Методы оценки функциональных возможностей при дцп


Типичными нарушениями моторики, которые имеют больные ДЦП, являются ограничение объема, замедленность темпа и неловкость движений, нарушение тонуса мышц, повышенная утомляемость, нарушения статики, координации движений, гиперкинезы, синкинезии. Патология развития мозга проявляется задержкой психического развития у 40—50 % детей, олигофренией—у 20—25 %, дефектами речи (дизартрия, моторная, сенсорная алалия, афазия и др.) — у 60—75 %.

Двигательные нарушения у больных ДЦП могут сопровождаться судорожными пароксизмами в виде тонических или клонических судорог, иногда судорогами отдельных мышечных групп. Для интегральной оценки состояния больных ДЦП с учетом двигательных, речевых, психических функциональных нарушений и их динамики под влиянием лечения учитываются в баллах основные клинические и функциональные показатели.

Например, способность передвижения: ребенок лишен возможности самостоятельно сидеть, передвигаться, ходить — 5 баллов; ребенок может удерживаться сидя, стоит с поддержкой, в неправильной позе, не ходит — 4 балла; ребенок сидит, сам встает, ходите поддержкой, походка деформирована —3 балла; больной стоит и ходит самостоятельно, походка неправильная — 2 балла; практически возможны все движения, сам ходит — 1 балл. Тонус мышц: 5 баллов — тяжелые нарушения по типу спастичности или ригидности, гиперкинезы; 4 балла — легкие нарушения того же характера; 3 балла — повышение тонуса в отдельных группах мышц, с трудом преодолевается при движении; 2 балла — патология тонуса легко преодолевается при движении; 1 балл — тонус не изменен. Познавательная деятельность: 5 баллов — слабоумие; 4 балла — резко ослаблена память, восприятие учебного материала в школе недоступно; 3 балла — память ослаблена, может заниматься по ослабленной программе; 2 балла — небольшое снижение объема знаний; 1 балл — соответствует возрасту. Речь: 5 баллов — непонятна окружающим; 4 балла — дизартрия, задержка речевого развития, речь понятна только близким больного; 3 балла — речевые нарушения заметны всем, но речь понятна; 2 балла — нарушения речи выявляются при специальном обследовании; 1 балл — соответствует возрасту. Способность к самообслуживанию: 5 баллов — себя не обслуживает; 4 балла — примитивно обслуживает себя (держит ложку, надевает некоторые предметы одежды); 3 балла — частично обслуживает себя; 2 балла — почти полностью обслуживает; 1 балл — полное самообслуживание.

Таким же образом количественно оцениваются зрительно-пространственные нарушения и интеллектуальная сфера, степень развития логического мышления, гиперкинезы, контрактуры, атаксия, произвольные движения рук, состояние рефлекторной сферы, гипертензионный синдром, нарушения слуха, поведения и эмоционально-волевой сферы. Сравнение суммы баллов, полученных при сложении всех показателей, до и после лечения позволяет оценить эффективность — улучшение, незначительное улучшение или без перемен.

Существенное значение в уточнении степени нарушений функции центральной нервной системы, зрения, слуха имеют специальные методы: реоэнцефало-, электроэнцефалография, эхоэнцефалография (уточняющая гемоликвородинамические нарушения), аудиометрия, исследование полей зрения, глазного дна, рентгенография черепа. Электромиография и реовазография выявляют трофические нарушения мускулатуры и их изменения при различных методах воздействия (тепловые процедуры, электростимуляции, гидрокинезотерапия, массаж и др.), помогают объективизировать эффективность терапии.

Нарушение трудоспособности больных ДЦП в детском возрасте обусловлено значительными нарушениями моторики и ограничением возможности передвижения, изменениями интеллекта, зрения, речи, поэтому программа реабилитации включает комплекс мероприятий, способствующих коррекции функциональных нарушений, воспитанию и обучению ребенка в специальной школе (при значительной задержке психического развития — в учреждениях социального обеспечения), профессиональной ориентации с учетом умственных и физических возможностей ребенка.

