Логоритмика для детей с дцп упражнения

  • Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети на определенный сигнал должны выполнять мимические движения и проговаривать междометия.

Логопед. Выглянуло солнышко, стало тепло.
Дети (улыбаются). Ах! Ах! Ах!
Логопед. Показалась туча, скоро будет дождь.
Дети (хмурятся). Ух! Ух! Ух!
Логопед. Когда мы болеем, нам делают уколы, это больно.
Дети (морщатся). Ой! Ой! Ой!
Для более эмоционального выполнения упражнения используется специальное оборудование в виде картинок или предметов. Обращается внимание на то, чтобы дети одновременно выполняли мимические движения и проговаривали междометия.
Мышечная система, координация движений, слуховое внимание

  • Упражнение с мячом.

Дети сидят на стульчиках или на ковре. Упражнение выполняется под музыку, сигналом к началу выполнения движения является аккорд. Дети должны передать мяч соседу и назвать его имя. Если они находятся на низком уровне развития речи, то произносят на или вот.
Мячик я в руках несу.
Ой, боюсь не удержу.
Мой сосед мне помогал
И другому передал.
Если дети плохо удерживают мяч, можно перекатывать его. Логопед обращает внимание, чтобы каждый ребенок как мог проговаривал имя или слова.

  • Упражнение с кубиками.

Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются кубики. Уп ражнение выполняется несколько раз под музыкальное сопровождение, смена его отрывков и аккорд служат сигналом к началу различных движений. Дети должны поднять кубики вперед, вверх и покачать руками из стороны в сторону над головой.
Аналогично можно выполнять упражнение с другими предметами - лентами, веточками и т.д.
Движения с речевым сопровождением

  • Упражнение с платочком.

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Дети должны передать платочек соседу и при этом пропеть Тебе дарю.
Обращается внимание на то, чтобы каждый ребенок пропел фразу в силу своих возможностей. В качестве предмета можно использовать цветок, букетик и др.
Дыхание

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети должны расположить перед собой раскрытые ладошки, подуть на каждый пальчик и собрать ладошки в кулачки.
Логопед следит за тем, чтобы дети загибали пальчик только после того, как подули на него.

Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются султанчики или вертушки. Упражнение выполняется несколько раз, без музыкального сопровождения. Дети должны подуть на предметы под стихи, которые читает логопед. Нужно стараться дуть сильно, чтобы фигурки двигались.
Ветер, ветер, ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море.
Гордо веешь на просторе.
А.С. Пушкин
Голос

  • Дети сидят на стульчиках.

Логопед рассказывает им, что можно говорить громко, тихо. Затем предлагает стать действующими лицами в предложенных ситуациях. Дети должны произносить звуки громко или тихо. В качестве наглядности можно использовать предметы, картинки.
Логопед. Мы укачиваем куклу.
Дети. А-а-а…
Логопед. Мы потерялись в лесу.
Дети. Ау-ау-ау!
Логопед. Гудит пароход.
Дети. У-у-у!
Логопед. Мышка пищит.
Дети. Пи-пи-пи…

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется с одновременным дирижированием: на каждую строчку дети поднимают кисть руки и опускают. Песенку поет логопед, а дети поют выделенные гласные с постепенным повышением и понижением голоса.
5. Как антенна погуди(и)м
4. Дотянулись мы до кры(ы)ши.
3. Поднимаемся все вы(ы)ше,
2. Дружно песенку пое(е)м.
1. Мы по лесенке иде(е)м, 6. И обратно побежи(и)м!
Активизация речи

  • Дети сидят на стульчиках.

Логопед начинает стихотворение, дети должны закончить его.
Водят пчелы хоровод -
Тум, тум.
В барабан ударил кот -
Бум, бум.
Стали мышки танцевать -
Та, та, та.
Так, что начала дрожать
Вся земля.
Шведская песенка
Пылесос, пылесос
Ты куда суешь свой нос?
Жу-жу-жу-жу-жу-жу -
Я порядок навожу.
А. Масленникова
Активизация речи с одновременными движениями

  • Дети сидят на стульчиках.

Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Логопед предлагает детям досказать стишок и одновременно выполнить движения.
Логопед. Дождик, дождик…
Дети. Кап, кап. (Руки сгибают, кисти на уровне груди, пальцы, кроме указательных, сжимают в кулачки. Попеременно опускают указательные пальцы вниз.)
Логопед. И по грядкам…
Дети. Тяп, тяп. (Полусогнутые кисти рук попеременно опускают вниз.)
Логопед. По дорожке…
Дети. Топ, топ. (Ладошками постукивают по коленкам.)
Логопед. А по лужам…
Дети. Шлеп, шлеп. (Хлопают в ладошки.)
Ритм и темп

  • Игра на музыкальных инструментах.

