Логопедическое заключение для ребенка с дцп неговорящего ребенка


Группа безречевых детей достаточно неоднородна. Сюда входят дети с сенсорной и моторной алалией, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, нарушением слуха и т.д.

Что же является причиной отсутствия речи? Заговорит ли ребенок? Как часто с ним нужно заниматься? Сможет ли ребенок посещать школу совместно с нормально развивающимися детьми? Эти и другие вопросы волнуют родителей ребятишек с тяжелыми нарушениями речи. Однако однозначного ответа на них мы не можем дать.

Чтобы сделать первоначальный прогноз, необходимо тщательно обследовать ребенка. Естественно, это делают специалисты. Но, нам кажется, что родители должны быть посвящены в вопросы медико-психолого-педагогического изучения их ребенка. Предлагаем детально познакомиться с тем, что же изучает логопед в процессе знакомства и обследования безречевого ребенка. Эти задания могут предлагать ребенку и сами родители.

Содержание первого этапа логопедического обследования неговорящего ребенка

Хочется отметить, что логопедическое обследование неговорящего ребенка носит комплексный характер и условно делится на три этапа, различающихся по своим целям.

Первый этап – изучение импрессивной речи (понимания речи)

Задание 1. Понимание названий предметов и действий

Задание 2. Понимание обобщающих слов

Задание 3. Знание частей тела человека и животных

Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением

Задание 5. Понимание значений глаголов

Задание 6. Понимание названий признаков предметов

Задание 7. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных

Задание 8. Понимание предлогов, отражающих пространственное расположение объектов

Задание 9. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов

Предложите ребенку показать, где находится большой стол и маленький столик, коробка и коробочка, мяч и мячик, стул и стульчик и т.д.

Задание 10. Определение источника звука в пространстве

Ребенок закрывает глаза. Вы из разных пространственных точек подаете свой голос, а также звуки музыкальных инструментов и игрушек: барабана, гармони, дудочки и др. Ребенку необходимо определить источник звука и его место расположения.

Задание 11. Определение гласного звука из ряда



Ребенок молчит. Что же с ним происходит? Что стало причиной молчания? Повлияет ли молчание на умственное развитие малыша? Куда обратиться за помощью? Эти и другие вопросы ежеминутно посещают головы родителей, у которых дети не говорят.

Некоторые мамы и папы полагают, что такое состояние временное, и никуда не обращаются, а просто ждут. Другие родители не сидят на месте, а активно действуют. Вот именно они-то и правы. Бездействие положительного результата, зачастую, не несет. Родители обращаются за помощью к специалистам – логопедам или учителям-дефектологам, которые могут сказать, что следует подождать. На самом деле специалисты могут быть правы. Однако если вашему ребенку три года и он молчит, времени для ожиданий нет.

Необходимо экстренно изучить психофизическое и речевое развитиеребенка для того, чтобы начать с ним коррекционно-педагогическую работу. Чем раньше это будет сделано, тем положительнее прогноз.

Содержание второго этапа логопедического обследования безречевого ребенка

Второй этап направлен на изучение неречевой функции ребенка и предполагает определение особенностей сенсомоторного развития ребенка, его способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания. Вместе с этим мы определяем понимание ребенком обращенной к нему речи и самостоятельное говорение (насколько это возможно).

Задание 1. Ориентировка в пространстве комнаты и на плоскости листа бумаги

Задание 2. Праксис позы

Задание направлено на определение уровня развития вестибулярного аппарата и крупной моторики. Предложите ребенку повторять за вами различные действия: присесть, встать, расставить руки в стороны, топнуть, подпрыгнуть на двух и на одной ноге и т.д.

Задание 3. Праксис мелкой моторики

Задание 4. Оральный праксис

Задание направлено на выявление качества выполнения движений органами артикуляции. Попросите ребенка повторить по подражанию вашим действиям следующие артикуляционные упражнения: вытянуть губы в трубочки, растянуть их в улыбку, высунуть язык изо рта и положить его на нижнюю губу, поднять кончик языка вверх, завести кончик языка вниз за зубы и т.д.

