Pnf терапия при дцп у детей

PNF терапия – это одна из методик кинезиотерапии, т.е. лечения движением. PNF расшифровывается как, проприоцептивное нейромышечное проторение (P – proprioceptive, N – neuromuscular, F – facilitation). Позволяет восстановить функциональные связи между нервной системой, которая руководит двигательным актом, и мышцами, непосредственно осуществляющими движение.

Методика PNF основана на принципах биомеханики тела и нейрофизиологии. Все мышцы, суставы, связки содержат проприорецепторы, реагирующие на растяжение или сжатие. С помощью специальных манипуляций происходит воздействие на данные рецепторы, и осуществляется возможность стимулировать, инициировать или облегчить выполнение того или иного движения любой частью тела, вплоть до движений век. Так же возможно корректировать правильное направление, силу и объём движения. Кроме того, методика PNF позволяет работать с мышцами и опосредованно. Это значит, что если нет возможности воздействовать напрямую на пораженную мышцу, можно заставить ее работать, используя нормально функционирующие мышцы и части тела. Благодаря PNF стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, а значит, появляются новые, правильные статические и динамические стереотипы, увеличивается двигательная активность.

Метод PNF – это тесная совместная работа реабилитолога и ребенка, поэтому более эффективна в применении к детям способным осознанно принимать участие в занятиях. Почему важно совместное активное участие в занятиях? Это основной принцип методики PNF-терапии. Все просто: человек способен сохранить в памяти до 90% информации в том случае если слушает, видит, проговаривает и демонстрирует одновременно. Следовательно, чем большее количество сенсорных органов участвует в процессе работы, тем крепче запоминание.

Философия PNF

Все люди, включая людей с ограниченными возможностями, имеют нереализованный физический потенциал (H.Kabat 1950.)

  • PNF- система, в которой каждое воздействие направлено на весь организм, а не только на отдельную пораженную мышцу.
  • Основываясь на теории нереализованного потенциала, реабилитолог всегда нацелен на мобилизацию скрытых резервов ребенка.
  • Ход занятий всегда позитивный, построенный на активном сотрудничестве реабилитолога и ребенка. Цель PNF воздействия – помочь ребенку достичь максимума своих собственных функциональных физических возможностей.

Методика была разработана еще в 40-50 гг прошлого столетия в США и успешно применяется в реабилитации детей с ДЦП и взрослых с последствиями ДЦП и по сей день. В нашей стране используется сравнительно недавно. В руках умелого реабилитолога представляет собой очень эффективный метод восстановления ребенка с ДЦП. Методика включает около 100 упражнений направленных на различные части тела и группы мышц.

Реабилитационные центры сейчас активно включают в свои программы курсы реабилитации по PNF методике. Единственное НО, получить сертификат специалиста по PNF, еще не означает быть им. Поэтому – читайте, слушайте отзывы.

В Ютюбе можно найти достаточное количество видеороликов по PNF методике, к сожалению все на английском языке и упражнения демонстрируются на взрослых людях. Я в конце статьи размещу один из них, думаю, не составит труда найти остальные самостоятельно.

Книга вышла в декабре 2014 г. небольшим тиражом. В интернет магазинах она уже есть в продаже. Для скачивания не доступна, видимо это связано с условиями лицензионного соглашения с издательством.

И еще одна убедительная просьба: не считайте за труд оставлять свои комментарии к статьям с отзывами, собственным опытом, вопросами и мнениями. Таким образом вы помогаете мне, и мы помогаем друг другу.

ПНФ терапия – это одна из наиболее эффективных методик кинезотерапии, основанная на принципе функциональной анатомии и нейрофизиологии. Данный метод позволяет в кратчайшие сроки восстановить утраченную двигательную функцию, а также предупредить развитие осложнений после травм, инсульта и тяжелых оперативных вмешательств.

Специалисты клиники реабилитации Юсуповской больницы умеют грамотно работать с пациентами разных возрастов и физической подготовки. Корректно составленный план лечения гарантирует получение желаемого результата в кратчайшие сроки. Посредством мануального воздействия терапевт Юсуповской больницы стимулирует и корректирует выполнение движений тела пациента, включая даже мимику лица. При условии регулярных тренировок с инструктором к человеку со временем возвращается способность ощущать свое тело, держать равновесие, осанку и контролировать движения вне зависимости от внешних обстоятельств.


Что это за метод и как он работает?

