Мотивация для ребенка с дцп


Как сформировать интерес к школе, к учебному процессу у детей-инвалидов дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
formirovanie_motivatsii_k_uchebnomu_protsessu_doshkolnikov_s_dtsp.docx 18.06 КБ

Предварительный просмотр:

к родительскому собранию

(для родителей , воспитывающих

По теме: Формирование мотивации к учебному процессу дошкольников с ДЦП.

Формирование мотивации к учебному процессу дошкольников с ДЦП.

Можно привести коня к водопою,

но заставить его напиться нельзя.

Да, можно усадить детей за парты,

добиться идеальной дисциплины.

Но без пробуждения интереса,

без внутренней мотивации освоения

знаний не произойдет, это будет лишь

видимость учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Изучение особенностей развития мотивации учебной деятельности школьников с ОВЗ нам представляется актуальным как для более глубокого понимания психологии детей этой категории, так и для совершенствования методов диагностики, обучения и воспитания этих детей и осуществления полноценной коррекции.

Большинство педагогов и психологов рассматривают мотивацию как одну из основных движущих сил учения ребенка с ОВЗ. Педагоги, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе таких детей важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос об особенностях формирования мотивации учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.

Надеяться на то, что учебная мотивация возникнет сама по себе, стихийно, не приходится. Это требует от нас как педагогов большой подготовительной работы к урокам и занятиям, напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика. Одним из путей успешного решения этой проблемы, является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий :

  • гуманное отношение к детям;
  • удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем, воспитателем и одноклассниками в процессе учебной работы;
  • обогащение мышления эмоциями, чувствами;
  • стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей;
  • формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;
  • воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Определяющим условием, конечно же, является взаимоотношение ребенка и педагога.

Поэтому нужно всячески поощрять и специально создавать на уроках такие ситуации, когда ученик рассуждает, употребляя выражения: “Я считаю, что это правильно, так как. ”, “Это должно быть иначе, потому что. ”, “Я думаю, что . ”.

Учебная мотивация детей ОВЗ снижена. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ОВЗ прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы, уроков.

С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, необходимо проводить коррекционную работу по формированию:

-активной позиции школьника;

-положительного отношения к учебе;

Принято выделять три вида источников повышения учебной мотивации:

·К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).

·Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности учащегося и вытекающие из них требования, которые должны быть связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности.

· Личные источники. К их числу относятся интересы ребенка, его потребности и установки.

Дети, у которых сформирована учебная мотивация на успех не боятся ситуаций, в которых нужно себя проявить. В отличие от них дети с отсутствием учебной мотивации в таких ситуациях проявляют основные реакции:

В школе это проявляется в том, что ученик никакой инициативы на уроке не проявляет. Получил толчок со стороны учителя – выполнил задание, нет побуждения извне – ждет его. В результате он полностью превращается в объект манипулирования со стороны учителя.

·Отторжение всего того, что связано с этой деятельностью:

Снижение значимости деятельности.

Исходя из вышесказанного для формирования на уроках мотивации к учебе, необходимо прежде всего:

-наблюдения за учащимися, которые показали, что все дети в классе безразлично относятся к своим достижениям, к неудачам. Не проявляют интерес к наглядным и ярким картинкам, оцениванию своей деятельности

-консультации у школьного психолога, получение результатов обследования школьной мотивации, ее рекомендации.

Как же работать на уроках с детьми?

·Стараться использовать любую возможность, чтобы на уроке каждый учащийся получил поддержку словом, взглядом или прикосновением педагога.

·Использовать средство: игровых ситуаций.

Создание игровой атмосферы развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет педагогу удерживать внимание детей, активизирует словарный запас, расширяется их кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – не останется ни одного невнимательного ребенка во время занятий! Всем будет интересно. Играя, дети непроизвольно закрепляют знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.

· Внимание! Очень важно! Похвалите ребенка с утра, и как можно раньше. Это аванс на весь долгий и трудный день).

Ты этого хочешь!

Ты это почти можешь!

Ты сильнее, смелее, умнее,

Ты лучше, чем кажешься.

Для формирования активности школьника надо использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Кроме того, обеспечивать ситуацию личного выбора задачи.

Всем педагогам необходимо проводить работу по формированию учебной мотивации. Формировать её можно различными путями, основываясь на имеющийся опыт и знания возрастных особенностей.

