Методика сандакова д и с детьми с дцп отзывы


Доктор Сандаков, как и многие врачи, полагает, что в большинстве случаев детский церебральный паралич возникает по причине родовой травмы, патологического течения беременности и родов. Дальше – катастрофическая статистика. По словам Сандакова, лет пятьдесят назад в Советском Союзе, Европе и Америке процент детей с ДЦП был примерно одинаковый – 2,5 ребенка с ДЦП на тысячу родившихся младенцев. С тех пор в Европе и Америке число детей с ДЦП падает. В Европе – 0,8 на тысячу. В Америке – 0,6. И только в России число детей с ДЦП растет – два процента, двадцать детей на тысячу. И это при том, что недоношенные дети в России считаются жизнеспособными с 22-й недели беременности, а в Америке выхаживают детей, родившихся и на 18-й неделе, и даже на 16-й. Казалось бы, раз недоношенных детей в Америке больше, то больше должно быть и детей с ДЦП, но нет – меньше в тридцать три раза. Виновата в этом положении, по мнению доктора Сандакова, наша система родовспоможения. В России уже привыкли к тому, что сильно недоношенный младенец почти наверняка будет болен ДЦП, в Америке это далеко не всегда верно. В России привыкли к тому, что если недоношенный младенец лежал на аппарате искусственной вентиляции легких, то почти наверняка осложнением ИВЛ будет пневмония. В Америке нет пневмонии у детей, прошедших ИВЛ.

Слушать этот жуткий ликбез было невыносимо, поэтому мамы обрадовались, когда Сандаков перешел к объяснению того, как ДЦП возникает: это следствие повреждения младенцу при родах шейного отдела позвоночника. Повреждение должно затрагивать вестибулярный аппарат. Поэтому в полтора месяца, когда здоровый ребенок научается держать голову, видит горизонт и принимается заменять врожденные рефлексы установочными, дети с ДЦП голову не держат и установочных рефлексов не приобретают. Тот самый врожденный рефлекс, который помогал ребенку принимать в утробе матери эмбриональную позу, становится патологическим рефлексом, корежит тело ребенка, выгибает его болезненно, не дает сидеть, ползать и ходить.

Следовательно, главная цель метода Сандакова – научить ребенка держать голову, отрегулировать ребенку вестибулярный аппарат, дать ребенку горизонт, ощущение себя в пространстве.

Это не простая задача. Любые упражнения, любое насильственное разгибание того, что согнуто, и сгибание того, что выгнуто, ведут к обратному результату. Если вы попытаетесь силой разогнуть ребенка, сложившегося в эмбриональной позе, то вызовете лишь стресс, врожденный рефлекс заставит его сильнее пытаться эмбриональную позу вернуть. Если в двух словах, то, прежде чем делать упражнения, следует положить ребенка в такую позу, которая блокировала бы врожденные рефлексы, ставшие после полутора месяцев патологическими. И только тогда растягивать мышцы и разрабатывать суставы. Таких поз (их называют укладками) – несколько. Упражнения следует повторять десятки, а то и сотни раз.

Дальше – практика. Дальше мамы с детьми выстроились к доктору Сандакову в очередь, и он смотрел каждого ребенка, и для каждого ставил задачи на ближайшее время – научиться двигать рукой параллельно телу, научиться держать голову, лежа на животе, научиться кивать, лежа на спине… За восемь-десять занятий цель должна быть достигнута. И тогда будут поставлены новые цели. А конечная цель - ходить!

Основной принцип методики.

ДЦП – это власть патологических рефлексов над нервной системой ребенка. В случае нормального развития здорового ребенка развитие нервной системы происходит следующим путем: Сначала угасание рефлексов новорожденного (патологических рефлексов), затем последовательное формирование установочных рефлексов с головы на туловище и других установочных рефлексов.

В основу методики Сандакова Д.В положен подход, согласно которому развитие нервной системы ребенка больного ДЦП должно направляться по тому же пути развития, по которому должен развиваться здоровый малыш.

