Логопедическая характеристика детей с дцп

Характеристика детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется прежде всего в двигательных расстройствах. При одних заболеваниях больше страдают руки, при других – ноги. Нарушения движения могут носить односторонний характер. Может выявляться недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д.

В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений.

При некоторых формах заболевания затруднено выполнение всех произвольных движений главным образом из-за насильственных, непроизвольных движений – гиперкинезов.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других – вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают.

У 10-15 % детей с церебральным параличом имеются нарушения слуха, особенно они характерны для больных с гиперкинезами.

Важное значение для развития речи у ребенка имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. Неправильное или позднее развитие этих функций в большой мере обусловливает отставание в развитии речи.

В связи с ограниченной подвижностью мышц языка и губ, насильственными движениями в дыхательной и артикуляционной мускулатуре (в мышцах лица, языка) часто нарушается звукопроизношение.

Ведущий: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.

Цель: Эмоциональный подъем.

Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.

Ведущий ( зачитывает стихотворение) :

Интересен и пуглив.

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Он закрыт от глаз чужих.

Допускает лишь своих!

Ведущий : Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из вас ответить на следующие вопросы:

Какое чувство родилось у вас при просмотре мультфильма?

Что бы я сделала на месте родителей для ребенка?

Что бы я сделала для этого ребенка, если бы была лесной няней?

Ведущий: На становление личности не всецело влияет болезнь, воспитание имеет огромное значение. Ребенок с тяжелыми нарушениями, попавший в благоприятную среду может стать успешным в жизни, а ребенок способный может ничего не добиться. Главное настрой, целеустремленность, любовь и трудолюбие, и можно исправить практически всё.

По данным различных источников за последние несколько лет растет количество детей, родившихся с детским церебральным параличом. Термином детский церебральный паралич (ДЦП) называют совокупность разнообразных хронических симптомов, обладающих непрогрессирующим течением, которые касаются нарушений двигательной сферы человека . Эти двигательные нарушения являются следствием повреждения структур центральной нервной системы, которое формируется во внутриутробном периоде - то есть в течение беременности. Нарушения затрагивают корковые структуры, подкорковые области, капсулу и ствол головного мозга. Иногда детский церебральный паралич путают с термином детский паралич, которым обозначают совокупность нарушений, развившихся вследствие перенесенного полиомиелита. Детский церебральный паралич был выявлен и впервые изучен еще в начале XIX века британским врачом Литтлом. Впоследствии эту форму детского церебрального паралича назвали "болезнью Литтля". Британец считал, что причина ДЦП кроется в патологическом течении родов, когда ребенок испытывает сильную гипоксию. Однако впоследствии Зигмунд Фрейд, также изучавший ДЦП, выдвинул гипотезу, что причина заболевания кроется в повреждении структур центральной нервной системы еще в период внутриутробного развития. Это предположение было подтверждено в 1980-х годах XX века. Фрейд составил прекрасную классификацию форм детского церебрального паралича, на основе которой были созданы все современные классификации. Изучением данного заболевания занимались различные советские врачи, логопеды (К.А.Семенова, И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, А.Р.Лурия). Ряд авторов указывали, что при детском церебральном параличе имеют место различные речевые расстройства (М.Я.Брейтман, 1902; М.О.Гуревич, Н.И.Озерецкий, 1935; М.Б.Эйдинова, Е.Н.Правдина-Винарская, 1959). При этом обращалось внимание на многообразие речевых дефектов. Наиболее распространенным дефектом речи при этом заболевании является дизартрия. Дизартрия (от греч. arthson – сочленение и dys – частица, означающая расстройства) – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленная органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. В вышеприведенном определении нашли отражения исследования Л.С.Волковой, Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой. Цель данной курсовой работы – изучить логопедическую характеристику детей с ДЦП. Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) Рассмотреть общую характеристику детского церебрального паралича (ДЦП); 2) Исследовать нарушения речи ребенка с ДЦП.

Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы. Характерная особенность детского церебрального паралича - нарушение моторного развития ребенка, обусловленное, прежде всего, аномальным состоянием мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с расстройствами чувствительности, патологией речи, недостатками познавательной и эмоционально-волевой сфер. Двигательные расстройства при ДЦП охватывают различные стороны моторики - пирамидную иннервацию, экстрапирамидную регуляцию позотонических автоматизмов, корковые механизмы формирования целенаправленных двигательных актов. Высшие интегративные центры не влияют на примитивные двигательные рефлекторные реакции, в результате чего они длительное время не угасают, становятся патологическими, мешают развитию произвольной моторики. Тонические рефлексы проявляются в сочетании с патологическим мышечным тонусом. Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи. Частота нарушения речи при ДЦП составляет 80-85% (по разным источникам). Чаще это дизартрии. Дизартрия - это нарушение произношения и просодического стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Важное значение в патогенезе речевых нарушений у детей с ДЦП имеет двигательная патология. К особенностям нарушения моторики артикуляционного аппарата при дизартрии следует отнести: - недостаточность произвольных артикуляционных движений; - нарушения мышечного тонуса в речевом аппарате и проприоцептивной афферентной импульсации от него; - наличие гиперкинезов и синкинезий. Имеющиеся при ДЦП тонические рефлексы негативно влияют на тонус мышц артикуляционного аппарата. С учетом уровня локализации поражения двигательного аппарата речи выделяют: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую формы дизартрии. Как правило, дизартрии носят смешанный характер, поэтому логопедический диагноз ставится по ведущей форме. Конечно, форма дизартрии соотносится с формой ДЦП. Так, при гемиплегической форме чаще возникает псевдобульбарная дизартрия, при атонически-астатической -мозжечковая, при гиперкинетической - экстрапирамидная. При дизартрии, как правило, возникают вторичные нарушения в виде расстройств формирования всех компонентов речевой системы. Нарушается формирование фонематических процессов, лексического и грамматического строя речи. Эти вторичные нарушения вместе с первичным дефектом - расстройствами моторики речевого аппарата - указывают на возникновение при дизартрии общего недоразвития речи. Таким образом, все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие произносительной стороны речи и фонематических процессов, формирование лексического и грамматического строя речи. У детей с ДЦП, кроме дизартрии, могут выявляться следующие недостатки, как алалия, заикание, дислексия и дисграфия. Поскольку клиническая картина речевых расстройств может иметь весьма сложный характер, включать в себя клинические проявления различных форм патологии речи: алалия и дизартрии, заикание и дисграфии и др., это усложняет не только их диагностику, но и выбор лечебно-коррекционной тактики. Распространенной среди детей с ДЦП есть такая сложная речевая патология, как системное недоразвитие речи при олигофрении, осложнённое дизартрией и дислексией или дизартрией и дисграфией. Таким образом, для успешной логопедической работы необходимо определение этиологии, механизмов, симптоматики каждого речевого нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой патологии в структуре дефекта. Спецификой логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, является сочетание ее с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем, общей лечебной физкультурой. На логопедических уроках используется общая моторная разминка, а также дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика, дифференцированный артикуляционный массаж с применением вибромассажера, электростимулотерапия. Общая моторная гимнастика включает ПИМР (упражнения с сопротивлением) и упражнения для развития подвижности позвоночника и выработка правильной осанки по оздоровительной методике М.Норбекова. Необходимость ее применения определяется общностью нарушений общей и речевой моторики при ДЦП, возможностью положительного влияния двигательных упражнений на общее состояние организма. Учитывая психические особенности детей с ДЦП, необходимо применение в начале занятия, во время общей моторной гимнастики, мажорной музыки. Так, в практике работы отмечается, что прекращение посещения учащимися занятий по ЛФК и специальных реабилитационных занятий по разработке опорно-двигательного аппарата негативно отражается на состоянии речи детей. После общей разминки на логопедических уроках проводится дыхательная, голосовая и артикуляционная гимнастика. Их применение обусловлено тремя соответствующими синдромами дизартрических расстройств. Постановка звуков осуществляется методом фонетической локализации-пассивного предоставления артикуляционным органам нужного положения. Обязательным на любом этапе логопедической коррекции выборочный артикуляционный массаж. Достаточно высоких результатов логопедической работы позволяет достичь использование электростимулотерапии, с помощью которой значительно быстрее осуществляется автоматизация звуков, особенно при псевдобульбарной дизартрии у детей с нормальным интеллектом. Таким образом, для успешной работы по преодолению сложной речевой патологии у детей с ДЦП необходимо комплексный подход с учетом этиопатогенетического принципа.

