Метод замещающего онтогенеза при дцп


Теоритические и практические методы нейропсихологического сопровождения ребенка с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Теоритические и практические методы нейропсихологического сопровождения ребенка с ОВЗ 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уварова Елена Григорьевна,

В связи с увеличением числа детей, имеющих множество различных затруднений в процессе обучения, связанных с несформированностью высших психических функций, произвольной саморегуляции, истощаемостью, недостатком ресурсов организма и другими причинами, ставит нас перед необходимостью искать новые пути коррекции.

В отличие от первого уровня на втором больший вес приобретают методы когнитивной коррекции, разработанные в нейропсихологии, дефектологии и психотерапии. Они организованы таким образом, чтобы направленно сформировать, автоматизировать, стабилизировать и повысить функциональные возможности подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий ребёнка.

В коррекционный процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени уделяется отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему уровню. Задания предлагаются ребёнку в определённой последовательности – в соответствии с закономерностями нормального развития.

Свою работу я начинаю с базовых упражнений, заново выстраивая двигательное развитие ребёнка. Занятия состоят из нескольких больших блоков (блок растяжек, блок дыхательных упражнений, блок глазодвигательных упражнений, блок упражнений двигательного репертуара). Последующее включение когнитивных методов коррекции, также содержащих большое число телесно-ориентированных методов, происходит с учётом динамики работы. В групповую работу постепенно включаются занятия на расширение адаптационных возможностей, на развитие коммуникативных навыков и на формирование положительной оценки себя и своих способностей.

Подбирается индивидуальная продолжительность и вид занятий в зависимости от имеющихся проблем у ребёнка. Занятия могут быть как индивидуальные, так и групповые. Это зависит от особенностей ребёнка и коррекционных задач, которые я ставлю перед собой.

Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. В комплекс включены упражнения, направленные на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Специальный комплекс помогает ребёнку адекватно использовать свои ресурсы. Дети начинают чувствовать напряжение своих мышц, учатся перераспределять его и снимать. Кроме того, выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции контроля.

Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки: верхней, нижней, правой, левой частей тела. Работа со схемой тела, проработка пространства, как напряжение и расслабление правой – левой стороны тела, верхней – нижней половины тела, освоение пространства спины. Многие упражнения выполняются в трех пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение тела (упражнения лежа), ребенок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).

Через оречевление происходит осознание собственных телесных ощущений. Осознание своего тела также происходит через дифференциацию мышечных ощущений. Развитие способности к расслаблению, релаксации также решают ещё одну задачу: умение контролировать свой тонус. Ребёнок должен уметь произвольно напрягать и расслаблять то одну руку, то другую, то одну ногу, то другую. Тогда произойдёт дифференциация, и он будет оптимально расходовать свои силы, будет меньше уставать.

Блок глазодвигательных упражнений. Этот блок очень важен. Глазодвигательные упражнения повышают энергетический потенциал детей, то есть насыщают те структуры, которые дефицитарны. В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. По мере освоения этих упражнений, постепенно в этот процесс добавляются движения языка. Сначала упражнения выполняются лёжа на полу на спине, затем сидя и стоя. Таким образом, происходит наполнение, простраивание подкорковых и корко-подкорковых связей. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влиять ещё на многие другие факторы.

Блок дыхательных упражнений . Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, расслаблению спастически сокращенных мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка. Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Часто ребёнок, выполняя трудное задание, перестаёт дышать на какое-то время. А функция дыхания связана с другими функциями мозга и может вызвать их сбой, если происходит сбой в дыхании.

Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование способности сознательно и активно контролировать и регулировать ритм дыхания, который является базовой составляющей произвольной саморегуляции. Затем, правильно сформированный навык дыхания автоматизируется. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Ребёнок учится регулировать своё дыхание, делая его на разный счёт, с задержкой, подъёмом рук и ног - то на вдохе, то на выдохе. Упражнения выполняются сначала под контролем и по разным программам, задаваемым извне, а потом ребенок учится выстраивать собственную программу.

