Неговорящий ребенок с дцп

Из-за имеющихся у ребенка с ДЦП двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависимым от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную и волевую сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях. У большинства детей с детским церебральным параличом нарушаются речь, зрение, слух в результате раннего поражения головного мозга.

По данным некоторых авторов, речевые нарушения выявляются у 80% детей с ДЦП. Степень нарушения речи зависит от времени и локализации поражения головного мозга. Большое значение имеют и так называемые вторичные нарушения, которые происходят в постнатальном развитии ребенка. Задержки развития речи или отставание в речевом развитии обусловлены тем, что дети с ДЦП имеют достаточно небольшой объем знаний и представлений об окружающем, недостаточно общаются и имеют ограниченное число социальных контактов. Дополняет неблагоприятное воздействие на ребенка и тем самым усугубляет его речевое развитие длительное нахождение ребенка в лечебном учреждении, в отрыве от матери, и смена окружающей обстановки. Если ребенок находится в домашних условиях, то взрослые стараются облегчить его состояние и не формируют у ребенка потребности в речевом общении, тем самым часто неосознанно мешая развитию речи своего ребенка.

У детей с детским церебральным параличом речедвигательный анализатор нарушен органически. Это приводит к нарушениям не только звукопроизношения, но и голоса, дыхания, темпо-ритмического рисунка речи. При ДЦП основными нарушениями являются фонетико-фонематические, и в первую очередь дизартрия.

Снижение зрения очень характерно для детей с детским церебральным параличом. У них может наблюдаться косоглазие, при котором одно из глазных яблок играет доминирующую роль при восприятии объектов. Зрительное восприятие у детей с косоглазием затруднено, замедлено. Это же относится и к способности переключаться с одного предмета на другой. Все эти нарушения приводят к ограниченной познавательной деятельности у детей.

У детей с церебральным параличом, особенно с такой формой, как спастическая диплегия, наблюдается близорукость. Если проводить раннюю коррекцию, то возможна положительная динамика. Нарушения слуха отмечаются в среднем у каждого четвертого ребенка, больного ДЦП. В зависимости от формы ДЦП нарушения носят разнообразный характер: от незначительного снижения слуха до полной глухоты.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему. У некоторых детей при утомлении может возникнуть двигательное беспокойство. При этом ребенок жестикулирует, у него усиливаются гиперкинезы, может быть слюнотечение.

Дети с детским церебральным параличом очень тонко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведении. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Таким образом, можно утверждать, что нарушения в двигательной сфере влияют на психическое развитие ребенка в целом. Важно иметь в виду то, что чем раньше и полнее произойдет диагностика заболевания и начнется лечебно-коррекционная работа по преодолению нарушений, тем благоприятнее будет динамика. Кроме врачей, педагогов и психологов большая роль отводится и родителям больного ребенка. При их помощи ребенок овладевает навыками самообслуживания, которые необходимы ему для успешной адаптации в жизни. Работа должна носить систематический характер и сочетать в себе лечебное, педагогическое и психологическое воздействие.

Неговорящие дети - достаточно полиморфная категория детей. Но всех их объединяет то, что они имеют стойкую задержку в развитии речи.

Сложность заключается в том, что внешне сходная задержка речи может быть различна по своей структуре и механизму возникновения.

Задержка развития речи может наблюдаться у детей с:

ОНР(общее недоразвитие речи). Неговорящие дети имеют I уровень речевого развития. Может также наблюдаться при наиболее сложных речевых патологиях: алалии, дизартрии, афазии.

ДЦП (детский церебральный паралич);

ЗПР (задержка психического развития);

нарушениями слуха и зрения.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом -- это всевозможные речевые расстройства, при которых наблюдаются недоразвитие всех смысловых и звуковых сторон речи.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается бедный словарный запас, некоторые и вовсе не говорят. Такой ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не имеет возможности общаться с окружающими. Из-за этого дети чувствуют себя некомфортно в обществе: они полностью или частично лишены возможности взаимодействовать со сверстниками.

Е.Ф. Соботович отмечает, что зачастую речевые расстройства имеют системный характер, страдает фонетико-фонематическая, лексико- грамматическая и синтаксическая сторона речи. Системное нарушение речи наблюдается при разных речевых патологиях, таких как алалии, дизартрии, общем недоразвитии речи, задержке речевого развития и так далее. [60].

