Позиционирование для детей дцп


Постура — это положение, занимаемая телом в пространстве, либо когда оно неподвижно, либо когда оно движется. Постоянная адаптация с целью поддержания нужного положения тела, необходимая для выполнения функциональных действий, обусловлена сложными взаимодействиями опорно-двигательного аппарата и нервной системы и определяются как постуральный контроль.

Постуральный контроль требует достижения нормальных этапов развития и включает в себя созревание постуральных реакций (реакций защиты, выпрямления и равновесия), интеграцию примитивных рефлексов (асимметричный шейный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс, тонический лабиринтный рефлекс), а также нормальный мышечный тонус, нормальный постуральный тонус и возможность осуществления произвольных движений.

Нормальный мышечный и постуральный тонус являются необходимыми условиями для динамического постурального контроля, который, в свою очередь, является фундаментальной предпосылкой для контроля движения.

Нарушение постурального тонуса (гипертонус, мышечная гипотония или их сочетание), что характерно для детей с церебральным параличом, влияет на их способность эффективно организовывать и контролировать произвольные движения, создавая ненормальные паттерны, которые снижают их работоспособность во время повседневной жизнедеятельности и повышают риск вторичных осложнений, таких как контрактуры и деформации, пролежни, трудности с дыханием, нарушения глотания, хроническая боль и т.д.

Цели позиционирования

Дети с церебральным параличом нуждаются во внешней постуральной поддержке (позиционировании) в различных положениях. Это позволяет им развивать более нормальные способы перемещения и избегать вторичных осложнений. Эта широко распространенная практика основывается на клинических и исследовательских данных.

К целям позиционирования относятся:

  • Нормализация тонуса или снижение его аномального воздействия на организм человека.
  • Поддержание правильного положения тела в пространстве.
  • Предотвращение или устранение костных деформаций.
  • Обеспечение базы для осуществления функций.
  • Содействие повышению толерантности к желаемому положению.
  • Обеспечение комфорта и релаксации.
  • Содействие нормальным паттернам движения или управление аномальными паттернами движения.
  • Предотвращение развития пролежней.
  • Снижение усталости.
  • Улучшение функционирования вегетативной нервной системы (контроль за работой сердечной, пищеварительной и дыхательной системами).
  • Содействие максимальной функциональности при минимальной патологии.

Общие принципы

  • Симметрия и правильное положение в пространстве должны соблюдаться в максимально возможной степени во всех положениях.
  • Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Поначалу ему может не понравиться новая поза, но если он будет продолжать испытывать дискомфорт, то, вероятно, ему потребуется еще немного подготовки перед тем, как она станет для него естественной (надо поработать со скованностью, нормализовать тонус и т.д.) и/или вам необходимо произвести некоторые регулировки положения, даже если это означает частичный компромисс с идеальным положением (естественно, что родители могут быть обескуражены тем фактом, что ребенка насильно заставляют чувствовать себя дискомфортно).
  • Ребенок должен быть стабильным, но не скованным. Такое положение должно позволить ему ощутить более нормальный паттерн движений. Например, хорошая проксимальная стабильность туловища в сидячем положении способствует селективным движениям верхних конечностей, что необходимо для игр, приема пищи, письма и т.д.
  • Положения тела следует варьировать как можно чаще — ребенок должен уметь двигаться по-разному. Кроме того, это позволяет избежать чрезмерного давления на определенные регионы тела, а также предотвратить скованность и формирование контрактур.

Очень важно помнить, что дети с ДЦП могут иметь различные клинические особенности. Например, дети со спастической квадриплегией могут демонстрировать глобальный паттерн разгибания или глобальный паттерн сгибания или асимметричные позы, поэтому общие принципы позиционирования, упомянутые выше, должны быть скорректированы с учетом конкретных положений, полезных для модифицирования/улучшения постуры и паттерна движений ребенка.


