Разведения ног для детей с дцп

В России на 1 000 родов приходится 6-8 случаев ДЦП. Всего, по данным на 2016 год, в нашей стране живет полтора миллиона человек с таким диагнозом. Каково это — растить ребенка с этим заболеванием и сколько стоит поставить его на ноги во всех смыслах, разбирался Финтолк.

История болезни

26-летняя Эрна Касперская одна воспитывает дочь Лику, которой в июле исполнилось 5 лет. Официальный диагноз Лики последние 4,5 года — ДЦП. Непонятно, как сводить концы с концами, ведь трудиться классическую пятидневку с восьми до пяти Эрна себе не может позволить, такой график не совместим с уходом за больным ребенком.


Эрна Касперская

Лика родилась абсолютно здоровой, но переношенной. На 26 неделе из-за удара произошло раскрытие, врачи пережали шейку матки, чтобы в дальнейшем не было еще одного. В итоге Эрна доходила до 42 недели. На тот момент у ребенка уже было слабое КТГ (сердцебиение — прим. ред.), но после каждого осмотра девушку отправляли домой, нарушая правила обследования — вместо состояния покоя роженицу заставляли двигаться, фиксируя ее движения вместо шевелений ребенка.


Бои без правил

После постановки диагноза у Эрны началась битва за получение инвалидности, поскольку этот статус дает больше возможностей лечить ребенка. Получила отказ, потом еще один и еще, и еще. Дошли до Москвы. Оттуда в один из дней позвонили на тот момент уже бывшему мужу Эрны, спросили, есть ли возможность приехать с ребенком. Он дал отрицательный ответ, тогда на основе одних лишь бумаг снова вынесли отказной вердикт.

Через полгода Эрна попала на операционный стол. В пятницу ее оперировали, а в понедельник она сидела у федерального депутата на приеме, который таки помог ей получить инвалидность для дочери. Это и правда открыло новые двери. Вот только часть столь необходимых вещей так и не попала в Ликин индивидуальный план реабилитации — например, компрессионная обувь и туторы. Некоторым детям нужны памперсы и/или коляски, но дочь Эрны, к счастью, обходится без этого.

Не сказка про Золушку

Особых требований к одежде для ребенка с ДЦП нет. Правда, мама покупает Лике вещи только из хлопчатобумажной ткани, но это связано с аллергией.

Для детей с ДЦП главное — это обувь. Для тех малышей, что сами ходить не могут, нужны ортезы (внешнее медицинское приспособление, предназначенное для изменения структурных и функциональных характеристик нервно-мышечной и скелетной системы — прим. ред.), стоящие от 30 000 до 50 000 рублей. Лика носит ортопедическую корректирующую обувь, которую делают на заказ: у нее большая разница в длине ног. Пока было полсантиметра, Эрна клала подпяточник, но сейчас разница уже в 1,8 сантиметра. На год необходимы две пары зимней обуви, они быстрее выходят из строя, одни осенне-весенние уличные ботиночки и одни для садика, плюс летняя обувь. В среднем, например, одни сандалики для детского сада обходятся в 5 000 рублей, зимняя обувь — 6 000-7 000 рублей. Всего — около 20 000 рублей. Лика растет очень медленно, если процесс пойдет быстрее — траты увеличатся.


Еще нужна одна пара туторы, на руку и ногу (лангетка, которая делается по гипсовому слитку — прим. ред.), она обходится Эрне в 14 000 рублей, ее хватает на год.

Ни рыба ни мясо

У Лики специальное питание, но это из-за аллергии, с ДЦП меню не связано никак. Ей нельзя животные и молочные продукты. Максимум мяса, которое ее меню может себе позволить, — изредка кролик. Овощи нельзя все яркие — красного, желтого цвета. Рыбу нельзя, орехи, шоколад, апельсин, сахар в большом количестве — нельзя.


В целом же у детей с ДЦП по еде главный нюанс в том, что они малоподвижны, поэтому им нужно щадящее питание. То есть они, как обычный ребенок, не могут съесть кусок мяса, им надо помогать ферментами для расщепления. Даешь еду и тут же — таблетки.

Эрна к лекарствам относится очень осторожно — в 2,5 года Лике восстанавливали печень. Девочке назначали транквилизаторы, ноотропы и много чего еще. После лечения мама сократила до минимума ее список лекарств.


