Занятия для родителей у которых дети с дцп

Ранняя коррекционная помощь родителям детей с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
roditelyam_pridtsp_rv.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Признаки детского церебрального паралича у ребенка обнаруживаются с рождения, поэтому уже в первые недели жизни нарушается весь ход психического развития малыша, в частности замедляется и искажается процесс формирования его речи. Как правило, в дальнейшем возникает тяжелое речевое расстройство — дизартрия.

Несмотря на то что нарушения доречевого развития можно обнаружить в первые месяцы жизни, логопедическая работа иногда начинается только после достижения трех лет и направлена на исправление уже закрепившегося стойкого нарушения речи. Кроме того, замедленное и искаженное речевое развитие детей с ДЦП приводит к нарушению познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

В связи с этим встает первостепенная по своей важности задача ранней коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, направленной на предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка.

Как же организовать жизнь ребенка с церебральным параличом в самый ранний период?

Многих родителей беспокоят трудности, которые возникают у ребенка во время еды (с трудом жует, глотает, может поперхнуться пищей, наблюдается отсутствие аппетита, иногда появляется отвращение к определенным блюдам и т.д.).

Для того чтобы облегчить процесс кормления, прежде всего следует выбрать удобное положение ребенка при кормлении. Часто бывает достаточно положить руку на шею ребенка и одновременно наклонить вперед плечи или зафиксировать одну руку, голову наклонить вперед.

При тяжелых поражениях ребенка следует кормить в положении лежа. При этом голову необходимо приподнять, а тело или поддерживать, или придать ему наклонное положение.

Следует избегать позиции кормления птиц (голова запрокинута, пища заливается в рот), поскольку она вызывает трудности при закрывании рта и глотании.

Поднося ложку ко рту ребенка, необходимо внимательно следить за его губами. Если малыш пищу выталкивает языком, ее следует вводить сбоку.

Для улучшения глотательного рефлекса проводятся подготовительные упражнения, направленные на снижение саливации и улучшение движений губ и языка. Чтобы облегчить глотание, голову ребенка можно слегка наклонить, накладывая кусочки льда на скуловую кость, быстрыми и давящими движениями потирать затылок. Этому способствует также питье жидкости в маленьком количестве из чашки. При этом нужно слегка поглаживать горло. Прикосновения к горлу выполняются вверх к основанию языка и к подбородку.

Нельзя допускать, чтобы ребенок кусал край чашки. Если возникают трудности при закрытии рта, следует закрыть губы, слегка прижав их пальцами. Для полного смыкания губ можно использовать и такие упражнения, как удерживание губами или зубами сначала толстых предметов (пробковый стержень), а затем тонких (соломинка, зубочистка и т.д.). Практическим упражнением для хорошего закрывания губ (рта) является питье через трубочку.

Чтобы побудить ребенка к глотанию, его приучают брать пищу с ложки губами, а не засовывают ее в рот. Поглаживающие движения горла назад, вперед и вниз, затем снова назад и вверх способствуют улучшению акта глотания.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок ел в кругу семьи или других детей. Совместный прием пищи способствует развитию чувства сопричастности.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с церебральным параличом должна проводиться ежедневно.

С первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов (характерный симптом детского церебрального паралича) у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), поэтому не-

Для нормализации состояния и функционирования органов артикуляционного аппарата большое значение имеют массаж и артикуляционная гимнастика.

Массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:

в направлении от середины лба к вискам;

от бровей к волосистой части головы;

от линии лба вниз через все лицо к шее;

от мочек уха по щекам к крыльям носа;

по верхней губе от угла рта к середине;

по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно.

точечный массаж в области подчелюстной ямки;

вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти;

легкое поглаживание, похлопывание, вибрация деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждое упражнение выполняется в течение 15 секунд.

Расслабление мышц шеи осуществляется путем пассивных движений головы. Правая рука помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивается то в одну, то в другую сторону, покачивается вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает расслабление корня языка.

При выраженной вялости артикуляционной мускулатуры проводятся специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации.

Артикуляционная гимнастика с детьми до года проводится в пассивной форме, т.е. с помощью руки с использованием марлевой повязки.