Аббревиатура ПНФ расшифровывается как (П) проприоцептивное (Н) нейромышечное (Ф) облегчение. Ощущение своего тела (проприоцептивная чувствительность) формируется в мышцах за счёт определенных рецепторов, реагирующих на сжатие и растяжение. Позже произведённая в мышцах, сухожилиях, связках и суставах информация передается в центральную нервную систему, где формируется система движений всего тела. Здоровый человек даже в расслабленном состоянии может почувствовать положение своего тела и отдельных его частей. Вследствие определенного ряда травм и заболеваний проприоцептивная чувствительность может быть нарушена: человек не контролирует координацию движений, может не рассчитать их амплитуду, а в некоторых случаях не способен двигаться с закрытыми глазами или находясь в темноте.

ПНФ терапия направлена на восстановление процесса обмена информацией между мышцами и центральной нервной системой. Благодаря скоординированным движениям врача-инструктора по физиотерапии и самого пациента, получается возобновить ощущение тела и снова начать двигаться как здоровый человек.

В PNF методике очень важен тесный и доверительный контакт между врачом и пациентом, так как именно слаженная работа обоих даст ожидаемый результат.

Показания

Данная методика является наиболее актуальной для пациентов со следующими диагнозами:

  • инсульт, инфаркт;
  • врожденные патологии опорно-двигательного аппарата;
  • параличи, парезы и контрактуры;
  • рассеянный склероз;
  • детский церебральный паралич;
  • болезнь Паркинсона;
  • повреждения нервной системы, сопровождающиеся нарушенной двигательной функцией;
  • черепно-мозговые травмы;
  • травмы спинного мозга;
  • протрузии и грыжи межпозвонкового диска;
  • сколиоз, остеохондроз, остеопороз;
  • болезнь Шейермана-Мау;
  • дисплазии;
  • дисфункция плечевого сустава;
  • переломы позвоночника;
  • нейропатия, неврит;
  • переломы конечностей, вывихи суставов;
  • перенесенное оперативное вмешательство на позвоночнике или суставах.

Результаты

При условии регулярных длительных занятий с инструктором, PNF методика позволяет добиться следующих результатов:

  • устранить нарушения координации движений, улучшить осанку и походку. В данном случае результат зависит от упорной работы пациента, ведь именно самостоятельное осознание движений способствует правильному формированию двигательного стереотипа;
  • избавиться от контрактур конечностей, гипотрофии мышц, парезов и других врожденных или приобретенных патологий. Каждый диагноз требует определенной реабилитационной программы, поэтому курс ПНФ терапии назначается врачом Юсуповской больницы в индивидуальном порядке, основываясь на показателях и анамнезе пациента;
  • установить баланс в силе, объеме и амплитуде выполняемых движений. В большинстве случаев в будущем, после прохождения полного курса реабилитации, пациент сможет вести обычную жизнь, передвигаясь самостоятельно, не прибегая к помощи посторонних людей;
  • улучшить подвижность, выносливость, привести в порядок общий тонус мышц.

Принципы методики

Существует ряд принципов, на которых основывается данная методика. К ним относятся:

  • целостная проработка одновременно всех групп мышц. ПНФ терапия является методом, который основывается на комплексном воздействии. Инструктор не прорабатывает изолированно каждую пораженную мышцу, а старается возобновить моторную функцию сразу всех мышечных групп, поскольку пораженная мышца не работает одна - только в совокупности с другими;
  • обязательная растяжка перед тренировкой. Как и в обычных занятиях спортом, упражнения ПНФ требуют предварительной разминки мышц во избежание различных микротравм и болевых ощущений;
  • интенсивная нагрузка и сопротивление с самого начала тренировок. Пассивные движения являются важной составляющей двигательной активности, однако они практически никак не влияют на функционировании неработающих мышц. Сопротивление, создаваемое тренером, а также усиленная нагрузка без постепенного динамического роста способствуют лучшей проработке пораженных областей мышечного корсета;
  • психологическая поддержка. Используя данный метод реабилитации, человек чувствует свои истинную силу и хочет работать дальше, совершенствуя ее. Однако с людьми, лишенными мотивации и желания работать, в клинике реабилитации Юсуповской больницы работает команда психологов, которая поможет мотивировать человека и направить его на правильный путь;
  • естественная последовательность проработки всех групп мышц (например, от кистей рук к плечевому суставу и т.д.).

ПНФ терапия является методом, поставившим на ноги большое количество людей по всему миру. Слаженная работа команды специалистов Юсуповской больницы гарантирует позитивный и целостный подход к каждому пациенту. Мы предоставляем все необходимые условия и новейшее оборудование для занятий ПНФ терапией в стенах стационара для пациентов любых возрастов.