Круговорот врачей в природе

Для поддержания и улучшения состояния ребенка необходима совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации.

Сколько денег Эрна отдает за всевозможные занятия, она с трудом может сосчитать, это круговорот: отдала — взяла — отдала.

Очень хорошие результаты, по ее словам, принесли занятия плаванием. Лика второй год ходит на занятия в бассейн к единственному в городе тренеру, который занимается исключительно с детьми-инвалидами. Все специалисты заметили, что, после того как Лика начала заниматься, спина стала покрепче и тонус мышц легче становится. Занятия бесплатные по инвалидности. Не платит девушка по этой же причине и за детский сад, без инвалидности он бы стоил 3 000 рублей. Лика посещает садик для слабовидящих и слепых детей. Ходит в обычную группу, не коррекционную — старается идти по программе, но, естественно, отстает.

Также ребенок бесплатно проходит реабилитационные курсы двух видов.


Серия массажа из 10 сеансов выходит 5 000 рублей, это минимальный курс в месяц, но большего позволить себе Эрна не может, да и его — не всегда. На самом деле это стоит дороже, но врач знает Ликину историю и наблюдает девочку с года, поэтому делает большую скидку.

Одно часовое занятие с ортопедом обходится в 700 рублей. Идеальный вариант — это курс-интенсив, он стоит 21 000 рублей. График, который подошел бы, по мнению врача, Лике идеально: трехнедельный курс и две недели перерыв — по кругу весь год.


На чемоданах

Самый действенный метод — это выездные реабилитации. Все специалисты отмечают резкое улучшение здоровья Лики после каждого курса.

Когда в 2017 году Эрна с Ликой съездили в Анапу, девочка заговорила. Сейчас она иногда путает слоги или не знает, какое слово подобрать правильно, но в целом у нее хорошо развита речь.


Чтобы попасть в Анапу, Эрне оба раза приходилось организовывать благотворительные сборы средств. В первый раз требовалось 150 000 рублей, во второй – 120 000 рублей. На аналогичную реабилитацию в Калугу Фонд социального страхования дал путевку бесплатно, правда, со скандалом.


В наше время вопрос о важности вертикализации детей с ДЦП уже не стоит. Все специалисты сходятся во мнении, что использование опоры для стояния для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является необходимостью. Не так страшно заболевание ДЦП, как вторичные осложнения, вызванные неправильным положением ребенка. Своевременное начало использования вертикализатора для детей с ДЦП является профилактикой остеопороза, нарушения работы внутренних органов и систем. Как ни крути, а человек существо прямоходящее, вертикальное положение и действие силы притяжения для нас является краеугольным камнем построения всех жизненно важных функций организма.




Если вопрос о необходимости вертикализировать детей с нарушением опорно-двигательного аппарата уже не стоит, то возникает другой не менее важный вопрос: когда стоит начинать этот процесс? С какого возраста? Ответ прост, так как на него нам отвечает сама природа! С какого возраста ребенок встает на ноги и начинает ходить? Примерно с года. Вот и ставить в опору для стояния нужно именно с этого возраста.

С этим мы тоже разобрались, но возникает самый важный вопрос: какой вертикализатор купить? На рынке представлен широкий ассортимент опор вертикализаторов для детей с ДЦП, на любой цвет и кошелек, но далеко не все из них вам помогут. Проблема не столько в стоимости опор для стояния для инвалидов, сколько в их функциональных возможностях.

Если перед нами стоит задача реабилитации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который самостоятельно не может даже сидеть, не то чтобы стоять, мы должны обеспечить ему условия, близкие по механизму с естественной биомеханикой нормотипичного ребенка. И вот тут и возникают проблемы, так как далеко не все опоры для стояния для детей с ДЦП отвечают необходимым функциональным требованиям.

Какой толк в опоре для стояния, который обеспечивает только вертикальное положение?

Ставя ребёнка вертикально, мы обеспечиваем организму правильное положение внутренних органов и нормализуем работу жизненно важных функций организма. Без сомнений, это важно, однако наша задача масштабнее! Мы должны задействовать все системы, включая мышцы и суставы.

