Мальчик подросток с дцп

6 вещей, о которых подросток с ДЦП хотел бы рассказать новоиспеченным родителям


1. Они приятно удивят вас

У врачей есть способность совершать ошибки, возможно, из осторожности, делая прогнозы о будущем, основываясь на слишком малом количестве информации. Однако люди с церебральным параличом часто предопределены, даже немного упрямы, чтобы бросить вызов этим предсказаниям. Мне, возможно, и не поставили бы диагноз ЦП до 7 лет, но поскольку я родился на 8 недель раньше срока, даже сам факт того, что я живу - это уже была борьба против обстоятельств. В тот момент было невозможно знать все, что произойдет в следующие 18 лет, все проблемы, которые придут в мою жизнь, но и все победы! Возможно, у меня заняло больше времени, чтобы научиться ходить, бегать, ездить на велосипеде, определенно…, но горе тому, кто скажет, что я ничего не могу сделать. Даже если ваш ребенок начнет делать обычные вещи позже других, то это сделает только более ценным то, чего он достигнет. У вашего ребенка будут свои уникальные этапы в жизни и свои победы.

2. Будут разочарования

3. Семья и друзья это большая поддержка


4. Они отлично приспосабливаются

Кто сказал, что вы должны сделать все точно так же, как все остальные? Основываясь на личном опыте я узнала, что иногда проще сделать что-нибудь своим собственным способом, чтобы получился такой же результат, как у всех. Например, овладение такими навыками, как поедание обеда или завязывание шнурков одной рукой. Приспосабливаться нужно каждый день и порой бывает сложно найти решение, но вы найдете их в этих трудностях. Некоторым людям, нужно использовать определенные приспособления, чтобы иметь больше независимости, и я по опыту знаю, что отношения с такими приспособлениями порой складываются непростые. Однако они дают больше свободы и способности добиться большего, нужно просто время, чтобы привыкнуть к ним.

5. Юмор поможет вам

6. Диагноз - это всего лишь небольшая часть вашего ребенка

Ваш ребёнок вовсе не одно и то же, что и диагноз, данный врачами. Он не становится тем ярлыком, который без его согласия на него навесили. Прежде всего - это ваш ребёнок, который волею случая имеет ЦП, точно так же, как некоторые имеют голубые глаза или черные волосы. Иногда кажется, что диагноз просто поглощает вас, но на самом деле, это лишь один кусочек пазла, составляющего ребенка. Наличие церебрального паралича может открыть столько дверей и возможностей, он может сделать вашего ребенка уникальным в лучшем смысле этого слова. Диагноз -это то, что вы делаете из него. Превратите эти препятствия в возможности, не оборачивайтесь назад и никогда в жизни не устанавливайте предел того, что можно достичь.


Понравилось? Поделись с друзьями!


Половое созревание - это закономерный этап изменений в организме у детей. В этот период под влиянием гормонов происходит развитие первичных и вторичных половых признаков, так же изменениям подвержено психо-эмоциональное состояние ребенка. Чтобы столь важный период жизни подростка проходил гладко, очень важны доверительные отношения между девочкой и матерью, мальчиком и отцом. Доступное объяснение физиологических изменений в организме, прививание навыков гигиены, беседы, специальная литература помогают этот период прожить "гладко" и войти во взрослую жизнь.

Ситуация усложняется в случае, если родители воспитывают "особенного" ребенка с физическими и интеллектуальными проблемами. Тогда обычные методы: беседа, ответы на интересующие подростка вопросы, чтение медицинской литературы - бесполезны.

Если даже ребенок имеет тяжёлые неврологические нарушения, естественные биологические функции организма не нарушаются и половое созревание начнется по заложенному природой времени. В такой период и ребенку и родителю приходится несладко: ребенок с тяжёлыми формами ДЦП и грубой задержкой психического развития элементарно не понимает всех процессов, происходящих в его организме. Дискомфорт, болевые ощущения, "бурный всплеск" гормонов, физиологические выделения - все это доставляет немало хлопот.

Рассмотрим наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются родители в период "особого полового созревания" у их ребенка.

