Оккупационная терапия детского церебрального паралича


Здоровье человеческого организма является одним из самых главных аспектов жизни и отображается это не только в хорошем физическом состоянии, а и в психологическом настрое, так как очень много проблем давят на протяжении многих лет на людей (что негативно сказывается на их общем состоянии).

Также, когда нас настигает болезнь, то это оказывает сильнейшую психологическую нагрузку (проявляется раздражительность, усталость и нервозность). Для восстановления важнейших функций и навыков, утерянных в процессе болезней, применяется эрготерапия.

Особенности и цели применения методики

Само понятие эрготерапии пришло в современную медицинскую литературу от латинского слова эргон, что обозначает работа, занятие и труд, а терапия – лечение. Таким образом, названием и расшифровывается основная суть данной методики – лечение путем работы над собой.

Данный медицинский раздел изучает методы и различные способы восстановления двигательной активности конечностей с помощью лечебной гимнастики и занятий спортом.

Цель оккупационной терапии (второе название метода)– не просто восстановить утраченные двигательные функции, но и заново адаптировать человека к нормальной жизни, помочь ему достичь максимальной самостоятельности и независимости в быту.

Однако эрготерапия – это не просто специальная лечебная гимнастика, направленная на тренировку мелкой моторики и координации, и прочие невралгические аспекты. Данная методика включает в себя знания по нескольким специальностям — психологии, педагогике, социологии, биомеханике и физической терапии.

При помощи трудовой терапии улучшаются не только двигательные, но и когнитивные и эмоциональные возможности.

Более простыми словами эрготерапия – это медицинская наука, которая предназначена для улучшения жизни людей, чьи способности в передвижении значительно ограничены.

Оккупациональная терапия представляет собой довольно сложный и смешанный комплекс различных мероприятий, направленных на полную реабилитацию всего организма и восстановление возможности заниматься обыденными делами людям с ограниченными возможностями.

Ну а врач-эрготерапевт свою очередь, делает все возможное, чтобы заново научить своего пациента ухаживать за собой и жить полноценной жизнью.

История становления и развития

Эрготерапия существует более 60 лет и начала она свое развитие после множества военных событий, когда покалеченные на всю жизнь солдаты начали возвращаться со фронта домой.

Они все нуждались в реабилитации, так как подобное состояние наносило невероятный удар по психическому состоянию пациента и тогда американские неврологи начали разрабатывать способы реабилитации военных и через несколько месяцев мир увидел новую медицинскую науку эрготерапию, специалисты по которой учили пациентов приспосабливаться к сложившимся жизненным обстоятельствам.

Кроме того, данная медицинская наука несёт в себе определённый контекст. По словам разработавших ее медиков, она несет в себе посыл для того, чтобы учиться новым вещам, так как утративший свои функции человек становится слишком пассивным, у него пропадает банально желание жить, а учебный процесс заставляет его больше думать, помогает отвлечься и таким образом человеку проще принять свою инвалидность.

Основные принципы

Основные принципы трудовой терапии заключаются в следующем:

  • при планировании лечении лечащий врач учитывает все особенности пациента;
  • лечебная терапия напрямую направлена на выполнение значимых действий совместно с врачом, которые помогают реабилитироваться клиенту;
  • постоянно активнодействующая научная практика помогает найти новые способы и методы для проведения эрготерапии;
  • при проведении лечебной терапии врач должен учитывать и принимать во внимание различные культурные нормы и обычаи пациента;

Области применения


Эрготерапия нашла свой отклик во многих медицинских сферах, так как она является ключевой частью большинства реабилитационных мероприятий, чаще же всего оккупационная терапия применяется в неврологии.

Так, врач-эрготерапевт помогает восстановиться пациенту при параличе тела, проблемах с опорно-двигательным аппаратом, после инсульта либо черепно-мозговой травмы.

Также оккупационная терапия довольно часто применяется в лечении психологических заболеваний (специалисты помогают людям с психическими отклонениями жить нормальной жизнью и ухаживать за собой, за пределами лечебных учреждений).

Но, в независимости от метода применения данной медицинской науки, специалист подбирает индивидуальный подход обучения и общения с пациентом. Для этого используются разнообразные вычислительные методы.

