Опыт работы с детьми-инвалидами с дцп


В настоящее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (В.В.Коркунов, В.И.Лубовский, Н.Н.Малофеев), среди которых значительное место занимают дети с двигательной патологией. Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича (ДЦП) получила за последние десятилетия, т.к. заболевание это стало встречаться значительно чаще.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_iz_opyta_raboty.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с детьми,

страдающими детским церебральным параличом.

Учитель – логопед 1 категории

Непрерывный рост количества детей с неврологической патологией и значительные социальные последствия определяют детский церебральный паралич, как серьезную медико-социальную проблему. В структуре детской инвалидности в России поражения нервной системы у детей составляют 60%. Из них ДЦП - 24%.

Большой психологической травмой для родителей является то, что их дети не могут вести полноценный образ жизни, что в свою очередь ведет к социальной дезадаптации, и нередко, к распаду семьи. Все это заставляет задуматься о медико-социальной значимости проблемы реабилитации и ставить серьёзные задачи по формам и методам восстановительного лечения, которые повышают качество жизни детей и их родителей.

В настоящее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (В.В.Коркунов, В.И.Лубовский, Н.Н.Малофеев), среди которых значительное место занимают дети с двигательной патологией. Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича (ДЦП) получила за последние десятилетия, т.к. заболевание это стало встречаться значительно чаще.

Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание центральной нервной системы. При этом заболевании имеет место раннее (обычно в период внутриутробного развития) поражение головного мозга. Особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. Во всех случаях раннее повреждение мозга в период его наиболее интенсивного развития определяет сложность и полиморфизм клинических проявлений.

У детей с двигательными и интеллектуальными нарушениями отсутствуют необходимые предпосылки для формирования речи: действия с предметами, эмоциональное общение со взрослым, готовность артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

Логопедическая работа занимает важное место в процессе формирования первичных речевых навыков у детей, страдающих детским церебральным параличом. У многих детей с церебральным параличом отмечаются те или иные нарушения речи. Понятно, что они затрудняют общение этих детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

Все перечисленные факторы определяют специфику нарушений доречевого и речевого развития детей с церебральным параличом. Нарушения речи у дошкольников с ДЦП являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его воспитания и обучения.

Нарушения речи у детей с церебральным параличом носят системный характер. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

Коррекционно-логопедическую работу с детьми, страдающими церебральным параличом, я провожу в комплексе с медицинскими мероприятиями, и направляю на развитие всех нарушенных функций.

Коррекционно-логопедическую работу с детьми строю поэтапно и включаю постепенно усложняющиеся упражнения.

Комплексная коррекционно-логопедическая работа предусматривает развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, нормализацию артикуляционного аппарата; то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы являются :

  • нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата : Работа направлена на изменение физиологии глотания, стимуляции мышц участвующих в глотании и запуск глотательного рефлекса; активизация процесса сосания; работа по смыканию рта (приведение нижней челюсти); собственно массаж языка, тренировка вкусовых рецепторов.
    Средства : массаж, точечный массаж, упражнения на формирование новых действий, преодоление патологических рефлексов, пассивная артикуляционная гимнастика.
  • выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;
  • стимуляция лепета, общения;
  • вызов положительного эмоционального отношения к занятиям;
  • выработка зрительных дифференцировок;
  • развитие правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания: тренировка хватательного рефлекса, манипулятивных движений. Средства : массаж плеча, предплечья, кисти и пальцев рук. Специальные упражнения, упражнения, формирующие правильные манипуляции. Точечный массаж. Вспомогательные средства : мешочки с песком, щетки, прищепки, логопедические зонды, предметы с неострой колющей поверхностью, игрушки, материалы с измененной текстурной структурой. Предметы различной формы.
  • выработка акустической установки на звуки и голос, развитие слуховых дифференцировок, формирование понимания речи.

Логопедические занятия провожу индивидуально, ежедневно. Длительность занятий не превышает 15 - 20 минут. В зависимости от двигательных возможностей ребенок во время занятия находится в специальном стуле или в кресле, то есть в позе, адекватной для данного ребенка.

Основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную.

При планировании занятий учитываю не только возраст ребенка, но прежде всего уровень его развития. В своей работе опираюсь на сохранные функции ребенка.

В работе с детьми широко использую метод двигательно-кинестетической стимуляции в развитии моторики органов артикуляции, в формировании зрительно-моторной координации, в коррекции сенсорных и речевых функций.

Система коррекционно-логопедической работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Родители посещают занятия, ведутся тетради, где записываются задания для занятий дома. Также ведётся дневник наблюдений, где родители фиксируют успехи ребёнка и все виды деятельности проводимые с ребёнком. Провожу анкетирование, беседы с родителями, оформляю консультации, папки – передвижки.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, страдающим церебральным параличом, мне удалось добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии.

При всем многообразии методов и приемов обучения и воспитания важным остается человеческий фактор – взаимоотношения ребенка и педагога. В данном случае ЛЮБОВЬ к ребенку и ВЕРА в его возможности может помочь там, где бессильны самые современные методики.

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.


Как жить когда в семье появляется особый ребенок? Чаще всего родители остаются один на один с этой проблемой. Ребенок оказывается вне социума, вне медицины, вне образования, по одной простой причине - у государства нет четко выстроенной линии реабилитации и социальной адаптации особых детей. Родители, зачастую находясь в состоянии блуждающих в темноте и действуя по принципу проб и ошибок, не имеют поддержки и правильной направляющей в их не простой миссии.

Они в буквальном смысле теряют драгоценное время, тратя огромное количество сил и средств на сомнительные методы лечения и реабилитации, лишь только потому, что у них нет возможности получать квалифицированную помощь и поддержку от государственных служб, в обязанности которых входит помощь таким семьям, обучение родителей и, что немаловажно, их психологическая поддержка, дабы сэкономить силы семьи для достижения заветной цели - улучшение состояния ребенка.

В свою очередь родители, являясь законными представителями своих детей и выступая в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, становятся основным связующим звеном между интересами ребенка и государством. Уровень цивилизованности государства во всем мире определяется отношением этого общества к старикам, детям и людям с ограниченными возможностями здоровья. Это не просто громкие слова, а слова матери ребенка-инвалида, руководителя общественной организации, занимающейся поддержкой родителей детей-инвалидов, которая ежедневно сталкивается сама и получает информацию от других об истинной ситуации дел.

В этом докладе* мы, конечно, не рассмотрим проблемы соблюдения прав родителей детей-инвалидов, и самих детей, страдающих ДЦП, так как охватить в целом состояние дел в сфере соблюдения прав, оказания медицинской помощи и социальной реабилитации детей-инвалидов в одном докладе невозможно. Кроме того, мы не будем останавливаться на причинах неуклонного роста числа детей инвалидов, поскольку эта проблема заслуживает отдельного внимания, так как носит многоуровневый и комплексный характер.

Конкретные причины на наш взгляд заключаются в неудовлетворительном состоянии дел в городе Краснодаре с реализацией законных прав и интересов детей-инвалидов, страдающих ДЦП:

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных нами пунктах. На наш взгляд в городе Краснодаре ненадлежащем образом исполняется действующее российское законодательство государственными органами и должностными лицами:

Мы столкнулись со следующими фактами несовершенства законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей-инвалидов в России, которые, безусловно, не возможно решить в масштабах страны, но возможно решить для конкретных детей-инвалидов, жителей города Краснодара.

Возникает вопрос, что будет с пенсией матери ребенка-инвалида, если она не сможет выйти на работу из-за ребенка, нуждающегося в уходе. Ведь сейчас:

  • не компенсируются финансовые затраты на неоднократный проезд к месту лечения детей-инвалидов. Пенсия на ребенка-инвалида, страдающего ДЦП составляет 81% от официального прожиточного минимума, хотя такие дети дополнительно нуждаются в лекарствах, особом питании, развивающих игрушках и т.д.
  • нотариальные и юридические услуги для детей-инвалидов стали платными.

