Нарушения поведения у детей с дцп

В статье рассматриваются факторы влияюшие на развитие личности ребенка с ДЦП. Тот факт, что условия формирования значительно отличаются от условий развития нормального ребенка, сказываются на нем. По мимо данного феномена раскрываются особенности поведения, как следствие психологических особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_formirovaniya_lichnosti_i_emotsionalno.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

· биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

· социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.11

Поведение. В психофизиологическом аспекте, поведение животных и человека — это оптимальные программы мышечных сокращений, ответных реакций на внешний раздражитель с минимальными затратами энергии. Например, при гиперкинезах и спастических параличах у детей с ДЦП, наблюдаются неадекватные по затратам энергии мышечные сокращения. Искаженный усиленный беспрерывный сигнал с периферии регистрируется в различных отделах головного мозга, как застойный очаг возбуждения и дает неправильную информацию об окружающей действительности. Такая искаженная информация приводит к неправильному развитию коры головного мозга, как промежуточного звена в циклическом процессе восприятия, анализа и реализации полученной информации. Искаженная информация с периферии приводит к неадекватным

реакциям ребенка. У детей с ДЦП помимо двигательных нарушений наблюдаются различные неадекватные эмоциональные всплески: плаксивость, истеричность, или,наоборот,заторможенность. Генетически детерминированные программы поведенческих реакций ребенка проявляются в виде безусловных рефлексов и инстинктов. Появление условных рефлексов (поведения) в онтогенезе обусловлено изменением факторов внешней среды: воспитанием и импринтингом. Импринтинг (подражание окружающим ребенка людям) выражен у детей в норме до 5-7 лет и убывает с развитием сознания, накоплением личного опыта и критического восприятия окружающей действительности. Основная масса детей с ДЦП отстает в своем развитии и сроки импринтинга у них увеличены в связи с задержкой моторнопсихического развития. Воспитание их происходит в среде, специально созданной для них (специализированные ДДУ и школы), среди таких же детей с ДЦП, поэтому они зачастую имеют отклонения в поведении не только первичного, но и вторичного характера. Они копируют поведение друг друга, так как копировать больше некого. Эти факторы следует учитывать при создании реабилитационных педагогических программ. Добиваясь восстановления адекватной чувствительности, формируя правильные движения у детей с ДЦП, обучая ребенка правилам поведения в среде обычных здоровых детей, можно быстро достичь желаемых результатов.

Особенности личности

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. Основные причины ДЦП связаны с гипоксией, то есть с недостаточностью снабжения головного мозга плода во время беременности или новорожденного в родах кислородом. Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач - невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих, интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Родителям больного малыша надо быть готовыми к тому, что самыми первыми проблемами, с которыми столкнется их ребенок, будут:

  1. выраженные нарушения в двигательной сфере.
  2. недостаточное речевое развитие, а в некоторых случаях и полное отсутствие речи.
  3. маленький запас знаний о явлениях окружающего мира.

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
  • социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой педагоги могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Краткая характеристика детей с ДЦП

1. Физические и моторные особенности. При двигательных нарушениях изменен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития. При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются внешние проявления заболевания. Так, после 1,5 - 2- х месяцев может проявиться косоглазие. В первые полгода жизни, а иногда и до 4 лет, двигательные нарушения проявляются в виде мышечной вялости, снижении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде 4-6 лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц проявляются насильственные движения. К подростковому периоду проявления ДЦП у разных больных становятся все более однородными.

2. Уровень роботоспособности зачительно снижен. При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психических процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности.

3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм нарушения развития психики зависит от времени мозгового поражения, локализации и степени выраженности. Выделяют два варианта у детей с данным диагнозом:

  • Временная задержка темпов психического развития ( при своевременной коррекционной работе возможно достижение уровня нормы);
  • состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности, имеющей обратимый характер.

4. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности, раздражительности, капризности, плаксивости, реакции протеста или заторможенности, застенчивости.

5. Уровень развития интеллекта. Детям с ДЦП свойственна интеллектуальная недостаточность, имеющая неравномерный, дисгармоничный характер, обусловленный органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. В большинстве случаев детям свойственна низкая познавательная активность, которая проявляется в отсутствии интереса к занятиям, низком уровне сосредоточенности, медлительности.

6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых нарушений составляет 80 %. Основными формами речевых нарушений являются являются: задержка речевого развития, дизартрия, алалия, нарушение письменной речи (дисграфия).

7. Внимание: не достаточная концентрация и объем.

8. Восприятие: замедленно.

9. Память: снижен объем механической памяти.

Вывод: детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и втом числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, психолого-педагогическое сопровождение, условия специального образования.