Особенности эрготерапии при инсульте и ДЦП

Как уже упоминалось выше, эрготерапия представляет собой не только набор гимнастических упражнений, а является комплексным методом реабилитации, который подбирается индивидуально к каждому пациенту. Для обеспечения комплексных реабилитационных мероприятий, лечащий врач учитывает не только состояние пациента, а и окружающую его среду, характер заболевания, его образ жизни, личностные предпочтения и многое другое.

Эрготерапия при инсульте представляет собой ряд разнообразных гимнастических упражнений, которые направлены на тренировку мелкой моторики, памяти, постановку речи и восстановление координации.

При реабилитации после инсульта лечащий врач применяет не только медицинские, а и педагогические, социологические и физические
методы осуществления терапии. На сегодняшний день разработано множество способов восстановления после инсульта и врач подбирает наиболее оптимальный для своего пациента.

В свою очередь, эрготерапия для детей с ДЦП больше направлена на развитие самостоятельности у юных пациентов. То есть самодельное обслуживание, а в дальнейшем и обучение. В трудовой терапии при ДЦП используются психологические реабилитационные методы лечения, которые представляют собой комплекс психологических мер, направленных на развитие уверенности и самостоятельности.

Для этого используются как индивидуальные, так и групповые занятия в виде бесед, игр, тестов и многое другое. Также лечащий врач обязательно учитывает особенности детской психики и подбирает к ребенку индивидуальный подход.

Несколько лет назад, мне поставили диагноз острой гиперкинезии, при которой увеличивается число непроизвольных движений. Именно из-за этого заболевания я не мог ухаживать за собой, так как постоянно что-то ломал.

Лечащий врач отправил меня на эрготерапическую реабилитацию, где специалисты обучили меня снова ухаживать за собой и контролировать свой недуг. Сейчас я могу самостоятельно одеться, умыться и даже приготовить себе завтрак.

Николай, 27 лет

Методы оккупационного лечения

При эрготерапии используются два основных метода:

  1. Методика по самообслуживанию, применяется для пациентов с гемипарезом, парапарезом, атаксией, апраксией, гиперкинезом.
  2. Методика по увеличению продуктивности пациента. Данный метод обучает пациента различным способам обращения с кухонными принадлежностями и средствами личной гигиены. Применяется для инвалидов-колясочников, пациентов, которые страдают невралгическими и умственными расстройствами.

Где пройти обучение и цена вопроса


Обучение методике применения эрготерапии проводится во всех медицинских ВУЗах страны. После обучения новоиспеченные специалисты могут работать в специализированных центрах реабилитации.

В нашей стране прохождение курса трудотерапии пациенту обойдётся в 10 000 рублей с условием проживания в больнице (то есть помещение в стационарное отделение с питанием и четким распорядком всего дня).

Длительность курса лечения зависит от самого пациента и быстроты его обучения.

При ДЦП происходит поражение центральной нервной системы, которое проявляется нарушением координации движений, расстройством мышечно-двигательной функции и, к сожалению, задержкой интеллектуального и психического развития. Это заболевание не наследственное, хотя в последнее время все чаще звучат мнения в пользу его возможной генетической обусловленности. Основной причиной считается гибель мозговых клеток от кислородного голодания или травмы во внутриутробном периоде или в процессе родов.

Поскольку головной мозг ребенка имеет колоссальные компенсаторные способности, эта патология встречается не так уж часто, несмотря на распространенность факторов риска. Но если к году малыш не сидит самостоятельно, не ходит, не разговаривает, имеет определенные отклонения в развитии психики, а неврологическая симптоматика носит непреходящий характер, детские неврологи ставят диагноз ДЦП.

Дети с ДЦП могут обладать различной степенью нарушений интеллекта - от совершенно нормального уровня развития психики до выраженной умственной отсталости. Как правило, дети с психическим недоразвитием страдают нарушением высшей формы мыслительной деятельности – у них отсутствует способность к абстрактному мышлению. Им сложно обобщать сигналы, поступающие в головной мозг от органов чувств; навыки узнавания предметов формируются в замедленном темпе.