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом -- это всевозможные речевые расстройства, при которых наблюдаются недоразвитие всех смысловых и звуковых сторон речи.

I уровень речевого развития. Этот уровень считается самым низким. Отсутствие общеупотребительной речи. Характерно неумение пользоваться средствами общения. Ребенок активно пользуется мимикой, жестами. Присутствуют отдельные лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы. Ребенок может использовать небольшое число глаголов и существительных, которые существенно искажены. Одним лепетным словом или звукосочетанием ребенок может называть все действия, предметы.

В речи ребенка преобладают в основном предложения из одного-двух слов. Речь бывает понятно только в конкретной ситуации в общении с близкими. Импрессивная речь ограничена. Грубые нарушения звукопроизношения. В речи больше нарушенных звуков, чем правильно произносимых. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Ребенок может путать слова паронимы. Дети чаще всего до трех лет остаются безречевыми.

Алалия - это отсутствие или системное недоразвитие речевой языковой и речемыслительной деятельности, вследствие органического поражения или недоразвития структур головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка с нормальным слухом и нормальными интеллектуальными предпосылками.

У детей с алалией отмечается крайняя бедность словаря, медленное его развитие. Дети не могут задать вопрос или ответить на него. Могут назвать предметы. Редко называют глаголы и признаки. Испытывают трудности в употреблении слов в определенных ситуациях. Когда ребенок разговаривает, наблюдается поиск слов, замена и неадекватное их использование. Из-за бедности словаря, дети прибегают к использованию жестов. Для передачи смысла могут использовать модуляции голоса. Наблюдается стереотипность высказываний. Присутствуют речевые штампы, которые не осознаются детьми.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Афазия чаще всего возникает у взрослых. Но может 6наблюдаться иногда и у детей. Обычно афазия у детей бывает моторная и сенсорная.

Моторная афазия встречается чаще. Возникает при поражении речевого центра (центр Брока). Больной или совсем теряет способность говорить или может использовать незначительные речевые возможности. Такой ребенок слышит речь, понимает ее, но ответить не может. Могут сохраняться простые слова, предложения. Невозможна спонтанная речь. Дети не могут повторить ряды слогов, слов, предложения. Такой ребенок неуверен в себе, может находиться в дипрессии.

Сенсорная афазия проявляется у детей в том, что страдает восприятие речи (центр Вернике). И как следствие - понимание речи. Ребенок слышит речь, но не понимает, о чем говорят. Нарушен фонематический слух. Из-за этого ребенок теряет способность следить и за собственной речью. Слова искажены, часто встречаются парафазии (замена слога, слова другими элементами речи). Но речь детей достаточно интонирована.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Для дизартрии характерно позднее появление речи. Присутствует нарушение звукопроизношения, голоса, дыхательной функции, создающее картину общего фонетического неблагополучия речи в целом. Наблюдается грубая неврологическая симптоматика (центральные параличи и парезы, в том числе и артикуляторных мышц; наличие патологических условных рефлексов, рефлексов орального автоматизма). Со стороны психической сферы можно наблюдать частые задержки интеллектуального развития, расстройства эмоционально-волевой сферы (неустойчивость настроения, аффективные вспышки).

Выделяют 3 степени тяжести дизартрии:

-Анартрия (отсутствие речи из-за полного паралича речедвигательных мышц);

-Дизартрия (нечленораздельная речь из-за частых параличей речедвигательных мышц;

-Стертая дизартрия (менее выраженная форма дизартрии, связанная с

Дизартрия может быть одним из симптомов детского церебрального паралича (ДЦП).

Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризует группу двигательных расстройств, которые возникают при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

От локализации и места поражение головного мозга зависят особенности нарушений речи и их тяжесть [46].

При ДЦП наблюдается задержка речевого развития на начальном этапе. Задержка проявляется в восприятии и воспроизведении ритма, и в интонационной стороне речи. У таких детей наблюдается медленное улучшение внятности речи. Медленное увеличение активного словаря и длины предложений. Нарушения речевого развития проявляются в 4-5 лет у детей в бедности пассивного и активного словаря. Они недифференцируют употребление слов. У детей с ДЦП очень часто наблюдается дизартрия. При всех формах дизартрии, в основном, наблюдается общее недоразвитие речи. Может сочетаться со снижением слуха, отмечается недоразвитие фонематического слуха. Присутствует анатомическая незрелость органов артикуляции. Могут появляться дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем. Из-за парезов и параличей органов артикуляции и нарушений орального праксиса многие звуки пропускаются, искажаются, смешиваются как по месту, так и по способу артикуляции. Присутствует отставание в усвоении разнообразных языковых категорий, особенно предлогов.

