Ортопедагогика дети с дцп












Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема презентации: Дети с нарушениями опорно ‑ двигательного аппарата. (Детский церебральный паралич).

1. Общая характеристика нарушений опорно ‑ двигательного аппарата (детский церебральный паралич). 2. Заболевания влияющие на нарушения двигательных функций. 3. Компоненты двигательных нарушений при ДЦП.

Нарушения функций опорно‑двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно‑двигательного аппарата наблюдаются у 5–7% детей. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно‑двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Общая характеристика нарушений опорно ‑ двигательного аппарата (детский церебральный паралич)

Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит (инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, приводящим к параличам). Врожденная патология опорно ‑ двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство). Заболевания влияющие на нарушения двигательных функций :

Приобретенные заболевания и повреждения опорно ‑ двигателъного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов), заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета: хондродистрофия (врожденное заболевание костно‑хрящевой системы с непропорциональным ростом частей тела и нарушениями окостенения), рахит (заболевание, чаще всего встречающееся у детей младенческого возраста, вызвано витаминной недостаточностью и характеризуется нарушением обмена веществ). продолжение

Нарушения мышечного тонуса. При гипотонии(низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые, объем пассивных движений значительно больше нормального. Понижение тонуса мышц во многом связано с недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного аппарата. Дистония –меняющийся характер мышечного тонуса. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным. Двигательные нарушения при ДЦП имеют сложную структуру и включают следующие компоненты: При мышечной гипотонии конечности разогнуты (поза лягушки). На фоне общей мышечной гипотонии тонус в руках выше, чем в ногах.

При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия. Гиперкинезы –непроизвольные, насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Насильственные движения могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей. Тремор –дрожание конечностей. продолжение

Ограничение или невозможность произвольных движений(парезы и параличи). Центральный паралич – полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей головного мозга. Центральный парез –ограничение объема движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу. продолжение

Нарушения равновесия и координации движений (атаксия) - неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движении (прежде всего рук), что вызывает трудности в освоении предметных действий. Нарушение ощущений движений (кинестезии).У детей с ДЦП нередко ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления движения, что тормозит развитие крупных и тонких координированных движений. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных, стато‑кинетических рефлексов, которые обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики. Синкинезии –это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений. продолжение Атактическая форма церебрального паралича Опухолевые узлы, локализуясь в мозжечке, вызывают атаксию,

Наличие патологических тонических рефлексов(лабиринтный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс, асимметричный шейный тонический рефлекс). Патологически усиленные позотонические рефлексы отражают тяжесть заболевания, они нарушают последовательное развитие двигательных функций, являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций конечностей. У детей с церебральным параличом может наблюдаться сочетание указанных рефлексов, что значительно утяжеляет структуру их дефекта. продолжение

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.


В России за последние годы наблюдается заметный рост детской инвалидности, связанной с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности, детским церебральным параличом. Для такой категории детей с нарушениями психофизического развития весьма актуальна проблема коррекционного психолого-педагогического сопровождения их образования соответствующими специалистами.

Процесс обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом осложняется определенными обстоятельствами, связанными с клиническими характеристиками этого заболевания. Ведь детский церебральный паралич - это фактически комплекс симптомов, которые возникают из-за аномалии строения или повреждения части головного мозга, которая отвечает за двигательные функции, координацию движений. Существенно, что к основным симптомам детского церебрального паралича - двигательным расстройствам, проблемам с локомоторными и постуральными возможностями ребенка - в большей части случаев присоединяются нарушения психики, речи (80%), зрения (20%), слуха (15%), кинестетического восприятия (15%) и др. Часто дети с церебральным параличом имеют и другие нарушения, например, сниженный интеллект, у некоторых - значительно выраженная задержка умственного развития. Таким образом, это очень сложная категория нарушений психофизического развития, ведь ее характерной особенностью является полиморфизм клинической картины со своим комплексом синдромов, несмотря на то, что все эти нарушения объединятся в один нозологический статус - нарушение моторной сферы.

Полисиндромность и сложная этиология детского церебрального паралича вызывает и многоаспектность учебно-реабилитационного процесса, мульти-направленность коррекционного медико-психолого-педагогического влияния на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка, его личностное развитие.

Что касается проблемы подготовки кадров для коррекционно-реабилитационной работы с детьми с детским церебральным параличом, то, учитывая указанный полиморфизм клинической картины этого заболевания и сложности вторичных нарушений развития этих детей, мульти-дисциплинированность системы их образования и реабилитации можно сделать вывод о необходимости подготовки новых специалистов широкого профиля ортопедагогического и реабилитационного направления. В России возникла острая потребность в квалифицированных специалистах по ортопедагогике, которые могли бы работать учителями специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оказывали бы компетентную коррекционно-реабилитационную помощь детям с нарушениями психофизического развития различных нозологий как учителя инклюзивного обучения и учителя-реабилитологи коррекционно-реабилитационных учреждений.