Задание 5. Конструктивный праксис

Задание направлено на определение умения строить фигуры из счетных палочек и строительного материала, анализировать образец, синтезировать объекты по памяти. Предложите ребенку по образцу, а затем и по памяти создать различные фигуры: сначала из двух счетных палочек (кубиков), затем из трех, четырех и т.д.

Задание 6. Зрительно-пространственный анализ и синтез

Предложите ребенку собрать разрезную картинку из двух и более частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. Количество частей и направления разреза зависят от возраста. Попросите соотнести геометрические фигуры с прорезями в игрушке.


  • Перечень логопедических заболеваний у детей
  • Основные формы болезней речевой системы
  • Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК
  • Логопедическая характеристика на ребенка с онр 3 уровня на пмпк
  • Логопедическая характеристика на ребенка с онр 2 уровня на пмпк
  • Примерный план написания логопедической характеристики на ребенка с ОНР 4 уровня на ПМПК
  • Примерные формулировки логопедического заключения для детей с заболеваниями
  • Логопедическая характеристика на ребенка с аутизмом для ПМПК
  • Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по ФГОС
  • Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью
  • Рабочая программа по логопедии для умственно отсталых детей по ФГОС
  • Пример написания логопедической характеристики на ребенка

Перечень логопедических заболеваний у детей

У детей логопедические диагнозы бывают двух форм: физиологические и патологические. В отличие от патологических физиологические виды исчезают самостоятельно до 5 лет. Чем быстрее поставлен диагноз, тем больше возможность откорректировать речь дошкольника.


Обучение ребенка логопедическим урокам

На сегодняшний день перечень логопедических болезней детей достаточно широк.

Дислалия. Дошкольник не может четко произносить некоторые звуки при нормальном слухе и отсутствии со стороны патологий иннервации артикуляционного аппарата. Физиологическая дислалия, возможно, до 5 лет пройдет самостоятельно. Профилактика состоит в усердном развитии речи с 1 года.

Дизартрия – неправильное произношение слов из-за плохой иннервации аппарата речи в заднелобных и подкорковых отделах мозга. Речь похожа на разговор с кашей во рту. Причиной является поражение подкорковых отделов мозга. Ограничение подвижности языка, верхнего неба приводит к затруднению артикуляции. Патология лечится логопедическими методами, ЛФК, развитием мелкой моторики пальцев.

Обратите внимание! Здесь поможет лепка из пластилина, игры с мелкими предметами (при условии, что родители будут находиться вместе с малышом во избежание несчастных случаев).

Данная форма логопедического нарушения у дошкольников сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, трудность в чтении, письме. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произношения слов, иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Ринолалия – неполноценная речь в результате наличия врожденных патологий полости рта: заячья губа, расщелина неба. В большинстве случаев речь монотонна, невнятна.

Реактивный мутизм – немота, появившаяся вследствие нервного стресса или психологического шока.

Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК

Рекомендации составляются в виде небольшого протокола, в котором указываются строение речевого аппарата, оценка слуха, психическое здоровье. В итоге проводится заключение, выводится результат и ставится логопедический диагноз.

Ветвицкая Анастасия ходит в Дет сад № 14. Речь развита неправильно, не выговаривает звуки К, Г, Д, Т. Моторика пальцев рук действует пассивно, не слушается. Родители в детстве не страдали патологией речи. Правая рука преобладает в движениях над левой. Строение лица соответствует нормам. Задание нахмурить брови, наморщить щеки выполняет плохо. Слабо развиты мимические мышцы.


Строение рта. Язык. Корень – в напряженном состоянии, кончик пассивный, вялый, общее строение соответствует норме.

Речь непонятна, монотонна, голос звонкий. В задании повторить предложение, пропускает слоги, не выговаривает некоторые буквы. Имеет маленький словарный запас, в общении пропускает местоимения, может путать предлоги во времени.