Дети школьного возраста осознают свою инвалидность, тяжело ее переживают, особенно в пубертатном периоде, при переходе из привычного коллектива школы-интерната в училище или артель инвалидов. Важную роль в предупреждении негативных реакций, дисфории, депрессии играют семья, педагоги. В последние годы больше внимания стали уделять организации работы по физическому воспитанию детей-инвалидов при спортивных школах, клубах, чтобы больные дети не были лишены доступных им радостей жизни и возможностей социальной адаптации.

По материалам сайта reabilitaciya.org

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гросс Нина Александровна, Беркутова Ирина Юрьевна, Шарова Татьяна Леонидовна, Буканова Галина Викторовна, Зеленова Наталья Ивановна

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гросс Нина Александровна, Беркутова Ирина Юрьевна, Шарова Татьяна Леонидовна, Буканова Галина Викторовна, Зеленова Наталья Ивановна

Motor abilities rating for children with cerebral palsy while doing exercises from different starting positions

Children with cerebral palsy (CP) have difficulty in managing their body in space due to the breakdown of the muscle tone and coordination of movements; therefore, their motor abilities are reduced. Use of physical exercises performed with “Gross’ Trainer”, which allows maintaining the vertical position, increased the motor activity, and improved the coordination capabilities and the functional status of children with severe spastic diplegia. Practicability of testing the motor possibilities of the disabled children is driven by the need to rate them in their original state when developing rehabilitation programs by means of the physical culture, as well as for rating the results obtained at the end of the training course. All children showed positive dynamics of the motor activity during the semi-annual training course with extensive use of physical exercises in “Gross’ Trainer”, and with the active application of other trainers.

им. ВП Астафьева. - 2007. - № 1. - C. 68-74.

5. Экспериментальные исследования эффективности подготовки единоборцев Иркутской области к чемпионату и первенству Сибирского федерального округа по кикбоксингу / А.А. Гришин, А.В. Коляда, В.Ю. Лебединский, А.И. Завьялов // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 28-33.

6. Baevskiy, R.M. Analysis of variability of cardiac rhythm in space medicine / R.M. Baevskii // Human Physiology. - 2002. - No. 28 (2). - P. 70-82.

8. Parrado, E. Comparison of Omega Wave System and Polar S810i to direct RR intervals at rest / E. Parrado, M.A. Garcia, J. Ramos // International journal of sports medicine. - 2010. - No. 31. - P. 336341.

1. Bleer A.N. (2014), "Ways of development the theory and practice of sports", Theory and practice of applied and extreme sports, Vol. 2, No. 2 (27), pp. 37-40.

2. Grishin A.A., Kolyada A.V., Lebedinsky V.Yu. and Zavyalov, A.I. (2015), "Experimental studies of the effectiveness of training the martial artists of Irkutsk region to kickboxing championship of Siberian federal district", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 28-33.

3. Zavyalov, A.I.(2014) "Classification changes of electrocardiogram in healthy humans at rest and during exercise", Bulletin of the Astafev's Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 4 , pp. 147152.

4. Kleshchev, V.N. (2006), Kickboxing: textbook for high schools, Academic project, Moscow.

5. Sivohov, V. L. and Sivohova, E.L (2007), "Modern methods of functional diagnostics in sports", Bulletin of the Astafev's Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 1, pp. 68-74.

6. Baevskii, R.M (2002), "Analysis of variability of cardiac rhythm in space medicine", Human Physiology, vol. 28(2): pp. 70-82.

8. Parrado, E. Garcia M.A. and Ramos J.(2010), "Comparison of Omega Wave System and Polar S810i to direct RR intervals at rest", International journal of sports medicine, No. 31, pp. 336-341.

Контактная информация: GrishinAA@rosneft.ru

Статья поступила в редакцию 02.04.2016

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ РАЗНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

Нина Александровна Гросс, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая отделом, Ирина Юрьевна Беркутова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Татьяна Леонидовна Шарова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Галина Викторовна Буканова, научный сотрудник, Наталья Ивановна Зеленова, научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение федеральный научный центр (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), г. Москва

MOTOR ABILITIES RATING FOR CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY WHILE DOING EXERCISES FROM DIFFERENT STARTING POSITIONS