Паттерн экстензии

Например, если ребенок обычно находится в ненормально прямом или вытянутом положении в положении лежа, то может оказаться полезным поместить его в более наклоненное или более согнутое, симметричное положение. Это позволит ему смотреть перед собой и использовать обе руки для выполнения разнообразных задач за столом.


Паттерн флексии

Если ребенок обычно находится в ненормально наклоненном или согнутом положении в положении сидя, то может быть полезно поставить его в более прямое или более вытянутое, симметричное положение или высокое положение на коленях. Опять же, это позволит ему использовать глаза и обе руки для выполнения разнообразных функциональных задач.

Оборудование для позиционирования

Оборудование используется для того, чтобы ребенок с ДЦП мог поддерживать стабильную, симметричную позу в положении лежа, сидя или стоя, и практиковать или развивать вновь приобретенные крупные и мелкие двигательные навыки.

Тип оборудования будет зависеть от возраста ребенка, особенностей осанки и движения, стадии развития и наличия или отсутствия деформаций.

Положение лежа

Маленькие дети или дети старшего возраста с малой вовлеченностью и ограниченными возможностями к передвижению должны проводить свой день в различных положениях, в том числе на полу, и их следует поощрять свободно передвигаться. Лежание на спине, на боку или на животе следует многократно чередовать в течение дня, чтобы предотвратить появление пролежней и избежать скованности тела.

Положение на животе хорошо тем, что оно стимулирует развитие/улучшение контроля над положением головы, плечевого пояса и руками, также поддерживает эластичность мышц бедер. Для стабилизации ребенка на полу можно использовать подушки, полотенца, призмы и пенные роллы.

Положение сидя

Сидение становится по-настоящему функциональным положением для игр, когда здоровый ребенок находится в возрасте 8-9 месяцев. К этому времени он имеет хороший контроль туловища, баланс в положении сидя и мобильность тазобедренных суставов. Ему больше не надо опираться на руки — он может сидя протянуть руку в любом направлении (чтобы достать игрушку) и способен развивать и практиковать манипулятивные навыки в этом положении.

Не стоит ждать, пока у ребенка с ДЦП самостоятельно разовьются все эти способности — некоторые дети очень поздно начинают формировать навык самостоятельного сидения. Подобрав подходящее кресло, адаптированное к индивидуальным особенностям ребенка, можно обеспечить ему устойчивое и симметричное положение. Это позволит ему использовать руки для игр, приема пищи, общения и обучения. Важно понимать, что с одной стороны кресло должно обеспечивать достаточную поддержку для поддержания постуры, и в то же время оно должно поощрять ребенка к самостоятельному сидению и развитию/поддержанию функциональной активности.

В первую очередь, позиционирование в положении сидя подразумевает, что ваш ребенок имеет:

  • стабильную пасторальную базу — положение таза является важным фактором;
  • хороший постуральный контроль туловища;
  • хороший постуральный контроль головы.

Положение стоя

Дети, неспособные самостоятельно стоять, получат существенную выгоду от того, что они будут стоять прямо, играя за столом. Без поддержки многие дети с ДЦП стоят с полусогнутыми и приведенными коленями, при этом бедра находятся в состоянии приведения и внутренней ротации. Поддержка необходима для контроля постуры и обеспечения надежной базы, а для некоторых детей идеально подойдут вертикализаторы.

Как и любая другая опорная система, они накладывают некоторые ограничения, но вместе с тем вертикализаторы корректируют неэффективную осанку, обеспечивают хорошую растяжку сгибателей коленей, сгибателей и аддукторов бедер, а также позволяют работать с собственным весом и менять положение.

Позиционирование в положении стоя также способствует:



Здравствуйте, я эрготерпевт!
Сегодня я вам расскажу о том, что такое правильное позиционирование детей с ДЦП в положении сидя и почему это важно.

Многие дети с двигательными нарушениями не могут свободно поддерживать позу сидя или сидят только с использованием патологических двигательных образцов. Они постоянно сползают вперед, не могут удерживать равновесие и вынуждены есть, играть и выполнять другие необходимые действия, находясь в достаточно затруднительных условиях.