1. Эмоциональное состояние. Гормоны, вырабатывающиеся организмом, влияют на психо-эмоциональное состояние ребенка. Начинаются приступы агрессии или наоборот апатия. Из-за невозможности выплеснуть накопленную агрессию здоровым путем, "особенный" подросток переключается на родителя: во время кормлений, ношения на руках или купании он может кусаться, плеваться, вырываться. Или начинает портить вещи до которых может дотянуться: кусать и рвать постель, бортики кроваток, игрушки.
Может так же кусать себя за руки, рвать волосы на голове, стукаться головой об пол. Иногда подросток начинает сопротивляться ежедневным привычным процедурам: сопротивляться менять памперс, купаться, садиться в коляску. Нередки так же беспричинный плач, нытье.

2. Пищевое поведение. Меняются и пищевые предпочтения. Ребенок может отказаться от привычной и любимой им ранее пищи, пристраститься к сладкому. Или появится чрезмерный аппетит, что вкупе с малоподвижностью может привести к ожирению.

3. Физиологические изменения. У особенного подростка организм начинает бурный рост: прибавляется вес, удлиняется рост, так же происходит оволосение тела. Появляется необходимость мальчику-подростку бриться. Под влиянием гормонов, увеличивается выработка кожного сала, что спосбствует росту подростковых акне. Эта угревая сыпь требует отдельного ухода, ведь под влиянием бактерий возможны воспаления кожи лица, груди и спины. Так же стоит отметить появление специфического запаха пота. Рост молочных желез, менструация у девочек и поллюции у мальчиков происходят примерно в тех же возрастных рамках, как и у их здоровых сверстников. В этот период учащаются проблемы с подбором подходящего нательного белья и гигиеной половых органов.

4. Обострение заболеваний. В связи с бурным ростом организма, может увеличиваться спастика мышц. Возможно растяжение мышц естественным ростом костей и появление болей. Нередки и обостоения урологических проблем у детей, пользующихся подгузниками. Этот период может повлиять на течение симптоматический эпилепсии, возможно возобновление ранее купированных судорог, изменение характера приступов и их частота.
Многие родители отмечают, что с началом полового созревания их дети теряли ранее приобретенные навыки. Как и у здоровых подростков, возможно появление аутоиммунных заболеваний, например, диабет.

5. Сексуальные потребности. Часто детей с тяжёлой степенью ДЦП принято рассматривать как маленьких, "лялечку", ориентируясь по их интеллектуальному и физическому состоянию. Родители склонны игнорировать такую интимную тему как сексуальные потребности у их "особенного ребенка". В погоне за чистотой чрезмерно частый и тщательный туалет наружных половых органов, смена подгузника, обработка кожи гениталий могут спровоцировать сексуальное возбуждение у подростка. Ведь при гигиенических манипуляциях невольно затрагиваются эрогенные зоны. Хотя ребенок может даже понятия не иметь о своей гендерной принадлежности и межполовых взаимоотношениях, нерастраченная сексуальная энергия проявляется в бурных эмоциях, бессоннице, агрессии. Поэтому необходимо проводить процедуры более щадяще и деликатнее.


Чтобы справится с "особенным" проблемами периода полового созревания, нужно обратиться к специалисту. Агрессию, бессонницу, беспричинный плач и крики ребенка, чрезмерно повышенный аппетит, а так же гипервозбудимость можно скорректировать путем подбора успокоительных лекарств. Если менструальный цикл у девочки сопровождается болями, то назначаются спазмолитики. При отсутствии аллергии, травяные чаи и настойки с мягким седативным эффектом уравновешивают эмоциональное состояние ребенка и улучшают сон. При резком наборе веса, или наоборот, похудении, педиатр направит на сдачу анализов и консультацию к более узким специалистам.
Гигиена очень важна в этот период. Для физиологических выделений удобны урологические прокладки и памперсы, впитывающие пеленки. Необходимо проводить ежедневные гигиенические процедуры и смену нательного белья. Если подростковые акне воспалились, кроме умывания необходимо смазывать специальными кремами с дезинфицирующим и подсушивающим эффектом. К ежедневным заботам у родителей юношей прибавляются и бритьё подбородка. Для удаления естественного запаха пота, лечения подростковых акне, бритья требуются специальные средства по уходу за лежачими больными. Они помогут сохранить чистоту и целостность кожных покровов.
Нужно подобрать удобную одежду из натуральных тканей. Она позволяет коже дышать, предотвращает опрелости от чрезмерного потоотделения. Учитывая состояние подростка, вместо бюстгальтера девочкам хорошо подходят спортивные обтягивающие майки. Если ребенок не носит подгузник, то нижнее белье следует подбирать просторное, оно не должно натирать и доставлять дискомфорт.

