Основные направления коррекционно педагогической работы с детьми с дцп

Для того чтобы сделать коррекционную работу более полной и эффективной, детям с ДЦП необходимо оказать логопедическую, медицинскую, социальную, психологическую и педагогическую помощь. Создать для них условия максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Все специалисты задействованные в коррекционной работе должны стараться развить у детей позитивное отношение к жизни, семье, обществу, обучению и труду.

Комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича представляет собой широкий спектр препаратов и манипуляций. В лечение входят: лекарственные препараты, всевозможные разновидности массажа, лечебная физическая культура, консультации врачей-ортопедов, физиопроцедуры. Коррекционно-педагогическое направление работы, требует непрерывного учета взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений с учётом дальнейшего развития ребенка. В связи с этим необходимо принимать меры к развитию всех сторон психики, речи и моторики. А также стремиться избегать вторичных отклонений.

Крайне важно, своевременно начать последовательное воздействие, которое опирается на сохранные функции. При раннем выявлении психических и речевых патологий развития и своевременном коррекционно-педагогическом воздействии в младенческом и раннем возрасте мы можем рассчитывать на уменьшение, а в некоторых случаях и на исключение психоречевых нарушений у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Коррекционную работу следует строить не с учетом возраста, а с учетом психоречевого развития ребенока.

Работа по коррекции нарушений реализовывается в поле ведущей деятельности. Всевозможные отклонения в развитии при данном заболевании в существенной степени можно объяснить отсутствием или недостатком деятельности дошкольников. Таким образом, в коррекционных мероприятиях надо активизировать ведущий для данного возраста вид деятельности:

1) в возрасте от 0 до 1-го года - эмоциональное общение со взрослым;

2) в возрасте от одного года до 3 лет - предметная деятельность;

3) в возрасте 3-7 лет - игровая деятельность.

Чтобы исследовать и раскрыть строения психических и речевых расстройств, потребуется наблюдение динамики развития всех сторон ребенка, на протяжении долгого времени.

Это крайне важно, когда коррекционная работа осуществляется с детьми имеющими тяжелые и сочетанные нарушения.

При ДЦП необходимо добиваться развития скоординированной системы межанализаторных связей, опираться на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно вовлекать одновременно несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

При организации занятий важно умело сочетать различные виды и формы коррекционно-педагогической работы (индивидуальной, подгрупповой и фронтальной).

Гарант эффективности коррекционно-педагогической работы состоит в тесном взаимодействии с родителями и всем окружением ребенка. Родители являются важнейшими участниками педагогической работы, организуемой с ребенком. Знание особенностей развития ребёнка, его возможностей и перспектив развития создают благоприятные условия для воспитания в семье. Требуется соблюдать правильный режим дня, обеспечить целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, а также развивать необходимые волевые качества. Этого можно достичь путём активного включения ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность.

Необходимо стремиться к формированию навыка самообслуживания у ребёнка (самостоятельный приём пищи, умение одеваться). А также наделить ребёнка некоторыми обязанностями, исполнение которых существенно для родных и близких (убрать со стола, помыть посуду). Под влиянием такой деятельности у него возникает заинтересованность к труду, эмоция радости от того, что его труд полезен для остальных, повышается самооценка. Крайне важно выработать у ребёнка гуманное отношение к себе и окружающим, осознанное отношение к реальности и собственным возможностям в самореализации.

Коррекционную работу для дошкольников необходимо направить на следующие основные моменты:

1) развитие деятельности в игре;

2) увеличение запаса слов, формирование связной речи;

3) развитие и коррекция всех нарушений речи;

4) увеличение кругозора об окружающем мире;

5) использование и коррекция сохранных функций;

6) формирование пространственно-временной ориентировки;

7) развитие познавательной деятельности;

8) развитие тонкой моторики;

9) вырабатывание гигиенических навыков;

10) подготовка к школе.

Необходимо закрепить связи между словом, предметом и действием на основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого. Детей учат называть предметы, объясняют их назначение и знакомят с новыми. При этом используют зрение, слух, осязание, а где можно, обоняние и вкус. Показывают, как производить с ними действия и стимулируют к активному их выполнению (Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст Москва “ВЛАДОС”, 1997. С.235).