Если длительное время ребенок будет сидеть в неправильном положении, то, как следствие, это может привести к искривлению позвоночника, формированию вывиха бедра, контрактурам коленного и голеностопного суставов. Специальное кресло и приспособления могут помочь ребенку избежать этих последствий.

В специальном кресле вследствие улучшения контроля за положением туловища, улучшается контроль за положением головы, так как его недостаток мешает ребенку совершать какие-либо намеренные движения – он не в состоянии зафиксировать взгляд, его рот открыт. В таком состоянии коммуникация невозможна. Контроль за положение головы имеет определяющее значение для социального взаимодействия ребенка с окружающими, дает ему возможность воспринимать своего собеседника.

Благодаря лучшей поддержке в стуле ребенок может успешнее удерживать равновесие и действовать обеими руками: есть, играть и т.д.

В положении сидя ребенок лучше ощущает собственный вес.
Улучшается дыхание и кровообращение. Если нет должной поддержки мышц верхней части туловища, то они настолько напряжены, что равномерное дыхание невозможно.

Ребенок чувствует себя лучше, так как тяжелый для него процесс поддержания позы частично берет на себя кресло. Если кресло на колесиках и высота регулируется, то ребенок не будет изолирован от жизни семьи.
Дети, которые приходят к нам в сад, нуждаются в нашей помощи и поддержке. На время занятий, приема пищи и др. мы располагаем их в ортопедическом кресле, в котором есть:



- тазовый ремень. С помощью него фиксируется правильное положение тазобедренного сустава, а так же обеспечивается безопасность ребенка.

- боковая сегментарная поддержка. Помогают зафиксировать туловище в правильном положении, комфортном для ребенка. Это регулируемые поддержки туловища от талии и выше.

- фиксатор "майка". Помогает ребенку удерживать вертикально верхнюю часть туловища. Используют на определенное время. Не очень плотно прижимать ребенка к спинке стула.



- фиксаторы стоп. Для стабилизации позы ребенок должен иметь опору на стопы. Для этого его ноги должны обязательно стоять на подножке. А поскольку самостоятельно удержать в одном положении трудно, нужно их зафиксировать ремнями с липучками.

- подголовник. Он важен для детей, у которых проблемы с удержанием головы. О его важности я писала выше. Подголовники бывают разные. Контурные, с круглым вырезом. Плоские, с боковыми поддержками, регулируемые.

Так же важно наличие у кресла такой функции, как регулировка длины сидения и высоты подножки. Так как при слишком коротком сидении происходит пережимание важных артерий, что приводит в дальнейшем к варикозу. Слишком большое сидение так же будет оказывать сильное давление на сосуды под коленями. А при неправильно установленной подножке невозможно достичь устойчивости в положении сидя для ребенка.

С помощью правильного позиционирования ребенка в положении сидя в кресле с дополнительными приспособлениями мы заботимся о том, чтобы ребенок находился в течение дня в правильной позе, что помогает ему вырабатывать жизненно важные навыки и быстрее адаптироваться в окружающей среде.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г.Москвы.

Использованная литература:

1.Хольц Р. "Помощь детям с церебральным параличом": Теревинф, Москва, 2007.

2.Нэнси Р. Финни "Ребенок с церебральным параличом.
Помощь, уход, развитие. Книга для родителей". Теревинф, Москва, 2009.


Дети с двигательными нарушениями много времени проводят в неправильных положениях, что ведет к увеличению уже имеющихся деформаций тела. Как этого избежать?

МИЛОСЕРДИЕ.RU начинает серию учебных видео-инструкций для родителей детей с двигательными нарушениями. Сегодняшнее занятие проведет эксперт Центра реабилитации детей с ДЦП Ольга Фирсова, инструктор по лечебной физкультуре. Она расскажет о правильном позиционировании ребенка в разных положениях при помощи укладочных подушек, которые можно сшить самостоятельно в домашних условиях.