Принцип методики: Гашение патологических рефлексов и последовательное формирование рефлексов, необходимых для вертикализации, путем укладок, пассивной и активной гимнастики, массажа и точечного массажа.

В течение месяцев идет целенаправленная работа по последовательному формированию рефлексов:

1.Установочный рефлекс с головы на туловище. Переворот со спины на живот и обратно. Ползание, опора на четвереньки.

2. Установочный цепной рефлекс с туловища на таз. Навык самостоятельно садиться и сидеть без поддержки.

3. Установочный рефлекс с туловища на ноги. Рефлекс вертикализации. Навык к самостоятельной вертикализации и вертикальной стойке без опоры.

4. Пяточный рефлекс. Самопроизвольная опора на пятки. Самостоятельная ходьба с перекатом стопы.

Очень важна последовательность в формировании рефлексов. Пока ребенок не начал уверенно ползать, нельзя его учить ходить. Даже, если удастся ребенка научить ходить, в такой ситуации, походка его будет далека от походки здорового человека.

В соответствии с описанными принципами рекомендуются все виды ЛФК, массажа и укладок, направленные на достижение описанных этапов, если они не способствуют развитию паталогических рефлексов. В большинстве случаев, не рекомендуются фармакологические воздействия, ортопедические приспособления, инъекции стволовых клеток, частое использование мануальных манипуляций с позвоночником. По крайней мере, для детей первых лет жизни.

Периодичность и продолжительность занятий.

Продолжительность одного комплексного занятий 60 минут. В зависимости от степени развития рефлексов ребенка меняется продолжительность работы с конкретными этапами плана так, что бы общая продолжительность нагрузки оставалась около 60 минут.

Укладки могут выполняться три и более раз в день, но так, что бы не допускать значительного утомления ребенка.

Идеальное время для комплексного занятия – до обеда. Но допустимо любое другое время. Периодичность либо два-три раза в неделю либо курсами по 12 занятий с перерывом на два месяца. Возможна комбинация этих двух принципов.

Требования к выполнению занятий.

Перед проведением занятий надо убедиться, что ребенок в достаточной степени здоров. Отсутствуют вывихи, подвывихи, грыжи, ломкость костей (остеопороз) и острые воспалительные процессы.

Занятия выполняются на столе, на полу и на мяче. Многие упражнения выполняются с участием двух взрослых. Один взрослый фиксирует ребенка, второй выполняет упражнения с конечностями. Либо один из взрослых выполняет упражнение, а второй мотивирует ребенка выполнить то или иное движение.

Не допускается выполнение упражнений на синтетических коврах, что бы не допустить повреждения кожи ребенка при трении о ковер.

Если ребенок падает с мяча, когда взрослый держит его ноги. Не допускается отпускать ноги ребенка, чтобы попытаться удержать ребенка за туловище, во избежание травматизма. Ноги надо не резко поднять вверх, что бы уменьшить силу удара ребенка о пол.

Массаж и гимнастику следует выполнять чистыми и сухими руками. Массаж и пассивная гимнастика выполняются за счет движения мышц туловища взрослого, а не кистей и предплечий. Нога, выставленная вперед, должна быть немного согнута. После выполнения комплекса взрослому рекомендуется принять душ.

Не допускается массаж внутренней зоны бедер, области селезенки и печени. Массаж области шеи следует проводить осторожно.

При выполнении упражнения дистальный сустав ребенка должен быть зафиксирован, движения конечностей должны осуществляться по осям. Не допускаются движения, которые приводят к выдергиванию конечности из сустава.

Перед проведением массажа надо ознакомиться со строением основных мышц скелета, суставов и нервных окончаний по анатомическому атласу.

Проприорецепторный массаж (для уменьшения спастики мышц при ДЦП) выполняется проксимальными суставами пальцев достаточно жестко. Для обычного расслабляющего массажа здоровых пациентов рекомендуют использовать подушечки пальцев – что не эффективно при ДЦП.

Описание упражнений
Укладка в положении лежа на спине на двух валиках.