Для записи в клинику реабилитации следует позвонить в круглосуточную службу поддержки по телефону Юсуповской больницы, либо обратиться к врачу-координатору на нашем сайте через форму обратной связи.

PNF – это реабилитационный метод, в основе которого лежит идея, что все люди, и дети с ДЦП в том числе, обладают неиспользованным двигательным потенциалом. Ключевая задача данной методики – помочь пациенту достичь максимально возможного для него уровня функционирования.

PNF - проприоцептивное нейромышечное проторение. Это одна из разновидностей кинезиотерапии, то есть лечения движением. Метод направлен на восстановление здоровых связей между ЦНС и мышцами.

Основы PNF метода

Основателем методики является Герман Кэбат, который отметил тот факт, что все движения, требующие серьезных усилий, выполняются по диагонали. Диагональная траектория моторики имеет одно неоспоримое преимущество – она вовлекает в движение максимальное количество групп мышц, что приводит к нужному результату. Мышечные сокращения проходят с меньшими усилиями, чем при прямолинейных движениях. PNF-инструкторы используют это знание, обучая пациентов делать любое движение правильно и наиболее эффективно в конкретном случае.

PNF методика помогает освоить те движения, которые либо еще отсутствуют в спонтанной моторике пациента, либо их количество оставляет желать лучшего. Используя специальных захваты, специалист стимулирует необходимые движения (паттерны движений) и добивается того, что постепенно ребенок начинает выполнять необходимые действия самостоятельно.

В PNF разработано около десятка техник, которые позволяют решать разнообразные задачи и проблемы пациентов:

  • увеличение силы;
  • улучшение координации движения;
  • отработка способности удерживать позу без движения и в движении;
  • увеличение выносливости;
  • устранения контрактур;
  • увеличение амплитуды движений;
  • выработка движений, необходимых в жизни.

Метод ПНФ предполагает тесное сотрудничество пациента и реабилитолога во время занятий. В результате активного взаимодействия специалист может легко контролировать нагрузку и корректировать программу, выбирая наиболее актуальные в данный момент задачи.

Методика включает более 100 специальных упражнения, ориентированных на разные мышечные группы. Программа упражнений в Центре подбирается строго индивидуально, с учетом потребностей каждого ребенка.

Философия PNF

  • Дети с диагнозом ДЦП обладают нереализованным физическим потенциалом, который реабилитолог должен помочь мобилизовать.
  • Любое воздействие в методике направляется на все тело, а не только на пораженные участки мускулатуры. Правильная работа с теми частями тела, которые лучше выполняют движения и менее повреждены, позволяет обучить и включить в движения более части тела.
  • Происходит использование принципов моторного обучения и моторного контроля: повторение в разных контекстах, разнообразие исходных положений и соблюдение последовательных фаз моторного контроля.
  • Активная совместная работа ребенка и PNF-инструктора, занятия в позитивном ключе – залог успеха.

PNF стимуляция позволяет формировать, развивать и закреплять движения на уровне ЦНС, создавать новые моторные стереотипы, увеличивать двигательную активность пациентов с ДЦП и другими неврологическими патологиями. С помощью этой методики есть возможность опосредованно работать даже с теми мышцами, нейронные связи с которыми потеряны. Это достигается за счет воздействия на пораженные мышцы нормально функционирующими мышечными группами и частями тела.

Метод PNF в реабилитационных программах Центра Галилео

Метод PNF позволяет работать с детками, находящимися на любых этапах развития – ходячие, не ходячие, самостоятельно поворачиваются или лежат в одном положении. Каждое задание, которое инструктор выполняет вместе с ребенком, имеет специфическую цель. На основе анализа пределов возможностей и проблем мы подбираем индивидуальный комплекс упражнений, поз и положений, которые в данный момент важны для этого ребенка.

Мы работаем с ходячими пациентами, а также готовим к вертикализации сложных деток с ДЦП и неврологическими отклонениями. Проводим вертикализацию на специальном столе Tiet table, который совмещает в себе стол-вертикализатор и платформу Галилео. Преимущество этого аппарата в том, что здесь легко подбирать угол наклона и дозировать нагрузку на скелет и мышцы ребенка.

Метод PNF позволяет:

  • корректировать походку;
  • улучшать перенос веса;
  • увеличивать длину шага;
  • повышать устойчивость и скорость походки.