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ является очень важным критерием успешной учебной и воспитательной работы всего коллектива педагогов и воспитателей, направленной на социальную адаптацию воспитанников к полноценной жизни в современном обществе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться 1. Познавательные и социальные мотив.

Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация.

Дидактическая игра является наиболее эффективным методом обучения, способствующим формированию и повышению уровня познавательной активности.

Статья раскрвает влияние ИКТ на развитие учебной мотивации младших школьников.

Презентация к родительскому собранию. Тема: Роль семьи в формировании мотивации учения.Анализ успеваемости и учебно-воспитательного процесса за I полугодие 2019-2020 учебного года.

Статья для педагогов специальных коррекционных школ.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением .

Мотивация учебной и познавательной деятельности у учащихся с ОВЗ (ДЦП)

на уроках математики.

Силиверстов Станислав Александрович, учитель математики ГБОУ школы №593 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга

Сейчас существует множество различных педагогических инновационных средств для достижения этого, но я считаю, как правильно их использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний имеет определяющее значение в этом вопросе. Вижу необходимым и целесообразным решение современной школой первостепенной задачи, особенно в тех условиях, когда инклюзивное образование является обязательным в том плане, что педагоги должны обучать детей с ОВЗ, это формирование положительной мотивации к обучению. Ведь в процессе обучения самое главное то, чтобы ученик понял, какие задачи перед ним ставят и самое важное с какой целью, чтобы решение этих задач помогло в какой-то мере ему в будущей жизни. Если так, то обучение должно быть в ближайшем будущем профессионально-ориентированным.

Говоря о системе образования, о ее переходе на относительно новую ступень развития. связанную в первую очередь с внедрением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), педагогам приходится в достаточно ускоренном темпе овладевать новыми технологиями, методиками, приемами и способами передачи знаний обучающимся. Данный стандарт прежде всего предполагает формирование у обучающихся самостоятельного приобретения знаний, умения их применять в современной ,повседневной жизни, а это напрямую нацеливает обучающегося на определенную учебную деятельность.

Делая анализ основных типов уроков в соответствии с ФГОС, урок открытия новых знаний, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности , урок развивающего контроля, можно выделить отдельный этап- это мотивация деятельности.

Эффективность обучения зависит от того, какая потребность у ученика в знаниях, умениях , навыках, которые предлагает учитель, а как он их преподнесет зависит в свою очередь от профессиональной компетентности учителя.

Одним из главных факторов, обуславливающим проявление учебной активности-это мотивация учебной деятельности. Переходя к вопросу о формировании учебной мотивации у детей с ОВЗ (ДЦП), к сожалению приходится констатировать факты о том, что в России в настоящее время насчитывается 1,6 млн. детей, относящиеся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в обеспечении определенных условий для получения ими образования.

Я работаю в школе с углубленным изучением английского языка третий год, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья(дцп) . В школе осуществляется определенная работа по созданию комфортных условий для более успешного и благополучного обучения данных ребят. В этом учебном году оборудован автоматический подъемник-лифт на второй этаж. Говоря о процессе обучения таких детей, считаю необходимым сказать, что важно не то, сколько много знает и умеет такой ребенок, а насколько у него сформирована мотивация к получению необходимых знаний и умений. Уповать на то, что мотивация придет сама по себе, не приходится, в связи с этим от учителей должна исходить большая подготовка по проведению уроков в классах с детьми, имеющие ОВЗ. Я считаю, что успех обучения таких детей во многом зависит от того, насколько налажен контакт педагога с детьми, насколько доброжелательная атмосфера взаимоотношений с такими детьми, ведь по моим наблюдениям, из собственного опыта они очень ранимы.

На уроках необходимо сочетать определенные условия: обогащать мышления эмоциями; правильно оценивать свои возможности, стремиться к самосовершенствованию, ответственно относиться к учению.

Не совсем согласен с бытующим мнением о том, что дети, имеющие сложный дефект в здоровье, отстают в интеллектуальном развитии, это не совсем так. У меня в 8 классе обучается обучается 5 детей с ДЦП и трое из них имеют достаточно высокий уровень интеллектуального развития и на уроках математики стараюсь их стимулировать выполнением более сложных заданий.