Особое внимание уделяется движениям губ, языка.

Упражнения для губ:

сомкнуть, разомкнуть губы;

поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу, максимально обнажая верхнюю и нижнюю десну;

натянуть верхнюю губу на нижнюю и удерживать на счет 3-5;

натянуть нижнюю губу на верхнюю и удерживать на счет 3-5;

вытянуть губы вперед воронкой.

Упражнения для языка выполняются рукой, с использованием марлевой повязки:

вытянуть язык вперед;

поднять язык на верхнюю губу;

опустить язык на нижнюю губу;

отвести язык вправо, затем влево.

Детский церебральный паралич проявляется прежде всего в двигательных расстройствах (нарушение общей, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики). Развитие двигательных функций как у здорового, так и у ребенка с церебральным параличом происходит поэтапно. Здоровый ребенок сначала учится удерживать в правильном положении голову, потом туловище, учится садиться, ползать, вставать, переступать, наконец ходить. У ребенка с церебральным параличом также, прежде чем развить возможность самостоятельного передвижения, вначале надо сформировать необходимые для этого предпосылки: удерживание головы и туловища и т.д.

При детском церебральном параличе у ребенка наблюдается нарушение не только моторики, но и познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Нарушение познавательной деятельности на ранних этапах развития проявляется в нарушении зрительного, слухового и тактильного восприятия.

У многих детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения. У одних детей отмечаются беспокойство, расторможенность, суетливость, у других — вялость, пассивность, безынициативность. Для этих детей характерна повышенная впечатлительность, раздражительность, плаксивость. Кроме того, часто наблюдается расстройство сна: плохо засыпают, спят беспокойно. У некоторых детей имеет место ночной, а иногда и дневной энурез (недержание мочи).

Все эти особенности определяют необходимость соблюдения определенного режима при воспитании ребенка с церебральным параличом.

Родителям необходимо, посоветовавшись с врачом, организовать четкий режим питания и сна и проводить систематические курсы лечения. При неправильном воспитании нарушения нервной деятельности усиливаются и принимают стойкий характер.

Долг родителей — не только дать жизнь ребенку, но и помочь ему реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал, что требует постоянного, изо дня в день, кропотливого труда.


ДЦП - детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

Именно по этим причинам у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.

Заключение о том, страдает малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные заболевания, пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.

Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.

Детям с диагнозом ДЦП непросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников .

Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

Доказано, что дети старшего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс достаточно консультации у врача.

Комплекс упражнений для разминки

Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

- малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

- необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

- под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

После этого можно проводить игры, которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:

- попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

- указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

- особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

- указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Игры и упражнения для детей, страдающих ДЦП

Игра "Зайка серый умывается " (3-7 лет).

Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

"Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.

Вот он вымыл ротик, ушки.

Ах, какой же он послушный!

Не забудет он о лапках -

Их протрет чистейшей тряпкой.

И давай потом скакать -

"Нужно в гости ведь бежать!"

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

Игра "Прокати мяч с горки" (2-5 лет).

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игры по развитию вестибулярного аппарата.

"Пройди, не задев ворота" (5-14 лет).

Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

"Повернись - не ошибись" (7-14 лет).

Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

"Запрещенное движение" (6-14 лет).

"Передал - садись" (7-14 лет).

Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи. Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку. Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

Кинезиологические игры при поражении суставов (полиартриты)

"Чья лошадка быстрее?" (4-9 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

"Кулак и ладонь" (6-14 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Подвижные игры при поражении суставов

"Вернись на место" (7-14 лет).

Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка. Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил. Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

"Снежинки" (3-12 лет).

Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание "мороз". Когда он произносит фразу "дует-дует сильный ветер", то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке. Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: "Вот мороз пришел".

А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают "Ах, как холодно!", и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: "А вот и ветерок легкий подул", и снежинки в ответ медленно произносят "фу-у-у-у". Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова. При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.

Лекция - беседа для родителей

Ваш ребёнок – особый, и вам необходимо об этом знать. Он будет развиваться в особых условиях, и вам необходимо это учитывать!