Выполняется укладка с целью снижения активности патологических рефлексов.

В положении лежа на спине на двух валиках. При выборе валика под шею надо стремиться к тому, чтобы подбородок касался груди. Второй валик расположен под крестцовой областью. Размер второго валика подбирается так, что бы таз был выше коленного сустава. Если патологические рефлексы мешаю правильно выполнять укладку, можно временно использовать валики меньшего размера.

Ноги прямые. Пятки лежат на ровной поверхности.

Помощник фиксирует плечи так, чтобы лопатки стремились лежать на поверхности.

Руки ребенка фиксируются в одном из двух положений. Вытянуты вдоль тела и зафиксированы вторым валиком. Или ребенок обхватывает сам себя руками за плечи.

Инструктор располагается со стороны ног и фиксирует их путем давления на зону бедра. В рамках комплекса выполняется 4 минуты.

Также эту укладку рекомендуется выполнять отдельно 3-4 раза в день.

Упражнения с ногами в положении лежа на спине на двух валиках.
Затем в течение 6 минут выполняются упражнения с ногами. При этом туловище и руки остаются в положении укладки.

Инструктор выполняет сгибание ног в коленном суставе. Частота пассивных сгибаний постепенно нарастает и достигает двух движений в секунду. После этого следует выполнять глубокий массаж мышц голени и бедра, не затрагивая внутренней поверхности бедер.

Упражнения с руками в положении лежа на спине.


Ребенок располагается на столе. Ноги свисают на краю стола. Под спину подложен один валик в области таза. Помощник фиксирует ноги. Инструктор выполняет пассивные упражнения с руками в течение 4х минут (см видео).

Массаж передних мышц живота.
В том же положении инструктор ладонью выполняет расслабляющий массаже передних мышц живота. Затем легким штриховым движением справа и слева расслабляет подреберную область и рефлекторно главную мышцу бедер. Продолжительность 2 минуты.

Кивки головы.



Ребенок лежит на спине без валиков. Голени свисают со стола. Руки вдоль тела. Пытаемся зафиксировать под ягодицами ребенка. Инструктор со стороны ног наклоняется над ребенком. Внешней стороной ребра ладони (кисти) расправляет плечи ребенку и фиксирует их к рабочей поверхности. Четырьмя пальцами с обеих сторон инструктор захватывает затылочную область и производит насильственные кивки, стремясь коснуться подбородком грудины. Выполняется 20 раз. Или фиксируем положение кивка в течение 20 секунд. Затем поворачиваем голову в бок на 30 градусов и производим кивательные движения, стремясь коснуться подбородком ключицы так же 20 секунд. Затем в поворачиваем голову в другую сторону и повторяем упражнение.

Это уникальный прием для растяжения глубоких затылочных мышц, в особенности, лестничных мышц.

Так же в этом положении можно повторить упражнения с руками.

Укладка в положении лежа на животе.



Укладочная позиция на животе. Валик положен под плечи. Руки вытянуты вперед. Кисти открыты. Их фиксирует помощник. Инструктор сбоку. Одной рукой он фиксирует таз. Другой рукой фиксирует голову за подбородок В строго вертикальном положении.

Так же упражнение выполняется в качестве самостоятельной укладки в течение 4 минут три раза в день.

Укладка может являться проверочной позой с целью проверки развития установочного рефлекса на голову. В норме ребенок к 3,5 месяцев должен свободно выполнять условия укладки и удерживать голову в течение 3х минут.

Гимнастика ног в положении лежа на животе.
В положении лежа на животе, выполняется пассивная гимнастика ног, массаж задней части бедер и голеней, ягодиц, спины, голеностопа и стопы.

Для массажа подошвы и пятки надо согнуть ногу в коленном суставе на 90 градусов. Массаж энергичный Глубокий массаж пяточной области с акцентом на свод стопы.

Запрещается производить тыльное сгибание стопы и поворачивать стопу внутрь во избежание активации патологических рефлексов.