Психопатологические синдромы Количество больных II о л
м(%) ж(%)
Интеллектуальная недостаточность 68 41 27
Церебрастенический синдром 34 21 13
Двигательная расторможенность 23 13 10
Эпиприступы 14 7 7
Энурез 13 7 6
Энкопрез 6 5 1
Расстройства сна 12 7 5
Тики 11 8 3
Депрессивный синдром 9 4 5
Тревожно-фобический синдром 8 4 4
Ипохондрический синдром 7 3 4
Обсессивный синдром 6 3 3
Аффективная возбудимость 17 11 6
Изменения личности 28 19 9
Невропатия 43 29 14

Таблица 5
Характеристика психопатологических проявлений у больных ДЦП в зависимости от пола и возраста

Клиническая группа К-во больных (%) Пол (%) Возраст больных (%)
М Ж До 3 х лет 3 5 лет 6 9 лет 10 13 лет 14 17 лет
Интеллектуально-мнестическая недостаточность: 59 31 28 13 15 11 12 9
а) пограничная умственная отсталость 24 13 И 4 6 4 5 5
6) дебильность 13 4 9 3 3 2 4 1
в) имбецильность 10 5 5 2 3 2 1 1
г) идиотия 14 7 7 4 3 3 2 2
Церебрастенические, неврозоподобные и вторичные невротические расстройства 22 10 12 3 5 5 5 3
П атохарактеро логические реакции и формирования личности: 19 13 6 2 4 5 6 2
а) эпилептоидные 4 3 1 1 2 2 2
б) истероидные 9 3 6 1 1 2 2 1
в) шизоидные (аутичные) 5 3 2 1 1 2 1
Клиническая группа К-во больных Значительная эффективность,%
После 2-3 сеансов После 1 курса После 2 курса
Интеллектуально-мнестические расстройства: 177
а) пограничная умственная отсталость 72 17 58 88
б) дебильность 39 9 29 46
в) имбецильность 30 23 23
г) идиотия 36 14 14
Церебрастенические, неврозоподобные и невротические расстройства 66 36 68 77
Психопатоподобные личностные реакции и формы поведения: 54
а) эпилептоидные 12 25 50
6) истероидные 27 33 56
в) шизоидные 15 20 40