В обществе и государстве недостаточное понимание и государством проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан. Термин ДЦП, в наше время, не обозначает какого-то определенного заболевания, а только объединяет детей, имеющих не прогрессирующие нарушения произвольных движений (спастичность, атаксия, гиперкинезы). Объединение детей с такими нарушениями в одну группу с названием ДЦП помогает концентрации сил и возможностей по лечению и формированию двигательных навыков для максимально возможной реабилитации. Но такое обобщение затрудняет поиск мер профилактики, ранней диагностики и лечения в самом начале (в остром периоде) заболевания ребёнка.

Не смотря на то, что аббревиатура ДЦП звучит как приговор, однако при получении такого диагноза родители ребенка не должны опускать руки, а просто обязаны бить в набат. Потому что при правильной реабилитации, можно достигнуть определенного успеха. Успех в результатах зависит от правильно спланированной комплексной и ежедневной работы. Такой системы в городе не существует, поэтому большинство родителей обращаются к частным инструкторам ЛФК, массажистам, логопедам, психологам, коррекционным педагогам. Это требует колоссальных затрат как физических (в силу того, что чаще всего эти специалисты друг от друга территориально удалены) так и материальных, в результате чего многие дети не получают крайне необходимого реабилитационного сопровождения.

В системе социальной помощи в настоящее время возрастает роль организаций негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования и социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации социального пространства помощи детям. Благодаря конструктивной и твердой позиции гражданского общества решаются многочисленные проблемы соблюдения прав детей-инвалидов, оказывается реальная помощь семьям таких детей. Однако государство недостаточно активно стимулирует развитие благотворительности и меценатства в интересах детей-инвалидов.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Златковская О.Г.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Златковская О.Г.

миром и, следовательно, эффективнее развития.

происходит коррекция отклоняющегося

1. Детский аутизм: хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына - СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997

2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. -- М.: Теревинф, 2004

3. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997

4. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993

5. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. - СПб.: ИСПиП, 1998

6. Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта // Аутизм и нарушения развития. - 2004

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В

ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Ключевые слова: Ребенок-инвалид, реабилитация, семья.

Опыт работы в рамках дистанционного сопровождения детей-инвалидов показывает, что результатом восстановления и коррекции здоровья, трудоспособности, социального статуса личности, ее правового положения, морально - психологического равновесия, уверенности в себе, способности семьи и ребенка интегрироваться в общество недостаточно при разовом курсе комплексной реабилитации, необходима непрерывная помощь и сопровождение данной семьи и ребенка.

Учитывая такие факторы, как отдаленность проживания семьи от социального объекта, тяжесть заболевания, многие семьи не имеют возможности посещать данную школу и получать полный курс комплексной реабилитации, специалистами Центра в индивидуальном плане были

разработаны занятия с использованием компьютерных интерактивных программ для видеосвязи. После прохождения курса реабилитации логопеды, психологи, педагоги, педагоги дополнительного образования продолжали непрерывные занятия с детьми и их семьями в домашних условиях.

Цель: Обучение родителей, имеющих детей с ДЦП, приемам коррекционной деятельности в домашних условиях по трем основным аспектам: медицинскому,

психологическому и социальному. Обучающая программа включает в себя теоретические и практические занятия с родителями и детьми в форме общения, консультаций, игры, презентаций.

Задачи дистанционной реабилитации:

1) Информировать родителей по вопросам этиологии, клинике и возможностям коррекции нарушений у детей с детским церебральным параличом.

2) Содействовать созданию благоприятного психологического климата в семье ребенка, способствовать формированию адекватного отношения родителей к ребенку и его заболеванию.

3) Ознакомить родителей с психологическими особенностями детей с

4) Обучить родителей основным приемам физического воспитания детей с ДЦП в домашних условиях (лечебная гимнастика, массаж).

5) Обучить родителей практическим навыкам организации полноценной жизнедеятельности ребенка, включая социально-бытовую адаптацию, организацию коррекционно-развивающих игр и занятий.

