Пульс у детей с дцп

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович

Впервые проведено сравнительное изучение влияния классического массажа с лечебной гимнастикой и фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у детей с детским церебральным параличом в возрасте 8-11 лет в период процесса реабилитации. В результате проведенного исследования выявлено, что эти виды воздействия вызывают гипотензивные реакции, сопровождающиеся нормализующим эффектом артериального давления.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович

FUNCTIONAL CONDITION OF CARDIO-VASCULAR SYSTEM OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY DURING REHABILITATION PROCESS

For the first time the influence of classical massage with medical gymnastics and fixing massage with ontogenetic gymnastics on a functional condition of cardiovascular system of cerebral palsy children at the age of 8-11 years during rehabilitation was investigated. The result of investigation showed that these kinds of influence cause the hypotensive reactions accompanied by normalizing effect of arterial pressure.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ

Ключевые слова: фиксационный массаж; онтогенетическая гимнастика; детский церебральный паралич.

Впервые проведено сравнительное изучение влияния классического массажа с лечебной гимнастикой и фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у детей с детским церебральным параличом в возрасте 8-11 лет в период процесса реабилитации. В результате проведенного исследования выявлено, что эти виды воздействия вызывают гипотензивные реакции, сопровождающиеся нормализующим эффектом артериального давления.

Знание особенностей функционирования и адаптации сердечно-сосудистой системы (ССС) к мышечным нагрузкам необходимы для организации научно обоснованной системы физической подготовки детей с детским церебральным параличом (ДЦП) с целью их реабилитации и подготовки к самостоятельной жизни. Лечебный массаж и лечебная гимнастика являются одними из главных средств, позволяющих формировать и развивать у пациентов с церебральными параличами жизненно необходимые двигательные умения и двигательные навыки [1]. В настоящее время одними из перспективных средств реабилитации детей с ДЦП являются фиксационный массаж и онтогенетическая гимнастика. При фиксационном массаже фиксируются все части тела пациента, кроме тех частей (или той части), которые подвергаются в данный момент массажу или послемассажной гимнастике [2]. Онтогенетическая гимнастика основывается на гимнастических упражнениях, соответствующих той обычной онтогенетической последовательности развития двигательной активности ребенка, которая выработалась исторически в ходе эволюционного развития человека [3].

Целью настоящей работы явилось определение эффективности применения фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики на функциональное состояние ССС у детей с ДЦП.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 40 детей обоих полов в возрасте 8-11 лет с диагнозом: ДЦП, спастический тетрапарез. Исследуемые были разделены на 2 равные группы: контрольную (группа № 1) - средний возраст составил 10,9±1,2 лет, и экспериментальную (группа № 2) -средний возраст составил 10,7±1,4 лет. Было проведено 2 курса восстановительных мероприятий, каждый продолжительностью 15 процедур. Перерыв между курсами составил 1 месяц. У детей из первой группы (контрольная) реабилитационные мероприятия включали стандартный массаж и лечебную гимнастику. У детей из второй группы (основная) занятия включали фикса-

ционный массаж и онтогенетическую гимнастику. В каждой группе обследование детей с ДЦП проводили дважды: первый раз - до проведения курса реабилитационных мероприятий (начальное обследование), и второй раз - после проведения двух курсов (конечное обследование).

Приемы и техника массажа для детей с ДЦП существенно отличаются от тех, которые проводятся со здоровыми детьми [3].

Применяются следующие приемы массажа, в порядке возрастания силовых усилий массажиста: поглаживание, растирание, разминание. Эти способы применяются нежно, в медленном темпе и непрерывном режиме, что оказывает успокаивающее действие на нервную систему ребенка и повышает эффективность массажа. Излишне интенсивный массаж может усугубить патологическое состояние мышц и отрицательно повлиять на нормализацию соотношений тонуса синерги-стов и антагонистов. Это связано с тем, что многие дети с ДЦП даже на малейшее болевое ощущение реагируют усилением спастичности мышц и синкинезиями.

Массаж проводили в следующем порядке: лицо, голова, более здоровые плечо, кисть и пальцы; менее здоровые кисть и пальцы; живот; более здоровые бедро, голень и часть стопы; менее здоровые бедро, голень и тыльная часть стопы; спина и ягодицы. При этом для рук и ног проводили массаж, в т. ч. и точечный, только разгибательных мышц, выполняя его по направлению сокращения разгибательных мышц, это стимулирует их функцию и вызывает одновременно расслабление анта-гонистов-сгибателей. Для закрепления результата массажа после него проводили пассивную, пассивноактивную и активную гимнастику помассированных мышц. Непосредственно перед проведением массажа укладывали ребенка с ДЦП на спину, в физиологически правильное положение. С помощью отягощающих мешочков с речным песком придавали конечностям ребенка определенное положение, положив мешки с песком на его предплечья, кисти и голени.

