарного массажа
  8. Массаж по системе Манакова
  9. Применение точечного массажа
  10. Применение логопедического массажа
  11. Сочетание массажа с другими процедурами
  12. Массаж при ДЦП — видео

Выполняя лечебный массаж, у больного ребенка происходят следующие изменения:

  • улучшается кровоток и лимфоотток;
  • активизируются обменные процессы в тканях;
  • происходит рефлекторное влияние на внутренние органы и нервную систему;
  • увеличивается мышечная масса ребенка;
  • повышаются адаптационные возможности организма ребенка.

О технике и методиках массажа при ДЦП

Сейчас наработано несколько методик массажа, каждую из которых целесообразно применять в каком-либо конкретном случае. Методика помогает умело подобрать приемы. Техника массажа по определенной методике поможет расслабить мышцы, провести подготовительный массаж, используя специальные укладки и упражнения ЛФК на расслабление.

Чтобы расслабить крупные мышечные группы используют прием валяния (разминания), а для расслабления мышц плечевого и тазобедренного суставов — прием катания мышечной массы (как скалку на тесте).

Расслабляют мышцы перед массажем приемом потряхивания по Фелпсу. Расслабляют мышцы кисти или стопы захватыванием предплечья или голени одной рукой и рядом коротких и длинных потряхивающих движений второй рукой. Вначале потряхивания проводят коротко и плавно, а по мере расслабления мышц – быстрее и с большей амплитудой. Для расслабления мышц всей руки массажист берет ее за кисть и фиксирует лучезапястный сустав. Ногу берет за сустав голеностопа. При этом выполняют встряхивания вверх и вниз, в стороны.

Расслабляют мышцы при ДЦП, применяя тормозной (точечный) массаж или возбуждающий (стимулирующий) точечный массаж, особенно при атонически-астатической форме ДЦП. А именно: коротко и резко применяют пунктацию, быстрые надавливания одним или несколькими пальцами точек на коже над мышцами, что участвуют в движении. Палец быстро отнимают и не задерживают на точке. Иногда необходимо одни и те же мышцы расслабить, а затем возбудить, поэтому на точку оказывают тормозное и возбуждающее действие.

Снижение тонуса происходит при сочетании пассивного растяжения напряженной мышцы с массажем на стимуляцию мышц-антагонистов. Очень важно для нормализации тонуса мышц в течение дня и при массаже расположение частей тела и их взаиморасположение по отношению друг к другу. А также положение головы в пространстве и по отношению к туловищу.

Чтобы вывести конечности и голову в правильное физиологическое положение, расслабляют сближение мест прикрепления мышц. Перед началом растягивания спастически напряженной мышцы, производят движение в сторону действия напряженной мышцы до конца. А именно: в полном объеме сгибают конечность, если она находится в согнутом положении или максимально поворачивают голову в сторону проявления спастической кривошеи. Если подержать голову в таком положении 1-2 секунды и провести легкое потряхивание мышц, находящихся в напряжении, можно легко выполнить максимальное движение в обратную сторону и зафиксировать его.

Лечебный массаж на расслабление мышц выполняют:

  • поверхностным непрерывным поглаживанием. Движения выполняются легко, плавно и медленно без смещения кожи относительно нижележащих тканей;
  • валянием больших мышечных групп, переваливанием мышцы из одной руки в другую;
  • катанием мышц конечностей (плечевого и тазобедренного суставов);
  • глубоким непрерывным и прерывистым поглаживанием;
  • растиранием с помощью одного или нескольких пальцев;
  • гребнеобразным растиранием тыльной поверхностью вторых фаланг пальцев (кисть сложена в кулачок), опираясь на большой палец;
  • углубленным растиранием, с наложением кистей друг на друга, крупных мышц спины, бедра и ягодиц.

Наиболее эффективными считаются методики массажа: классического лечебного, кругового трофического, для улучшения дыхания, сегментарного, по системе Манакова, точечного и системного точечного.


Расслабление мышц при ДЦП

Классическим лечебным массажем улучшают питание и дыхание ткани мышц, улучшают условия деятельности нервных элементов и рецепторов обмена, нормализуют тонус мышц. Применяют плавные приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации (в ряде случаев) без применения усилий.

Сначала массируют воротниковую зону и шею, затем переходят на массаж спины, ягодиц, боковых поверхностей туловища. Особенно прорабатывают подлопаточные мышцы и те, что прикрепляются к лопатке: ромбовидные, задние зубчатые, подлопаточные. Они ослаблены в связи с ослаблением функции большой грудной мышцы и ее нахождении в спастическом состоянии при повышенных тонических рефлексах (лабиринтных и шейных симметричных). Правильное положение лопатки необходимо для сокращения мышц при разгибании головы.