По возможности с маленькими детками PNF-терапия проводится в игровой форме. Занятия в Центре Галилео, в том числе, проводит Татьяна Пестрова – сертифицированный PNF-инструктор 5-го уровня. Она проходила обучение и стажировку в США, а сейчас готовится стать преподавателем международной ассоциации PNF-специалистов.

Часто травма, произошедшая с ребенком, затрагивает сразу несколько областей его жизни, не ограничиваясь физической неспособностью выполнять ранее привычные действия. В нашем Центре такие пациенты получают комплексную помощь. С одним ребенком может работать целая команда специалистов (врач-реабилитолог, физиотерапевт, логопед-дефектолог, психолог, нейро-психолог. Основная цель – помочь ребенку достичь максимально возможного скрытого потенциала и вернуть утраченные в результате травмы или операции функции.

Знакомство с ребенком в нашем Центре происходит во время первичной консультации. На ней опытный врач-реабилитолог:

  • внимательно осмотрит вашего ребенка;
  • определит уровень поражения;
  • проведет необходимые тесты;
  • обсудит с вами цели и задачи, которые предстоит решить в ближайшем будущем;
  • расскажет о долгосрочных перспективах;
  • составит рекомендованный план реабилитации и возможно опробует какие-то из предполагаемых методик.

Если вы не имеете возможности приехать к нам на очную консультацию (проживаете в другом городе или по другим причинам), вы можете прислать в Центр свои медицинские документы, и мы попробуем провести оценку вашего ребенка заочно. В этом случае мы также предложим план реабилитации.

Количество методик по физической реабилитации, которыми владеют специалисты Центра Галилео, достаточно велико для того, чтобы выбрать среди них наиболее подходящие для вашего ребенка и использовать их в индивидуальном сочетании.

  • вернуть утраченную подвижность в составах;
  • восстановить способность поворачиваться, садиться, ползать, вставать, ходить, бегать;
  • восстанавливаем координацию движений;
  • тренируем равновесие, баланс;
  • помогаем решить речевые проблемы;
  • восстанавливаем глотание, жевание, сосание;
  • работаем над улучшением памяти, внимания, когнитивные способности;
  • помогаем справиться со страхами, неуверенностью;
  • восстанавливаем речевой аппарат;
  • обучаем самостоятельному жеванию;
  • подбираем ортезы и специальные средства.

Мы имеем опыт работы с детьми сразу после травмы или операции, как только получено разрешение основного лечащего врача.

А главное, мы готовы обучить вас, родителей, чтобы восстановление ребенка проходило дома. Наши специалисты разрабатывают программу упражнений на 2-3 месяца, которую нужно выполнять дома. И в домашних условиях уже мамы и папы берут на себя роль инструкторов.

Начав реабилитацию, мы доводим ее до того момента, когда максимальный потенциал вашего ребенка начинает реализовываться во всех утраченных сферах, возвращаются потерянные способности.

В 1946 году клинический опыт, подкреплённый теоретическими обоснованиями, стал основой метода ПНФ. Он достаточно хорошо известен в странах Европы, а в Россию пришел около десяти лет назад.

Суть методики

Суть метода ПНФ состоит в том, что посредством работы здоровых мышц возвращается двигательная активность связанных с ними пораженных, ослабленных, бездействующих мышц. Задача реабилитолога при этом - задействовать имеющуюся в здоровых частях тела силу пациента для восстановления нормального движения пораженных травмой или заболеваниями конечностей и отдельных мышц.

Во всех мышцах, суставах, связках содержатся проприорецепторы, функция которых – передавать импульсы от раздраженных внешним воздействием мышц, суставов или сухожилий к центральной нервной системе, которая в свою очередь заставляет совершить необходимое действие. Посредством стимулирующего воздействия на данные рецепторы (через растяжение, сжатие, скручивание нужных участков мышц) можно стимулировать, инициировать или облегчить выполнение того или иного движения любой частью тела, вплоть до движения век. При этом возможно корректировать правильное направление, силу и объём движения. С помощью стимуляции движение формируется и закрепляется на более высоких уровнях ЦНС, и в результате появляются новые правильные статические и динамические стереотипы, повышается двигательная активность.

Метод ПНФ - это тесная совместная работа специалиста и пациента, поэтому необходимое условие успешности лечения - активное участия в нем пациента. Больной должен осознавать и выполнять команды инструктора (поэтому для детей эта методика применяется, как правило, с 4-х лет). Постоянно взаимодействуя с пациентом, специалист всегда может скорректировать объём работы и величину нагрузки и выбрать задачи, наиболее точно соответствующие данному моменту.

