Мониторинг дошкольников с дцп









МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП

С 2006 года Минздравсоцразвития впервые отметил тенденцию к росту числа больных детским церебральным параличом (далее – ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10 тыс. детей (т.е. 1,94 на 1000), что составляет 54 тыс. детей-инвалидов с ДЦП. Разумеется, это цифры весьма приблизительные, т.к. на 100 тыс. детей приходится 3532,5 детей с болезнями нервной системы, установленными впервые в жизни, и мы можем считать, что таких больных на порядок больше. В США, например, насчитывается от 550 до 760 – 980 тысяч инвалидов с ДЦП, хотя частотность рождения таких детей там составляет от 2,8 до 4 человека на 1000 населения).

В России частотность появления детей с ДЦП только в 2001 году составляла (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000 новорожденных. Сейчас она выше, поскольку из-за увеличения количества выживающих недоношенных младенцев растет и вероятность церебральных нарушений. По данным Департамента социальной защиты населения Москвы в 2010 году в особую группу учета включены 4118 детей с ДЦП (а взрослых – 1699).

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в широких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, такие как паралич всех конечностей, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, возникшие вследствие ДЦП, так же как и двигательные, варьируются в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Основной формой абилитации детей с ДЦП являются регулярные занятия по адаптивной физической культуре, которые включают в себя: лечебную гимнастику, массаж, занятия на тренажерах, кинезотерапию, формирование навыков самообслуживания и т.д.

Эффект раннего воздействия при работе с детьми с ДЦП является ключевым фактором эффективной абилитации. Поэтому занятия адаптивной физической культурой в раннем и дошкольном возрасте являются основополагающими всего процесса восстановления.

При проведении занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с ДЦП важно определить необходимые упражнения для занятий, выявить их эффективность, а, следовательно, и динамику развития ребенка.

Существуют несколько методик определения эффективности занятий по адаптивной физической культуре.

Шкала навыков по Чейли.

Этот метод основывается на неврологических и биомеханических аспектах развития. По системе Чейли оценивается: положение таза, положение плечевого пояса, симметрия, распределение веса тела.

Оценка двигательных возможностей детей, разработанная в НИИ травматологии и ортопедии и. Г.И. Турнера.

Оценка включает в себя:

состояние двигательной и рефлекторной сфер;

развитие мелкой моторики;

развитие умственной деятельности;

обследование развития речевых навыков;

обследование возможностей зрительно-пространственного восприятия;

наличие сопутствующих заболеваний;

морфологические данные ребенка. [2]

Методика показателей физического развития и культурно-гигиенических навыков детей, предложенная А.А. Наумовым и Т.Э. Токаевой в авторской программе. Концептуальными основаниями авторской программы является онтогенетически ориентированный личностный, деятельностный и субъективный подходы к физическому и трудовому воспитанию детей с двигательной патологией. Представленное в программе содержание предназначено для организации вариативных форм физического и трудового воспитания детей в сопровождении взрослого.

экскурсия грудной клетки;

жизненная емкость легких;

силовая выносливость мышц спины;

оценка манипулятивной деятельности рук;

оценка зрительно-моторной реакции;

оценка способности к самообслуживанию;

Перечисленные показатели в большей степени отражают физическое развитие ребенка, его морфологические качества, и в меньшей – сформированность двигательных навыков.

Анализ существующих методик мониторинга детей с ДЦП показал, что есть необходимость в создании доступной для использования методики мониторинга формирования двигательных навыков у детей с ДЦП. Доступность в использовании помогает родителям применять данную методику без участия специалиста. Эта особенность, несомненно, имеет существенное значение для семей, которые проживают далеко от областных центров и у которых нет возможности выехать на консультацию к специалисту.

поднимает ноги, лежа на спине;

поднимает руки, лежа на спине;

поднимает голову, лежа на спине;

опирается на локти, лежа на спине;

переворачивается с живота на спину;

переворачивается со спины на живот;

передвигается по опорной поверхности;

ходит вдоль опоры;

садится из положения лежа;

самостоятельно встает. [1]

Каждый из разделов теста разбит на стадии и уровни развития навыка, то есть в рамках каждого навыка выведена последовательность двигательных изменений, четко отражающая возрастающий уровень постурального контроля.

Двигательное развитие детей с синдромом Дауна отличается от формирования двигательных навыков детей с ДЦП, но способ организации теста двигательных навыков является примером доступного мониторинга.

