Технология обучения математике детей младшего школьного возраста с дцп


Мое выступление на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
obuchenie_ml_shk_s_dtsp_resheniyu_zadach.docx 488.02 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение младших школьников с ДЦП решению арифметических задач

Наглядно - образное мышление обычно формируется на основе наглядно - действенного мышления и чувственного опыта ( ощущения и восприятие ). При ДЦП оба этих компонента значительно нарушены в своем развитии , поэтому данный вид мышления формируется позже нормативных сроков и имеет ряд специфических особенностей .

Развитие словесно - логического мышления начинается с формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения . Этот этап в развитии мышления у детей с ДЦП существенно страдает . Это зависит как от тяжести речевого поражения , отсутствия практики и личного опыта в активном познании окружающего мира и общении , так и от ограниченности грамотного раннего коррекционно - развивающего воздействия . Основной связью с предметом у многих детей долгое время остается зрительная , что приводит к преобладанию чувственного обобщения над словесным и к задержке развития понятийного мышления . Наглядная ситуация , внешние , несущественные признаки предметов для этих детей имеют большее значение , чем для здоровых детей того же возраста .

Задержка в развитии словесно - логического мышления у детей с ДЦП проявляется в том , что дети с трудом устанавливают сходства и различия , причинно - следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира . Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей . Наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий и форм ( классификация предметов , выделение четвертого лишнего , осмысление простого рассказа и др .). Обычно задержка в развитии логического мышления сочетается с низким уровнем сформированности познавательных интересов , с преобладанием игровых мотивов .

Особенности мышления наиболее ярко проявляются при овладении математическими навыками . Недоразвитие абстрактного мышления проявляется прежде всего в усвоении счета . Изучение первоначальных понятий о числе у учащихся подготовительных классов специальных школ для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата проводила Г . С . Гуменная . Исследование позволило заключить , что у детей с ДЦП процесс овладения понятием количества протекает при патологическом формировании стереотипа счетного действия . Это отражается на правильности результата при выполнении практических действий количественного сравнения предметных совокупностей . Ограничение двигательного опыта препятствует нормальному развитию ручного действия , имеющего важное значение на начальных этапах становления счета . Затруднен процесс деления множества на части и отдельные элементы , их объединение в группу , что является условием количественной оценки .

Наименее сформированным у детей оказывается умение решать задачи . Выявленные особенности мышления детей с ДЦП позволяют предположить , что , используя предметно - практическую деятельность , можно существенно улучшить усвоение математических знаний .

Предметно - практическая деятельность - это практические действия с предметами , обеспечивающие ребенку чувственное ( сенсорное ) познание действительности . Чтобы предметно - практическая деятельность носила развивающий характер , ее содержание должно находиться в зоне ближайшего развития .

Не всякие внешние действия можно назвать деятельностью , имеющей педагогический смысл , а лишь те , которые связаны с внутренней активностью личности , прежде всего с мышлением . В младшем школьном возрасте механические действия с предметами не способствуют формированию психических новообразований . Чтобы предметно - практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл , практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи , требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения .

Педагоги и психологи отмечают в предметно - практической деятельности ещё одно важное обстоятельство : оперируя предметами , человек может нагляднее " увидеть " многие абстрактные связи и понятия . Не только дети , но и взрослые часто прибегают к этому способу : то , что с трудом решается " в уме ", мы стремимся по возможности смоделировать на предметах . Смысл этих действий состоит в том , что человек просто использует объективно существующую закономерность : мыслительная деятельность облегчается , если она сопровождается моторной , практической деятельностью . Причём на начальных этапах познания моторная , предметно - манипулятивная деятельность является преобладающей . Постепенно какая - то часть действий ( то , что стало более известным и понятным ) уходит из практической области , совершается в уме , но в наиболее затруднительных случаях может вновь возникнуть необходимость в практике . Таким образом , сугубо интеллектуальные задачи с помощью предметно - практических действий становятся более доступными , легко решаемыми .