Как можно более раннее начало лечебно-восстановительных мероприятий в подавляющем большинстве случаев дает ребенку с ДЦП шанс избежать социальной изоляции и отторжения. Для детей в любом возрасте крайне важна возможность общения со сверстниками, реализация своих эмоциональных потребностей. Для этого разработаны разнообразные методики психокоррекции, среди которых наиболее активное распространение получили оккупационная терапия и АВА-терапия.

Оккупационная терапия

Зарубежная медицина готовит специалистов по оккупационной терапии уже почти 70 лет. Помимо общего медицинского образования они в течение 2 –х лет изучают специальные дисциплины, проходят две практики и сдают государственный экзамен для получения сертификата специалиста.

В отечественной медицине специалистов по оккупационной терапии не так много. Для реабилитации детей с ДЦП чаще привлекаются инструкторы по лечебной физкультуре, дефектологи, логопеды, социальные работники. Неоценимая роль в проведении оккупационной терапии принадлежит семье больного ребенка, хотя иногда психологическая помощь требуется родственникам малыша. Особенно часто нуждаются в ней мамы - из-за чувства подавленности и вины в связи с рождением больного ребенка.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью при ДЦП оккупационная терапия является одной из важнейших составляющих в процессе психокоррекции. Основной упор происходит на тот вид деятельности, который наиболее доступен ребенку.

Оккупационная терапия – это не просто занятия со специалистом, это образ жизни, в который вовлечены родители ребенка и остальные члены семьи.

Занятия, которые включает в себя оккупационная терапия, охватывают три очень важные части жизни пациента:

Самообслуживание или уход за собой Трудовая и учебная деятельность Проведение досуга и отдых
формирование и закрепление навыков личной гигиены выполнение посильных домашних обязанностей игра
одевание забота о других людях хобби
прием пищи получение образования отдых
прием лекарств в перспективе работа (волонтерство или даже оплачиваемая) мобильность

В реальной повседневной жизни обособить эти части невозможно, так как они теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы.
Например, приготовление пищи можно рассматривать, с одной стороны, как уход за собой, а с другой стороны – как трудовую деятельность.

Главной задачей, стоящей перед оккупационной терапией, является лечение деятельностью, занятием, а целью - реабилитация и социальная адаптация ребенка, больного ДЦП.

Этапы оккупационной терапии

• Определение готовности ребенка к обучению. Специалист по оккупационной терапии, прежде чем приступить к составлению плана занятий с ребенком, должен выяснить, насколько ребенок готов к восприятию новой для него информации, освоению новых навыков и получению новых знаний. Если он не осознает необходимость освоения новой для него деятельности, она не будет успешной.

• Грамотно составленный план обучения ребенка – это основа проведения эффективной оккупационной терапии. Он обязательно должен включать в себя:
1) постановку целей (ожидаемый результат);
2) этапы проведения занятий (инструктаж);
3) специальные приемы обучения, способы и методы, облегчающие преподавание;
4) характерные особенности условий обучения;
5) способы поощрения и награждения;
6) меры, обеспечивающие закрепление полученных данных.

• Закрепление полученных навыков и умений. Для закрепления результатов обучения необходимо всячески поощрять ребенка, используя все доступные методы. Ребенок, который умеет применять то, чему он научился на занятиях, без посторонней помощи и участия инструктора-трудотераписта, хорошо усвоил урок. Это значит, что поставленная цель была достигнута.

Оккупационная терапия – процесс долгий и кропотливый, требующий бесконечного терпения и невероятной усидчивости.

ABA терапия или прикладной анализ поведения (ПАП)

Является не менее эффективным методом психокоррекции у детей с ДЦП и расстройствами аутистического характера, чем оккупационная терапия.

Главным принципом этого подхода является следующее утверждение: если за определенное поведение ребенок получает награду, то он непременно его повторит. Нежелательные действия вознаграждением не подкрепляются, поэтому они постепенно уменьшаются и изживают себя.

Как на практике осуществляется ABA-терапия?


АВА терапия предназначена не только для психокоррекции, но даже в большей степени, для обучения навыкам поведения в быту и, в дальнейшем, в социуме.

