Научная статья детского церебрального паралича


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 26.12.2016 2016-12-26

Статья просмотрена: 712 раз

Детский церебральный паралич — частая причина ранней детской инвалидности. В последнее время эпидемиология в промышленно развитых странах варьируется от 1,5 до 2,5 на 1000 живорожденных, но 5 % -10 % из них умирают в раннем возрасте, в случае если нарушение двигательной системы комбинируется с эпилепсией и тяжелой умственной отсталостью. Частота ДЦП имеет постоянную тенденцию к увеличению в популяции, занимая первое место среди заболеваний центральной нервной системы, ведущих к инвалидности. Распространенность ДЦП составляет 3–9 случаев на 1000 детей. В европейских странах распространенность ДЦП составляет 4–5 случаев на 1000 детей и также имеет тенденцию к увеличению. В некоторых странах (Швеция, Австралия) частота рождения детей с ДЦП составляет 2,3 на 1000 новорожденных. [1] В последние десятилетия проблема лечения детского церебрального паралича (ДЦП) приобрела большую актуальность и социальную значимость в связи с распространенностью этого заболевания, приводящего к тяжелой и пожизненной инвалидизации. Нейрореабилитация является основным звеном в комплексном лечении пациентов с ДЦП, в связи с этим многие научные работы и статьи посвящены исследованию наиболее эффективных способов коррекции неврологических нарушений.

Цель: провести литературный обзор и сравнительный анализ научных статей посвященных реабилитации детей с ДЦП за последние 10 лет.

Результаты исследования:

В настоящее время методы коррекции нарушений двигательной системы направлены на снижение гипертонуса и увеличении силы мышц у пациентов с ДЦП, также нейрореабилитация включает в себя формирование навыков самообслуживания и социализации. Наиболее распространенным и эффективным способом снижения нарушений со стороны двигательной системы является электростимуляция мышц и нервных структур. [2,3]

Воздействие на нервные волокна производят с помощью деструкции, хронической электростимуляции, локального подведения биологически активных веществ и тканевой терапии. [4]

Звозиль А. В. и Моренко Е. С. в ходе своего исследования выявили высокую эффективность электростимуляции в комплексном лечении больных со спастическими параличами. Прогресс в двигательной сфере у пациентов с ДЦП после проведенной электростимуляции заключались в уменьшении спастичности и увеличении силы мышц, на которые осуществлялось воздействие, увеличение амплитуды движений как в суставах нижних, так и верхних конечностей, а также улучшение баланса туловища в пространстве и появление возможности к самостоятельному передвижению. Результаты данного исследования показали, что использование электростимуляции мышц и физиотерапии эффективно улучшает двигательную функцию у детей, по сравнению с обычным использованием физиотерапии. [5]

K. S. Xu с соавторами опубликовали результаты рандомизированного исследования, посвященного изучению эффекта от электростимуляции периферических нервов, иннервирующих мышцы нижних конечностей, на улучшение двигательной функции у детей с ДЦП. В исследовании участвовало 78 детей в возрасте от 36 до 58 месяцев. В течение 6 недель дети из первой группы (40 человек) получали комплекс упражнений для укрепления мышц нижних конечностей и курс электростимуляции мышц. Дети из второй группы (30 человек контрольной группы) получили лишь комплекс упражнений. Согласно полученным результатам, у детей из первой группы отмечалось значительное уменьшение уровня спастичности в нижних конечностях, а также улучшение двигательной функции по сравнению с контрольной группой [6].

Вопрос доказательности совместного применения у детей с ДЦП электростимуляции мышц и курса физиотерапии исследовали и В. К. Arya с соавторами. В опыте принимали участие пациенты в возрасте от 7 лет до 14 лет с диагнозом спастическая диплегия, гемипарез, которые были разделены на две группы. В обеих группах дети получали физиотерапевтическое лечение, направленное на укрепление мышц нижних конечностей. В дополнение к этому пациенты экспериментальной группы получали электростимуляцию четырехглавой мышцы бедра и передней большеберцовой мышцы голени в течение четырех недель. Результаты данного исследования показали, что совместное использование электростимуляции мышц и физиотерапии более эффективно улучшает двигательную функцию у детей, по сравнению с обычным использованием физиотерапии. [7]