Итог: наблюдение показало, что ребенок имеет нарушение речи 3 уровня.

Туконов Денис ходит в старшую группу, семья полная, родители имеют высшие образования. Наличие патологий со стороны речи не выявлены.

Моторика развита слабо, движения медлительны, часто заторможены.

Анатомическое строение речевого аппарата без особенностей: строение лица соответствует норме. Идет смена молочных зубов на постоянные. Подъязычная связка без особенностей (не растянута, не укорочена). Имеется гипотонус язычной мышцы.

Речь не выразительна, плохо произносятся звуки, разговор малопонятен для окружающих. Голос тихий, глухой. Мимика функционирует слабо.

Слух со стороны фонематического плана сформирован недостаточно. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.

Строй речи на грамматической основе развит не удовлетворительно. Эксперимент показал грубое недоразвитие связной речи. Денис пересказал 1-2 предложения вместо полного смыслового рассказа.

Обратите внимание! Психическое здоровье в норме.

Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня.

Подготовительная группа, Журавская Ксения ходит на занятия ежедневно, как может, общается со сверстниками. Семья полная, благополучная. Со стороны родителей речевые нарушения отсутствуют. Родственники активно принимают участие в развитии речи: проводят дома самостоятельные занятия.

Страдает общая моторика, нарушена координация движений, заметны неточности в двигательных процессах, заторможенность. Правая рука является главной.

Анатомическое расположение разговорного аппарата в полости рта соответствует норме. Подъязычная связка нормальная. Язык в напряженном тонусе, малоподвижен. Зубы меняются на коренные. При выполнении артикуляционных заданий появляются мышечные спазмы. В разговоре используются конструкции синтаксических предложений. Пересказывает по картинкам самостоятельно, используя широкий словарный запас. Верно представляет историю и логично собирает рассказ.

Итог: в результате наблюдения комиссия поставила недоразвитие речи 4 уровня, нвонр.

Примерные формулировки логопедического заключения для детей с заболеваниями

Формулировка патологий речи строится следующим образом:

Впереди ставится степень развития речи, затем следующим предложением выводится диагноз (если он есть).

Обратите внимание! Но в разных городах России заключение может звучать по-разному.

У умственно слабых детей и ЗПР диагноз звучит: аграмматическая дисграфия и дислекксия, стертая форма бульбарной дизартрии, системное недоразвитие речи легкой степени.

У интеллектуально здоровых детей: общее недоразвитие (2 уровень), детская афазия, общее недоразвитие (1 уровень), сенсомоторная алалия.

Девочка пяти лет. Аутизм первой степени, недоразвитие речи 2 ст., ффнр.


Ребенок с аутизмом

Мышечная дистрофия, гипотонус, движения медленные вялые. Общая моторика задержана в развитии, не может стоять на одной ноге, держать равновесие, сидя на велосипеде; не может застегивать пуговицы самостоятельно, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики.

Правильно подобранная логопедическая программа дает больным детям условия и дополнительные возможности для развития речи и совершенствование других полезных навыков.

Обратите внимание! Логопедическое сопровождение детей с овз в школе проводится непосредственно комиссией специалистов. Руководителем организации создаются индивидуальные классы, где педагоги проводят уроки в форме презентаций. Курс будет окончен, когда у детей будут полностью отсутствовать логопедические нарушения.

Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью

Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по фгос специально разрабатывается после диагностики педагогическим составом. Результат исследований выводится сразу после обследования.

По каждому не выговариваемому звуку должна быть разработана программа, по которой детки смогут повысить свои речевые навыки. Занятия невербального и частично вербального общения позволят дошкольнику восстановить артикуляционный аппарат.


Самостоятельные речевые навыки

Первый и второй этап программы приходится на диагностику и подготовку детей к занятиям. Здесь же развивается мелкую моторику, речь, внимание, мышление. Отсутствие развития одного элемента в процессе приостанавливает нормальное развитие речи.