Также могут встречаться такие формы речевых нарушений, как алалия, вторичная задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, мутизм, нарушение письменной речи.

У большинства детей с детским церебральным параличом наблюдается низкая речевая активность. Преобладают простые, короткие предложения [47].

Дети с умственной отсталостью. Это такие дети, у которых присутствуют стойкие нарушения психического развития. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.

Нарушения речи у таких детей встречаются, в основном, из-за паталогических факторов. Проявляются в речевой отсталости, в речедвигательных расстройствах, тесно связанных с нарушением общей моторики, в недостаточности фонематического слуха [46].

Недостаточность слухового восприятия, а именно фонематического, задерживает развитие дифференциации звуков на слух. Неправильное произношение может удерживаться даже при правильно поставленном новом звуке. Испытывают трудности в переключении на новую ситуацию речевого навыка. Наблюдается у детей и слабое дыхание, частые нарушения голоса.

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994г., умственную отсталость подразделяют на 4 степени снижения интеллекта:

незначительная умственная отсталость (дебильность). IQ 50-70;

умеренная умственная отсталость (имбецильность). IQ 35-49;

тяжелая умственная отсталость (идиотия). IQ 25-39;

глубокая умственная отсталость. IQ 20 и ниже.

Дебильность. Незначительная умственная отсталость. Такие дети отстают в развитии от своих сверстников с нормой. Дети позже начинают говорить, ходить, позже овладевают навыками самообслуживания. К школьному возрасту их активный словарь беден. Могут образовывать речь и понимать ее. Но такая речь примитивна и бедна по словарю (2-3 слова, может немного больше), аграмматична, косноязычна. Может переходить в крик. Бедность наблюдается и в мимико-жестикуляционной речи. Она обычно стереотипна и беспорядочно повторяется. Ребенок не понимает конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов.

Имбецильность. Умеренная степень умственной отсталости. У таких детей речь зачастую появляется на 3-5 году и позднее. Представляет собой в основном отдельные слова, редко фразы. Речь очень косноязычна и агромматична. Для речи таких детей характерны пропуски звуков, слогов, недоговаривание слов и смешение звуков [68].

Идиотия. Тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика грубых нарушений уже отмечается на первом году жизни ребенка. Неадекватная реакции на окружение, слабый интерес к окружающим объектам и игре, поздно появляется лепет и первые слова.

Одни дети с тяжелой степенью умственной отсталости могут навсегда остаться немыми и не понимать чужой речи. Иногда издавая инстинктивные звуки (крик, смех, плач). Речь может развиваться крайне медленно и ограничено [49].

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (расстройство аутистического спектра). Такие дети представляют собой полиморфную группу, которая характеризуется различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У них, параллельно эмоциональным нарушениям, могут наблюдаться умственная отсталость, задержка психического развития. Также эмоционально-волевые нарушения могут встречаться у детей и подростков, больных шизофренией.

У детей с аутизмом встречаются различные речевые расстройства:

эхолалии, часто отстающие во времени;

отсутсвие обращения в речи, несостоятельность в диалоге;

-нарушение грамматического строя речи, звукопроизношения, просодических компонентов;

- мутизм (отсутствие речи) [49].

Проявляется мутизм у детей с расстройствами аутистического спектра как отсутствие речи. Возникновение мутизма рассматривается как отсутствие мотивации к речевому общению, а не как конкретное речевое нарушение.

Но и степень мутизма может быть различной. Так при полном мутизме наблюдается слабое развитие импрессивной стороны речи. Речь посторонних может быть для ребенка стрессом. Так как дети отказываются от взаимодействия с окружающими, у них практически отсутствует пассивный запас слов. Слуховое внимание неразвито, истощаемо. У некоторых детей даже отсутствуют предпосылки развития речи. Зачастую такие нарушения речи присутствуют при интеллектуальной недостаточности.