Nina Aleksandrovna Gross, the candidate ofpedagogical sciences, professor, head of Department, Irina Yurievna Berkutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, senior researcher, Tatyana Leonidovna Sharova, the candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Galina Viktorovna Bukanova, the researcher, Natalia Ivanovna Zelenova, the researcher, Federal Science Center for Physical Culture and Sport, Moscow

Children with cerebral palsy (CP) have difficulty in managing their body in space due to the breakdown of the muscle tone and coordination of movements; therefore, their motor abilities are reduced. Use of physical exercises performed with "Gross' Trainer", which allows maintaining the vertical position, increased the motor activity, and improved the coordination capabilities and the functional status of children with severe spastic diplegia. Practicability of testing the motor possibilities of the disabled children is driven by the need to rate them in their original state when developing rehabilitation programs by means of the physical culture, as well as for rating the results obtained at the end of the training course. All children showed positive dynamics of the motor activity during the semi-annual training course with extensive use of physical exercises in "Gross' Trainer", and with the active application of other trainers.

Keywords: motor capabilities, children with severe spastic diplegia (Cerebral Palsy), rehabilitation, physical exercises, exercise testing, verticalization, "Gross' Trainer".

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это особое состояние организма, требующее постоянных реабилитационных мероприятий для поддержания и развития двигательной активности человека. Фундамент психофизического развития каждого ребенка, как больного, так и здорового, закладывается в первые годы жизни, и важную роль в этом играет активный двигательный режим. Нормальное развитие ребенка определяется не только наследственными факторами, но и двигательной активностью, соответствующей особенностям детского организма в данном возрастном периоде. Если ребенок с детства малоподвижен, если он с первого года жизни не приобретает необходимых двигательных и социальных навыков и умений, то их отсутствие сопровождается негативными изменениями в организме в целом, что снижает уровень его адаптации к окружающей среде и приводит к значительному отставанию в физическом и социальном развитии.

Естественные локомоции (ходьба, бег, лазание, прыжки, игры и т.д.) формируются у детей до 2-5 лет и обусловлены не только развитием опорно-двигательного аппарата (ОДА) и центральной нервной системы (ЦНС), но и естественной физической нагрузкой. Вот почему систематические занятия, особенно в первый год жизни, имеют большое значение для ребенка с ограниченными возможностями [1].

Структура ходьбы и все движения в пространстве включают в себя скоординированное функционирование зрительного и вестибулярного анализаторов, а также пропри-

оцептивной системы, что позволяет регулировать скелетную мускулатуру и создает для ребенка возможность поддержать динамическое равновесие при сидении, вставании, поворотах. Дисфункция хотя бы одной группы мышц приводит к нарушению схемы движений, особенно при необходимости сохранять вертикальное положение [2].

Если в ранний период развития ребенка у него отсутствует или ограничена возможность совершения самостоятельных движений в вертикальном положении, то это мешает максимальной реализации его правильного развития. Так как костно-мышечная система у здорового ребенка формируется только в вертикальном положении, то и развитие ребенка с ДЦП также должно формироваться при нахождении его в вертикальном положении. Это в равной мере относится ко всем детям, независимо от формы и степени ДЦП [3].

Для оценки двигательных функций детей с ДЦП в настоящее время существуют различные шкалы оценок. Шкала оценки больших моторных функций GMFCS, разработанная в Канаде и используемая во всем мире, программа MOVE, разработанная в США и другие. Объективное тестирование ребенка с ДЦП, особенно тяжелой степени, - сложная, но необходимая задача, которая поможет специалистам, работающим с детьми-инвалидами, четко понимать особенности их двигательной деятельности, разрабатывать индивидуальные программы реабилитации и вносить в них своевременные коррекции.

Целью исследования явилось изучение двигательных возможностей детей со спастической диплегией тяжелой степени (ДЦП) при выполнении упражнений из различных исходных положений.