В связи с вышеперечисленным можно сделать вывод о том, что работа по устранению всевозможных нарушений у детей должна включать в себя широкий спектр действий. Для этого требуется слаженное взаимодействие команды специалистов: врачей и методистов ЛФК, психотерапевтов, логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Необходимо раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречёвого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3 — 4 лет, В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не их предупреждение. Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогаческх воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психо-речевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом! возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте — предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.

Для того чтобы тщательно изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений, необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями.

При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой) .

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных) .

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания) , которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком, особенно если он по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития. Следует соблюдать правильный режим дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого требуется активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен) , но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду) . В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости от сознания полезности своего труда, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, ограничивать социальные контакты.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются:

§ нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности) . Развитие подвижности органов артикуляции;

§ стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов) ;

§ коррекция кормления (сосания, глотания, жевания) . Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес. ) , подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес. ) ;

§ развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного просиживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания) ;

§ развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка) ;

§ формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук) ;

§ формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

§ формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению) , способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;

§ формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации) ;

§ развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова) ;

§ стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия) ;

§ формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

§ развитие игровой деятельности;

§ развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми) . Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

§ расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

§ развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

§ развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

§ формирование математических представлений;

§ развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

§ воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

§ подготовка к школе.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются:

§ последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений, коррекция высших корковых функций, воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, профилактика личностных нарушений, профессиональная ориентация.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


контрольная работа Основные направления коррекционной работы при ДЦП Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.09.2012. Год: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru:

Контрольная работа
По теме: Основные направления коррекционной работы при ДЦП

Специальность – специальная психология 050716


Челябинск. 2011г
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП
Основные направления коррекционно- педагогической работы при ДЦП
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.
В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, Речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося Развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
Необходимо раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить этиологию до речевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3 — 4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психо-речевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедичсской работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.
Коррекционно- педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте — предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.
Для того чтобы тщательно изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений, необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями.
При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).
Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).
Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффекта внести коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком, особенно если он по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития. Следует соблюдать правильный режим дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого требуется активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости от сознания полезности своего труда, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, ухолить в себя, ограничивать социальные контакты.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье обучению и труду.

Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью, в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включается: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Существует насколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

1. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушение ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3–4 лет.

В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте.

Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.

2. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности – эмоциональное общение со взрослыми; в раннем возрасте (от 1 до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность; в школьном возрасте – учебная деятельность.

3. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психического развития.

4. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители – основные участники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появится интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ни чего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности.

Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, на оборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдится своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдится своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.

Целью коррекционной работы при нарушение опорно-двигательного аппарата является оказание медицинской, психолого-педагогической, логопедической и социальной помощи, а также обеспечение максимальной комфортной, полной и ранней социальной адаптации, общего обучения детей. И в первую очередь важно развить позитивное отношение к жизни, обществу, семьи, обучению и труду.

Пользой лечебно-педагогических мероприятий будет является своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в различных звеньях. Лечебно-педагогическая работа вносит комплексный характер, важное условие комплексного взаимодействие — это взаимосвязь всех специалистов различного профиля - невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, а также родителей. Необходима их полная согласованность позиции при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплекс восстановления нарушения опорно-двигательного аппарата входят: медикаментозные средства, массаж, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры [51].

Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательным аппаратом [46, c.74-75]:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также выявление и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В настоящее время принято использовать в практике раннею диагностику ДЦП. Но несмотря на это когда в первые месяцы жизни у ребенка находят патологию, доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая и логопедическая работа первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, психологи и логопеды начинают работать в нередких случаях с детьми только после 3 лет. Работа в данном случае как правило направлена на исправление уже сформировавшийся дефектов речи и психики ребенка.