С. Н. Барбаева провела исследование, целью которого было повышение эффективности лечения больных ДЦП в форме спастической диплегии. Под наблюдением находилось 130 пациентов с данным диагнозом в возрасте от 3 до 14 лет, из них 76 мальчиков и 54 девочки. На основании результатов авторы считают целесообразным включение нейроэлектростимуляции в комплекс реабилитационных мероприятий больных ДЦП в связи с тем, что этот метод способствует улучшению состояния больного, увеличивает количество положительных эффектов в клинической картине, что подтверждалось результатами электрофизиологических исследований [8].

Для нейрореабилитации также используют физические упражнения с применением специально усовершенствованных тренажеров, которые позволяют развить навыки вертикализации. Рогов А. В. в своем исследовании выявил, что занятия ЛФК с использованием созданных и усовершенствованных тренажеров в виде эластичных опор, которые позволяли снижать двигательные ограничения у больных ДЦП, увеличивают подвижность в суставах, уменьшают патологический тонус мышц, приобретаются навыки прямостояния. Занятия проводились в зале лечебной физкультуры 5 раз в неделю в первой половине дня, в течение 15–30 минут, на курс до 20 процедур. Занятия ЛФК в условиях вертикальной позы позволяют снижать ограничения в передвижении, самообслуживании, игровой деятельности. [9]

Для составления программы полноценной реабилитации важную роль играет форма двигательного нарушения при ДЦП. Иммобилизационная терапия показана только при гемипаретической форме. Обоснованность ее применения может быть подтверждена работами отечественных реабилитологов. Булекбаева Ш. А., Ризванова А. Р., Артыкбаева Н. С., Кенжебекова М. О.провели исследование с применением иммобилизационной терапии (ИТ) у пациентов с гемипаретической формой ДЦП. ИТ подразумевает полную фиксацию здоровой руки с использованием модифицированного специалистами центра рукава Таубе, с целью интенсивного использования пораженной руки в различных видах двигательной активности. В результате проведенного лечения у детей отмечалась следующая динамика: сформировался кистевой хват, увеличились углы плечевого, локтевого и лучезапястного суставов, снизилась спастичность мышц, поысились показатели шкалы психоэмоционального развития, улучшилась мелкая моторика в виде овладения навыками личной гигиены и самообслуживания, трудовыми навыками. Таким образом, введение ИТ в комплекс реабилитации больных с гемипаретической формой ДЦП позволяет формировать новые двигательные рефлексы в неработающей руке, при этом не допуская формирования тугоподвижности и контрактур, предотвращая ортопедо-хирургическое вмешательство. [10]

Большую распространенность в последние десятилетия получила ботулинотерапия. Даже в случае выраженного нарушения функции верхних конечностей ботулинотерапию можно использовать с паллиативной целью: для уменьшения боли и облегчения ухода за пациентом [11,12]

Исследование Клочковой О.А показало, что инъекции БТА увеличивают эффективность физических методов разработки функции верхней конечности при ДЦП, уменьшает выраженность моторного дефицита, улучшают функциональный результат и ускоряют достижение предварительно поставленных целей реабилитации. Расчет доз ботулинического токсина типа А согласно паттернам спастичности мышц верхних конечностей позволяет минимизировать количество вводимого препарата. В качестве монотерапии введение ботулотоксина недостаточно эффективно. При однократных инъекциях ботулинического токсина типа А и комплексной реабилитации у пациентов с одно- и двусторонними формами детского церебрального паралича тонус мышц верхних конечностей значимо уменьшается в течение первого месяца после лечения, положительные изменения тонуса сохраняются до 3 мес. наблюдения и статистически не определяются через 6 мес. [13]

В целом можно согласиться с результатами публикаций ряда авторов, указывавших на то, что эффекты каждой последующей инъекции БТА отличаются от эффектов предыдущей, но не так значимо, как результаты 1-й и 2-й инъекций [14,15,16,17]. На основании анализа динамики мышечного тонуса в верхних конечностях, общего двигательного развития и формирования функции рук на фоне трехкратных инъекций БТА и реабилитации, целесообразным представляется повторное проведение ботулинотерапии и комплексной реабилитации функции верхних конечностей до возвращения спастичности к исходному уровню, но не ранее 3 мес. после предыдущих инъекций БТА.