Основным принципом адаптивной двигательной реабилитации является одновременная стимуляция и развитие как двигательных, так и психических функций с целью максимальной адаптации детей-инвалидов к условиям социальной среды и выработке мотиваций к учёбе и личностному развитию.

Каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам, как бы это ни было трудно, утомительно и долго. Только тогда он действительно научится управлять собой. Наша с Вами задача – развить и поддержать эту активность, ставить перед ребёнком шаг за шагом всё более сложные цели.

Родитель должен помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности – Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможности и силы ребёнка, в то, что он в состоянии делать то же, что и его сверстники, придаст ему силы и мужество. Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что-то сделать за него – Вы жалеете не его, а себя!

Если Вы сделали что-то за ребёнка – Вы отняли у него шанс научиться чему-то новому!

РОДИТЕЛЯМ О ПРОБЛЕМЕ

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание, проявляющееся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять активные движения, что может сопровождаться нарушением речи, психики, зрения, слуха. Степень поражения может варьировать от лёгкой степени до крайне выраженной. Тяжесть заболевания и степень различных его проявлений зависит от того, насколько сильно, и какие отделы головного мозга поражены.

Общее состояние ребёнка можно значительно улучшить и сделать менее тяжёлым.

Чем раньше мы начнём, тем больших успехов добьёмся!

Многообразные проявления ДЦП характеризуется, прежде всего, нарушением мышечного тонуса скелетной мускулатуры как по типу его повышения (спастика), так и снижения (гипотонус). В связи с этим описано несколько форм данного заболевания:

Спастическая диплегия – проявляется повышением мышечного тонуса и ограничением объёма движений преимущественно в ногах, функция рук страдает в меньшей степени. Эта форма также может сопровождаться психоречевой патологией различной выраженности.

Гемипаретическая форма – также проявляется повышением тонуса и ограничением движений, но преимущественно с одной стороны тела (левая рука и нога или правая рука и нога). Интеллект и речь, как правило, сохранны или незначительно задержаны в своём развитии.

Двойная гемиплегия – самая тяжёлая форма, которая проявляется выраженными двигательными нарушениями, как в руках, так и ногах, часто сопровождается значительными отклонениями в умственном развитии ребёнка, грубыми речевыми нарушениями, трудностями с жеванием и глотанием.

Атонически - астатическая форма – Характеризуется снижением мышечного тонуса (гипотонией) и расстройствами координации и равновесия, что затрудняет удержание вертикальной позы и формирование ходьбы. Может сопровождаться речевыми расстройствами, задержкой психического развития.

Гиперкинетическая форма – мышечный тонус изменчив, может колебаться между нормальным и низким, при этом приступообразно возникают спазмы в отдельных группах мышц. Ребёнок неловок, отмечаются дополнительные неконтролируемые движения головы, туловища, конечностей, гримасы, которые усугубляются при перемене положения тела, эмоциональном возбуждении. Речевые расстройства нередки, при этом снижение интеллекта встречается гораздо реже.

Следует отметить , что ДЦП заболевание не прогрессирующее – улучшение состояния возможно в любом случае, но поражённые отделы головного мозга восстановить, к сожалению, невозможно. Поэтому необходимо специально обучать ребёнка двигательным навыкам, развивая его двигательные возможности.

Все члены семьи должны научиться тому, как помочь ребёнку пробрести необходимые навыки и тем самым предупредить развитие вторичных физических недостатков.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! РОДИТЕЛЯМ О РОДИТЕЛЯХ

Своевременное выявление неправильного воспитания, (к которому относят реакцию отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка, гиперопеку, скрытое и открытое отречение), поможет избежать негативных последствий неправильного воспитания или снизить их вероятность. Важно также, чтобы реабилитационная работа велась поэтапно, не только в лечебном учреждении, но и дома для того, чтобы знания и умения, полученные на занятиях со специалистами, постоянно закреплялись и пополнялись. Только такая непрерывная работа с ребёнком может дать положительные результаты для его развития.

Гармоничное семейное воспитание предполагает единый подход к ребёнку со стороны всех членов семьи, полное эмоциональное принятие ребёнка, ориентация на его проблемы, предъявление адекватных требований с учётом возраста и уровня развития.