Проблемные моменты ПАП

Обучение с использованием дискретных попыток является очень интенсивным методом, который требует около 30-40 часов занятий в неделю. Инструктор-терапист приходит на дом. Существуют мнения некоторых специалистов о чрезмерной сложности этого метода обучения для ребенка. О том, что он плохо сочетается с нормальной жизнью ребенка в семье при ежедневных восьмичасовых занятиях. Однако проведенные исследования подтвердили эффективность методов ПАП и получение последовательных результатов в обучении детей с особыми потребностями.

Такие дети сталкиваются в процессе обучения со многими трудностями, которые условно можно разделить на несколько групп.

• Низкая мотивация. До тех пор, пока опытным путем не выяснится, чем подогревается интерес ребенка к обучению, до него сложно будет донести понятия причины и следствия, положительных и отрицательных последствий его поступков.
• Ограниченный выбор вознаграждения – для таких детей одобрение или порицание малоэффективно, для них имеет значение осязаемая награда – лакомство или игрушка.
• Рассеянное внимание и частая отвлекаемость детей с особыми потребностями - визуальные и звуковые раздражители не должны нарушать процесс обучения.
• Более медленное обучение из-за частых повторений. Навык, повторяемый двадцать раз в день, усваивается быстрее и эффективнее, чем тот, который тренируется один раз в день. При этом упражнение не должно быть скучным.
• Понимание абстрактных понятий. Для ребенка с интеллектуальной недостаточностью это действительно проблема.
• Самостимуляция ребенка в виде раскачивания, хлопания в ладоши, выполнения каких-то монотонных движений отнимает у него примерно процентов девяносто внимания, в то время как на само упражнение остается не более десяти.
• Сенсорная и/или моторная недостаточность. Осваивая новую информацию, дети в большей степени полагаются на зрение, чем на слух. Если ребенок успешно воспринимает информацию на слух, его обучение продвигается гораздо более эффективно.
• Возникновение ложных ассоциаций. Таким детям трудно разграничить важные и второстепенные понятия. Например, пытаясь научиться отличать котенка от щенка, они могут использовать такой признак, как цвет.
• Проблемы с концентрацией внимания, из-за чего таким детям сложно обучаться в больших группах.

Когда АВА дает наиболее эффективный результат?

Программа АВА – чрезвычайно гибкий обучающий инструмент, позволяющий комбинировать способы ее проведения с целью достижения наилучших результатов.

Программа АВА может проводиться родителями ребенка, одним или несколькими терапистами. Местом проведения терапии может быть привычная для ребенка домашняя обстановка, учебное заведение, детский кружок, клуб, учреждение санаторного типа. Сами занятия – индивидуальными или групповыми. Но всегда следует учесть ключевые моменты, а именно:

• Командный принцип работы. В команде неотъемлемой частью являются родители ребенка, которые закрепляют полученные им навыки в повседневной жизни.

• Важную роль в команде играет координатор – инструктор, который анализирует и оценивает достижения ребенка в процессе обучения. Задачей инструктора также является своевременное внесение изменений в программу, проведение тренингов с терапистами и родителями.

Дети, страдающие ДЦП и аутизмом, требуют индивидуального подхода при разработке и реализации программ реабилитации. Психокоррекция у детей с особыми потребностями проводится профессионально подготовленными специалистами, владеющими необходимыми методиками. Систематические занятия с такими детьми позволяют привить им необходимые навыки и научить самостоятельно ухаживать за собой, а в дальнейшем делают реальной возможность стать полезными членами общества.

МРТ — магнитно-резонансная томография

Критерии оценки качества медицинской помощи

Выполнена терапия антиспастическими препаратами генерализованной спастичности (пероральные миорелаксанты)

Выполнены физические методы реабилитации (лечебная физкультура/массаж/прикладная кинезотерапия/роботизированная механотерапия/физиотерапия и др.), акцентированные на решение конкретных терапевтических задач (снижение тонуса, подавление патологических рефлексов, профилактика вторичных деформаций, улучшение функции и т.д.)