Исследования показывают, что дети с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к школе. В основной своей массе такие дети ходят в школу из-за человеческого общения, которое играет в жизни человека определяющую роль. Считаю, проводя учебные занятия в таких классах, необходимо проявлять толерантное отношение ко всем, устанавливать доброжелательные отношения со всеми.

Каждый учитель, работая в таком классе, должен осуществлять работу по формированию учебно-познавательной мотивации, основываясь на свой профессиональный опыт и психолого-возрастные особенности детей.

Делая вывод после всего вышесказанного мною, можно сказать о том, что становление учебно-познавательной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья является очень важным условием плодотворной учебной работы всего педагогического коллектива школы, которая направлена на социальное приспособление обучающихся к полноценной жизни в сложном современном обществе.

При поражении головного мозга при детском церебральном параличе (далее — ДЦП) возникают определенные нарушения высшей нервной деятельности, в том числе произвольной двигательной активности. Как правило, нарушаются координация движений и поддержание позы в пространстве, что в совокупности с парезами и параличами, изменениями мышечного тонуса и гиперкинезами приводит к снижению собственной двигательной активности и возможности управлять собственными движениями. В комплексе с механическими и рефлекторными воздействиями на ткани и органы (массаж) и выполнением физических упражнений (лечебная физическая культура) собственная произвольная двигательная активность восстанавливается.

В детском возрасте ведущий вид деятельности — игра, через которую ребенок познает мир. В младенческом возрасте это манипуляции с предметами с целью обследования (стучит, гремит, бросает). Манипулятивная деятельность перерастает в предметно-игровую, в процессе которой ребенок осваивает изначально простые игровые действия с предметами (катает машинку), а затем более сложные (кормит куклу). Позднее формируются состоящая из цепочки игровых действий сюжетная игра, затем сюжетно-ролевая. Таким образом, мотивировать собственную двигательную активность ребенка необходимо средствами игры, через развитие познавательной деятельности и в соответствии с поэтапным формированием навыков.

Сравним некоторые аспекты развития здорового ребенка и ребенка с ДЦП. Здоровый ребенок, активно развиваясь, исследует собственное тело: руки, ноги, пальцы; обследует окружающее пространство, двигаясь во всех направлениях. Независимо ни от кого он проходит все ступени психического и физического развития, начиная с удерживания головы в горизонтальном положении и заканчивая самостоятельным передвижением в вертикальном положении. Каждый полученный новый навык подготавливает ребенка к преодолению более сложного, востребованного для жизни.

Ребенок с ДЦП, развиваясь, также взаимодействует с окружающим миром, подготавливая свое тело к следующим, более сложным движениям. Однако невозможно научить ребенка сидеть, если он еще не держит голову, стоять, если он не может удерживать свой корпус. Поэтому очень важно обеспечить ему поэтапное развитие, соответствующее развитию здорового малыша. Пусть на это уйдет больше времени и сил, зато ребенок сможет развиваться как физически, так и психически, приобретая необходимые навыки. Изначально формируются навыки крупной моторики — горизонтальное положение: лежа на спине и животе. Эти сформировавшиеся навыки позволяют малышу перейти на следующий, более высокий уровень физического развития: вертикальное положение.

Важно точно определить, на каком этапе формирования навыков находится ребенок, чтобы не пропустить следующий этап. Для этого необходима углубленная диагностика всех сфер развития ребенка по следующим направлениям [1]:

— зрительное прослеживание и постоянство предметов;

— постоянство объектов: двигательное и зрительное;

— слуховая локализация и постоянство предметов;

— внимание и память;

— функциональное использование предметов и символическая игра;

— имитация звуков и жестов;

— ответы на общение;

— формирование навыков самообслуживания (держать ложку, одеваться, ухаживать за собой); мелкой моторики (тактильная интеграция; дотягивание, хватание и выпускание из рук; манипулирование); тонкой и крупной моторики; зрительно-моторных.

Последовательность формирования двигательных навыков [1] приведена ниже.

Навыки крупной моторики (положение лежа на животе):

— приподнимает голову так, что взрослый видит нос ребенка, согнутые руки и ноги;

— поднимает голову под углом 45°, руки и ноги частично согнуты;

— поднимает голову, вытягивает руки, туловище и ноги;

— переносит вес тела на локти;

— переворачивается с живота на спину и обратно;

— опираясь на локоть одной руки, другую тянет вперед;

— опирается на выпрямленные руки, голова приподнята на 90°;

— подтягивает свое тело вперед.