Вскоре как родители, так и сами "особенные подростки" свыкнутся с новыми изменениями в организме и образе жизни. Хлопоты вольются в привычный распорядок дня. Не забывайте сами почаще отдыхать, ведь этот сложный период вы проходите вместе с ребенком.

А вы готовы к этому важному периоду в жизни вашего ребенка?

В Кабардино - Балкарии мать заставили забрать ребенка с ДЦП из детсада. Альдамиру 11 лет, но из-за эпилепсии, гидроцефалии и прочих заболеваний в развитии он остановился на уровне полуторагодовалого мальчика. Мама Фатима Кумыкова с трудом, но договорилась о записи больного сына в частный детский сад. Вот только стоило ей оставить ребенка, как через полчаса в первый же день воспитательница сказала вернуться за ним. Мотивировали жалобой родителя — одна из мам заявила, что категорически против, чтобы больной ребенок посещал детсад с обычными детьми.

"Он не заразный!": ребенка с ДЦП выгнали из детсада.

- Что я могу сказать? Дай Аллах, чтобы вы хотя бы наполовину ощутили то унижение, которому вы подвергаете моего ребенка, - плачет Фатима. - Это не первый садик, когда именно из-за родителей мы забираем ребенка. Это очень больно! Больно, что ребенка не считают за человека! Это самый безобидный человек, который может существовать! Родители, и так на сердце рана, а вы добиваете! За что?! Он не заразный! Имейте ввиду, он не заразный!


Мама мальчика уверяет, что нет причин отстраняться от ее сына

Ребенка с ДЦП выгнали из детского сада

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:




  • Подписка

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ : АО ИД "Комсомольская правда" г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1 Ставропольский филиал АО ИД "Комсомольская правда" г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 30б Ставрополь. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС 355000. Контактный тел. +7 (8652) 95-11-95.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru

  • Беларусь
  • Бишкек
  • Казахстан
  • Молдова
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Биробиджан
  • Благовещенск
  • Брянск
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Донецк
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Камчатка
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Курск
  • Липецк
  • Магадан
  • Москва
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Пенза
  • Пермь
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Сахалин
  • Севастополь
  • Северный Кавказ
  • Смоленск
  • Сыктывкар
  • Тамбов
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Чита
  • Чукотка
  • Югра
  • Якутия
  • Ямал
  • Ярославль


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 06.01.2015 2015-01-06

Статья просмотрена: 1988 раз

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, т.к. здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение [1].

Формирование личности у подростков-инвалидов с нарушениями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь "дивидендов" для общества практически не приносят [2].

Ребенок с ДЦП испытывает тревогу, связанную как с отделением, так и с поглощением. Симбиотические отношения иллюзорно дают возможность преодолеть беспомощность, но усиливают тревогу. У подростков с ДЦП можно говорить о невротической тревоге, т.к. она неадекватна объективной опасности, включает в себя вытеснение, подростки ограничивают свои действия и сужают поле сознания с помощью невротических защитных механизмов, в том числе и такого как "развитие симптома" [1].

Как показывает практика, у подростков с ограниченными возможностями здоровья при переходе к старшему школьному возрасту отсутствуют навыки социальной адаптации и самореализации. Большинство таких подростков не обладает навыками конструктивных коммуникаций и умением ответственно организовывать свою жизнь. Возможно, что при формировании личности детей с ограниченными возможностями был нарушен принцип равноденствия субъектных и объектных компонентов [2].

Гибкость мышления является важным личностным ресурсом, который способствует повышению эффективности самореализации и социальной адаптации подростков и старшеклассников с диагнозом ДЦП. Соответственно развитие гибкости мышления у учащихся специализированных школ-интернатов и коррекционных школ, должно являться первостепенной психолого-педагогической задачей, решение которой имеет важное психопрофилактическое значение в плане предупреждения дезадаптации детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [3].

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия) . Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности[2].

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.

1. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М.: Минздрав СССР, 1982.

2. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. - 1979.