В исследовании, проведенным Ryu, применялась зеркальная терапия у детей с ДЦП. В этом исследовании дети проходили 4-недельную программу, в которой включалось зеркальная терапия или мнимая терапия. Зеркальная терапия привела к повышенной способности походки за счет увеличения физической воспринимаемости и баланса способности. Церебральный паралич происходит в незрелом мозге и характеризуется непрогрессивными расстройствами. Зеркальная терапия в целом оказалась эффективной в повышении мышечной силы, скорости двигателя, мышечной активности и точности обеих рук. Тем не менее, исследование показало, что зеркальная терапия требует больше времени для выполнения манипуляций обеими руками, чем с одной стороны. [18]

Заключение

В данном обзоре мы проанализировали применения различных методов для лечения ДЦП у детей. Одним из наиболее распространенных и эффективных способов снижения нарушений со стороны двигательной системы является электростимуляция мышц и нервных структур, применялись также иммобилизационная терапия, ботулинотерапия, зеркальная терапия и др. Согласно обзору имеются положительные результаты лечения данными способами.

Распространенность ДЦП у детей, приводящего к тяжелой и пожизненной инвалидизации, многочисленные работы по поиску эффективного метода лечения доказывают актуальность и необходимость дальнейшего поиска способов коррекции неврологических нарушений.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ.

Термин ДЦП объединяет целый ряд синдромов, которые возникают в связи с поражением мозга.

ДЦП возникает вследствие органического поражения, недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе (внутриутробный период развития, момент родов или ранний постнатальный период).

Степень тяжести двигательных нарушений может варьироваться от минимальных до очень грубых, тяжелых.

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

Этиология и патогенез ДЦП.

Причины ДЦП разнообразны. Принято выделять:

пренатальные (до рождения ребенка, во время беременности матери)

натальные (во время родов)

постнатальные (после рождения ребенка).

Чаще всего причины пренатальные от 37% до 60% случаев.

Натальные от 27% до 40% случаев.

Постнатальные – от 3 до 25%.

Состояние здоровья матери (соматические, эндокринные, инфекционные заболевания матери), например, болезни сердечно сосудистой системы у матери вызывают в 45% случаев кислородную недостаточность плода.

Содержание Введение 3 1. Соблюдение традиций – сила развития общества 5 1.1. Народное художественное творчество как искусство 6 1.2. Творчество детей – первая ступень любви к традициям 8 2. Подготовка к праздничным утренникам 9 2.1. День праздника 10 2.2. Значение праздничных утренников 11 3. Практическая часть 12 Заключение 30 Список литературы 31 Введение В материальном мире постоянно .

вредные привычки матери;

прием беременной женщиной различных лекарственных препаратов.

отклонения и осложнения течения беременности;

Фактором риска являются малый вес плода, досрочные роды, неправильное положение плода. Установлено, что высокий процент детей с ДЦП имели низкий вес при рождении. Важным является генетический фактор, т.е. наследование врожденной патологии развития.

Асфиксия в родах, родовая травма. Асфиксия в родах приводит к расширению сосудов головного мозга плода, возникновению кровоизлияний. Родовая травма связана с механическим повреждением или сдавлением головы ребенка в родах.

Возникают на ранних этапах жизни ребенка, еще до того как двигательная система сформирована.

Травмы черепа, нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), интоксикации лекарственными веществами (некоторыми антибиотиками и др.).

Травмы вследствие удушения или утопления. Опухоли мозга, гидроцефалия.

В некоторых случаях этиология остается невыясненной, неизвестной.

ДЦП является следствием изменений в клетках головного мозга или с нарушениями развития мозга. Патологические изменения мозга у детей с ДЦП могут быть установлены с помощью компьютерной томографии.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЦП.

В настоящее время имеется более 20 различных классификаций ДЦП. В отечественной практике чаще всего используется классификация СЕМЕНОВОЙ К.А.