Как это сделать? Использовать правильную опору вертикализатор, в котором функционально заложены все законы биомеханики. Такая опора для стояния вертикализатор не только обеспечивает вертикальное положение ребенка, но и способна обеспечить постепенное, поэтапное, увеличение нагрузки на мышцы спины, ног и суставов.




Правильная, с точки зрения биомеханики опора для стояния, должна иметь следующие функции:

  • Регулируемый в разных плоскостях подголовник. Если у ребенка имеются проблемы с самостоятельным удержанием головы, подголовник поможет зафиксировать голову в правильном положении. Для отдельных сложных случаев может понадобиться анатомический подголовник с акцентом на одну сторону, либо с большим, чем у стандартного подголовника, охватом.
  • Фиксатор грудного отдела. Фиксатор грудного отдела вертикализатора для детей с ДЦП должен обеспечить правильное вертикальное положение спины, которое соответствует положению спины здорового человека. Правильное положение позвоночника является профилактикой образования искривления и возникновения сколиоза. Правильная осанка – это основа правильного функционирования внутренних органов.
  • Регулируемый по высоте и глубине упор для таза. Область таза ребенка должна быть четко и жестко зафиксирована, чтобы обеспечить равномерное и правильное воздействие нагрузки на тазобедренные суставы.
  • Регулируемые по высоте и глубине упоры для коленей. Упоры для коленей обеспечивают правильную постановку ноги и помогают равномерно распределить нагрузку.
  • Опора для стояния инвалидов, должна быть оснащена функцией плавной регулировки наклона по вертикали. На любом этапе реабилитации при помощи опоры, очень важно дозировать нагрузку на организм. Начинать от меньшей и постепенно ее увеличивая. Обеспечить регулировку нагрузки можно только при помощи изменения угла наклона вертикально оси. Ставить в полное вертикальное положение на начальном этапе вертикализации нельзя, начинать необходимо с наклона в 45 градусов. По мере достижения определенного прогресса, угол необходимо изменять, обеспечивая увеличение нагрузки.
  • Опора для стояния должна иметь функцию изолированного разведения ног (каждой ноги по отдельности). Также, как и в случае с регулировкой наклона по вертикали, обеспечивая постепенную нагрузку, от меньшей к большей, большое значение имеет регулировка нагрузки на ноги. Зачастую, когда уже имеются вторичные осложнения, вызванные отсутствием нагрузки на ноги, и, как следствие возникшие вывихи суставов, важно не только создать нагрузку, но и вернуть сустав на место. Постепенная нагрузка, которая обеспечивается разведением ног, возвращает сустав в вертлюжную впадину.
  • Вертикализатор для инвалидов детей с ДЦП, должен иметь функцию регулировки высоты подножки (каждой ноги по отдельности). Одним из самых часто встречаемых явлений, вызванных вторичным осложнением, является разная длина ног. Обусловлена это тем, что суставы ног могут выходить из суставной сумки с разной скоростью, под воздействием ряда причин. В результате мы получаем ноги разной длины. Если поставить такого ребенка в опору без функции регулировки высоты подножки для каждой ноги по отдельности, получится, что одна нога будет стоять, испытывая сверх нагрузки, принимая вес всего тела, а вторая будет свободно висеть в воздухе, не испытывая нагрузки вообще. Стоит учитывать необходимость распределения нагрузки на обе ноги.




Вывод: Ставить в опору для стояния и вертикализировать ребенка с ДЦП нужно обязательно, и чем раньше вы начнете вертикализацию, тем лучше. Страшнее самого факта наличия заболевания являются только вторичные осложнения, которые оно вызывает. Опоры для стояния, которые не имеют функции изменения наклона по вертикальной оси и функции изолированного разведения ног, не способны обеспечить полный перечень реабилитационных мероприятий.

Реабилитация ребенка инвалида – это сложный и долгий процесс, состоящий из отдельных последовательных этапов. Игнорирование или невозможность обеспечить реализацию каждого этапа реабилитации последовательно сводит весь процесс на нет. Поднимаясь по ступенькам лестницы, мы не можем перескакивать через лестничные пролеты, так как они являются частью лестницы. Так и здесь, мы не можем использовать следующий этап, перескакивая через один.

Более подробно о правильной методике реабилитации детей инвалидов, с применением конкретных вертикализаторов, мы поговорим в следующей статье.