Блок упражнений двигательного репертуара . Ребёнок ползает на спине, не помогая себе руками, на животе, сначала только подтягиваясь на руках, затем, только отталкиваясь ногами. Ползает по-пластунски, ходит на четвереньках по определённой программе, например: правая рука – левая нога, левая рука – правая нога. Он осваивает движения вперёд – назад, а далее вправо – влево. Постепенно ребёнок переходит на следующий уровень, который проходит на коленях, без опоры на руки, и, завершают этот процесс упражнения, позволяющие ребёнку пройти этап двигательного развития стоя. Ходить он также должен по определённой программе: руки параллельно - ноги параллельно, руки параллельно - ноги перекрестно, руки перекрестно – ноги параллельно, руки перекрестно – ноги перекрестно. При этом ему необходимо работать по команде – сначала пройти, когда передвигаются одноимённые руки и ноги, а потом – когда разноимённые.

В процессе двигательной коррекции происходит перераспределение и простраивание функциональных связей головного мозга. Происходит активизация структур, с которыми работа продолжается далее.

Сфера восприятия . Работа с ритмами, с тактильными ощущениями, с гностическими функциями, с помехоустойчивостью. Используются зашумлённые и наложенные фигуры (узнавание, выделение фигуры из фона), различные обводки, рисунки двумя руками, недорисованные изображения. Постепенно в комплекс добавляются задания на расширение объёма зрительного восприятия. Ребёнок работает одной рукой, другой рукой и далее двумя руками одновременно. С постепенным усложнением - в одном направлении, в разных направлениях. Срисовывание двумя руками: копирование сразу левой и правой рукой. Взаимодействие обеих рук активизирует каждое полушарие в отдельности и межполушарные взаимодействия.

Работа с проявлениями зеркальности. Рисование фигур, букв и цифр на внутренней и внешней стороне ладони, на спине. Опознавание букв и цифр с закрытыми глазами.

При работе с пространственными представлениями предлагаются различные перешифровки, двигательные диктанты по команде. Описание с открытыми и закрытыми глазами, что слева, что справа, что выше, что ниже и т.п. Копирование фигур с поворотом на 90 и 180 градусов с помощью выстраивания собственной программы и оречевления пространства. Складывание фигур и букв из палочек, лучинок разного цвета, размера. Графические диктанты по команде. Рисование схем и нахождение по ним предметов.

Развитие различных видов памяти происходит сначала через формирование процессов узнавания, затем - воспроизведения и, наконец – избирательности памяти.

Игры и упражнения на формирование наглядно-образного и словесно–логического мышления. Сравнение понятий. Нахождение общего и различного. Общие и частные понятия. Выделение существенных признаков. Задания на простые и сложные аналогии. Простраивание причинно-следственных связей.

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) - это комплексная нейропсихологическая технология, этот метод еще называется психомоторная или нейропсихологическая коррекция, также используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция".

Автором данного метода является А.В. Семенович. Ее метод основан на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.

Ценность этого метода в том, что путем воздействия на сенсомоторный уровень, можно развивать высшие психические функции (ВПФ).

В нашем центре в работе с детьми, страдающими различными нарушениями психической деятельности, мы используем метод замещающего онтогенеза.

В настоящее время у многих детей есть нарушения в функционировании того или иного участка нервной системы, которые вызывают специфические проблемы в работе психики и организма в целом.

Нервная система - это основной центр деятельности всего организма. Она отвечает за передачу информации, ее интеграцию и переработку.

Нарушения в работе центральной нервной системы (ЦНС) сказываются на функционировании головного мозга ребенка.

При повреждении ЦНС страдают следующие зоны мозга:

  • сенсорная, отвечающая за прием и передачу информации от органов чувств,
  • моторная отвечает за мышечную деятельность (моторика, процесс самоорганизации и концентрация внимания),
  • ассоциативная, отвечающая за переработку информации (за восприятие, мыслительную деятельность, речь, память, понимание частей своего тела, а также определение положения тела в окружающем пространстве).