На практике метод основан на непосредственном контакте рук инструктора с телом пациента. Правильный захват - одно из основных условий эффективного выполнения упражнений. Руки реабилитолога должны всегда противодействовать двигательным группам, стимулируя (путем давления) кожные рецепторы тех мышечных групп, которые совершают сокращение. В ходе упражнения пациент получает словесные команды, которые напоминают больному об очередных элементах движения, а также подготавливают к максимальному напряжению и сотрудничеству в выполняемом движении. Словесные команды реабилитолога должны сопровождаться зрительным контролем со стороны пациента, чтобы он мог скорректировать движение при необходимости.

Для повышения эффективности терапевтического воздействия перед началом каждого упражнения выполняются следующие манипуляции:

  1. Элонгация - мышечное растяжение. Мышцы должны быть предварительно полностью растянуты, с включением соседних суставов, вблизи которых происходит данное движение.
  2. Тракция - максимальное оттягивание суставных поверхностей. Применяется перед началом движения, которое носит характер сближения частей конечности. Отдаление суставных поверхностей должно выдерживаться все время до завершения движения.
  3. Компрессия - максимальное приближение суставных поверхностей друг к другу. Применяется перед началом движения, которое носит характер отталкивания, отдаления частей конечности. Чаще всего это движение, при котором происходит разгибание основного сустава. Сближение суставных поверхностей должно удерживаться все время до завершения движения.
  4. Концентрация - максимальное напряжение наиболее сильных мышц для возбуждения ослабленных мышц, находящихся в данной синергической группе.

Перед выполнением определенного вида движения необходимо предварительно оценить функциональное состояние всех мышечных групп, принимающих участие в данном движении. Если, например, сила сгибателей пальцев и кисти окажется большей, чем сила мышц, сгибающих предплечье, движение следует начинать с сокращения мышц-сгибателей пальцев и кисти. В ходе упражнения необходимо делать акцент на более слабые составные части данного движения.

При выполнении упражнения положение реабилитолога непрерывно меняется, он удаляется от пациента или приближается к нему, следует за движением или опережает его. При этом необходим полный контроль движения с момента его начала до завершения при одновременном дозированном противодействии.

Лечение осуществляется в положении лежа, сидя или стоя в зависимости от степени травматизации. При тяжелых травмах и потере движений в конечностях лечение всегда начинается в горизонтальном положении, что облегчает восстановление утраченных навыков. Постепенное увеличение нагрузки и усложнение движений позволяет пациенту адаптироваться и включать в работу утраченные паттерны (схемы) движения.

Особенности методики

Особенности методики, в сравнении с классическими методиками ЛФК:

  • сопротивление движению - максимально возможное, дается с самого начала лечения;
  • интенсивное занятие, с врачом (методистом), а затем и самостоятельное, длится большую часть дня, утомление - не повод прекращать упражнения;
  • активно применяется удлинение (растягивание) пораженных мышц;
  • используются нейрофизиологические принципы управления мышцами со стороны ЦНС;
  • лечится большая группа мышц - мышечно-фасциальные цепи.

Лечение в соответствии с данной методикой всегда осуществляется в позитивном ключе и не причиняет никакой боли пациенту, при этом происходит восстановление правильных схем движения, улучшается эргономика и, как следствие, повышается качество жизни пациента.

Показания к применению

ПНФ терапия эффективно используется при лечении таких заболеваний, как:

  • Постинсультное состояние (восстановление утраченных функций);
  • Последствия различных травм и операций;
  • Боли в позвоночнике и суставах, межпозвонковые грыжи;
  • Нарушения осанки и сколиоз;
  • ДЦП.

Также с успехом методика ПНФ применяется при ревматоидных заболеваниях (за исключением острых и подострых состояний).

Противопоказания

Применение данной методики в полном объеме затруднено у больных, не способных концентрировать внимание, что осложняет активное взаимодействие при выполнении упражнений.

Мы предлагаем только то, в чем уверены.

Консалтинговые услуги где лучше лечат в России и мире

Лечение в Екатеринбурге

Лечение на Урале

Лечение рака в Израиле,

  • Лечение позвоночника в Израиле,
  • Отдых и лечение в Чехии, и многое другое
  • .

Электронная почта: alexanderprofmed@yandex.ru

Контактное лицо: Александр

  • Услуги и цены
  • Спецпредложения партнеров



Последнее время в Европе появился


Мы представляем медицинское


По легенде, именно у итальянских берего.


Таинственный и искусный, как тонч.

