Занятия творчеством с дцп


В сатье приводятся различные артерапевтические методы, которые могут использоваться в психокоррекционной работе с детьми имющими нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
art_metody_dlya_detey_s_dtsp.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование арт-терапевтических методов в психолого-педагогической реабилитации детей с ДЦП

Арт-терапия – терапия искусством, исцеление посредством любого художественного творчества.

Основная ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапевтические методы позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья найти силы, необходимые для выживания, помогает им обогатить свой мир. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него мировоззрения и позитивного мировосприятия.

Видов арт-терапии множество: рисуночная терапия (изотерапия), сказкотерапия, игровая терапия, драматерапия, фототерапия, песочная терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, куклотерапия. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Самый распространенный вид арт-терапии – изотерапия - лечебное воздействие, коррекция происходят посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию.

При проведении коррекционных и развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения опорно–двигательного аппарата могут использоваться следующие приемы:

  • Синхронное рисование двумя пальчиками левой и правой рукой по шаблонам;
  • Плавательные движения ладошками с краской по бумаге;
  • Хлопанье красками по бумаги ладошками с использование разных цветов краски, но не больше 8;
  • Раскрашивание своих рук: сначала правой потом левой руки;
  • Разрисовывание тряпичных кукол;
  • Закрашивание мячей в другой цвет от самых маленьких, до самых больших сначала руками потом штампами и кистью;
  • Растирание сухой пастели пальчиками, с целью покрытия больших пространств на листе;
  • Раскрашивание деревянных кубиков узорам с помощью палочки;
  • Рисование пластилином или глиной;
  • Рисование на бумаге кусочком ткани или ваты.

Использование изотерапии в коррекционно-развивающей деятельности помогает не только раскрыться ребенку, но и решать следующие задачи:

  • развивавать чувственно-двигательную координацию, т.к. сам процесс рисования требует согласованного участия многих психических функций;
  • развивать активные способы взаимодействия с культурной и социальной средой;
  • развивать художественный вкус;
  • способствовать установлению взаимосвязи между полушариями головного мозга;
  • развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность.

Вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

В зависимости от активности детей с ДЦП, степени их участия в музыкотворческом процессе и поставленных задач, музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке (импровизируют голосом, используют музыкальные инструменты), и пассивной, когда ребенку предлагают только прослушать музыку.

Музыкальные произведения могут использоваться изолировано в качестве основного и ведущего фактора воздействия, так и в качестве дополнения других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Метод коррекции посредством игры. Не секрет, что ребенку имеющему диагноз ДЦП часто трудно подобрать слова, чтобы выразить, что он чувствует, сказать о своих тайных желаниях или страхах, а бывает и вовсе невозможно говорить. В таком случае можно предложить поиграть вместе. Игра и творческие занятия расскажут взрослым много нового о ребенке, и тогда то, о чем он молчит или даже не осознает, можно увидеть в свободной и раскованной детской игре.

С помощью игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Играя, ребенок испытывает удовольствие и чувствует себя свободным. Он не боится ошибиться или сделать что-то неправильно. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

Применяется при работе с детьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения.

Для детей с двигательными нарушениями главной проблемой является сниженная функция понимания возможностей своего тела или его частей. У некоторых детей само движение может вызывать боль, поэтому они очень пассивны в своих мотивациях двигаться. Чтобы разработать подходящую программу для детей с детским церебральным параличом, для начала необходимо выяснить, какие упражнения им нравятся. Так как, если первые занятия будут слишком трудными, то дети еще больше будут ощущать свою неполноценность. Поэтому важно начинать с легких упражнений и затем постепенно переходить к более сложным.

Из-за трудностей в передвижении, такие дети сильнее зависят от других и нуждаются в помощи окружающих. Поэтому родителям, имеющим детей с нарушениями органов движения, необходимо научиться не бояться оставлять их одних и позволять им самим ходить в танцевальную группу.

При работе с детьми с церебральным параличом, можно сначала отзеркаливать детские движения, а затем развить движенческий диалог. Помочь наладить контакт взрослого и ребенка могут какие-нибудь игрушки или предметы.