Вертикализатор для детей с ДЦП — настоящий помощник родителей или опекунов. Устройство позволяет маленькому пациенту продолжительное время находиться в положении стоя, не испытывая при этом дискомфорт. Ребенок надежно фиксируется ремнями, при необходимости его поза корректируется с помощью регуляторов. Частое использование устройства приводит к значительному улучшению состояния маленького пациента.

Воздействие опоры для стояния для детей-инвалидов на организм:

  • Предупреждает развитие деформаций суставов и появление контрактур.
  • Способствует правильному формированию тазобедренного и коленного суставов.
  • Поддерживает нейтральное положение таза, улучшая контроль за положением тела.
  • Подавляет патологическую постуральную активность.
  • Помогает ребенку ориентироваться в пространстве.
  • Увеличивает эффективность занятий лечебной физкультурой.
  • Восстанавливает костно-мышечный скелет.
  • Препятствует образованию пролежней.
  • Развивает свод стопы и формирует различные ее положения, дает возможность научиться правильно распределять нагрузку и вес на ноги.
  • Развивает равновесие.
  • Повышает самостоятельность и уровень внимания.
  • Стимулирует рост.
  • Подготавливает к ходьбе.
  • Адаптирует в социальном окружении.
  • Стимулирует жизненные функции.

Показания к применению

Детский вертикализатор рекомендован к использованию в следующих случаях:

  • нарушенный тонус мышц нижних конечностей, из-за которого ребенок не способен длительное время (или вообще) пребывать в положении стоя;
  • при когнитивных нарушениях, т. е. при отсутствии у маленького пациента желания стоять;
  • после проведенных на тазобедренных суставах оперативных вмешательств;
  • при выраженной дисплазии и первых признаках контрактур;
  • для реабилитации после перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы, а также в случае лечения таких патологий, как рассеянный склероз, дистрофия мышц, расщепление позвоночника и проч.;
  • во время тренировки суставов.

Конструкция и разновидности средств реабилитации

Опора для стояния для детей-инвалидов представляет собой деревянное или металлическое изделие, функционал которого напрямую зависит от тяжести заболевания пациента. Так, существуют динамические и статические модели средств реабилитации. Конструкция первых подразумевает наличие электропривода и дает возможность ребенку не только стоять, но и самостоятельно передвигаться. Также динамические устройства могут быть оснащены механикой, которая приводится в действие руками или ногами. Однако они подходят только детям, которые имеют достаточно сил. В свою очередь, статические средства реабилитации, хотя и оснащаются колесами, возможности для перемещения не дают.

Вертикализатор для детей-инвалидов бывает 6 видов:

  • Активный. Дает возможность тренировать мышцы ног и рук с помощью специального механизма.
  • Мобильный. Позволяет передвигаться в стоячем положении.
  • Статичный. Представляет собой обычную опору для стояния, но за счет дополнительного оборудования может использоваться в качестве обеденного стола или рабочего места.
  • Многоуровневый. Позволяет принимать разные положения, дает больше свободы детям с ДЦП.
  • Заднеопорный. Рекомендован для реабилитации сложных пациентов, не способных удерживать голову.
  • Переднеопорный. Используется для реабилитации самых маленьких пациентов. В качестве точки опоры на таком устройстве выступает живот.

Мы поможем вам сориентироваться в каталоге и выбрать подходящий по параметрам и цене вертикализатор для детей с ДЦП. Получить нашу консультацию вы можете бесплатно, обратившись по телефонам: +7 (495) 790-64-18 или 8 800 707-41-60. Также ждем вас в нашем шоу-руме в Москве, сотрудники которого всегда готовы помочь с выбором и примеркой оборудования.