Реализация данных задач включена в учебно-тематический план, который рассчитан на три месяца, продолжительностью 24 часа, с выходом в интернет ежедневно, как на индивидуальные домашние занятия, так и на групповые занятия с помощью интерактивной программы с мульти - интерфейсом на каждую семью.

После каждого занятия проходит контрольный опрос. Если семья по какой-то причине не смогла выйти на видеосвязь, содержание занятия видеоурока отправляется на электронную почту. Для контроля качества проведенных занятий методический отдел разработал рейтинговую анкету для специалистов, которая запускалась после каждого видеоурока.

Учебно-тематический план включает в себя 3 блока:

III. Оценка результата работы. Мониторинг

Проведение дистанционного обучения предполагает:

- повышение уровня осведомленности родителей по вопросам: этиологии, коррекции нарушений при ДЦП;

- применение родителями полученных навыков в области медицинской, психологической, логопедической и социальной коррекции в домашних условиях;

- повышение качества жизнедеятельности ребенка за счет увеличения способности к передвижению, самообслуживанию, игровой деятельности;

- формирование адекватного и конструктивного подхода у родителей в решении проблем ребенка-инвалида;

- гармонизация отношений в семье ребенка-инвалида;

- расширение социальных контактов семьи и повышение уровня ее адаптации в обществе.

Механизм реализации дистанционной реабилитации

Одним из важных моментов дистанционной реабилитации является

организационно - подготовительный блок. Организационно - подготовительный блок включает решение следующих задач:

1. Созданы технические условия, необходимые для внедрения Дистанционной реабилитации: а) создан кабинет, каждое занятие начинается с проверки видеосвязи; б) назначены ответственные: оператор; координатор - организатор; специалисты,

участники дистанционных занятий;

сформирован раздаточный материал для электронной почты: дополнительно

разработанные занятия, расписания, контрольные анкеты.

2. Исследованы технические возможности и условия для реализации данной программы в выбранных семьях.

3. Сформирована целевая группа.

4. Знакомство участников группы с Дистанционной реабилитацией.

5. Произведен подбор кадров.

6. Разработаны программы, темы, рабочие материалы по дистанционным занятиям.

7. Составлены планы - сетки занятий по всем отделениям для каждого специалиста.

8. Составлен учебно -тематический план - сетка на 3 месяца.

9. Разработана система мониторинга и ее осуществление.

10. Формирование целевой группы.

Целевую группу технологии составили

дети-инвалиды с диагнозом ДЦП и их семьи, которые могут обучаться, используя Дистанционную Реабилитацию, и не имеющие медицинские противопоказания для работы с компьютером.

осуществлялось с согласия родителей при наличии рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида.

Общую численность детей инвалидов, которым предполагается создать условия для ДР на начальном этапе реализации технологии, в том числе по категориям нарушений развития (заболевания), рекомендуется определять из потенциальных (кадровых, технических, организационных и других) возможностей.

При первичном приеме родителей выявлено:

1) Низкий уровень информированности, ввиду отдаленности от социальных объектов;

2) 75% - семьи неполные, в связи с заболеванием ребенка, один из членов семьи психологически не выдержал и ушел из семьи, т. е. психологический климат в семье не способствует формированию адекватного отношения родителей к ребенку и его заболеванию;

3) Ребенок не организован и находится в состоянии замкнутого пространства.

Группа сформирована, выявлены проблемы семей, определяются направления дистанционной реабилитации.

Основные направления Дистанционной реабилитации.

В работе по Дистанционной реабилитации используются 3 направления: медицинское, психолого-педагогическая

коррекция, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

- информирование по этиологии заболевания, способам коррекции, современным методам реабилитации;

- обучение приемам лечебной гимнастики в домашних условиях;

- обучение приемам мышечной растяжки в домашних условиях;

- обучение приемам массажа в домашних условиях:

- знакомство с возможностями кинезитерапии.

Психолого - педагогическая коррекция.