Основным показателем как мониторинга детей с ДЦП, так и эффективности занятий является сформированный навык у воспитанника. В отличие от теста двигательных навыков детей с синдромом Дауна, предлагаемый нами мониторинг разделен на 7 групп показателей, в зависимости от того, какие мышцы задействованы в формировании и сложности выполнения движения. Помимо этого включена группа показателей наличия тонических рефлексов – одной из особенностей патологии двигательного развития детей с ДЦП, которые препятствуют формированию правильных поз ребенка и вертикализации тела.

Каждая группа состоит из двигательных действий, которые показывают сформированность различных навыков. Двигательные действия ранжируются от простого к сложному, и оцениваются в баллах от 0 до 3.

Группы показателей сформированности двигательных навыков:

показатели наличия тонических рефлексов;

двигательные навыки нижних конечностей;

двигательные навыки верхних конечностей;

передвижение в пространстве.

В положении лежа на спине поднятие и опускание головы, верхние и нижние конечности лежат вдоль туловища прямые – 1 балл.

В положении лежа на спине ребенок поворачивает голову в сторону, при этом захватывает игрушку, находящуюся сбоку от него, подносит к себе – 2 балла.

В положении лежа на животе ребенок лежит, разогнув руки и ноги, может манипулировать предметами, находящимися перед ним – 3 балла.

В положении лежа на спине ребенок активно поворачивает голову в сторону, за этим следует поворот туловища и конечностей (поворот на бок или на живот) - шейная выпрямительная реакция (с 4 мес.) – 3 балла.

Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.

В положении лежа на спине поднимает согнутые в коленном суставе ноги вместе, обнимает руками в области коленного сустава – 1 балл.

В положении лежа на спине поднимает поочередно правую, левую ноги, согнутые в коленном суставе – 1 балл.

В положении лежа на животе поднимает поочередно ноги, согнутые в коленных суставах – 2 балла.

В положении лежа на спине поднимает почередно правую, левую прямые ноги – 2 балла.

В положении сидя на стуле (стопы на полу, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов), перекаты стоп с пятки на носок – 2 балла.

В положении стоя у опоры перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.

В положении стоя (без опоры) перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.

Положение лежа на животе с опорой рук на локтевые суставы – 0 баллов.

Переворот из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно – 1 балл.

Сгибание/разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на животе с продвижением вперед (например, на гимнастической скамье) – 1 балл.

Ползание по гимнастической скамейке с помощью одновременного сгибания/разгибания рук в локтевых суставах – 1 балл.

Ползание по полу с поочередным сгибанием/разгибанием рук и ног – 2 балла.

Из положения лежа на животе с опорой прямых рук на кисти, подъем таза вверх и назад и сгибание ног в коленных суставах (угол сгиба коленных суставов 90 градусов) – 2 балла.

Ходьба на коленях с опорой прямых рук кистями на пол с поочередной сменой рук и ног – 3 балла.

Махи прямой ногой/рукой из положения стоя на коленях с опорой кистями на пол ("трехопорная" стойка) – 3 балла.

Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.

Поднимает, опускает прямые руки – 0 баллов.

Пальцы рук согнуть в кулак и разогнуть – 1 балл.

Захватывает предмет (игрушка), удерживает, отпускает – 1 балл.

Бросает (катает), ловит мяч – 2 балла.

Соединяет кисти рук, ладони вместе, скрещивая пальцы – 2 балла.

Захватывает мелкие предметы (монеты, бусины), удерживает их, перемещает, отпускает – 3 балла.

Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.

Положение сидя на полу, ноги согнуты в коленных суставах скрестно перед собой, руки перед собой держатся за устойчивую опору (может быть заменено положением сидя на полу с согнутыми коленями на икроножных мышцах) – 0 баллов.

Положение сидя на стуле со спинкой и подлокотниками за столом, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 1 балл.

В положении сидя на стуле со спинкой за столом, производит манипуляции с предметами, расположенными на столе – 2 балла.

Положение сидя на стуле со спинкой без подлокотников и стола – 2 балла.

Положение сидя на табурете без спинки, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 3 балла.

Стойка в положении стоя на коленях у опоры (руки держат устойчивую опору - лестницу, брусья) – 0 баллов.

Ходьба на коленях за "устойчивой" опорой (руки держатся за цилиндр, ходунки, стул, тележку и т.д.) – 1 балл.

Ходьба на коленях за " неустойчивой" опорой (руки держатся за фитбол) – 1 балл.

Положение стоя на стопах у опоры (руки держатся за устойчивую опору - лестницу, брусья) – 1 балл.

Ходьба с ходунками, цилиндром, с опорой рук на брусья – 2 балла.

Ходьба с опорой рук на фитбол, канаты – 2 балла.

Ходьба за одну руку ("опорная" рука держится за брус) – 2 балла.

Положение стоя на стопах без опоры – 3 балла.

Самостоятельная ходьба – 3 балла.