Приложение А1. Состав рабочей группы:

Баранов А.А., акад. РАН, профессор, д.м.н., Председатель Исполкома Союза педиатров России.

Намазова-Баранова Л.С., чл.-корр. РАН, профессор, д.м.н., заместитель Председателя Исполкома Союза педиатров России.

Кузенкова Л.М., профессор, д.м.н., член Союза педиатров России

Куренков А.Л., профессор, д.м.н., член Союза педиатров России

Клочкова О.А., к.м.н., член Союза педиатров России

Мамедъяров А.М., к.м.н., член Союза педиатров России

Каримова Х.М., к.м.н.

Бурсагова Б.И., к.м.н.

Вишнева Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России

Авторы подтверждают отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, который необходимо обнародовать.

Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций

Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:

3. Врачи общей практики (семейные врачи);

4. Врачи-реабилитологи, врачи-ЛФК, врачи-физиотерапевты;

5. Студенты медицинских ВУЗов;

6. Обучающиеся в ординатуре и интернатуре.

Методы, используемые для сбора/селекции доказательств: поиск в электронных базах данных.

Описание методов, использованных для оценки качества и силы доказательств: доказательной базой для рекомендаций являются публикации, вошедшие в Кохрейновскую библиотеку, базы данных EMBASE, MEDLINE и PubMed. Глубина поиска — 5 лет.

Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств:

• оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой.

Методы, использованные для анализа доказательств:

• обзоры опубликованных мета-анализов;

• систематические обзоры с таблицами доказательств.

Описание методов, использованных для анализа доказательств

При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная в каждом исследовании методология изучается для того, чтобы убедиться в ее валидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваиваемый публикации, что в свою очередь, влияет на силу рекомендаций.

Для минимизации потенциальных ошибок каждое исследование оценивалось независимо. Любые различия в оценках обсуждались всей группой авторов в полном составе. При невозможности достижения консенсуса привлекался независимый эксперт.

Таблицы доказательств: заполнялись авторами клинических рекомендаций.

Методы, использованные для формулирования рекомендаций: консенсус экспертов.

Индикаторы доброкачественной практики (Good Practice Points – GPPs)

Рекомендуемая доброкачественная практика базируется на клиническом опыте авторов разработанных рекомендаций.

Экономический анализ

Анализ стоимости не проводился и публикации по фармакоэкономике не анализировались.

Метод валидации рекомендаций

• Внешняя экспертная оценка.

• Внутренняя экспертная оценка.

Описание метода валидации рекомендаций

Настоящие рекомендации в предварительной версии были рецензированы независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать, насколько доступна для понимания интерпретация доказательств, лежащая в основе рекомендаций.

От врачей первичного звена получены комментарии в отношении доходчивости изложения данных рекомендаций, а также их оценка важности предлагаемых рекомендаций, как инструмента повседневной практики.

Все комментарии, полученные от экспертов, тщательно систематизировались и обсуждались членами рабочей группы (авторами рекомендаций). Каждый пункт обсуждался в отдельности.

Консультация и экспертная оценка

Проект рекомендаций был рецензирован независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать доходчивость и точность интерпретации доказательной базы, лежащей в основе рекомендаций.

Рабочая группа

Для окончательной редакции и контроля качества рекомендации были повторно проанализированы членами рабочей группы, которые пришли к заключению, что все замечания и комментарии экспертов приняты во внимание, риск систематических ошибок при разработке рекомендаций сведен к минимуму.

Основные рекомендации

Сила рекомендаций (1-2) на основании соответствующих уровней доказательств (А-С) и индикаторы доброкачественной практики (табл. 1) – good practice points (GPPs) приводятся при изложении текста рекомендаций.

Таблица П1 — Схема для оценки уровня рекомендаций

Сильная рекомендация, основанная на доказательствах высокого качества

Польза отчетливо превалирует над рисками и затратами, либо наоборот

Надежные непротиворечивые доказательства, основанные на хорошо выполненных РКИ или неопровержимые доказательства, представленные в какой-либо другой форме.

Дальнейшие исследования вряд ли изменят нашу уверенность в оценке соотношения пользы и риска.