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП:

АТОНИЧЕСКИ — АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

На практике выделяют смешанные формы ДЦП.

Самая тяжелая форма ДЦП. Возникает в результате значительного поражения мозга на этапе внутриутробного развития. Имеется псевдобульбарный синдром.

Введение. Опухоли ЦНС занимают первое место по частоте среди солидных злокачественных опухолей у детей, составляя 20% всей онкологической заболеваемости в детском возрасте. Эти опухоли встречаются с частотой 2-2,8 на 100000 детского населения, занимая второе место среди причин смерти детей с онкологической патологией. Заболевают чаще дети дошкольного возраста: пик заболеваемости приходится на 2-7 .

Термин гемипарез или гемиплегия означает, что страдает одна половина тела (лицо, рука, нога на одной стороне).

Клинические проявления: Ригидность мышц (Ригидность – негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц).

Сохраняющиеся на протяжении многих лет тонические рефлексы. Произвольная моторика отсутствует или слабо развита. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Грубые нарушения речи, тяжелая дизартрия вплоть до анартрии. У большинства детей выраженная умственная отсталость, что тормозит развитие ребенка и усугубляет состояние.

Отсутствие тормозящего влияния высших отделов нервной системы на рефлекторные механизмы ствола мозга или спинного мозга способствуют высвобождению примитивных рефлексов, в результате изменяется мышечный тонус, и появляются патологические позы. Происходит задержка или невозможность поэтапного развития цепных установочных рефлексов, которые в норме способствую тому, что ребенок постепенно обучается поднимать и удерживать голову, сидеть, стоять, затем ходить.

Известна под названием болезни или синдрома ЛИТТЛЯ. Самая распространенная форма ДЦП. Спастическая диплегия характеризуется тетрапарезом, когда поражены руки и ноги обеих сторон тела. Ноги поражены сильнее, чем руки. Основной клинический симптом — повышение мышечного тонуса, спастичность. Наблюдается перекрещивание ног при опоре. Конечности могут застывать в неправильной позе. У 70 – 80% детей выраженные речевые нарушения в виде спастико – паретической (псевдобульбарной) дизартрии, иногда моторной алалии, задержки речевого развития. Ранняя логопедическая работа значительно улучшает состояние речи. Нарушения психики проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться при коррекционном воздействии. Дети могут учиться в специальных школах – интернатах для детей с нарушениями опорно — двигательного аппарата или в общеобразовательных школах. Часть детей имеет умственную отсталость, в этом случае они обучаются по программе школы VIII вида. Данная форма ДЦП является прогностически более благоприятной формой по сравнению с двойной гемиплегией. 20 – 25% детей начинают сидеть, ходить, но со значительным запаздыванием (к 2 – 3 годам).

Какой закон характеризует источник развития:единства и борьбы противопол/ Какой закон хар характер развития: закон взаимного перех кол и кач измен/ Какой закон хар-ет направленность развития: отрицания отрицания/ Какое положение в связях и развитии не принадлежит диалектике: источником развития…../ Классические формы движения выделенные Энгельсом: социальные, механические, физические, химические/ .

Остальные обучаются передвигаться используя костыли или на коляске. Ребенок может научиться писать, выполнять некоторые функции самообслуживания.

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Эта форма характеризуется повреждением конечности (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез, связанный с поражением левого полушария, наблюдается чаще, чем левосторонний. Дети овладевают двигательными навыками позже, чем здоровые. Уже в первый год жизни выявляется ограничение движений в пораженных конечностях, сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим опозданием, но поза асимметрична, с перекосом в одну сторону. Ходить ребенок обучается подавая здоровую руку. Со временем формируется стойкая патологическая поза. Приведение плеча, сгибание руки и кисти, сколиоз позвоночника. Ребенок выносит вперед здоровую часть тела. Пораженные конечности замедлены в росте, происходит укорочение пораженных конечностей.

Отмечаются нарушения речи в виде моторной алалии, дисграфии, дислексии, нарушения счета. У детей наблюдается спастико – паретическая (псевдобульбарная) дизартрия.