В работе использовалась бальная система оценок. Отсутствие навыка оценивалось в 0 баллов, выполнение с помощью взрослого - 1 балл, самостоятельное выполнение - 2 балла. Максимальное количество баллов в каждом блоке рассчитывалось путем умножения количества упражнений на 2 - максимальную оценку самостоятельно выполненного упражнения. Тестирование проводилось в комфортной обстановке во время проведения занятия на положительном эмоциональном фоне за 1-2 посещения в зависимости от двигательных, психологических и функциональных возможностей детей. В эксперименте

принимали участие 50 детей дошкольного возраста (25 девочек и 25 мальчиков) со спастической диплегией тяжелой степени. Уровень двигательной активности составлял 4-5 по шкале оценки больших моторных функций GMFCS. По результатам опроса родителей до начала регулярных занятий большую часть времени дети проводили дома в положении лежа или полусидя, занятий физическими упражнениями в домашних условиях, как правило, не проводилось.

Контроль функционального состояния детей при проведении занятий осуществлялся путем измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) в начале и в конце занятия. Особенностью методики являлось приоритетное использование физических упражнений как формы двигательной деятельности, которая позволила наилучшим образом сформировать у ребенка жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма и активизировать его умственные способности. В работе руководствовались следующими принципами:

1. Противопоказаний для движения нет. Двигаться можно и нужно любому ребенку. Задача специалиста - подобрать нагрузку и упражнения в зависимости от возраста, состояния здоровья и других факторов.

2. Контроль функционального состояния ребенка посредством измерения ЧСС и АД до и после занятия.

3. Своевременная активная вертикализация каждого ребенка. Выполнение упражнений из разных исходных положений ВСЕМИ детьми.

4. Положительный эмоциональный фон на занятии. Если ребенок занимается с удовольствием, то и результат обязательно будет.

5. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика результатов тестирования (баллы, средние значения) двигательных

возможностей детей при выполнении упражнений из разных исходных положений

№ Показатели Лежа на животе, 10 упражн. Лежа на спине, 19 упражн. Сидя на полу, 5 упражн. Сидя на стуле, 4 упражн. Передвижение на полу, 4 упражн. Стоя, 6 упражн. Ходьба, бег, 9 упражн.

Максим. Максим. Максим. Максим. Максим. Максим. Максим.

балл 20 балл 38 балл 10 балл 8 балл 8 балл 12 балл 18

Тестирование 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

1 Общая группировка 14.0 15.7 23.0 27.7 5.3 6.6 4.6 5.9 2.8 4.1 2.4 4.8 3.4 6.2

2 % от макс. балла 70.0 78.5 60.5 72.8 53.0 66.0 57.5 73.8 35.0 51.3 20.0 40.0 18.9 34.4

3 Увеличение, % 8.5 12.3 13.0 16.3 16.3 20.0 15.5

4 Девочки 12.6 15.0 21.5 27.7 5.0 6.4 4.5 5.8 2.8 4.0 2.6 4.7 3.2 5.6

5 % от макс. балла 63 75 56.6 72,9 50 64 56.3 72,5 35,0 50.0 21.7 39.2 17,8 31.1

6 Увеличение, % 12 16,3 14 16,2 15 17,5 13,3

7 Мальчики 15.4 16.4 24.5 27.6 5.4 6.7 4.7 6.0 2.9 4.1 2.2 4.9 3.6 6.7

8 % от макс. балла 77.0 82.0 64.5 72,6 54.0 67.0 58.8 75.0 36.3 51.3 18.3 40.8 20.0 37.2

9 Увеличение, % 5.0 8.1 13.0 16.2 15.0 22.5 17.2

Результаты второго тестирования показали, что после регулярных занятий физическими упражнениями у всех детей произошли значительные положительные изменения. Дети овладели не только большим количеством движений, но, что особенно важно, прирост произошел при выполнении упражнений в положении сидя и стоя. Самая большая величина (20%) прироста отмечена в упражнениях, выполняемых стоя, затем следуют упражнения, выполняемые сидя на стуле и в передвижении на полу (по 16,3%), далее -упражнения в ходьбе (15,5%). Меньшие величины прироста отмечены в остальных трех блоках упражнений - от 8,5 до 13,0%.

При сравнении результатов обследования в группах девочек и мальчиков видно, что в исходном состоянии средние абсолютные и относительные величины показателей у мальчиков, за исключением упражнений, выполняемых стоя, были несколько выше, чем у девочек, и превосходили средние значения общей группировки данных. Это свидетельствовало о том, что двигательная активность мальчиков на момент начала занятий по совокупности всех упражнений была несколько выше. Девочки в исходном состоянии превосходили мальчиков только в упражнениях, выполняемых стоя. Их средние абсолютные и относительные значения в оценках были также выше общегрупповых.