ДЦП. Реабилитация

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Помимо традиционных методик нейрореабилитации используются множество альтернативных методик

PNF — проприоцептивное нейроциркуляторное проторение.

Методика разработана в1940 г. Доктором Германом Кабатом.

PNF — это больше чем метод, это философия лечения. В основе лежит идея о том, что люди, в т.ч. и инвалиды обладают неиспользованным жизненным потенциалом. Главная цель лечения состоит в оказании помощи пациенту в достижении максимально возможного уровня функционирования.

Принцип действия

Методика PNF применяется при различных заболеваниях и травмах, связанных с поражением ЦНС, и сопровождающихся нарушением двигательной активности (ДЦП, постинсультные состояния, травмы головного и спинного мозга, периферической нервной системы и др.); так же при реабилитации последствий травм (когда есть мышечная гипотрофия или контрактуры); при нарушениях осанки.

Bobath -терапия

Физиотерапевт Берта Бобат более 30 лет назад предложила на основе собственного опыта и интуиции совершенно новый подход к реабилитации больных со спастическими поражениями. Началось с удачных попыток выявления позиций, позволяющих затормозить патологические рефлексы. В свою очередь это способствовало снижению мышечного напряжения и приводило к осуществимости управляемого движения.

С течением времени опыт обогащался и привел к разработке методики, которую нейрофизиолог доктор Карл Бобат, супруг Берты Бобат, обосновал теоретически.

Через некоторое время весть о методике распространилась из Лондона по всему миру. В настоящее время она применяется как нейродинамический метод восстановления. Методика оказалась эффективной при большинстве видов ДЦП. Находит она также применение при поражениях других типов, особенно с нарушениями мышечного напряжения.

Авторы предлагают много правил поведения, дают практические рекомендации, не формулируя никаких схем. Это позволяет лучшим образом приспосабливать упражнения к индивидуальным нуждам больного.Принципы кинезитерапии

С самого начала кинезитерапевтического воздействия все движения управляются руками методиста, который руководствуется тремя сферами контроля движения и позы: голова, плечевой пояс, тазовый пояс.

Пассивное перемещение в пространстве каждой из этих сфер позволяет вызвать желаемые рефлексы - в основном так называемые реакции выпрямления (головы по отношению к телу и наоборот, или одних сегментов тела по отношению к другим). Это рефлексы уровня промежуточного мозга, которые в физиологических условиях появляются в возрасте 6-8 мес. (в простой форме в 1-6 мес. жизни).

При умелом провоцировании рефлексов выпрямления удается провести ребенка через все естественные позиции - от лежания, через положение на четвереньках, сидя, на корточках и до позиции стоя и таким образом4 посредством многократного повторения научить ребенка всем необходимым движениям нормального двигательного цикла развитого здорового ребенка.

Руки методиста, умело направляя движение, обеспечивают его правильность, облегчают стабилизацию конечностей при опоре на них и сохранение достигнутого положения. Таким образом, не допускается высвобождение нежелательных патологически продленных рефлексов и обеспечивается доминирование желательных физиологических рефлексов. Приближенное к нормальному физиологическому движению, такое упражнение сопровождается ощущением почти нормального напряжения мышц. После многократного повторения по принципу становления временных связей, закрепляются рефлексы и навыки, приближенные к нормальным, а также приближенное к нормальному мышечное напряжение.

Вспомогательные движения не являются полностью пассивными. Пассивное перемещение производится только в пространстве данной конкретной сферы тела. Медленно выполняемое движение с выжиданием активного сотрудничества ребенка позволяет проявляться активным движениям в пространстве всего остального тела. Части тела, наиболее отдаленные от сферы непосредственного воздействия, обнаруживают относительно наибольшую активность. Постоянно меняя сферу воздействия, мы всесторонне стимулируем ребенка. В конце концов, таким путем удается добиться эффекта самостоятельного движения при постепенном уменьшении внешней помощи.

С момента, когда ребенок начинает пользоваться сформированными таким путем стереотипами для организации собственного спонтанного движения, можно считать, что в пораженном головном мозге установлены новые связи, и при дальнейшем нормальном закреплении двигательных навыков это сохранится как постоянное достояние.

Описанные рефлексы выпрямления позволяют, таким образом, постепенно обучить ребенка очередным основным все более высоким положениям (начиная с положения лежа до положения стоя), а также основным видам .передвижения: ползанию, ходьбе на четвереньках, хождению.

В целях совершенствования нормальных двигательных образцов на последующих этапах восстановления пользуются многими .другими рефлексами.

