Методика ратнера при дцп


Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью. Поэтому – оговоримся сразу – данный обзор неполный и будет продолжен.

Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.


Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)


Возраст: любой

На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).

Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.

Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.

Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.

Способ: вмешательство физического терапевта — это:

— специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;

— приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;

— выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;

— обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.

Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.

Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.

Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

Эрготерапия


Возраст: любой

Кому подходит: всем, перенесшим заболевание/травму или имеющим нарушения развития от рождения, оказавшимся по этой причине зависимыми от посторонней помощи.

Цель: помочь в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.

Задачи: помочь людям с различными физическими и психическими нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и, таким образом, достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.

Суть метода: Эрготерапевты работают с клиентами, которые из-за своих нарушений ограничены в таких областях, как самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг. Они не только анализируют влияние нарушений на разные виды деятельности, но и учитывают при этом действие личностных факторов и факторов окружающей среды (социальных, физических, экономических) на функционирование каждого клиента в конкретных ситуациях. В целом эрготерапевт использует те виды активности, которые важны для клиента и направлены на достижение максимально возможного уровня его функционирования, независимости в повседневной жизни и, следовательно, на улучшение качества жизни. Например, для ребенка это могут быть навыки одевания, самостоятельного приема пищи, игры, планирования свободного времени.

Способ: вмешательство эрготерапевта — это:

— специально подобранные методы обучения клиента и/или его родственников и ухаживающих за ним людей;

— приемы, помогающие клиенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности;

— приемы модификации и адаптации задачи, стоящей перед клиентом, облегчающие ее выполнение;

— разнообразные приемы развития и тренировки функции руки и кисти;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности;

— использование разнообразных методов адаптации окружающей среды;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.

Принципы: проблемно-ориентированный подход: оценка, планирование вмешательства, собственно вмешательство и оценка эффективности вмешательства.

Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для клиента видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей клиента и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние всех структур и функций клиента. Затем специалист, совместно с клиентом и/или с его близкими намечают конкретные цели вмешательства.

Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

Бобат-терапия


Возраст: любой

Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.

На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента. Важным открытием стало то, что не мышцы, а именно мозг контролирует то, как пациент выполняет движение или находится в статической позе. Значит терапевт может изменить движения пациента на более правильные, используя некоторые специфические приемы сенсорной стимуляции.

Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы

Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.

Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.

Способ: терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией:

— ингибиция — это торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;

— фасилитация — это облегчение правильных (нормальных) движений и положений тела;

— стимуляция – это тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положение собственного тела в пространстве.

В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.

Принципы двигательного обучения: активное участие пациента, тренировка навыка, постановка значимых для пациента целей. При Бобат-терапии физический терапевт должен включить своего пациента в совместную деятельность, ребенок должен осознанно выполнять то или иное действие, что исключает с его стороны негативную реакцию. Если же она есть, действия терапевта изначально неверны и не могут привести ни к каким улучшениям.

Противопоказания:

Эпилепсия в период активных приступов

Выраженные психические расстройства

Острые воспаления и лихорадочные состояния

Войта-терапия


Возраст: любой

Кому подходит: метод используется для исправлений нарушений в опорно-двигательном аппарате, как у младенцев, так и у детей постарше. Войта-терапия особенно эффективна у младенцев, так как у них еще не развиты замещающие модели движений. У детей в возрасте 5-6 лет и старше уже выработаны такие модели, поэтому специалисты делают акцент на активации и поддержании физиологических двигательных форм.

Цели: за счёт использования рефлекторной локомоции должны стать снова доступными и применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:

— выпрямление тела против силы тяжести,

Задачи: формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка.

Способ: терапевт оказывает давление на определенные зоны тела человека, который находится в исходном положении лежа на животе, спине или на боку. Раздражения рефлекторно вызывают один из двух комплексов: рефлекторное ползание на животе или рефлекторное переворачивание из положения лежа на спине или на боку через положение на животе в положение стоя на четвереньках.

Принципы: сама процедура ни в коем случае не должна вызывать боль и страх. Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры часто выражается в виде крика. Крик является средством реагирования на непривычную активацию у пациентов в этом возрасте. В старшем возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они уже не кричат.