Рисунок 1. Динамика двигательных возможностей

Таким образом, положительная динамика, отмеченная у 100% детей после регулярных занятий, характеризовалась как ростом средних значений набранных баллов, так и их относительных значений. Все это выразилось в увеличении объема движений, расширении двигательных возможностей, повышении общего уровня двигательной активности, улучшении координации движений. Кроме этого, значительно улучшились функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, подтверждением чему служили данные частоты сердечных сокращений и артериального давления, определявшиеся до и после занятия. Улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам, лучшая их переносимость, наблюдались не только по показателям ЧСС и АД, но и по результатам педагогических наблюдений за эмоциональным состоянием ребенка, по которому можно было судить о снижении степени утомления на физическую нагрузку к концу полугодового периода. Как следствие проведенных занятий, дети стали меньше болеть простудными заболеваниями, что позволяло не делать перерывов в занятиях. У троих детей купировались эпиприступы, которые ранее не поддавались медикаментозной коррекции. Одним из главных достижений можно считать повышение интереса детей к занятиям и возросшее желание двигаться. Родители подтвердили появление новых двигательных навыков у детей и улучшение их физической активности.

Факт увеличения двигательных возможностей детей после занятий физическими упражнениями повышенной активности свидетельствует о наличии у них больших потенциальных возможностей, которые необходимо использовать для обучения их жизненно важным двигательным навыкам, пока они поддаются развитию.

3. Показана целесообразность тестирования двигательных возможностей детей при проведении реабилитационных занятий с расширенным использованием физических упражнений для контроля их эффективности.

1. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семенова, ЕМ. Mастюкова, M.E. Смуглин - M. : Mедицина, 1972. - 328 с.

2. Штеренгерц, А. Е. Лечебная физкультура при паралитических заболеваниях у детей и подростков / А.Е. Штеренгерц. - Киев : Mедицина, 1972. - 112 с.

3. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / нод общ. ред. Н.А. Гросс. - M. : Советский снорт, 2QQ5. - 224 c.

1. Semenova K.A. Mastyukova, E.M. and Smuglin, M.Ya. (1972), Diseases and rehabilitation therapy of children cerebral palsy, Medicine, Moscow.

2. Shterengerts, A.E. (1972), Exercising at paralytic disorders for children and adolescents, Medicine, Kiev.

3. Ed. Gross, N.A. (2QQ5), Modern method ofphysical rehabilitation of children with locomotor apparatus functions disorders, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: niinagross@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2016

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Гундэгмаа Лхагвасурэн, кандидат биологических наук, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Россия, Монгольский национальный институт физической культуры,

В данной статье представлены результаты исследования юных спортсменов, которые показывают влияние социально-экономических условий жизни на показатели физической подготовки юных спортсменов Mонголии. Юные спортсмены обоего нола, проживающие в общежитиях, превосходят ровесников других изучаемых групп в отношении показателей гибкости. Дети, проживающие в юртах, по развитию показателей физической подготовки уступают ровесникам, проживающим в общежитиях и квартирах. В целом благоустроенные условия жизни оказывают положи-

ДЦП -это органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими поражениями.

ДЦП за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 случаев на тысячу новорожденных. Современная статистика только по Москве насчитывает около 4 тыс детей страдающих ДЦП. Рост числа инвалидов с нарушение функции ОДА и ДЦП свидетельствуют о том, что проблема инвалидности требует пристального внимания.

При оценке состояния пациента до и после проводимого лечения, а также при проведении врачебного контроля обязательно отмечается динамика клинической симптоматики. Обращается внимание на менингиальные симптомы, постуральную активность, влияние тонических рефлексов, мышечный тонус, мышечную силу, периферические рефлексы, наличие гиперкинезов, деформации стоп, укорочение конечностей, сохраненные двигательные функции и т.д.