1) Астахов В.А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы // Здоровье – 2010 - №3 – С.14-15. 2) Бровицкий А.С. Виды, симптомы, лечение ДЦП // Здоровье. – 2009. - №2. - С.15. 3) Жигорева М.В. Организация логопедических занятий с детьми, страдающими детским церебральным параличом. // Логопед №3, 2006. С. 13-22. 4) Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –– М.: Просвещение, 1992. – 95 с. 5) Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. / Под ред. М.В.Ипполитовой. – М., 2005. 6) Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. —— Минск: Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду). 7) Румянцева Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией, страдающих церебральным параличом // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. – СПб., 2009. 8) Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. – М.: 1998, Ч. I. 9) Яковлева М.Ю. Детский церебральный паралич // Здоровье. – 2009. - №5. - С.10.

Порядковый номер возрастной группы Возрастная группа Общее число больных Пол
Муж. Жен.
I от 0 до 3 лет 30 18 12
II от 3 до 7 лет 71 39 32
III от 7 до 12 лет 68 34 34
IV от 12 до 17 лет 45 29 26
V свыше 17 лет 35 20 15
Всего 249 140 109

Характер речевых нарушений у обследованных больных ДЦП отличался большим разнообразием их клинических форм и обнаруживал тесную связь как с возрастом детей, так и со степенью тяжести имеющихся у них двигательных расстройств. Общая характеристика выявленных до начала лечения вариантов речевой патологии представлена в сводной табл.23.Из 300 обследованных больных с ДЦП фразовая речь полностью отсутствовала у 32% детей. При этом уровень доречевого развития в виде крика и недифференцированной голосовой активности наблюдался у 6% больных. В виде отраженного гуления он имел место у 7% детей. В виде спонтанного гуления — у 9%. В виде лепета, отдельных лепетных и аморфных слов — у 10% больных. Владели простой фразовой речью, состоящей из 2 — 3 слов, которые произносились без соблюдения правил согласования грамматических единиц в предложении, 5% больных ДЦП. Распространенная фразовая речь, отличавшаяся полностью или частично сформированным грамматическим ее строем, наблюдалась у 54% обследованных.

Таблица 23
Варианты речевых нарушений у больных ДЦП

Формы речевых нарушении Особенности клинических проявлений Частота встречаемости
Общее число % случаев
Задержк иречевого развития а) на уровне крика и недифференцированных звуков; 18 6
б) на уровне дифференцированных звуков и отраженного гуления; 21 7
в) на уровне спонтанного гуления; 27 9
г) на уровне лепета и аморфных слов-корней 30 10
Алалии а) моторные; 4 2
б) сенсорные 9 3
Дислекции 3 1
Дисграфия 6 2
Ринолалия 9 3
Дизартрии а) псевдобульбарные 63 21
б) бульбарные 12 4
в) корковые 3 1
г) мозжечковые 6 2
д) подкорковые 9 3
е) сочетанные 27 9
ж) стертые 54 18
Заикание и запинки а) неврозоподобные 27 9
б) невротические 6 2
в) смешанные 21 7
Без нарушений речи 51 17
Порядковый номер возрастной группы Возрастная группа Общее число больных % случаев без речевых нарушений
I от 0 до 3 лет 30
II от 3 до 7 лет 77 2
III от 7 до 12 лет 80 4
IV от 12 до 17 лет 60 5
V свыше 17 лет 53 6
Всего от 0 до 32 лет 300 17

Динамика показателей состояния речевых функций у первой группы больных ДЦП в процессе интенсивной нейрофизиологической реабилитации

Эффективность реабилитационных мероприятий После I курса После II курса После III курса
Ухудшение
Без улучшения
Улучшение 42% 36% 39%
Значительное улучшение 58% 6% 68%
Стойкое улучшение или выздоровление 1% 3%

Таблица 26
II-V возрастных групп в процессе интенсивной нейрофизиологической реабилитации

Доминирующая клиническая форма речевой патологии Эффективность реабилитационных мероприятий
Ухудшение Без улучшения Улучшение Значительное улучшение Стойкое улучшение или выздоровление
После I
курса
После II
курса
После III
курса
После I
курса
После II
курса
После III
курса
После I
курса
После II
курса
После III
курса
Дизартрии:
а) псевдобульбарные - - 14 15 13 7 6 7 - - 1
б) бульбарные - - 3 2 1 1 2 3 - - -
в) корковые - - 1 - - - 1 1 - - -
г) мозжечковые - - 2 1 1 - - 1 - - 1
д) подкорковые - - 3 2 2 - 1 1 - - -
е) сочетанные - - 7 6 6 2 2 2 - 1 1
ж) стертые - - 10 9 8 6 6 7 2 3 3
Алалии:
а) моторные - - 2 1 1 - 1 2 - - 1
б) сенсорные - - 2 2 1 1 - -
Дислексии - - 1 1 - - - 1 - - -
Дисграфии - - 1 1 - 1 1 1 - - 1
Заикание и запинки:
а) неврозоподобные - - 6 4 4 2 3 3 1 2 2
6) невротические - - 1 1 - 1 1 2 - - -
в) смешанные - - 5 3 2 2 3 4 - 1 1