Целью танцевальных занятий для детей с ДЦП помимо общих для всех методов арт-терапии становится сделать телесную практику позитивной и реалистичной.

Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе). Основная цель - помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему. Этот метод очень благотворно действует на детей с мышечным тонусом, ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы.

Есть несколько техник работы с песком. Например, рисование пальцем одной или двух рук на стекле или игра в специально оборудованной песочнице, где есть различные лопаточки, ведерки, фигурки людей животных и прочее. На занятиях по песочной терапии ребенок может в абсолютно естественной для него среде (причем трехмерной) моделировать, проигрывать значимые жизненные ситуации. И, кроме того, происходит развитие чувственного восприятия мира, узнаются свойства предметов (песка, воды, совочков, бутылочек и пр.), а также ребенок приобретает необходимый ему опыт общения.

Использование приемов песочной терапии в реабилитации детей с ДЦП помогает решать следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать кистевой захват;
  • согласованность движений обеих рук;
  • тактильную чувствительность и силу рук;
  • игровые действия;
  • зрительно - моторную координацию;
  • двигательную память;
  • скорость и темп движений;
  • развивать интерес к окружающей действительности, стимулировать познавательную активность детей.

Применять самостоятельно методы арт-терапии несложно. Но прежде чем предпочесть какой-либо метод нужно ознакомиться с ним подробнее. Существует немало рекомендаций по их применению. Например, начинать лучше с рисунка. Рисуночные техники очень разнообразны. Это и хаотический рисунок в виде каракулей, и диагностический рисунок, где требуется дорисовать изображение, и сюжетный – например, нарисовать своих друзей или свою семью, и тематический рисунок, через который ребенок может выражать, например, свое желание стать кем-то, или желание завести собаку, а также произвольный рисунок, который рассказывает о настроении рисующего. Это не весь перечень техник, но самый основной. Предпочтение в работе следует отдавать краскам, так как кисть более пластична и свободна. Не менее важную роль в арт-терапии играют карандаши, мелки, фломастеры. Простые карандаши для арт-терапии не подойдут, они блокируют эмоции. А вот цветные материалы – это то, что нужно. А при сильных негативных эмоциях ребенка успокоит лепка. Наклеивание коллажей из готовых вырезок требует минимум творческих усилий, поэтому больше подойдет в качестве заключительной стадии арт-терапевтической работы.

Рисуя, играя, сочиняя сказки, ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия имеет огромное количество положительных сторон, воздействуя на ребенка мягко и незаметно. К тому же, творчество умеет развивать и исцелять внутренний мир человека.

  • Главное
    • Нормативно-правовая документация
    • Рекомендации родителям
    • Словарь
  • Куда обратиться
    • В России
      • Реабилитационные центры
      • Учреждения здравоохранения
      • Учреждения образования
      • Общественные организации
      • Родительские организации
      • Благотворительные фонды
    • В Вологодской области
    • Сообщить о новой организации
  • Мой ребенок
    • Ранний возраст
      • У меня родился особый малыш
        • В ожидании
        • Первые дни дома
        • Я-мама особого ребенка
        • Я-папа особого ребенка
        • Как сообщить родным
        • Кто может помочь
      • Возрастные нормы развития детей раннего возраста
        • Первый год жизни
        • Второй год жизни
        • Третий год жизни
        • Четвертый год жизни
        • На что обратить внимание?
      • Развитие детей с различными заболеваниями в раннем возрасте
      • Консультации специалистов по раннему развитию
      • Методические материалы по ранней помощи
      • Полезная информация по ранней помощи
      • Буклеты для родителей
      • Куда обратиться?
    • Задержка психического развития
    • Нарушения слуха
    • Нарушения зрения
    • Тяжелые нарушения речи
    • Нарушения опорно-двигательного аппарата
    • Ментальные нарушения
    • Синдром дауна
  • Консультации специалистов
    • Консультации воспитателя
    • Консультации инструктора по труду
    • Консультации инструктора по физической культуре
    • Консультации музыкального руководителя
    • Консультации дефектолога
    • Консультации логопеда
    • Консультации психолога
    • Консультации специалистов по раннему развитию
    • Консультации специалистов сферы здравоохранения
    • Консультации специалистов сферы образования
    • Консультации специалиста по реабилитационной работе
    • Видео-уроки
    • Ответы на вопросы
  • Мероприятия
    • Обучающие
    • Проекты
    • Конкурсы
    • Акции
  • Полезные ресурсы
    • Сайты
    • Фильмы
    • Книги
  • Это интересно
    • Полезная информация
    • Притчи
    • Сказки для родителей
    • Стихи для души
  • Моя история