Такую фиксацию частей тела ребенка сохраняли в процессе всего массажа и сопровождающей его гимнастики, поочередно снимая фиксацию на время массажа лишь с того участка тела, который подвергался массажу

Динамика показателей АД после физической нагрузки у детей с диагнозом: ДЦП, спастический тетрапарез в возрасте 8-11 лет (п = 20)

Минуты Виды воздействия

восстановления группа № 1 группа № 2

До воздействия 117,4±4,3 79,6±2,9 118,9±4,8 78,7±3,1

Первая 137,8±3,2 93,8±3,0 145±3,0 95,8±3,7

Вторая 134±2,5 90±2,3 139,6±2,6 91,6±2,2

Третья 129,6±2,6 132,4±2,3*

Восстановление к третьей 5,9 88

Примечание. * - по сравнению с первой минутой; в числителе показатели СД, в знаменателе - ДД (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До нагрузки 94,2 ±3,4 95,3±3,8

Первая 140±2,5 143,2 ±3,0

Вторая 137,2 ±2,3 138,6±3,4

Третья 132±2,5* 131,4+2,6*

Восстановление к третьей минуте, % 5,7 8,2

Примечание. * — по сравнению с первой минутой (р


  1. Причины тахикардии у детей
  2. Нормы пульса у детей по возрасту
  3. Тахикардия у ребенка: формы, классификация
  4. Симптомы
  5. Диагностика и лечение


Тахикардия у ребенка – повод для обращения к детскому кардиологу

Причины тахикардии у детей

Учащенным пульс может становиться под воздействием физиологических или патологических причин. Именно эти факторы и степень их проявления и предопределяют необходимость терапии.

Физиологическая тахикардия, которая в большинстве случаев является неопасной и незначительной, может провоцироваться следующими причинами:

  • физическая нагрузка;
  • стрессовые факторы: страх, волнение, раздражительность во время осмотра у врача или при переодевании и пр.;
  • нахождение в душном помещении;
  • резкий перепад температурного режима;
  • обезвоживание;
  • активный рост ребенка во время полового созревания;
  • лишний вес;
  • лихорадка;
  • прием некоторых лекарственных препаратов.

После устранения вышеописанных факторов тахикардия исчезает. Однако в некоторых случаях даже физиологические причины учащения пульса могут приводить к ухудшению состояния сосудов и сердца. К ним относят: длительное обезвоживание или лихорадочное состояние, ожирение, длительный прием ряда лекарств, тепловой удар из-за нахождения в плохо проветриваемом помещении. Эти состояния нуждаются в быстром устранении, и в некоторых случаях маленькому пациенту назначается их лечение, которое может быть консервативным.

Патологические причины тахикардии специалисты разделяют:

  • на сердечные – патологии сердечно-сосудистой системы: кардиты, интоксикация хинидином или препаратами дигиталиса, кардиомиопатии, кардиосклероз, гипо- или гиперкалиемия, высокое артериальное давление, врожденные пороки, травмы, последствия кардиохирургических вмешательств, сердечная недостаточность;
  • внесердечные. Эти патологии, вызывающие тахикардию, провоцируются заболеваниями других систем и органов: вегетососудистой дистонией с симпатико-адреналовыми кризами, синдромом Вольфа-Паркинсона-Уайта, анемиями, гипертензионно-гидроцефальным синдромом, системными заболеваниями, воспалительными процессами органов дыхания, неврозами на фоне поражения ЦНС, отравлениями и пр.

При выявлении патологических форм тахикардии врач назначает ребенку детальное обследование, которое позволяет составить план лечения. Его целью при этом является устранение первопричины учащения сокращений сердца. Для этого могут применяться как консервативные, так и хирургические методики.


Понять, синусовая тахикардия у ребенка или пароксизмальная, помогут данные ЭКГ

Нормы пульса у детей по возрасту

На состояние пульса оказывают влияние многие факторы, воздействующие на организм ребенка. Основным из них является возраст.

Для того чтобы родители могли заметить развитие тахикардии сердца, важно, чтобы они знали, каковы показатели нормы пульса в зависимости от возраста:

  • до 12-ти месяцев частота сердечных сокращений в среднем составляет 140 ударов в минуту: до первого месяца этот показатель может составлять 110–170 ударов в минуту, а от месяца до года – 100–160 (в среднем 132);
  • в один год и до двух лет пульс замедляется до 124–132 ударов за одну минуту, до четырех лет – снижается до 115 ударов;
  • в пять лет среднее значение пульса составляет до 106–110 ударов за одну минуту;
  • в шесть лет показатели частоты сокращений сердца снижаются до 98–106 ударов за минуту;
  • в семь лет пульс замедляется до 98–102 ударов в минуту, а его среднее значение приближается к 100;
  • в восемь лет частота сокращений приближается к 88–98 ударам за минуту и в среднем составляет около 93;
  • в десять лет и до 14-летнего возраста показатель пульса колеблется от 75 до 88 ударов в минуту и составляет в среднем 80;
  • в подростковом возрасте – к 14–15 годам показатели пульса приближаются к значениям измерений частоты сокращений сердца взрослого и составляют около 70–75 ударов за минуту.