Человеческий мозг состоит из множества отдельных долей и извилин, каждая зона отвечает за определенные функции. Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, если у ребенка есть нарушения в развитии ВПФ.

Специальные упражнения комплексной нейропсихологической программы воздействуют на мозговые структуры, обеспечивая психическое и психологическое развитие ребенка, а также коррекцию недостаточно сформированных психических процессов.

В нашем центре в комплекс могут быть включены элементы сенсорной интеграции и занятия на Balametrix.

Когнитивная часть программы направлена на решение конкретных задач, например, развитие логического мышления, концентрация внимания и др.

Дополнительный, но менее важный блок программы - ее психологическая часть, в которую входят детские тренинги, специальные занятия на развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения и др.

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) имеет противопоказания, как и любой другой метод.
Например, при заболевании эпилепсией, нужно сопровождение невролога и в программе коррекции исключены дыхательные упражнения.
При наличии ДЦП - есть специальная коррекционная программа, адаптированная для детей с ДЦП.

Метод противопоказан в острый период любого инфекционного заболевания, при травмах в остром периоде, хирургических вмешательствах на этапе ранней реабилитации.

Мы предупреждаем родителей о том, что в процессе прохождения программы по МЗО в середине курса могут возникнуть временные ухудшения состояния ребенка, которые закономерны при формировании новых нейронных связей.

Если Вашему ребенку необходимы занятия с нейропсихологом по методу замещающего онтогенеза, специалисты нашего центра проведут диагностическое исследование и составят индивидуальный маршрут развивающей или коррекционной программы с учетом особенностей развития ребёнка.

Для уточнения информации о занятиях по методу замещающего онтогенеза в нашем центре, звоните по телефонам: +7(4842)75-12-83, +7(905)641-12-58.

Предварительная запись и нейропсихологическая диагностика для определения программы занятий обязательны.

Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения [2].

Данная программа актуальна, так как направлена на развитие отстающих в формировании психических функций у ребенка раннего возраста (3-4 лет) и может с успешностью применяться при работе с детьми раннего возраста в условиях, как реабилитационных центрах, так и ДОУ.

Программа разработана для детей 3-4 лет, имеющих минимальные мозговые дисфункции.

В программе состоит из 2 курсов занятий (курс индивидуальных занятий с ребенком и курс групповых занятий с детьми), соответственно работа с ребенком проводится в индивидуальной или групповой форме.

Каждый курс включает в себя 21 занятие, продолжительность каждого занятия 40 – 50 минут, занятия проводятся в группе или индивидуально по 1 занятию 2 раза в неделю на протяжении на 2,5 – 3 месяцев в амбулаторном режиме в условиях реабилитационного центра. Допустимо проведение повторных занятий, если психолог видит, что дети с трудом выполняют упражнения, однако в целом курс не должен превышать 22-26 занятий. Следует также помнить, что качество выполнения заданий может ухудшаться на 6-8 занятиях.

Цель курса занятий – коррекция и абилитация 1-го функционального блока мозга, инициация базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития, стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

Данная программа предполагает:

  • предварительную нейропсихологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей по ее завершению;
  • обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (данное требование является одним из главных условий эффективности программы);
  • постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения;
  • все дыхательные, глазодвигательные, двигательные упражнения, ползания, растяжки выполняются по команде взрослого в медленном темпе 4–6 раз.

Структура индивидуальных занятий и задачи каждого этапа

Этап занятия

Задачи этапа

I. Вступительная часть

Разминка. Пальчиковая гимнастика

Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие. Развитие мелкой моторики рук.

II. Основная часть

1.1) Дыхательные упражнения

1.2) Глазодвигательные упражнения

1.4) Базовые сенсомоторные взаимодействии, ползание

2.1) Специальные упражнения на развитие конструктивного праксиса, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д.

1.1) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга.

1.2) Формирование глазодвигательных функций, отработка плавности движения взгляда, стабильности удержания взгляда на предмете.