Для максимального эффекта реабилитации детей с ДЦП необходима планомерная каждодневная работа. Ниже предлагаются несложные арт-терапевтические коррекционно-педагогические методики для систематической работы с детьми в домашних условиях.

Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, связанная с использованием различных художественных материалов, созданием образов и с процессом реагирования пациента на созданные им продукты творческой деятельности, которые отражают особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать какую-либо проблему наиболее удобным для психики способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию.

7 Подготовительный этап

На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем мире, воспитать интерес к изобразительной деятельности, развить общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку. Ребенок учится правильно сидеть во время рисования, держать карандаш и кисть, знакомится с плоскостью листа, усваивает простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении и т. д.). Важные умения — предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, осязательно-двигательный анализ предмета, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета.

Для снижения тонуса мышц нужно максимально сгибать и разгибать кисти и пальцы перед работой.

Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут выполнять упражнения на расслабление самостоятельно.

Дошкольникам можно предложить тренинг мышечного расслабления. Ощущение расслабления будет сильнее, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка фиксируется на расслаблении, делается упор на то, что ненапряженное, спокойное состояние приятно.

Рекомендуется выполнять упражнения под спокойную, медленную музыку.

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя

и расслабление мышц рук

Принять удобную позу; если ребенок может, сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Чтобы плавно танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Нужно прежде научиться

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая,

И становится понятно:

Сожми пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Тебе неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушай и делай, как я. Спокойно. Вдох — выдох.

Руки на коленях,

Крепко, с напряжением.

(Сжать пальцы)

Пальчики сильней сжимаем —

Легко приподнять и уронить

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики.

Представь себе, что мы — олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напряги руки. Они стали твердыми. Трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быст 9 ро опусти руки, урони их на колени. Расслабим руки. Спокойно, вдох — выдох.

Посмотрите: мы — олени.

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих. Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Упражнения на расслабление мышц шеи

Любопытная Варвара

1) Поверни голову влево, постарайся сделать это так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены. Потрогай шею справа: мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Теперь также — в другую сторону. Вдох — выдох.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

Движения повторяются по два раза в каждую сторону.

2) Теперь подними голову вверх. Посмотри на потолок. Сильнее откинь голову назад. Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямись. Легко стало, свободно дышится. Вдох — выдох.

А Варвара смотрит вверх.

Выше всех, все дальше вверх!

Шея не напряжена,

3) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрями шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох —выдох.

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись.

Шея не напряжена,

Контрастные ванночки

В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение приобретает методика локальной гипотермии. Воздействие холодом способствует расслаблению спастичных мышц, уменьшению гиперкинезов, увеличению силы и объема движений пораженных конечностей. Возможно воздействие льдом, холодной водой, контрастное попеременное воздействие холодом и теплом. Самый простой способ — контрастные ванночки. В одну миску наливают горячую воду с морской солью (столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другую — холодную. Ребенок на несколько секунд опускает попеременно руки в миски, начиная с горячей и заканчивая холодной водой.

Полезно также делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы.

Предлагаем комплекс для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой:

Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам;

Круговые повороты кисти, прокручивание при фиксированном локтевом суставе (ладонью захватывается кисть ребенка со стороны ладонной поверхности);

Сгибание кисти вправо-влево;

Спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию;

Вращение пальцев кисти (отдельно каждого);

Сгибание пальцев в кулачок (большой палец сверху); затем каждый палец разгибается отдельно;

Поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон;

Круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка;

Поглаживание тыльной поверхности кисти от пальцев до локтя с придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием с внутренней стороны;

Разминание каждого пальца вверх-вниз; отведение и приведение всех пальцев;

Сгибание пальцев по фалангам;

Расслабление кисти потряхиванием (при этом нужно фиксировать руку ребенка у локтя);

Похлопывание кистью ребенка по руке проводящего массаж;

Смыкание пальчиков обеих рук и постукивание пальчика о пальчик, ноготка о ноготок;

Интенсивный массаж кончиков пальцев с соскальзывающим движением между зажатыми двумя пальцами родителя по ногтевой фаланге.