Лазанье по вертикальной гимнастической лестнице – 1 балл.

Подъем и спуск с платформы (вперед/назад, вправо/влево), высота 15-20 см – 2 балла.

Ходьба правым/левым боком приставными шагами, руки держатся за брусья – 2 балла.

Подъем и спуск правым/левым боком по лестнице, держась руками за поручни, 10 ступеней – 2 балла.

Подъем и спуск по лестнице, держась одной рукой за поручень, 10 ступеней – 3 балла.

Езда на велосипеде (3-4хколесном) – 3 балла.

Ходьба на мини-лыжах – 3 балла.

На основе мониторинга составляется карта обследования двигательных навыков детей с ДЦП, которая изображена в таблице 1.

Таблица 1. Карта обследования двигательных навыков детей дошкольного возраста с ДЦП.

общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);

группа полного дня;

Заключение и рекомендации ПМПК

нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

основная образовательная программа дошкольного образования с коррекционным разделом;

АОП ДО для детей с НОДА

АОП ДО для детей с ТНР

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой, познавательной, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы, коммуникативной, речемыслительной и компенсации нарушений в развитии.

Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для ребенка с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.

Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.

Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходим минифланелеграф с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Пять дней в неделю, полный день

Третья группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля

Взаимодействие специалистов ОУ

Рекомендованы занятия с учителем-логопедом

Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

Модуль 3.1 Комплексирование программ

АОП ДО для детей с НОДА

Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом / Сост. Н.В. Симонова. – М. 1987.

Данилова Л.А., Стока К., КАзицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 1997.

Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:

3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей

Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо

3.2.2а. Образовательная область: Речевое развитие

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

1 этап организации образовательной деятельности

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

2 этап организации образовательной деятельности

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы).

Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением, объяснять образные выражения.

Повторяет двустишья и простые потешки.

3 этап организации образовательной деятельности

Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры.

Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Пересказывает, составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания.

Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем признакам. Демонстрирует навыки фонематического восприятия.

Владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза. Осуществляет слоговой анализ и синтез слов. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

3.2.2б. Образовательная область: Познавательное развитие

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

1 этап организации образовательной деятельности

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд.

2 этап организации образовательной деятельности

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры.

Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения.

Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.

3 этап организации образовательной деятельности

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

3.2.2в. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

1 этап организации образовательной деятельности

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

Стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности.

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

2 этап организации образовательной деятельности

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

Имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор.

Появляется элементарный предметный рисунок. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

3 этап организации образовательной деятельности

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.

С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки. Подпевает при хоровом исполнении песен.

3.2.2г. Образовательная область: Физическое развитие

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

1 этап организации образовательной деятельности

Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.

2 этап организации образовательной деятельности

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

Принимает активное участие в подвижных играх с правилами.

Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений.

3 этап организации образовательной деятельности

Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма.

Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики

Развитие сенсомоторной и зрительно-двигательной координации.

Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения.

Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.

Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.

Индивидуальные занятия с воспитателем и логопедом по подготовке руки к письму.

Все образовательные области

Формирование охранительного режима в режимных моментах и процессах группы.

Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.

Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми.

Введение дополнительной физкультурной минутки.

Выполнение заданий в парах.

Снижение двигательной нагрузки по сравнению со сверстниками.

Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.

Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками.

Расширение объема двигательной памяти.

Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.

Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.

Расширение объема зрительной памяти.

Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо.

Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления

Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности.

Развитие наглядно-действенного мышления.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие образно-логического мышления.

Развитие элементов словесно-логического мышления..

Развитие элементов творческого мышления и воображения.

Моделирование проблемных ситуаций.

Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.

Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления портала Мерсибо.

Освоение приемов анализа, обобщения, сравнения, аналогии, абстрагирования и др.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования

Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец.

Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему.

Совместное рисование в паре со взрослым, родителями.

Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями.

Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями.

Конструирование в паре со взрослым и сверстником.

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт - BMX
  • Велоспорт - трек

Популярное

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, дети дошкольного возраста, ДЦП, мониторинг формирования двигательных навыков.

Аннотация. В статье представлена программа мониторинга формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Основным критерием представленного мониторинга является формирование двигательных навыков. Мониторинг позволяет не только отслеживать результаты детей, но и составить программу занятий.

Monitoring the formation of motor skills in preschool children with cerebral palsy

Toporkova N., postgraduate student Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg

Keywords: adaptive physical education, preschool children, cerebral palsy, monitoring the formation of motor skills.

Abstract. The article presents a program for monitoring the formation of motor skills in preschool children with cerebral palsy. The main criterion is presented for monitoring the formation of motor skills. Monitoring allows you to not only monitor the results of children, but also to make a program of studies.

