Межличностные отношения ребенка с дцп

Выбор стратегии общения определяется влиянием как личностных переменных: системой представлений человека о себе, особенностями интерпретации собственного поведения и поведения других людей, так и социальной ситуацией общения, включающей возможности, условия общения, оценку индивидом своего положения в группе.

Рассматривая в качестве субъектов общения и межличностного взаимодействия детей и подростков с ДЦП, следует выделить ряд особенностей. Характеризуя личностную сферу детей, страдающих ДЦП, можно говорить о том, что их отличает: недостаточная активность, нерешительность, пассивность, осознание своей уникальности. Это ведет в свою очередь к возникновению острого чувства неполноценности, одиночества, дисгармоничным отношениям с родителями и сверстниками (Скрипкина Т.П., 1999; Пикалова Л.П., 2000).

Что касается социальной ситуации общения у данной группы детей, то вследствие недостатка общения в семье, с родителями, а впоследствии и со сверстниками у детей с ДЦП развиваются отчужденность и изоляция от окружающего мира. Это приводит к социальной дезадаптации, болезненным переживаниям, нарушению способности выполнять свойственные человеку роли в обществе, к трудностям установления эмоциональных контактов с другими людьми.

Личностные особенности и социальная ситуация развития детей и подростков с ДЦП влияют на выбор стиля межличностного взаимодействия, особенности межличностных отношений.

С целью изучения особенностей межличностных отношений у детей, страдающих ДЦП, нами было проведено собственное эмпирическое исследование. Исследование проходило на выборке детей младшего и подросткового возраста, страдающих ДЦП, но обладающих сохранным интеллектом (30 человек), а также здоровых детях, не страдающих данным заболеванием (30 человек). В исследовании приняли участие дети в возрасте от 12-17 лет, средний возраст обследованных составил - 14,5 лет. Общее количество обследованных 60 человек, по 30 респондентов в каждой группе. Исследование проходило на базе школы-интерната № 4 для детей с ограниченными возможностями, Комплексных Центров социального обслуживания населения Индустриального и Орджоникидзевского районов г. Перми. Выборку здоровых детей составили учащиеся общеобразовательной школы №84 г. Перми.

В процессе исследования были использованы следующие методы и методики исследования: метод свободного самоописания М. Лалджи, методика Лири, проективная методика "Отношение к другому" (Ю.В. Александрова), рисунок себя. Для обработки данных использовалась процедура контент-анализа. Статистическая обработка результатов осуществлялась на основе Т-критерия Стьюдента для независимых выборок, критерия углового преобразования Фишера.

Было установлено, что для детей и подростков с ДЦП характерна ориентация на собственное мнение, стремление к независимости от факторов внешней среды (в том числе и от других людей), стремление к доминированию, к подчинению окружающих своей воле.

Также было обнаружено, что для детей и подростков с ДЦП характерна сниженная потребность в общении и совместной деятельности с другими людьми, отсутствие интереса к личностной сфере окружающих, их переживаниям, чувствам, действиям и поступкам. У детей и подростков с ДЦП преобладает в основном нейтральное отношение к другим. Характерна выраженная направленность на себя, свои чувства, переживания. Это отличает их от здоровых сверстников, для которых характерны зависимость самоотношения от мнения значимых других, стремление к причастности групповым тенденциям, к сотрудничеству, к проявлению дружелюбия по отношению к окружающим людям.

В целом результаты проведенного исследования свидетельствуют о качественной специфике межличностных отношений и стиля межличностного взаимодействия у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом.


Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 07.03.2014

Статья просмотрена: 1399 раз

Физический недуг ребенка влияет не только на него самого, но и на его окружение. У детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом, не формируется чувство доверия к другим людям, достаточная мотивация и навыки общения, результатом чего является их замкнутость, изоляция, нарушения в сфере социальных контактов. Данные особенности негативно влияют на построение межличностных отношений, выбор стратегии и выбор взаимодействия.

Личностные особенности и социальная ситуация развития детей с ДЦП влияют на выбор стиля межличностного взаимодействия, особенности межличностных отношений.

Для полноценного психического развития школьника важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение.

Целью исследования являлосьизучить и выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и условной нормой развития.

Гипотезой исследования мы предполагаем, что существуют особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ДЦП, а именно: преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, эмоциональное отношение в классе — для них характерна: дружелюбие, враждебность.