Одной из проблем большого количества семей, в которых растут особые дети, является реакция отрицания ограниченных возможностей ребёнка , то есть отрицание дефекта или степени дефекта. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка настаивают на высокой успешности его деятельности. Наблюдается неадекватность восприятия своего ребёнка. Такая реакция может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, поскольку у ребёнка повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым. Это, безусловно, приводит к формированию заниженной самооценки ребёнка и мешает как реабилитации, так и обучению.

К сожалению, часто родители сами мешают ребёнку правильно развиваться, не облегчают, а усложняют его психологическое развитие. Это происходит в случае чрезмерной заботы о ребёнке, ограждения его от всех настоящих и мнимых трудностей. Такой стиль воспитания называют гиперопекой. При гиперопеке реакция чрезмерной защиты, опеки, жалость и сочувствие, чрезмерная любовь матери приводит к тому, что родитель делает слишком много за ребёнка, как следствие – ребёнок становится инфантильным, часто чувствует себя беспомощным даже в самых обычных бытовых ситуациях. Помните, что предоставление ребёнку самостоятельности, автономии и права на ошибку – является необходимым условием гармоничного развития личности. Ошибаясь и исправляя ошибки, каждый ребёнок приобретает необходимый опыт, учиться искать разные варианты решения проблем, и отвечать за свои поступки. Кроме того , у чрезмерно опекаемых детей, как правило, отсутствует мотивация к реабилитации.

Наряду с гиперопекой в семьях, где воспитывается ребёнок с ДЦП, часто можно встретить прямо противоположное отношение родителей к ребёнку – реакцию отвержения. Выделяют скрытое отречение , когда дефект ребёнка воспринимается родителем как позор. При этом типе воспитания, своё отрицательное отношение к ребёнку родители склонны скрывать за чрезмерно заботливым, внимательным воспитанием. Стремясь к тому, чтобы выглядеть образцовыми родителями, они постоянно демонстрируют крайнюю степень заботы о проблемах ребёнка, забывая о самом ребёнке, его переживаниях, радости и страхах, постоянной нужде в общении и проявлении эмоций.

Открытое отречение отличается тем, что родитель осознаёт и не скрывает от ребёнка свои враждебные чувства по отношению к нему. Как правило, для преодоления чувства вины и обоснованности враждебных чувств такие родители осуществляют защиту, т.е. обвиняют врачей, учителей, общество, которые виноваты в возникновении предрассудков по отношению к особому ребёнку, не такому как все.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Основной задачей реабилитации и абилитации детей является обучение ребёнка самостоятельному обучению и самообслуживанию, при помощи коррекционных физических упражнений. Степень сложности упражнений различна. Не спешите использовать все упражнения, согласуйте их с возможностями Вашего ребёнка.

Задача должна быть выполнимой. Только после того, как ваш ребёнок освоит простые упражнения, усложняйте задачу.

Критериями усталости организма ребёнка являются следующие признаки:

Выражение лица напряжённое, ребёнок сильно возбуждён, суетлив (кричит, вступает в конфликт), либо он чересчур отвлекается и вялый;

Движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;

Кожа ребёнка сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

Ребёнок сильно потеет, особенно лицо;

Учащаются пульс и дыхание.

Если Вы видите, что задание оказалось сложным для ребёнка, - внесите изменение в само задание: замените его менее сложным, например игровыми, не требуйте высокой точности выполнения движений, будьте доброжелательны и эмоциональны .

Чрезвычайно важно контролировать позу ребёнка не только при проведении занятий, но и в повседневной жизни: за едой, в игре и т.д., поощряя правильные и исправляя порочные (неправильные) установки туловища и конечностей.

В положении сидя (на стуле, на диване) угол между бедром и голенью, т.е. сгибание в коленном суставе, должно быть близко к прямому углу, колени разведены, а пятки должны стоять на опоре (на полу или подставке).

В положении стоя, колени ребёнка должны быть выпрямлены, а пятки стоять на опоре (на полу или подставке).