Приведенные показатели являются усредненными и не всегда указывают на патологическую тахикардию. Значения измерений могут зависеть от роста и веса ребенка, состояния его нервной системы в то или иное время суток и других параметров. Именно поэтому частота пульса должна измеряться в спокойном состоянии и примерно в одно и то же время. В таком случае патологическая тахикардия сердца может фиксироваться даже при помощи обычного подсчета, выполненного в домашних условиях. Например, пароксизмальная тахикардия характеризуется значительным увеличением количества сердечных сокращений.

Тахикардия у ребенка: формы, классификация

У детей могут выявляться следующие виды тахикардии:

  • физиологическая – в большинстве случаев синусовая, является неопасной и провоцируется изменениями в организме, которые преимущественно вызываются внешними или возрастными факторами;
  • патологическая – вызывается заболеваниями и патологиями сердечно-сосудистой системы или других органов и систем.

Даже при выявлении физиологической тахикардии решение о том, необходимо ли лечение, должно приниматься врачом! Это правило актуально, даже если у ребенка выявляется умеренная, но патологическая тахикардия.

В детском возрасте обнаруживаются следующие формы тахикардии:

  • синусовая. Выявляется чаще всего. При этом варианте учащения пульса ритм остается таким же, как в норме, увеличивается только частота. В большинстве случаев является неопасной и самоустраняется после устранения фактора, провоцирующего приступ;
  • пароксизмальная. Появляющиеся приступы учащения пульса называют пароксизмами. Эти нарушения в сокращении сердца возникают внезапно и являются опасными для здоровья. У новорожденного пароксизмы могут приводить к остановке сердца. Приступ продолжается от 2–3 минут до 3–4 часов и прекращается так же внезапно, как и начинается. Среди детей младшего возраста при пароксизме пульс может достигать 200 ударов в минуту, а у детей старшего возраста – 160 ударов.

Пульс регулируется нервными и гуморальными факторами. Понять, что это такое, поможет краткая справка об анатомии и физиологии. Функцию водителя ритма в норме выполняет синусовый узел, который локализируется в месте впадения в правое предсердие верхней полой вены. На него оказывает влияние вегетативная нервная система: парасимпатические нервы подавляют его работу и пульс замедляется, а симпатические, наоборот, активизируют его деятельность. Их чрезмерная активность может становиться первопричиной развития тахикардии.

Среди синусовых тахикардий выделяют три степени тяжести, зависящие от уровня повышения пульса:

  • умеренная – пульс возрастает на 10–20%;
  • средней тяжести – показатели возрастают на 20–40%;
  • выраженная – частота сокращений сердца возрастает на 40–60%.

Для детей опасны те варианты синусовой тахикардии, которые протекают длительно и могут становиться причиной развития сердечной недостаточности. Например, они могут наблюдаться при ожирении или приеме некоторых лекарств.

В зависимости от первопричин развития, среди пароксизмальных тахикардий выделяют:

  • желудочковые пароксизмы – провоцируются нарушениями работы миокарда;
  • наджелудочковые пароксизмы – чаще вызываются внесердечными патологиями.

Первопричины пароксизмальной тахикардии определяют форму пароксизма.

Симптомы

Симптомы тахикардии во многом зависят от ее вида, формы, первопричины, возраста и степени выраженности. Тахикардия у ребенка младшего возраста обычно более выражена и несет большую долю риска, если является патологической или проявляется в тяжелой форме.

Симптомами учащенных сокращений сердца у маленьких детей, даже если они вызваны физиологическими причинами, могут становиться следующие проявления:

  • капризность;
  • беспокойное поведение;
  • ухудшение аппетита или отказ от приема пищи.

Более старшие дети могут жаловаться на слабость, ощущение слышимого и ощущаемого тактильно сердцебиения, дискомфорт в грудной клетке. Эпизоды физиологической тахикардии в некоторых случаях сопровождаются одышкой, бледностью, потливостью, упадком сил и даже обморочными состояниями.

При патологической тахикардии наблюдаются следующие симптомы:

  • бледность кожных покровов;
  • слабость;
  • повышенная потливость;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • набухание вен на шее;
  • тошнота;
  • частые или более редкие позывы к мочеиспусканию;
  • одышка;
  • головокружение;
  • ощущение страха смерти;
  • артериальная гипотония;
  • хлопающие тоны сердца (при наджелудочковой пароксизмальной тахикардии).

Все вышеописанные проявления являются вариабельными и определяются формой возникающей тахикардии или ее разновидностью. Степень выраженности этих симптомов также может быть различной. Особенно тяжело переносятся желудочковые формы учащенного сокращения сердца. Особенно они опасны у новорожденного!