Принцип деятельностного подхода - один из принципов развивающего обучения . Определено , что одним из важных факторов психического развития детей является практическая умственная деятельность . В развитии детей с ДЦП , у которых наблюдается снижение возможностей для активной самостоятельной деятельности , реализация принципа обучения в деятельности , формирование практической умственной деятельности становится отдельной задачей на пути компенсации познавательных и речевых недостатков , а также социализации личности . Многообразная , постепенно усложняющаяся предметная деятельность ребенка имеет большое значение для формирования его сенсомоторики . В процессе практических действий с предметами , осуществляемых ребенком , развивается восприятие различных свойств , качеств объектов и некоторых существенных отношений между ними . Практическая деятельность создает благоприятные условия для развития мышления : от конкретного , наглядно - образного к речевому , понятийному . Овладение навыками прогнозирования и планирования предстоящей работы способствует развитию логического мышления . Предметно - практическая деятельность , включенная в учебный процесс , способствует достижению максимального эффекта в реализации развивающих и коррекционных задач .

Особую значимость предметно - практическая деятельность приобретает в обучении математике младших школьников с ДЦП . Именно в этот период происходит усвоение первоначальных математических представлений , являющихся базисом для дальнейшего развития математического мышления учащихся . Вычислительные навыки формируются на базе знаний о свойствах арифметических действий , которые дети с ДЦП приобретают в процессе практических операций с предметными множествами . Различные виды предметной деятельности на уроках математики создают особые , благоприятные условия для быстрого накопления и усвоения учащимися математических понятий . Например , понятия , выражающие увеличение числа на несколько единиц , введены в работу с бумагой , в лепку , в моделирование .

В условиях предметно - практической деятельности на уроке математике складывается правильный подход к решению арифметических задач . Решение задачи предполагает не только понимание ее текста и установление зависимостей между величинами , но и умение выразить эту зависимость математическим языком , т . е . записать соответствующее арифметическое действие , выполнить его . Уроки с использованием предметно - практического обучения помогают учащимся соотнести практическую ситуацию с соответствующим арифметическим действием . Постепенно учащиеся за текстом задачи начинают видеть реальную проблему , которую надо решить , оперируя числами . При этом происходит усвоение как чисто математических понятий , так и понятий , имеющих важное значение для дальнейшего обучения математике .

Моделирование и конструирование , рисование , черчение и лепка , вырезание и т . д . проводятся с помощью взрослых , под их постоянным контролем . Предметно - практические задания могут выполняться не только с реальными предметами , но и с их изображениями в виде отдельных картинок , а также со счетным материалом , геометрическими фигурами . Важно , чтобы счетные предметы , чертежи были хорошо выполнены ( четко , ярко ), были не мелкими .

Формы и методы работы на уроках математики с детьми, больными ДЦП

Среди нарушений опорно-двигательного аппарата основное место занимает детский церебральный паралич (ДЦП). Оснащение рабочего места техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата: устройства управления компьютером, специальная клавиатура, альтернативные устройства ввода информации, джойстики, трекболы, головная мышь. Обучение детей с ДЦП имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении уроков. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик: от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости. Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей: неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижения объёма механической памяти и другие особенности. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Работать с такими детьми сложно, но интересно, они непосредственны, впечатлительны, отзывчивы. Им необходимо постоянное внимание, поддержка, похвала. На начальном этапе взаимодействия с учеником преподавателю необходимо установить доверительные отношения, заинтересовать предметом, сделать технически, учебный процесс понятным, доступным, интересным. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.
На начальном этапе также важно установить контакт с родителями ученика, выяснить уровень развития учебных навыков ребёнка, степень владения компьютером членами семьи (чтобы, при необходимости родители могли оказать поддержку и помощь). Учителю необходимо знать особенности ученика, чтобы эффективно выстраивать учебный процесс и не допускать стрессовых ситуаций. В работе, помимо общедидактических принципов, применяются следующие принципы: принцип самостоятельности, принцип мотивации, принцип связи теории с практикой, принцип эффективности. Что обеспечивает возможность индивидуализировать подход к ученику, контролировать ученика и поддерживать с ним обратную связь, обеспечить самоконтроль учебной деятельности, демонстрировать визуальную учебную информацию, моделировать различные процессы и явления, повысить интерес к процессу обучения.