Стоя на четвереньках:

— раскачивается назад и вперед;

— играет с игрушками в асимметричном полусидячем положении;

— высоко поднимает одну руку;

— ползет вверх по лестнице;

— сползает вниз по лестнице спиной вперед.

Навыки крупной моторики (положение лежа на спине):

— поворачивает голову из стороны в сторону, реагируя на звуковой или зрительный стимул;

— сгибает и выпрямляет руки и ноги;

— подносит руки ко рту;

— держит голову по средней линии тела;

— играя, держит ноги поднятыми;

— переворачивается со спины на живот.

Навыки крупной моторики (вертикальное положение):

— уверенно держит голову, находясь на руках у взрослого;

— уверенно держит туловище, когда его придерживают за бедра;

— садится из положения лежа на животе или стоя на четвереньках;

— сидит без поддержки;

— держась за опору, шагает вправо и влево;

— держась за опору, наклоняется, чтобы поднять игрушку;

— отнимает руки от опоры и стоит самостоятельно;

— приподнимается из положения стоя на четвереньках, опираясь на стопы и кисти, затем встает.

Поза и передвижение:

— ходит спиной вперед;

— сидит на корточках во время игры;

— идет вверх по лестнице, держась за перила;

— ставит обе ноги на одну ступеньку;

— идет вниз по лестнице, держась за перила;

— ставит обе ноги на одну ступеньку;

— идет вверх по лестнице, не держась за перила;

— ставит обе ноги на одну ступеньку;

— идет вниз по лестнице, не держась за перила;

— ставит обе ноги на одну ступеньку.

— подпрыгивает, отрывая обе ноги от пола;

— соскакивает обеими ногами со ступеньки.

— стоит на одной ноге, когда его держат за руки;

— идет, ступая одной ногой по бревну, другой — по полу;

— стоит на одной ноге без посторонней помощи;

— идет по прямой линии в заданном направлении.

У ребенка с ДЦП недостаточно развиты координация движений и поддержание позы и равновесия в пространстве, но так же, как и здоровые сверстники, он чувствует собственные движения. При неполной возможности управлять движениями и потере контроля над собственным телом у него возникает страх, вследствие чего увеличивается спастичность мышц, затрудняется выполнение физиологичных стереотипов движения и провоцируется развитие искаженных неконтролируемых двигательных навыков. Ребенку трудно изменить положение тела без помощи взрослого в связи с имеющимися нарушениями, у него возрастает риск развития контрактур.

Для предотвращения появления перечисленных нарушений необходимо с раннего возраста развивать координацию движений и поддержания позы в пространстве, формировать физиологичные двигательные стереотипы средствами мотивации собственной двигательной активности, создавать развивающую среду с учетом актуальных и потенциальных возможностей ребенка.

С учетом уровня развития зрительного и слухового восприятия, внимания, мелкой моторики ребенку можно предложить игрушку из зоны актуального развития (погремушку, бубенцы, колокольчики с рукояткой, удобной для ладони), располагая ее в области зрительного контроля на расстоянии 10 см от рук. Издав игрушкой звук, взрослый ждет реакции малыша. Когда ребенок попробует сделать движение, важно отметить, какой рукой он хочет дотянуться и на какую руку опирается. Возможно, при второй попытке ребенок самостоятельно дотянется до игрушки, и тогда он в помощи не нуждается. Если движение не скоординировано и вес тела не распределяется, ему нужно помочь вывести руку вперед одним движением таким образом, как это бы сделали взрослые. То же самое проводят и с другой рукой. Постепенно расстояние между ребенком и игрушкой следует увеличивать до расстояния вытянутой руки, а затем поднять игрушку на 5 см от пола. Для автоматизации данного навыка надо размещать интересующие игрушки рядом с ребенком на невысоких полочках и предоставлять ему свободу выбора и действий.

Для формирования следующего двигательного навыка (опоры на выпрямленные руки, приподнимание головы на 90°) необходимо все интересующие предметы и объекты поднять на нужную высоту (с учетом размеров ребенка). Для мотивации выполнения движения игрушку размещают на уровне его лица, постепенно поднимая ее выше, при этом он сам находится в положении лежа на животе, вес распределен на локти. Игрушка должна быть очень интересна ребенку, иначе движение может быть не выполнено. Многократное повторение движения позволит закрепить навык на уровне мышечной памяти.