  • Перечень логопедических заболеваний у детей
  • Основные формы болезней речевой системы
  • Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК
  • Логопедическая характеристика на ребенка с онр 3 уровня на пмпк
  • Логопедическая характеристика на ребенка с онр 2 уровня на пмпк
  • Примерный план написания логопедической характеристики на ребенка с ОНР 4 уровня на ПМПК
  • Примерные формулировки логопедического заключения для детей с заболеваниями
  • Логопедическая характеристика на ребенка с аутизмом для ПМПК
  • Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по ФГОС
  • Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью
  • Рабочая программа по логопедии для умственно отсталых детей по ФГОС
  • Пример написания логопедической характеристики на ребенка

Перечень логопедических заболеваний у детей

У детей логопедические диагнозы бывают двух форм: физиологические и патологические. В отличие от патологических физиологические виды исчезают самостоятельно до 5 лет. Чем быстрее поставлен диагноз, тем больше возможность откорректировать речь дошкольника.


Обучение ребенка логопедическим урокам

На сегодняшний день перечень логопедических болезней детей достаточно широк.

Дислалия. Дошкольник не может четко произносить некоторые звуки при нормальном слухе и отсутствии со стороны патологий иннервации артикуляционного аппарата. Физиологическая дислалия, возможно, до 5 лет пройдет самостоятельно. Профилактика состоит в усердном развитии речи с 1 года.

Дизартрия – неправильное произношение слов из-за плохой иннервации аппарата речи в заднелобных и подкорковых отделах мозга. Речь похожа на разговор с кашей во рту. Причиной является поражение подкорковых отделов мозга. Ограничение подвижности языка, верхнего неба приводит к затруднению артикуляции. Патология лечится логопедическими методами, ЛФК, развитием мелкой моторики пальцев.

Обратите внимание! Здесь поможет лепка из пластилина, игры с мелкими предметами (при условии, что родители будут находиться вместе с малышом во избежание несчастных случаев).

Данная форма логопедического нарушения у дошкольников сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, трудность в чтении, письме. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произношения слов, иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Ринолалия – неполноценная речь в результате наличия врожденных патологий полости рта: заячья губа, расщелина неба. В большинстве случаев речь монотонна, невнятна.

Реактивный мутизм – немота, появившаяся вследствие нервного стресса или психологического шока.

Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК

Рекомендации составляются в виде небольшого протокола, в котором указываются строение речевого аппарата, оценка слуха, психическое здоровье. В итоге проводится заключение, выводится результат и ставится логопедический диагноз.

Ветвицкая Анастасия ходит в Дет сад № 14. Речь развита неправильно, не выговаривает звуки К, Г, Д, Т. Моторика пальцев рук действует пассивно, не слушается. Родители в детстве не страдали патологией речи. Правая рука преобладает в движениях над левой. Строение лица соответствует нормам. Задание нахмурить брови, наморщить щеки выполняет плохо. Слабо развиты мимические мышцы.


Строение рта. Язык. Корень – в напряженном состоянии, кончик пассивный, вялый, общее строение соответствует норме.

Речь непонятна, монотонна, голос звонкий. В задании повторить предложение, пропускает слоги, не выговаривает некоторые буквы. Имеет маленький словарный запас, в общении пропускает местоимения, может путать предлоги во времени.

Итог: наблюдение показало, что ребенок имеет нарушение речи 3 уровня.

Туконов Денис ходит в старшую группу, семья полная, родители имеют высшие образования. Наличие патологий со стороны речи не выявлены.

Моторика развита слабо, движения медлительны, часто заторможены.

Анатомическое строение речевого аппарата без особенностей: строение лица соответствует норме. Идет смена молочных зубов на постоянные. Подъязычная связка без особенностей (не растянута, не укорочена). Имеется гипотонус язычной мышцы.

Речь не выразительна, плохо произносятся звуки, разговор малопонятен для окружающих. Голос тихий, глухой. Мимика функционирует слабо.

Слух со стороны фонематического плана сформирован недостаточно. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.

