Нетрадиционная техника рисования для детей с дцп

Большинство детей с ДЦП не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями (с гиперкинетической формой ДЦП), даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, проводят линии за пределы листа бумаги.

Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, вертикальных, горизонтальных линий, особенно дети, которые вследствие поражения правой руки, начинают рисовать левой (правосторонний гемипарез). Такие больные часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, а асимметричные фигуры изображают повернутыми в противоположную сторону.

Особенностью деятельности детей с церебральными параличами является разбросанность изображения по пространству листа - части предметов не соединены между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании фигуры человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза, рот - вне овала, изображающего лицо).

В связи с имеющимися у больных детей нарушениями схемы тела, изображение фигуры человека у них вызвает трудности - недорисованными оказываются некоторые части тела, иногда наиболее пораженные конечности, части лица неправильно соотнесены между собой.

Дети недостаточно четко воспринимают форму предметов, путают близкие формы: круг и овал, ромб и квадрат и т.д. В их рисунках имеет место упрощение и искажение формы изображаемых предметов. Это свидетельствует о недостаточном зрительном восприятии у данной категории детей.

Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражается неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, при срисовывании выполняли рисунки в зеркальном изображении.

Больные дети испытывают трудности при передаче величины предметов - чаще они рисовали все предметы сильно уменьшенными. Дети же с гиперкинетической формой ДЦП из-за непроизвольных навязчивых движений наоборот сильно увеличивают изображения.

В своих рисунках дети обычно используют только четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), не выделяя характерных для данных предметов оттенков. Они с трудом даже различают и называют оттеночные цвета в силу недостаточно дифференцированного цветового восприятия.

В силу специфичности изображений дети обследованной группы не могут выразить в своих рисунках все элементы задуманного ими сюжета.

Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для овладения рисованием. На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, стереогноз, сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти, познакомить с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).

Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: (предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, лепка, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета…)

Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика.

Для снижения тонуса мышц могут используются приемы Фелпса, основанные на принципах Шерингтона. Согласно этой методике, специалист производит максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить работу по становлении экстензии кисти и разгибанию пальцев, аналогично приведение плеча перед его отведением (Н.А.Семенова,1991). Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции дефектолога, а затем и родителей.

При переходе к основному этапу - формированию графических навыков у детей с ДЦП - так же, как и при обучении нормально развивающихся дошкольников, необходимо ознакомить их с материалами для рисования. Это прежде всего бумага. Детям следует знать свойства бумаги, ее податливость и то, как она может преобразовываться в различные предметы, становиться пространством для тех или иных действий. Все эти свойства нужно продемонстрировать и вовлечь детей в активное взаимодействие при изготовлении, например, бумажных флажков или других поделок.

По отношению к задаче по формированию графических навыков эти занятия условно можно разделить на несколько групп.

Занятия, направленные на совершенствование ориентировки в плоскости листа бумаги.

Занятия, направленные на обучение проведения прямых линий (вертикальных и горизонтальных).

Занятия, направленные на обучение рисования геометрических фигур.

Занятия, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.

Затем дети должны понять, где находится середина листа бумага, его нижний и верхний края, его левая и правая стороны.

В комплексе предложенных нами занятий есть несколько, направленных на освоение плоскости листа бумаги.

Как и другие дети, находящиеся в состоянии эмоциональной депривации, дети с ДЦП мало используют цвет в своем рисовании.

В связи с этим активное включение цвета при формировании изобразительной деятельности у этой категории детей также выступает, как одна из основных задач. Кроме того, яркие, насыщенные цвета создают хорошую мотивационную основу для занятий рисованием.

Воспитатель должен постоянно обращать внимание детей на то, как красиво голубое небо, какие красивые шары - красные, синие, желтые, какие яркие цветы на лугу, какое нарядное платье и т. д.

Среди заданий, направленных непосредственно на формирование графических навыков - задание на формирование навыков проведения вертикальных и горизонтальных линий, так как линия является одним из основных элементов графического языка. С помощью линии передаются многие характеристики окружающего нас предметного мира, она определяет пространственное расположение предметов; она же является прообразом строки.

Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения вертикальной линии, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

Проведение горизонтальных прямых линий ставит перед ребенком задание более сложные и с точки зрения пространственной ориентации.