При обучении навыков ползания важно следить за распределением веса тела на руки и ноги. Выполнение движений должно быть таким: левая рука — правая нога, правая рука — левая нога, поэтому помогать ребенку должны два человека, следящие за передвижением конечностей спереди и сзади. Самостоятельное ползание возможно после автоматизации таких навыков, как подтягивание, вставание на четвереньки, раскачивание назад и вперед, стоя на четвереньках. Тренировать ползание можно параллельно с формированием предыдущих навыков при помощи специальных позиционных тренажеров или взрослых, которые будут помимо тренировки распределения веса тела на конечности поддерживать корпус ребенка. Отказ выполнять стереотип движения говорит о том, что он не готов к нему физически. Возможно, упущены некоторые этапы развития двигательных навыков. Например, в положении лежа на спине ребенок должен уметь выполнять движения ногами под зрительным контролем (задеть ступней игрушку, чтобы она издала звук). Автоматизация навыков ползания осуществляется через мотивацию: взрослый ползает вместе с ребенком наперегонки, катает мяч и далее учит его переползать через невысокие (5 см) препятствия и выполнять правильный стереотип движения.

Для последующей вертикализации все объекты и предметы, интересующие ребенка, надо поднять и расположить на устойчивых полочках высотой не ниже 10 см. На полу ничего не должно быть, кроме искусственно созданных невысоких препятствий. В таких условиях ребенок будет вынужден подползать к полочкам, чтобы достать игрушку. Задача взрослого в это время — следить за поддержанием равновесия при попытках взять игрушку и распределением веса тела на одну руку и колени и правильностью выполнения стереотипа движения. Опора на колени не должна приходиться на внутренние их части, ладони должны быть раскрыты, голова не запрокинута назад. При искаженном выполнении стереотипа движения надо бережно поправить позу ребенка, поскольку самостоятельно он этого сделать не сможет из-за недостаточной координации движений.

В соответствии со сформировавшимися у ребенка навыками необходимо совершенствовать пространство, в котором он находится большую часть времени. Полочки с игрушками должны быть крепкими, расположенными в несколько ярусов по росту ребенка и на расстоянии не более 10 см друг от друга по вертикали, и иметь утолщенный край, удобный для ладони малыша, когда он будет вставать, держась за них. Полочки должны быть широкими для удобного передвижения. Игрушек на полу быть не должно, кроме двух-трех из тех, которые ребенок сам достал с полочки (возможно, это будут уже не погремушки и бубенцы, а машинки, вкладыши, шарманки, разрезные картинки).

Когда малыш подползает и самостоятельно берет игрушки с нижней полочки, целесообразно поднять их на вторую снизу полочку, при этом полностью освободив нижнюю. Здесь важно обратить внимание на то, как ребенок отрывает руки от пола и распределяет вес тела на колени. При возникновении страха и увеличении спастики выполнять движение нужно вместе с ним, сохраняя физиологичный двигательный стереотип. Многократное повторение автоматизирует действие.

Когда ребенок, держась за опору, встает на колени, следует обращать внимание на расстояние между руками и коленями: они должны быть на уровне плеч, не уже (как правило, это руки) и не шире (как правило, это колени), в противном случае вес тела распределится неверно, поза исказится и не даст возможности освободить одну руку, чтобы взять интересующий предмет. Искаженные позы провоцируют страх и увеличение спастики. Если ребенок может стоять на коленях, держась за опору, но не в состоянии одной рукой взять игрушку, нужно создать ситуацию успеха: интересующий предмет опустить на нижнюю полочку, чтобы малыш успешно удовлетворил свой познавательный интерес.

При вставании на стопы ребенок должен подползти к опоре, встать на колени, держась за нее, вывести ногу, поставить ее на ступню, распределить вес тела и выпрямить ногу. В это же время выполнить второй ногой пассивные движения (она как бы следует за первой). Выполнение данного двигательного стереотипа позволяет научиться распределять вес тела на выпрямленную ногу, что предшествует ходьбе.