Сильная рекомендация, основанная на доказательствах умеренного качества

Сильная рекомендация, основанная на доказательствах низкого качества

Слабая рекомендация, основанная на доказательствах высокого качества

Польза сопоставима с возможными рисками и затратами

Надежные доказательства, основанные на хорошо выполненных РКИ или подтвержденные другими неопровержимыми данными.

Дальнейшие исследования вряд ли изменят нашу уверенность в оценке соотношения пользы и риска.

Выбор наилучшей тактики будет зависеть от клинической ситуации (обстоятельств), пациента или социальных предпочтений.

Слабая рекомендация, основанная на доказательствах умеренного качества

Польза сопоставима с рисками и осложнениями, однако в этой оценке есть неопределенность.

Доказательства, основанные на результатах РКИ, выполненных с существенными ограничениями (противоречивые результаты, методологические дефекты, косвенные или случайные), или сильные доказательства, представленные в какой-либо другой форме.

Дальнейшие исследования (если они проводятся), скорее всего, окажут влияние на нашу уверенность в оценке соотношения пользы и риска и могут изменить ее.

Альтернативная тактика в определенных ситуациях может явиться для некоторых пациентов лучшим выбором.

Слабая рекомендация, основанная на доказательствах низкого качества

*В таблице цифровое значение соответствует силе рекомендаций, буквенное — соответствует уровню доказательности

Актуализация данных клинических рекомендаций будет проводиться не реже, чем один раз в три года. Принятие решения об обновлении будет принято на основании предложений, представленных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями с учётом результатов комплексной оценки лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также результатов клинической апробации.

Приложение А3. Связанные документы

Приложение Б. Алгоритм ведения пациента с миастенией

Приложение В. Информация для пациентов

Детский церебральный паралич (ДЦП), согласно современным представлениям, является непрогрессирующим заболеванием ЦНС, развитие которого связано с перинатальным поражением головного мозга на различных этапах развития плода и ребёнка. Основой клинической картины ДЦП являются двигательные нарушения, изменения мышечного тонуса, нарушение познавательного и речевого развития и другие проявления. Частота встречаемости ДЦП, по данным различных авторов, сохраняется на уровне 2-3,6 случаев на 1000 новорожденных, причем с применением современных технологий интенсивной терапии глубоконедоношенных детей на фоне снижения смертности растет процент детей с выходом в неврологический дефицит и ДЦП.

Прогноз ДЦП зависит от выраженности клинических проявлений.

Антиспастическая терапия, реабилитационное лечение являются наиболее эффективными методами лечения ДЦП.

Продолжительность жизни и прогноз социальной адаптации пациентов с ДЦП в значительной степени зависят от своевременного оказания медицинской, педагогической и социальной помощи ребёнку и его семье.

Приложение Г1. Основные группы лечебных воздействий при спастических формах ДЦП




Приложение Г2.

Приложение Г3. Расширенный алгоритм ведения пациента



Приложение Г3. Расшифровка примечаний.

… ж – лекарственный препарат, входящий в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р)

… вк – лекарственный препарат, входящий в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р)

Бодрость и крепость человеческого организма является одной из самых важных граней в жизни, отображается здоровье не только в хорошей физической форме, но и хорошем психологическом здоровье. На протяжении всей жизни человека стресс оказывает немалый урон на центральную систему (что отрицательно сказывается на их общем состоянии), вследствие чего многие пациенты прибегают к эрготерапии.

Когда человека застает болезнь, то у него возникает сильнейшая психологическая нагрузка (нервозность, раздражительность, усталость, слабость). И для регенерации (восстановления) важных навыков и функций, которые утеряны в процессе заболеваний, используется эрготерапия.


Кто такой эрготерапевт?

Эрготерапевт - это медицинский специалист, помогающий людям с определенными проблемами со здоровьем достичь максимального результата, несмотря на имеющиеся нарушения.

Особенности методики

Данный термин пришел в современную медицину от латинского слова "эргон", что в переводе означает — "работа, труд"; а терапия — лечение. Эрготерапия — это область медицины, которая нацелена на оказание помощи человеку в повседневной жизни, развитие, восстановление и поддержание навыков, необходимых при выполнении действий, важных и значимых для здоровья и благополучия данного человека.