Если раньше выявить у ребенка патологию речевого развития, а также оказать своевременную коррекционно-психолого-педагогическое воздействие в первые годы жизни малыша, тем самым можно излечить и искоренить такие нарушения как раннее речевые недостатки у детей с детским церебральным параличом в дошкольном возрасте. Необходимо оказать раннею коррекционно-логопедическую работу при нарушение опорно-двигательного аппарата в силу особенности детского мозга и его пластичности а также его индивидуальной способности к компенсированию нарушенных функций, в связи с эти, что оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психическо-речевого развития находится ребенок.

3. Работа в ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при нарушение опорно-двигательного аппарата в значительной степени оправдывается отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому исходя из коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущим видом деятельности – является эмоциональное общение с родителем; в раннем возрасте (от года до 3 лет) – у детей преобладает предметная деятельность; а в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психического и речевого развития.

5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители – являются главными основными участниками педагогической, да и любой помощи в принципе, при нарушение опорно-двигательного аппарата, особенно, это важно, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать учебно-воспитательное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества [50]. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности.

От родителей зависит многое, например, если родители будет отделять ребенка от окружающей среды, и рассматривать его как человека, который неспособен выполнять некоторые вещи самостоятельно, то и ребенок будет думать, что он полностью дееспособный; а если родители будут наоборот давать ребенку , хоть не много быть самостоятельным, и относиться к нему как простому ребенку, без каких-либо отклонений, то и ребенок будет думать иначе, и верить в свои силы, будет развиваться во всех сферах, в которых он найдет своё место.

Для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата в нашей стране имеется сеть специализированных учреждений: поликлиники; неврологические отделения и психоневрологические больницы; специализированные санатории; ясли-сады; школы-интернаты; реабилитационные центры. Основной контингент детей с тяжелыми нарушениями двигательного аппарата, поступающих в специальные коррекционные учреждения, также составляют дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). Но к большому сожалению, не у всех родителей есть доступ к различным сферам специализированных учреждений, например, отделенность от этих пунктов, а ездить с ребенком, у которого детский церебральный паралич, будет очень сложно, именно поэтому родители и местные органы власти, должны оказывать, осуществлять комфортное существование ребенка в домашних условиях.

В специализированных детских садах осуществляется: коррекционное обучение, воспитание; подготовка к школе детей, имеющих различные нарушения опорно- двигательного аппарата. Цель воспитания и общеобразовательной подготовки – всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Развитие и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста осуществляется в специальных школах-интернатах 6 вида. Одновременно с обучением и воспитанием в образовательных учреждениях проводится лечебно-оздоровительная работа и восстановительная терапия [35, c.81]. Эта работа проводится врачом-ортопедом, методистом лечебной физкультуры, педагогом-дефектологом и логопедом.

В специализированных школах 6 вида принимаются дети, которые самостоятельно умеют передвигаться и не требуют специального ухода. Школы данного вида имеют в своей структуре подготовительный класс, куда принимаются дети 7-летнего возраста. Дети с ДЦП, по возможности, обучаются в отдельных классах. По мере восстановления здоровья, учащиеся (по заключению ПМПК) могут переводиться в массовую общеобразовательную школу [35, c.83].

В учреждениях общего образования могут обучаться только дети с нерезко выраженными (либо компенсированными) нарушениями опорно- двигательного аппарата. Помимо возможности самостоятельного передвижения, обязательным условием возможности обучения в массовой школе является сформированность навыков самообслуживания и наличие возможности овладения предметно-практической (включая письменную) деятельностью.

Содержание коррекционно-педагогической работы: целенаправленное развитие познавательной деятельности; коррекция нарушений познавательной деятельности; коррекция высших корковых функций; воспитание нормативных форм поведения и деятельности. Задачи подготовительного класса: выявление состояния интеллекта; подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

Коррекционная работа с данной категорией детей не должна ограничиватся лишь развитием моторики. В системе коррекционно-воспитательной работы предусматриваются специальные средства развития зрительного восприятия, фонематического анализа, словарного запаса, восприятия и понимания речи, основных умственных действий и операций, формирование пространственных и временных представлений и ориентировок. Важную роль играет логопедическая работа по коррекции произношения и развитию связной речи. Проводится также многоплановая специальная лечебно-коррекционная работа, направленная на развитие двигательной сферы детей, - занятия лечебной физкультурой, специальные подвижные игры, ортопедическая помощь, массаж и пр. [14, c.67].