Начать освоение проведения горизонтальной линии можно с проведения линии краской, но можно этот этап опустить и рисовать карандашом. Основная задача при проведении горизонтальной линии - сохранение параллельного направления линии. Эта линия может представлять собой в игровой ситуации какой-либо путь. Синяя линия - может означать путь самолета в небе или лодки на воде. Черная, серая, коричневая - линия-дорога.

Аппликация изготавливается из готовых форм - полосок около 10 мм ширины, красных и синих.

Ознакомление с геометрическими фигурами, вернее - со способами их изображения, также можно начинать, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем - левую и правую стороны. Точно так же, соединяя точки, можно построить и треугольник и окружность.

Однако изображение геометрических фигур остается для детей с нарушением восприятия формы довольно трудным заданием. Как один из методов обучения изображению геометрических фигур мы предложили рисование с применение трафарета.

Исходя из опыта практических занятий, размеры диаметров или сторон фигур трафарета не должен превышать 3 - 4 см. Квадраты или равносторонние треугольники и т. д. - наиболее удобны для восприятия ребенком дошкольного возраста формы трафарета. Рисование с применением трафарета имеет несколько последовательных этапов, соблюдение которых практически исключает привыкание ребенка к более простому способу рисования по трафарету. Использование трафарета в обучении графическим навыкам детей с двигательными расстройствами позволяет ребенку воспринять правильное движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания этого движения. Прежде чем трафарет будет зафиксирован в верхнем левом углу листа бумаги ребенок самостоятельно или пассивно обводит пальцем контур каждой фигуры, проделывая это действие неоднократно, затем он обводит контур с карандашом в руке.

После закрепления трафарета на листе бумаги взрослый рукой ребенка карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать карандаш к контуру трафарета, чтобы у ребенка возникло ощущение движения. Это действие также производится несколько раз. Затем ребенок должен был самостоятельно многократно обвести фигуру по контуру трафарета, все убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету.

Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем - рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для закрепления в памяти данной геометрической фигуры завершающим этапом является аппликация этой фигуры из контрастных по цвету готовых форм, например, красное солнце на синем небе, желтый круг на зеленом фоне и т. д.

Начать обучение рисованию геометрических фигур надо с окружности, а затем, по тем же этапам, научиться рисовать квадрат, треугольник и другие фигуры.

С целью запоминания и дифференциации геометрических фигур, а затем и более сложных форм, полезно складывать различные предметы и даже картинки

Начинать следует с более крупного изображения, а завершать размером, адекватным размером буквы. Безусловно, это задание будет наиболее трудным для детей с гиперкинетической формой ДЦП, для которых любое рисование длительное время возможно только по точкам. Для этой категории детей изображение должно быть более крупным.

Для детей с тяжелой двигательной патологией запомнить какое-либо движение, тем более связанное с манипулятивными функциями, представляет большую трудность. Требуется длительное время, чтобы освоить новое движение и правильно его выполнять. Рисовальные движения, как одни из наиболее тонких и многообразных движений, тем более сложны для данной категории детей. Однако можно повысить мотивацию к длительной тренировке, если она включена в сюжетное рисование.

Практический опыт работы с детьми с ДЦП и результаты констатирующего эксперимента подтверждают, что наиболее трудным для них является изображение человека. В основе этого затруднения лежит нарушение восприятия схемы собственного тела, характерное для детей, не пользующихся парализованными конечностями, игнорирующих эти конечности при изображении; нарушение пространственного и зрительного восприятия, наличие гиперкинезов и, наконец, отсутствие необходимых графических навыков.

Все вышеизложенное подтверждается иногда полной беспомощностью при попытке нарисовать человека. Порой хаотическое нагромождение невнятных, с точки зрения передачи формы, черканий совершенно не передает ни схематических очертаний человеческой фигуры, ни пропорциональных отношений частей тела; при изображении лица части его смещаются с положенных мест, иногда - за пределы овала, изображающего лицо.

Таким образом, обучение рисованию человека выдвигается на одно из главных мест в формировании изобразительной деятельности детей с ДЦП.

Детям показываются образцы рисования человека, помогают разместить поэтапно на плоскости листа. Начинать следует с рисования круга - головы человека, затем - шеи, туловища и затем - конечностей.