Часто дети встают, держась за опору, сразу на обе ноги, раздвинув их широко, а руки плотно прижимают друг к другу, что лишает их равновесия. Если ребенка поставить без выполнения правильного стереотипа движения, ноги могут оказаться близко к друг к другу и затруднят поддержание позы. Ступни и руки при стоянии должны быть на уровне плеч. Когда ребенок, держась за опору, встал, важно создать ситуацию успеха: поддержать сзади, давая возможность поиграть с тем предметом, к которому он стремился, и следить, чтобы поза стояния не искажалась. Постепенно его нужно освободить от поддержки. Он должен научиться стоять, играя с предметом одной рукой, а другой держаться за край полочки. Таким образом, малыш способен распределять вес тела на ступни с опорой на одну руку. Этот навык предшествует ходьбе вправо или влево. При передвижении игрушки в нужном направлении ребенок тянется за ней. В этот момент нужно аккуратно передвинуть одну его ногу на
1 см, затем другую без отрыва от пола. Выполнять такие движения следует многократно, что способствует автоматизации движения.

Для обучения самостоятельной ходьбе нужно обучить ребенка стоять самостоятельно несколько секунд, держась за опору, для чего предложить ему подвесную игрушку, подвешенную на расстоянии не выше 5 см от опоры. Игрушка должна раскачиваться, чтобы возникло желание поймать ее обеими руками. Для безопасности малыша взрослый находится сзади него.

Самостоятельная ходьба — сложный процесс. Развивающиеся у ребенка двигательные стереотипы подготавливают его к ходьбе. Он учится переносить вес тела с одной ноги на другую, а руками поддерживать равновесие (его руки должны быть свободными). Один взрослый поддерживает корпус ребенка, другой совершает поочередные движения его ногами и следит за распределением веса тела на ступни. В бытовых ситуациях полочки с игрушками располагают на маленьком расстоянии (10 см друг от друга), для преодоления страха падения. Любимые игрушки размещают недалеко друг от друга на столах, диванах, креслах. Важно предо­ставить свободу выбора движений. Если малыш предпочитает передвигаться, держась за опору, значит, к самостоятельной ходьбе он еще не готов.

В процессе формирования двигательных стереотипов главную роль играет желание выполнить движение, т.е. мотивация собственной двигательной активности. Создав для ребенка условия, способствующие его физическому развитию и познавательному интересу, можно избежать задержки психического развития. В сложных случаях, например, при нарушениях зрительных анализаторов (атрофии зрительных нервов, ретинопатии), следует подключать сохранные анализаторы (слуховые, тактильные). Ребенок ориентируется на звук, выполняет движения под слуховым контролем, а обследование — через тактильное восприятие. При невозможности исследовать предмет пальцами в силу повышенной спастичности мышц ему надо дать прочувствовать предмет поверхностью тела и орально. При выполнении лечебного массажа специалистами спастика уменьшается, ладонь ребенка можно раскрыть и вложить в нее интересующий предмет.

При нарушениях слухового анализатора подключают сохранные анализаторы (зрительные и тактильные). Игрушки должны быть яркими и иметь различные поверхности. Если ребенок лежачий, но поворачивает голову из стороны в сторону, реагируя на звуковой или зрительный стимул, формировать его двигательные навыки необходимо из положения лежа на спине, подготавливая к следующим, более сложным движениям.

Каждое сложное движение состоит из цепочки простых, которые выполняются взрослыми автоматически, на уровне мышечной памяти. Если осознанно разделять любое сложное движение на составляющие и выполнять простые движения совместно с малышом, вызывая желание через мотивацию, результаты не заставят себя ждать.

Таким образом, мотивация собственной двигательной активности ребенка с ДЦП формирует физиологичные двигательные стереотипы, тренирует координацию движений и поддержание равновесия, повышает качество жизни. Ему легче освоить навыки самообслуживания (прием пищи, одевание, уход за собой) сначала при помощи взрослого, а затем самостоятельно, развиваясь и контактируя как двигательно, так и эмоционально, что важно при дальнейшей социальной адаптации и взрослении.

Список использованной
и рекомендуемой литературы

1. Аксенова О.Е. и др. Введение в абилитацию детей. Архангельск, 2009.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.

3. Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. М., 2007.

5. Ненси Р. Финни. Ребенок с церебральным параличом / Под ред. Е.В. Клочковой. М., 2009.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.