У детей второй группы наблюдается частичный мутизм. Их речевое недоразвитие схоже с ОНР первого или второго уровня. Особенностью их речи является то, что она протекает автономно и представлена отдельными звукосочетаниями, которые возникают отраженно и спонтанно при благоприятном развитии ребенка.

Дети третьей группы имеют речь, с более высоким уровнем развития, который схож со вторым или третьим уровнем ОНР. Но речь имеет особенность, как и во второй группе, не обращена к конкретному лицу, в пространство. О себе ребенок говорит во втором или третьем лице. В речи присутствуют эхолалии, речевые штампы, речевая стереотипность, бесцельные манипулирования, звукокомплексы, словосочетания и отрывкиотдельных фраз. Окраска речи: голос звучит неестественно, модулировано, иногда фальцетом.

Речь детей четвертой группы характеризуется достаточным развитием. Можно наблюдать у ребенка развернутую фразу, ведение длительной монологической речи. В речи присутствуют неологизмы. На общем высоком уровне развития речи могут частично наблюдаться такие недостатки как речевые стереотипии, штампы, отсутствие адресанта [33].

Также, мутизм может быть как регрессивное психическое расстройство. То есть как полное или частичное отсутствие экспрессивной речи, но при этом сохраняется способность говорить и понимать речь. Мутизм, в данном случае, может быть элективный (избирательный) или тотальный. Тотальный мутизм, или полное молчание (неговорение), проявляется в любой обстановке и по отношению к любому человеку. Может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Может развиваться в результате аффективно-шоковой реакции, заторможенности действий (кататоническое состояние), истерик. Продолжается от нескольких часов до нескольких недель.

Элективный мутизм свойственен больше детям и подросткам. Бывает в основном как реакция пассивного протеста ребенка. В данном случае ребенок отказывается от общения, не говорит с людьми, которые вызывают у него психотравмирующие переживания. Также может отсутствовать контакт со взрослым и в определенной психологической ситуации, которая его травмирует. С другими людьми, сверстниками, в других ситуациях, если они его не травмируют психически, ребенок сохраняет общение. В основном на элективный мутизм влияет депрессия, тревога, боязнь речи. Только в отличие от тотального мутизма, элективный может длиться от нескольких часов и до нескольких лет. Длительный элективный мутизм влияет на патологическое формирование личности [26].

Дети с нарушениями слуха. Уровень недоразвития речи при нарушениях слуха зависит от того, в какой период развития ребенка был нарушен слух и насколько сильно он нарушен. Полное или резкое нарушение слуха может привести к тому, что речь ребенка не будет развиваться [10]. У детей с нарушениями слуха наблюдаются недостатки произношения звуков. Овладение грамматическим строем речи и достаточное накопление словарного запаса практически невозможны для них. Дети неправильно строят предложения, согласуют внутри предложения. Такой ребенок не может самостоятельно овладеть артикуляционными движениями. Из-за бедности словаря, может наблюдаться неточное понимание и неправильное употребление слов. Ограниченное понимание устной речи [3].

Дети с нарушениями зрения. Усвоение речи слабовидящими и слепыми детьми происходит, как и у зрячих, в процессе общения. Однако у детей с нарушениями зрения часто проявляется своеобразие, которое проявляется в виде задержки речевого развития и психических процессов. Это объясняется тем, что ребенок ограничен во взаимодействии с окружающим миром. Немало значимую роль играет время наступления дефекта. У детей отмечаются фонетико-фонематические нарушения, несформированность процессов фонематического анализа и синтеза. Бедный словарный запас. Страдает внешнее оформление речи (эмоциональность, выразительность). Дети не могут использовать в связном тексте знакомые им слова. Из-за отсутствия зрительной опоры у детей может наблюдаться моторная несформированность. И это, в свою очередь, может влиять на незначительные нарушения в звукопроизношении [11].

Дети с задержкой психического развития (ЗПР). Дети с ЗПР имеют ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире. Наблюдается пониженная познавательная активность, медленный темп развития высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.

У таких детей наблюдается низкая обучаемость, но в отличии от детей с умственной отсталостью, они могут использовать помощь взрослого, переносить полученный опыт в другие ситуации [46].