Ребенку с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить самому сделать массаж кистей и пальцев рук. Вот комплекс упражнений:

Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

Хороший массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль. Этот материал обеспечивает разнообразные ощущения при прикосновении.

Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует и развитию речи, так как проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны. Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе.

При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно. Выполнение комплекса упражнений в форме игры позволяет вызвать интерес ребенка к пальчиковой гимнастике.

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов

Выберите книгу со скидкой:


Музыкальные инструменты (плакат)

350 руб. 33.00 руб.


Ваш голос: Секреты вокального мастерства

350 руб. 640.00 руб.


Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

350 руб. 680.00 руб.


350 руб. 107.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Шайхутдинова Людмила ИвановнаНаписать 1376 07.05.2016

Номер материала: ДБ-070471

  • Начальные классы
  • 3 класс
  • Статьи

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    07.05.2016 837
    06.05.2016 3988
    06.05.2016 1018
    06.05.2016 3057
    06.05.2016 327
    06.05.2016 6236
    06.05.2016 9260

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


На Рождественском подворье Белгородской епархии многолюдно. За столом под навесом на открытом воздухе сидит десяток детишек с мамами. Перед ними — бумага для рисования, краски, кисти, поролоновые валики.

— Любая краска — это восторг! Просто посмотрите повнимательнее, — говорит стоящий у мольберта седоволосый мужчина с собранными в хвост волосами. Это художник Владимир Курдюков.

Сначала может показаться, что проводится творческое занятие для учеников воскресной школы. Но дети, сидящие за столом, — особые. Это воспитанники семейного интеграционно-коррекционного лагеря "Парус мечты". Сюда на неделю со всей России приезжают дети от двух до 16 лет с диагнозом ДЦП и с ограниченными возможностями. В августе проводится уже третья смена. Первая, пробная, прошла летом 2015 года. Нынешняя организована по инициативе Фонда русского абстрактного искусства (Фонд РАИ) при поддержке Белгородской митрополии и руководства области.

Организаторы верят, что творческие занятия помогут детям не только лучше развиваться. Возможно, для кого-то из них рисование станет делом жизни, как когда-то случилось и с сыном Владимира Курдюкова, также имеющим диагноз ДЦП.

Никита

Владимиру Курдюкову 61 год. В молодости успешный художник, которому коллеги прочили блестящую карьеру, и представить не мог, что ему придётся заняться разработкой методики развития детей-инвалидов с помощью живописи. Но всё изменилось, когда у него родился сын Никита.

Историей и опытом художника заинтересовалась учредитель Фонда РАИ Ольга Ускова. По её приглашению Курдюков стал проводить мастер-классы "Цвет как эмоция" в лагере. Метод работы он никогда не формулировал: всё зависит от ситуации. Но подход один — дети должны изображать не конкретные предметы, а свои эмоции по определённой теме. В основном дети рисуют абстракцию. Причём могут выбрать любой способ — те, кто может держать кисть, пишут кистью. Другие же берут поролоновые валики или наносят краски на бумагу пальцами. Занятие длится 40 минут — за это время дети не успевают устать.

— Сейчас я рисую осень, — в качестве примера рассказывает художник на мастер-классе. — Возьму жёлтую краску. Вчера это у нас был пляж, солнце, а сегодня будет осень. Рядом нарисую другим цветом. У всех будут свои формы, разные. Не стоит ничего копировать. Будем по возможности самостоятельно рисовать. Я надеюсь, что у вас получится не только не хуже, но и значительно лучше, чем у меня. От вчерашних художников я был в восхищении!