Нарушения интеллекта варьируется от легкой задержки психического развития до умственной отсталости.

Прогноз двигательного развития благоприятный, дети ходят самостоятельно, овладевают навыками самообслуживания.

. Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии осуществляется с учетом . что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной . речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 191 с. 35. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – .

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной данной формы ДЦП может быть несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или кровоизлияния в область хвостатого тела в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Первые гиперкинезы появляются в 4 – 6 месяцев чаще в мышцах языка, затем к 10 – 18 месяцам в других частях тела. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, гипотония и дистония. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, при попытке движения. В покое гиперкинезы уменьшаются и исчезают во время сна.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети долго не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Самостоятельно передвигаться начинают только к 4 – 7 годам. Походка толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять тяжелее, чем идти. Затруднена автоматизация двигательных навыков, письма. Речевые нарушения в форме гиперкинетической дизартрии (экстрапирамидная, подкорковая).

Психические и интеллектуальные нарушения проявляются в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Большинство детей обучается самостоятельно ходить, но произвольные движения, особенно мелкая моторика в значительной степени нарушены. Дети обучаются либо в специальной школе для детей с НОДА или в массовой школе. Могут в последствии обучаться в техникуме или вузе. Незначительная часть детей обучается по программе вспомогательной школы.

АТОНИЧЕСКИ — АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме ДЦП имеется поражение мозжечка, иногда сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Наблюдается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (чрезмерность движений).

На первом году жизни выявляются гипотония, задержка психомоторного развития, т.е. не развиваются функции сидения, стояния, ходьбы. Ребенок затрудняется в хватании и игре с предметами, игрушками. Сидеть ребенок обучается к 1 – 2 годам стоять и ходить к 6 – 8 годам. Ребенок стоит и ходит широко расставляя ноги, походка неустойчивая, руки разведены в стороны, совершает много избыточных, качательных движений. Тремор рук и расстройство координации тонких движений затрудняют овладение навыками письма, рисования, самообслуживания. Речевые нарушения в виде задержки речевого развития, мозжечковая дизартрия, алалия. Могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести в 55% случаев. Обучение затруднено.

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в .

СМЕШАННАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме имеются сочетания различных клинических проявлений, свойственных выше перечисленным формам: СПАСТИКО – ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ, ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИ — МОЗЖЕЧКОВАЯ и т.д.

По степени тяжести двигательных нарушений выделят три степени тяжести ДЦП.

Легкая — физический дефект позволяет передвигаться, иметь навыки самообслуживания.

Средняя – дети нуждаются в помощи окружающих.

Тяжелая – дети целиком зависят от окружающих.


Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, 2015, том 41, № 4, с. 123-131

НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Детский церебральный паралич относится к числу распространенных заболеваний, приводящих к существенному ограничению двигательных возможностей. В обзоре рассмотрены новые методы двигательной реабилитации детей с детским церебральным параличом с точки зрения современной физиологии, обобщены и проанализированы результаты экспериментальных исследований эффективности этих методов.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, нейрореабилитация, механотерапия, электрическая стимуляция, биологическая обратная связь, нагрузочные костюмы, тренировка баланса.

Детский церебральный паралич (ДЦП) приводит к глубокому нарушению двигательных функций [1, 2]. Для детей с ДЦП характерна мышечная слабость и аномально высокая спастичность мышц в пораженных конечностях, которые приводят к задержке моторного развития [3]. Нарушенный мышечный контроль часто приводит к коактивации мышц агонистов и антагонистов [4]. Среди различных форм ДЦП до 80% составляют спастические формы. Спастичность мышц и патологический мышечный тонус у детей с ДЦП могут вызвать аномальное распределение сил, воздействующих на костно-суставной аппарат [5], что приводит во время роста ребенка к деформациям, нестабильности в суставах и контрактурам [6]. Слабость мышц приводит к нарушениям баланса и моторного контроля, что, в свою очередь, ведет к потребности ребенка в уходе и зависимости со стороны окружающих [7]. Цель двигательной реабилитации пациентов с ДЦП — минимизировать развитие вторичных проблем путем уменьшения или нормализации тонуса мышц, облегчением адекватного растяжения мышц, увеличением активного объема движений, укреплением слабых мышц и, наконец, воспитанием нового стереотипа стояния и ходьбы, достигаемого длительными тренировками, в процессе которых происходит автоматизация двигательного навы-

ка. В основе нейрореабилитации детей с ДЦП лежат процессы, связанные с высокой пластичностью нервной ткани [8]. Изменения, вызванные физическими упражнениями, выявляются и фиксируются в моторной коре, базальных ганглиях, красном ядре и мозжечке, а также в спинном мозге [9, 10].