Предлагаем Вашему вниманию сопутствующие разделы:

Этот комплекс упражнений дала Лена (Экснезарегистрированная) в конфе "Другие Дети" на 7ya, она поставила в прямом смысле этого слова, свою дочь на ноги.
возможно многие уже делают такие упражнения, а для кого-то это будет что-то новенькое, итак, цитирую Лену дословно:
Действительно, наверное будет проще разместить эти упражнения здесь, а не посылать персонально каждому. Хочу написать немного подробнее о лечении. Нам диагноз поставили рано, уже в месяц. В поликлинике невропатолог ничего не увидела. Но у нас была из роддома двойная кишечная инфекция - стафилококк и кишечная палочка. Нас в месяц отправили на консультацию в Институт детских инфекций, а там мы попали к замечательному врачу. Он буквально 5 минут повертел ребенка в руках и сказал, что прежде всего мы пойдем к их главному невропатологу. И через пол часа я вышла с волосами, стоящими дыбом. Так что заниматься мы начали сразу. Лечились в 25-й больнице на Гаврской. Конечно, страшно было ложиться с такой маленькой, но страх перед диагнозом пересиливал. Я считаю, что у нас в Питере в этой больнице специалисты очень квалифицированные. ВЧД лечили в Рауфхуса на нейрохирургии, поскольку был страшный рецидив в 2 года, поначалу нам сказали, что пошел "объемный процесс" - это так деликатно назвали опухоль мозга. Логопедические методики нам тоже давала логопед в 25-й больнице, между курсами занимались дома все время. Когда девочка в 2 года заговорила, стало ясно, что очень плохая память. Стихи учили каждый день. Еще я перечитала кучу книг по дефектологии и мне понравилась мысль о том, что при ЗПМР нужно заниматься "на опережение". Наопережали так, что она пошла в школу в 6 лет сразу во 2 класс. Правда, потом в этом оказалось много минусов и мы об этом жалели. Диагноз нам сняли в 4,5 года, остаточный диагноз - МЦД в форме левостороннего гемисиндрома. С этим тоже справились массажем. Да, массаж я делала сама с 2-х лет, закончила специальные курсы с упором на эту патологию, а до 2 лет у нас была очень хорошая массажистка. Она мне показала точечный массаж, и я во время занятий ЛФК сама снимала спастику - у нас спастика была на фоне атоническо-астатической формы в отдельных мышцах. Как я поняла из множества перечитанной литературы, самое главное (и трудное) при ДЦП - добиться правильного развития и смены рефлексов. Можно нормализовать тонус, но если не пойдет угасание тонических рефлексов и развитие установочных, моторика все равно развиваться не будет. Упражнения посылаю в той форме, в которой я их уже отправляла другим родителям, перенабирать слишком долго. Всем мужества и успехов. А к знахарям не ходите, это только трата денег и времени. И, между прочим, православная церковь это осуждает. Все сразу не проходит, посылаю кусками.
Комплекс на погашение тонических рефлексов.
Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) проявляется в двух положениях - на спине и на животе. На спине ЛТР проявляется повышением тонуса во всех мышцах разгибателях (экстензорах) тела. Это приводит к тому, что
позвоночник и ноги выпрямлены, рефлекторно повышается тонус в приводящих и ротирующих внутрь мышцах бедер. Руки могут быть отведены или полусогнуты и приведены к туловищу. Ребенок не может приподнять голову, вывести плечи вперед, а впоследствии он не может переворачиваться и садиться. Для устранения этого рефлекса хороший результат дает "поза эмбриона".
1. Конечности больного с помощью постоянного легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают на груди, а ноги либо приводят к животу, либо, при высоком тонусе приводящих мышц, слегка разводят. Такое положение способствует растягиванию ранее укороченных мышц, а дополнительные постоянные покачивания в этом положении способствуют расслаблению и нормализации мышечного тонуса.
2. На большом мяче. Ребенок лежит животом на мяче, руки вытянуты вдоль мяча, ноги вытянуты вдоль мяча и разведены. Качание на мяче взад-вперед, с боку на бок.