Основная задача данной методики — лечение путем самосовершенствования себя. Эта область медицины изучает способы и методы, которые направлены на восстановление двигательной активности рук и ног при помощи целебных гимнастических упражнений и спорта.

Цель терапии - повседневными занятиям не только восстановить потерянную двигательную активность, но и вновь приспособить пациента к нормальной жизни, а также оказать поддержку для достижения самостоятельности и свободы.


Оккупациональная терапия — непросто особенная гимнастика, которая направлена на работу мелкой моторики и процесса согласования активности мышц, и другие невралгические грани. Эрготерапия включает в себя следующие научные разделы:

  • психология;
  • педагогика;
  • биомеханика;
  • физиотерапия.

При помощи оккупациональной терапии совершенствуются не только моторные (двигательные), но и когнитивные и эмоциональные способности.

История образования эрготерапии

Данная методика существует уже более шестидесяти лет и возникла в послевоенное время, когда покалеченные как физически, так и морально солдаты возвращались с фронта домой. Этим людям требовался комплекс педагогических, психологических и медицинских мероприятий, которые направлены на восстановление или компенсацию нарушенных либо полностью растраченных в ходе заболевания либо травмирования нормальных психических и физических потребностей человека. В результате чего возникла данная терапия, работники которой помогали людям снова вернуться к жизни, приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам.


Помимо этого, оккупациональная терапия таит в себе определенную тайну. Медицинские работники подтверждают, что данное лечение предназначено для того, чтобы человек смог познать новые знания, которые он утратил (он становиться безынициативным и инертным, у него исчезает вкус к жизни). Эрготерапия принуждает пациента больше думать, помогает ему абстрагироваться и принять инвалидность.

В России эрготерапия появилась относительно недавно, в течение десяти лет и по настоящее время она помогает людям с ограниченными возможностями учиться жить заново.

Принципы работы

Реабилитация в системе эрготерапии подразумевает целый комплекс мероприятий, который направлен на возобновление естественной, ежедневной жизнедеятельности человека с определенным и строгим учетом заболеваний и нарушений, которые уже имеются. Только доктор-эрготерапевт способен помочь больному заново научиться общаться, развлекаться, следить за собой.


Главные правила оккупациональной терапии заключаются в следующем:

  1. При составлении плана лечения доктор должен учитывать все индивидуальные особенности пациента.
  2. Лечение направлено на совершение необходимых мероприятий совместно с медицинским работником, которые помогают восстановиться человеку.
  3. Непрерывно развивающаяся медицинская наука способствует возникновению новых методик и способов для выполнения трудовой терапии.
  4. При осуществлении лечения доктор обязан учитывать и признавать культуру и обычаи пациента.

Где применяется эрготерапия?

Данная методика нашла широкое применение в разных областях медицины, так как она вошла в программу многих реабилитационных мероприятий. В большинстве случаев эрготерапию используют в неврологии (группа медико-биологических научных дисциплин, которая изучает нервную систему как в норме, так и в патологии).

Эрготерапевт помогает человеку восстановиться при следующих нарушениях и болезнях:

  • паралич тела;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • после перенесенного инсульта;
  • при черепно-мозговой травме.

А также эрготерапия очень часто применяется в лечении психических болезней (доктора помогают людям с психологическими травмами жить нормальной жизнью и следить за собой, за границами медицинского учреждения). Доктор составляет индивидуальную программу общения и обучения каждого пациента. Для этого применяют разнообразные вычислительные методы.


Особенности оккупациональной терапии при инсульте и детском церебральном параличе

Как уже было сказано, данная терапия представляет собой помимо физических и гимнастических упражнений, комплекс психологической подготовки, которая подбирается каждому пациенту индивидуально. Для предоставления систематических восстановительных процедур, доктор-эрготерапевт принимает во внимание не только состояние человека, но и среду обитания, степень заболевания, образ жизни.

Физическая терапия (эрготерапия) при остром нарушении мозгового кровообращения предлагает целый набор разнообразных гимнастических мероприятий, которые специализируются на развитие мелкой моторики, памяти, речи, восстановлении координации.