3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елькина Наталья Петровна, Гиро Марина Владимировна

Рассмотрены особенности развития подростков с ДЦП в сравнении с здоровыми подростками. Приведены доводы по значимости поддержки семьи в период взросления. Так же подчеркнута значимость работы специалистов на этом этапе.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елькина Наталья Петровна, Гиро Марина Владимировна

PERSONAL DEVELOPMENT FEATURES OF ADOLESCENTS WITH CEREBRAL PALSY

The features of adolescents’ development with cerebral palsy in comparison with healthy adolescents are considered in the article. Arguments on the importance of family support during adulthood are given here. The importance of the specialists’ work at this stage is also emphasized

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЦП

Елькина Наталья Петровна.

Гиро Марина Владимировна.

Аннотация. Рассмотрены особенности развития подростков с ДЦП в сравнении с здоровыми подростками. Приведены доводы по значимости поддержки семьи в период взросления. Так же подчеркнута значимость работы специалистов на этом этапе.

Ключевые слова: подросток, ДЦП, семья, психология.

PERSONAL DEVELOPMENT FEATURES OF ADOLESCENTS WITH

Elkina Natalya Petrovna.

Giro Marina Vladimirovna.

Abstract. The features of adolescents' development with cerebral palsy in comparison with healthy adolescents are considered in the article. Arguments on the importance of family support during adulthood are given here. The importance of the specialists' work at this stage is also emphasized.

Keywords: teenager, cerebral palsy, family, psychology.

За последние 20 лет наблюдается повышенный интерес к изучению психологии детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Появляется много публикаций в специальной психолого-педагогической литературе и выступлений ученых, педагогов, психологов на международных конференциях в России и за рубежом.

Большое внимание уделяется детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и в большей мере это дети с детским церебральным параличом. Связано это с тем, что, в последнее время возрастает процент количества детей с данной патологией. Поэтому необходимо более подробно и детально изучить все аспекты психологического развития данной категории детей и подростков. Но несмотря на это, до сих пор не до конца изучены причины, вызывающие вторичное изменение личности детей с опорно-двигательными нарушениями, еще необходимо особо изучить пути коррекции личности и социализации подростка. Очень важно вовремя и правильно подобрать способы и методы коррекции и компенсации имеющихся отклонений в психологическом развитии этой группы подростков.

Но методологической основой изучения личности детей все же является концепция Л.С. Выгодского, а также, его последователей Л.Н. Божович, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, которые тоже утверждают, что огромную роль в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья играет социальная среда и общество. Л.С. Выгодский [3] утверждал, что недостатки в физических особенностях не делают подростка особенным, а изменения социальной позиции личности, приводят к проявлению особых черт в его поведении и характере.

Подростковый возраст - это период повышенной эмоциональности. В этот период подростки наиболее возбудимы, становятся неуравновешенными, у них часто меняется настроение. Характер многих подростков становится акцентуированным. От типа акцентуации зависят и особенности нарушения поведения. Эти особенности могут проявляться не постоянно, а лишь в каких-то ситуациях или в конкретной обстановке, а в обычных условиях могут вообще и не обнаруживаться.

Развитие личности в этом периоде характеризуется двумя противоположностями: с одной стороны, в этот период подросток стремится установить все более тесные контакты со сверстниками, растёт ориентация на группу, с другой же стороны, стремится к самостоятельности, идет усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Формирование личности у подростков с особенностями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативных возможностей, иногда находящихся в полной зависимости от помощи со стороны в самообслуживании. Когда нет условий, при которых возникают желание развивать способности и жизнестойкость, это влияет на освоение навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений в обществе, а без них трудно выстроить гармоничное взаимодействие внешней среды окружения с внутренним миром личности. Это ведет к неуверенности, развивает комплекс неполноценности, ориентирует подростка на потребительское сознание и иждивенчество и в итоге ведет к

синдрому социального инфантилизма. В результате - потенциал личности гаснет, а затраты на социальную помощь для общества практически не приносят.

По результатам исследований проведенными И.И. Мамайчук [5], Г.В. Пятаковой [6] у подростков, страдающих ДЦП, выявлены такие личностные особенности, как нестабильность нервно-психологических процессов, повышенный уровень реактивной и личностной тревожности, неустойчивость к фрустрации. Это все связано в первую очередь с переживаниями по поводу физического развития, также связано с частыми реабилитациями и необходимостью менять привычную среду и окружение.