- создание доверительных отношений между родителями и специалистами, работающими с семьей;

- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях;

- оказание помощи в решении семейных проблем и гармонизации отношением между всеми членами семьи;

- организация логопедических занятий в домашних условиях

- занятия по созданию в доме условий для проведения социально-бытовой адаптации, обучение детей социально-средовым навыкам, навыкам самообслуживания;

- знакомство с реабилитационным оборудованием, которое возможно создать в домашних условиях;

- обучение родителей тому, как обеспечить полноценную жизнедеятельность в домашних условиях;

- консультации родителей по правовым основам, вопросам льгот и пособий, разъяснение основ Законов о социальной защите инвалидов.

- формирование безбарьерной и доступной среды:

Доступная: адреса выписки

рекомендуемая методическая литература.

Данная форма дистанционной реабилитации возможна не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и групповых консультаций взрослых инвалидов в онлайн режиме с использованием всех возможных межведомственных связей с отдаленными регионами Забайкальского края при следующих условиях: подачи заявления, заключения договора, определение и выбор тем занятий, обеспечения технического оснащения, выхода на специалистов -консультантов и базовый центр, где сформирована группа.

Рекомендуемый курс Дистанционной реабилитации в онлайн режиме с участием многопрофильных специалистов при различных степенях физического состояния ребенка эффективен.

Дистанционной реабилитации очень высока, о чем свидетельствуют данные анкетирования-мониторинга:

1. Все семьи считают проведение занятий в онлайн режиме полезной, интересной и необходимой. Дистанционные занятия дают возможность узнать новое и применять полученные умения, навыки в домашних условиях. Положительный момент, который особенно выделили родители: дети с нетерпением ждали занятий, они проявляли

интерес и желание активно участвовать в занятиях.

5. Получая консультации специалистов, родители приобрели необходимые знания для развития ребенка в домашних условиях; познакомились с родителями, которые воспитывают детей с подобным диагнозом; увидели положительные изменения в развитии своего ребенка; а также изменения физического и эмоционального самочувствия ребенка после занятий. Все родители полностью удовлетворены работой специалистов Центра и организационной работой.

6. В будущем все слушатели хотят продолжения занятия по Дистанционной реабилитации.

7. Оценка качества Дистанционной реабилитации по 5-ти бальной шкале: отлично.

Таким образом, благодаря

Дистанционной реабилитации ребенок чувствует себя равным со всеми, проявляет свои способности; положительные эмоции

служат пробуждению позитивного отношения к жизни, к людям; у ребенка возникает желание сделать что-то полезное и он проявляет свои способности; демонстрирует свои умения, навыки, у него появляется желание учиться дальше. Социализация проходит успешнее и спокойнее.

Реализация данной программы, прежде всего, позволяет повысить эффективность реабилитации. Другим аспектом такого вида реабилитации является вовлеченность в обычную жизнь, социализация. Не выходя из квартиры, семья не остается один на один со своей бедой, они имеют возможность общения, поддержания коммуникации с врачами, инструкторами, педагогами, психологами, логопедом, психологом, дефектологом, педагогами дополнительного образования, друзьями и другими семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработанная система мониторинга позволяет оценить эффективность работы специалистов в рамках реализации программы и содержит в себе следующие показатели:

1. Численность обслуженных клиентов за отчетный период, позволяющая оценить частоту единичных обращений граждан и степень групповой включенности клиентов и специалистов учреждений, формирующих группы для консультаций в рамках программы.

2. Количество и тематика проведенных занятий говорит о востребованности определенных тем для занятий и степени вовлеченности специалистов учреждения по тем или иным направлениям.

3. Территория реализации мероприятий программы - показатель, демонстрирующий охват определенных районов края и города, вовлеченных в систему дистанционной реабилитации.

4. Отзывы клиентов, представленные ими по окончании дистанционного курса реабилитации, позволяют увидеть подробную картину оценки ими качества преподнесенного материала, субъективную оценку эффективности реабилитационных мероприятий (изменений, произошедших в физическом, психологическом состоянии ребенка), качества видеосвязи во время занятия и др.

5. Объективная оценка качества проведенных реабилитационных мероприятий на основе специальных измерительных методик, имеющихся в профессиональном арсенале специалиста.