Внимание ребенка привлекается трудно. Затруднена сенсорно- перцептивная деятельность. Ребенок не умеет обследовать предмет, с трудом может определить его свойства.

Активный и пассивный словари бедны. В основном присутствуют слова бытового характера.

Дети при обобщении не могут выделить существенный признак. Обобщают или по ситуативным признакам, или по функциональным. Предметы сравнивают с трудом, в основном по случайным признакам.

Ребенок использует в речи в основном хорошо ему знакомые слова. В основном это существительные, глаголы. Из прилагательных употребляют качественные прилагательные. Испытывают трудности с антонимами и синонимами. Новые слова дети не сразу включают в речь [2].

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Этот материал не о преимуществах одного метода реабилитации перед другими. Он о способностях и возможностях детей, которых медицина с ходу записывает в бесперспективные.

Благо, Катя Станкевич из тех родителей, которые осмеливаются спорить с авторитетной точкой зрения.

Пятилетний Егор Станкевич из Минска не ходит, не сидит, не участвует в диалогах и без маминой помощи не умеет поднести ложку ко рту. В медицинском заключении значитсяДЦП, 4 степень утраты здоровья, глубокая задержка психомоторного и речевого развития – и это не считая более мелких проблем.

Екатерина и Егор

Об уровне знаний Егора, богатстве эмоций и особенностях чувства юмора можно догадываться, просматривая его переписку с друзьями.

Повторюсь: это письмо написал четырехлетний ребенок-инвалид с глубокой задержкой всех видов развития.

– Когда ты понимаешь, что у неговорящего, не умеющего объясниться жестами ребенка невероятно богатый внутренний мир, вырастают крылья, – говорит Катерина Станкевич. – И, чтобы открыть этот мир, ты начинаешь делать то, к чему раньше не осмеливался даже приближаться.

Егор родился на два месяца раньше срока, поэтому на отменное здоровье мальчика никто не рассчитывал. Компьютерная томограмма показала тотальную кистозную трансформацию мозга.

– Но поначалу казалось, что все неплохо – ребенок развивался, гулил, пару раз даже перевернулся на живот, – рассказывает Катерина. – Голову научился поднимать на локтях. потом полезли зубы, поднялась температура, врач выписал антибиотики. После болезни развитие ребенка откатилось назад. Мы обратились к специалистам, они порекомендовали таблетки для стимуляции мозговой деятельности, Егор отреагировал на них сильнейшими судорогами.

Лечение судорог — это губительная для организма ребенка гормональная терапия. Уже не до развития: малышу главное выжить, его родителям – не сойти с ума от крика и постоянного ожидания приступов. Все реабилитационные процедуры пришлось прекратить: в Беларуси судороги считаются противопоказанием для активной реабилитации.

– Пройдя медикаментозную терапию, я поняла свою ошибку: зря рассчитывала, что Егору поможет медицина, надо бороться самой. И написала письмо в Филадельфию, в Институт достижения человеческого потенциала Гленна Домана.

К тому времени Егор так плохо выглядел, что даже ДЦП ему ставили под вопросом. Врачи говорили о тяжелом генетическом заболевании и советовали проконсультироваться у немецких медиков.

Даже 4 степень утраты здоровья - не приговор

Меньше всего мне хочется делать рекламу какому бы то ни было медицинскому центру. На самом деле технологий реабилитации детей с повреждениями мозга много, важно найти ту, которая подходит конкретному ребенку. Беда пациентов постсоветского пространства, что никто вам ее не подскажет: наша система реабилитации застыла в развитии много лет назад.

Материал о другом – о возможностях детей, которых медицина с ходу записывает в бесперспективные. Благо, Катя из тех родителей, которые осмеливаются спорить с авторитетной точкой зрения.

– Сегодня мы используем в реабилитации несколько программ: основу составляет американская, физическую часть мы дополнили программой двигательной коррекции московского специалиста, продолжаем быть в поиске самых эффективных решений для нашего ребенка, – рассказывает Катерина. – Начинать пришлось издалека: с оздоровления кишечника.

Подход американских врачей к лечению детей с травмой мозга отличается от нашего. Там в первую очередь оценивали состояние кишечника: если его флора патогенная, пища не переваривается, мозг в таких условиях работать не будет. Нам предложили диету без пшеницы и молока.