Алгоритм действий при подготовке к дистанционному уроку

1. Информационный блок

а) индивидуальные особенности ученика;

б) информация по теме урока;

а) Учёт индивидуальных особенностей ученика:

- имеющиеся ограниченные возможности здоровья (ДЦП, нарушения слуха, зрения, речи и др.);

- успеваемость (слабая, средняя, хорошая; активный, пассивный);

- темп работы на уроке (медленный, средний, быстрый, неравномерный);

- общая подготовленность ученика по предмету (слабая, средняя, хорошая);

- отношение к разным формам работы (предпочитает диалог, предпочитает работу с иллюстративным материалом, предпочитает обсуждение вопросов по теме урока и др.);

- коммуникативность (слабая, средняя, высокая);

- эмоциональность (слабая, средняя, высокая);

- умение пользоваться техническими средствами обучения (слабый, средний, хороший уровень).

б) тема урока, место урока в тематическом разделе, цель урока;

- отбор материалов (видео) к уроку;

- что ученик должен понять, запомнить, знать и уметь после урока;

- определить доступный ученику объём материала, зафиксировать интересные факты по теме урока;

- методы и приёмы ведения данного урока;

- включение здоровьесберегающего компонента в структуру урока (разминка, рефлексивная техника, профилактика зрительного утомления);

- оформление технологической карты урока.

2. Практика (подбор методов, приёмов к уроку)

3. Рефлексия (анализ проведённого урока)

4. Дополнительный материал к уроку.

Приёмы работы на уроках: использование таблиц, мини-памяток, кратких инструкций, неоднократное возвращение к пройденному материалу, использование занимательных заданий. Изучение наиболее сложных разделов и тем предваряется систематическим повторением, что создает условия для обобщения ранее пройденного материала и закрепления вновь изученного . Представляется целесообразным ещё раз отметить, что для педагога, важно изучить особенности развития своих учеников с ограниченными возможностями здоровья. Эти знания позволят качественно организовать учебный процесс, подобрать адекватные способы и приемы педагогического воздействия и добиться максимального результата обучения.

Памятка при работе с детьми, больными ДЦП:

1. На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима:

- фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя;

- применение утяжелителей для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) или другую учебную деятельность (например, чтение, т. к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки);

- обязательный перерыв в занятии на физкультминутку (разминку).

2. В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т. д.).

3. Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки — контроля за слюнотечением.

4. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).

5. Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.

6. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование. Безусловно, для организации систем дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо также учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации. Данное явление обусловлено особенностями динамичного развития современной информационной среды, что конечно же оказывает влияние на личностное развитие детей. Необходимо отметить тот факт, что данные методы работы не ограничены только конкретной категорией учащихся с ОВЗ, но и предоставляют возможность распространения подобного опыта на всех участников образовательного процесса при наличии технических условий, что даёт возможность перехода к индивидуализации в обучении.
Трудности обучения таких детей обусловлены целым рядом причин:
нарушениями моторной координации,зрительного восприятия, речи, пространственных представлений, недостаточной сформированностью и неравномерным развитием высших психических функций. Особенности в их развитии влияют на темп учебной деятельности (низкий) и заставляют учителя тщательно продумывать каждый урок, осуществлять индивидуальный подход, учитывая разныйу ровень подготовленности учащихся. На уроках математики обучающиеся с ДЦП испытывают трудности при выполнении рисунков, чертежей, графиков, усвоении геометрического материала. Их деятельность характеризуется зависимостью от педагога, медленным темпом выполнения работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью. Некоторые не могут решать задачи, много писать (быстро устают), но хорошо отвечают на теоретические вопросы, могут объяснить причину явлений. Педагогический опыт позволяет говорить о том, что математический материал ребенку-инвалиду вполне доступен, но многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.

Для формирования математических умений и навыков используется комплекс педагогических методов, приемов и средств:

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что организация процесса обучения математике учащихся с ДЦП будет более эффективной, если продумывать и подбирать методы и формы работы, использовать современные педагогические технологии, индивидуальный подход к детям.

Жукова Наталья Владимировна

Особенности обучения математике детей с ДЦП .

