На природе для детей с дцп

Людмила Камбулова
Особенности экологического воспитания детей с церебральным параличом

Аннотация: данная статья посвящена системе работы по формированию начал экологической культуры, раскрываются особенности работы с детьми с детский церебральным параличом, методы и приемы ознакомления детей с ОВЗ с живой и неживой природой.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, технологии, детский церебральный паралич, наблюдения, уголок природы, фольклор.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирование правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживание всему живому, действенная готовность его созидать, восприятия красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребёнка.

Начинать экологическое воспитание можно с самого маленького возраста. Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместные с взрослым практическую деятельность. Дети этого возраста эмоционально реагируют на добрый неторопливый тон воспитателя, охотно повторяет за ним слова и действия.Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом. В этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут продолжительно сосредотачиваться на чем-то одном – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способывзаимодействия взрослого с ним:

мягкое доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванным отрывом от семьи;

медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

осознанное создание воспитателем в своем поведении (действия и словах) образца для подражания детей;

частая похвала малышей (доброжелательная оценка и поглаживание по голове).

В своей работе по формированию начал экологической культуры младших дошкольников с церебральным параличом (далее – ЦП) мы использовали технологии, предлагаемые старшим научным сотрудником Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО, кандидата технических наук С. Николаевой. Эта методика распределена по месяцам и неделям и ориентировалась на состав детей степень их развитости, адаптации в новой группе, семейный и другой опыт.

Мы приспособили его к условиям своей группы, природного окружения и особенностям состава детей, страдающим ЦП. ЦП – тяжелейшее страдание, при котором двигательный дефект, как правило, сочетается с незрелостью психического развития и поражением речедвигательного анализатора. Многие дети с ЦП испытывают значительные затруднения в обучении. Уже в раннем детстве большинство детей с ЦП отличаются выраженной задержкой психического развития. У них позже появляется реакция на окружающее, заметно отставание в развитии целенаправленных движений. Они позже, чем другие дети, начинают ходить и садиться. Как правило, наблюдается выраженное отставание в речи игровой деятельности.

Приступая к этой работе, мы изучили методическую литературу, высказывания ученых, педагогов, специалистов, специальную литературу по экологическому воспитанию, загадки, пословицы, стихи, народные приметы, составили перспективный план работы, что позволило успешно продвигаться к достижению цели.

В начале нашей работы мы наблюдали за детьми, проводили диагностические наблюдения. Какие у детей интересы. Какие знания, умения, навыки, мотивы, ценности. В группе есть дети, которые любят окружающую нас природу, любят поливать цветы, кормить рыб. наблюдают за бабочками В ходе наблюдения, бесед мы выявили индивидуальные особенности наших детей с церебральным параличом. Постепенно обрисовывалась довольно ясная картина взаимоотношения детей с окружающей природой. У детей еще не было знаний о растениях, об изменениях растительного мира в связи со сменой времен года, о среде обитания животных, о деревьях и других особенностях формы, цвета, вкуса овощей, фруктов.

Была поставлена задача – вводить детей в окружающий мир осторожно, продолжать прививать любовь к природе, чтобы дети, которые ограничены в движениях, постоянно открывали в ней что-то новое, чтобы познание мира облагораживало сердце и закаляло волю больных с церебральным параличом детей. С этой целью начали работу. Проводили разные наблюдения, знакомили с обитателями уголка и растительным миром, участвовали в подкормке птиц.

В ходе наблюдений обращали внимание на уголок природы, на аквариум, вызвали интерес к нему и положительные эмоции к его обитателям. Сообщили название рыбки. Дети узнали, что рыбка в аквариуме живая, она плавает, и хочет есть, ее надо кормить. У нее есть своя еда – рыбья. Дали представление о том, что живая рыба передвигается, плавает без чьей-либо помощи. У нее плавные, волнистые движения. Сравнивали живую рыбку с игрушечной и отмечали, что игрушечная рыбка стоит, не двигается. Дали представление о строении рыбы – вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко, на голове есть рот и глаза. Затем познакомились с функциями глаз и рта живой рыбки, отметили, что рыбки похожи на людей. Рыбка живая плавает в воде, смотрит глазами, хочет есть, заметив корм, плывет к нему, открывает рот и ест. В завершение цикла наблюдений (дети узнают, обращали внимание на условия жизни рыбки в аквариуме – вода комнатной температуры, песок и камешки на дне, в нем растет трава, в аквариуме просторно и светло, в таких условиях рыбки хорошо себя чувствуют, не болеют. Дети усваивают, что о живой рыбке надо заботиться – протирать стекла аквариума, доливать свежую воду комнатной температуры, каждый день кормить ее.