Тахикардия у ребенка лечится при помощи консервативных или хирургических методик.

Диагностика и лечение

Тактика устранения тахикардий у детей определяется клиническим случаем и первопричиной выявленного отклонения. Если учащенное сокращение сердца провоцируется физиологическими причинами и после их устранения состояние ребенка полностью стабилизируется, то терапия не назначается. В остальных случаях лечение назначается специалистом после анализа данных ЭКГ, холтеровского мониторинга и комплексного обследования, направленного на выявление патологических причин и проявлений, настораживающих и ухудшающих общее самочувствие и качество жизни.

При выявлении тахикардии родителям нужно знать, что делать при развитии этого состояния, если ребенок жалуется на ухудшение самочувствия. Детские кардиологи в этих случаях рекомендуют провести следующие мероприятия:

  • детям 3–4 лет выполняется так называемая проба Вальсальвы – натуживание при закрытых носовых ходах на протяжении 10–15 секунд. Также проводится массаж в области сонных артерий с обеих сторон на протяжении 5–10 секунд;
  • детям старше 7 лет рекомендуется выполнять глубокие и медленные глотательные движения, обтирание холодной водой. Можно нажать на корень языка обратной стороной ложки или шпателем.

Синусовая, выраженная в слабой или среднетяжелой форме, или патологическая пароксизмальная формы тахикардии обычно устраняются при помощи этих приемов.

Родители должны помнить о том, что при тахикардии у детей нельзя нажимать на глазные яблоки. Этот прием воздействия на блуждающий нерв, раздражение которого замедляет пульс, опасно проводить из-за высокого риска отслоения сетчатки глаз.

Тахикардия может провоцироваться разными факторами – и физиологическими, и патологическими. Понять, чем угрожает это состояние и что делать, поможет врач. Если тахикардия возникает часто и ухудшает состояние ребенка, для диагностики факторов появления этого симптома проводятся ЭКГ, холтеровское мониторирование.

Нормальный пульс у ребенка — это для всех нас очень важно. Дети — это наше будущее. И чаще здоровье наших детей нас интересует и волнует больше чем наше собственное. Всегда жалко, когда болеют дети и хочется от всей души им помочь. Сегодняшняя статья посвящена норме пульса у детей. Действительно, пульс — один из важнейших показателей жизнедеятельности, физиологический параметр, который отражает не только работу сердечно-сосудистой системы. Пульс может повышаться, к примеру, при кислородном голодании различных органов, при физической нагрузке, при стрессе. И большое преимущество этого физиологического параметра — это то, что пуль любой человек может измерить самостоятельно, определив его частоту и определив регулярный ли пульс.

Как понять, когда у ребенка пульс в норме, а когда нет.

Нормальный пульс может варьироваться в достаточно широких пределах, опускаясь до 50 ударов в минуту во время сна и возрастая до 200 при интенсивной физической нагрузке. Поэтому какой пульс считать нормальным — этот вопрос требует пояснения и ответа. Во-первых, хочу сказать, что пульс у человека зависит от возраста. Так, у годовалого ребенка пульс в норме значительно чаще, чем у 10 летнего ребенка. Поэтому существуют таблицы нормы пульса у детей. При измерении пульса, важно состояние покоя. Именно вариабельность пульса при физической нагрузке делает измерение пульса при нагрузке трудно интерпретируемым. И большинство таблиц рассчитаны именно на состояние покоя. И так, если вы хотите измерить пульс у своего ребенка и понять нормальный пульс или повышен, то попросите ребенка присесть или лечь, подождите минуту и только тогда измеряйте. Измеренный в состоянии покоя пульс, можно сравнить со считающимися нормальными значениями. Ниже я привожу таблицу нормального пульса у детей.

Таблица пульса человека по возрастам.

Норма пульса у детей.
Возраст ребенка Норма пульса
новорожденный 120-140
6 месяцев 120-135
1 год 120-125
2 года 110-115
3 года 105-110
4 года 100-105
5 лет 95-100
6 лет 90-95
7 лет 85-90
8 лет 80-85
9 лет 80-85
10 лет 78-85
11 лет 78-84
12 лет 75-82
13 лет 72-80
14 лет 72-78
15 лет 70-76

Данные в приведенной выше таблице соответствуют мнению кардиолога, кандидата медицинских наук Чубейко В.О.
По многим другим источникам они незначительно отличаются. Ниже я привожу еще таблицу нормального пульса у детей в соответствие с американскими рекомендациями, опубликованные на официальном сайте детского госпиталя Сан-Франциско.
Но, я знаю, что многих волнует вопрос о том, нормальный ли пульс у ребенка при нагрузке. Грубо можно сказать, что максимальный пульс при интенсивной физической нагрузке составляет 200 минус возраст. На эту цифру можно ориентироваться. Если пульс повышается больше, то это избыточное повышение пульса. Надостаточное повышение пульса при нагрузке, также встречается, может приводить к выраженной одышке при нагрузке, но об этом чуть позже.