В статье на основе данных проведенного исследования раскрыты особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и условной нормой развития.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей младшего школьного возраста с ДЦП существуют особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ДЦП, а именно: преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, эмоциональное отношение в классе — для них характерна: дружелюбие, враждебность.

В настоящей работе поднимается проблема формирования межличностных отношений как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимного влияния людей в ходе совместной деятельности и общения. В связи с этим у детей с ДЦП для полноценного психического развития важен не только сам процесс общения с взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение.

Под детским церебральным параличом (ДЦП) понимается тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденное) [2, с. 52]. Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы [3, с. 254].

Нами выявлены особенности межличностных отношений детьми с детским церебральным параличом:

- по методике Рене Жиля значимых различий не выявлено между детьми с ДЦП и условной нормой (в среднем 7–8 баллов);

- методика цветовой тест отношений по А. Эткинду — методика диагностики межличностных отношений Т. Лири были выявлены значимые различия между младшими школьниками с нормой развития и ДЦП (p≤ 0,05) (6–8, 8–6 баллов). Представлено в таблице 1 и 2 ниже:

Уровни типа межличностных отношений с окружающими младших школьников с условной нормой и ДЦП. (по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири)

Глава 1. Современные представления о психическом развитии детей с церебральным параличом

Особенности развития психических функций у детей с ДЦП

Характеристика речевых нарушений у детей с церебральным параличом

Глава 2. Проблемы во взаимоотношении со сверстниками у детей с ДЦП

2.1 Инклюзивное образование плюсы и минусы

2.2 Проблемы ,которые могут возникать во взаимоотношении со сверстниками у детей с ДЦП

2.3. Психологическая помощь детям с ДЦП

(первую главу я взяла и прошлой курсовой работы)

Глава 1 Современные представления о психическом развитии детей с церебральным параличом

Детские церебральные параличи — собирательный клинический термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием. Но при этом показано, что некоторые генетические факторы участвуют в развитии заболевания (примерно в 14% случаев). Кроме того определённую сложность представляет существование множества ДЦП-подобных заболеваний.

Причина любых церебральных параличей — патология в коре , подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга. Принципиальное отличие ДЦП от других параличей — во времени возникновения и связанном с этим нарушении редукции позотонических рефлексов , характерных для новорождённых. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на, другом - минимальные.

Форма детского церебрального паралича:

Распространённость форм детского церебрального паралича:

спастическая тетраплегия — 2 %

спастическая диплегия — 40 %

гемиплегическая форма — 32 %

дискинетическая форма — 10 %

атаксическая форма — 15 %

Стадии детского церебрального паралича:

1. Ранняя: до 4-5 месяцев

2. Начальная резидуальная стадия: с 6 месяцев до 3 лет

3. Поздняя резидуальная: с 3 лет

Наряду с ДЦП могут возникать другие заболевания головного и спинного мозга:

последствия различных поражений головного мозга (черепно-мозговых травм средней тяжести и тяжёлых, нейроинфекций и инсультов), перенесённых после 1 месяца жизни

аутосомно-рецессивные формы наследственной спастической параплегии

некоторые редкие формы доминантных наследственных спастических параплегий

ранние наследственные атаксии

врождённые непрогрессирующие мозжечковые атаксии

ранний детский аутизм

поражения спинного мозга ишемического и травматического характера

спинальная амиотрофия Вердинга-Гофмана

Двигательные нарушения при детском церебральном параличе:

Синдром двигательных нарушений характеризуется снижением или повышением двигательной активности (при дистонической форме ДЦП), изменениями мышечного тонуса (мышечная гипер- или гипотония, дистопия), наличием парезов или параличей, непроизвольных движений и задержкой тонических рефлексов.

При ДЦП имеются парезы или параличи спастического характера. Они могут быть в двух, трех и четырех конечностях, только в правых или левых и характеризуются повышением мышечного тонуса, глубоких сухожильных рефлексов, расширением зоны их вызывания, клонусом стоп, патологическими стопными знаками.

Нарушение функции мышц заключается в снижении способности к сокращению, расслаблению, растяжению и быстрому переключению с одного состояния на другое. Эта периодичность (сокращение - расслабление) является основой роста и развития ткани, накопления мышечной массы, увеличения силовой выносливости. При нарушении этой периодичности, когда вслед за сокращением мышца не полностью расслабляется, наступает ее истощение.