— Дети с двигательными нарушениями очень много времени проводят в неправильных положениях, что, в свою очередь, ведёт к усилению уже имеющихся деформаций, вывихов, уменьшению собственной активности, к увеличению контрактур, остеопорозу и к другим вторичным нарушениям.

Для увеличения активности и самостоятельности ребёнка и для профилактики этих вторичных нарушений нужно помочь развитию ребёнка, поспособствовать его самостоятельной активности.

Если мы говорим о положении лёжа, то это – с помощью укладочных подушечек, если говорить о положении сидя – это использование технических средств реабилитации: домашнего инвалидного кресла активного или неактивного типа (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка), вертикализаторов, ходунков, специальных велосипедов.

Это – Саша. Она поможет нам продемонстрировать разные положения с помощью укладочных средств и технических средств реабилитации.

Положение лежа на животе с помощью подушки-подковы

Положение лежа на спине с помощью П-образной подушки и Т-образного валика

Сейчас мы посмотрим положение лёжа на спине с помощью П-образной укладочной подушки и Т-образного валика. Часто дома родители используют множество подушек для создания укладки ребёнка, но они разъезжаются. Мы в своей работе используем вот такую П-образную укладочную подушку, которая позволяет ребёнку поддерживать самостоятельную позу. Если у него есть деформация, облегчает положение. При наличии вывихов снимает нагрузку с вывихов и ребёнок чувствует себя более комфортно и удобно. А с помощью аддуктора при спастике в ногах помогаем развести ножки.

Такая подушка в положении на спине поддерживает ребёнка с боков, не даёт растекаться телу и ребёнку очень удобно. У ребёнка так же появляется возможность поиграть своими ручками, познать своё тело, как оно устроено, видеть свои руки перед собой.

Положение лежа на боку с помощью П-образной подушки

П-образная подушка удобна ещё тем, что с ее помощью можно положить ребёнка на бок. Можно положить ее под ногу и чуть-чуть опереться вперёд, либо откинуться назад. В этой ситуации подушка поддерживает спину ребёнка. Получается равномерное распределение ноги по поверхности для устранения деформаций, что очень важно.

Какие еще бывают укладочные подушки

Для позиционирования мы используем разные подушки, которые шьем сами. Если ребёнок сам двигается и переворачивается в постели, не нужно его ограничивать в собственном движении, при этом хорошо бы создать ему поддержку для поддержания нижней конечности. Для этого мы используем такую вот подушку-банан. Если у ребёнка спастика, и необходимо разведение бёдер, мы используем Т-образные подушки. Для поддержания спинки можно использовать подушку-треугольник.

Для детей, которые в основном находятся в положении лёжа, очень важно положение головы. Для уменьшения спастики и для профилактики пролежней мы используем такую квадратную подушку с дыркой в центре, которую можно использовать на боку.

Положение сидя с помощью ортопедического кресла

Специальное ортопедическое кресло помогает создать правильное положение. Оно предлагает разные функциональные возможности для правильного позиционирования. Правильное ортопедическое кресло вам должен подобрать специалист по подбору технических средств.

Очень важно, что в положении сидя идёт правильное распределение нагрузки, у ребёнка появляется возможность использовать ручки уже не для опоры, а для игры. Чем меньше ребёнок может удерживать положение сидя, тем больше необходимо ему дополнительных поддержек: это – боковые поддержки для удержания корпуса, обязательно должен быть тазовый фиксатор, подголовник ребёнка и использование столика, чтобы у ребёнка была возможность сделать опоры для рук и играть.

В положении сидя ребёнок уже общается со взрослым на другом уровне. В этом положении идёт стимуляция роста костей, уже социальная какая-то интеграция идёт, в этом положении ребёнок уже может сам самостоятельно поиграть.