Дети сидят на стульчиках. Логопед выдает каждому музыкальный инструмент (бубен, барабан, ложки, металлофон и др.). Рассказывает о том, что для каждого инструмента необходимы своеобразные движения - играть на инструментах можно одной или двумя руками. Например, для маракасов, погремушек требуется одна рука, для ложек - две. При игре на барабане, бубне одна рука придерживает их, другая выполняет движения. При распределении инструментов необходимо учитывать двигательные возможности детей. Дети должны играть на инструментах согласно заданному ритму.
Упражнение выполняется в несколько этапов.
1. Дети разучивают ритм совместно с логопедом.
2. Прослушивается музыкальное сопровождение.
3. Дети играют на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение.
Если ребенок не может самостоятельно освоить игру на инструменте в заданном ритме и темпе, то осуществляется педагогическая помощь. Музыка подбирается на усмотрение логопеда.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2003.
2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.
3. Шипицына Л.М., Мамай-
чук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.; М., 2001.

Тихонова Оксана
Развитие общей моторики и речи у детей с ДЦП посредством специальных игр и упражнений с элементами логоритмики

Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание центральной нервной системы, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. У одних ребят поражены руки, у других – ноги (парапарезы). Есть дети с поражением обеих рук и обеих ног (тетрапарезы). Кроме того, нарушения движения могут иметь односторонний характер (гемипарезы). У многих детей недостаточное развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности при выполнении определенных практических действий. Дети плохо ходят, часто падают, некоторые передвигаются только с помощью ходунков, иногда только в 5-6 лет делая первые самостоятельные шаги. Им сложно наклоняться, приседать, удерживать различные предметы в руках. У некоторых детей отмечаются непроизвольные движения (гиперкинезы). Почти у всех нарушена речь, есть дети с полным ее отсутствием. У многих наблюдаются психические расстройства.

Наряду с главной целью педагогической деятельности по развитию речевой и двигательной активности детей, ставится задача преодоления у каждого из них проблемы личностной ущербности через развитие разнообразных навыков и умений: от различения музыкальных фраз, темпа, ритма, игры на музыкальных инструментах до способности выражать свои мысли, чувства, с наименьшим напряжением выходить из стрессовых ситуаций. Основным принципом коррекционной работы при этом выступает органическая взаимосвязь музыки, речи, мышления и движения.

Речевые нарушения у детей с церебральным параличом отличаются большим разнообразием. Многочисленную группу составляют дети, имеющие нарушения произносительной стороны речи в связи с дизартрией, различной по форме и степени тяжести.

Развитие речи осуществляется посредством музыкального восприятия. Элементы логопедической ритмики используются для коррекции произношения, формирования речевого выдоха, развития ритмико-мелодической стороны речи, фонематического и ритмического слуха, увеличение словарного запаса.

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с двигательными нарушениями, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся: преодоление речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение даёт возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Игры и упражнения для развития двигательной активности и речи

Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает логопед.

Утром солнышко встает-

Вечером оно заходит-

Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.

Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Вот большой стеклянный чайник,

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.

Дети выходят на ковер.

Мы с тобой пойдем по ругу,

И расскажем мы друг другу, Дети ходят по кругу

Маша – растеряша. Поворачивают туловища, руки на поясе.

Выполняют наклоны в стороны.

И по стулом нет, Наклон вперед, касаются пола.

На кровати нет, Руки вверх тянутся.

Под кроватью нет, Наклон, руки вперед.

И на полке нет, Руки вытягивают перед собой.

И под полкой нет, Приседают.

И на столике, Встают.

И под столиком. Снова приседают и встают.

Маша – растеряша. Выполняют повороты туловища.

Дети выходят на ковер.

Наклоняются вперед. Громко

Разводят руки в стороны. Долго.

Соединяют руки с хлопками. Коротко.

Чтобы не погасло. Идут по кругу взявшись за руки.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу

Прилетели сто грачей Взмахивают руками

А сугробы тают, тают. Медленно приседают

А цветочки подрастают. Тянутся вверх, поднимают руки.

Воробей с березы

На дорогу – прыг! Ритмично прыгают.

Больше нет мороза,

Чик – чирик! Хлопают руками по бокам.

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек, Бегут по кругу, взявшись за руки.

И не зябнут лапки –

Прыг, прыг, прыг! Ритмично прыгают по кругу.

Чик – чирик! Хлопают руками по бокам.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.




Роль музыки в развитии нарушенных функций у детей с ДЦП

Для успешной реализации поставленных задач поддерживается тесный контакт с дефектологом, с музыкальным руководителем и воспитателями.