Квалификация, которую предоставляет система подготовки ортопедагога, многопрофильная и учитывает такие аспекты ее практического применения, как работа:

  • учителем начальных классов в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и школах с инклюзивной формой обучения;
  • учителем-дефектологом, консультантом по инклюзивному обучению в учебных заведениях интегрированного типа;
  • воспитателем-ортопедагогом детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • педагогом-реабилитологом (учителем-реабилитологом) в реабилитационных учреждениях и социальных службах для детей и лиц взрослого возраста с ограничениями жизнедеятельности;
  • консультантом по профессиональной реабилитации взрослых лиц с ограничениями жизнедеятельности, их обучение в профессионально-технических и высших учебных заведениях интегрированного типа;
  • воспитателем-гувернером, семейным консультантом по коррекционному развитию детей с нарушениями психофизического развития.

Итак, в высшей школе ортопедагогика - новейшая специализация коррекционной педагогики, направленная на уникальную подготовку и переподготовку специалистов в области коррекционного обучения и психолого-педагогической реабилитации детей и взрослых с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ортопедагогика (от греч. Ορθος — прямой) — наука о принципах, закономерности, содержание, методы и формы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, это научная дисциплина и сфера подготовки специалистов, касающиеся области коррекционного (специального) обучения комплексной психолого педагогической, медико-социальной и профессиональной реабилитации лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Понятийно-терминологический аспект

Клинические основы ортопедагогикы

В Украине за последние годы наблюдается заметный рост инвалидности среди детей, который является результатом хронической и сочетанной патологии. По данным Центра медицинской статистики МЗ Украины в 2010 г.. Среди детского населения было зарегистрировано около 11757,7 тыс. Случаев болезней, выявленных впервые (заболеваемость) и 16148,5 тыс. Обращений в год по поводу всех болезней (распространенность). За последние пять лет (с 2006) заметна тенденция к росту показателя заболеваемости и распространенности болезней в соответствии с 1261,2 до 1454,96 (на 15,36%) и 1813,7 до 1998,3 (на 10, 18%). В значительной удельный вес детей до 16 лет, инвалидность которых связана с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Подавляющим большинством среди детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) дети с последствиями детского церебрального паралича. Распространенность ДЦП достаточно высока и составляет 2-3 случая на 1000 живых новорожденных. По данным Минздрава в Украине зарегистрировано около 20 тыс. Больных. Нарушения в психофизическом развитии этой категории детей характеризуются сверхсложной клиникой. Поэтому поиск методов коррекционного обучения и воспитания детей именно с ДЦП отражает первоочередная задача и самой актуальной содержание ортопедагогикы и ортопсихологии, что подтверждается анализом имеющейся дефектологической литературы. Однако, это не отменяет актуальности задач разработки коррекционно реабилитационных технологий для других категорий популяции детей с нарушениями функций ОДА. Для дифференциальной построения программ коррекционно-педагогической помощи в зависимости от природы нарушений функций опорно-двигательного аппарата, таких детей можно условно разделить на соответствующие группы:

  • дети с нарушениями моторной сферы вследствие заболеваний нервной

системы (в частности, больные детским церебральным параличом, полиомиелит)

  • дети с врожденной патологией опорно-двигательного аппарата (в частности,

врожденными вывихами бедра, кривошея, косолапостью и другими деформациями стоп, аномалиями развития позвоночника (сколиоз), недоразвитием и дефектом конечностей, аномалиями развития пальцев кисти, Артрогрипоз и т.п.);

  • дети с хроническими заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата

(в частности, с травматическими повреждениями спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартритом, заболеваниями скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системными заболеваниями скелета (хондродистрофия, рахит)

  • дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата наследственной этиологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дюшенна, невральная амиотрофия Шарко-Мари, амиотрофия Вердинга-Гоффмана и т.д.).

Итак, ортопедагогичний подход к научно-практического обоснования коррекционно-реабилитационной работы с детьми с нарушениями функций ОДА означает внедрение таких принципов:

  1. учета полиморфности клинических проявлений и сложности патогенеза нарушениями функций ОДА в плоскости этиопатогенетического принципа обучения и комплексного социального реабилитування детей с нарушениями развития;
  2. мультифакторнисть и личностно ориентированная направленность комплексного коррекционно-реабилитационного воздействия на физическое, психическое и социальное здоровье и развитие ребенка;
  3. применение открытой деятельностной модели системного корекцийнои- реабилитационного процесса, состоящий из медицинского, социального, психологического, педагогического и технико-средового факторов;
  4. использование интегральных междисциплинарных коррекционно реабилитационных технологий (методика Марии Монтессори, кондуктивная педагогика Пете, зоотерапия, игротерапия, подходы социальной педиатрии, методы лечебной педагогики; Эрготерапия и т.п.);
  5. применение в методиках работы интеграции всех способов освоения ребенком мира;
  6. диалектичность единства и специфичности коррекционно-реабилитационных модальностей профессионального влияния на развитие ребенка и мультидисциплинарнисть командной работы педагогов, психологов, врачей, реабилитологов и т.

Историко-методологические предпосылки ортопедагогикы

Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.