При всех формах ДЦП функция мышц нарушена: при спастических формах мышцы чрезмерно сокращены и не могут расслабляться, при атонических - они расслаблены и не могут достаточно сократиться, при дистонических страдают обе функции - сокращение и расслабление. При всех формах ДЦП нарушены реципрокные отношения.

Функциональные нарушения отмечаются и в мышцах, участвующих в акте дыхания. Обе фазы дыхания активны: и вдох, и выдох. При вдохе грудная клетка раскрывается, расширяется за счет сокращения наружных передних межреберных мышц и диафрагмы. Давление в грудной полости снижается, и в нее свободно засасывается воздух. При выдохе эти же мышцы расслабляются, давление повышается, и уже другой по составу воздух выталкивается из полости. При интенсивном вдохе дополнительно сокращаются внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. При ДЦП из-за нарушения тонуса мышц страдает регулярность фаз вдоха и выдоха. Спастичность большой грудной, трапециевидной, поднимающей лопатку мышц ограничивает движение ключиц и двух верхних ребер, что еще более затрудняет вдох. При гиперкинетической форме нарушено согласование и ритмичность фаз вдоха и выдоха. На дыхательную функцию влияет и положение ребенка (Шамарин Т.Г. с соавт., 1999) в позе на спине диафрагма и так изначально приподнята, а это еще больше затрудняет вдох, а на животе - выдох.

Нарушение дыхания приводит к ограничению поступления кислорода к тканям, это нарушает обменные процессы и неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и на общем развитии ребенка.

Состояние врожденных рефлексов при синдроме двигательных нарушений неоднозначно. Одни рефлексы могут быть угнетены (рефлекс сосания, опоры, автоматизированной походки, ползания), другие (рефлексы орального автоматизма, ЛТР, СШТР) усилены.

В клинической картине ДЦП значительная роль принадлежит патологической активности тонических рефлексов. Известно, что эта активность зависит от состояния ретикулярной формации ствола мозга и вестибулярной системы (система отолитов и полукружных каналов). Если в первые месяцы жизни более активна система отолитов, что клинически проявляется наличием лабиринтного тонического рефлекса, то затем более активной становится система полукружных каналов, что способствует формированию вертикальной позы.

Отмечается несвоевременная смена тонических рефлексов на установочные и их более высокая активность, чем в норме. При осмотре старших школьников регистрируется сохранность СШТР, АШТР, ЛТР, симптома Моро и др., остается влияние тонических рефлексов на мышцы глазных яблок, глотки и гортани. Патология кинестезии влияет на двигательное развитие ребенка.

Особенности развития психических функций у детей с ДЦП

Психические нарушения обусловлены ранним органическим поражением головного мозга, ограничением двигательной активности, социальных контактов, а также условиями воспитания.

Познание окружающего мира с первых месяцев жизни нарушено, а познавательная деятельность является основой памяти, мышления, воображения. Отрицательное воздействие на нервную систему может оказать психологическая обстановка в семье, невозможность постоянной игровой деятельности, педагогическая запущенность.

Психические нарушения при ДЦП проявляются в виде расстройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и особенностей личности.

1. Нарушения познавательной деятельности проявляются в отсутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлительности, низкой умственной работоспособности и концентрации внимания, ухудшении памяти, мышления. При спастической диплегии и гемипаретической форме нарушены пространственные представления, конструктивный праксис; при гиперкинетической форме - вербальное мышление, память, внимание.

Психические нарушения могут быть от задержки психического развития (ЗПР) до олигофрении в стадиях дебильности или имбецильности.

2. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются чаще всего сильной эмоциональной возбудимостью в сочетании с неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы.

В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, двигательной расторможенностью, повышенной эмоциональной возбудимостью (Мастюкова Е.М., Исаев Д.Н., 1988).

3. Особенности личности: нередко отмечается задержка развития по типу психического инфантилизма, в своих поступках дети руководствуются в основном эмоциями удовольствия, они эгоцентричны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия недостаточны. Больные часто эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, инертны, игровая деятельность их бедна и однообразна, отмечаются ранние проявления сексуальности.

Наблюдается дисгармония развития личности с неустойчивым настроением и сложной школьной адаптацией. Для детей с церебральным параличом характерен церебрастенические синдромы наиболее отчетливо проявляются в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. Так, во время увеличения интеллектуальной нагрузки или нарастания ее длительности наблюдается более выраженное снижение психической работоспособности. Резко проявляется недостаточность внимания, памяти и других корковых функций. Кроме того, более четкими становятся специфические особенности мыслительной деятельности.