Коррекционная работа по нормализации двигательной активности и речи осуществляется на всех занятиях. Поэтому коррекционно-развивающие игры под музыку включают в себя все виды обучения: развитие речи, математических действий, трудовых умений, развитие музыкальных способностей, логического мышления, двигательной активности и самостоятельности.

Коррекционно-развивающие игры под музыку помогают преодолевать не только различные нарушения движения и речи, но и снимают возбудимость, нервозность, раздражительность, суетливость и страх.

Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так, как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности, повышает интерес к занятиям, способствует к развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. Они начинают петь, четче воспроизводят ритм.

Коррекционные упражнения с музыкальными инструментами способствуют развитию подвижности пальцев, умение ощущать и напряжение, и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Инструменты помогают снизить двигательные нарушения, развить мышечную силу пальцев рук, преодолеть скованность и вялость, развить точность движений, необходимую при овладении навыками письма.

Мы хотим, чтобы дети научились радоваться вместе с нами первой исполненной песне под аккомпанемент, пусть пока с нашей помощью, пусть не совсем внятно, пусть движения под музыку еще робки, нет четкости, ритмичности, уверенности.

Литература

Бартош Н. Т, Савинская С. П. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе. – СПб. : Детство – пресс 2013

Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М., 2008

Кононова Н. Г Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. – М., 2008

Лопухина И. С. Логопедия. Ритм, речь, движение. - СПб. : Корона - век 2012

Шипицына Л. М., Мамайчук И. И Детский церебральный паралич. – М., 2001


Игры на развитие речевого дыхания дошкольников Дыхание - важнейший физиологический процесс. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое.

Природная опасность — клещевой энцефалит… Природная опасность-клещевой энцефалит… На протяжении 15-20 лет показатели заболеваемости клещевым энцефалитом имели устойчивую тенденцию.

Основной целью проведения логоритмических занятий с данной категорией детей является активизация речи путем развития и коррекции двигательной сферы. Для достижения этой цели мы ставим перед собой определенные задачи:
— развитие дыхания, голоса, артикуляции;
— развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы: общей, мелкой, мимической, артикуляционной;
— развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений;
— формирование двигательных навыков путем развития умения ритмично двигаться под музыку.

Многогранность коррекционной работы с детьми с диагнозом ДЦП формируется благодаря простым, но эффективным средствам — это движения под музыку, двигательно-речевые упражнения, речевые упражнения, а также речевые упражнения с музыкальным сопровождением. Работая с данной категорией детей, мы используем лишь некоторые, адаптированные приемы коррекционного воздействия.

Из музыкально-двигательных средств логоритмики и элементов психогимнастики на занятиях учителя-логопеды нашего центра используют упражнения на развитие дыхания, способствующие выработке диафрагмального дыхания, которые реализуются в игре. Мы учим детей сдувать легкие предметы, надувать мыльные пузыри, вдыхать и выдыхать воздух через нос, также в этот комплекс мы включаем упражнения на развитие голоса, которые способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работу начинаем с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Силу голоса развиваем путем произнесения гласных громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения.

Всегда на логоритмических занятиях учитель-логопед проводит упражнения по развитию мелкой моторики, которые способствуют не только развитию движений пальцев рук, а также их взаимодействию, координации, стимулируют развитие речевых зон коры головного мозга. Данные упражнения можно выполнять пассивно.

В занятия обязательно включаем упражнения на регуляцию мышечного тонуса, где учим детей напрягать и расслаблять мышцы. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки или голосом взрослого. Здесь также возможно применение пассивного способа выполнения задания, как и в упражнениях по развитию мелкой моторики.

Из двигательно-речевых средств логопедической ритмики используем только те упражнения, которые соответствуют уровню физического развития детей. Сочетание речи с движением способствует развитию речевого внимания, а также приучает детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней сначала совместно с родителями, а затем все более самостоятельно. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

В связи с тем, что у данной категории детей практически отсутствуют речевые средства общения, в занятия включаем упражнения, стимулирующие речевую активность, используем приемы договаривания простых слов или звукоподражаний, чтение педагогом небольших стихов со зрительным сопровождением (показ предметов или простых сюжетов). Музыкальное сопровождение эмоционально стимулирует речевое развитие, формирует положительную мотивацию, способствует установлению эмоционального контакта со взрослым. Во время проведения логоритмических занятий специалисты опираются на все сохранные анализаторы ребенка и, основываясь на них, способствуют формированию в дальнейшем речевых умений и навыков.

Новый сюжет мы прорабатываем на протяжении 4-х занятий. На первом занятии дети знакомятся с новыми движениями по подражанию педагогу, вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры. На втором и третьем занятии внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений. Совместно с педагогом дети учатся договаривать звукоподражания или простые слова, сопровождать речь движениями; отвечать на короткие вопросы (вербально или невербально) по содержанию игры. На четвертом занятии дети более самостоятельно или с небольшой помощью его продолжает и заканчивает, учатся воспроизводить движения, руководствуясь речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой. Дети учатся лучше ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение, лучше понимать основные правила игры.

Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Использование сказочных персонажей, детских игрушек, элементов костюмов зверей и птиц, музыкальных инструментов, иллюстраций стихов и песен, создание художественных образов посредством музыки — все это стимулирует активность детей к речевой и другим видам деятельности.

Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи и движений, приносит успехи, помогает ребенку заговорить и стать двигательно более активным.


Данная разработка может быть полезна логопедам, работающим с детьми имеющими различные речевые нарушения.

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

LOGORITMIKA FOR CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

В Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями получают реабилитационную помощь дети с ограничениями жизнедеятельности. В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Занятия логоритмикой в первую очередь рекомендованы детям с речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание, алалия, задержка речевого развития, логоневроз. А также детям с СДВГ, с ДЦП, с задержкой психического развития, когнитивно простым детям и детям с различными синдромами и расстройствами, сопровождающимися нарушением развития (аутистический, эпилептический и т. д.). В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так у детей и с нарушениями двигательной сферы. Логоритмические занятия являются одним из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми проблемами, а также с двигательными нарушениями.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Занятия по логоритмике проводятся два раза в неделю в утренние часы

Длительность занятия – 25-30 мин. Количество детей в группе – от 4 до 14 человек. К проведению занятий привлекаются родители.

Тематика занятий зависит от времени года.

Комплексы не повторяются, они изменяются, дополняются в зависимости от состава детей в группах.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия, которая составлена с учётом принципов ортобиоза:

движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

песня, сопровождаемая жестами;

подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

расширение лексического запаса;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

совершенствование общей и мелкой моторики;

выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Многогранность коррекционной работы с детьми с диагнозом ДЦП формируется благодаря простым, но эффективным средствам — это движения под музыку, двигательно-речевые упражнения, речевые упражнения, а также речевые упражнения с музыкальным сопровождением. Работая с данной категорией детей, мы используем лишь некоторые, адаптированные приемы коррекционного воздействия.

Из музыкально-двигательных средств логоритмики и элементов психогимнастики на занятиях учителя-логопеды нашего центра используют упражнения на развитие дыхания, способствующие выработке диафрагмального дыхания, которые реализуются в игре. Мы учим детей сдувать легкие предметы, надувать мыльные пузыри, вдыхать и выдыхать воздух через нос, также в этот комплекс мы включаем упражнения на развитие голоса, которые способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работу начинаем с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Силу голоса развиваем путем произнесения гласных громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения.

Всегда на логоритмических занятиях учителя-логопеды проводят упражнения по развитию мелкой моторики, которые способствуют не только развитию движений пальцев рук, а также их взаимодействию, координации, стимулируют развитие речевых зон коры головного мозга. Данные упражнения можно выполнять пассивно, когда родители держат руки ребенка в своих руках и выполняют заданные действия в возможном для данного ребенка объеме.

В занятия обязательно включаем упражнения на регуляцию мышечного тонуса, где учим детей напрягать и расслаблять мышцы. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки или голосом взрослого. Здесь также возможно применение пассивного способа выполнения задания, как и в упражнениях по развитию мелкой моторики.

Из двигательно-речевых средств логопедической ритмики используем только те упражнения, которые соответствуют уровню физического развития детей. Сочетание речи с движением способствует развитию речевого внимания, а также приучает детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней сначала совместно с родителями, а затем все более самостоятельно. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

В связи с тем, что у данной категории детей практически отсутствуют речевые средства общения, в занятия включаем упражнения, стимулирующие речевую активность, используем приемы договаривания простых слов или звукоподражаний, чтение педагогом небольших стихов со зрительным сопровождением (показ предметов или простых сюжетов). Музыкальное сопровождение эмоционально стимулирует речевое развитие, формирует положительную мотивацию, способствует установлению эмоционального контакта со взрослым. В раннем возрасте во время проведения логоритмических занятий специалисты опираются на все сохранные анализаторы ребенка и, основываясь на них, способствуют формированию в дальнейшем речевых умений и навыков.

Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.

Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи и движений, приносит успехи, помогает ребенку заговорить и стать двигательно более активным.

Навыки, отработанные на занятиях логоритмики, мы используем и на праздничных мероприятиях, которые регулярно проводятся в Центре.

Система занятий по логоритмике способствует положительной динамике: у большей части детей преодолеваются речевые дефекты и корректируются отклонения в личностной и поведенческой сфере.

- жизнерадостность, ощущаемая после каждого занятия;

- улучшение физического и эмоционального состояния детей.

Список использованной литературы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.