Нормальный пульс до года и после: упрощенная таблица.

Приведенная выше таблица является очень подробной. Ее сложно запомнить и постоянно применять. Более упрощенный вариант частоты сердцебиения у детей предлагает на своем официальном сайте Детский госпиталь Benioff, расположенный в Сан-Франциско.
Новорожденные от 0 до 3 месяцев: 100-150 ударов в минуту.
Дети от 3 до 6 месяцев: 90-120 ударов в минуту.
Дети от 6 до 12 месяцев: 80-120 ударов в минуту.
Дети от 1 до 10 лет: 70-130 ударов в минуту.
Дети от 10 лет и взрослые 60-100 ударов в минуту.
Вот ссылка на их сайт. Я вообще считаю данный подход более практичным и пригодным.

Нормальный пульс у детей во сне.

Пульс у ребенка после физической нагрузки.

При физической нагрузке пульс может колебаться в очень широких пределах. Я уже многократно писал на своем сайте упрощенную формулу максимальной частоты сердечных сокращений: 200 минус возраст. Но для детей примерно можно ориентироваться на цифру 180 в минуту. Но нужно понимать, что дети до 3-4 лет не выполняют интенсивную физическую нагрузку, в привычном понимании. Ребенок до 6 месяцев — просто по сути лежит, шевелит ножками, ручками, поднимает головку, это для него и есть физическая нагрузка. Поэтому для таких маленьких детей значимой тахикардией считается повышение на 25-30 ударов в минуту от верхней границы пульса в покое. С 4-5 лет дети могут начать заниматься в спортивных секциях, к примеру, плавание, танцы, игровые виды спорта. Здесь уже появляется вероятность интенсивной физической нагрузки и повышения ЧСС до верхних физиологических границ: 180-200 в минуту. Нужно помнить, что если такой пульс начитается внезапно и без четкой связи с физической нагрузкой, то это скорее всего патология, к примеру — разновидность пароксизмальной тахикардии. При физической нагрузке пульс повышается все-таки более плавно и снижается тоже плавно — в течение нескольких минут.

Как проверить пульс ребенка.

Если вам понравилась данная статья, ставьте лайк, оцените статью! Пишите ваши вопросы в комментариях!


Детский церебральный паралич (ДЦП) — это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур в перинатальном периоде. Детский церебральный паралич может включать моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, частые падения, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. При ДЦП могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения. Диагностируется детский церебральный паралич преимущественно по клиническим и анамнестическим данным. Алгоритм обследования ребенка с ДЦП направлен на выявление сопутствующей патологии и исключение другой врожденной или послеродовой патологии. Люди, имеющие детский церебральный паралич, должны пожизненно проходить реабилитационную терапию, по мере необходимости получать медикаментозное, хирургическое и физиотерапевтическое лечение.

Детский церебральный паралич


Согласно мировой статистике детский церебральный паралич встречается с частотой 1,7-7 случаев на 1000 детей до года. В России этот показатель по различным данным составляет 2,5-6 случаев на 1000 детей. Среди недоношенных детей заболеваемость ДЦП в 10 раз выше среднестатистической. По данным последних исследований около 40-50% детей с ДЦП появились на свет в результате преждевременных родов.

Если говорить о хронических заболеваниях детского возраста, то в современной педиатрии детский церебральный паралич является одной из ведущих проблем. Среди причин увеличения числа больных ДЦП совершенно справедливо называют не только ухудшение экологии, но и прогрессивное развитие неонатологии, позволяющее сейчас выхаживать младенцев с различной патологией, в том числе и недоношенных новорожденных с весом от 500г.

Причины возникновения ДЦП

Согласно современным представлениям детский церебральный паралич возникает в результате воздействия на ЦНС ребенка различных повреждающих факторов, обуславливающих неправильное развитие или гибель отдельных участков головного мозга. Причем действие этих факторов происходит в перинатальном периоде, т. е. до, во время и непосредственно после рождения ребенка (первые 4 недели жизни). Основное патогенетическое звено в формировании детского церебрального паралича — это гипоксия, к развитию которой и приводят различные причинные факторы ДЦП. В первую очередь при гипоксии страдают те участки головного мозга, которые отвечают за поддержание равновесия и обеспечение двигательных рефлекторных механизмов. В результате возникают типичные для ДЦП расстройства мышечного тонуса, парезы и параличи, патологические двигательные акты.

Этиологическим фактором ДЦП, действующим в период внутриутробного развития, является различная патология беременности: фетоплацентарная недостаточность, преждевременная отслойка плаценты, токсикозы, нефропатия беременных, инфекции (цитомегаловирус, краснуха, токсоплазмоз, герпес, сифилис), резус-конфликт, угроза прерывания беременности. Соматические заболевания матери (сахарный диабет, гипотиреоз, врожденные и приобретенные пороки сердца, артериальная гипертензия) и перенесенные женщиной в период беременности травмы также могут обусловить развитие детского церебрального паралича.