(из опыта работы)

Аннотация: Как помочь ребенку-инвалиду с ДЦП? Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформированность двигательных навыков и умений. У некоторых детей нарушения моторики осложняются насильственными движениями (гиперкинезами) головы, рук, плеч, гримасами лица и т.д., которые особенно усиливаются при волнении, испуге, неожиданном обращении к ребенку, а также при попытках выполнять те или иные целенаправленные действия. Часто у таких детей наблюдается и тремор — дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). Снижение числа контактов с окружающими приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных, волевых. Такие дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение.

Дети с ДЦП нуждаются в адаптированных учебных программах по математике, необходимо создать оптимальные условия для занятий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями .

Ключевые слова: Обучение детей с ДЦП, адаптированные программы.

Очень часто нарушения опорно—двигательного аппарата являются следствием детского церебрального паралича (ДЦП). Прежде чем начинать обучение детей с таким диагнозом, учителю нужно узнать, что же такое ДЦП.

ДЦП — заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движением.

Примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые. Однако нельзя торопиться с выводами. Дети с последствиями ДЦП двигаются неуклюже — либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются из — за слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым.[1]

При обучении такого ребенка, необходимо продумать программу преподавания и методы обучения. Каждый урок должен включать в себя не только программный материал, но и элементы психотерапии.

В своей статье я подробнее хочу остановиться на преподавании математики детям с ДЦП.

Проблемы организации педагогического процесса обучения математике детей с ДЦП связаны, прежде всего, с отсутствием адаптированных программ для обучения таких детей, недостаточной методической базой.

Вторая трудность данного процесса - это физиологические особенности ребенка. При ДЦП может быть нарушена координация, речь, зрение, слух, пространственные представления. Эти особенности развития влияют на темп учебной деятельности и заставляют преподавателя тщательно продумывать каждый этап урока, осуществлять индивидуальный подход, учитывая уровень подготовленности учащегося и его психологические особенности. На уроках математики учащиеся с ДЦП испытывают особенные трудности при выполнении рисунков, чертежей, графиков, так как им трудно одновременно держать карандаш и линейку. Их деятельность характеризуется зависимостью от учителя, медленным темпом работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью.

Многие из учащихся не могут решать задачи, много писать, быстро устают. Для них необходимо выработать индивидуальный темп работы, выделить больше времени на обдумывание ответов, на осмысление нового материала. Обучающиеся с ДЦП более охотно работают устно, способны воспроизводить теоретический материал. Многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.

Для формирования математических умений и навыков лучше использовать устные вычисления, обсуждать готовые решения, использовать правила и формулы по опорным конспектам, в виде схем, рисунков и таблиц, многократно повторять правила и свойства. Одной из особенностей работы с учащимися с ДЦП является то, что им необходимо больше времени для выполнения заданий, чем здоровым детям, поэтому для контроля знаний лучше использовать задачи на готовых чертежах, задачи, в которых уже напечатано условие и начало решения, а ученики остаётся его только закончить, тестовые задания.

Однако особую трудность для учеников с ДЦП представляет процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии. Учет особенностей развития диктует необходимость применения разнообразного наглядного материала, чертежей, схем, рисунков. Очень облегчает занятия использование мультимедийных средств. Во время занятий можно использовать презентации, видеоуроки, готовые программы для построения графиков и их транспонирования. Обучающиеся могут самостоятельно составить презентацию, построить с помощью готовых шаблонов фигуры и описать их свойства. Ребёнку с ДЦП проще нажатием клавиш выполнить чертёж на компьютере, чем это сделать с помощью карандаша и линейки.

Ребенку – инвалиду очень важно создавать на уроках ситуацию успеха, наладить контакт учителя и ученика, Чтобы учитель передал знания и опыт ребенку. Следует помнить, что больной ребенок очень остро реагирует на критические замечания, очень тяжело переживает неудачи. На занятиях надо давать ребенку больше самостоятельности в выборе методов решения и ответов — это способствует развитию самостоятельности.

Итак, я считаю, что в основном математический материал ребенку-инвалиду вполне доступен, но некоторые темы приходится адаптировать к особенностям его здоровья и возможностям. Необходимо составить адаптированную программу по математике, соответствующую содержанию обучения математики общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей конкретного ребёнка, имеющего нарушения развития вследствие ДЦП.