Противопоказания:

Острая инфекционная патология

10 дней после прививки

Проблемы с сердечно-сосудистой системой

Несовершенный остеогенез, болезнь стеклянных костей, фосфат-диабет

Обострение других хронических болезней

Судороги различного происхождения

При подготовке обзора были использованы материалы:

Е.В.Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачева, Е.Ю. Заблоцкис. Реабилитация детей с ДЦП. Обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам М., 2018

К. А. Семенова
Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом М., 2007

Обзор будет продолжен.

Иллюстрации: Оксана Романова

Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения.

Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты.

Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются, и возникает угроза формирования патологического характера.

Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта диссоциация обычно увеличивается. У ребенка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности; так, ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.

При воспитании ребенка с церебральным параличом важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.

У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.

Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе

Ранняя стимуляция психического и речевого развития

Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной, прежде всего, на развитие моторики речи и коммуникативного поведения. Коррекционная работа проводится дифференцированно, с учетом формы заболевания и возраста ребенка.

Стимуляция психического развития на первом году жизни направлена на формирование зрительного, слухового и кинестетического восприятия, зрительно-моторного манипулятивного поведения, положительного эмоционального общения со взрослым. С первых месяцев жизни ребенка активно стимулируют к накоплению им чувственного опыта. Его побуждают к обследованию окружающих предметов посредством зрения, слуха, осязания.

На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции, используя методы так называемого торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса, и одновременно "облегчают" произвольную сенсомоторную активность.

Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функций артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций. Специальные серии упражнений, направленные на стимуляцию сенсорных функций с одновременной коррекцией двигательных нарушений, создают условия для формирования перцептивных действий.

В возрасте от 1 года до 3 лет у ребенка развивают предметно-манипулятивную деятельность, обучая его овладевать навыками действий с различными предметами и начальными способами общения с окружающими. Основными задачами на этом этапе является развитие речевого и предметно-действенного общения, воспитание дифференцированных ощущений, начальных форм социального поведения, самостоятельности.

На основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, закрепляют связи между словом, предметом и действием. Детей учат называть предметы, объясняют их назначение, знакомят с новыми, используя зрение, слух, осязание, а где можно, обоняние и вкус; показывают, как производить действия с этими предметами и стимулируют к активному выполнению. Обучают интонации просьбы.

Специальные серии упражнений, направленные на тренировку сенсорных функций, знакомят детей с различными качествами предметов и создают условия для формирования перцептивных действий. Для этого используют различные по форме, протяженности, цвету, температуре и другим свойствам предметы, расположенные в виде классификационных групп, например: серии колец разного размера, серии поверхностей разной шероховатости шарики различных цветов и т.п.

Ребенка учат парным сопоставлениям предметов по их свойствам, выполнению предметных действий, выбору по образцу. В качестве материала используют пары геометрических фигур, предметы всех основных цветов, вкладок, парные картинки. Основная задача педагога -обучение внешним ориентировочным действиям.

Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)

Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполнять движения под счет от 1 до 5, на основе однотипных инструкций, например вверх - вниз и т.п.

Ритмическая стимуляция движений основывается на психологических исследованиях многих отечественных психологов (Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия), рассматривающих произвольную двигательную активность на основе концепции функциональных систем, включающих кинестетическую и кинетическую основы и зрительно- пространственную организацию

Методика кондуктивного воспитания, базирующаяся на этой концепции, в свою очередь, не только облегчает выполнение движений при ДЦП, но и способствует формированию произвольной регуляции поведения. С помощью этой методики осуществляется неразрывная взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.

Формируется начальное ситуационное понимание обращенной речи и подчинение отдельным словесным инструкциям в знакомых словосочетаниях. Для развития понимания простых инструкций надо их произносить, одновременно показывая обозначаемые ими действия, помогая ребенку их выполнить. При проведении этой работы особо важное значение имеет эмоционально-положительное взаимодействие ребенка со взрослым, осуществляющим систему кондуктивного воспитания.

Особой спецификой отличается логопедическая работа при ДЦП. Известно, что у детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии, спецификой которых является общность нарушений речевой и скелетной моторики с недостаточностью кинестетического восприятия. Одной из важных задач логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных поз и движений используются упражнения с сопротивлением, чередования упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприоцептивных ощущениях.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи при ДЦП проявляются в виде различных форм дизартрии. Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.

При мозжечковой дизартрии важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Система логопедического воздействия при всех формах дизартрии у детей с церебральным параличом имеет комплексный характер и включает коррекцию звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания

Основная задача лечения детского церебрального паралича: максимально полное возможное развитие умений и навыков ребёнка и его коммуникативности. Основной способ коррекции спастических двигательных расстройств при ДЦП: онтогенетически последовательное становление двигательных функций путём последовательной стимуляции цепных установочных выпрямительных рефлексов при ослаблении патологический миелэнцефальной постуральной активности рефлекс-запрещающими позициями.