Во время прогулки, когда позволяла погода, продолжали знакомить детей с деревьями – рябиной, кленом. Дети гладили ствол, прятались под кроной, собирали и осматривали листья.И играли: бегали то под клен, то под березку.

Проводили ежедневные наблюдения за погодными явлениями. Дети рассматривали небо, искали солнышко, облака, тучи. С помощью игрушки (вертушки, флажка) демонстрировали ветер, обращали внимание на деревья – ветер сильно раскачивает ветки. Дети наблюдали за дождем, слушали как он стучит по асфальту, по подоконнику.

И так мы поняли (за первый год обучения) то, что чем раньше начинаешь экологическое образование, ощутимее его результат.Дети начали:

замечать и видеть окружающую нас природу,

проявлять интерес к предметам и объектам природы,

проявлять заботу, понимать необходимость бережного и заботливого отношения к природе,

стали осваивать нормы поведения в природном окружении,

оценивать действия других людей по отношению к природе.

У детей обогатился словарь, стали больше разговаривать, общаться друг с другом.

В зимнее время года организовывали мероприятия, соответствующие этому периоду и посильные для малышей (участвовали в подкормке птиц, наблюдали за ними). Провели цикл наблюдений за елью. Дети научились узнавать ель, ее характерные особенности, строение.

Каждое утро организовывали совместную деятельность в уголке природы: осматривали и поливали растения. Дети выполняли несложные поручения с удовольствием (держали лейки, относили в умывальник, наливали воду). Демонстрировала доброе отношение к растениям, заботу о них.

Продолжали ежедневные наблюдения,усложняя их: наблюдали не только за небом (облака, тучи, солнце, снегопад, но и за ветром на примере знакомой березы. В январе начали цикл наблюдений за зимующими птицами, в которых дети узнали, какие птицы прилетают на кормушку, как они себя ведут,стали различать птиц: ворон, воробьев, голубей, их следы на снегу. Начали систематически наблюдения за снегом, его свойствами. В ходе выполнения этой работы на каждом этапе дети проявляли любознательность, пытливость, интерес, поощряли каждый добрый поступок.

Мы считаем, что в ходе проделанной работы наши дети получили первые азы общения с представителями животного и растительного мира, у них возникла потребность в сопереживании им, проявлении доброты, чуткости и милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему.

Учитывая психологические особенности детей с ЦП, необходимо отметить, что их особенность не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить несколько направлений деятельности, поэтому даже маленький проект (открытие) дошкольника, над которым он работает, является большим достижением для него.

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.


Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.


Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.


Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.


Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Воспитывать экологическую культуру у детей с ДЦП и НОДА помогают занятия продуктивными видами деятельности с использованием природного материала. Собирать природный материал можно на прогулках, где дети получают практический опыт взаимодействия с природой. Наблюдая на прогулке за объектами живой природы и явлениями неживой природы дети формируют доброжелательное отношение к природе, учатся видеть изменения в природе и делать самостоятельные выводы. Педагог предлагает детям собрать осенью листья, шишки, желуди, камешки и сделать из собранного природного материала поделки на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Так пистья получат новую жизнь в гербарии или в детских поделках. Дети с большим удовольствием играют в дидактические игры с использованием природного материала. С помощью занятий продуктивными видами деятельности с использованием природного материала у детей развивается мелкая моторика рук, это очень важно для детей с ДЦП и НОДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Экологическое воспитание детей с ДЦП иНОДА. 26.03 КБ
Дидактические игры с природным материалом для развития мелкой моторики у детей с ДЦП и НОДА. ( Приложение) 26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры у детей с ДЦП и НОДА через развитие мелкой моторики с использованием природного материала в продуктивных видах деятельности.

Еще вчера человечество по праву гордилось своими научно – техническими достижениями: освоение космоса, использование атомной энергии, добыча полезных ископаемых. Но сегодня гордость сменилась тревогой за состояние биосферы, которая разрушается из- за варварского антропогенного воздействия.

На мировом уровне существует программа ООН по защите окружающей среды — UNEP (ЮНЕП). Она была учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи еще в 1972 году. В сферу деятельности ЮНЕП входит разработка рекомендаций по вопросам потенциально опасных химикатов, трансграничного загрязнения воздуха и загрязнения международных судоходных рек.

Мы видим, как покрывают планету зоны экологического бедствия. Наша страна близка к тому, чтобы вскоре стать зоной сплошного экологического бедствия. Загрязнение Байкала, обмеление Арала, умирание Волги, вот неполный список экологических катастроф.