Для подростков даже здоровых важно признание их в обществе и особенно в их окружении, а для подростков с ДЦП тем более. Ведь очень важно чтобы, не смотря на те или иные особенности, к тебе относились как к обычному, чтоб тебя принимали не из-за жалости, а потому что ты тоже личность.

Большой минус и в том, что дети и подростки с ДЦП часто вынуждены покидать свой круг общения из-за постоянных реабилитаций. Не редко это происходит на длительный срок. Очень важно при этом сохранить контакт с окружением. Сейчас это возможно благодаря сотовым телефонам и с помощью социальных сетей. Ведь очень важно для таких подростков чтоб тебя ждали и по возвращению не пришлось опять завоевывать свое место в обществе.

Сейчас в большинстве городов существуют центры, в которых подросток может себя проявлять и развиваться как личность. В таких центрах необходима организация психологической помощи в связи с наличием сопровождающих ДЦП психологических проблем; личностно-ориентированная психологическая коррекция для преодоления личностных недочетов, способных ослабить социально-психологическую адаптацию подростков с ДЦП. Личностно-ориентированная психологическая коррекция психологической сферы может дать положительную динамику в преодолении личностных недостатков подростков, что в свою очередь положительно отразится на социально -психологической адаптации.

Знание особенностей подростков с ДЦП и возможностей компенсации крайне важно. Все проводимые мероприятия должны быть направленны на благополучную социальную адаптацию, профессиональную ориентацию, с учетом личностных особенностей, интеллектуального развития, без знания которых трудно конкретизировать консультативную работу и работу с родителями данных подростков.

2. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Академия, 2009. - 278 с.

3. Жезлова Л. Детские страхи // Семья и школа. - 2010. - № 7. - С. 30-41.

4. Зейгарник Б.Ф. Психология личности: норма и патология: Избр. психол. -М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2007. - 415 с.

5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 220 с.

6. Пятакова Г.В. Клинико-психологическое изучение особенностей личности подростков с двигательными нарушениями различного генеза: автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб, 2000. - 18 с.

Детский церебральный паралич — одна из тех болезней, которые в нашем обществе часто звучат как приговор. Так ли это на самом деле? Накануне Международного дня защиты прав инвалидов, который отмечается ежегодно 5 мая, sobor.by поговорил про это с Инной Алексеевной Максименко, врачом-неврологом Минского городского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями.

— Я работаю в психоневрологическом отделении, занимаюсь реабилитацией детей с задержками моторного (двигательного — прим.ред.) развития, с проблемами центральной нервной системы. Также работаю с детьми с детским церебральным параличом, в дальнейшем мы будем заниматься и детьми с редкой генетической патологией. Дети приходят к нам с разного возраста — от 3 месяцев и до 18 лет.

Пережить болезнь

— Как такой диагноз воспринимают родители детей и сами дети?

— Отношение родителей к болезни разное. Конечно, они очень переживают, ведь ребёнок — это самое дорогое, что у нас есть. Когда есть только задержка моторного развития, то всё может закончиться хорошо, и тогда родители счастливы. Но иногда болезнь усугубляется, и ребёнок не развивается так, как здоровый. До 2 лет мы не ставим конкретный диагноз, если ребёнок не очень тяжёлый. Но приходит время, когда надо выставлять конкретный диагноз. Всё зависит от того, что это за диагноз — детский церебральный паралич или какое-то генетическое заболевание, и в каком плане ребёнок больше отстаёт. И мы начинаем готовить родителей — разговаривать с ними, рассказывать им про их возможности, про нашу реабилитацию и про их дальнейшее развитие. Мы сами не решаем вопрос об инвалидности, но рекомендуем для этого, для решения так называемых экспертных проблем. Вопрос о том, дать ребёнку инвалидность или нет, решается комиссионно. Инвалидность тоже бывает как с пособием, так и без него.

В целом, инвалидность не уменьшает возможности детей в этом мире. Наоборот, мы сейчас стали более открыты, и наше общество привыкает к детям-инвалидам и людям с ограниченными возможностями. Если у них всё хорошо в психоречевом плане, эти дети обучаются в обычных школах. Есть дети, возможности которых несколько ограничены, но всё равно они приспосабливаются — посещают школу с тьюторами, ходят в интегрированные классы, есть интегрированные группы в детском саду. У них также есть возможность дальнейшего образования, создания семьи. То есть я считаю, что их возможности не ограничены.