1.3) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного мышечного напряжения) и гипотонуса (неконтролируемой мышечной вялости) мышц.

1.4) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

2.1) Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие конструктивного праксиса, мнестических процессов, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д.)

III. Заключительная часть

Создание условий для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем.

Структура групповых занятий и задачи каждого этапа

Этап занятия

Задачи этапа

I. Вступительная часть

Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие.

II. Основная часть

1) Дыхательные упражнения

3) Базовые сенсомоторные взаимодействии, ползание

1) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга.

2) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного мышечного напряжения) и гипотонуса (неконтролируемой мышечной вялости) мышц.

3) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

III. Заключительная часть

Упражнение на совместное действие

Формирование навыка взаимодействия в группе.

Создание условий для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем.

Примеры конспектов индивидуальных и групповых занятий

Занятие 1– 3 (индивидуальные)

Разминка. Пальчиковая гимнастика.

Дыхательные упражнения.

– Ребенок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот.

– Исходное положение – сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Медленное глубокое дыхание на раз-два только через левую ноздрю (4-6 раз) при этом правую ноздрю закрыть большим пальцем правой руки, потом только через правую ноздрю (4-6 раз), при этом левую ноздрю закрыть мизинцем правой руки. Упражнение повторить 4-6 раз.

Глазодвигательные упражнения. Исходное положение – лежа на спине, голова фиксирована (лежит не подвижно). Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева – направо и в обратном направлении, вверх-вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3-4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

Растяжки. Следующие 2 упражнения выполняются в положении – стоя, руки на поясе 4– 6 раз каждое в медленном темпе; эффективно озвучивание, проговаривание соответствующих движений.

Ползание.

– Ползаем на четвереньках по кругу вперед, потом по кругу, проползая по сенсорной дорожке.

Заключительный этап.

Занятие 4-5 (индивидуальные)

Разминка. Пальчиковая гимнастика.

Дыхательные упражнения.

– Ребенок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот, надувая живот как шарик (на живот можно положит игрушку, чтобы ребенок чувствовал, что животик дышит).

– Исходное положение – сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Медленное глубокое дыхание на раз-два только через левую ноздрю (4-6 раз) при этом правую ноздрю закрыть большим пальцем правой руки, потом только через правую ноздрю (4-6 раз), при этом левую ноздрю закрыть мизинцем правой руки. Упражнение повторить 4-6 раз.

Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, только рот ребенка открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней губе.

Растяжки.

Базовые сенсомоторные взаимодействия. Ползание.

– Ползание на четвереньках вперед, обратно – задом.

Заключительный этап.

Занятие 1 (групповые)

Разминка. Знакомство. Мяч по кругу.

Дыхательные упражнения.

– Ребенок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот.

– Исходное положение – сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Медленное глубокое дыхание на раз-два только через левую ноздрю (4-6 раз) при этом правую ноздрю закрыть большим пальцем правой руки, потом только через правую ноздрю (4-6 раз), при этом левую ноздрю закрыть мизинцем правой руки. Упражнение повторить 4-6 раз.

Растяжки. Следующие 2 упражнения выполняются в положении – стоя, руки на поясе 4– 6 раз каждое в медленном темпе; эффективно озвучивание, проговаривание соответствующих движений.

Базовые сенсомоторные взаимодействия. Ползание.

– Ползаем на четвереньках друг за другом по кругу вперед, потом по кругу, проползая через лабиринт.

Заключительный этап.

– Строим вместе фигуру (башенку) из мягких блоков.

Занятие 2-3 (групповые)

Дыхательные упражнения.

– Ребенок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот, надувая живот как шарик (на живот можно положит игрушку, чтобы ребенок чувствовал, что животик дышит).

– Исходное положение – сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Медленное глубокое дыхание на раз-два только через левую ноздрю (4-6 раз) при этом правую ноздрю закрыть большим пальцем правой руки, потом только через правую ноздрю (4-6 раз), при этом левую ноздрю закрыть мизинцем правой руки. Упражнение повторить 4-6 раз.