Не исключением стала и Челябинская область. Повышенное загрязнение атмосферного воздуха наблюдается в таких городах, как Магнитогорск, Челябинск, Златоуст. Подвергается сильному загрязнению и часть водных объектов - реки Миасс (ниже г. Челябинска), Уфа, Урал, Увелька и другие. Имеются участки почв с повышенным содержанием тяжелых металлов и других химических веществ. Под значительным антропогенным давлением находится растительный и животный мир. Проблемами экологии обеспокоены в правительстве Челябинской области. Концепция по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 определяет государственную политику органов государственной власти Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры населения.

Необходимо повышать экологическую культуру населения. Без серьезных изменений в сфере образования, культуры решение как глобальных, так и региональных экологических проблем невозможно. И начинать необходимо с дошкольного возраста, продолжать в школе и систематизировать в сфере профессионального экологического образования. (Правительство Челябинской Области Постановление от 20 февраля 2013 года N 23-П)

Как же обстоит дело с экологическим образованием дошкольников сегодня?!

Основные проблемы дошкольного образования связаны с тем, что его традиционная экологическая составляющая предполагает в основном ознакомление детей с природным окружением, однако в настоящее время необходим переход к развивающему экологическому образованию, предусматривающему реализацию трех взаимосвязанных функций - обучение, воспитание и развитие.

В системе современного дошкольного образования воспитание экологической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Целью которого является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. В работе с детьми необходимо использовать метод интегрированного подхода: взаимосвязь исследовательской, продуктивной, театральной деятельности, музыки, физической культуры, игры, литературы, моделирования.

Под экологическим воспитанием детей прежде всего нужно понимать воспитание человечности, т. е. доброты, ответственное отношение и к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? [3]

Только экологически грамотный человек может сосуществовать в гармонии с природой. Задача взрослых и особенно педагогов выпустить в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Необходимо так воспитывать подрастающее поколение, чтобы можно было избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.

Экологическое образование играет очень важную роль в развитии, воспитании и социальной адаптации дошкольников с ДЦП и НОДА. Для детей страдающих церебральным параличом и другими двигательными расстройствами в Челябинской области существуют специализированные коррекционные учреждения. Они очень успешно сочетают учебно- воспитательный процесс с лечебно-восстановительными мероприятиями [1 ]

Начальным звеном этого учреждения является МБОУ ДО ( дошкольное отделение)

Воспитанники МБОУ ДО - это дети с двигательными расстройствами и различными психическими отклонениями (ЗПР, ЗРР, УО, ТМНР), а так - же дети с генетическими заболеваниями. Дети со сложными патологиями в развитии обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам, которые разрабатываются совместно с учителем-логопедом, учителем- дефектологом, психологом на основании ПМПК (Психолого – медико- педагогической комиссии).

Проблема ребенка с ДЦП и НОДА заключается в нарушении его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Нарушения в развитии приводят к выходу из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Проявляется это прежде всего в двигательных расстройствах. При одних формах заболевания больше страдают руки, при других – ноги, или обе руки и обе ноги. Кроме того, нарушения движений могут носить односторонний характер. У детей в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиваются недостаточно. Ребенок не может следить глазами за движениями своей руки, что препятствует выработке навыков самообслуживания, формированию пространственных представлений, детям тяжело даются занятия продуктивными видами деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование). Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально – волевой сферы, поведения, интеллекта. Это может выражаться как в беспокойстве, суетливости, расторможенности, так и в вялости, пассивности, двигательной заторможенности. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают. У детей с ДЦП нередко отмечается задержка речевого развития. Важное значение для развития речи у ребенка имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью.[1]

Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления. Особенно у детей с ДЦП и НОДА.

Важнейшими задачами являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования.

В МБОУ ДО основными направлениями в работе специалистов (воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психолога) является развитие мелкой моторики, умений и навыков в продуктивной деятельности.

Это подтверждают исследования (Т.А.Власовой, Л.А.Даниловой, М.В.Ипполитовой, Е.М.Мастюковой и др ., которые указывают, на то, что использование продуктивных видов деятельности у детей с НОДА дает положительные сдвиги в развитии мелкой моторики и ручной умелости.

Моторная неловкость достаточно часто встречается у детей дошкольного возраста, но особенно остро эта проблема выражена у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Изучением мелкой моторики занимались следующие ученые: М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, Ф. Энгельс, И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и т.д.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Содержание рабочей программы охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждой можно выделить пункты, соответствующие экологическому образованию дошкольников. Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях), представление о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Речевое развитие включает знакомство с книжной литературой, детской литературой. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру. Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни.

Экологическое образование рассматривается как неотъемлемая часть общего образования, занятия строятся с учетом интеграции разных видов детской деятельности. Так же программой реализуется региональный компонент.

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) по экологическому воспитанию включает экскурсии в природу, наблюдения за живыми объектами, игровые задания, элементарные опыты и др.