Врачебный контроль ставит следующие задачи:

· Оказывать оздоровительное и общеукрепляющее влияние на организм для восстановления работоспособности

· Улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно- сосудистые и обменные расстройствами

· Предупредить образование спаек между оболочками нерва и окружающими тканями, а если эти спайки существуют- развивать заместительную приспособленность здоровых тканей

· Укрепить ослабленные мышцы, восстановить координацию движений, бороться с сопутствующими нарушениями.

Исследование активных движений конечностей, туловища, головы, анализ и оценка двигательных нарушений позволяют осуществлять врачебный контроль. При исследовании движений важно учитывать условия работы мышц или мышечных групп выполняемые ими в данных условиях действия, а также правильно понимать реципрокные взаимоотношения мышц- антагонистов при анализе поз и движений.

Существует большое количество тестов для определения функционального состояния различных мышц и мышечных групп. Для оценки функционального состояния мышц туловища и шеи могут быть рекомендованы следующие тесты.

Для оценки мышц спины:

- Положение больного лежа на животе, р.р. вытянуты вперед. Обследующий одной рукой фиксирует р.р. пациента, другой- таз. Пациент должен поднять голову и удерживать ее в этом положении до 5-10 с

- Лежа на животе или сидя. Обследующий производит двумя пальцами надавливающие движения вдоль позвоночника с обеих сторон, пытаясь вызвать его выпрямление. При этом оцениваются двигательная реакция больного и длительность сохранения выпрямленного положения.

- Для оценки м. брюшного пресса:

- Лежа на спине, ноги согнуты, стопы на опоре. Обследующий фиксирует согнутые ноги ребенка, который без помощи р.р. садиться, приближая голову и туловище к коленям. Фиксируется количество повторения движений.

- Лежа на спине, ноги согнуты в том же положении, туловище изогнуто вправо или влево. Обследуемый садиться. Движение следует повторить 3-5 раз.

Измерение амплитуды движений в суставах проводиться индивидуально и в определенной последовательности, при этом определяется степень выраженности мышечного тонуса, которую характеризуют по 60ти балльной шкале.

У больных гиперкинетической и атаксически- астатической формами ДЦП могут быть применены следующие пробы:

1. подсчет непроизвольных движений за 30 или 60 сек, причем пациент может находиться в различных и. п.

2. тест на удержание равновесия без дополнительной поддержки на одной и др. ноге. Он характеризует состояние вестибулярного аппарата.

3. оценка изменений мышечного тонуса производится путем регистрации биоэлектрической активности мышц в покое и при функциональных нагрузках.

Тесты зависят от формы и стадии заболевания.

Клиническая картина болезни .

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболе­вание, которое возникает у ребенка в результате поражения голо­вного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (вну­триутробном, в период родов или в период новорожденности).

Детский церебральный паралич — это заболевание вследствие недоразвития или повреждения мозга, возникшего внутриутробно, в период родов или на первом году жизни ребенка.

1. Причинами ДЦП в период внутриутробного развития ребенка (пренатальный период) могут быть:

инфекционные заболевания матери во время беременности;

ушибы и травмы (в том числе и психические травмы);

несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;

внутриутробная гипоксия или асфиксия плода и др.

2. Причинами ДЦП в период родов (интранатальный период) являются в основном родовые травмы, в том числе и акушерские. В таких случаях непосредственными причинами ДЦП являются кровоизлияния в мозг, асфиксия новорожденного и др.

3. Причинами ДЦП в период первого года жизни (ранний постнатальный период) могут быть: нейроинфекции; травмы и др.

Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Из каждых 100 случаев ДЦП 30 возникает внутриутробно, 60 — в момент родов и только 10 — после рождения (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская, 1980). При этом асфиксия новорожденного и родовая травма считаются основными причинами ДЦП. Среди предрасполагающих факторов наиболее часто называют недоношенность и переношенность, эндокринные и сердечно-сосудистые заболевания матери. ДЦП не считается наследственным заболеванием, но многие исследователи говорят о наличии неблагоприятной наследственности как о предрасполагающем к ДЦП факторе. Частота ДЦП, по разным данным, составляет 2 — 6 случаев на 1000 человек.