Растяжки. Следующие 2 упражнения выполняются в положении – стоя, руки на поясе 4– 6 раз каждое в медленном темпе; эффективно озвучивание, проговаривание соответствующих движений.

Базовые сенсомоторные взаимодействия. Ползание.

– Ползаем на четвереньках друг за другом по кругу вперед, потом по кругу, проползая через лабиринт.

Заключительный этап.

– Строим вместе фигуру (домик) из мягких блоков.

Использованная литература

Одной из самых главных человеческих ценностей, которая существовала на протяжении всей многовековой истории, всегда были и остаются дети.


Именно они являются продолжением жизни любого общества, его будущим. И от того, что вкладывается взрослыми в ребенка сегодня, во многом зависит, каков будет завтрашний день человечества.

Новое направление в психологии

Большинство родителей, заботясь о своих детях, прилагают максимум усилий для развития их способностей. И неоценимую помощь в этом им оказывает психология. У этой науки имеются свои достижения и открытия. Ее методы уже давно получили подтверждение как эффективные инструменты благотворного влияния на психическую сферу людей.

Одна из областей этой дисциплины изучает детский возраст и закономерности развития человека. И в этом направлении у нее имеется немало разработок. Тем не менее на сегодняшний день специалистам приходится сталкиваться с такими отклонениями в развитии детей, с которыми при использовании известных и хорошо зарекомендовавших себя способов справиться удается лишь частично. Объясняется подобное тем, что имеющиеся в распоряжении психологов методы ориентированы на те условия, в которых воспитывались и росли предыдущие поколения. Однако современные дети живут в совершенно ином мире. Они получают другой опыт и подвержены отличным от прежних воздействиям.

Изменения произошли не только в социальной ситуации, но и в экологии. И это не могло обойти стороной процессы появления ребенка на свет и его дальнейшего развития. Но ведь биологические законы, которые заложены в человека самой природой, остались неизменными. И этот факт нередко не учитывает та социальная ситуация, в которой происходит развитие ребенка. Подобное становится причиной несовершенства, проявляющегося в деятельности детей. Те задания, которые считаются нормой, вызывают у них большие трудности. Это и вызывает скопление препатологической и патологической симптоматики, которую с помощью традиционных методов коррекции устранить невозможно. Применяемые психологами действия в этом случае работают лишь частично. Они ослабляют проявление симптомов, однако не приводят к их полному устранению. Это становится причиной того, что некоторые признаки, указывающие на трудности психического развития ребенка, мало поддаются прямому на них воздействию.


Именно поэтому и возник в детской нейропсихологии метод замещающего онтогенеза. Его разработкой ученые занимались в период с 1990 по 1997 гг. Метод замещающего онтогенеза ориентируется не на устранение симптома, подлежащего коррекции, а на причину его возникновения. Базовым принципом данного направления служит соотнесение имеющего место психологического статуса маленького человека к основным этапам, которые имеют место в формировании мозговой организации всех психологических процессов. Также метод рассматривает и ретроспективное воспроизведение определенных участков развития, не освоенных полностью.

Преимущества нового направления

Метод замещающего онтогенеза Семенович позволяет скоординировать и стабилизировать работу отдельных участков мозга. С его помощью становится возможным построение разнонаправленных нейронных связей. Подобное позволяет обеспечивать работу мозга в качестве единой системы.

Выполнение задач, стоящих перед методом замещающего онтогенеза, возможно при применении комплекса специально подобранных упражнений, которые ориентированы на оптимизацию работы базового сенсомоторного уровня, являющегося основой когнитивных функций человека. Весь коррекционный процесс производится в этом случае в полном соответствии с природными этапами онтогенеза. Это и помогает ребенку восполнить те пробелы, которые имеются в его развитии.

Судя по отзывам родителей, метод замещающего онтогенеза позволяет получить довольно впечатляющие результаты. В большинстве случаев те симптомы, которые указывали на неблагополучное развитие ребенка, либо исчезали полностью, либо были успешно откорректированы после использования направленных на них способов.