Методика предполагает использование иногда и патологически продленных рефлексов. В тот момент, когда наступает остановка регрессирования восстановления, иногда выявляется патологический рефлекс. Можно воспользоваться им, чтобы постепенно переформировать его в стереотип, приближенный к нормальному движению, или в физиологическую позицию.

Вот несколько примеров:

Если ребенок в соответствующем возрасте не способен выполнять движения топанья ногами, то используются спинномозговые рефлексы - сгибательный рефлекс отдергивания и выпрямительный рефлекс отталкивания до тех пор, пока не удастся добиться попеременного движения нижних конечностей.

На следующем этапе кинезитерапии с целью закрепления движения топанья переходят к кожно-контактным рефлексам для провоцирования сгибания и выпрямления нижних конечностей. Проводя движение выпрямления с пассивным направлением конечности к отведению и наружному вращению, удерживая стопу в среднем положении, мы тормозим элементы патологического выпрямительного синергизма ноги. Эти действия проводятся всегда попеременно, в постоянном ритме. Закрепленное таким способом и дополнительно стимулированное в положении лежа на животе движение топанья открывает возможность первого движения вперед ползком.

Симметричный тонический шейный рефлекс, замыкающийся на уровне моста мозга и патологически продленный за 4-й месяц жизни, иногда используют для обучения вставанию на коленки с поддержкой (в положение на четвереньки) симметричным способом. Рефлекс состоит в том, что выпрямлению головы сопутствуют автоматическое распрямление рук и сгибание ног. Этот синергизм может начинаться и от ног и распространяться в обоих направлениях. Поэтому если у ребенка, положенного на живот, выпрямить и вытянуть руки вперед, он автоматически поднимает голову и сгибает ноги, становясь на четвереньки. Точно так же, если помочь ребенку согнуть ноги, он автоматически запрокинет голову и самостоятельно обопрется на выпрямленные руки. В дальнейших действиях следует переходить к асимметричной технике вставания. В силу данного рефлекса ребенку с ДЦП легче передвигаться на четвереньках симметричным способом подтягивания обоих колен (заячьи прыжки). Нужно как можно быстрее затормозить этот стереотип, переходя к попеременному ползанию.

Описанные рефлексы используются на первом этапе кинезитерапии, чтобы каким-то образом добиться двигательной активности, т. е. вывести ребенка из состояния пассивности и обездвиженности. Затем, как можно быстрее нужно переформировать эти движения на более физиологичные, пользуясь новыми возможностями сотрудничества ребенка.

Раннее начало кинезитерапии, предусматривающее соответствующее управление позициями тела, является эффективным средством предупреждения такого положения. Лечение значительно уменьшает неравномерность мышечного напряжения, помогает владеть напряжением в произвольных движениях. При фиксированном выпрямительном стереотипе у ребенка могут быть существенные двигательные сложности, и в этом случае очень много времени и энергии потребуется, например, для обучения умению приведения рук к средней линии тела, сгибанию тазобедренных суставов до положения сидя, поворотам тела вокруг продольной оси. В крайних случаях это вообще недостижимо.

Важной группой рефлексов, используемых по методике Бобатов, являются реакции равновесия. Это лабиринтовые реакции, замыкаемые на уровне коры головного мозга, которые, резвившись вместе с корой, остаются на протяжении всей жизни в качестве постоянного достояния. Равновесие следует тренировать поочерёдно в каждой новой позиции, которая запечатлелась у ребенка благодаря использованию реакции выпрямления и которую он в состоянии самостоятельно выдержать хотя бы мгновение. Благодаря тренировке равновесия такая позиция совершенствуется до полного и свободного ее удержания. Упражнения с выведением из равновесия имеют целью вызвать восстановление состояния равновесия. Выведение проводят с постепенно увеличивающейся амплитудой отклонений и с помощью разных технических приемов. Могут применяться толчок в плечо, бедро или какую-либо конечность, сдвиг поверхности, на которой находится ребенок. Чувство равновесия совершенствуется посредством обучения свободным дифференцированным активным движением туловища и конечностей в соответствии с достигнутым уровнем положения тела (например, игре в мяч, протягиванию за предметом с отклонением туловища и т. п.). Ребенок, восстанавливаемый таким способом, расширяет свои возможности удержания равновесия, стремясь приблизиться к нормальному для его здоровых ровесников стандарту развития.