Список литературы:

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ДЦП

Дети с ограниченными возможностями есть в любой группе общества, они составляют значительную его часть, и их число продолжает увеличиваться. Необходимо, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог получать полноценное образование и развиваться.

Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Качественное образование в большей степени остается недоступным для большинства детей-инвалидов, несмотря на то, что в последнее время, изменились подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Более подробно останавлюсь на тех трудностях, которые дети могут испытывать при овладении навыками письма.Трудности при овладении письмом у детей с двигательными нарушениями связаны прежде всего с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти. Такие учащиеся при письме обычно держат ручку неправильно, часто в кулаке ― письмо выполняется за счет движений кисти, а иногда и всей руки. Пальцы при этом резко напряжены, неподвижны и плотно сжимают ручку. Что несомненно вызывает трудности у школьников при составлении чертежей в курсе математики. Конечно я могу использовать на уроке программу для удаленного доступа и самостоятельно составить нужный рисунок для решения задачи, но как правило дети с ограниченными возможностями здоровья стараются самостоятельно выполнять задания, так они чувствуют себя более успешными. В этом случае на помощь мне приходит программа "Живая математика". Так я создаю на уроке ситуацию успеха у обучаюшегося, ведь с помощью нажатия даже одной клавиши ребенок без посторонней помощи справляется с заданием. Математика является ведущим образовательным и коррекционным предметом в школе. Я считаю, что в основном математический материал ребенку-инвалиду вполне доступен, но некоторые темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.

Адаптированная программа по математике соответствует содержанию обучения математики общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей детей, имеющих нарушения развития вследствие ДЦП. При изучении состава числа дети не могут расположить или представить его в виде отдельных групп предметов. Однако особую трудность для них представляет процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии, активизирующий умения представить отдельные геометрические фигуры и выполнить их чертежи.

Учет особенностей развития диктует необходимость применения разнообразного наглядногоматериала, чертежей, схем, рисунков.

Важное место в обучении должно занимать формирование геометрических представлений. В ходе выполнения практических упражнений детей следует научить распознавать геометрические фигуры на рисунках, моделях, окружающих предметах, овладевать графическими умениями, приобретать практические умения.

Сложность выполнения заданий учащимися состоит в том,нарушены пространственные представления и координация движений, что отражается на работе с прямоугольной системой координат.Следует уделять внимание формированию умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы. При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Ведущей целью при изучении этого учебного материала ставится умение описать этапы построения, схематичного изображения от руки графика квадратичной функции, принимая во внимание значительные двигательные нарушения у детей вследствие ДЦП. А следовательно, ответы на вопросы о преобразовании графиков функций вообще носят описательный характер. Возможность использования УМК на уроках алгебры существенно облегчает работу по данной теме.


Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 06.11.2018

Статья просмотрена: 1032 раза

Очень часто нарушения опорно-двигательного аппарата являются следствием детского церебрального паралича (ДЦП). Прежде чем начинать обучение детей с таким диагнозом, учителю нужно узнать, что же такое ДЦП.

ДЦП — заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движением.

Дети с последствиями ДЦП двигаются либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются из-за слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым. [1] Как же помочь ребенку-инвалиду с ДЦП?

При обучении такого ребенка, необходимо продумать программу преподавания и методы обучения. Каждый урок должен включать в себя не только программный материал, но и элементы психотерапии.

В своей статье я подробнее хочу остановиться на преподавании математики детям 6–7 класса с диагнозом ДЦП.

Дети с двигательными нарушениями испытывают ряд трудностей в процессе обучения математике. Для успешной организации учебной деятельности на уроках математики мне, как учителю, важно владеть знаниями особенностей их психического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом, обусловленным ведущим дефектом. У детей, страдающих заболеваниями ДЦП наблюдаются различные тяжелы нарушения движения рук, ног, головы, туловища, обусловленные спазмом мускулатуры, что приводит к задержкам общего развития. Моторные нарушения ограничивают способность к освоению предметно практической деятельности. Это приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки являются непрочными, поверхностными, фрагментарными, не связанными в единую систему. Без специального педагогического воздействия эти проблемы не устраняются. У детей с ДЦП обнаруживаются трудности в формировании пространственных и временных представлений, счетных операций, работе с тетрадью, учебником, способах записи примеров в столбик, соблюдением орфографического режима. При общении с такими детьми учитель должен помнить об их повышенной чувствительности.