К. А. Семенова выделяется пять основных форм ДЦП:

Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся фор­ма ДЦП, известная под названием болезни, или синдрома, Литтля. При данной форме в значительной степени поражены ноги, одна­ко ребенок может научиться частично обслуживать себя. Часто на­блюдается задержка психического развития. 30-35% детей со спа­стической диплегией страдают умственной отсталостью в степени нерезко выраженной дебильности. У 70% наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии.

Гемипаретическая форма ДЦП в 80% случаев развивается у ре­бенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, ин­фекций и пр. поражаются формирующиеся пирамидные пути. При этой форме поражена одна сторона тела: левая — при право­стороннем поражении мозга и правая — при поражении преиму­щественно левого полушария. При данной форме обычно тяжелее поражаются верхние конечности. У 25-30% детей с гемипаретиче­ской формой ДЦП наблюдается дебильность, у 40-50% — вторич­ная задержка умственного развития.

Гиперкинетическая форма ДЦП развивается у ребенка вслед­ствие билирубиновой энцефалопатии, что является результатом гемолитической болезни новорожденных. В неврологическом ста­тусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригид­ность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный де­фект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. В 10% случаев наблюдается тугоухость.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Кроме тя­желых двигательных нарушений (поражение нижних и верхних конечностей) при данной форме ДЦП, как правило, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта.

Атонически-астатическая форма встречается значительно ре­же других форм, характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, равновесия. Наблюдается недоразвитие речи и интеллекта.

В работах К. А. Семеновой с соавторами выделены три основ­ные стадии течения ДЦП: ранняя стадия — первые месяцы жизни; ранняя резидуальная — первые годы жизни и поздняя резидуаль-ная с 2-4 до 16 лет.

Ранняя стадия характеризуется острыми нарушениями гемо-и ликвородинамики, возникающими в процессе родов. Это вызыва­ет у ребенка значительные нарушения регуляции мышечного тону­са по типу экстензорной ригидности. Кроме того, прогностическими симптомами ДЦП являются не только нарушения мышечного тону­са, но и наличие стойких позотонических (детских) рефлексов, за­держка в развитии движений, наличие атипичных движений. В боль­шинстве случаев наблюдается задержка психического и речевого развития. У некоторых больных проявления задержки в развитии психоречевых функций с возрастом сглаживаются, однако у подав­ляющего большинства детей с ДЦП задержка психического разви­тия носит стойкий характер и проявляется на последующих стадиях.

Ранняя резидуальная стадия ДЦП продолжаемся в зависимо­сти от формы и тяжести заболевания от нескольких месяцев до трех-четырех лет. Эта стадия является непродолжительной при двойной гемиплегии и тяжелой спастической диплегии. Эта ста­дия характеризуется тем, что активность тонических рефлексов у ребенка остается и даже может нарастать. Установочные рефлек­сы не формируются или формируются их элементы. Произволь­ная моторика у ребенка резко задерживается в своем развитии. Кроме того, нарастают патологические синергии, формируются па­тологические двигательные стереотипы.

Третью стадию условно называют конечной стадией заболева­ния. Она характеризуется окончательным развитием патологичес­кого двигательного стереотипа, организацией контрактур и дефор­маций на основе неврологических синдромов, которые развиваются в течение первых стадий заболевания. Внутри этой стадии К. А. Се­менова выделяет две подстадии:

Конечная стадия первой степени характеризуется патоло­гическими двигательными стереотипами, позволяющими ребенку самостоятельно или с поддержкой передвигаться, овладевать письмом, теми или иными элементами самооб­служивания, трудовыми процессами. Речь ребенка может развиваться нормально или могут иметь место негрубые ре­чевые нарушения.

Конечная стадия второй степени может наступить очень рано, в первые месяцы жизни ребенка. У ребенка быстро нарастают массивные, множественные артрогенные кон­трактуры, тяжелые деформации. Как правило, у детей на­блюдается выраженное недоразвитие интеллектуального и речевого развития.

Особые трудности представляет ранняя диагностика ДЦП. Предположение о заболевании устанавливается, как правило, во второй половине первого года жизни. Однако при тщательном психологическом обследовании ребенка с угрозой ДЦП можно получить высокоинформативные данные о возможном развитии задержки психического развития в первые три месяца жизни.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Цереброастенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;

Для детей с ДЦП характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.