Захватываем пальцы в кисть. Осуществляем их сгибание и оказываем одновременное давление на область подушечек на ноге. Выполняем умеренные сгибательно - разгибальные движения стопы.

Гимнастика рук в положении лежа на животе.
В том же положении выполняем пассивные упражнения с руками при фиксированном тазе.

Повороты головы в положении лежа на животе.
Инструктор пальцами обеих рук поддерживает голову в строго вертикальном положении за подбородок и оказывает давление ладонью на височную верхнечелюстную кость ребенка. Запрещается поворачивать голову за нижнюю челюсть во избежание вывиха челюсти.

Выполняет 60 поворотов в одну сторону, стремясь к 90 градусов. Затем 60 поворотов в другую сторону.

Это упражнение способствует формированию установочного рефлекса на голову.

Движения свисающей головы



Инструктор за затылок страхует голову. Производит прерывистые стимуляционные движения головы вверх 10-15 раз. Затем такое же упражнение из положения лежа на животе. При этом помощник фиксирует тело.


В положении лежа на животе. Ноги свисают со стола. Инструктор стимулирует подъем ног вверх, желательно выше горизонта. Продолжительность 4 минуты.

Подъем туловища.



Ноги и таз лежат на столе. Туловище и голова свисают со стола. Инструктор стимулирует подъем туловища вверх. Продолжительность 4 минуты.

Аналогичное упражнение модно выполнять на мяче.

Переворот со спины на живот.
Выполняется на счет 4.

  1. Приводим одну ногу к животу. Сгибая ее в тазобедренном и коленном суставах.
  2. При умеренно фиксированном плечевом поясе переводим голень на противоположную сторону, стремясь поставить стопу на противоположную сторону.
  3. Отпускаем плечи. Стремимся положить голень на рабочую поверхность. Одновременно с этим ожидается кивательное движение головы. Руку в сторону поворота вытянуть вверх.
  4. После чего выполняется скользящее движение голени по столу. Выпрямляем ногу, осуществляя переворот.
Выполняем по 10-20 раз в каждую сторону.

Тренировка цепного установочного рефлекса.



Ребенок в положении лежа на спине. Голени свисают с рабочей поверхности. Фиксируем руку прямую вдоль тела под углом 90 градусов за кисть. Инструктор находится со стороны ног.

  1. Одно плечо поднимаем на 90 градусов, второе плечо лежит на рабочей поверхности.
  2. Глубоким, полукруговым движением сгибаем тело в тазобедренном суставе под 90 градусов.
  3. Стабилизируем полодение тела с выраженным боковым наклоном. При этом область плечевого сустава находится под кистью, а согнутый локоть выступает за спину. Оба плеча фиксируем во фронтальной плоскости.
  4. Стимулируем толчок согнутой руки с целью вертикализации положения сидя.
В каждую сторону по 10-12 раз.

Упражнения на мяче.
Для упражнений на мяче используется гимнастический мяч диаметром 75 см. или 85 см. Мяч должен быть не сильно надут.

Кладем ребенка на живот. Выкатываем вперед, вниз, влево, вправо. От 30 сек. До 2 мин. До глубокой релаксации.

Наклоняем вперед. Стимулируем выбрасывание рук, ходьбу руками, жим от пола.

Укладываем ребенка на мяч на спину. Так же выкатываем в стороны с целью релаксации.

С мяча можно делать упражнения на цепной рефлекс.

Если у ребенка получается опираться на руки. Тогда из положения лежа на мече стимулируют хождение руками по стене.

Упражнения сидя на полу.
Инструктор сидит на полу с ногами шире плеч. Сажает ребенка спиной к себе. Ноги ребенка фиксирует помощник в прямом положении. Выполняет пассивные упражнения рук. Руки вверх, вперед и в стороны. Наклоны тела вперед и к каждой ноге.

Ребенок берет гимнастическую палочку в вытянутые руки, поднимает вверх, опускает за голову. Опускает прямые руки вниз. Двадцать раз.

Ребенок держит палку на вытянутой руке вперед. Производит вращательные движения палки на 90 градусов вправо и влево. Кладет палку на живот.