Объяснение простое: глютен и казеин тяжелые белки, в кишечнике больного ребенка они не расщепляются, в результате отравляют его организм. А когда ребенок все время мучается с животом, ему не до развития мозга.

Дополнительной помощью кишечнику являются растительные ферменты и пробиотики, которые необходимо давать постоянно, до момента восстановления своей микрофлоры и ферментации.

Судороги, которые отбросили развитие ребенка далеко назад, прошли после нормализации обмена веществ и дыхательных упражнений с маской.

После гормональной терапии Егор практически потерял способность концентрировать взгляд. Нистагмы – это быстрые непроизвольные движения глаз. Егор лишь на доли секунды останавливал взгляд на больших черно-белых изображениях.

– Это функциональная слепота: ребенок зрячий, но ничего не видит. Специалисты посоветовали нам всю квартиру сделать черно-белой, чтобы Егор хоть на что-то реагировал. И тренироваться, показывая мальчику черно-белые картинки.

В системе Домана я нашла ответы на все вопросы: почему бывает функциональная слепота, что с ней делать, как оценивать состояние ребенка, по ступеням выводить его на новый уровень. Мы распечатали черно-белые картинки, ежедневно я показывала их Егору. И в течение года он научился задерживать взгляд!

Я на себе ощутила, что такое тренировка. Возвращаешься после декретного отпуска в свой стоматологический кабинет, берешь рентгеновский снимок, пытаешься поставить диагноз – обнаруживаешь, что ничего не видишь! Нужна лупа, совет коллеги, и все равно одолевают сомнения. Но проходит месяц - и ты ставишь диагноз, едва взглянув на снимок. Глаз адаптируется. Так же происходит с детьми, ведь функциональная слепота, по сути, – утерянный навык.

В раннем детстве Егор был необычайно чувствителен к звукам.

– Очень долго мы не могли при нем включить телевизор, потому что Егор начинал кричать, – рассказывает Катерина. – Года три он реагировал истерикой на мужские голоса. И его буквально корежило от звона тарелок в кухне, когда папа принимался мыть посуду.

Когда Катерина узнала, что есть такое понятие как гиперслух, она поняла не только причины беспокойства Егора, но и источник школьных проблем старшего сына, который бывает рассеян на уроках.

Есть несколько методик устранения гиперслуха, самая известная – метод Томатис.


Наши дети взрослее, чем мы о них думаем

– Общение с другими семьями укрепило веру в возможности сына, – говорит Катерина. – Представьте себе ребенка с тяжелейшей формой ДЦП, который, глядя через левое плечо в потолок, правой рукой вслепую набирает на компьютере предложения: он таким образом ведет диалог с родителями. Конечно, его руку, как и руку Егора, надо придерживать.

Егор начал читать в три года. Катерина обучала его не так, как принято в школе – сначала алфавит, потом слоги, затем слова. Маленькому Егору ежедневно показывали карточки с новыми понятиями. Он сначала научился читать словами, а затем пришло умение раскладывать слова на буквы и воспринимать незнакомый текст. К своим пяти годам Егор перечитал все подходящие книги дома и в детской библиотеке и перешел на электронные тексты.

По словам мамы, мальчик предпочитает сказкам энциклопедии, из которых можно почерпнуть практические знания о мире.

– Но ведь Егор не разговаривает, а значит, не может пересказать текст. Почему вы думаете, что он прочел эти книги? – сомневаюсь.

– Мы задаем вопросы по содержанию, Егор в тексте выбирает и показывает нам ответы, – объясняет Катерина. – Спрашивать надо правильно: косвенно подводя ребенка к обсуждению, а не тестируя его грамотность прямым вопросом.

Егор эмоционально оценивает прочитанное. Выделяет сцены агрессии, гнева, разрушения, показывает их маме. Когда начал печатать на клавиатуре, рассказал, что очень чувствителен к отрицательным эмоциям окружающих.

– Если я сержусь на старшего сына, Егор обязательно сделает мне замечание, – признается Екатерина.

Английскому языку Егор обучается с 3 лет по такой же системе – слова, затем предложения.

– Мы учим лексику, потом ставим на Айпад английскую сказку с картинками и озвучкой, причем на экране поэтапно выделяется произносимый диктором текст.