При реабилитационных процедурах после перенесенного инсульта эрготерапевт использует не только медицинские, но и педагогические, психологические, а также социальные и физические способы применения эрготерапии. На сегодня известно большое количество методов восстановления при остром нарушении мозгового кровообращения, доктор подбирает наиболее благоприятный вариант для своего пациента, исходя из его особенностей.

Оккупациональная терапия для детей с церебральным параличом подразумевает развитие большей независимости у маленьких пациентов. В эрготерапии при детском церебральном параличе применяют психологические восстановительные способы, целый комплекс психологической поддержки, направленной на формирование уверенности и инициативности.

Для этого существуют как индивидуальные, так и групповые занятия в игровой форме, а также в виде бесед. Врач-эрготерапевт, исходя из особенностей психики ребенка, подбирает для него индивидуальный подход.


Эрготерапия: методы лечения

При оккупационной терапии применяют два основных подхода:

  • методика формирования навыков самообслуживания;
  • методика для повышения продуктивности пациента.

Первая методика применима для пациентов, живущих с:

  • гемипарезом (частичный паралич мышц тела);
  • парапарезом (неврологический симптом, который охватывает обе конечности);
  • атаксией (частичная либо полная потеря координации произвольных мышечных движений);
  • апраксией (нарушение целенаправленных движений);
  • гиперкинезом или дискинезией (непроизвольные движения в одной либо целой группе мышц).

Второй метод направлен на обучение пациента разным способам обращения с кухонной утварью, предметами личной гигиены. Методика используется при обучении инвалидов-колясочников, а также людей, которые страдают неврологическими и умственными нарушениями. Эрготерапия — это определенные физические и гимнастические упражнения, которая тренирует мелкую моторику и координацию. Медицинский специалист помогает решать конкретные трудности и проблемы, встающие на пути к исцелению. Для их выявления доктор просит выполнить простое задание (написать цифру, букву), наблюдая за движениями пациента, доктор делает выводы о характере нарушения и способов его коррекции.

Оккупациональная методика и оценка аутизма

Эрготерапевт проводит исследование, изучает детей, наблюдает за ними для того, чтобы понять, могут ли они выполнить те задачи, которые они должны выполнять в этом возрасте. Бывает, что доктор получает домашний видеоролик, на котором можно отследить как ведет себя ребенок в течение дня, как взаимодействует с окружающими людьми и предметами. Эрготерапевт может оценить аутизм по следующим факторам:

  • концентрация внимание;
  • выносливость;
  • игровая деятельность;
  • ответная реакция на прикосновения других людей;
  • агрессия либо меланхолия;
  • нуждается ли в личном пространстве.

Эффективность эрготерапии при аутизме

Люди-аутисты нередко имеют проблемы в общении с другими людьми. Действия людей, страдающих данным недугом достаточно ограничены. Основная группа пациентов для применения эрготерапии — это дети, которые страдают детским церебральным параличом, с повреждениями опорно-двигательного аппарата, с аутизмом.

Эрготерапия для детей может объединить несколько различных реабилитационных схем. Они помогают ребенку с аутизмом лучше реагировать на окружающий его мир, позволяет малышу стать ближе к сверстникам, правильно выражать чувства и эмоции, фокусировать свое внимание на поставленных задачах.


Как трудовая терапия помогает ребенку с аутизмом?

Эрготерапия — физическая реабилитация и психологические тренинги, которые проводит эрготерапевт, положительно влияют на социализацию детей с аутизмом.

Цель терапии заключается в том, чтобы помочь пациенту повысить его качество жизни в социуме. Медицинский работник помогает усилить, сохранить и овладеть навыками и умениями, которые делает человека с аутизмом более самостоятельным.

Где можно пройти обучение эрготерапии?

Обучают эрготерапии в любом медицинском ВУЗе страны. После получения специального образования молодые специалисты могут работать в реабилитационных центрах. Курс эрготерапии в Москве, с учетом проживания в больнице, обойдется пациенту примерно в 15 000 рублей (стационарное лечение с определенным распорядком дня и питания). Продолжительность лечения напрямую зависит от самого человека и его обучаемости.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.