Какие специалисты помогут составить индивидуальный план абилитации

У каждого ребёнка есть своя индивидуальная особенность. В зависимости от функциональных возможностей ребёнка необходимы индивидуальный подход и составление плана абилитации. Чтобы составить такой план, нужно обратиться к специалистам – к физическим терапевтам, эрготерапевтам, ортопедам.

Церебральный паралич – не прогрессирующее состояние. Но, к сожалению, во многих случаях состояние ребенка утяжеляется за счет вторичных осложнения.

Всего этого можно избежать, если серьезно отнестись к вопросам регулярной двигательной активности и правильного позиционирования ребенка, с использованием различных технических средств реабилитации, если в этом есть необходимость.

Но прежде, чем поговорить о том, как правильно позиционировать ребенка, следует знать к чему может привести неправильный уход и позиционирование ребенка.

В результате неправильного положения во время кормления существует риск попадания в дыхательные пути кусочков пищи, развитие асфиксии и воспалительных процессов в легких, а также деформации позвоночника.

В результате нефизиологического положения ребенка в позах лежа, сидя, стоят могут возникнуть ортопедические осложнения: вывихи, деформация, контрактуры. А неправильное распределение веса в таких позах приводит к остеопорозу, повреждению мягких тканей, потертостей вплоть до пролежней.

Из-за недостатка вертикализации может нарушаться рост, развитие, работа всех органов и систем. Длительная обездвиженность и отсутствие вертикальной нагрузки на кости в сочетании с нехваткой некоторых витаминов ведет к возникновению остеопороза.

И это лишь малая часть последствий неправильного позиционирования ребенка.

У детей с ДЦП часто возникают осложнения в связи с неправильным положением тела, поэтому всегда, когда это возможно:

  1. Положение ребенка необходимо менять не реже, чем раз в 30-40 минут.
  2. Не позволяйте ребенку постоянно лежать, помогите ему устроиться более комфортно для общения и игры.
  3. Чтобы постепенно научить ребенка сидеть, выбирайте положения сидя или полусидя.

Стоить знать, что поза, которую обычно занимает ребенок может быть опасна и привести к вторичным осложнениям. Правильно укладывать ребенка учит эрготерапевт или физический терапевт. Но рассмотрим некоторые случаи ниже.

Для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, можно использовать для позиционирования в позе лежа модульные системы из валиков и подушек, скрепленных надежными липкими застежками.

Их можно либо купить готовыми, либо сделать самостоятельно, заранее проконсультировавшись со специалистом.

Положите под голову ребенка подушку или положите его на наклонную плоскость, таким образом, чтобы голова мягко удерживалась в слегка приподнятом положении. Если это необходимо, подложите валик или подушку под руки.

В этом же положении можно играть, для этого положите игрушки так, чтобы ребенок их мог достать самостоятельно.

Эта поза помогает создать благоприятные условия для формирования рефлекса удержания головы.

Под грудь ребенка подложите плотный валик, а удерживать голову приподнятой можно с помощью упругого воротника специальной конструкции. Положите перед ребенком игрушку и помогите ему опереться на локти, чтобы до нее дотянуться.

Если ребенок может опираться на колени, то можно использовать для опоры плотный валик и поместить его в эту позу.

Для правильной работы систем пищеварения, кровообращения, дыхания, а также для нормального формирования тазобедренных суставов и сводов стоп ребенку нужно находиться в вертикальном положении после 1 года.

Детям с тяжелой степенью ДЦП необходимо специальное технической средство – вертикализатор. Именно он помогает удерживать симметричную позу во время стояния. То, что ребенка достаточно удерживать родителю без помогающих приспособлений – иллюзия. Поза ребенка не будет правильной, а держать его в течение нескольких часов неподвижно – невозможно.

Вовремя начатое регулярное использование вертикализатора позволяет избежать формирования подвывихов и вывихов тазобедренных суставов и создает условия для их правильного формирования.

Ребенок должен стоят симметрично и опираться на обе ноги равномерно. Обеспечьте правильное выравнивание. В случае необходимости обеспечьте ребенку поддержку ног и/или туловища и опору сзади. Поместите игрушки перед ребенком на такой высоте чтобы стимулировать его выпрямляться.