Активная вовлеченность в

дистанционный реабилитационный процесс специалистов по всем направлениям (медицинских работников, педагогов, психологов, специалистов по социальной работе) говорит о комплексном подходе в разрешении конкретных проблемных ситуаций, которые неизбежно возникают во время самостоятельной работы родителей.

Высокая оценка профессиональных качеств в организации и проведении занятий на дистанционном этапе, свидетельствует об ответственности, высоком профессионализме, которые подтверждаются положительными отзывами клиентов.

В плане эффективности

реабилитационной работы наиболее показательна объективная оценка

специалистов. Как известно из практики, после завершения курса реабилитации в стенах Центра, реабилитационный эффект от полученных процедур пропадает, если родитель относится к восстановительной работе со своим ребенком формально и забывает о ней до следующего посещения реабилитационного учреждения.

По завершению работы логопед отмечает: улучшение фонематического уклада и восприятия; развитие речевого дыхания; автоматизацию и дифференциацию сонорных, свистящих, шипящих звуков; развитие грамматического строя речи, связного высказывания; расширение активного и пассивного словарного запаса.

образования при проведении заключительной диагностики наблюдается улучшение эмоциональной сферы у ребенка, незначительно улучшилась просодика голоса, произошли изменения в звукопроизношении и звуковоспроизведении. Родители отметили повышение интереса к занятиям (ребенок стал обращать внимание на свой внешний вид перед занятиями), улучшение в разговорной речи.

улучшение произвольного внимания, долговременной памяти, мелкой моторики,

логического мышления, расширение активного словарного запаса, нормализации

психоэмоционального состояния родителей и ребенка.

Учителем-дефектологом в результате проведенной итоговой (заключительной) диагностики было отмечена сформированность навыка самостоятельного умывания, умения правильно чистить зубы, правильно раздеваться и одеваться, ребенок научился

правильному поведению за столом и самостоятельному приёму пищи.

Исходя из вышеизложенной

информации, делаем вывод о необходимости дистанционного консультирования семей с детьми-инвалидами, проживающими в отдаленных районах Забайкальского края, а также высокой эффективности

реабилитационной работы с использованием видеосвязи для закрепления и поддержания эффекта в межреабилитационный период.

1. Чередникова Т. Реабилитация удаленного доступа // Московский комсомолец - 2013г.

2. Макеева Д. Дистанционная реабилитация как инновационная программа реабилитации инвалидов // Научное сообщество студентов XXI столетия: сборник статей по материалам международной студенческой научно-практической конференции - август 2016г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ И БИОЛОГИИ

МаксимоваН.Е., 2016 учитель химии и биологии, ГБОУ школа № 93, г. Санкт-Петербург

Аннотация: При обеспечении преемственности между общим и профессиональным образованием возникает необходимость интеграции химического содержания с содержанием других естественно-научных предметов (биологии), которая может быть реализована путем: интеграции знаний по химии и биологии при объяснении химических свойств веществ и их биологических функций; использование химических законов и теорий при объяснении биологических закономерностей; проведения химического эксперимента, моделирующего биологические процессы, происходящие в природе и организме человека; использование химических (эспериментально-теоретических) задач с межпредметным (химико-биологическим) содержанием. Ключевые слова: химико-биологическая интеграция, экспериментально-теоретические задачи.

В настоящее время перед современной школой стоит проблема обеспечения преемственности

между общим и профессиональным образованием, помощи профессиональному самоопределению учащихся. В связи с этим возникает необходимость интеграции химического содержания с содержанием других естественно-научных предметов, в частности с биологией. Именно такая интеграция и определяет сущность вариативной части содержания данного курса.

Взаимосвязи химии и биологии могут осуществляться в трех направлениях: при изучении одного и того же объекта, при использовании общих законов и теорий, при

применении единых методов исследования (смотри таблицу ПРИЛОЖЕНИЕ).

Межпредметные связи химии и биологии широко представлены в работах Д.П.Ерыгина и его научной школы.

Вариативная часть школьного курса химии реализована путем:

-интеграции знаний по химии и биологии при объяснении химических свойств веществ и их биологических функций;

-использование химических законов и теорий при объяснении биологических

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.