· лечебная гимнастика, в том числе Бобат-терапия

· использование вспомогательных технических приспособлений (ТСР, см. ниже), в том числе и для лечебной гимнастики: нагрузочный костюм ("Адели", "Гравистат"), пневмокостюм ("Атлант")

· занятия с психологом

а также, при необходимости:

· медикаментозная терапия: препараты снижающие тонус мышц -- баклофен (в том числе: имплантация баклофеновой помпы), толперизон

· препараты ботулинотоксина: "диспорт", "ботокс", "ксеомин"

· оперативные ортопедические вмешательства: сухожильная пластика, сухожильно-мышечная пластика, коррегирующая остеотомия, артродез, хирургическое устранение контрактур вручную (например, операции по Ульзибату) и с использованием дистракционных аппаратов

· функциональная нейрохирургия: селективная ризотомия, селективная невротомия, хроническая эпидуральная нейростимуляция спинного мозга, операции на подкорковых структурах головного мозга

Лечение сопутствующих расстройств (эпилепсии и др.).

На ранней стадии: лечение основного заболевания, послужившего причиной развития ДЦП.

Методика ЛФК при ДЦП

1. Регулярность, систематичность, непрерывность

2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием.

3. Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, имеющими ДЦП:

1. Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений

2. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц

3. Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов

4. Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог

5. Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе

6. Упражнение на подъём по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы

7. Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы

Распространенность ДЦП

На сегодняшний момент ДЦП занимает ведущее место в структуре хронических болезней детского возраста.

По мировой статистике число больных этим заболеванием детей составляет 1,7-7 на 1000 здоровых, в России эти цифра колеблется в пределах 2,5-5,9. В некоторых странах этот показатель существенно выше, например, по данным Франции на 1966 год он составлял 8 человек. Увеличение числа больных связывают не только с ухудшением экологии, но также с прогрессом в перинатальной и неонатальной медицине.

Сегодня успешно выхаживают младенцев, рожденных недоношенными, в том числе с весом в 500 грамм, как известно, именно недоношенность является одним из основных факторов риска по ДЦП.

Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения.

Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты.

Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются, и возникает угроза формирования патологического характера.

Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта диссоциация обычно увеличивается. У ребенка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности; так, ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.

При воспитании ребенка с церебральным параличом важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.

У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.

Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе

Ранняя стимуляция психического и речевого развития

Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной, прежде всего, на развитие моторики речи и коммуникативного поведения. Коррекционная работа проводится дифференцированно, с учетом формы заболевания и возраста ребенка.

Стимуляция психического развития на первом году жизни направлена на формирование зрительного, слухового и кинестетического восприятия, зрительно-моторного манипулятивного поведения, положительного эмоционального общения со взрослым. С первых месяцев жизни ребенка активно стимулируют к накоплению им чувственного опыта. Его побуждают к обследованию окружающих предметов посредством зрения, слуха, осязания.

На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции, используя методы так называемого торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса, и одновременно "облегчают" произвольную сенсомоторную активность.

Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функций артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций. Специальные серии упражнений, направленные на стимуляцию сенсорных функций с одновременной коррекцией двигательных нарушений, создают условия для формирования перцептивных действий.

В возрасте от 1 года до 3 лет у ребенка развивают предметно-манипулятивную деятельность, обучая его овладевать навыками действий с различными предметами и начальными способами общения с окружающими. Основными задачами на этом этапе является развитие речевого и предметно-действенного общения, воспитание дифференцированных ощущений, начальных форм социального поведения, самостоятельности.

На основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, закрепляют связи между словом, предметом и действием. Детей учат называть предметы, объясняют их назначение, знакомят с новыми, используя зрение, слух, осязание, а где можно, обоняние и вкус; показывают, как производить действия с этими предметами и стимулируют к активному выполнению. Обучают интонации просьбы.

Специальные серии упражнений, направленные на тренировку сенсорных функций, знакомят детей с различными качествами предметов и создают условия для формирования перцептивных действий. Для этого используют различные по форме, протяженности, цвету, температуре и другим свойствам предметы, расположенные в виде классификационных групп, например: серии колец разного размера, серии поверхностей разной шероховатости шарики различных цветов и т.п.