Таким образом, различные формы и методы проведения занятия по экологическому воспитанию позволяют детям наблюдать, делать выводы, собирать природный материал. Собранный природный материал можно использовать для развития мелкой моторики и в продуктивных видах деятельности.

Одним из важных средств экологического воспитания детей являются наблюдения на прогулках. Прогулки проводятся в детском саду ежедневно. Если каждую прогулку правильно спланировать, можно каждый день получать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. Наблюдения проводят с учетом времени года, объясняя детям взаимосвязь всех происходящих в природе событий. На прогулке у детей происходит активизация умственной и речевой активности. Дети в игровой форме обследуют, проговаривают результаты наблюдений, учатся сравнивать объекты между собой, отвечают на вопросы. Знания, полученные на занятиях, дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и делать самостоятельные выводы. [4]

Собранные на прогулке объекты наблюдений дети могут приносить в группы, для дальнейшего использования в дидактических играх на развитие мелкой моторики. Многие специалисты справедливо полагают, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. (см. Приложение) Природный материал, собранный в процессе наблюдений на прогулках является незаменимым помощником для детского творчества.

Создание поделок из природного материала, помимо развития воображения, – отличная возможность обучиться применять клей, ножницы и другие инструменты. Кроме того, это верный способ развить мелкую моторику руки, а значит, и речь. Какой полет фантазии на занятиях по лепке может дать обыкновенная шишка! А аппликаций из листьев превеликое множество. Оттиск листьев можно использовать в нетрадиционной технике рисования. Любой ребенок может нарисовать лес с помощью листочков, принесенных с прогулки. Это очень важно в обучении детей с двигательными нарушениями. Используя нетрадиционные техники рисования, аппликации (с помощью штампов, оттисков овощей и фруктов, семян) дети могут с минимальной помощью взрослого сделать поделку. Это развивает их самостоятельность, повышает самооценку, дарит радость. Семена ясеня, клена, арбуза, тыквы так-же незаменимы для развития мелкой моторики на занятиях продуктивными видами деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и др. Плоды твердые на ощупь (желудь, каштан, скорлупу грецкого ореха), а так-же ракушки и камни можно использовать и в дидактических играх и для создания различных поделок. ( см.приложение)

Таким образом, экологическое воспитание детей помогает раскрыть перед подрастающим поколением красоту природы, учит ценить ее и оберегать. На занятиях по экологическому воспитанию детей учат собирать природный материал, который используется для развития мелкой моторики в продуктивных видах деятельности и дидактических играх.

  1. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Кн. Для родителей / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова.- М. 1993
  2. Специальное образование дошкольников с ДЦП И.А. Смирнова.- СПб.2003
  3. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей Л.П. Молодова. – Мн.1996
  4. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада О.А. Соломенникова. – М.2010
  5. Сборник дидактических игр с природным материалом В.Н. Шаронова
  6. Добро пожаловать в экологию! О. А. Воронкевич М.,2007
  7. Система экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаева М.2008
  8. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко М., 2004
  9. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду А. И. Иванова М.2007
  10. А. И. Иванова «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
  11. Экология. Наблюдаем и изучаем А. Т. Зверев М..2006


ДЦП - детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

Именно по этим причинам у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.

Заключение о том, страдает малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные заболевания, пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.

Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.

Детям с диагнозом ДЦП непросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников .

Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

Доказано, что дети старшего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс достаточно консультации у врача.

Комплекс упражнений для разминки

Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

- малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

- необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

- под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

После этого можно проводить игры, которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:

- попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

- указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

- особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

- указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Игры и упражнения для детей, страдающих ДЦП

Игра "Зайка серый умывается " (3-7 лет).

Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

"Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.

Вот он вымыл ротик, ушки.

Ах, какой же он послушный!

Не забудет он о лапках -

Их протрет чистейшей тряпкой.

И давай потом скакать -

"Нужно в гости ведь бежать!"

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

Игра "Прокати мяч с горки" (2-5 лет).

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игры по развитию вестибулярного аппарата.

"Пройди, не задев ворота" (5-14 лет).

Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

"Повернись - не ошибись" (7-14 лет).

Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

"Запрещенное движение" (6-14 лет).

"Передал - садись" (7-14 лет).

Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи. Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку. Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

Кинезиологические игры при поражении суставов (полиартриты)

"Чья лошадка быстрее?" (4-9 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

"Кулак и ладонь" (6-14 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Подвижные игры при поражении суставов

"Вернись на место" (7-14 лет).

Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка. Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил. Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

"Снежинки" (3-12 лет).

Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание "мороз". Когда он произносит фразу "дует-дует сильный ветер", то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке. Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: "Вот мороз пришел".

А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают "Ах, как холодно!", и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: "А вот и ветерок легкий подул", и снежинки в ответ медленно произносят "фу-у-у-у". Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова. При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.