Упражнение корзинка. Руки назад, ноги сгибаются. Ребенок держит ноги за голеностоп. При этом таз и спина должны находиться в выраженном вогнутом положении. Стимулируем, что бы ребенок в этом положении поднимал голову.

Стоя на мяче .
Помощник, сидя на стуле, мягко фиксирует мяч коленями обеих ног и фиксирует положение стоп на мяче. Инструктор с противоположной стороны от помощника. Ребенок стоит на мяче лицом к инструктору. При этом его руки фиксированы в прямом положении впереди на уровне плеч. Осуществляем приседания на двух ногах 10 раз.

Помощник фиксирует одну ногу в колене и тазобедренном суставе, так что бы колено было направлено на инструктора. Приседания на одной ноге 10-20 раз. Потом приседания на другой ноге.

Ребенок выполняет прыжки на двух ногах на мяче.

Прыжки по переменно на коленях и на ногах. (три раза на коленях, потом три раза на ногах). Помощник помогает ребенку изменить положение ног.

Из исходного положения ребенок опирается на инструктора и осуществляет жимы.

Ставим ребенка на колени. Стимулируем подъем таза с прогибом в сторону инструктора.

Из положения на коленях стимулируем выпад тела вперед с прогибом к полу и в исходное положение. Это упражнение для развития цепного рефлекса на голову.

Скачать статью бесплатно после регистрации:

Некоторые сведения о лечебной физкультуре
по методу Сандакова

Рубрику ведет Валерий Панюшкин


Из объяснений Алексея про метод профессора Сандакова следует, что метод этот комплексный. В основе его – Бобат-терапия, укладки, что-то вроде пассивной йоги, когда при помощи терапевта ребенок принимает одну за другой статичные позы, способствующие вырабатыванию правильных рефлексов. Но кроме укладок и пассивной гимнастики метод Сандакова предполагает еще и точечный массаж, приемы восточных мануальных практик Ань-мо и Туй-на, а также оригинальные приемы, разработанные профессором Сандаковым лично.

Практически занятия, которые ведет Алексей, выглядят очень интенсивной гимнастикой. Представьте себе, что вы пришли в хорошо оборудованный спортивный зал и позанимались на всех тренажерах последовательно. Только вместо всех тренажеров – Алексей. И если тренажер, как правило, увеличивает нагрузку для спортсмена, то ЛФК-терапевт нагрузку уменьшает – помогает больному ребенку согнуться и разогнуться, поднять руки и опустить руки, вращает руками и ногами ребенка, дает ребенку в руки палку, чтобы ребенок взялся за нее двумя руками и поднимал, как штангу. Но только терапевт не вешает на эту палку груз, не утяжеляет, а наоборот поднимает палку вместе с ребенком, чтобы нагрузка была мала, а движения были правильными.

Такие занятия, если проводить их регулярно, сводят у детей больных ДЦП к минимуму патологические рефлексы и мышечный тонус. Дети научаются делать движения, которых раньше делать не могли. Иногда даже научаются ходить, как научилась Алиса, дочь Алексея.

Эти занятия позволяют отказываться от методов жесткой ортопедии и не обувать детей в корректирующие сапоги. Благодаря ослаблению мышечного тонуса дети, занимающиеся с Алексеем, могут не принимать лекарств – стимуляторов центральной нервной системы. Алексей утверждает даже, что в его руках могут выправиться дети, которых принято выправлять хирургически. То есть эта физкультура может заменять собой хирургические операции.

Да, некоторые упражнения болезненны. И да – это спорт. Несмотря на то, что половину нагрузки берет на себя терапевт, занятие тем не менее состоит из множества интенсивных упражнений. Дети покидают кабинет Алексея примерно в таком же состоянии, в котором спортсмены покидают спортивный зал – усталые, расслабленные и тихо улыбающиеся. Поначалу Алексей даже был против того, чтобы в дни его занятий дети получали еще какую-нибудь физическую нагрузку. Настаивал на том, чтобы после ЛФК дети не ходили бы заниматься еще и в бассейне.