Методика Бобатов демонстрирует важное значение принципов доступности для ребенка и постепенного усложнения упражнений. Речь идет о том, что при высокой степени двигательной сложности у детей с запаздывающим созреванием рефлексов высвобождается так называемая содружественная реакция как патологически продленный рефлекс на уровне моста головного мозга. В таких случаях эти рефлексы проявляются избыточным усилением мышечного напряжения или усилением дополнительных движений.

Метод Фельденкрайза

Представим себе актера, оратора или учителя, страдающего от хрипоты и начинающего искать пути улучшения произношения, чтобы избавиться от своего недостатка. Сначала он пытается определить, где концентрируется лишнее усилие, которое он совершает; по-видимому это происходит где-то в дыхательном аппарате или в горле. Когда он научится уменьшать лишнее напряжение и ему станет легче говорить, он заметит, к своему удивлению, что его челюсти и язык тоже делали лишнюю работу, которой он не замечал, но которая вносила свою лепту в его хрипоту. Таким образом, улучшение, достигнутое в одной области, делает возможными более точные наблюдения в других областях.

Он продолжает развивать свои достижения и добивается того, что может теперь пользоваться мышцами языка и челюстей без лишнего напряжения. Тут он может заметить, что использовал только заднюю часть ротовой полости для резонирования, не используя переднюю. Это вызывает напряжение в дыхательном аппарате, поскольку нужно более сильное давление воздуха. Когда он научится использовать и переднюю часть ротовой полости, речь станет для него более легким делом, и он увидит, что использование мышц груди и диафрагмы также улучшилось.

Теперь он, к своему удивлению, обнаружит, что напряжения в мышцах груди, диафрагмы и передней части рта возникали из-за постоянного напряжения мышц задней части шеи, которые выдвигали его голову и подбородок вперед, нарушая его дыхание и вредя органам речи. Это приведет его к дальнейшим открытиям относительно того, как он стоит и двигается.

Таким образом, оказывается, что вся личность целиком вовлечена в правильный процесс речи. Но даже эти открытия и связанные с ними улучшения — это еще не все. Человек обнаружит, что его голос, ранее ограниченный в лучшим случае диапазоном октавы, может достигать и более высоких, и более низких звуков; он обнаружит новые качества своего голоса и обретет возможность петь. Это также откроет для него возможности в новых областях жизни, и он обнаружит способности, о которых и не мечтал раньше.

Метод Фельденкрайза это метод восстановления естественной грации движений. Движение рассматривается не как функция мышц, а как функция мозга. Мы не тренируем мышцы и не делаем упражнений. Мы занимаемся исследованием собственных движений и расширением образа себя за счёт развития мышечного чувства и чувства движения. Образы движений хранятся в командных нейронах коры головного мозга. Часто эти образы сужены, неполны или их просто мало вследствие очень разных причин — наследственности, боли, травм развития, физических травм и т.п. Но самая существенная причина — это недостаток обучения. Учась заново самым простым вещам — стоять, ходить, сидеть, вставать со стула — мы обнаруживаем в себе новые способности и новые возможности.

О Фельденкрайзе

Мойше (Моше) Пинхас
Фельденкрайз

Нужно сказать и о том, что инструменты, которые нам даёт метод Фельденкрайза, можно использовать в обучении музыкантов, танцоров, спортсменов, в реабилитации после травм и инсультов, т.е. везде, где мы имеем дело с движением.

Spiegeltherapie может внести свой вклад, что в случаях замедленности реабилитационного процесса. В основе метода используется аспект сильной визуальной стимуляции для развития физической активности. . Параллельно средней части тела пациента помещается зеркало и движения здоровых рук начинает восприниматься также как и затронутых поражением. Парализованные руки находятся за зеркалом в то время как здоровые руки перед зеркалом. Пациента специалист и родственники просят двигать конечностями, причем он должен через зеркало наблюдать за движением здоровых рук. Это приводит к оптической иллюзии с задействованием определенных областей мозга, что активирует положительное влияние на реабилитацию. Максимальный эффект от проводимого лечения при выраженных потерях чувствительности и двигательных функций. Важно что после проводимого курса лечения, пациент можно закреплять полученные навыки дома.

Данные методики особо эффективны в сочетании с физиотерапевтическими методами лечения, направленными на нейростимуляцию и приемами оккупационной терапии по повторному обучению повседневным навыкам.

Бесспорно что затронуты только часть методов, практикуемых в крупнейшем медицинском центре Европы Asklepius .

Резюме: сочетанное применение методов, практикуемых в разных странах позволяет совместно достичь более продуктивной реабилитации у ребенка, что позволит повысить качество жизни как ему так и его близким.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.