Старайтесь приспособить то, что у вас есть для позиционирования, но делайте это правильно.

Если ребенок достиг того возраста, когда здоровые дети садятся, то его необходимо усаживать, используя помогающие средства технической реабилитации.

Начинаем серию учебных видео-инструкций для родителей детей с ДЦП. Сегодняшнее занятие о правильном позиционировании ребенка в разных положениях при помощи укладочных подушек проведет эксперт Центра реабилитации детей с ДЦП Ольга Фирсова, инструктор по лечебной физкультуре.

— Дети с двигательными нарушениями очень много времени проводят в неправильных положениях, что, в свою очередь, приводит к усилению уже имеющихся деформаций, вывихов, уменьшению собственной активности, увеличению контрактур, остеопорозу и другим вторичным нарушениям. Перечисленных выше проблем можно избежать, если уделить время и силы правильному позиционированию (высаживанию, укладыванию ребенка в удобных ему позах). Как это сделать?

Обеспечить правильное положение тела можно при помощи специальных укладочных подушек, сшитых (в том числе и самостоятельно) по размерам ребенка, а так же используя технические средства реабилитации: домашнее инвалидное кресло активного или неактивного типа (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка), вертикализаторов, ходунков и специальных велосипедов.

Это – Саша. У нее ДЦП. Она поможет нам продемонстрировать разные положения с помощью укладочных подушек и технических средств реабилитации.

Положение лежа на животе с помощью подушки-подковы

Что мы используем?

Какая польза?

Положение лёжа на животе позволяет ребёнку укрепить мышцы спины, тренировать симметрично положение головы, способствует усилению опорности рук, возможности увидеть окружающий мир и познать его. А главное, лежа на животе, ребенок может проявлять самостоятельность и активность, играть с игрушками. В этом положении ребёнок может провести тридцать – сорок минут.

Положение лежа на спине с помощью П-образной подушки и Т-образного валика

Что мы используем?

В положении лёжа на спине мы используем П-образную укладочную подушку и Т-образный валик. Часто родители используют дома множество обычных подушек для создания удобной позы для ребёнка, но такие подушки разъезжаются как только ребенок начинает в них двигаться. Мы в своей работе используем П-образную длинную укладочную подушку (в рост ребенка), которая позволяет ему поддерживать позу самостоятельно. Такая подушка в положении на спине поддерживает ребёнка с боков и под головой, не даёт растекаться телу и ребёнку очень удобно. А с помощью аддуктора (Т-образной небольшой подушки) при спастике в ногах мы помогаем ему развести ножки, чтобы избежать вывихов и пролежней.

Какая польза?

В такой позе ребенок может провести 30-40 минут. У него появляется возможность поиграть своими ручками, познать как устроено его тело, видеть свои руки перед собой, держать перед собой игрушку.

Положение лежа на боку с помощью П-образной подушки

Что мы используем?

П-образная подушка удобна ещё тем, что с ее же помощью можно положить ребёнка на бок. Можно положить ее под ногу и чуть-чуть опереться вперёд, либо откинуться назад.

Какая польза?

В этой ситуации подушка поддерживает спину ребёнка. Получается равномерное распределение всей ноги по поверхности подушки, что очень важно для того, чтобы избежать деформации в коленном суставе. В такой позе ребенок может провести много времени и даже спать ночью. Лежа на боку удобно наблюдать за происходящим в доме.

Какие еще бывают укладочные подушки

Если ребёнок сам двигается и переворачивается в постели, не нужно его ограничивать в собственном движении, при этом хорошо бы создать ему поддержку для ног. Для этого мы используем подушку-банан.

Если у ребёнка спастика и необходимо разведение бёдер, мы используем Т-образные подушки.

Для поддержания спинки можно подкладывать под плечи подушку-треугольник.