Фото Ольги Лавренковой

Основные каналы перечисления средств:

1) Отправьте слово ШАГ или SHAG на короткий номер 5541.
Стоимость сообщения 75 руб. Количество SMS с одного телефона не ограничено.

Если у вас есть вопросы, замечания, предложения, звоните в Русфонд по номеру (бесплатный звонок из России, благотворительная линия от компании МТС) или пишите на rusfond@rusfond.ru.



Некоторые упражнения являются прототипом будущих навыков, например, хождения.



Укладки помогают ребенку отучиться от неправильных рефлексов и научиться правильным.





Алиса любит заниматься с папой.



Алисе уже не больно, Алисе уже весело.

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

В НИИ Дети Индиго применяют самые разные методики массажа при ДЦП. В частности, врачи реабилитологи НИИ Дети Индиго освоили авторскую разработку известного московского невролога Д.В. Сандакова для реабилитации детей с церебральным параличом.

Записаться на прием


При лечении ДЦП важен комбинаторный подход. Не существует универсальной методики, подходящей для всех детей. Форма ДЦП, степень поражения мозга, возраст пациента, сопутствующие заболевания, назначаемые ранее схемы лечения – все это важно учитывать. В НИИ Дети Индиго богатый арсенал методов лечения ДЦП и для каждого конкретного ребенка здесь могут подобрать персональную программу лечения ДЦП.

Доказано, что наибоее выраженный результат в лечении ДЦП дает комплексный подход. В НИИ Дети Индиго в реабилитации ДЦП успешно сочетают инновационные аппаратные технологии (микрополяризацию мозга, биоакустическую коррекцию и др.) с курсами массажа по разным авторским методикам, польза которого давно доказана.

Дети с различными поражениями ЦНС не могут самостоятельно правильно двигаться и физически развиваться. Регулярный массаж устраняет спастику мышц, приводит в тонус неработающие мышцы, при акупунктурном воздействии пробуждает нервную систему, стимулирует рефлекторную активность.

В НИИ Дети Индиго применяют самые разные методики массажа при ДЦП. В частности, врачи реабилитологи НИИ Дети Индиго освоили авторскую разработку известного московского невролога Д.В. Сандакова для реабилитации детей с церебральным параличом. Задать вопрос

Детский невролог Дмитрий Сандаков больше 20-ти лет занимается лечением детей с поражениями нервной системы. Начинал как мануальный терапевт и специалист по реабилитационному массажу. Со временем понял, только классических приёмов для восстановления детей с ДЦП явно недостаточно. При мышечной дистонии, задержке моторного развития, патологических рефлексах требуется иное воздействие. С 1993 года начал разрабатывать и внедрять авторскую методику массажа при ДЦП, основанного на стимуляции основных, установочных рефлексов.

Рефлекторный массаж по методу Сандакова включает в себя элементы мануальных практик, бобат-терапии и приёмы точечного воздействия на определённые зоны. При этом основное и главное правило в методике Сандакова – чётко выполнять правильные укладочные позиции с фиксацией верхней или нижней части туловища.

Доктор Сандаков твёрдо уверен, если новорождённые рефлексы (поисковый, сосательный, хватательный и др.) не редуцировались после 3-х месяцев – родителям нужно срочно бежать к врачам. На этом этапе рефлексы врождённого автоматизма должны естественным образом замениться на установочные. Иначе начинает формироваться неправильный двигательный стереотип. Как результат, ребёнок в 7 месяцев не садится, в 9 – не начинает ползать, а к первому году жизни получает неутешительный диагноз ДЦП. Сандаков убеждён, успех реабилитации во многом зависит от возраста и состояния малыша. Чем раньше начать процесс восстановления и формирования правильных установочных рефлексов – тем больше шансов у ребёнка социально адаптироваться.