Впервые с 2006 года Минздравсоцразвития РФ отметил тенденцию к росту числа больных детским церебральным параличом (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10 тыс. детей (что составляет 54 тыс. детей-инвалидов с ДЦП). Разумеется, это цифры весьма приблизительные, т. к. на 100 тыс. детей приходится 3532,5 детей с болезнями нервной системы, установленными впервые в жизни, и можно считать, что таких больных на порядок больше. В США, например, насчитывается от 550 до 980 тысяч инвалидов с ДЦП (хотя частота рождения таких детей, там составляет от 2,8 до 4 человека на 1000 населения).

В России частота появления детей с ДЦП только в 2001 году составляла (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000 новорожденных. Сейчас она выше, поскольку из-за увеличения количества выживающих недоношенных младенцев растет и вероятность церебральных нарушений. По данным Департамента социальной защиты населения Москвы в 2010 году в особую группу учета включены 4118 детей с ДЦП (взрослых - 1699).

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в широких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, такие как паралич всех конечностей, на другом - минимальные. Психические и речевые расстройства, возникшие вследствие ДЦП, так же как и двигательные, варьируются в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.

У детей с ДЦП нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Основной формой абилитации детей с ДЦП являются регулярные занятия адаптивной физической культурой, которые включают в себя: лечебную гимнастику, массаж, занятия на тренажерах, кинезитерапию, формирование навыков самообслуживания и т. п.

Эффект раннего воздействия при работе с детьми с ДЦП является ключевым фактором эффективной абилитации. Поэтому занятия адаптивной физической культурой в раннем и дошкольном возрасте являются основополагающими всего процесса восстановления.

При проведении занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с ДЦП важно определить необходимые упражнения для занятий, выявить их эффективность, а, следовательно, и динамику развития ребенка.

Существуют несколько таких методик: шкала навыков по Чейли, оценка двигательных возможностей детей, разработанная в НИИ травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера, методика показателей физического развития и культурно-гигиенических навыков детей, предложенная А. А. Наумовым и Т. Э. Токаевой в авторской программе [3]. Перечисленные методики мониторинга определяют действительный уровень развития ребенка, но являются довольно громоздкими в использовании.

Например, предложенная в 2008 г. Репиной А. И. методика определения динамики двигательной подготовленности и уровня сформированности навыков самообслуживания у детей с ДЦП в поздней резидуальной стадии, включала такие показатели, как динамометрия кистей; экскурсия грудной клетки; жизненная емкость легких; силовая выносливость мышц спины; статическая координация; оценка манипулятивной деятельности рук, зрительно-моторной реакции, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самообслуживанию [2]. Доступность в использовании помогает родителям применять данную методику без участия специалиста. Эта особенность, несомненно, имеет существенное значение для семей, которые проживают далеко от областных центров, и у которых нет возможности выехать на консультацию к специалисту.

Вышеперечисленные показатели в большей степени отражают физическое развитие ребенка, его морфологические качества, и в меньшей - сформированность двигательных навыков.

Таким образом, анализ существующих методик мониторинга детей с ДЦП показал, что существует необходимость в создании доступной для использования методики мониторинга формирования двигательных навыков у детей с ДЦП.

Двигательное развитие детей с синдромом Дауна отличается от формирования двигательных навыков детей с ДЦП, но способ организации проведения теста двигательных навыков является примером доступного мониторинга.

Основным показателем эффективности занятий является сформированный навык у детей с ДЦП. В отличие от теста двигательных навыков детей с синдромом Дауна, предлагаемый нами мониторинг разделен на 7 групп показателей, в зависимости от того, какие мышцы задействованы в формировании и сложности выполнения движения. Помимо этого включена группа показателей наличия тонических рефлексов - одной из особенностей патологии двигательного развития детей с ДЦП, которые препятствуют формированию правильных поз ребенка и вертикализации тела.

Каждая группа состоит из двигательных действий, которые показывают сформированность различных навыков. Двигательные действия ранжируются от простого к сложному, и оцениваются в баллах от 0 до 3.

Группы показателей сформированности двигательных навыков:

  1. показатели наличия тонических рефлексов;
  2. двигательные навыки нижних конечностей;
  3. ползание;
  4. двигательные навыки верхних конечностей;
  5. положение сидя;
  6. ходьба;
  7. передвижение в пространстве.

На основе мониторинга составляется карта обследования двигательных навыков детей с ДЦП (табл. 1).

Таблица 1 - Карта обследования двигательных навыков детей дошкольного возраста с ДЦП.

Наименование группы показателей

Номера двигательный действий и их оценка в баллах

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.