Строй речи на грамматической основе развит не удовлетворительно. Эксперимент показал грубое недоразвитие связной речи. Денис пересказал 1-2 предложения вместо полного смыслового рассказа.

Обратите внимание! Психическое здоровье в норме.

Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня.

Подготовительная группа, Журавская Ксения ходит на занятия ежедневно, как может, общается со сверстниками. Семья полная, благополучная. Со стороны родителей речевые нарушения отсутствуют. Родственники активно принимают участие в развитии речи: проводят дома самостоятельные занятия.

Страдает общая моторика, нарушена координация движений, заметны неточности в двигательных процессах, заторможенность. Правая рука является главной.

Анатомическое расположение разговорного аппарата в полости рта соответствует норме. Подъязычная связка нормальная. Язык в напряженном тонусе, малоподвижен. Зубы меняются на коренные. При выполнении артикуляционных заданий появляются мышечные спазмы. В разговоре используются конструкции синтаксических предложений. Пересказывает по картинкам самостоятельно, используя широкий словарный запас. Верно представляет историю и логично собирает рассказ.

Итог: в результате наблюдения комиссия поставила недоразвитие речи 4 уровня, нвонр.

Примерные формулировки логопедического заключения для детей с заболеваниями

Формулировка патологий речи строится следующим образом:

Впереди ставится степень развития речи, затем следующим предложением выводится диагноз (если он есть).

Обратите внимание! Но в разных городах России заключение может звучать по-разному.

У умственно слабых детей и ЗПР диагноз звучит: аграмматическая дисграфия и дислекксия, стертая форма бульбарной дизартрии, системное недоразвитие речи легкой степени.

У интеллектуально здоровых детей: общее недоразвитие (2 уровень), детская афазия, общее недоразвитие (1 уровень), сенсомоторная алалия.

Девочка пяти лет. Аутизм первой степени, недоразвитие речи 2 ст., ффнр.


Ребенок с аутизмом

Мышечная дистрофия, гипотонус, движения медленные вялые. Общая моторика задержана в развитии, не может стоять на одной ноге, держать равновесие, сидя на велосипеде; не может застегивать пуговицы самостоятельно, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики.

Правильно подобранная логопедическая программа дает больным детям условия и дополнительные возможности для развития речи и совершенствование других полезных навыков.

Обратите внимание! Логопедическое сопровождение детей с овз в школе проводится непосредственно комиссией специалистов. Руководителем организации создаются индивидуальные классы, где педагоги проводят уроки в форме презентаций. Курс будет окончен, когда у детей будут полностью отсутствовать логопедические нарушения.

Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью

Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по фгос специально разрабатывается после диагностики педагогическим составом. Результат исследований выводится сразу после обследования.

По каждому не выговариваемому звуку должна быть разработана программа, по которой детки смогут повысить свои речевые навыки. Занятия невербального и частично вербального общения позволят дошкольнику восстановить артикуляционный аппарат.


Самостоятельные речевые навыки

Первый и второй этап программы приходится на диагностику и подготовку детей к занятиям. Здесь же развивается мелкую моторику, речь, внимание, мышление. Отсутствие развития одного элемента в процессе приостанавливает нормальное развитие речи.

Третий этап. Проводится коррекция звуков, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас, строится правильная речь на основе лексическо-грамматических определений.

Четвертый этап. После проведенного курса программы логопедии ставится оценка, результат сравнивается с первоначальным уроком.

Пример написания логопедической характеристики на ребенка

Диана Шкулепина перешла в среднюю группу, детский сад № 1123, дошкольник, 4 года, поставлен диагноз: задержка речевого развития с задержкой умственных процессов.

Домашняя среда. Родители обеспокоены проблемами дочери, хотят помочь, неоднократно обращались к специалистам, проводился консилиум. Моторика рук развита слабо, наблюдаются неровности в движениях рук.

Логопедический диагноз: Задержка речевого развития 3 уровня. ОНР.

Образцы наблюдений логопедических характеристик понадобятся для работы как логопедическому педагогическому составу, так и для родителей которые обеспокоены неправильным произношением слов детей.

Поочередность наблюдений позволит правильно установить степень поражения речевой системы ребенка и избежать ошибок в системе контроля установки группы логопедического здоровья.

Обратите внимание! В настоящее время правильная речь играет большую роль в обществе. Правильный подход к урокам сделает ребенка полноценным, самостоятельным, уверенным в себе в современном обществе.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.