Альтернативой методу замещающего онтогенеза является применяемый на протяжении длительного периода способ песочной терапии. Используются для коррекции развития ребенка сказкотерапия, музыкотерапия и многие другие подобные средства.

Концепции А. В. Лурии

Для того чтобы наиболее полно уяснить метод замещающего онтогенеза Анны Семенович, понадобится ознакомиться с темой развития мозга. Основатель отечественной нейропсихологии А. В. Лурия условно разделил головной мозг человека на три блока.


Нарушения в развитии первого блока выражаются в:

  • вялости, утомляемости;
  • эмоциональной неуравновешенности;
  • разнообразных проявлениях аллергии;
  • повышенной частоте заболеваний;
  • гипер- и гипотонусе;
  • двигательной неловкости;
  • вычурных позах;
  • сужении полей зрения.

  • работу тактильного, слухового и зрительного аппарата;
  • организацию человека в пространстве и во времени;
  • контроль речи;
  • развитие интеллекта.

Несформированность второго блока головного мозга выявляется по следующему:

  • бледности ребенка и однотипности движений его тела;
  • неловкости;
  • недостаточной координации;
  • несформированности сенсорно-моторных координаций и пространственных представлений.

  • постановку целей и их достижение;
  • контроль над исполнением задач;
  • ответственность;
  • сознательность.

Если третий блок головного мозга сформирован недостаточно, то такие дети:

  • любят считать ворон;
  • проявляют безразличие к любой деятельности;
  • отвлекаются на все что возникает в поле их зрения;
  • неспособны найти решение смысловых задач;
  • имеют бедную речь.

Норма онтогенеза

Всеми имеющимися у человека психическими функциями ребенка с момента его рождения природа не наделяет.


Они формируются постепенно, начиная свой путь с периода внутриутробного развития. В норме онтогенез (развитие) ребенка должно быть следующим:

  • прохождение по родовым путям;
  • способность лежать на спине;
  • перевороты на живот и с боку на бок;
  • ползание по-пластунски;
  • подъем с упором на руки;
  • способность садиться;
  • ползание на четвереньках;
  • подъем на ножки при помощи рук, а затем без них;
  • ходьба при поддержке взрослого, а после самостоятельная.

Возможные патологии

Нередко у детей законы онтогенеза, заложенные в человека природой, не соблюдаются. Причиной тому могут послужить:

  • родовые травмы;
  • неблагополучное течение беременности матери и т.д.

Нередко младенцы долго не переворачиваются со спину на бок, а после начинают делать это и тут же садиться. Или ползают мало, но быстро встают на ножки. То есть некоторые этапы своего развития ребенок не проходит и вовсе. Это приводит к появлению гипо- или гипертонуса.

Таким детям требуется нейропсихологическая коррекция. Метод замещающего онтогенеза предполагает оказание помощи в развитии мозга и настройки функционирования всех его структур. Весь процесс обучения при этом протекает согласно законам природы. Это и помогает ребенку максимально эффективно восполнить те пробелы, которые имеются в его развитии.

Нейрокоррекционная программа

Суть метода замещающего онтогенеза заключена в воздействии на сенсомоторный уровень, что осуществляется с учетом всех основных закономерностей развития. Это и способствует активизации всех ВПФ (высших психических функций).


Обучение методу замещающего онтогенеза представляет собой выполнение различных упражнений, способствующих формированию и развитию работы как отдельных областей, так и всего мозга в целом. По этой программе специалисты работают не только с детьми. Их пациентами являются и взрослые люди, имеющие различные физические и психические патологии, причиной которых являются нарушения в работе головного мозга. Судя по отзывам, метод замещающего онтогенеза весьма актуален для детей. Особенно это касается тех случаев, когда наблюдается неправильное формирование и развитие некоторых психических элементов.