Пальцами проходят глубоко между лопаткой и ребрами, затем выполняют массажные движения под лопаткой, направляя их к внутреннему краю: растирающие и разминающие. Затем приступают к массажу груди и живота, ног и рук, кистей и стоп.

В острой и ранней стадии ДЦП применяют щадящие приемы плоскостного, поверхностного поглаживания, глажения, граблеобразного поглаживания и растирания. В начальной стадии массаж проводят плоскостным глубоким, обхватывающим поглаживанием и вспомогательными приемами, растиранием, исключая щипки, валянием, покатыванием.

При наличии спастической диплегии назначается общий массаж с акцентом на разгибатели. Можно первый день массировать ноги и мышцы спины, на второй день – руки и мышцы спины, грудной клетки и живота (при необходимости). Разрешено поперечное разминание. Каждую конечность массируют 12-15 дней. Гемипаретическая форма требует применения всех приемов массажа, кроме вибрации. Разрешено выполнять реэдукацию (тренировку) мышц ЛФК.

Атонически-астатическая форма ДЦП требует применения всех приемов, выполняемых глубоко и энергично, включая щипцеобразное разминание, рубление, похлопывание, поколачивание в чередовании с поглаживанием.

Гиперкинетическая форма требует применения легких приемов: поверхностного поглаживания, глажения штрихования, пиления для воздействия на сокращенные мышцы. Для растянутых мышц необходим больший диапазон приемов.

При ДЦП необходима нормализация и углубление функции дыхания, поскольку у больных нарушается функция мышц, осуществляемых дыхание. Регуляция тонуса диафрагмальной, большой грудной, межреберной, малой грудной и мышцы живота необходима для всех остальных мышц, которые контактируют с дыхательными. Так, при вдохе повышается тонус мышц – разгибателей туловища и конечностей, а при выдохе – повышается тонус мышц-сгибателей.

При повышенном тонусе мышц-разгибателей, ребенка укладывают на спину с акцентом на выдох. Голова находится по средней линии, под голову кладут подушечку, руки лежат вдоль туловища, ноги слегка согнуты, под коленями находится валик. Стенки живота расслабляются, что увеличивает экскурсию грудной клетки.

  • поглаживанием и легким разминанием переднебоковой поверхности грудной клетки, косых и прямой мышцы живота;
  • точечным массажем по ходу реберных дуг и местам прикрепления диафрагмы (продавливанием мышц передней стенки живота с заводом пальцев под края ребер);
  • интенсивным массажем трапециевидной мышцы (верхней части), применяя разминающие и выжимающие приемы, захваты щипками для стимулирования рецепторов кожи и мышц, нервные центры которых лежат в продолговатом мозге вблизи от дыхательного центра;
  • сегментарным паравертебральным массажем в области нижних шейных и верхних грудных позвонков, в области грудины – по средней линии и парастериально, прорабатывая межреберные промежутки;
  • специальным точечным массажем симптоматических точек, действующих на дыхательную функцию.

Чтобы трубчатые кости конечностей нормально росли, выполняют массаж круговой трофический в зонах роста трубчатых костей и области хряща глубоким растиранием, вибрацией, сотрясением, пунктуацией с медленным перемещением вокруг всей кости. Так достигают рефлекторного раздражения нервно-трофических, сосудистых образований зон, улучшающих трофику и ускоряющих темпы роста костей. Особое внимание уделяют массажу пяточной кости. Она является рефлекторной зоной, что специфически действует на костную систему организма. Выполняют поколачивания пятки при выпрямленной ноге для воздействия на всю ногу. Ладонь поколачивают для воздействия на мышцы руки. Кисть при этом разогнута и рука выпрямлена. Для воздействия на плоские кости постукивают по костным выступам и мыщелкам. Для выполнения постукиваний проводят обучение ребенка разгибать и сгибать конечности.


Техника массажа при ДЦП

При ДЦП необходимо воздействие на сегментарный аппарат спинного мозга посредством определенных участков кожи, рецепторов сухожилий, связок и мышц сегментарным массажем. При этом воздействие распространяется и на нервные структуры мозга головы, улучшается кровообращение и трофика сегментов спинного мозга и мышц спины, попадающих под массаж.