Проблемы организации педагогического процесса обучения математике детей с ДЦП связаны, прежде всего, с отсутствием адаптированных программ для обучения таких детей, недостаточной методической базой.

Необходимо чтобы содержание математики как учебного предмета и его структура для различных категорий детей с ограниченными возможностями были ориентированы с учетом не только диагноза, но и динамики общего и математического развития каждого ребенка в процессе обучения. Адаптированная программа по математике соответствует содержанию обучения математике общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей детей, имеющих нарушения развития вследствие ДЦП. В соответствии с медицинскими требованиями к учебной нагрузке в программе определены следующие задачи:

– дать учащимся доступные, количественные пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

– развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;

– использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития и корректировать недостатки в познавательной деятельности и личностных качествах.

Вторая трудность данного процесса — это физиологические особенности ребенка. При ДЦП может быть нарушена координация, речь, зрение, слух, пространственные представления. Эти особенности развития влияют на темп учебной деятельности и заставляют учителя тщательно продумывать каждый этап урока, осуществлять индивидуальный подход, учитывая уровень подготовленности учащегося и его психологические особенности. На уроках математики учащиеся с ДЦП испытывают особенные трудности при выполнении рисунков, чертежей, графиков, так как им трудно одновременно держать карандаш и линейку — пальчики к этому не готовы. Особую трудность для учеников с ДЦП представляет процесс овладения материалом по геометрии. Если у учащегося есть нарушения функций рук, то геометрический материал можно рассмотреть обзорно, задачи, связанные с построением, опустить. Большое внимание необходимо обращать на практическую направленность, а именно: а) измерение периметров и площадей; б) вычислительные навыки, в том числе и с помощью калькулятора. Учет особенностей развития диктует необходимость применения разнообразного наглядного материала, чертежей, схем, рисунков. Очень облегчает занятия использование мультимедийных средств. Во время занятий можно использовать презентации, готовые программы для построения графиков и чертежей. Обучающиеся могут самостоятельно составить презентацию, построить с помощью готовых шаблонов фигуры и устно описать их свойства. Ребёнку с ДЦП проще нажатием клавиш выполнить чертёж на компьютере, чем это сделать с помощью карандаша и линейки. Их деятельность характеризуется зависимостью от учителя, медленным темпом работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью.

Многие из учащихся не могут решать задачи, много писать, быстро устают. Для них необходимо выработать индивидуальный темп работы, выделить больше времени на обдумывание ответов, на осмысление нового материала. Обучающиеся с ДЦП более охотно работают устно, способны воспроизводить теоретический материал. Многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.

Для формирования математических умений и навыков часто использую устные вычисления, обсуждаем готовые решения, используем правила и формулы по опорным конспектам, в виде схем, рисунков и таблиц, многократно повторяем правила и свойства. Одной из особенностей работы с учащимися с ДЦП является то, что им необходимо больше времени для выполнения заданий, чем здоровым детям, поэтому для контроля знаний лучше использовать задачи на готовых чертежах, задачи, в которых уже напечатано условие и начало решения, а ученики остаётся его только закончить или выполнить тестовые задания.

Ребенку-инвалиду очень важно создавать на уроках ситуацию успеха, наладить контакт учителя и ученика, чтобы учитель передал знания и опыт ребенку. Следует помнить, что больной ребенок очень остро реагирует на критические замечания, очень тяжело переживает неудачи. На занятиях надо давать ребенку больше самостоятельности в выборе методов решения и ответов — это способствует развитию самостоятельности.