Существует не мало недостатков в образование детей на дому с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата: во-первых, при сокращение общеобразовательной программы, и не всегда проводимые дома занятия, приводит к изоляции ребенка от общества, а также у него формируется отсутствие профориентации.

Специальными медико-психологическими исследованиями установлено, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, во много раз чаще имеют физическую ослабленность, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, желудочно-кишечным расстройствам, аллергическим реакциям и др. Для них характерны различные проявления обще двигательной недостаточности, нарушения осанки, тонких дифференцированных движений рук, вестибулярные нарушения.

Особенно выражены эти нарушения у детей с ДЦП. Это определяет необходимость проведения комплекса лечебно- оздоровительных мероприятий: ЛФК, лечебного массажа, физиотерапии, водолечения и др. Эти мероприятия являются одним из важнейших направлений коррекционной и лечебной работы в специальных школах и коррекционных группах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОУ [49, c.80].

Не маловажное значение в коррекции нарушений имеют индивидуальные и возрастные особенности. Двигательные нарушения в той или иной степени выраженности наблюдается у всех детей с отклонениями в развитии, особенно впервые годы их жизни.

Система помощи предусматривает раннюю диагностику и ранее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими ЦП. В основе такой системы лежат ранее выявление еще в родильном доме или детской поликлинике среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются [40, c.21-22]:

- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза);

- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

- формирование математических представлений; развитие зрительно-моторной координации я функциональных возможностей кисти и пальцев;

- подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Важное место в коррекционно-педагогической работе отводится логопедической работе. Основными задачами являются: развитие и коррекция речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения. На настоящее время работа над коррекцией нарушений опорно-двигательного аппарата улучшается, появляются новые методы лечения, и различные упражнения.

Стоит сделать маленький под вывод, что работа с детьми у которых нарушение опорно-двигательного аппарата, очень сложна и кропотлива, стоит учитывать все сферы развития ребенка, в этом должны принимать большое активное участие все же родители. От родителей также требуется много терпения, и поддержки особенному ребенку, подчас это сложно, но ребенок не должен чувствовать себя отделенным. Коррекционная работа должна осуществляться во всех сферах, специалисты должны изначально договориться о той или ной методике лечения — это прежде всего один из главных пунктов реабилитации.

Выводы по первой главе

Мы выяснили, что опорно-двигательный аппарат это система которая состоит из костной ткани, образующей скелет, который придает телу внешнюю форму и обеспечивает его надежное строение, защищающее от повреждений внутренние органы; мышц, покрывающих скелет и вместе с костями обеспечивающий двигательную активность человека, и, наконец, суставов и сухожилий, соединяющих мышцы и кости между собой. Так же мы выяснили что нарушение опорно- двигательного аппарата носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического либо периферического типа.

Нарушения функций опорно- двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарат двигательный дефект является ведущим (недоразвитие, задержка формирования или утрата двигательных функций) Всё это приводит к тому, что все двигательные функции формируются с задержкой и с нарушением - с опозданием идет формирование функций удержания головы, навыки ходьбы, стояния, манипулятивной деятельности.

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

1. Заболевания нервной системы детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; артрогрипоз (врожденное уродство).

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).

Все вышеназванные особенности развития и трудности в нарушении опорно-двигательного аппарата необходимо учитывать при организации учебно- воспитательной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения. Особую важность это приобретает в условиях инклюзивного образования, т.к. включение детей с двигательными нарушениями в педагогический процесс общеобразовательной школы создает для них дополнительные трудности и негативные особенности развития проявляются более ярко.

Стоит сделать маленький под вывод, что работа с детьми у которых нарушение опорно-двигательного аппарата, очень сложна и кропотлива, стоит учитывать все сферы развития ребенка, в этом должны принимать большое активное участие все же родители. От родителей также требуется много терпения, и поддержки особенному ребенку, подчас это сложно, но ребенок не должен чувствовать себя отделенным. Коррекционная работа должна осуществляться во всех сферах, специалисты должны изначально договориться о той или ной методике лечения — это прежде всего один из главных пунктов реабилитации.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2369 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.