Целью настоящего обзора является анализ и обобщение публикаций, посвященных современным методам реабилитации пациентов с ДЦП, основанным на достижениях в области физиологии движений.

Механотерапия с использованием роботизированных тренажеров в последнее время все прочнее занимает ведущее место в системе комплексной реабилитации детей с различными формами ДЦП, парезами верхних и нижних конечностей. Совершение циклических движений в положении лежа или сидя на этих тренажерах — один из широко применяемых методов реабилитации детей с ДЦП, так как он не требует динамического баланса, который необходим для выполнения упражнений при вертикальном положении тела. Исследования показали, что подобные тренировки способствуют увеличению мышечной силы и объема движений в суставах конечностей, улучшению кардиоваскулярных показателей [11, 12].

Например, применение тренажеров МОТОшеё в комплексных программах моторной реабилитации показало высокую эффективность метода по уменьшению процессов мышечной атрофии и де-нервации у детей со спастической диплегией, а также достоверное увеличение силы и снижение тонуса паретичных конечностей [13]. Кроме того, получаемая на тренажере физическая нагрузка в комплексе с дифференцированной физиотерапией развивала потребность детей в движении и активизировала не только физическую, но и психическую деятельность. Однако многие дети с ДЦП испытывают трудности при выполнении подобных циклических задач из-за прерывистого и асимметричного педалирования, которое проявляется вследствие некоординированных движений при надавливании на педали, а также из-за коактивации мышц агонистов и антагонистов [14, 15].

Развитие самостоятельной ходьбы является потребностью многих детей с ДЦП. Показано, что локомоторная терапия эффективна в реабилитации пациентов с серьезными неврологическими нарушениями [16]. В последнее время проявляется возрастающий интерес к исследованию эффективности тренировок на беговых дорожках (тредмил-терапия) в лечении детей с ДЦП [17]. Ходьба по движущейся механической беговой дорожке дает возможность совершать повторяющиеся шагательные циклы, способствует улучшению паттерна ходьбы, а при использовании систем поддержки веса способствует улучшению баланса туловища при ходьбе. Результаты исследований выявили, что подобные тренировки показаны детям с ДЦП широкой возрастной категории (начиная с 15 месяцев жизни) и с различными функциональными возможностями. После тренировок на беговой дорожке у детей с ДЦП значительно увеличивалась скорость ходьбы, улучшались двигательная активность и выносливость, а также уменьшались энергетические затраты в процессе ходьбы [18—20]. В то же время Р. Чернг и соавт. [21] исследовали эффект тред-мил-тренировок на мышечный тонус (для его оценки использовали модифицированную шкалу АзИ^юЛИ) и на двигательный контроль (по способности совершать произвольную дорсифлек-сию стопы) и не обнаружили значимого изменения этих параметров после курса тренировок. Л.А. Греко и соавт. [22] исследовали эффект тред-мил-тренировок на статический и функциональный баланс у детей с ДЦП и показали, что подобные тренировки имеют существенно большее положительное влияние на поддержание равновесия и на колебания туловища во фронтальной плоскости, чем тренировки ходьбы по полу [22]. Немаловажным фактором, который может влиять на эффективность двигательной реабилитации и являться причиной различий в

оценке результатов тредмил-терапии, является интенсивность и длительность тренировок, однако специальных исследований значимости этого фактора не проводилось. В основном, в опубликованных исследованиях длительность тренинга составляла от двух до шести недель с интенсивностью 3—5 раз в неделю.