Больные ДЦП є более тяжелыми психопатологическими расстройствами оказались менее чувствительными к первым 2-3 сеансам лечения (см. табл.6). Хотя определенные положительные сдвиги в психическом статусе в этот период наблюдались и у некоторых из них (повышение общей активности), но эти изменения еще были слабо выраженными и не носили устойчивого характера.
К моменту окончания полного 2-х недельного курса интенсивной нейрофизиологической реабилитации, а в ряде случаев через 2-3 недели после него, отчетливые положительные сдвиги в психическом статусе обнаруживались у большинства больных, проходивших лечение. При этом они носили достаточно стабильный, а у некоторых детей — качественный характер. Однако эффективность метода была неодинаковой в группах больннх ДЦП с различными психопатологическими синдромами, доминирующими в клинической картине заболевания.
Так, проявления пограничной умственной отсталости существенно смягчались у 58% страдающих ею детей. У 29% детей с легкой формой дебильности отмечалось заметное увеличение показателей как вербального, так и невербального интеллекта, уменьшались сопутствующие заболеванию явления социальной (школьной) дезадаптации. Улучшались внимание, память, общий жизненный тонус. Повышался аппетит, нормализовался сон, дети легче и продуктивнее общались со сверстниками.
Положительные перемены произошли в состоянии психического здоровья у 23% больных с имбецильностью и у 14% больных с идиотией. И хотя они по своему интеллектуальному уровню продолжали находиться в группах умеренной и глубокой умственной отсталости, появилась определенная упорядоченность в поведении, их словарный запас, навыки опрятности несколько улучшились. Дети становились более спокойными, проявляли меньшую агрессивность, импульсивность, эмоционально адекватнее реагировали на окружающих. У них заметно повышался аппетит, нормализовался сон, урежались судорожные приступы, очищались кожные покровы от имевшихся ранее сыпей, фурункулов, угрей. Следует отметить, что уменьшение психопатологических проявлений, наблюдаемое в процессе лечения у большинства детей с глубокими формами умственной отсталости, зачастую было слабо выраженным и не всегда стойким. Но в целом уровень социально-психологической адаптации возрастал и у этих больных.
Существенно выраженной была эффективность метода в группе детей с ДЦП, страдающих церебрастеническими, неврозоподобными и вторичными невротическими расстройствами. У 68% из них после завершения курса лечения практически полностью исчезали раздражительность, плаксивость, капризность, нарушения сна, немотивированная тревога, явлення энуреза. Улучшились общий фон настроения, активное внимание, память, аппетит. Дети становились живее, жизнерадостнее, легче и активнее вступали в контакты с окружающими. У них расширялся круг интересов, появлялось желание посещать школу, учиться, формировались новые мотивации, повышалась работоспособность, возрастала устойчивость к стрессорным воздействиям.
Психопатоподобные проявления и неадекватные формы психо-логической защиты у детей с ДЦП оказались более устойчивыми к первому курсу интенсивной нейрофизиологической реабилитации. После начальных 2-3 сеансов лечения у большинства больных этой группы каких-либо заметных сдвигов в психическом состоянии практически не происходило. Однако по мере его продолжения психопатологические проявления начинали смягчаться. В подгруппе больных с эпилептоидными нарушениями к концу 1-го курса интенсивной терапии положительные сдвиги в психической сфере наблюдались в 25% случаев. Снизилась склонность к аффективным реакциям, дисфориям, уменьшились агрессивность, злопамятность, конфликтность с окружающими. Поведение стало адекватнее, мягче, спокойнее. Заметно повысился темп мыслительных процессов, переключаем()СТЬ с одного вида деятельности на другой, уменьшились явления педантичности, былой нетерпимости к любым жизненным переменам, редуцировались пароксизмальные и гиперкинетические расстройства.
После первого курса интенсивной терапии у детей с истероидными проявлениями заметное смягчение и устранение основной психопатологической симптоматики имело место в 33% случаев. Почти полностью исчезали капризность, демонстративность, адекватнее становилось общение как в кругу семьи, так и со сверстниками. Менее выраженными становились проявления эгоизма и эгоцентризма. Более реалистично, особенно больные старшего детского возраста, начинали оценивать состояние здоровья и свои возможности. У них появлялись более адекватные планы на будущее.
После первого курса нейрофизиологической реабилитации заметный положительный эффект в отношении психического здоровья наступил и у 20% больных ДЦП с ведущей шизоидной психопатологической симптоматикой. У них заметно повысился общий энергетический потенциал, дети становились активнее в контактах с окружающими. Более адекватными и социально приемлемыми становились их интересы и увлечения. Исчезали мысли о своей ущербности, непохожести на других людей, уменьшалась склонность к бесплодном>'' философствованию. Возникало желание к включению в игры со сверстниками, к социальному самоутверждению, менее болезненно воспринималось внимание чужих людей к себе.
Однако, как показали результаты исследования (см.табл. 6), для достижения стойкого положительного эффекта у больных ДЦП с выраженной психопатологической симптоматикой одного курса системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации обычно было недостаточно. Обнаружилась определенная закономерность: чем тяжелее психические нарушения у ребенка, чем теснее они связаны с личностью больного, чем обширнее и выраженнее лежащее в их основе органическое повреждение головного мозга, тем чаще и интенсивнее должно проводиться лечение. 38% обследованных получили 2-й курс интенсивной реабилитации. После его завершения значительное улучшение состояния психического здоровья, как видно из табл. 6, наступило у 88% больных ДЦП с пограничной умственной отсталостью, у 46% — детей с дебильностью, у 23% — с имбецильноотью, у 14% — с идиотией. При этом у больных с ведущей церебрастенической или неврозоподобной симптоматикой оно после 2-го курса терапии наблюдалось в 77% случаев, с эпилептиформной — у 50%, с истероидной — у 56%, с шизоидной — у 40%. Ни у одного из больных в процессе лечения и после него не наступило какого-либо ухудшения психического здоровья. Более того, они значительно легче стали переносить те экзогенные вредные влияния, которые ранее негативно отражались на основном заболевании: простуды, физические и психические травмы, пищевые отравления.
Таким образом, система интенсивной нейрофизиологической реабилитации является весьма эффективной при лечении психопатологических проявлений у детей с ДЦП. Однако эффективность метода оказалась различной при разных клинических формах психических нарушений. Наиболее выраженной она была у больных с церебрастенической и неврозоподобной симптоматикой, а также с пограничной умственной отсталостью. Несколько слабее эффект 1-2 курсов лечения был у больных с легкими формами слабоумия, неадекватными формами поведения и личностными реакциями. Наименее результативным он оказался у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью.
Разработанный метод обладает большим спектром лечебно-коррекционных возможностей в детской психиатрической практике, причем не только при ДЦП, но и при других нервно-психических расстройствах. Поэтому требуется дальнейшее исследование показаний к его назначению и дифференцированных схем применения при различных клинических формах нервно-психических заболеваний детского возраста.

Особенности формирования личности у детей с диагнозом ДЦП: психический инфантилизм, задержка психического развития

Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка, стремится получить максимум информации, имеющей хоть какое-то отношение к проблеме. Знания помогают семье реально взглянуть на болезнь и способы ее лечения, дают необходимые силы для борьбы с недугом, позволяют следить за последними тенденциями в области медицины. Но, порой, в погоне за аннотациями к лекарствам нового поколения и поиском очередного специалиста, мы упускаем из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь "изнутри" - глазами больного ребенка - и есть лучший способ ее понять.

Особенности личности

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
  • социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.


Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:

  • внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;
  • и внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.

Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей - и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?

Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.

Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.

Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".

Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

  1. ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;
  2. ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.

Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания - недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.

Практические рекомендации

  • Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По мере возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами на знакомом ребенку языке будут являться дополнительной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражителем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте просмотр телевизора.
  • Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья - как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию - и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
  • Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен - стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут - не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.