Ребенка учат парным сопоставлениям предметов по их свойствам, выполнению предметных действий, выбору по образцу. В качестве материала используют пары геометрических фигур, предметы всех основных цветов, вкладок, парные картинки. Основная задача педагога -обучение внешним ориентировочным действиям.

Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)

Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполнять движения под счет от 1 до 5, на основе однотипных инструкций, например вверх - вниз и т.п.

Ритмическая стимуляция движений основывается на психологических исследованиях многих отечественных психологов (Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия), рассматривающих произвольную двигательную активность на основе концепции функциональных систем, включающих кинестетическую и кинетическую основы и зрительно- пространственную организацию

Методика кондуктивного воспитания, базирующаяся на этой концепции, в свою очередь, не только облегчает выполнение движений при ДЦП, но и способствует формированию произвольной регуляции поведения. С помощью этой методики осуществляется неразрывная взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.

Формируется начальное ситуационное понимание обращенной речи и подчинение отдельным словесным инструкциям в знакомых словосочетаниях. Для развития понимания простых инструкций надо их произносить, одновременно показывая обозначаемые ими действия, помогая ребенку их выполнить. При проведении этой работы особо важное значение имеет эмоционально-положительное взаимодействие ребенка со взрослым, осуществляющим систему кондуктивного воспитания.

Особой спецификой отличается логопедическая работа при ДЦП. Известно, что у детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии, спецификой которых является общность нарушений речевой и скелетной моторики с недостаточностью кинестетического восприятия. Одной из важных задач логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных поз и движений используются упражнения с сопротивлением, чередования упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприоцептивных ощущениях.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи при ДЦП проявляются в виде различных форм дизартрии. Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.

При мозжечковой дизартрии важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Система логопедического воздействия при всех формах дизартрии у детей с церебральным параличом имеет комплексный характер и включает коррекцию звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания

Основная задача лечения детского церебрального паралича: максимально полное возможное развитие умений и навыков ребёнка и его коммуникативности. Основной способ коррекции спастических двигательных расстройств при ДЦП: онтогенетически последовательное становление двигательных функций путём последовательной стимуляции цепных установочных выпрямительных рефлексов при ослаблении патологический миелэнцефальной постуральной активности рефлекс-запрещающими позициями.

· лечебная гимнастика, в том числе Бобат-терапия

· использование вспомогательных технических приспособлений (ТСР, см. ниже), в том числе и для лечебной гимнастики: нагрузочный костюм ("Адели", "Гравистат"), пневмокостюм ("Атлант")

· занятия с психологом

а также, при необходимости:

· медикаментозная терапия: препараты снижающие тонус мышц -- баклофен (в том числе: имплантация баклофеновой помпы), толперизон

· препараты ботулинотоксина: "диспорт", "ботокс", "ксеомин"

· оперативные ортопедические вмешательства: сухожильная пластика, сухожильно-мышечная пластика, коррегирующая остеотомия, артродез, хирургическое устранение контрактур вручную (например, операции по Ульзибату) и с использованием дистракционных аппаратов

· функциональная нейрохирургия: селективная ризотомия, селективная невротомия, хроническая эпидуральная нейростимуляция спинного мозга, операции на подкорковых структурах головного мозга

Лечение сопутствующих расстройств (эпилепсии и др.).

На ранней стадии: лечение основного заболевания, послужившего причиной развития ДЦП.

Методика ЛФК при ДЦП

1. Регулярность, систематичность, непрерывность

2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием.

3. Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, имеющими ДЦП:

1. Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений

2. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц

3. Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов

4. Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог

5. Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе

6. Упражнение на подъём по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы

7. Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы

Распространенность ДЦП

На сегодняшний момент ДЦП занимает ведущее место в структуре хронических болезней детского возраста.

По мировой статистике число больных этим заболеванием детей составляет 1,7-7 на 1000 здоровых, в России эти цифра колеблется в пределах 2,5-5,9. В некоторых странах этот показатель существенно выше, например, по данным Франции на 1966 год он составлял 8 человек. Увеличение числа больных связывают не только с ухудшением экологии, но также с прогрессом в перинатальной и неонатальной медицине.

Сегодня успешно выхаживают младенцев, рожденных недоношенными, в том числе с весом в 500 грамм, как известно, именно недоношенность является одним из основных факторов риска по ДЦП.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.