Продолжение:
На животе ЛТР проявляется напряжением мышц-сгибателей (флексоров) тела. Голова и руки сгибаются к груди, а ноги приводятся к животу. Ребенок не может поднять голову, разогнуть руки, туловище. Это лишает его возможности опереться, приподняться, а в дальнейшем сесть, встать.
3. На мяче. Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты вдоль мяча (придерживать рукой). Голова откинута назад, руки расслаблены и откинуты за голову. Прокатывание на мяче взад-вперед.
Тонический шейный симметричный (ТШР) - при наклоне головы вперед-вниз
повышается тонус мышц - сгибателей верхних и разгибателей нижних
конечностей. Ребенок не может попеременно сгибать и разгибать ноги, не может изолированно двигать головой, на вызывая содружественные движения конечностей.
4. Для торможения ТШР в исходном положении на животе, с подложенной под грудь подушечкой, ребенку удерживают голову в среднем положении и проводят пассивные выпрямления рук с опорой на ладонь.
5. В исходном положении лежа на спине. Ноги максимально разведены и
развернуты кнаружи и упираются в бедра занимающегося, проводят пассивные присаживания.
6. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью. Если у ребенка резко выражено подошвенное сгибание стоп, их следует опустить за край опоры. Пассивно проводится сгибание головы, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.
7. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью с разогнутыми ногами и согнутыми в локтевых суставах руками, проводится пассивное разгибание головы и удержание согнутых рук и разогнутых ног.
Тонический шейный асимметричный рефлекс зависит от ротационных движений в шейном отделе позвоночника. Ротация головы в сторону усиливает тонус разгтбателей конечностей на стороне, куда повернуто лицо и тонус сгибателей со стороны, куда повернут затылок. Гасится путем развития асимметричного установочного рефлекса.
8. Ребенок стоит на столе спиной к инструктору так, чтобы пятка свешивалась. Одна нога сгибается в колене и удерживается в этом положении инструктором. Затем ребенка наклоняют вниз с резким поворотом туловища за одноименную с ногой руку. Ребенок рефлекторно делает обратный поворот туловища и, выпрямляя ногу, поднимается.
9. Ребенок лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом головы ребенка медленно поворачивают в ту же сторону его плечи и туловище.
10. Лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом нижних конечностей и таза медленно поворачивают в ту же сторону плечи.
11. Ребенок свисает со стола лицом вниз на уровне талии. Удерживая за таз, сначала придают телу следующее положение: голова приподнята, ребенок смотрит вперед и вверх, тело дугой изогнуто вверх ("рыбка"). Руки сначала могут быть приведены к телу, по мере освоения этой позы добивать того, чтобы они были вытянуты вперед или раскинуты в стороны. Поднимания головы добиваются, стимулирую шейные мышцы и прямые мышцы спины (вдоль позвоночника).
12. Ребенок свисает со стола нижней частью тела. Голова приподнята (как в предыдущем упражнении), кисти рук упираются в стол на уровне плеч. Перед выполением упражнения ноги расслабить. Стимулируют брюшные мышцы и мышцы спины, придают задней половине тела изогнутое вверх положение ("рыбка ногами"). Сначала эти движения выполняет за ребенка инструктор, постепенно нужно добиваться самостоятельного удерживания позы при придании ребенку исходного положения.
Продолжение:
13. "Рыбка на боку". Ребенок свисает с края стола боком. Руки вытянуты вперед, добиваться (сначала пассивно, потом активно) поднимания головы вверх, верхняя нога при этом тоже должна приподниматься вверх.
14. То же на мяче при покачивании взад вперед и с боку на бок.
15. То же при парении (ребенка удерживают в воздухе за талию). К этому упражнению переходят, освоив предыдущие.,
Рефлекс Моро, рефлекс Бабинского и рефлекс Переса-Галанта гасятся
упражнениями того комплекса, который направлен на развитие моторики, еще хорошо помогают тепловые процедуры. Мы делали азокерит (лечебная грязь) на дому. Оральный рефлекс постепенно проходит сам, у одного ребенка я его наблюдала до 6 лет.
Комплекс на развитие моторики.
При спастической тетраплегии очень важно снимать тонус постоянно,
хорошо бы Вам найти массажиста, знающего точечный массаж, чтобы он показал основные точки для снятия тонуса. Тогда в процессе занятий с