Массируют сегменты вдоль позвоночника от крестца до шеи включительно. Затем по линии, что проходит по краям лопатки и вокруг лопатки, в зоне ягодиц и в промежутках между ребрами: поглаживаниями и растираниями, разминаниями, перемещением, сверлением, пилением, вытяжением и вибрацией. Используют большой палец, либо 2 и 3 пальцы. Между каждым приемом делают поглаживание и легкое потряхивание-вибрацию. Повторяют до 5 раз, не допуская болевых ощущений, до появления гиперемии.

Для достижения мышечного тонуса в ногах массируют область поясницы и крестца. От спастичности в руках массируют шейно-грудной отдел позвоночника. При атонически-астатической форме с наличием гипотонии мышц спины, кифоза, сколиоза и др. проводят массаж всеми приемами сегментарного массажа: вначале поглаживание, затем сверление, пиление, вытяжение и вибрацию. Приемы выполняют сначала с одной, затем с другой стороны. При массаже нужно пальцами ощутить щель между позвонками и произвести качательные толчкообразные движения в пределах ее области.

При ДЦП приемами массажа предупреждают развитие фиброзных и спаечных изменений в мышцах, пучках нервов и сосудов, сухожилиях, то есть, устраняют и предупреждают контрактуры и улучшают трофику тканей и проведение нервного импульса по нервным волокнам. Направление массажа – от центра к периферии, от проксимальных мест прикрепления мышц к дистальным. Исключение – массаж кистей и стоп, где движения направлены от периферии к центру.

Выполняя точечный массаж, воздействуют на точку 2-3 мин. Для применения возбуждающего метода коротко и сильно надавливают и сочетают с глубоким прерывистым растиранием (штрихованием) и резким объемом пальца после проведения каждого приема.

Точечный массаж тормозного типа применяют для расслабления мышц и уменьшения патологический активности рефлексов или симптомов. Медленно вращают палец по часовой стрелке, сужая площадь массажа, до 50-100 раз. Должно появиться тепло, расслабление и общее успокоение.

Для глубокого воздействия массажист сначала легко поглаживает по часовой стрелке (30-50 раз), затем углубляет постепенно палец с растираниями (20-30 раз) и разминает и давит до появления ощущения тяжести, онемения, распирания и ломоты. Массаж продолжают еще 20-30 с, и все приемы повторяют в обратном порядке, двигаясь против часовой стрелки и расширяя зоны воздействия.


Сочетание массажа с другими процедурами при ДЦП

Логопедический массаж проводят с индивидуальным подбором положения тел для исключения патологических тонических рефлексов. Особенно тщательно выбирают позы: эмбриона или лежа на спине с валиком под шеей и согнутыми ногами в коленях, позы — лежа на спине с фиксацией головы валиками или лежа на животе с валиком под грудью. После этого выполняют логопедический массаж. Прорабатывают мимическую и жевательную мускулатуру при ДЦП.

При массаже лица и шеи: поглаживают подушечками пальцев:

  • лоб от центра к вискам;
  • брови и лоб от надбровья вверх до границы волос головы;
  • нос сверху вниз с каждой стороны;
  • подбородок от центра и веду пальцы до мочек ушей;
  • от центра губ в сторону мочек уха.

Для релаксации мышц языка воздействуют на точки:

  • подчелюстной ямки;
  • носогубной складки (симметричные);
  • скуловых мышц (симметричные);
  • подчелюстных мышц (симметричные)

Массируют губы от центра к уголкам легкими пощипываниями, поглаживаниями и растираниями. Вокруг рта по часовой стрелке выполняют постукивания пальцами, растягивать и собирать верхнюю губу, затем нижнюю.

Выполняют логопедический массаж языка активными и интенсивными движениями от корня языка к кончику: разминаниями и перетираниями.

В восстановительный период при ДЦП массаж сочетают с ЛФК, бальногрязелечением, физиотерапевтическими процедурами, ортопедическими мероприятиями. Обучение упражнениями ЛФК и массаж нормализует функции вестибулярного аппарата. Ребенок поднимает голову во всех положениях, выпрямляет голову и ноги в положении лежа на весу на животе (с поддержкой живота), поворачивается со спины на бок, наклоняет туловище вбок и др. Ребенка обучают ходить и опираться на ноги: во время массажа стопы упирают в подставку, в суставах движениями имитируют ходьбу. Хороший эффект дает иппотерапия — катание на специально обученных лошадях, аквареабилитация в бассейне, дельфинотерапия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.