Организаторы лагеря, как и Владимир Курдюков, прекрасно понимают сложности, с которыми сталкиваются родители детей с особенностями развития. Председатель благотворительного фонда помощи инвалидам "Луч света" Наталья Смолянина тоже воспитывает дочь с диагнозом ДЦП.

— Я знаю, как тяжело детям, родителям, которые практически не бывают в обществе. На протяжении многих лет они находятся в четырёх стенах. К нам они приезжают семьями. Дети раскрепощаются, родители получают эмоциональную подпитку, успокаиваются. К нам приезжают не только с диагнозом ДЦП, в июне была смешанная группа, куда входили аутисты, даунята, дети с различными неврологическими заболеваниями.

На лицах родителей, сопровождающих детей в лагере, можно увидеть самые разные эмоции. Кто-то сосредоточенно помогает своему ребёнку рисовать, кто-то успокаивает раскапризничавшегося сына, который то ли утомился и не хочет держать кисточки и валики в руках, то ли недоволен выбором красок. Среди десятка мамочек выделяется ухоженная женщина с каре, глаза которой сияют от радости. Она водит по бумаге кистью, держа руку 16-летнего сына, и это явно доставляет ей огромное удовольствие.

— Фима, какой выберем цвет?

— Бежевый! — отвечает мальчик и начинает петь песню "Ты моё дыхание" Ады Якушевой. Фима не видит. Но знает названия всех цветов. Благодаря своей маме он буквально рисует музыку. Синяя краска у него ассоциируется с песней "Во Франции неважные дела" Никитиных, а коричневый — с "Атлантами" Александра Городницкого.

— Под определённый цвет он хочет спеть ту или иную песню. Вчера он пел совсем другие почему-то! — удивляется мама Фимы.

Помимо рисования мальчик активно занимается музыкой. Он умеет играть на многих инструментах: на фортепиано, аккордеоне и флейте. Последние два инструмента они взяли с собой в лагерь.

— Трудно сдержать эмоции, когда видишь этих детей — как у них горят глазки! — говорит Ольга Ускова. — Мы все счастливы, мы все находимся в едином эмоциональном свечении. Проходишь во время занятий мимо детей и их родителей — мурашки идут по коже. Ты понимаешь: совершенно всё равно, как ты выглядишь, свободно у тебя пальцы движутся или ручка немножко скована. Потому что ты своё добро, свою любовь, свои эмоции можешь передать разными путями. И если сознание открыто, то человек может быть счастлив.

Ускова уверена, что для любого человека внутренний мир важнее внешнего. И развитие духовного мира создаёт ощущение счастья и формирует дальнейшую судьбу. В своей работе они ориентируются на теорию всеобщей контактности советского учёного и художника Элия Белютина. Он утверждал, что через серьёзное эмоциональное напряжение можно произвести переключение работы человеческого мозга в креативные зоны, что позволит открыть новые способности или усилить существующие.

Из текста этой теории фонд сформировал учебник, который будет представлен в сентябре.

Недалеко от стола, где проходят занятия, есть импровизированная выставка — к натянутой верёвке прищепками прикреплены работы детишек. У одной из девочек рядом с листом бумаги и красками лежит тетрадка, куда она записывает свои стихи.

— Я здесь отдыхаю, учусь и лечусь и получаю удовольствие, — говорит 14-летняя Лада, которая приехала в лагерь уже в третий раз. Её сопровождает мама и любимый питомец — рыжая такса. — Я раньше рисовала, но рисунки у меня плохо получались очень. А вот сейчас у меня вдохновение! Ещё я занимаюсь эстрадным вокалом и пишу стихи, записываю их в тетрадь.

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн уверен, что лагерь помогает детям поверить в себя и раскрыть свои творческие возможности, о которых некоторые порой даже не подозревают.

— Мы пытаемся показать детям их будущее, чтобы они могли ответить на вызовы, которые так или иначе в жизни случаются, творчески, с помощью наших специалистов, родителей, — говорит митрополит. — Мы все вместе решаем трудную задачу — не просто вернуть ребёнка в социальное пространство, а помочь ему поверить в себя. Дай бог, чтобы это начинание нашло сторонников. Мы верим, что в России найдётся очень много людей, которые будут помогать детям творчески развиваться и преодолевать все недуги.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.