Во время этого, наиболее сложного, этапа изображения человека, следует активно помогать детям справиться с этим заданием, все время напоминая о том, где располагаются части тела, обращать их внимание на образец и т. д. При выборе одежды для человека нужно как можно активнее привлечь фантазию ребенка, тогда все человечки будут разными, индивидуальными.

Наряду с другими формами организации детского творчества, в систему занятий по изобразительной деятельности для детей с ДЦП вклдючается совместное выполнение детьми того или иного вида изобразительной деятельности. Коллективная работа над созданием изобразительной продукции всегда отличается большей мотивацией. Ребенок стремится принять участие в общей работе и, что существенно, не испортить ее. Кроме того, совместная работа способствует речевой активности детей и воспитанию умения общаться. Пример коллективной работы - занятие по формированию навыков по прекращению движения руки в заданной точке.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельничук И.С.

В статье рассматривается эффективность использования нетрадиционных техник рисования для развития детей с детским церебральным параличом в условиях дошкольного учреждения.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельничук И.С.

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

Аннотация. В статье рассматривается эффективность использования нетрадиционных техник рисования для развития детей с детским церебральным параличом в условиях дошкольного учреждения.

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что изобразительная деятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и т.д. (Жукова О., 2009, с.38). Изобразительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Проблема коррекционно-педагогической работы с детьми ДЦП рассмотрена в работах: Архиповой Е.Ф. (1989), Бадалян Л.О., Журбы Л.Т., Тимониной О.В. (1989), Мастюковой ЕМ. (1987), Даниловой Л.А. (1997).

В нашем дошкольном учреждении функционируют группы компенсирующей направленности, где воспитываются дети с детским церебральным параличом. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям психологической, педагогической, логопедической помощи, обеспечение максимально полной социальной адаптации. Коррекционная работа строится не только с учетом возраста, но и с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

Дети с церебральными параличами, так же, как и их нормально развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности. Несмотря на тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступных для них и интересных занятий. Однако продукция их деятельности весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают.

Дети с ДЦП в рисовании испытывают большие трудности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа. Размещают свой рисунок справа, прямую линию проводят справа налево, а ассиметричные фигуры изображают перевернутыми в противоположную сторону. Изображая предмет на пространстве листа, дети не соединяют его части между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза и рот - вне овала изображающего лицо). У детей с ДЦП при удержании карандаша наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение, или их малая подвижность, слабость мышц, пальцы резко

напряжены, неподвижны, плотно сжимают карандаш в кулаке, рисование выполняется, за счет движений кисти, а иногда и движений всей руки. Для детей с ДЦП кроме нарушений опорно-двигательного аппарата характерно наличие вторичных дефектов (зрения, интеллекта, речи, эмоциональной сферы и т.п.), что в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Первые неудачи в рисовании, лепке вызывают у детей раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и умений. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям почувствовать свою успешность, получить изображение, приближенное к задуманному.

Свою работу мы начали с формирования предметно-развивающей среды группы, которая стимулирует ребенка на активную деятельность. В этой работе мы учитывали потребности детей в свободном и самостоятельном использовании традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами. Центр изобразительной деятельности расположен в удобном месте, позволяет заниматься сразу нескольким детям. В центре постоянно пополняется выбор материалов для изобразительной деятельности, систематически проводится смена материала в соответствии с темой недели.

Следующим этапом стала работа, направленная на формирование и обогащение чувственного опыта детей. С этой целью мы использовали дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине, форме,

цвету, на формирование представлений о пространственных признаках; на развитие творчества и воображения.

С учетом уровня изобразительных навыков и умений детей и имеющихся отклонений в развитии двигательной, зрительной, эмоционально-волевой, познавательной сферах были отобраны наиболее доступные нетрадиционные техники изобразительной деятельности:

- рисование пальчиками, ладошкой (рис. 1, 2);

Рис. 1. Рисование пальчиком

Рис. 2. Рисование ладошкой

оттиск пробкой; печатками из картофеля, пенопласта; мятой бумагой; тычок жесткой полусухой кистью (рис. 3, 4);

Рис. 3. Тычок жесткой кистью Рис. 4. Рисунок тычком восковые мелки + гуашь, свеча + акварель (рис. 5);

Рис. 5. Рисунок с использованием свечи и акварели монотипия предметная (рис. 6);

Рис. 6. Монотипия предметная

- рисование песком, манкой, мыльными пузырями;

- пластилинография (рис. 7).