Для того чтобы Ваш ребёнок почувствовал себя компетентным и самостоятельным в быту, ему необходимо предоставить возможность оказывать Вам посильную помощь по дому.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЁНКОМ.

УКРЕПЛЯЕМ МЫШЦЫ, ВЫПРЯМЛЯЮЩИЕ ТУЛОВИЩЕ

Ребёнок лежит на полу, руки и ноги выпрямлены. Повороты с живота - на бок – на спину, и обратно.

Ребёнок лежит на спине, ноги прямые, руки вытянуты вдоль туловища. Поочерёдное поднимание прямых ног на 15 – 20 см.

Ребёнок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. Поворот таза, без подъёма плеч (уложить колени на пол), поочерёдно влево, вправо.

Ребёнок сидит с максимально согнутыми коленями и удерживает их руками. Маленькими шагами ребёнок сначала максимально выпрямляет ноги, затем таким же образом приводит их в исходное положение (упражнение выполняется поочерёдно каждой ногой, затем двумя ногами одновременно).

Ребёнок сидит, опираясь на прямые руки сзади. Он старается сохранить сидячее положение во время выполнения хлопка перед собой.

Ребёнок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, опора на всю стопу: разведение коленей в стороны и возвращение в исходное положение.

РАЗВИВАЕМ РАЗЛИЧНЫЕ МЫШЕЧНЫЕ ГРУППЫ НОГ

Ребёнок лежит на спине, пяткой одной ноги медленно проводит по передней поверхности голени другой ноги от голеностопного сустава до колена.

Ребёнок лежит на спине с выпрямленными ногами, пытается потянуть носки на себя.

Ребёнок лежит на спине, ноги выпрямлены, пятки вместе. Пытается развести носки на максимально возможный угол.

Ребёнок лежит на животе, поочерёдное сгибание ног в коленях.

Приседания. Ноги опираются на всю стопу, колени разведены (упражнение можно выполнять, держась за стул или другую опору, которая находится сбоку).

Ребёнок стоит у опоры, опираясь на всю стопу, поочерёдно становится на правое и левое колено.

Ребёнок сидит на стуле, поочерёдно пяткой одной ноги провести от стопы до колена другой ноги.

Ребёнок сидит на стуле, самостоятельно или с помощью взрослого встаёт и садится на стул.

ТРЕНИРУЕМ ФУНКЦИИ КИСТИ

Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов разной величины, сначала крупных, затем мелких; рисование карандашом, мелом; удерживание чашки за ручку. Очень полезны упражнения, развивающие отталкивающую функцию рук и зрительно-моторную координацию: катание мячей, шариков, бросание и ловля предметов.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ КИСТЕЙ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Ладошки – кулак – ребро.

Пальчики здороваются. Соединяются пальцы обеих рук, большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Банку или пластиковую бутылку обмазать пластилином. Попросить ребёнка из различной крупы выкладывать узоры.

Следует учитывать, что особые условия развития детей с ДЦП определяются наличием двигательных нарушений, которые нередко сочетаются с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи, слуха, зрения, поведения и эмоционального развития. Важно знать, что степень тяжести двигательных нарушений, зачастую не соотносится с тяжестью нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Это значит, что коррекционная работа должна строиться с учётом всего комплекса нарушений, составляющих особые возможности вашего ребёнка.

Все трудности преодолимы , если в планомерную ежедневную работу включена вся любящая ребёнка семья, использующая для развития ребёнка все доступные ей возможности.

Радуйтесь каждому, Даже самому скромному достижению Вашего ребёнка!

Ваша доброжелательность, настойчивость и терпение обязательно будут вознаграждены успехами Вашего ребёнка и повышением его самостоятельности.

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ

Использование музыки в процессе занятий, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, способствует исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию. Ребёнок учится слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представления ребёнка о пространстве и умение ориентироваться в нём. Движение под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер (весёлая, грустная), развивают способность сопереживать содержание музыкального образа.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как Мышление, память, внимание, восприятие.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребёнка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Основные принципы работы с особым ребёнком:

Постоянная упорная тренировка каждый день!

Активность и самостоятельность ребёнка!

Сознательная беспомощность родителей!

Развитие личности - залог успеха физической полноценности!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.