Одной из разновидностей реабилитации на бегущей дорожке является тренировка навыков ходьбы при помощи роботизированной техники — аппарата "Локомат" [23, 24] и его аналогов [25]. Комплекс "Локомат" состоит из беговой дорожки, системы разгрузки нижних конечностей, роботизированных ортезов, программного обеспечения и модуля расширенной обратной связи. При этом движение нижних конечностей пациента осуществляется в сагиттальной плоскости. "Локомат" может использоваться для реабилитации детей, начиная с 3-летнего возраста. Роботизированные ортезы ведут ноги пациента по беговой дорожке, позволяя во время ходьбы широко варьировать ее кинематические характеристики: изменять углы сгибания и разгибания в суставах, скорость движения, ритм шага, степень опоры на дорожку, подключать произвольные усилия. Программное обеспечение позволяет задавать определенную траекторию движения и образец ходьбы, использовать биологическую обратную связь (БОС) для стимуляции активного участия пациента в движении. Все данные тренинга сохраняются в компьютере в цифровой и графической форме, что дает возможность анализировать результаты и отслеживать динамику у каждого пациента. Реабилитация на системе "Локомат" возможна даже тогда, когда ребенок не может полностью опираться на стопы вследствие болевого синдрома или ортопедических противопоказаний. В таких случаях тренировка проходит над беговой дорожкой, при этом происходит полноценное сгибание в коленном и тазобедренном суставах и обеспечивается нагрузка на мышцы. Эффективность терапии с помощью аппарата "Локомат" показана при различных формах ДЦП [25—27]. В частности, применение данной системы у детей эффективно в ранний период реабилитации после таких оперативных вмешательств, как селективная дорзальная ризотомия и сухожильно-мышечные пластики [24]. Показано, что терапия на аппарате "Локомат" у детей эффективна при легких формах ДЦП, однако менее действенна при тяжелых и средней степени тяжести формах болезни [26]. Основными наблюдаемыми результатами во всех описываемых случаях было улучшение походки, увеличение мышечной силы и объема движений в нижних конечностях, прирост двигательных навыков, оцененных по шкале GMFM [28]. Двигательная реабилитация с использованием аппарата "Локомат" оказывает положительное влияние не только на ходьбу де-

тей с ДЦП, но также и на поддержание равновесия. На 9 детях с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия, было показано значительное улучшение баланса в группе, тренировавшейся с использованием "Локомата", по сравнению с детьми, получавшими стандартную терапию [29]. Существенный эффект стабилизации позы после тренировки на "Локомате" также был обнаружен в работах И. Боргрейф и соавт. [26, 30] и Р. Чернг и соавт. [21]. Недостатком терапии с помощью "Ло-комата" является отсутствие движения ног пациента в каких-либо других плоскостях, кроме сагиттальной.

Роботизированные приспособления также нашли широкое применение для функциональной терапии верхних конечностей у детей с ДЦП. Одним из подобных реабилитационных комплексов является реабилитационный комплекс "Армео" — роботизированный ортез для руки с программным обеспечением и встроенной пациент-специфичной обратной связью. Тем самым обеспечивается поддержка поврежденной конечности, позволяя пациенту успешно манипулировать рукой и совершенствовать свои функциональные возможности. Пружинный механизм и чувствительная к давлению ручка (джойстик) обеспечивают регулируемую весовую разгрузку восстанавливаемой руки и разработку ее двигательных функций. "Армео" дает возможность пациентам, используя даже небольшие функциональные возможности верхней конечности, развивать

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

  • ЭЛЕКТРОНЕЙРОМИОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВРЕМЕННОЙ ЭПИДУРАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОНЕЙРОСТИМУЛЯЦИИ В СОЧЕТАНИИ С РОБОТИЗИРОВАННОЙ КИНЕЗОТЕРАПИЕЙ ПРИ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ

КРИВОРУЧКО Г.А., ПРУДНИКОВА О.Г., ШЕИН А.П. — 2015 г.

ИОНАТАМИШВИЛИ Н.И., ЛОРИЯ М.Ш., РУХАДЗЕ М.М., ЦВЕРАВА Д.М., ШЕШАБЕРИДЗЕ Е.Г. — 2004 г.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.