При выполнении разработанной А. Семенович программы используются три базовых подхода. Среди них:

  1. Нейропсихологический. Этот подход предусматривает применение клинико-психологических, логопедических и дефектологических методов.
  2. Телесно-ориентированный.
  3. Доведение до нормы психосоматического онтогенеза, а также иммунопрофилактика без применения медикаментов.

Для осуществления системного подхода к коррекции нейропсихического развития детей в программу метода включены элементы педагогики, логопедии, дефектологии, возрастной психологии, нейрофизиологии и психотехники.

Рассмотрим упражнения, которые используются при обучении методу замещающего онтогенеза.

Движения глазами

Такие упражнения метода замещающего онтогенеза призваны расширить восприятие путем увеличения поля зрения. При разнонаправленных и однонаправленных движениях глаз, а также языка, происходит развитие межполушарного взаимодействия. Помимо этого, такие упражнения во время проведения занятий по методу замещающего онтогенеза способствуют повышению энергетизации всего организма.

Выполняемые в разных направлениях движения глаз приводят к активизации процесса обучения. Почему так происходит? Объясняется это тем, что большинство черепных нервов, идущих от мозга, соединяются с глазом. Благодаря этим связям активизируется движение зрачка во всех направлениях, сокращаются или расслабляются его мышцы и изменяется форма хрусталика. Глаза, находясь в постоянном движении, собирают информацию сенсорного характера и строят в трехмерном пространстве весьма сложные схемы тех образов, которые необходимы для обучения. Все это поступает в мозг. И здесь происходит построение визуальной картины восприятия. Она и необходима для дальнейшего успешного обучения ребенка.

На сегодняшний день педагоги, как правило, используют двухмерное пространство в виде таблиц, книг, тетрадей и т.д. Глаза же при этом остаются малоподвижными. Существенно повысить качество обучения позволят глазодвигательные упражнения при проведении программы занятий по методу замещающего онтогенеза. Они активизируют кровообращение и ослабят умственную нагрузку, повысят координацию глаз и их способность фокусироваться.

В конспекте занятий метода замещающего онтогенеза могут присутствовать следующие упражнения:

  1. Ребенок должен сидеть на полу. Положение его головы при этом зафиксировано. Взгляд направлен прямо. Отработка глаз начинается по четырем основным и стольким же вспомогательным направлениям. То есть вверх и вниз, вправо и влево, а далее по диагоналям. После этого глаза должны быть сведены к центру. Точки для фиксации должны менять свое расположение. Сначала их необходимо определить на расстоянии вытянутой руки, после - локтя, а далее - у переносицы. Совершать все указанные движения следует в медленном темпе (3-7 секунд). В крайних положениях взгляд понадобится зафиксировать. Отрабатывая глазодвигательные упражнения, необходимо использовать игрушки или другие маленькие предметы. Это позволит привлечь внимание ребенка.
  2. Второе упражнение выполняется, как и первое. Однако здесь рекомендуется применить усложнение, которое заключается в том, что ребенку необходимо плотно сжать челюсти.
  3. В третьем упражнении движения глаз выполняются аналогично первому. Но они совмещаются с дыханием. Движения глаз должны производиться на вдохе, а фиксация в крайних точках – на выдохе. В качестве усложнения понадобится немного прикусить язык. Выполнять упражнение можно и широко открыв рот.

Развитие артикуляции

Такие упражнения метода замещающего онтогенеза позволяют стимулировать работу отдельных систем головного мозга. При этом происходит активизация тех участков, которые контролируют высшие психические функции человека, а именно его поведение, мышление и речь.

Судя по отзывам родителей, метод замещающего онтогенеза позволяет выработать у ребенка четко скоординированные движения артикуляционного аппарата. Это приводит к тому, что перемещения языка и губ становятся более точными.

Развитие взаимодействия между полушариями

Принимая во внимание нейропсихологию детского возраста, метод замещающего онтогенеза предлагает и другие упражнения, способствующие развитию у ребенка высших психических функций. Они представляют собой выполнение перекрестных движений. Например, ребенку предлагается сжать одну руку в кулак. Другая же в это время должна быть расслаблена, а ее ладонь лежать на поверхности стола. Одновременно необходимо сменить положение рук.