К факторам риска развития ДЦП, влияющим на ребенка в период родов, относятся: тазовое предлежание плода, стремительные роды, преждевременные роды, узкий таз, крупный плод, чрезмерно сильная родовая деятельность, затяжные роды, дискоординированная родовая деятельность, длительный безводный период перед родами. Лишь в некоторых случаях родовая травма является единственной причиной возникновения детского церебрального паралича. Зачастую тяжелые роды, приводящие к возникновению ДЦП, становятся следствием уже имеющейся внутриутробной патологии.

Основными факторами риска появления ДЦП в послеродовом периоде являются асфиксия и гемолитическая болезнь новорожденного. Приводящая к ДЦП асфиксия новорожденного может быть связана с аспирацией околоплодных вод, различными пороками развития легких, патологией беременности. Более частая послеродовая причина возникновения ДЦП состоит в токсическом поражении мозга при гемолитической болезни, развивающейся в результате несовместимости крови или иммунологического конфликта плода и матери.

Классификация ДЦП

В соответствии с местонахождением пораженного участка головного мозга в неврологии ДЦП классифицируют на 5 видов. Самой распространенной формой ДЦП является спастическая диплегия. По различным данным детский церебральный паралич этой формы составляет от 40 до 80% от общего числа случаев ДЦП. В основе этой формы ДЦП лежит поражение двигательных центров, ведущее к развитию парезов, в большей степени выраженных в ногах. При повреждении двигательных центров только одного полушария возникает гемипаретическая форма ДЦП, проявляющаяся парезом руки и ноги на стороне, противоположной пораженному полушарию.

Примерно в четверти случаев детский церебральный паралич имеет гиперкинетическую форму, связанную с повреждением подкорковых структур. Клинически данная форма ДЦП проявляется непроизвольными движениями — гиперкинезами, усиливающимися при волнении или усталости ребенка. При нарушениях в области мозжечка развивается атонически-астатическая форма детского церебрального паралича. Эта форма ДЦП проявляется нарушениями статики и координации, мышечной атонией. На ее долю приходится около 10% случаев ДЦП.

Наиболее тяжелая форма ДЦП носит название двойная гемиплегия. В этом варианте детский церебральный паралич является следствием тотального поражения обоих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности, из-за которой дети не в состоянии не только стоять и сидеть, а даже самостоятельно держать голову. Встречаются также смешанные варианты детского церебрального паралича, включающие клинические симптомы, характерные для разных форм ДЦП. Например, часто наблюдается сочетание гиперкинетической формы ДЦП со спастической диплегией.

Симптомы ДЦП

Детский церебральный паралич может иметь разнообразные проявления с различной степенью выраженности. Клиническая картина ДЦП и его тяжесть зависят от локализации и глубины поражения мозговых структур. В отдельных случаях детский церебральный паралич заметен уже в первые часы жизни ребенка. Но чаще симптомы ДЦП становятся очевидными спустя несколько месяцев, когда ребенок начинает существенно отставать в нервно-психическом развитии от принятых в педиатрии норм. Первым симптомом ДЦП может быть задержка в формировании двигательных навыков. Ребенок с детским церебральным параличом долго не держит голову, не переворачивается, не интересуется игрушками, не может осознанно двигать конечностями, не удерживает игрушки. При попытке поставить ребенка с ДЦП на ноги он не ставит ногу на полную стопу, а встает на цыпочки.

Парезы при детском церебральном параличе могут быть только в одной конечности, иметь односторонний характер (рука и нога на стороне, противоположной пораженному участку мозга), охватывать все конечности. Недостаточность иннервации речевого аппарата обусловливает нарушение произносительной стороны речи (дизартрию) у ребенка с ДЦП. Если ДЦП сопровождается парезом мышц глотки и гортани, то возникают проблемы с глотанием (дисфагия). Зачастую детский церебральный паралич сопровождается значительным повышением мышечного тонуса. Выраженная спастика при ДЦП может приводить к полной обездвиженности конечности. В дальнейшем у детей, имеющих детский церебральный паралич, происходит отставание паретичных конечностей в физическом развитии, в результате чего они становится тоньше и короче здоровых. В следствие этого формируются типичные для ДЦП деформации скелета (сколиоз, деформации грудной клетки). Кроме того, детский церебральный паралич протекает с развитием контрактур суставов в паретичных конечностях, что усугубляет двигательные нарушения. Расстройства моторики и деформации скелета у детей с ДЦП приводят к появлению хронического болевого синдрома с локализацией болей в плечах, шее, спине и ступнях.