В первые же годы методика, разработанная доктором Сандаковым, стала известна в стране и за её пределами. Родители детей с диагнозом ДЦП делились своим опытом друг с другом. Врача-новатора стали приглашать в разные города с лекциями и семинарами. Возникла необходимость в последователях и учениках.

Сегодня мастер готовит профессиональную смену. Обучающий курс оказания помощи детям с ДЦП у Сандакова прошёл челябинский врач-реабилитолог Е. Б. Пашнин.

По международной статистике, только 10% детей имеют истинный ДЦП с необратимым поражением мозга. У более чем 80% малышей сохранены когнитивные функции (мышление, речь, познание), которые можно и нужно развивать! Опытная команда специалистов НИИ Дети Индиго составит персональную программу реабилитации. Читать отзывы

Некоторые сведения о лечебной физкультуре
по методу Сандакова

Рубрику ведет Валерий Панюшкин


Из объяснений Алексея про метод профессора Сандакова следует, что метод этот комплексный. В основе его – Бобат-терапия, укладки, что-то вроде пассивной йоги, когда при помощи терапевта ребенок принимает одну за другой статичные позы, способствующие вырабатыванию правильных рефлексов. Но кроме укладок и пассивной гимнастики метод Сандакова предполагает еще и точечный массаж, приемы восточных мануальных практик Ань-мо и Туй-на, а также оригинальные приемы, разработанные профессором Сандаковым лично.

Практически занятия, которые ведет Алексей, выглядят очень интенсивной гимнастикой. Представьте себе, что вы пришли в хорошо оборудованный спортивный зал и позанимались на всех тренажерах последовательно. Только вместо всех тренажеров – Алексей. И если тренажер, как правило, увеличивает нагрузку для спортсмена, то ЛФК-терапевт нагрузку уменьшает – помогает больному ребенку согнуться и разогнуться, поднять руки и опустить руки, вращает руками и ногами ребенка, дает ребенку в руки палку, чтобы ребенок взялся за нее двумя руками и поднимал, как штангу. Но только терапевт не вешает на эту палку груз, не утяжеляет, а наоборот поднимает палку вместе с ребенком, чтобы нагрузка была мала, а движения были правильными.

Такие занятия, если проводить их регулярно, сводят у детей больных ДЦП к минимуму патологические рефлексы и мышечный тонус. Дети научаются делать движения, которых раньше делать не могли. Иногда даже научаются ходить, как научилась Алиса, дочь Алексея.

Эти занятия позволяют отказываться от методов жесткой ортопедии и не обувать детей в корректирующие сапоги. Благодаря ослаблению мышечного тонуса дети, занимающиеся с Алексеем, могут не принимать лекарств – стимуляторов центральной нервной системы. Алексей утверждает даже, что в его руках могут выправиться дети, которых принято выправлять хирургически. То есть эта физкультура может заменять собой хирургические операции.

Да, некоторые упражнения болезненны. И да – это спорт. Несмотря на то, что половину нагрузки берет на себя терапевт, занятие тем не менее состоит из множества интенсивных упражнений. Дети покидают кабинет Алексея примерно в таком же состоянии, в котором спортсмены покидают спортивный зал – усталые, расслабленные и тихо улыбающиеся. Поначалу Алексей даже был против того, чтобы в дни его занятий дети получали еще какую-нибудь физическую нагрузку. Настаивал на том, чтобы после ЛФК дети не ходили бы заниматься еще и в бассейне.

Фото Ольги Лавренковой

Основные каналы перечисления средств:

1) Отправьте слово ШАГ или SHAG на короткий номер 5541.
Стоимость сообщения 75 руб. Количество SMS с одного телефона не ограничено.

Если у вас есть вопросы, замечания, предложения, звоните в Русфонд по номеру (бесплатный звонок из России, благотворительная линия от компании МТС) или пишите на rusfond@rusfond.ru.



Некоторые упражнения являются прототипом будущих навыков, например, хождения.



Укладки помогают ребенку отучиться от неправильных рефлексов и научиться правильным.





Алиса любит заниматься с папой.



Алисе уже не больно, Алисе уже весело.

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.