Различные движения могут быть выполнены и другим способом. Одной рукой, например, предлагается рисовать круг, а другой - восьмерку.

Дыхательные упражнения

При их выполнении повышается энергетическое обеспечение функционирования мозга. Помимо этого, дыхательные упражнения снимают или снижают стресс, а также уменьшают проявление соматических нарушений. Мозг обеспечивается кислородом, что позволяет восстановить общий тонус организма и снять эмоциональное и физическое напряжение. Приобретенное умение контроля над дыханием способствует развитию самоконтроля над своим поведением. Особенно эффективны эти упражнения в коррекции детей с невнимательностью и гиперактивностью.

Например, ребенку предлагается откинуться на спинку стула. При вдохе ему предстоит надуть живот как шарик. После некоторой паузы следует выдох. Продолжительность каждой из фаз одинакова. На первых занятиях она составит 1 с, а далее доводится до 2-3 секунд. В виде усложнения могут быть добавлены движения рук. На вдохе их нужно поднять вверх, а на выдохе - опустить вниз.

Двигательные упражнения

Сжатие и растяжение мышц тела позволит нормализовать их гипо- и гипертонус. Ведь при любых негативных изменениях происходит замедление двигательной и психической активности человека.


Выполнение подобных упражнений позволяет ребенку выработать многие важные факторы, от которых зависят умения и навыки человека. Среди них:

  1. Кинестетический. Этот фактор связывает между собой логическое мышление и счет, рисование, письмо, а также двигательные навыки. В случае его нарушения движения ребенка прерывисты и изолированы. Осознанное воздействие на этот фактор производится при выполнении растяжек при занятиях йогой.
  2. Пространственный. Этот фактор отвечает за восприятие и обработку пространственных соотношений.
  3. Произвольная саморегуляция. Она осуществляется в 3-м функциональном блоке мозга. Принятая при выполнении упражнения поза предполагает постановку цели. После этого следует ее правильное удержание, контроль над исполнением движения и фиксация положения тела.
  4. Энергетический фактор (1-й блок). На его развитие влияют упражнения по снятию мышечных спазмов. При правильном дыхании и чередовании расслаблений и напряжений повышается энергоснабжение всего организма. При этом активизируется работа пищеварительной системы, улучшаются обменные процессы на клеточном уровне и постепенно организм очищается от шлаков и токсинов.

Релаксация

Проводят такие упражнения в начале занятий. Их целью является интегрирование полученного опыта.


Как правило, упражнения на релаксацию представляют собой нахождение ребенка в расслабленном состоянии. Одним из примеров является поза лотоса. Также можно уложить ребенка на спину. Руки и ноги при этом должны быть без перекреста, в открытой позе. Желательно, чтобы при этом звучала релаксационная музыка.

Самонаблюдение

Метод замещающего онтогенеза предполагает изучение ребенком собственного тела. Самонаблюдение довольно эффективно позволит обнаружить те участки, на которых имеет место застойное мышечное напряжение, а после устранить их. В первую очередь такая работа представляет собой осознавание ребенком своих кинетических ощущений. Достигнуть подобного можно благодаря получению навыков деавтоматизации восприятия. Ребенок в таком случае начинает обращать внимание на те ощущения, которые, как правило, игнорируются им.

Подобный процесс аналогичен детской непосредственности восприятия и позволяет вернуться к естественному осознаванию своего организма, утраченному в процессе обучения маленького человека культурно обусловленным и социально приемлемым выражениям эмоций и стереотипам поведения.

Противопоказания

Метод замещающего онтогенеза не используется:

  • в остром периоде любого вида инфекционного заболевания;
  • при наличии ДЦП;
  • в случае травмирования, носящего острый характер;
  • после проведенного хирургического вмешательства, когда пациент находится на стадии ранней реабилитации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.