Нарушения мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения в школе может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искаженное понимание значения отдельных слов. Это связано в первую очередь с ограниченным практическим опытом ребенка. Можно предполагать, что обобщающие понятия, сформированные вне практической деятельности, не способствуют в должной мере развитию интеллекта, общей стратегии познания.

Характерной особенностью мыслительной деятельности учащихся с церебральным параличом является также то, что многими понятиями они владеют пассивно, не умея ими оперировать. Это особенно проявляется в трудностях усвоения математики.

Особенности мышления обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера хода интеллектуальных процессов, т. е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.

У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности.

Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью цереброастенического синдрома.

Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности.

Характеристика речевых нарушений у детей с церебральным параличом

Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или алалии.

Синдромы речевых нарушений :

Наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия. Для этой формы дизартрии характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжен, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мышечных группах артикуляционного аппарата. Парезы артикуляционных мышц вызывают расстройство звукопроизношения. Характерно нарушение голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.

Наряду с псевдобульбарной, которая может встречаться при всех формах церебрального паралича, имеют место и другие формы дизартрии. Так, экстрапирамидная форма наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. Эта форма характеризуется мышечной дистонией, гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным нарушением интонационной стороны речи. При атонически-астатической форме ДЦП отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией; речь носит замедленный и толчкообразный характер; к концу фразы голос затихает. Часто встречается смешанная дизартрия.

При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и прежде всего фонетическое произношение звуков - звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрослыми. Речедвигательные затруднения вторично приводя! к нарушению анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах. Лексика увеличивается медленно, не соответствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, построение предложений, пространственно-временные отношения, восприятие формы и объема предметов. Из-за недостатка лексики слабо развивается грамматический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического развития ограничивает накопление грамматических средств.

Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП разнообразны.

Различают следующие нарушения речи:

дизартрия - нарушение произношения звуков из-за патологической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС;
алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения подкорковых речевых зон (встречается как моторная, так и сенсорная алалия);
дислексия, дисграфия - нарушения письменной речи вследствие дисфункции речевых зон;
неврозоподобные нарушения речи по типу заикания вследствие нарушения речедвигательной функции;
анартрия - отсутствие речи.
Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической.

При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной речи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.

Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования. У детей с ДЦП преобладает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нарушена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль дыхания затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и параличами мышц языка, губ, мягкого неба и гортани. При этом голос ребенка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный.

Дети с церебральным параличом с трудом овладевают чтением и письмом. Дислексия и дисграфия обычно сочетаются с недоразвитием устной речи и встречаются при различных формах дизартрии. Длительное время дети медленно читают по слогам, переставляют буквы, пропускают строчки. На письме искажается графический образ букв, с трудом соединяются буквы в слова, а слова во фразы, часто отмечается зеркальность письма. Нарушения чтения и письма связаны с оптико-гностическими расстройствами, спастичностью мышц кисти, глаз, сужением полей зрения, нарушением взаимодействия речеслуховой, речедвигательной и зрительно-моторной систем. Нарушения речи происходят в форме псевдобульбарной, мозжечковой или экстрапирамидной дизартрии (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001).

При псевдобульбарной дизартрии повышается тонус мышц языка, лица, шеи, нарушается голосообразование, дыхание, жевание.

Мозжечковая дизартрия приводит к гипотонии мышц языка, губ - при этом речь замедленная, толчкообразная, затухающая к концу фразы.

Экстрапирамидная дизартрия возникает при гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинезы распространяются на мышцы языка, губ, диафрагму, при этом нарушается плавность и размеренность речи.

Меню навигации

Пользовательские ссылки

  • Активные темы

Информация о пользователе

Особенности межличностных отношений подростков с ДЦП

Теги: особенности межличностных отношений детей подросткового возраста с детским церебральным параличом, ДЦП, нарушением функций опорно-двигательного аппарата ОДА, особенности межличностных отношений учащихся подростков школы VI вида 6 вида

Многими исследователями был отмечен тот факт, что одной из главнейших потребностей подросткового возраста является потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители. Для подростка с отклонениями в развитии дружеское общение с нормально развивающимися сверстниками бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других детей и подростков, положительно скажется на общем эмоциональном и умственном развитии. Постоянное взаимодействие только со взрослыми обедняет духовную жизнь ребенка, не дает ему возможности реализовать естественные детские интересы и стремление дружить со сверстниками [13].