Детский церебральный паралич гиперкинетической формы проявляется внезапно возникающими непроизвольными двигательными актами: поворотами или кивками головой, подергиваниями, появлением гримас на лице, вычурными позами или движениями. Для атонически-астатической формы ДЦП характерны дискоординированные движения, неустойчивость при ходьбе и в положении стоя, частые падения, мышечная слабость и тремор.

При детском церебральном параличе может наблюдаться косоглазие, функциональные нарушения ЖКТ, расстройства дыхательной функции, недержание мочи. Примерно в 20-40% случаев детский церебральный паралич протекает с эпилепсией. До 60% детей с ДЦП имеют проблемы со зрением. Возможна тугоухость или полная глухота. В половине случаев детский церебральный паралич сочетается с эндокринной патологией (ожирением, гипотиреозом, задержкой роста и др.). Часто детский церебральный паралич сопровождается различной степенью олигофрении, задержкой психического развития, расстройством восприятия, нарушениями способности к обучению, отклонениями в поведении и т. п. Однако до 35% детей с ДЦП имеют нормальный интеллект, а в 33% случаев ДЦП нарушения интеллекта выражены в легкой степени.

Диагностика ДЦП

Пока не существует специальных диагностических критериев детского церебрального паралича. Однако некоторые типичные для ДЦП симптомы сразу обращают на себя внимание педиатра. К ним относятся: низкий бал, выставляемый по шкале Апгар сразу же после рождения ребенка, аномальная двигательная активность, нарушения мышечного тонуса, отставание ребенка в психофизическом развитии, отсутствие контакта с матерью. Подобные признаки всегда настораживают врачей в отношении ДЦП и являются показанием к обязательной консультации ребенка детским неврологом.

При подозрении на детский церебральный паралич необходим тщательный неврологический осмотр ребенка. В диагностике ДЦП также используются электрофизиологические методы обследования: электроэнцефалография, электромиография и электронейрография, исследование вызванных потенциалов; транскраниальная магнитная стимуляция. Они помогают дифференцировать ДЦП от наследственных неврологических заболеваний, проявляющихся на 1-ом году жизни (врожденной миопатии, атаксии Фредрейха, синдрома Луи-Бар и др). Использование в диагностике ДЦП нейросонографии и МРТ головного мозга позволяют выявить сопутствующие ДЦП органические изменения (например, атрофию зрительных нервов, очаги кровоизлияний или ишемии, перивентрикулярную лейкомаляцию) и диагностировать пороки развития головного мозга (микроцефалию, врожденную гидроцефалию и пр.).

Полная диагностика ДЦП может потребовать участия детского офтальмолога, детского отоларинголога, эпилептолога, детского ортопеда, логопеда и психиатра. При необходимости дифференцировать ДЦП от различных наследственных и обменных заболеваний применяются соответствующие генетические исследования и биохимические анализы.

Реабилитационное лечение ДЦП

К сожалению, пока детский церебральный паралич относится к неизлечимой патологии. Однако своевременно начатые, комплексно и беспрерывно проводимые реабилитационные мероприятия могут значительно развить доступные ребенку с ДЦП моторные, интеллектуальные и речевые навыки. Благодаря реабилитационному лечению можно максимально компенсировать имеющийся при ДЦП неврологический дефицит, уменьшить вероятность появления контрактур и скелетных деформаций, научить ребенка навыкам самообслуживания и улучшить его адаптацию. Наиболее активно развитие мозга, познавательный процесс, приобретение навыков и обучение происходят в возрасте до 8 лет. Именно в этот период при ДЦП необходимо прилагать максимальные усилия по реабилитации.

Основу реабилитационного лечения при детском церебральном параличе составляют ЛФК и массаж. Важно, чтобы детям с ДЦП они проводились ежедневно. По этой причине родителям ребенка с детским церебральным параличом следует овладеть навыками массажа и проведения ЛФК. В таком случае они смогут самостоятельно заниматься с ребенком в период между курсами профессиональной реабилитации ДЦП. Для более эффективных занятий ЛФК и механотерапии с детьми, страдающими детским церебральным параличом, в соответствующих реабилитационных центрах имеются специальные аппараты и приспособления. Из последних разработок в этой области в лечении ДЦП нашли применение пневмокомбинизоны, фиксирующие суставы и обеспечивающие растяжение мышц, а также специальные костюмы, позволяющие при некоторых формах ДЦП выработать правильный двигательный стереотип и уменьшить спастику мышц. Подобные средства помогают максимально задействовать компенсаторные механизмы нервной системы, что зачастую приводит к освоению больным ДЦП ребенком новых, ранее не доступных для него, движений.

К реабилитационным мероприятиям при ДЦП относятся также так называемые технические средства реабилитации: ортодезы, вставки в обувь, костыли, ходунки, инвалидные коляски и т. п. Они позволяют компенсировать имеющиеся при ДЦП двигательные нарушения, укорочения конечностей и деформации скелета. Важное значение имеет индивидуальный подбор таких средств и обучение ребенка, имеющего детский церебральный паралич, навыкам их использования.