Данные техники наиболее доступны детям с ДЦП, развивают творчество, мелкую моторику; способствуют развитию эмоционально - волевой сферы, снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, дарят чувство успешности. Работа с выбранными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед рисованием, способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации.

Перед тем, как предложить детям нетрадиционные техники рисования, мною были изучены все тонкости данных техник, подобрана и изучена литература по нетрадиционному рисованию. На основе проведенной диагностики составила систему работы с опорой на уже существующие разработки Утробиной К.К., Лыковой И.А., Давыдова Г.Н., Казаковой Р.Г. Зная особенности развития каждого ребенка в группе, разработала занятия, которые проводились 1 раз в неделю. На начальном этапе использовала индивидуальную и парную форму организации занятия, что позволило определить, уточнить и дифференцировать направление коррекционно - развивающей работы с каждым ребенком; по мере усвоения приемов и способов изображения использовала подгрупповую форму работы.

В основной части занятия: художественно-изобразительная деятельность (табл. 1).

Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками

Этап Цель Деятельность педагога Деятельность детей

1 Развивать Знакомит детей с инструментами, Наблюдают за

положительный необходимыми для последующей действиями

эмоциональный интерес к деятельности, демонстрирует педагога,

деятельности и приемы, сопровождая показ радуются

результатам рисования живым, эмоциональным словом. полученным выразительным образам.

2 Учить правильному Уточняет способы использования Создает

захвату инструмента инструментов и материалов беспредметные

(тычок, штамп и т.д.) и (вопросы, указания), при изображения,

использованию необходимости использует показ, заполняя лист

материалов изображения совместные действия «рука в бумаги точками,

т.п.); учить Стимулирует речь (обогащение оттисками;

распределению словаря терминами и понятиями, отвечает на

мышечного тонуса связанными с процессом изображения, признаками предмета и его частей, действиями, пространственными отношениями). вопросы педагога.

3 Отрабатывать умения и Стимулирует речь детей, Создает

навыки работы в побуждая отвечать на вопросы об предметные,

ограниченном изображаемых объектах, сюжетные и

определенными рамками выделять их сенсорные декоративные

поле деятельности характеристики (цвет, форма, образы,

Отрабатывать умения и величина), рассказывать о применяя

4 навыки работы, требующие определенной координации движений, умения ориентироваться на плоскости листа создаваемых ими образах полученные умения и навыки изображения

В заключительной части занятия проводим анализ детских работ, оформляем выставки для родителей.

При организации занятий учитываем психологические особенности каждого ребенка. Одни дети с церебральным параличом активны и самостоятельны, отличаются выраженным стремлением к преодолению своих двигательных затруднений. Другие же дети напротив, вялы, требуют постоянной помощи. Таких детей заинтересовываем, предлагаем доступные задания. Детям с повышенной отвлекаемостью предлагаем задания, требующие организованности, выдержки.

Эффективность коррекционных воздействий во многом обусловлена тесным взаимодействием с семьей. Родители являются полноправными участниками педагогического процесса. Они активные помощники при организации предметно-развивающей среды для детей в группе, с желанием участвуют в конкурсах рисунков. С родителями обсуждаем перспективу работы с детьми на следующий учебный год, проводим консультации, показы занятий по использованию нетрадиционных техник рисования дома. Полученные знания родители используют в условиях семьи.

Результатом работы в данном направлении стали возросшая активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности; умение находить новые способы для художественного изображения; умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Использование нетрадиционных техник рисования помогло детям преодолеть чувство страха перед неудачей и способствовало эмоционально-положительному отношению к процессу рисования; расширило художественный опыт и возможности детей в воспроизведении знакомого изображения, способствовало улучшению содержания и качества детских рисунков, что позволило детям участвовать в конкурсах художественного творчества. Движения рук стали более уверенными и координированными, движений пальцев рук стали более согласованными.

1. Бадалян, Л.О. 2004. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. - М.

2. Кузнецова, Г. В. 2006.Особенности изобразительной деятельности детей с церебральным параличом [Текст] / Г. В. Кузнецова // Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. - М.