Для создания благоприятного психологического климата на уроках (занятиях)рекомендуется:

– находиться поближе к ребенку; прибегать к сенсорным контактам: подержать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове; взглядом ободрять ребёнка; находиться в позиции лицом к лицу и на уровне глаз детей;

– улыбаться каждому ребенку; создавать ему ситуацию успеха; использовать ласковые, ободряющие интонации; говорить не слишком громко и быстро;

– внимательно относиться к инициативным высказываниям учеников, к проявлению симпатии, желания помочь, милосердия. Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках математики необходимо:

– не совершать около ребенка резких движений;

– приближаться к ребенку тихими шагами и сообщать заранее о своих действиях по отношению к нему; не разговаривать громко возле ребенка, отказаться на уроке от окрика;

– оказывать содействие в выполнении задания, в случае необходимости садиться рядом с учеником пока тот работает. Для того, чтобы повысить учебную деятельность необходимо:

– использовать приемы дополнительного объяснения и стимулирования активности ребенка;

– включать в работу с ребенком алгоритмы, схемы, образцы выполнения заданий;

– использовать в работе варианты заранее написанных заданий, когда ученику остается подставить ответ, вписать нужное слово, добавить предложение, продолжить высказывание и т. д.

– использовать при выполнении письменных работ толстые карандаши, маркеры, мелки для письма на дощечках, гладких поверхностях;

– обозначать (по необходимости) начало строки, увеличивать сроки с помощью прочерчивания увеличенных строк;

– учитывать речевые особенности ребенка при устных ответах (недостаточная интонационная выразительность, замедленный темп речи, отсутствие плавности и т. д.), давать возможность высказаться ребенку, учить сверстников не перебивать ответ и ни в коем случае не снижать при словесном оценивании ответов отметки;

– учитывать моторные нарушения ребенка и не снижать отметку за неправильное написание элементов цифр, букв, за недержание строки при письме, за нарушение пространственного расположения материала в тетради и т. д.;

– использовать вариант письма печатными буквами или же письмо на компьютере;

– проверять контрольные и самостоятельные работы с учителем-дефектологом с целью определения ошибок и определения путей их преодоления.

Итак, я считаю, что в основном математический материал ребенку-инвалиду вполне доступен, но некоторые темы приходится адаптировать к особенностям его здоровья и возможностям. Необходимо составить адаптированную программу по математике, соответствующую содержанию обучения математики общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей конкретного ребёнка, имеющего нарушения развития вследствие ДЦП.

Похожие статьи

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных

Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие.

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и

Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко.

3. Особенности обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях.

Система воспитания и обучения детей с нарушениями. опорно-двигательный аппарат, ребенок, коррекционное развитие.

задание, коррекционная школа, урок математики, ученик, учебный процесс, учащийся, технология обучения, ребенок

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения.

Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно нацеленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством [5]. Школа для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата выступает как социальная микросреда, в рамках которой.

Проблема совершенствования учебной деятельности школьников с нарушением слуха

В процессе развития человеческой деятельности и овладения её действиями выделяют этап

В качестве мотивирующего фактора учебной деятельности у него, как и у слышащих детей, в.

У данной категории детей выявляются нарушения в развитии двигательных

Формирование знаний и обучение движениям происходит быстрее и эффективнее, если

Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается. В конце урока включаю подвижные игры.

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с

Материал статьи может быть использован на занятиях лечебной физкультурой в

Эффективным средством коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей с.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке.

Урок— основная форма организации занятий сучащимися, отнесенными кспециальной медицинской группе.

Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных

Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие.

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и

Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко.

3. Особенности обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях.

Система воспитания и обучения детей с нарушениями. опорно-двигательный аппарат, ребенок, коррекционное развитие.

задание, коррекционная школа, урок математики, ученик, учебный процесс, учащийся, технология обучения, ребенок

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения.

Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно нацеленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством [5]. Школа для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата выступает как социальная микросреда, в рамках которой.

Проблема совершенствования учебной деятельности школьников с нарушением слуха

В процессе развития человеческой деятельности и овладения её действиями выделяют этап

В качестве мотивирующего фактора учебной деятельности у него, как и у слышащих детей, в.

У данной категории детей выявляются нарушения в развитии двигательных

Формирование знаний и обучение движениям происходит быстрее и эффективнее, если

Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается. В конце урока включаю подвижные игры.

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с

Материал статьи может быть использован на занятиях лечебной физкультурой в

Эффективным средством коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей с.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке.

Урок— основная форма организации занятий сучащимися, отнесенными кспециальной медицинской группе.

Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.