В рамках реабилитационного лечения детского церебрального паралича ребенку с дизартрией требуются логопедические занятия по коррекции ФФН или ОНР.

Медикаментозное и хирургическое лечение ДЦП

Лечение ДЦП при помощи лекарственных препаратов является в основном симптоматическим и направлено на купирование конкретного симптома ДЦП или возникших осложнений. Так, при сочетании ДЦП с эпилептическими припадками назначаются антиконвульсанты, при повышении мышечного тонуса — антиспастические препараты, при ДЦП с хроническим болевым синдромом — обезболивающие и спазмолитические средства. В медикаментозную терапию ДЦП могут входить ноотропы, метаболические препараты (АТФ, аминокислоты, глицин), неостигмин, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, сосудистые препараты.

Показанием к хирургическому лечению детского церебрального паралича являются контрактуры, образовавшиеся в результате длительной спастичности мышц и ограничивающие двигательную активность больного. Чаще всего при ДЦП применяются тенотомии, направленные на создание опорного положения парализованной конечности. Для стабилизации скелета при детском церебральном параличе может применяться удлинение костей, пересадка сухожилий и др. операции. Если детский церебральный паралич проявляется грубой симметричной мышечной спастичностью, ведущей к развитию контрактур и болевого синдрома, то для прерывания исходящей из спинного мозга патологической импульсации пациенту с ДЦП может быть проведена спинальная ризотомия.

Физиотерапевтическое лечение и анималотерапия ДЦП

Применяемые в лечении детского церебрального паралича методы физиотерапевтического воздействия прекрасно сочетаются с ЛФК и массажем. Хорошо зарекомендовали себя при ДЦП оксигенобаротерапия, электростимуляция нервов и мышц, лекарственный электрофорез, грязелечение, тепловые процедуры и водолечение. Применение при детском церебральном параличе общих ванн с теплой водой уменьшает выраженность гиперкинезов и снижает мышечный тонус при спастике. Из водных процедур при ДЦП назначаются хвойные, кислородные, радоновые, скипидарные и йодобромные ванны, фитованны с валерианой.

Относительно новым способом терапии детского церебрального паралича является анималотерапия — лечение посредством общения больного с животным. К наиболее распространенным методикам анималотерапии ДЦП на сегодняшний день относятся иппотерапия ДЦП (лечение с использованием лошадей) и дельфинотерапия ДЦП. Во время проведения подобных лечебных сеансов с имеющим детский церебральный паралич ребенком одновременно работают инструктор и психотерапевт. В основе терапевтического воздействия указанных методик лежат: благоприятная эмоциональная атмосфера, установление особого контакта между больным ДЦП и животным, стимуляция мозговых структур через насыщенные тактильные ощущения, постепенное расширение речевых и двигательных навыков.

Социальная адаптация при ДЦП

Не смотря на значительные двигательные нарушения, многие имеющие детский церебральный паралич дети могут быть успешно адаптированы в обществе. Огромную роль в этом играют родители и родные ребенка с ДЦП. Но для эффективного решения этой задачи им необходима помощь специалистов: реабилитологов, психологов и коррекционных педагогов, непосредственно занимающихся детьми с ДЦП. Они работают над тем, чтобы ребенок с ДЦП максимально освоил доступные для него навыки самообслуживания, приобрел соответствующие его возможностям знания и умения, постоянно получал психологическую поддержку.

Социальной адаптации при диагнозе детский церебральный паралич в большой степени способствует занятия в специализированных детсадах и школах, а в дальнейшем в специально созданных обществах. Их посещение расширяют познавательные возможности, дают ребенку и взрослому с ДЦП возможность общаться и вести активную жизнь. При отсутствии нарушений, значительно ограничивающих двигательную активность и интеллектуальные возможности, взрослые люди с ДЦП могут вести самостоятельную жизнь. Такие пациенты с ДЦП успешно трудятся и могут создать свою семью.

Прогноз и профилактика ДЦП

Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от формы ДЦП, своевременности и беспрерывности проводимого реабилитационного лечения. В некоторых случаях ДЦП приводит к глубокой инвалидности. Но чаще стараниями медиков и родителей ребенка с ДЦП удается до определенной степени компенсировать имеющиеся нарушения, поскольку растущий и развивающийся головной мозг детей, в том числе и ребенка с ДЦП, обладает значительным потенциалом и гибкостью, благодаря которым здоровые участки мозговой ткани могут брать на себя функции поврежденных структур.

Профилактика ДЦП в дородовом периоде состоит в корректном ведении беременности, позволяющем вовремя диагностировать угрожающие плоду состояния и предупредить развитие гипоксии плода. В последующем важное значение для профилактики ДЦП имеет выбор оптимального способа родоразрешения и правильное ведение родов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.