3. Жукова. О. 2009. Нетрадиционные техники рисования в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста / Жукова О., Плюхин В. У.// Коррекционно-развивающее образование.

4.Левченко, И.Ю.2001. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.

5. Левченко, И.Ю. 1991.Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом [Текст] / И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова. М.

6. Архипова Е.Ф. 1989. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом -

7. Андреева, Н. Р. 2012. Изучение готовности дошкольников с тяжелой двигательной патологией к изобразительной деятельности / Н. Р. Андреева, Г. Р. Шамарданова// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 5. - С. 22-25.

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста с ОВЗ и ДЦП.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Термин “нетрадиционный” подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Разные виды изобразительной деятельности позволяют многообразно использовать средства для реализации задуманного изображения. Ребенок получает возможность выразить нечто важное для него.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, нетрадиционные художественные техники вызывают у дошкольников эмоционально положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение и являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Изобразительная деятельность также тесно связана с познанием окружающей действительности. Применению нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развиваются умения переноса усвоенных знаний в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, использовать для рисования различные штампы и сухие листья. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности.

Дети с ДЦП в рисовании испытывают большие трудности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа. Размещают свой рисунок справа, прямую линию проводят справа налево, а ассиметричные фигуры изображают перевернутыми в противоположную сторону. Изображая предмет на пространстве листа, дети не соединяют его части между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза и рот – вне овала изображающего лицо). У детей с ДЦП при удержании карандаша наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение, или их малая подвижность, слабость мышц, пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают карандаш в кулаке, рисование выполняется, за счет движений кисти, а иногда и движений всей руки. Для детей с ДЦП кроме нарушений опорно-двигательного аппарата характерно наличие вторичных дефектов (зрения, интеллекта, речи, эмоциональной сферы и т.п.), что в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Для двигательной сферы детей с ОВЗ характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.

Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Кроме того доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.

Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Для изображения нужно подбирать наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождать эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.

Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, необходимыми условиями являются:

• создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;

• обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование);

• организация предметной среды (специальные столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различие по форме волоска кисти: плоские и круглые, по размеру: средние и толстые; краски, тушь, гуашь;

• приспособления: подвижные и стационарные , для фиксации оптимального положения тела ребенка для работы );

• формирование удобной позы ребенка при рисовании (лежа, сидя в свободном положении) при помощи специальных приспособлений (в свободном, при помощи мягких модулей, или в фиксированном положении, когда это необходимо);

• проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;

• обязательная совместная деятельность детей и педагога.

Для успешного овладения детьми нетрадиционными художественными техниками до начала обучения нужно провести обследования детей для выявление изобразительных умений и навыков, которыми владеет ребенок. Затем составить перспективный тематический план использования этих техник на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. При составлении плана учитывать индивидуальные особенности и возможности детей данной группы. Работа с детьми ведется в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинирование уже освоенных техник.

Обучение дошкольников с ОВЗ и ДЦП, изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения нужно рассмотреть как актуально и перспективно направление коррекционно-педагогической работы. Термин “нетрадиционный” подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Разные виды изобразительной деятельности позволяют многообразно использовать средства для реализации задуманного изображения. Ребенок получает возможность выразить нечто важное для него.

Изобразительная деятельность также тесно связана с познанием окружающей действительности. Применению нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развиваются умения переноса усвоенных знаний в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, использовать для рисования различные штампы и сухие листья. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности.

Каждая из этих нетрадиционных техник – это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу.

Исходя из опыта работы, с особыми детьми я считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

- печать из ниток

- печать из картофеля или морковки.

- масляная пастель + акварель

- рисунки из ладошки

- рисование ватными палочками

- рисование мыльными пузырями

- рисование мятой бумагой

Существуют и другие нетрадиционные техники (граттаж, пуантилизм, ниткография, батик и др). Но, по – моему мнению, они, слишком сложны для детей с ОВЗ и ДЦП, и требуют очень большой подготовки.

Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных художественных техник на занятиях по изобразительной деятельности - весьма перспективное направление в работе с детьми с ОВЗ и ДЦП.

Пробуйте, импровизируйте, абсолютно всем деткам это нравится. И если тебе нравиться, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником – дерзай!

Удачи, Вам и Вашим деткам!

Выполнил: Учитель-дефектолог, Бадретдинова Э.Х.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.