ребенком Вы сами могли бы снимать спастику. Точки можно
попросить массажиста пометить, например, зеленкой, пока Вы сами не
научитесь их находить. Еще хорошо снимает тонус мягкое потряхивание,
как бы вибрация, ручками и ножками. Во время занятий нужно следить,
чтобы конечности, особенно кисти рук, были не зажаты, а раскрыты.
Можно ручки потряхивать, поглаживать, добиваясь их расслабления и
раскрытости. Для занятий нужно приобрести несколько надувных мячей
соответствующего размера(будет ясно из описания упражнений).
Упражнения на мяче очень важны - они позволяют развивать опорность в
конечностях и тренируют способность держать равновесие, без этого
ребенок не сядет, и позу на четвереньках не освоит, а это основа
развития дальнейшей моторики. Ходить Вам пока не нужно, раз есть
переступание. У нас переступания не было до года.
Для занятий нужен большой стол, его хорошо бы прикрывать на время
занятий чем-нибудь колючим, чтобы при выработке опорности раздражалась
кожа на ладошках и стопах. Занятия начинаются и заканчиваются
тренировкой в позе эмбриона (знаете?).
Итак, упражнения на обучение движениям.
1. Тренировка поворотов из положения лежа на спине. Согнуть левую ногу ребенка в колене, стопу прижать одной рукой к столу, чтобы ребенок почувствовал опору на эту ногу. Прижимая стопу локтем руки, кистью
взять за левую ручку, заставить ребенка согнуть ручку в локте, прижать
его кисть к столу на уровне талии. Таким образом формируется опора для
движения. При этом у Вас задействована одна рука. Второй рукой взять
правую ручку ребенка и заставить его потянуться этой ручкой к локтю
левой руки. Перехватив правую кисть другой рукой, быстро беретесь за
правую стопу и тянетесь ею к столу рядом с левой стопой, упертой в
стол. Таким образом, правая ручка и ножка делают почти одновременно
перекрестное движение, и ребенок переворачивается на живот. В описании кажется, что это сложно, но Вы быстро натренируетесь. Таким же образом тренируете поворот направо, с опорой на правые ручку и ножку. Если во время упражнения ребенок "зажался", нужно добиться расслабления, стопы и кисти должны быть раскрыты с полноценной опорой.
2. Тренировка поворотов из положения на животе. Опираясь на согнутую в локте ручку, ножкой той же стороны тянетесь назад, одновременно
противоположная ручка тянется вперед, дальше за голову на
противоположную сторону перекрестным движением, а ножка той же стороны сгибается в колене и делает стопой отталкивающееся движение от стола. После нескольких повторений этих упражнений полезно несколько раз проделать цикл поворотов со спины на живот и наоборот.
Продолжение:
3. Тренировка присаживаний. Лежа на спине обе ручки согнуть в локтях и прижать к столу на уровне талии, чтобы ребенок почувствовал опору на руки. Прижимая одну кисть к столу, потянуться другой рукой к колену с противоположной стороны, при этом ребенок должен присесть, и сразу же ту руку, которой тянулись к колену, кистью упереть в стол на уровне этого колена. То есть ребенок делает перекрестное движение рукой и присаживается с поворотом. Все то же повторить с онечностями другой стороны. Моя девочка нормальное присаживание освоила уже после всех движений, а садилась по собственному способу из положения на четвереньках. Тем не менее, это очень важное упражнение. Оно позволяет ребенку освоить переход к положению на четвереньках.
4. Тренировка опорности на кисти рук. Ребенок лежит животом на мяче
так, чтобы его руки и ноги свободно свисали позади и впереди мяча.
Придерживаете ребенка на мяче левой рукой за спинку. Подводите свою
правую руку под ручки ребенка. Левой рукой качните мяч вперед,
одновременно правой рукой как бы выбиваете руки ребенка вперед, так,
чтобы, когда голова ребенка идет вниз, она выбросила руки вперед и
оперлась на кисти рук. Это очень важное упражнение для тренировки
опорности. Нормальные дети, если их взять и наклонить вниз головой,
рефлекторно выбрасывают руки вперед перед головой. У ДЦПшек это
движение отсутствует.
5. Развитие опорности на стопу. Также лежа на мяче, правой рукой
качаете мяч назад (то есть наклон идет к ногам), а левой рукой
добиваетесь того, чтобы ребенок оперся на ноги (прижать стопы,
зафиксировать их, поерзать ножкой по столу, чтобы у ребенка
формировался стереотип опоры).
6. На том же мяче. Упражнение направлено на тренировку умения держать