Третий этап. Проводится коррекция звуков, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас, строится правильная речь на основе лексическо-грамматических определений.

Четвертый этап. После проведенного курса программы логопедии ставится оценка, результат сравнивается с первоначальным уроком.

Пример написания логопедической характеристики на ребенка

Диана Шкулепина перешла в среднюю группу, детский сад № 1123, дошкольник, 4 года, поставлен диагноз: задержка речевого развития с задержкой умственных процессов.

Домашняя среда. Родители обеспокоены проблемами дочери, хотят помочь, неоднократно обращались к специалистам, проводился консилиум. Моторика рук развита слабо, наблюдаются неровности в движениях рук.

Логопедический диагноз: Задержка речевого развития 3 уровня. ОНР.

Образцы наблюдений логопедических характеристик понадобятся для работы как логопедическому педагогическому составу, так и для родителей которые обеспокоены неправильным произношением слов детей.

Поочередность наблюдений позволит правильно установить степень поражения речевой системы ребенка и избежать ошибок в системе контроля установки группы логопедического здоровья.

Обратите внимание! В настоящее время правильная речь играет большую роль в обществе. Правильный подход к урокам сделает ребенка полноценным, самостоятельным, уверенным в себе в современном обществе.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Работаю 20 лет с неговорящими детьми (1 уровень ОНР, алалия, дизартрия при тяжёлых формах ДЦП). Когда возникла необходимость в речевой карте для обследования детей данной патологии, обратилась за помощью к методической литературе и Интернету.Речевую карту, которая бы устраивала меня на 100% я не нашла. Сейчас я предлагаю вашему вниманию мою разработку речевой карты обследования неговорящих детей, которая прошла проверку временем.

Речевая карта обследования

неговорящего ребенка

1.Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _

4. Домашний адрес ________________________________________________________________________

5. Откуда поступил ________________________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу _______________

7. Заключение ПМПК от ______________

8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________

9. Состояние слуха _________________________________________________________________________

10. Состояние зрения _______________________________________________________________________

11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________

I. Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________

Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________

Проявление способности к подражанию:

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________

II. Изучение слухового восприятия

Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) ________________________ Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов ___________________________________

Определение количества неречевых звуков ___________________________________________________

Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________

Определение направления неречевого звука __________________________________________________

Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________

III. Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

точность движений _______________________________________________________________________

2. Состояние тонкой моторики:

точность движений _______________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубная складка) ___________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу

не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

IV. Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________

твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

нижняя челюсть __________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

V. Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

Соотнесение предметов с их названием

- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

Понимание слов обобщающего характера

- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)

- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________

- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________

- покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

VI. Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________

Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) _______________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,

радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков

Логопедическое обследование детей, страдающих цереб­ральным параличом, строится на общем системном подхо­де, который опирается на представление о речи как о слож­ной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития при ДЦП охватывает все сторо­ны речи. Важно учитывать соотношение речевых и нерече­вых нарушений (неврологической симптоматики) в струк­туре дефекта и определить сохранные механизмы речи.

Комплексное всестороннее обследование особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем по­зволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррек­ции. Важным условием обследования и постановки диагно­за является согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК.

В ходе логопедического обследования детей с ДЦП исполь­зуют следующие методы:

-изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);

-наблюдение за ребенком (в обычной и специально орга­низованной ситуации);

-беседа с родителями и ребенком;

-визуальный и тактильный контроль (ощупывание арти­куляционной мускулатуры в покое и в процессе речи);

-использование компьютерных игр при обследовании звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций.

Прежде чем начинать обследование ребенка, важно все­сторонне изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и проанализировать результаты обследования и заключение невропатолога (неврологический статус), эти данные желательно обсудить с врачом. Особенностью лого­педического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с церебральным параличом является принцип соотнесения расстройств артикуляционной моторики с об­щими двигательными нарушениями. При ДЦП артикуля­ционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные расстройства).