Э.С. Калижнюк, Ю.С. Шевченко занимались изучением межличностных отношений подростков с ограниченными возможностями здоровья. По результатам исследований с помощью методики Розенцвейга у подростков-инвалидов обнаружена пониженная фрустрационная толерантность. Степень социальной адаптации у возбудимых личностей несколько выше, чем у тормозных [30].

Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в рамках межличностных отношений, отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные

реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу. Согласно исследованиям, межличностные конфликты наблюдаются у детей с различными формами ДЦП и в значительной степени обусловлены не столько тяжестью церебрально-органического дефекта, сколько особенностями воспитания ребенка [13].

Также речевые нарушения, чаще всего различные формы дизартрии, выявляются у большинства больных ДЦП. Выраженность дизартрических нарушений может быть разной - от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. В самых тяжелых случаях может наблюдаться анартрия (отсутствие речи вследствие тяжелого поражения артикуляционного аппарата). Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев сочетаются с общим недоразвитием речи [15, 17].

Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к трудностям речевого контакта. У части детей, преимущественно с гиперкинетической формой ДЦП, выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха. У 20 —25 % детей имеются также нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения [12, 18].

Сочетание всех указанных выше факторов бесспорно влияет на процесс формирования межличностных отношений подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Общение рассматривается как сложный процесс взаимодействия между людьми, при обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. [3]. “Общение” является сложным, имеющим свою структуру понятием. В научной литературе при характеристике структуры общения. вместе с интерактивной и перцептивной, выделяют коммуникативную сторону.

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, существующими между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации [3]. Под коммуникативными действиями понимают действия, целью которых является смысловое восприятие. Выделяют два основных вида коммуникации: вербальная и невербальная. Средства вербальной и невербальной коммуникации представлены на рисунке 1.


Рис.1 –Средства вербальной и невербальной коммуникации

Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Таким образом, общение может осуществляться с помощью разнообразных средств [3].

Физический недуг ребенка оказывает влияние не только на него самого, но и на окружающих его людей. Дети и подростки с ДЦП зачастую не испытывают чувства доверия к людям. У них отсутствует желание общаться из-за отсутствия навыков общения. Это способствует возникновению замкнутости, изоляции и нарушению формирования социальных контактов. Т. В Ахутина и А. Н. Кричавец в своих исследованиях отмечали, что данные особенности отрицательно влияют на построение межличностных отношений, выбор стратегии и стиля взаимодействия [9].

Выбор стратегии общения обусловлен не только системой представлений человека о себе, особенностями интерпретации собственного поведения и поведения других людей, но и социальной ситуацией общения, включающей возможности, условия общения, оценку индивидом своего положения в группе.

Ряд авторов, в качестве субъектов общения и межличностного взаимодействия детей и подростков с ДЦП, выделяют ряд особенностей. Наблюдая за развитием личности детей с ДЦП, отмечают недостаточную активность, нерешительность, пассивность, осознание своей уникальности. Это влечет к возникновению острого чувства неполноценности, одиночества, дисгармоничному отношению с родителями и сверстниками [8].

Основной особенностью детей с церебральным параличом является дефицит внимания к себе, значительные трудности в общении (коммуникации), так как выражение своих мыслей, эмоций, желаний и потребностей зачастую затруднено. Дети с данным нарушением не могут пользоваться вербальными средствами общения, так как у них имеются расстройства речи, которые в свою очередь затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь, которая играет главенствующую роль в познавательном и эмоциональном развитии, в большинстве случаев недоступна таким детям. А ведь именно устная речь, служит базой социального взаимодействия [8].

Таким образом, для облегчения общения, развития ребенка и активизации его участия в учебном процессе, очень важно соответственно, будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум. Описанные в статье способы коммуникации помогут детям выразить свои мысли и желания, а их семьи получат возможность общаться, понимать и правильно ухаживать за детьми [8].

Каковы же специфические особенности развития коммуникативных навыков у детей с детским церебральным параличом?

У детей данной категории наблюдается гетерохронное развитие функции общения (примечание: гетерохронность- неравномерность развития). Наиболее развитыми для детей с детским церебральным параличом являются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Как было упомянуто выше, нарушение артикуляции и координации движений отрицательно отражается на процессе общения со сверстниками и с взрослым. На общении также негативно сказывается и трудность в выражении своего собственного эмоционального состояния [7].

Дети с церебральным параличом в дошкольном и школьном возрасте обычно не многословны, и их ответы не отличаются разнообразием.

Дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом зачастую не проявляют особого желания к общению и сотрудничеству с взрослыми. Но при проявлении настойчивого побуждения и поддержке все-таки устанавливают контакты. В отличие от здоровых детей, дети с ДЦП редко пользуются экспрессивно-мимической речью, чаще используют жесты [6].

Для того чтобы принять участие в общении, детям, страдающим ДЦП, требуются побуждения взрослого. Играют с игрушками или с предметами они, как правило, в одиночку. Дети не стремятся к взаимодействию со взрослыми или сверстниками, а также не испытывают желания подражать их действиям. Их больше привлекает сама игрушка или предмет, нежели общение.

Экспрессивно-мимические средства общения, оживленный взгляд, двигательные спонтанные реакции появляются немного позже и характеризуются кратковременностью, монотонностью и маловыразительностью. Как было сказано выше, в процессе общения дети с ДЦП предпочитают пользоваться жестами. Свои жесты они сопровождают резкой мимикой и гримасами подчеркнуто восклицательного характера, выражая, таким образом, свои эмоции [6].

Таким образом, у детей с ДЦП в возрасте первых трех-четырех лет формирование мотивов и форм общения происходит, так же как и у здоровых детей. Но желание к общению у детей с ДЦП выражается слабо. Это зависит от взрослых, которые стараются усиленно опекать больного ребенка. Также желание к общению обусловлено и недостаточной познавательной активностью детей, которая возникает вследствие сенсомоторной недостаточностью и социальной депривацией. Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникативной активностью ребенка с ДЦП и со слабым развитием функций, которые включают в себя моторные компоненты. В дошкольном и младшем школьном возрасте речь детей немногословна, их ответы однообразны и не развернуты [6].

Как одно из основных средств общения, речь естественно формируется в социальном взаимодействии, а период становления проходит еще в первые годы жизни ребенка. Когда у ребенка с ДЦП не достаточно развита сенсомоторная сфера, контроль за жестами и мимикой своего лица, кинестетическим восприятием, контролем за дыханием и передвижением, артикуляцией, звукопроизношением, то возникают трудности самостоятельно реализовать себя в окружающем мире. Все это соответственно влияет на развитие его коммуникативной деятельности и психического развития в целом.

Урсула Хаупт выделила пять типов коммуникативных нарушений. Данные типы связаны с нарушением движения, с нарушением мозга, с длительной госпитализацией, с социально-эмоциональными проблемами и с физическим дефектом [4].

Нарушение дыхания, несформированность дыхания, мышц гортани и горла отрицательно сказываются на формирование плача, гуления и лепета в доречевой период. Важными факторами, влияющими на формирование коммуникативных навыков, являются незрелая познавательная деятельность и отсутствие коммуникативного опыта.

Ребенку с двигательными нарушениями трудно устанавливать контакты, так его слова и движения могут оказаться непонятными собеседнику. Поэтому после пережитых неудач, ребенок вряд ли проявит инициативу к общению. Двигательные нарушения влияют также и на невербальное общение. Если ребенок не может выполнять понятные жесты, то передача сообщений усложняется. Навыки невербального общения будут развиваться только тогда, когда окружающие встретят подобные попытки с пониманием[4].

Что касается социальной ситуации общения у данной группы детей, то из-за нехватки семейного общения, с родителями, а далее и со сверстниками у детей с ДЦП развиваются отчужденность и изоляция от окружающего мира. Это способствует социальной дезадаптации, болезненным переживаниям, нарушению способности выполнять свойственные человеку роли в обществе, к трудностям установления эмоциональных контактов с другими людьми.

Личностные особенности и социальная ситуация развития детей и подростков с ДЦП оказывают влияние на выбор стиля межличностного взаимодействия, особенности межличностных отношений [9].

Таким образом, детей с церебральным параличом требуют к себе большого внимания и испытывают значительные трудности в общении (коммуникации). Эти трудности выражаются в выражении своих мыслей, эмоций, желаний и потребностей. Дети данной категории с трудом пользуются вербальными средствами общения. Это особо проявляется в тех расстройствах речи, которые мешают в установлении контакта с окружающими людьми. Устная речь играет существенную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия, но зачастую она недоступна детям с двигательными нарушениями.

Поэтому применение специальных педагогических условий обеспечит эффективность процесса коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей с церебральным параличом, в результате которой улучшится развитие ребенка, а также будет активизировано его участие в учебном процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.