равновесие. Без этого ребенок не сядет. Мы его делали не на столе, а
на полу. Посадить ребенка на мяч сверху так, чтобы в любой момент при
потере равновесия она могла прислониться к вашим коленям. Кистью
одной руки берете ее кисть, тянетесь вниз и опираетесь на мяч. Мяч при этом наклоняется в ту же сторону. Одновременно другой рукой берете голову ребенка и наклоняете ее к плечику противоположной стороны. То есть рука идет вниз с опорой на мяч, а голова наклоняется в противоположную сторону. Делаете то же самое в противоположную сторону.
7. Тренировка этого же движения на столе. Ребенок сидит, свесив ноги
вниз. Одной рукой придерживаете за плечи и наклоняете тело в сторону,
другой рукой выдвигаете ее ручку и добиваетесь, чтобы она оперлась ею
на стол.
8. На мяче поменьше - тренировка равновесия с помощью опоры на ноги.
Ребенок сидит на мяче, ноги широко расставлены вдоль мяча. Одной рукой придерживаете ребенка на мяче за плечи, одновременно наклоняете мяч вперед, при этом другой рукой берете ножку и фиксируете стопу на столе, чтобы ребенок оперся на эту ногу. Повторить с другой ногой.
9. Тренировка перехода в положение на четвереньках. Ребенок лежит на
столе на животе. Одну руку подводите под ее выпрямленные ручки,
заставляете согнуться их в локтях и добиваетесь опоры на кисти. Второй рукой поочередно сгибаете ножки в коленях, так, чтобы она встала на коленки.
10. Тренировка ползания. На небольшом мяче. Ребенок лежит на мяче
животом, кисти рук и колени должны упереться в стол (зафиксировать
ручки, поерзать по столу, убедиться, что ребенок упирается руками).
Ваша правая рука протянута между мячем и руками ребенка. Двигая
поочередно своим локтем и ладонью, заставить ребенка переступать по
столу руками. В это же время левой рукой двигаете мяч по столу вперед. Таким образом, ребенок как бы ползет на руках.
Продолжение:
11. То же с движением ногами. Правой рукой придерживаете ребенка на
мяче, одновременно двигая мяч вперед (ловкость рук!), а левой рукой
передвигаете ее согнутые в коленях ноги. Нужно почувствовать, что
ребенок упирается о стол коленями.
12. Еще одно упражнение на опорность рук. Ребенок лежит на вашей
согнутой в локте левой руке над столом так, чтобы ее руки свешивались
вперед. Подводите свою правую руку под ее руки, опирающиеся на стол
(раскрытые ладошки!) и, как в упр.10, поочередно двигая своим локтем и кистью, заставляете ее перебирать по столу руками. Левая Ваша рука в это время движется над столом. Т.е. ребенок как бы идет на руках по
столу. Это очень тяжелое для методиста упражнение, его хорошо делают
папы.
13. Тренировка движений ногами при ползании. Ребенок стоит на столе на коленях. Ваша правая рука подведена под ее подмышки, она как бы висит на Вашей руке. Левой рукой поочередно передвигаете колени ребенка по столу, одновременно передвигая правую руку с ребенком вперед.
14. Полная тренировка опорности на руки и ноги на мяче. Ребенок лежит
на мяче животом. Качая мяч одной рукой вперед и назад, второй рукой
одновременно поочередно заставляете ее опираться то на кисти рук, то
на стопы ног.
15.Формирование разгибательной установки для нижних конечностей.
Ребенок лежит на столе, ноги максимально разведены и развернуты
кнаружи и упираются стопами в Ваши бедра. Берете ребенка за ручки и
присаживаете с переводом кистей рук в положение опоры на стол.
16. Формирование разгибательной установки рук. В положении на мяче
на животе пригибаете головку вниз, удерживая руки в выпрямленном
положении, а ноги согнутыми в коленях.
17. Развитие переступания - наше собственное изобретение. Ставим ребенка на собственные ступни и, придерживая за подмышки, ходим по комнате.
Из нашего опыта я поняла, что, когда вы 10000 раз выполняете за ребенка какое-то движение, у него в мозгу возникает нужная цепь сигналов и вдруг он начинает это делать сам. Заниматься лучше перед едой. Еще нас в больнице научили, что даже неподвижному ребенку нужен простор, когда он видит вокруг себя не кровать, а целую комнату, легче возникает мотивация к движению. Поэтому ребенка вне сна мы держали прямо на полу, а сами в эту комнату входили, сняв тапки на пороге. Знаю из литературы (и мы это использовали), что заставить сосредоточить взгляд легче всего на предметах желтого цвета. Желаем всем удачи в лечении и много-много терпения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.