Совместно с невропатологом логопед изучает особеннос­ти общей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоятельная ходьба) и функциональные возмож­ности кистей и пальцев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие диф­ференцированные движения пальцев).

При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отме­тить отсутствие патологических тонических рефлексов или их наличие и влияние на дыхание, голосообразование и ар­тикуляцию.

Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отра­зиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представ­ление о двигательных и речевых возможностях, которое полу­чит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые мо­гут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями желатель­но уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения: на спине, на боку, на животе. В более легких слу­чаях обследование проводится в положении сидя или стоя.

Как и при всяком комплексном обследовании, важно оце­нить особенности развития познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления), сенсорных функций (зри­тельного, слухового и кинестетического восприятия), про­явления эмоционально-волевой сферы.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследова­ния. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и ха­рактер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и про­стых фраз.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твер­дого и мягкого нёба, челюстей. При этом логопед опреде­ляет, насколько их строение соответствует норме.

Необходимо оценить состояние тонуса мышц артикуля­ционного аппарата в покое, при попытках к речевой деятель­ности, в процессе речи, при мимических, общих и артику­ляционных движениях. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лицевой, губной и язычной муску­латуре) оценивается при совместном осмотре логопеда и не­вропатолога. У детей с церебральным параличом нарушения тонуса артикуляционных мышц характеризуются спастичностью, гипотонией или дистонией. Нередко имеет место смешанный характер и вариабельность нарушений мышеч­ного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в ли­цевой и губной мускулатуре может быть выражена гипото­ния, а в язычной — спастичность). Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрии лица, сглаженности носо-губных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора языка, девиации (отклоне­ния) языка в сторону, гиперсаливации.

Логопед оценивает непроизвольные движения артикуля­ционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание). Выясняются особенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи и откусывания от куска; поперхивание и захлебыва­ние при глотании.

Особое внимание обращается на состояние произвольной артикуляционной моторики. При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные зада­ния по подражанию. Анализируя состояние подвижности речевых мышц, обращают внимание на возможность вы­полнения артикуляционных позиций, их удержания и переключения. При этом отмечаются не только основные характеристики артикуляционных движений (объем, ам­плитуда, темп, плавность и скорость переключения), но и точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость. Особенно подробно логопед оценивает объем ар­тикуляционных движений языка (строго ограничен, непол­ный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуляционных движений языка. У некото­рых детей с ярко выраженными речедвигательными синд­ромами не удается даже пассивно вывести язык из полости рта. Проверяется возможность произвольного высовывания языка, боковых отведений, облизывания губ. удержания языка широким, распластанным, а затем узким, а также верхнего подъема, пощелкиваний и т. д. Оценивается сте­пень и граница глоточного рефлекса (повышение или пони­жение). Логопед анализирует особенности движений губ (малоподвижные или достаточно подвижные) и нижней че­люсти (открывание и закрывание рта, умение удерживать рот закрытым).

Оценка понимания обращенной (имирессивной) речи яв­ляется важным этапом логопедического обследования. Ло­гопед выявляет уровень понимания обращенной речи (раз­личение интонации, ситуативное понимание, понимание речи на бытовом уровне, в полном объеме). Пассивный сло­варь проверяется на реальных предметах и игрушках, пред­метных и сюжетных картинках. При этом определяется, как ребенок понимает значение слова, смысл действия, просто­го и сложного сюжета, лексико-грамматических конструк­ций, последовательности событий.

При обследовании собственной (экспрессивной) речи ре­бенка выявляется уровень его речевого развития. Важно от­метить возрастную сформированность лексической и грам­матической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слов. У безречевых детей отмечается возможность использования ими различных не­вербальных средств общения: выразительной мимики, жес­тов, интонации.

При изучении произносительной стороны речи выявля­ется степень нарушения ее разборчивости (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи не­сколько снижена, речь нечеткая, смазанная). Далее отме­чаются особенности нарушений дыхания (поверхностное, учащенное, неритмичное), голоса (недостаточность силы и отклонения тембра голоса) и просодической организации речевого потока.

Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить умение ребенка произносить звуки изолирован­но, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в рече­вом потоке. Следует отметить недостатки звукопроизно­шения: искажения, замены, пропуски звуков. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особенностями фо­нематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроиз­ношения в чужой и собственной речи; как он дифферен­цирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки.

В настоящее время разработаны приемы ранней диагнос­тики дизартрических расстройств на основе оценки нерече­вых нарушений. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем большее значение имеет анализ неречевых нарушений. Наиболее частым первым проявле­нием дизартрических расстройств является наличие псевдо-бульбарного (спастико-паретического) синдрома, первые признаки которого можно обнаружить уже у новорожден­ного. Прежде всего это отсутствие крика (афония) или его слабость, однообразие, непродолжительность. Крик может быть сдавленным или пронзительным, иногда имеют место отдельные всхлипывания или вместо крика — гримаса на лице. Почти у всех детей с церебральным параличом отме­чается раннее проявление неврологической симптоматики в мускулатуре и моторике речевого аппарата. Наиболее Характерными являются следующие нару­шения.

Патологические изменения в строении и функциониро­вании артикуляционного аппарата. Нарушение тонуса и подвижности артикуляционных мышц:

в лицевой мускулатуре: наличие асимметрии, сглажен­ность носо-губных складок, опущение одного из углов рта перекос рта в сторону при улыбке и плаче; гипомимия; на­рушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичности, гипотонии или дистонии; гиперкинезы лица;

в губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, рез­кое или незначительное ограничение подвижности губ; не­достаточность смыкания губ, затруднение удержания рта закрытым, отвисание нижней губы, препятствующее плот­ному захвату соски или соска и вызывающее вытекание мо­лока изо рта;

в мускулатуре мягкого нёба: провисание нёбной занавес­ки (при гипотонии); отклонение увуля от средней линии;

в твердом нёбе: нёбо высокое, готическое, узкое, уплощен­ное, наличие в нем расщелины;

аномалии зубного ряда и прикуса.

Нарушения дыхания: инфантильные схемы дыхания (преобладание брюшного типа дыхания после 6 мес), уча­щенное, неглубокое дыхание; дискоординация вдоха и вы­доха (поверхностный вдох, укороченный, слабый выдох); стридор.

Нарушения голосообразования: недостаточная сила голо­са (тихий, слабый, иссякающий), отклонения тембра (наза­лизованный, глухой, хриплый, сдавленный, напряженный, прерывистый, дрожащий); нарушение голосовых модуляций, интонационной выразительности голоса. Иногда отме­чается асинхронность дыхания, голосообразования и арти­куляции.

Нарушение акта приема пищи: сосания (слабость, вя­лость, неактивность, неритмичность сосательных движе­ний; вытекание молока из носа), глотания (поперхивание, захлебывание), жевания (отсутствие или затруднение же­вания твердой пищи), откусывания от куска и питья из чашки.

Гиперсаливация (постоянная или усиливающаяся при определенных условиях).

Оральные синкинезии (ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже при по­пытке их выполнения).

Отсутствие или ослабление рефлексов орального автома­тизма (до 3 мес.), наличие патологических рефлексов ораль­ного автоматизма (после 3—4 мес).

С возрастом у ребенка с церебральным параличом все больше выявляется недостаточность голосовых реакций — крика, гуления, лепета. Длительное время крик остается тихим, мало модулированным, монотонным, без интона­ционной выразительности (не изменяется в зависимости от состояния ребенка). Часто крик имеет носовой оттенок. Звуки гуления и лепета отличаются однообразием, бедно­стью звукового состава, малой активностью, фрагментар­ностью.

На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: качественная недостаточ­ность голосовых реакций, стойкие нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, голосообразования, просодики.

Проанализировав результаты обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого раз­вития ребенка на момент обследования. Логопедическое зак­лючение (диагноз) ставится совместно логопедом и невропа­тологом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.