Некоторые родители соглашаются на инвалидность, оформляют её и с удовольствием пользуются данными преимуществами, а некоторые категорически отказываются и не хотят этим пользоваться. Хотя, в моём понимании, это надо делать.

— Появляется ли при работе с такими болезнями вопрос про их духовный смысл, вопрос, за что это даётся?

— Часто появляется — и у родителей, и порой у меня самой. Хотя это совершенно неправильно, так нельзя говорить. Наверное, такой вопрос не должен появляться.

Мама умрёт, и я умру

— Влияет ли то, как родители и дети воспринимают болезнь и инвалидность, на их прогноз?

— Основное заболевание, которым мы занимаемся — это детский церебральный паралич. Отношение к данному заболеванию у каждого разное. Есть люди — и дети, и родители — которые с головой уходят в эту болезнь, у них развивается так называемая ипохондрия. Причём родители порой формируют в своих детях отношение, что ты — инвалид и тебе все обязаны, все родственники носят этого ребёнка на руках и его жалеют. Тогда страдают и все остальные члены семьи.

Когда в семье растёт ребенок-инвалид, это отражается на состоянии всей семьи, вся семья имеет психологические особенности. Мы всегда просим, чтобы родители не впадали в болезнь и не напоминали ребёнку, что он инвалид. Нужно наоборот постоянно говорить ребёнку, что он такой же, как все. Надо стимулировать его желание ходить, заниматься своим психоречевым развитием, образованием, чтобы он был полноценным членом нашего общества. И есть у меня примеры таких детей, которые меня саму удивляют своей жизненной силой, смелостью и духом. Есть дети, которым я говорила — как можно так себя жалеть? Мамы не станет, и что ты будешь делать? А ребёнок отвечает — мама умрёт, и я умру.

Была у нас девочка, которая может ходить сама, но с приспособлением, с канадскими палочками. Сейчас она уже выросла, она взрослая женщина, и она стремится ко всему — и учится, и общается, занимает активную жизненную позицию. В принципе, так и должно быть. Эти дети, да и не только дети, не должны страдать.

У меня есть и другие примеры. Есть дети, которые получили высшее образование. Некоторые дети рисуют, занимаются творчеством. У одной девочки очень серьёзно поражены руки, и она рисует, держа карандаш в зубах. Её картины довольно успешно выставляются. Недавно приходили несколько бывших пациентов, у которых уже родились свои детки. То есть их определённые физические ограничения не помешали им вести нормальную жизнь, завести семью, получить образование и растить своих детей. Ведь это заболевание, детский церебральный паралич, не передаётся по наследству.

Как меняется общество

— По вашим наблюдениям, как общество принимает таких детей?

— На сегодняшний день уже лучше. Я считаю, что наше общество в этом плане было довольно закрыто. Поэтому многие родители не оформляли детям инвалидность и старались скрывать, что растят в семье таких детей. Общество довольно агрессивно относилось к этим людям.

Сегодня я вижу, что они социализированы, они вживаются в наше общество и их принимают. Создаются рабочие места, создаётся открытая среда, делаются пандусы. Для детей с ограниченными возможностями становится доступной общественная жизнь, культурные мероприятия. Например, в Музыкальном театре я часто встречаю людей в коляске, видела их и в других театрах.

То есть люди их принимают, они и сами выходят и не стесняются своего состояния. Они являются полноценными гражданами, полноценными людьми. Очень важно, чтобы их любили и принимали такими, какие они есть, их родные. У меня есть очень хороший пример. Есть мальчик, который ещё проходит реабилитацию, но он уже подросток. У него есть и физические ограничения, и когнитивные нарушения. Но его настолько любят и хорошо принимают его родители, что он чувствует себя абсолютно счастливым. Приезжая сюда, он всегда рассказывает, как долго он ждал встречи с нами, уходит всегда с хорошим настроением. Когда мама любит своего ребёнка таким, какой он есть, она делает всё, чтобы помочь ему стать лучше и адаптироваться к этой среде, несмотря на то, что наши возможности тоже ведь ограничены. Такое восприятие своего несчастья помогает повысить его качество жизни.

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально? Пиши в наш Телеграм

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.