– Движение должно иметь значимую для ребенка цель, и этой целью стал Айпад. Я включаю интересную Егору программу — английские слова или сказку -- и он рвется побыстрее доползти до планшета, чтобы прочитать урок.

Катерина говорит, пара сотен прослушанных сказок заметно подтянули и ее уровень владения иностранным языком. Егор тоже понимает английскую речь: в Филадельфии он реагировал на обращения преподавателей, выполнял их просьбы, выказывал интерес к лекциям.

Двигательное развитие дается намного труднее: мальчик, правда, научился переворачиваться и пополз по-пластунски, но с переходом на следующую ступень медлит.

Это стало одной из главных причин, по которым Катерина не ограничивается методикой Домана.

– Нам даже на лекциях говорили: не ждите, что ваши дети, получив возможность высказаться, начнут с теплых слов в ваш адрес, – смеется Катерина. – Первым делом родители слышат много критики. Егор может не высказать свое недовольство мне, а друзьям обязательно расскажет.

Когда Егор пишет, его правая рука лежит в маминой ладони: руку надо придерживать, чтобы не дергалась.

– Мне нужно чувствовать, что он хочет написать. Я не сразу научилась это делать. Чтобы мы работали слаженно, Егор должен быть увлечен процессом написания, чтобы мысль текла, а я успевала ее поймать. Но у нас неплохо получается общаться, особенно дистанционно. Папе смс-сообщения из Москвы писал просто на одном дыхании.

– Сложные слова проскальзывают, только услышать их нелегко, этому тоже надо учиться, – объясняет Катерина. – Обязательно надо, ведь развитие пойдет значительно быстрее, если ребенка будут слушать: он тогда больше и охотнее говорит. И, наоборот, когда его принимают за младенца, теряется и может вообще прекратить общение.

Егор решает математические задачи любого уровня из учебника для 3 класса.

– Сначала мы развивали восприятие количества — показывали ребенку карточки с точками от 1 до 100, простые примеры на арифметические действия. Потом мы закрепляли знания ребенка при помощи программы, предлагавшей выбрать правильный ответ из нескольких вариантов. Егор блестяще справлялся с заданиями.

Сейчас он набирает ответы на клавиатуре. Если я не совсем понимаю, какую цифру он выбирает, прошу его написать ответ буквами.

– Вы уверены, что Егор решает эти задачки, а не считывает ответ в ваших глазах или движениях рук?

– Конечно, эти сомнения всегда в голове, и я часто ловлю себя на том, что проверяю своего ребенка, создавая ситуации слепых ответов. Иногда мне кажется, что решаю я, а Егору работать явно не хочется. Но бывают дни, когда я на 100 процентов уверена: отвечает Егор. Настроение и степень интереса ребенка к заданию бывают разными.

Изначально ребенок сам тянет руку, не я ее веду. Откуда ребенок считывает информацию, вопрос другой. Может, из моих знаний. Наверняка это покажет следующий этап, когда Егор научится печатать без моей руки.

Я не боюсь говорить об этих сомнениях, поскольку с ними сталкиваются все родители, кто общается таким способом с ребенком. И многих может отпугнуть кажущаяся несамостоятельность ребенка в ответах.

Лучше сомневаться, но делать, чем не давать ребенку возможности познания, полагая, что он все равно не соображает. А еще лучше – не тратить время на сомнения, идти к намеченной цели.

Цель проста: ребенок должен научиться жить самостоятельно.

Чудеса – случаются?

– Хочешь добиться результата - ребенок не должен быть предоставлен себе. Особенно если он, как Егор, еще не умеет играть самостоятельно, – продолжает Катерина. – Не менее 6 часов в день мы работаем в паре – дыхательная гимнастика, физические упражнения, интеллектуальная программа, самостоятельные движения, которые обязательно должны быть завязаны на познании.

Когда мы бываем в Филадельфии или Москве, Егор очень радуется встречам со своими учителями. Вроде маленький, не должен ничего понимать, но он из кожи вон лезет, стараясь показать, как много знает и умеет. Тянется к общению, всячески старается установить контакт со взрослыми.

Если я сейчас приду на комиссию в своей стране, специалисты в один голос скажут, что это я веду руку Егора, и автоматически перепишут из карточки задержку психомоторного развития, которая с возрастом перерастет в интеллектуальную недостаточность. Реальные способности ребенка у нас не учитываются.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.