Для детей, которые в основном находятся в положении лёжа, очень важно положение головы. Для уменьшения спастики и для профилактики пролежней мы используем квадратную подушку с дыркой в центре, которую можно использовать на боку или под затылком.

Положение сидя с помощью ортопедического кресла

Специальное ортопедическое кресло (подобранное для конкретного ребенка специалистами) помогает создать правильное положение сидя. Оно предлагает разные функциональные возможности для правильного позиционирования. Правильное ортопедическое кресло вам должен подобрать специалист по подбору технических средств.

Очень важно, чтобы в положении сидя было правильное распределение нагрузки. Тогда у ребёнка появляется возможность использовать руки не для опоры, а для игры.

Чем меньше ребёнок может удерживать положение сидя, тем больше дополнительных поддержек и аксессуаров ему необходимо: это – боковые поддержки для удержания корпуса, тазовый фиксатор, подголовник, столик.

В положении сидя ребёнок общается со взрослым на другом уровне. В этом положении идёт стимуляция роста костей, социальная интеграция, ребёнок может самостоятельно играть, учиться, есть или пить.

Какие специалисты помогут составить индивидуальный план абилитации

У каждого ребёнка есть свои индивидуальные особенности. В зависимости от функциональных возможностей ребёнка необходимы индивидуальный подход и составление плана абилитации. Чтобы составить такой план, нужно обратиться к специалистам – к физическим терапевтам, эрготерапевтам, ортопедам.

(26 марта 2020 года Елена Нобл, физиотерапевт, MPT)



Ничто не сравнится с чтением всей статьи (доступной в полном тексте на английском языке) для лучшего понимания доказательств и хороших визуальных иллюстраций (https://link.springer.com/article/10.1007/s11910-020-1022-z)

Но в данной публикации мы обращаем внимание в основном на двигательную реабилитацию. Вот пример того, что входит в выбранное направление результатов по двигательной реабилитации.

Большая часть данного обзора - это включение более высоких уровней доказательств в пользу систематических обзоров и рандомизированных контролируемых исследований. Результаты обзора формализованы в новой вышеуказанной статье, которая является отличным инструментом для эффективной клинической интерпретации методов терапии (вмешательств), изученных в этом исследовании. Вот как это выглядит в итоговой таблице обзора:


  • Методы терапии (вмешательства), которые попадают в категорию зеленого цвета: ВПЕРЕД! Высокое качество доказательств свидетельствует об эффективности этих методов. Рекомендуются для использования в практике.
  • Методы терапии (вмешательства), которые попадают в категорию красного цвета: СТОП! Высокое качество доказательств свидетельствует о неэффективности или вреде этих методов.
  • Методы терапии (вмешательства), попадающие под желтый цвет: МЕРА! Минимальные доказательства или неубедительные доказательства требуют мониторинга результатов этих методов. Те методы, которые выше и ближе к зеленым, имеют более позитивные доказательства в эффективности и могут быть рекомендуемыми.

Данные методы терапии сгруппированы под общими направлениями/результатами лечения. Примерами таких групп являются результаты двигательной терапии, управление мышечным тонусом, профилактика и коррекция контрактур, наблюдение за тазобедренным суставом, раннее вмешательство, боль, когнитивные способности, функции самообслуживание, время приема пищи и профилактика. Обратите также внимание, что размер кругов (указывающих на разные виды вмешательств) пропорционален количеству рандомизированых контролируемых исследований, оцениваемых для каждого типа вмешательства.

Зеленый цвет:

Красный цвет:

  • Нейродевеломентальная терапия в первоначальном пассивном формате (традиционный подход к последовательному развитию двигательных навыков у ребёнка)
  • Сенсорная интеграция (для развития моторных навыков)
  • Краниосакральная терапия

Желтый цвет:

  • Физическая активность
  • Использование наклеечных пленок (тейпирование)
  • Иглоукалывание


Перевод: Панкаджа Кушваха (BSc – LSE, MPhil – Glasgow University)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.